Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Анорексия является болезнью, которая поражает преимущественно женщин, и
заболеваемость ею наиболее высока среди молодых женщин среднего класса в западных
странах.
Анализ анорексии как нарушения пищевого поведения требует четкого понимания
социологических аспектов. Социология тела понимает тело как элемент общественной
жизни: представления о теле различаются в материальном и культурном плане, отражают
категории культуры. Можно предположить, что нервная анорексия представляет собой
попытку трансформации понятия женского тела в современной культуре. Анорексичные
женщины стремятся превзойти аппетит и не допускать вторжений в организм, создавая
замкнутое, раздельное и неприкосновенное анорексическое тело.
1. Теоретические основы исследования анорексии в социологии
1.1 Социологические концепции тела и телесности
Анорексия – расстройство пищевого поведения, характеризующееся заметно сниженным
аппетитом или полным отвращением к пище. Анорексия - серьезное психологическое
расстройство. Это состояние, которое выходит далеко за пределы контроля диеты.
Человек с анорексией, чаще всего девушка или молодая женщина, изначально начинает
диету, чтобы похудеть. Со временем потеря веса становится признаком мастерства и
контроля. Стремление стать тоньше считается второстепенным по отношению к заботам о
контроле и страхам, связанным с телом. Индивид продолжает бесконечный цикл
редуцирования приемов пищи еды, часто прибегая к голоданию. Это становится
навязчивой идеей и похоже на зависимость от наркотиков. Анорексия может быть
опасной для жизни. Также данное расстройство пищевого поведения носит название
«нервная анорексия».
Теория тела стимулировалась в значительной степени исследованиями в области
антропологии, а не социологии, потому что в досовременных обществах именно тело
было носителем знаков социального статуса, семейного положения, принадлежности к
тому или иному племени или религии, пола, возраста. С помощью тела люди передавали
информацию о себе окружающим. В подобных обществах тело было гораздо важнее, чем
3
в современных, и более распространено в качестве объекта общественно значимой
символики, часто проявляющейся посредством различных украшений, татуировок,
шрамов . На сегодняшний день общепризнанным является тот факт, что внешний облик
человека (одежда, осанка, косметика) является значительным показателем его стиля
жизни и благосостояния.
Классическая социология не смогла создать подлинную социологию тела, поскольку её
интересовали общие черты различных индустриальных капиталистических обществ, а не
различия между людьми на разных этапах развития. В целом социологи практически
всегда отрицали значимость генетических, физических и индивидуально-психологических
факторов в социальной жизни людей . И только в постмодернистской критике
рационального подхода проблема тела вновь была поднята и стала обсуждаться с позиций
соотношения человеческих желаний и разума.
В ранних версиях функционализма появление «тела» в социологических теориях стало
возможным лишь тогда, когда укрепилось представление о теле как об органической
системе. Особенно это касается аналогий с живыми организмами, характерными для
эволюционизма Г. Спенсера.
Теория действия М. Вебера является своего рода негативной реакцией на некоторые
аспекты эволюционной теории. Следствием этого стало то, что понятие «живого тела»,
которое использовалось в феноменологической и экзистенциалистской философской
традиции, было потеряно для социологии . В результате этого тело, как органическая
система, или было отдано на рассмотрение другим дисциплинам, или стало одним из
определяющих действие факторов. Таким образом, тело являлось чем-то внешним по
отношению к действующему агенту, принимающему решения.
Ещё одним показателем «пренебрежения телом» в социальной теории стал тот факт, что
социология не проявляла интерес к идее тела как к системе классификации современного
индустриального общества.
1.2 Телесный образ как фактор социальной интеграции и изоляции
На сегодняшний день для человека его тело во многом определяет его профессиональную,
социальную и личностную успешность и востребованность. Поэтому в последнее время
люди активно пользуются услугами, обеспечивающими их красивыми и здоровыми
телами (спортивные залы, фитнес-клубы, салоны красоты, пластическая хирургия).
Внешняя привлекательность в наше время важна не только для женщин, для которых
давление со стороны окружающих является привычным, но и для мужчин большинства
западных стран. По результатам опроса, проведённого Поуп и коллегами , мужчины, как и
женщины, готовы идти на ощутимые жертвы для получения необходимой им формы. Но в
отличие от женщин, для которых одной из главных целей является стройная фигура,
мужчины добиваются накаченного и мускулистого тела (вес для них не столь важен).
Пауль Шильдер считает образ тела субъективным пространственным образом восприятия,
который образуется в результате взаимодействия с другими людьми. В его статье «Образ
тела и социальная психология» (1933) в качестве образа тела выступают представления
человека о собственном теле. При этом образ тела динамичен и образуется из различных
элементов переживания телесного опыта. Так, Р.Бернс и В.Шонфельд предлагают
различные факторы, под воздействием которых формируется образ тела :
1) реальное субъективное внешнее восприятие тела с точки зрения функциональной
способности в целом;
2) интериоризованные психологические факторы, возникающие в связи с
эмоциональными переживаниями и различными жизненными ситуациями индивида;
3) социологические факторы-реакции окружающих на индивида и его интерпретация этих
реакций;
4
4) интегрирующий фактор, идеальный образ тела, суммирующий отношение индивида к
своему телу, который возникает в результате конкретных наблюдений, сравнений и
отождествлений с телесными качествами других людей.
1.3 Анорексия как социальное явление
В современном мире стремление к идеальной внешности является важнейшей целью
человека, в первую очередь женщины. Если, к примеру, в Средние века в качестве
идеального женского тела выступали округлые формы, свидетельствовавшие о
плодородии, то сейчас идеальными считаются молодость и стройность (даже худоба) .
Поэтому в настоящее время получило распространение такое явление, как «тирания
стройности» (она же анорексия ), представляющее собой совокупность технологий,
приводящих тело «в норму», в соответствии с доминирующими эталонами красоты и
репрезентации худого тела как образца . Так, за последние два-три десятилетия ХХ века
количество людей, преимущественно женщин, чьи тела отличаются особой стройностью и
даже худобой, колоссально возросло. Многие люди, соблюдающие изнурительные диеты,
мечтают приобрести это «модное» заболевание. Они видят только одно проявление этой
болезни – чрезмерную худобу, но о других ужасающих последствиях анорексии они не
думают. Так, больные анорексией никогда не бывают довольны своим весом: сколько бы
они ни теряли, им всегда будет этого мало. Они будут продолжать чувствовать себя
толстыми и ощущать несовершенство своего тела, при этом загоняя себя в угол
собственными страхами.
2. Эмпирическое исследование особенностей нервной анорексии как социального явления
С целью исследования особенностей представленности анорексии как социального
явления в сети Интернет был проведен контент-анализ в социальной сети ВКонтакте.
По запросу «анорексия» было найдено 689 сообществ, что свидетельствует о широкой
популярности данной темы среди молодежи.
Для анализа были выбраны следующие группы:
– «Анорексия» (общее количество участников – 158935;
– «Подслушано анорексия», общее количество участников - 109 117;
- «40 кг» – общее количество участников – 5 152 518
- Always hungry, always thin-[AHAT], общее количество участников – 9320
Как следует из таблицы 2.1, социальная сеть ВК содержит большее количество групп,
объединенных темой снижения и контроля веса, которые характеризуется большим
количеством участников.
Результаты контент-анализа показали, что девушки, зарегистрированные в социальной
сети ВК, достаточно активно общаются на тему снижения, контроля веса и анорексии.
Контент данных групп включает в себя несколько категорий:
1. Мотивационные картинки с изображением худых девушек с различными
подписями:
Например, «Не жри, красотка» (АНАТ), «Маленькие шаги значительно быстрее приведут
вас к результату, чем откладывание больших» (Подслушано анорексия), «ставь лайк, если
не сорвалась сегодня» (Анорексия), твое тело – результат твоих действий (Подслушано
анорексия), «Нет еде – да воде» (Анорексия).
Пример подобного рода картинок представлен на рисунке 2.1.
2. Юмор, посвященный анорексии.
Паблики на тему юмора отражают закрытость анорексичной культуры, участники
применяют специфический сленг («питька», «обменка»).
5
3. Диеты. Кроме того, в группах, посвященных анорексии участники часто делятся
различными диетами. Самые жесткие и популярные диеты — «питька» и сухой голод.
Первая предлагает не просто сбросить вес (для этого нужно целый месяц ничего не есть, а
только пить кофе, чай, соки, кефир).
Также в группах предлагаются диеты с экстремальным снижением количества калорий.
Пример представлен на рисунке 2.3 и взят из группы АНАТ.
Заключение
Теоретический анализ в курсовой работе позволяет сделать вывод, что анорексия является
социально обусловленным расстройством в силу навязывания извне стереотипов
идеальной фигуры и концептов здорового питания.
Ряд женщин в настоящее время занимается культуризмом, однако, многие не думают о
последствиях, когда стремятся достичь того идеала, который бы соответствовал их
ожиданиям. Основу поведения женщин, страдающих анорексией, составляет страх набора
лишнего веса. Они неуклонно придерживаются строгих диет и изнуряют себя
физическими упражнениями.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Акчурин, Б. Г. Телесность как проявление человеческого потенциала /Б. Г.
Акчурин // Социально - гуманитарные знания. – 2004. – № 2. С. 312-320.
2. Анорексия – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org – Дата
обращения: 16.05.2018.
3. Быховская, И. М. «Homosomatikos»: аксиология человеческого тела /И. М.
Быховская. – М.: Академия, 2000. – 208 с.
4. Визитей, Н. Н. Физическая культура личности (проблема человеческой телесности:
методологические, социально-философские, педагогические аспекты)/ Н. Н. Визитей. –
Кишинев, 1989. – 312 с.
5. Золотоносов, М. Телоцентризм / М. Золотоносов // Вечный Петербург. – 1996. – №
68. – C. 4-8.
6. Круткин, В. Л. Телесность человека в онтологическом измерении /В. Л. Круткин. –
Ижевск: Пресс, 1997. – С. 143-151.
7. Суворова, О. С. Телесность человека как основа его жизни и единства с природой /
О. С. Суворова. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.philosophy.
nsc.ru/disc/iphras/library/wbiof0.html. – Дата обращения: 16.05.2018.
8. Brain, R. The Decorated Body/ R. Brain. – London: Huychinson, 1979. – 231 р.
9. Bordo, S. Reading the Slender Body/ S. Bordo// Feminism and Philosophy / Ed. By M.
Vetterling-Braggin et al., 1995. – P. 467-488
10. Cash, T.F. The development and validation of the Body-Image Ideals Questionnaire /
T.F. Cash // Journal of Personal Assessment. – 1995. – Vol. 64. – P. 466-477.
11. Grogan S. Body Image: Understanding Body Dissatisfaction in Men, Women, and
Children/ S. Grogan. – London: Routledge, 2008. – 214 р.
12. Hirst, P.Q. Social Relations and Human Attributes/ P.Q. Hirst, P. Wooley. – London:
Tavistock, 1982. – 113 р.
13. Levin, D.M. The Body`s Recollection of Being: Phenomenological Phychology and the
Reconstruction of Nihilism/D/ Levin – London: Routledge & Kegan Paul, 1985. – 214 р.
14. Natalie Boero and C.J. Pascoe Pro-anorexia Communities and Online Interaction:
Bringing the Pro-ana Body Online/ Natalie Boero and C.J. Pascoe – [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/1357034X12440827. – Дата
обращения: 17.05.2018.
6
15. Oberg? P. Body images among men and women of different ages // Ageing and Society/
P. Oberg, L. Tornstam. – 1999. – Vol. 19. – P. 629-644.
16. Polhemus, T. Social Aspects of the Human Body/ T. Polhemus. – Harmondsworth:
Penguin, 1978. – 211 р.
17. Pope, Jr., KG. The Adonis complex: the secret crisis of male body obsession. New York:
Free Press, 2000. – 231 р.
18. Tiggemann, M. Body image across the life span in adult women. The role of selfobjectivation/M. Tiggemann // Developmental Psychology. 2001. – Vol. 37. – P. 243-253.
19. Woodwad K. Aging and its discontents: Freud and other fictions/ K. Woodwad. –
Blooming: Indiana University Press, 1991. – 231 р.