Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Конституция РФ устанавливает, что Россия является правовым государством. Эти конституционные положения определяют содержание деятельности всех ветвей и уровней власти как обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Положения Конституции РФ о правах человека определяются аксиоматическими предпочтениями людей и являются важным достижением государства. Обеспечение и защита прав человека, прав и свобод граждан осуществляется как государственными, так и негосударственными организациями, в том числе органами государственной власти и местного самоуправления, другими государственными и негосударственными организациями.
На протяжении последнего десятилетия одним из главных национальных приоритетов РФ является обеспечение безопасного и благополучного детства. В 2020 году были внесены изменения и дополнения в Конституцию РФ, провозгласившие детей важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие полноценному духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию патриотизма, гражданственности, уважения к старшим.
Защита прав всех детей, создание эффективной системы профилактики преступлений против детей и преступлений, совершаемых самими детьми, - основные задачи Десятилетия ребенка, объявленного Указом Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 .
Рассмотрим весь перечень нормативно-правовых актов в области защиты прав ребенка.
Объектом исследования выступает правовые отношение в области исследования законодательных и иные нормативных правовых актов в области защиты прав ребёнка.
Предметом исследования являются правовые нормы, характеризующие особенности законодательных и иные нормативных правовых актов в области защиты прав ребёнка.
Целью исследования является анализ законодательных и иные нормативных правовых актов в области защиты прав ребёнка.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть основные законодательные нормативные правовые акты в области защиты прав ребёнка;
2.исследовать субъектов в области защиты прав ребёнка;
3.дать понятие правозащитной деятельности и детских правозащитных организаций;
4.определить гражданско-правовые особенности взаимодействия детских общественных правозащитных организаций с государством.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное законодательство и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых, такие как: Авдонина Ю.Н., Бойко Н.Н., Болтовская Т.В., Дергунова В.А., Зыков С.В., Жилина Е.А., Кругликов Г.И., Скакун В.А., Муратова С.А., Нарутто С.В., Шалаева А.А. и другие авторы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем развития законодательных и иные нормативных правовых актов в области защиты прав ребёнка.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЁНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Основные законодательные нормативные правовые акты в области защиты прав ребёнка
Право - это система общеобязательных и формально определенных норм, представляющих собой меру человеческой свободы, принятых или санкционированных государством и защищенных от посягательств с его стороны [12].
Права ребенка - это права и свободы, которыми должны обладать все дети независимо от расы, пола, языка, религии, места рождения, национального и социального происхождения, имущественного, сословного и иного положения.
А.В. Демин утверждал, что "правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на общественные отношения, осуществляемое государством с помощью специальных правовых средств в целях организации, упорядочения и стабилизации общественных отношений" [14].
Основные международные документы ЮНИСЕФ по защите прав детей включают:
- Декларация прав ребенка (1959) [1];
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989) [2];
- Всеобщая декларация об обеспечении выживания, защиты и развития ребенка (1990) [3].
Декларация прав ребенка стала первым международным документом. Десять принципов, изложенных в Декларации, провозглашают такие права детей, как имя, национальность, привязанность, понимание, материальная безопасность, социальная защита, доступ к образованию и возможность физического, нравственного и духовного развития в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите детей.
Декларация прав ребенка была принята в 1959 году. Это был первый международный документ, посвященный правам ребенка. В Декларации говорится, что "дети, в силу их физической и умственной незрелости, нуждаются в особой защите и заботе, включая соответствующую правовую защиту, как до, так и после рождения". Декларация направлена на то, чтобы обеспечить детям счастливое детство. Взрослых призывают признавать и уважать права детей.
Декларация прав ребенка содержит десять принципов, провозглашающих права детей на имя, национальность, привязанность, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, возможность получить образование и возможность развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Согласно положениям документа, все дети должны получать своевременную помощь и быть защищены от всех форм жестокости, насилия, пренебрежения и эксплуатации.
На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ - Конвенция о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, в которых подробно описывается право каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своего потенциала в условиях, свободных от голода, недостатка, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений [14].
Конвенция о правах ребенка была принята в 1989 году. Она является одним из основных документов по правам ребенка на международном уровне. Конвенция охватывает широкий спектр прав детей и содержит 54 статьи, в которых подробно описывается право каждого человека на полное развитие своего потенциала до совершеннолетия в условиях, свободных от голода, недостатка, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Основная цель Конвенции - обеспечить максимальную защиту прав, свобод и интересов детей. Это обусловлено тем, что роль подрастающего поколения имеет решающее значение для обеспечения выживания общества и прогнозирования его будущего развития. Однако следует признать, что ни одна страна в мире не может претендовать на роль образца в области соблюдения прав детей.
Конвенция о правах ребенка является одним из основных документов по правам ребенка на международном уровне. Конвенция содержит статьи, которые охватывают широкий спектр прав детей и подробно описывают право каждого человека на полное развитие своих способностей до совершеннолетия в условиях, свободных от голода, недостатка, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Основная цель Конвенции - обеспечить максимальную защиту прав, свобод и интересов детей. Это обусловлено тем, что роль подрастающего поколения имеет решающее значение для обеспечения выживания общества и прогнозирования его будущего развития. Однако следует признать, что ни одна страна в мире не может претендовать на роль образца в области соблюдения прав детей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Декларация прав ребенка (1959) // http://www.pravo.gov.ru, 02.12.2023
2. Конвенция ООН о правах ребенка (1989) // http://www.pravo.gov.ru, 02.12.2023
3. Всеобщая декларация об обеспечении выживания, защиты и развития ребенка (1990) // http://www.pravo.gov.ru, 02.12.2023
4. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
5. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301
6. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410
7. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16
8. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.04.2023)"Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3802
9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023)"Об образовании в РФ"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.
10. Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 "Об объявлении в РФ Десятилетия детства" // Собрание законодательства РФ, 05.06.2017, № 23, ст. 3309
11. Постановление Правительства РФ от 06.05.2006 № 272 (ред. от 18.08.2018) "О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав" (вместе с "Положением о Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав") // Собрание законодательства РФ, 08.05.2006, № 19, ст. 2093
12. Авдонина Ю.Н. Правовая политика в сфере защиты прав несовершеннолетних: опыт РФ и зарубежных правопорядков // Арбитражный и гражданский процесс. 2023. № 4. С. 17 - 21.
13. Бойко, Н. Н. Правозащитные организации и их роль в защите прав человека в современной России / Н. Н. Бойко, Л. С. Стуколова // Вестник университета (Российско-Таджикский (Славянский) университет). – 2018. – № 1(61). – С. 34-41.
14. Болтовская, Т. В. Защита прав и интересов детей органами опеки и попечительства / Т. В. Болтовская // Актуальные исследования. – 2021. – № 51(78). – С. 73-75.
15. Ветчинников, Д. В. Правозащитные организации в условиях цифровой экономики / Д. В. Ветчинников // Теория права и межгосударственных отношений. – 2020. – № 2(12). – С. 46-57.
16. Дергунова, В. А. Соотношение прав родителей и детей и их защита при исполнении решений судов о воспитании детей / В. А. Дергунова // Семейное и жилищное право. – 2020. – № 3. – С. 8-10.
17. Зыков С.В. О государственной правовой семейной политике в РФ / С.В. Зыков // Семейное и жилищное право. 2020. № 1. С. 13 - 17.
18. Жилина, Е. А. Защита прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, находящихся в воспитательных учреждениях / Е. А. Жилина // Студенческий форум. – 2019. – № 36-2(87). – С. 28-30.
19. Кругликов, Г. И. Методическая работа мастера профессионального обучения [Текст]: учебно-методическое пособие / Г. И. Кругликов. - М.: Академия, 2018. - 155 с. : ил. - (Библиотечка мастера профессионального обучения);
20. Кругликов, Г. И. Настольная книга мастера профессионального обучения [Текст]: учебное пособие / Г. И. Кругликов. - 5-е изд., стереот. - М.: Академия, 2018;
21. Скакун, В. А. Организация и методика профессионального обучения [Текст]: учебное пособие / В. А. Скакун. - М. : ФОРУМ:ИНФРА-М, 2019. - 336 с.: ил. - (Профессиональное образование);
22. Среднее профессиональное образование. Комплект. [Текст]: ежемесячный теоретический и научно-методический журнал – М.: СПО. – Выходит ежемесячно.
23. Муратова С.А. Способы и формы защиты прав несовершеннолетних детей // Законы России: опыт, анализ, практика. 2023. № 6. С. 43 - 46.
24. Нарутто С.В. Семья как конституционная ценность // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 5. С. 24
25. Шалаева, А. А. Правозащитные организации: понятие и проблемы классификации / А. А. Шалаева, И. С. Алехина // Управленческое консультирование. – 2018. – № 5(113). – С. 53-58.