Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире иностранный язык занимает важную часть нашей жизни, поэтому в школе обучающихся начинают обучать английскому языку уже на начальной ступени обучения. Отдельное внимание при обучении английскому языку учитель уделяет формированию лексики, т.к. она является фундаментом для изучения любого языка.
Формирование лексических навыков является важной частью процесса обучения английскому языку, посредством которых ученики узнают реалии изучаемого языка. В процессе изучения английского языка все навыки, в том числе и лексические, формируются во время речи. Структура лексического навыка неотделима от структуры речевого акта, который включает в себя звуковую форму лексических единиц, операции их выделения и сочетания, речевое задание. Все компоненты лексических навыков тесно связаны между собой, и любое их обособление ведет к разрушению всей структуры навыка.
В методике английскому языку важной частью обучения является организации обучения и оценки развития речевых навыков. В настоящее время современное образование предопределяет необходимость в поиске новых методов обучения лексики обучающихся в процессе начального иноязычного обучения.
Проблема исследования: каковы современные методы и приемы обучения лексике обучающихся на уроках английского языка в начальной школе?
Актуальность исследования по организации обучения лексики на уроках английского языка в начальной школе является неоспоримой. В современном информационном обществе знание иностранных языков приобретает все большее значение. Английский язык, будучи одним из наиболее распространенных языков международного общения, становится неотъемлемой частью современной культуры и коммуникации.
Объектом исследования является процесс обучения лексике на уроках английского языка в начальной школе.
В качестве предмета исследования выступает современные методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка в начальной школе.
Цель данной работы – разработать комплекс упражнений для обучения лексике на уроках английского языка в начальной школе.
Для реализации данной цели потребовалось решить следующие задачи:
1) рассмотреть лексику как языковой аспект;
2) описать значение и особенности обучения иноязычной лексике младших школьников;
3) раскрыть современные методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка в начальной школе;
4) провести анализ УМК по английскому языку и разработать комплекс упражнений для обучения лексике на уроках английского языка в начальной школе.
В ходе исследования использовались методы:
1) изучение и анализ психолого-педагогических, учебно-методической и методических источников по теме исследования;
2) изучение и обобщение педагогического опыта.
Теоретическую основу исследования составляют положения, разработанные исследователями:
― теория и практика обучения ИЯ в рамках коммуникативного подхода и обучения лексики (Г. В. Рогова, А. Н. Щукин);
― идеи и закономерности организации процесса обучения основным видам иноязычной речевой деятельности (Н. Д. Гальскова, И. Е. Пассов).
Практическая значимость работы определяется возможностью применения практических наработок в виде комплекса иноязычных лексических упражнений. Материалы и выводы исследования могут найти применение в разработке программ по методике обучения английскому языку в школе.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, включающего в себя 22 источника.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1 Определение основных понятий и терминов
Понятие «лексика» многоаспектно, поэтому его следует рассматривать как совокупность слов языка. В контексте нашего исследования наиболее важным является изучение понятия «лексический навык». Психологи (И. А. Зимняя, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев) и методисты (Е.И. Пассов, С.Ф. Шатилов) обратили внимание на эту мысль и рассматривали ее с разных сторон. Под лексическим навыком понимается понимание синтезированного процесса выбора лексической единицы на основе ее значений и сочетания с другими лексическими единицами языка. Кроме того, основой лексических навыков являются лексические динамические связи, которые действуют в форме слов и выражений.
Вопрос формирования лексических навыков в рамках методики обучения английскому языку является одной из важнейших проблем обучения языку в общеобразовательной школе. Знание лексической иноязычной системы и ее практическое использование позволяют развить вербально-семантический уровень вторичной языковой личности обучающегося.
Е.И. Пассов и И.Н. Дмитрусенко указывают на сложность и структуру лексического навыка как элемента овладения иностранным языком. И. Н. Дмитрусенко выделяет три основных компонента лексического навыка:
1) вызов лексической единицы из памяти;
2) объединение лексической единицы с предыдущими и последующими единицами;
3) определение конформности выделения лексической единицы по содержанию [Дмитрусенко, 2012, с. 126], [Пассов, 1989, с. 54].
Рассмотрение отдельных компонентов лексического навыка имеет первостепенное значение, поскольку они отражаются при выборе наиболее подходящих методов обучения и при выборе лексических единиц, предназначенных для формирования лексического навыка в рамках изучения иностранного языка. Согласно Н.Д. Гальсковой лексические навыки делятся на две группы:
― продуктивные лексические навыки, то есть навыки выбора и использования слов в речи и письме;
― рецептивные лексические навыки, то есть навыки распознавания и понимания слов во время чтения и прослушивания [Гальскова, 2013, с. 27].
Лексический навык имеет отношение формы и значения и, по сути, заключается в том, что он вызывает в сознании обучающихся непосредственное значение воспринимаемого слова или его формы и наоборот, требуемое значение вызывает соответствующую форму. В связи с этим в рамках формирования лексического навыка большое значение имеет учет семантической составляющей словаря. Что касается семантических компонентов лексики, то «единицы более дробные, чем значения, составляющие его структуру», являются носителями этих стандартов [идеальных стандартов измерения, которые выделяются в определенных аспектах в проецируемой реальности], и их соответствие признакам проецируемой реальности позволяет выразить этот объект словом» [Бронская, 2012, с. 14].
Лексический навык тесно связан с концепциями активного и пассивного лексического минимума или словаря. В активный словарь входят слова, которые обучающиеся часто используют для выражения своих мыслей в устной и письменной форме. Что касается пассивной лексики, то она состоит из лексических единиц, которые обучающиеся должны понимать при чтении и прослушивании английского языка. Кроме того, выделяется так называемый потенциальный словарный запас, состоящий из лексических единиц, которые обучающиеся могут понимать без словарного запаса во время чтения и прослушивания, с навыками угадывания, сформированными на начальном этапе изучения английской языка.
Объем активного и пассивного словарного запаса варьируется на разных этапах изучения английского языка. Например, к концу периода обучения в начальной школе пассивный словарный запас обычно в четыре-пять раз превышает активный [Бадалян, 2018, с. 112].
Лексические единицы на этапе формирования лексического навыка называются «тематическими примитивами» [Давыдова, 2013, с. 57]. Тематические примитивы - это традиционные темы, применимые для изучения английского языка (например, семья, дом, город, транспорт, магазин), но они практически не используются в повседневной жизни.
Лексический навык тесно связан с понятием лексическая компетенция, под которой понимается знание словарного состава языка, включающего лексический и грамматический компонент и умение их применять. Начиная с первого этапа школьного образования и заканчивая углубленным изучением иностранного языка, подчеркивается следующее словарное знание обучающихся:
― фонетические и орфографические знания;
― знания этимологии отдельных слов;
― знание различных компонентов значений лексической единицы, денотативного, коннотативного, ассоциаций со словами и т.д.;
― знание словообразовательной структуры слова;
― знание семантической структуры многозначных слов;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Английский язык. 2 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений / Н.И. Быкова, Дж. Дули, М. Д. Поспелов, В. эванс. – 15-е изд,. перераб. И доп. – М. :Express Rublished, Просвещение, 2023. – 73 с.
2. Бадалян, А. Х. Формирование и развитие лексических навыков в процессе обучения иностранному языку / А. Х. Бадалян // Молодой ученый. — 2018. — № 13 (199). — С. 111-113. — URL: https://moluch.ru/archive/199/49000/ (дата обращения: 16.01.2023).
3. Бронская, В.С. Теоретические основы формирования лексической компетенции у школьников / В. С. Бронская // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 705–706.
4. Гальскова, Н.Д. Современная цель обучения иностранным языкам: от комплексного подхода к интеграции / Н. Д. Гальскова // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации: Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим. Москва: Тезаурус, 2013. - С. 25-34.
5. Давыдова, Ю.Г. К вопросу о понятии «лексическая компетенция» на продвинутых уровнях владения иностранными языками / Ю. Г. Давыдова // Альманах современной науки и образования. 2013. - №5(72). - С. 55-60.
6. Дмитрусенко, И.Н. Критерии оценки сформированности лексического навыка / И. Н. Дмитрусенко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: лингвистика. 2012. - №25. - С. 126-127.
7. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. - Москва: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с.
8. Жежерова, В.П. Актуальные проблемы методики обучения лексике иностранного языка: когнитивная парадигма и прототипический подход к семантике слова / В. П. Жежерова // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2010. - №1. - С. 36- 43.
9. Коваленко, Е.Г. Принципы формирования лексических навыков младших школьников на уроках английского языка / Е. Г. Коваленко, Ю. С. Цатковская // The Scientific Heritage. - 2020. - №45-7 (45). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-formirovaniya-leksicheskih-navykov-mladshih-shkolnikov-na-urokah-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 29.10.2023).
10. Котрикадзе, Е.В. Современные исследования методов обучения иноязычной лексике в XIX-XXI веках / Е.В. Котрикадзе, Л.И. Жаркова // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-issledovaniya-metodov-obucheniya-inoyazychnoy-leksike-v-xix-hhi-vekah (дата обращения: 22.11.2023).
11. Никишина, И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов / И. В. Никишина. - Волгоград : Учитель, 2008. - 91 с.
12. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. – Москва : Просвещение, 2000. – 232 с.
13. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. – Москва: Русский язык, 1989. — 276 с.
14. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций / Е Н. Соловова. - Москва: Просвещение, 2014. - 239 с.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – Москва : Просвещение, 2011.
16. Федеральная рабочая программа начального общего образования Иностранный (английский язык). – М., 2023. – 142 с.
17. Шамов, А.Н. Обучение лексическому аспекту иноязычной речи в трудах П.Б. Гурвича / А. Н. Шамов // Иностранные языки в школе. - 2016. - Вып. 3. - С. 13-19.
18. Шамов, А.Н. Моделирование учебного процесса по овладению лексической стороной иноязычной речи / А.Н. Шамов // Иностранные языки в школе. - 2014. - Вып. 2. - С. 2-10.
19. Шибко, Н.Л., Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие для иностранных студентов филологических специальностей. / Н. Л. Шибко. – СПб.: Златоуст, 2015. – 336 с.
20. Щукин, А.Н. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы) / А.Н. Щукин. – Москва: ВК, 2012. - 335 с.