Фрагмент для ознакомления
2
Младший школьный возраст – это сложный этап жизни ребенка, связанный с необходимостью адаптации в новых социальных условиях, которая обуславливает формирование ряда новообразований личности [16, с. 70].
При этом младший школьный возраст характеризуется сформированностью ряда психических процессов, которые были недостаточно развитыми на предыдущем возрастном этапе – в дошкольном детстве [18].
Границами младшего школьного возраста является возраст от 6–7 и до 10–11 лет, однако точные сроки данного возрастного периода зависят не от биологического возраста, а от периода обучения в начальной школе – его начала и окончания [4].
Основным видом деятельности, который является базовым для функционирования личности в младшем школьном возрасте, является учебная деятельность, которая имеет для ребенка сложный характер, требующий актуализации адаптационных механизмов, позволяющих эффективно включиться и сохранить гармоничное психологическое состояние [6].
Важной характеристикой личностного развития младших школьников является то, что они должны полностью сменить род деятельности с игровой на учебную, что приводит к формированию нового высокого уровня ответственности, самоконтроля, дисциплины.
В социальных коллективах, которые возникают в начальной школе, формируются иные законы, связанные с инструментальным взаимодействием участников, нежели это было в дошкольном детстве [4].
Все психические процессы и личностные особенности в младшем школьном возрасте формируются и развиваются в процессе учебной деятельности, сменяющей в этом качестве игровую деятельность. Включение личности в учебную деятельность обуславливает резкую трансформацию всех психических процессов и функций [18].
Довольно долго у учащихся начальной школы развивается конструктивное отношение к учению. На первом этапе младшие школьники не понимают, зачем нужна учебная деятельность. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений [16, с. 71].
Если ребенок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учебной деятельности, что негативно влияет на уровень успеваемости и вовлеченности в учебный процесс [6].
В первую очередь, у младшего школьника возникает интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания того, зачем она нужна. После того, как младшим школьникам становится интересен результат их учебного труда, начинает возникать интерес к содержанию учебной деятельности, к процессу получения знаний [16, с. 72].
Данная основа является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям. Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием учащимися начальных классов чувства удовлетворения от своих достижений [20, с. 104].
Чтобы это чувство стало характеризоваться стабильностью, младшему школьнику важно получать одобрение, похвалу учителя, который должен обращать внимание на каждый, даже самый маленький успех [18].
Таким образом, можно сделать вывод, что младшие школьники, которые вступили на путь учебной деятельности, характеризуются активным развитием психических процессов, которое стимулируется процессом обучения, а также характеризуются рядом личностных особенностей, которые связаны с определенной дезадаптацией в новой социальной обстановке [16, с. 73].
Обучение младших школьников представляет собой сложный, многомерный процесс, который требует очень грамотной организации, поскольку удержание учебной мотивации учащихся начальных классов является проблемой для многих учителей [20, с. 105].
1.2. Научные подходы к понятию самооценки
В процессе своей жизнедеятельности человек как социальное существо постоянно получает оценку своим поступкам и действиям как со стороны окружающих людей, которые занимают важное место в его жизни, так и от общества в целом. На основе таких оценок в течение жизненного пути каждого человека происходит формирование самооценки, которая оказывает существенное влияние на функционирование таких психических компонентов психической активности личности как самодисциплины и самоконтроля [7, с. 126].
Самооценка (или же оценка человеком самого себя, своих качеств, возможностей и позиции среди других людей), являясь ядром личности, играет роль важнейшего регулятора поведения и действий человека. Именно от нее зависит то, будет ли человек успешным в жизни. Самооценка влияет на все сферы жизнедеятельности человека, а также на его профессиональную сферу [5, с. 56].
Заниженная самооценка и неумение общаться, не позволит раскрыть потенциал личности, даже если у человека выдающиеся таланты.
Самооценка – это оценивание личностью своих возможностей, качеств и места среди людей. Она является осознанием собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды, проявлением самосознания индивидуума [13, с. 135].
Самооценка существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития. Зависимость характера и продуктивности всех форм внешней активности субъекта от его отношения к себе нашла неоднократное подтверждение в психологии. Поэтому отношение человека к самому себе является одним из фундаментальных свойств его личности [8, с. 42].
Обращение к самооценке человека как специальному предмету изучения диктуется ее центральным статусом в системе психологических феноменов. Самооценка и все, что связано с человеческим «Я», расценивается в качестве чрезвычайно важного личностного образования, служащего мощным регулятивным фактором поведения. Уровень самооценки личности влияет на многие стороны жизни, будучи важным показателем психического благополучия или неблагополучия [14, с. 206].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, И.А., Коноваленко, Г.В., Щербакова, В.В. Принципы изучения самооценки в современной психологической и социологической литературе: теоретический анализ и проблемы методологии исследования / И.А. Александрова, Г.В. Коноваленко, В.В. Щербакова // Сборник статей Балтийского федерального университета им. И. Канта. – Калининград: Издательство Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2022. – С. 84–97.
2. Андриенко, О.А. К проблеме профессиональной самооценки современного педагога / О.А. Андриенко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9. № 3 (32). – С. 309–311.
3. Анисимов, О.С. Рефлексия и методология / О.С. Анисимов. – М.: Наука, 2008. – 340 с.
4. Бегиева, Б.М., Кабжихов, А.А. Психолого-педагогические особенности младших школьников / Б.М. Бегиева, А.А. Кабжихов // Вопросы науки и образования. – 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 19.01.2024).
5. Бороздина, Л.В., Молчанова, О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых / Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова. – М.: Проект–Ф, 2019. – 204 с.
6. Викторова, В.В. Младший школьный возраст как период нравственного становления личности / В.В. Викторова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mladshiy-shkolnyy-vozrast-kak-period-nravstvennogo-stanovleniya-lichnosti (дата обращения: 19.01.2024).
7. Галкина, Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход / Т.В. Галкина. – М.: Институт психологии РАН, 2017. – 398 с.
8. Доронина, Р.Д. Теоретические основы изучения самооценки в психологической литературе: виды самооценки, их краткая характеристика / Р.Д. Доронина // Молодой исследователь: вызовы и перспективы. Сборник статей. – М., 2019. – С. 42–48.
9. Еличева, В.В., Илларионова, И.В. Теоретические подходы к изучению самооценки / В.В. Еличева, И.В. Илларионова // Культурологический подход в дошкольном и специальном образовании: психолого-педагогический аспект. – 2020. – С. 119–122.
10. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – М.: Рипол–Классик, 2014. – 103 с.
11. Илларионова, И.В., Абрамова, В.С. Теоретические подходы к пониманию самооценки как психического процесса / И.В. Илларионова, В.С. Абрамова // Культурологический подход в дошкольном и специальном образовании: психолого-педагогический аспект. – 2020. – С. 109–112.
12. Козиевская, Е.В. Профессиональная самооценка в развитии мотивации достижения государственных служащих. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.психолог.н. / Е.В. Козиевская. – М.: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 1998. – 58 с.
13. Козубовский, В.М. Самооценка личности. Общая психология: личность: Учеб пособие / В.М. Козубовский. – Минск: Амалфея, 2014. – 506 с.
14. Лекарева, В.Д., Михайлова, А.Г. Исследование нравственной самооценки личности / В.Д. Лекарева, А.Г. Михайлова // Материалы научной конференции «Осознание Культуры – залог обновления общества. Перспективы развития современного общества» / Сост. В.В. Головин. – М., 2020. – С. 206–208.
15. Молчанова, О.Н. Психология самооценки: учебное пособие / О.Н. Молчанова. – М., 2020. – 236 с.
16. Суромяткина, Е.Н., Ельникова, И.И. Проблемы младших школьников в современном мире / Е.Н. Суромяткина, И.И. Ельникова // Сборник статей Норильского государственного университета. Вып. 4. Педагогика. – Норильск: Издательство Норильского государственного университета, 2022. – С. 70–82.
17. Ульябаева, Г.Ш., Шакирова, Д.М. Самооценка – что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки / Г.Ш. Ульябаева, Д.М. Шакирова // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. – № 5-1 (33). – С. 389–392.
18. Чикишева, О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О.В. Чикишева // Материалы II международной научной конференции «Проблемы и перспективы развития образования». – 2012. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2267/ (дата обращения: 19.01.2024).
19. Чумакова, Т.Н., Рыбчановский, О.А. Самооценка в зрелом возрасте / Т.Н. Чумакова, О.А. Рыбчановский // Общество – наука – инновации: сб. ст. – М., 2019. – С. 79–83.
20. Чурикова, Е.Н., Шумина, А.А., Половцева, И.К. Современные подходы к изучению младшего школьного возраста: теория и методика / Е.Н. Чурикова, А.А. Шумина, И.К. Половцева // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2022. – № 12. – С. 104–116.