Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования.
Шумерская история и мифология были окутаны тайной на протяжении тысячелетий. Эти рассказы о самой первой цивилизации в мире теперь представлены дневному свету, очаровывая мужчин и женщин по всему миру. Истории Энлиля, Энкиду и Гильгамеша находят новую аудиторию, людей, заинтересованных в изучении мира, в котором люди чувствовали и переживали совсем не так, как чувствуем сегодня. Шумерская мифология была настолько мощной, что некоторые из их богов проникли в разные культуры, самым известным примером этого является Афродита, которая начала свою жизнь как шумерская богиня Инанна.
Шумерская цивилизация стала неотъемлемой частью современной жизни, даже если большинство об этом не подозревает. То, как измеряем время, наблюдаем за звездами и даже сажаем и выращиваем сельскохозяйственные культуры, во многом связано с достижениями шумеров более шести тысяч лет назад. И такие герои, как Гильгамеш, помогли определить, что значит быть героем сегодня. Это были люди, ставшие богами, заслужившие свое место в бессмертии разными способами. Шумеры использовали свои истории как способ научить других тому, как они живут, и даже помочь себе понять свой мир [12].
Эти рассказы о героях и богах были очень важны для жителей Месопотамии, и изучение их — единственный способ понять, в каком мире они жили и чем он отличался от нашего. Это был мир птиц с лицами львов, богов с птичьими крыльями и соблазнительных богинь, которые символически выходили замуж за королей различных городов-государств. Шумеры рассказывали множество историй о таких богах, как Инанна, Ан, Ашур и Энлиль, истории, которые помогли цивилизациям Месопотамии просуществовать почти 4000 лет. Действительно, европейские путешественники на Восток в XVIII веке обнаружили, что все еще существуют районы, где богине Инанне (которой тогда было более пяти тысяч лет) все еще тайно поклонялись.
Мир шумеров был непохож на наш. Люди, составляющие сердце шумерской цивилизации, живущие в современном Ираке, Кувейте, Турции и других местах, были частью культуры, настолько далекой от того, как мы думаем и воспринимаем сегодня, что она почти неузнаваема. Это был мир великих империй: Аккадской, Хурритской, Ассирийской и Вавилонской. Это был мир легендарного богатства и красоты [7].
Объектом исследования являются произведения искусства Древних шумеров.
Предметом исследования являются мифологические сюжеты в произведениях искусства Древних шумеров в контексте исторического развития европейской цивилизации.
Задачи работы:
•Рассмотреть Шумер: колыбель цивилизации.
•Исследовать Шумерскую мифологии и концепцию Бога.
•Проанализировать мифологические сюжеты в произведении искусств древних Шумеров.
Гипотеза исследования - в том, что благодаря мифологическим сюжетам в произведениях искусства Древних шумеров на современном этапе происходит погружение в изучение восточного искусства — древнейшего из известных искусств Месопотамии.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в учебных курсах. Курсовая работа может служить основанием для дальнейших теоретических исследований по вопросам мифологическим сюжетам в произведениях искусства Древних шумеров при изучении древней истории на современном этапе.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе рассмотрены мифологические сюжеты в произведениях искусства Древних шумеров при изучении мировой истории на современном этапе.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура работы: содержание, введение, двух глав, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы.
Глава 1. Мифологические сюжеты в произведениях искусства Древних шумеров
1.1. Шумер: колыбель цивилизации
Шумерская религия носила политеистический характер, и шумеры поклонялись множеству божеств. Эти божества были антропоморфными существами и должны были представлять природные силы мира. Некоторые из этих божеств также имели своих аналогов в религиях других месопотамских народов . Было подсчитано, что число божеств в шумерском пантеоне исчислялось сотнями или даже тысячами. Тем не менее, некоторые боги и богини играют более важную роль в религии Шумера и, таким образом, могут считаться главными божествами шумерского пантеона [3].
Шумеры были первыми известными людьми, поселившимися в Месопотамии более 7000 лет назад . Расположенный в самой южной части Месопотамии между реками Тигр и Евфрат (современный Ирак), Шумер часто называли колыбелью цивилизации. К 4-му тысячелетию до нашей эры здесь была создана развитая система письменности, впечатляющих искусств и архитектуры, астрономии и математики. Аккадцы последовали за шумерами, заимствовав их культуру, создав собственный новый язык и создав первую в мире империю.
Шумеры были среди первых известных культур, которые разработали множество критериев, которые используются для определения «цивилизации». Им приписывают создание сводов законов, плуга, парусной лодки и лунного календаря. Они также разработали систему счисления, на основе числа 60, которое до сих пор используется для измерения секунд и минут. Однако, вероятно, самым известным наследием является их система письма. Шумеры разработали одну из самых ранних систем письма, известную как клинопись или клинообразные символы. Затем таблички сушили Сохранились сотни тысяч этих табличек, открывающих окно в шумерскую культуру, экономику, право, литературу, политику и религию [4].
Расположенный в месте, которое древние греки называли Месопотамией , что означает «земля между реками», Шумер представлял собой совокупность городов-государств или городов, которые также были независимыми государствами, некоторые из которых просуществовали 3000 лет. Примерно с 3500 г. до н.э. шумеры начали строить города-крепости, в том числе Ур, столицу цивилизации. В каждом из этих городов были общественные здания, рынки, мастерские и развитые системы водоснабжения, и они были окружены деревнями и землями для сельского хозяйства. Политическая власть первоначально принадлежала гражданам, но по мере усиления соперничества между различными городами-государствами каждый из них принял институт королевской власти.
Считалось, что каждый город-государство находился под властью местного бога или богини, и их храмы доминировали в городской архитектуре. Шумеры верили, что их боги несут ответственность за все вопросы, касающиеся природного и социального порядка.
Самый важный бог шумерского пантеона — Ан (аккадцам известный также как Ану). Ан считался богом неба и первоначально считался повелителем небес или верховным божеством шумерского пантеона. Позже роль лидера Ана либо разделили, либо взяли на себя другие боги. Тем не менее, он сохранил свое значение и продолжал пользоваться уважением. Например, когда другие божества приобрели известность, они, как говорят, получили ануту ( что можно перевести как «сила»), показывая тем самым, что возвышенный статус Ана сохранялся, даже несмотря на то, что его заменил другой бог в качестве верховного. Божество [10].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Всемирная история. Т. 1: Древний мир. М.: Наука, 2011. — 822 с
2.Дьяконов И. М. Пути истории: от древнейшего человека до наших дней. 2-е изд. М.: КомКнига, 2007
3.Емельянов В.В. Древний Шумер. Очерки культуры. СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. 368 с.
4.История Древней Греции: Учеб/Ю.В.Андреев, Г.А.Кошеленко, В.И. Кузищин, Л.П. Маринович; Под ред. В.И. Кузищина.-3-е изд., перераб. и доп.- М.:Высш. шк., 2001.399 с.
5.История Востока. Т.1: Восток в древности. М., 2009. — 688 с
6.История Древнего Востока / под ред. В.И. Кузищина. М., 2012.-497с.
7.История Древнего Востока. Тексты и документы / под ред. В.И. Кузищина. М., 2002.-720с.
8.Историография истории Древнего Востока / под ред. В.И. Кузищина. 2008. Т.1-719с.
9.Историография истории Древнего Востока / под ред. В.И. Кузищина. 2009. Т.2.- 416с
10.Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. 235 с
11.Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на земле / пер. А. В. Милосердовой. М. : Центрполиграф, 2021
12.Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 512 с
13.Легрен, Л. «Древнее шумерское искусство». Музейный журнал XIX, вып. 3 (сентябрь 1928 г.): 221–247. По состоянию на 5 декабря 2023 г. https://www.penn.museum/sites/journal/9132/.
14.Оппенхейм А. Л. Древняя Месопотамия / пер. М. Н. Ботвинника. 2-е. изд. М.: Наука, Главная редакция восточной лит-ры, 1990
15.Ur J. Southern Mesopotamia // A Companion to the Archaeology of the Ancient Near East / ed. by D. T. Potts. USA: Blackwell Publishing Ltd, 2012.