Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологического благопо-лучия детей младшего подросткового возраста
§ 1.1. Понятие психологического благополучия
Понятие «психологическое благополучие» вошло в психологическую науку сравнительно недавно, и до сих пор нет его четкого определения. Синонимами психологического благополучия в исследованиях психологов рассматриваются счастье, оптимизм, удовлетворенность жизнью, субъек-тивное благополучие и другие [4].
Впервые проблема научного исследования психологического благо-получия была поставлена в конце 60-х годов ХХ века американскими пси-хологами Х. Кентрилом и М. Яходой [8].
Психологическое благополучие относится к тому, как люди оцени-вают свою жизнь. Эти оценки могут проявляться как рациональное обра-зование, так и реализовываться в форме аффекта. Когнитивная часть пси-хологического благополучия - это информационная оценка своей жизни, когда человек дает осознанные оценочные суждения об удовлетворенности своей жизнью в целом. Аффективная часть - это гедоническая оценка, ос-нованная на эмоциях и чувствах, таких как частота, с которой люди испы-тывают приятные/неприятные настроения в ответ на свою жизнь.
Одной из первых работ, посвященных психологическому благопо-лучию, стала работа Н. Брэдберна, в которой был введен этот термин, и где также проведен сравнительный анализ понятий "психологическое бла-гополучие" и "психическое здоровье". По мнению автора, субъективное благополучие индивида включает в себя удовлетворенность собой, своей жизнью и чувство счастья.
Н. Брэдберн отметил, что психологическое благополучие индивида - это своего рода баланс между последствиями негативных и позитивных аффектов. Аффект включает в себя либо удовольствие и радость от повсе-дневной жизни, либо негативные эмоции. В свою очередь, психологиче-ское благополучие представляет собой разницу между негативными и по-зитивными аффектами и выступает показателем общей удовлетворенности или неудовлетворенности личности собственной жизнью [26].
Э. Динер считает, что большое количество людей оценивают проис-ходящее с ними с точки зрения "хорошо-плохо", и такая интеллектуальная оценка всегда выражается соответствующим образом окрашенными эмо-циями. Следовательно, человек может иметь высокий уровень субъектив-ного благополучия, если в большинстве случаев он испытывает удовле-творение от жизни, и только в некоторых ситуациях испытывает неприят-ные чувства.
Э. Динер пришел к выводу, что высокий уровень психологического благополучия подразумевает высокий уровень удовлетворенности жизнью и периодическое переживание негативных чувств, связанных с пережива-нием определенных ситуаций [27].
К. Рифф предполагает, что человек обладает свободой воли и спо-собностью достигать психологического благополучия, несмотря на внеш-ние обстоятельства. Автор также критически оценивает подход к субъек-тивному благополучию как балансу отрицательных и положительных эмоций [29].
К. Рифф выделила и описала шесть основных компонентов психоло-гического благополучия:
1. Самопринятие, субъективная оценка себя и своей жизни в целом;
2. Позитивные отношения с окружающими, способность сопережи-вать и быть открытым собеседнику;
3. Автономия, способность быть независимой личностью;
4. Управление окружающей средой, успешное управление различ-ными аспектами жизни;
5. Цели в жизни, их наличие и чувство осмысленности существова-ния;
6. Личностный рост, стремление развиваться, учиться и восприни-мать новое [29].
В рамках позитивной психологии М. Селигман понимает психологи-ческое благополучие как вовлеченность человека в деятельность, прино-сящую удовлетворение, положительные эмоции в связи с этим и придаю-щую ей смысл. Полная структура субъективного благополучия, по мнению автора, включает в себя смысл, вовлеченность, положительные эмоции, по-зитивные отношения с другими людьми и позитивные достижения [30].
М. Селигман совместно с К. Петерсоном выделил разноуровневые единицы анализа фундамента психологического благополучия: сила ха-рактера и добродетели [30].
Б. Ригби и Ю.С. Хюбнер выделили такие личностные характеристи-ки, положительно коррелирующие с психологическим благополучием, как экстраверсия, оптимистичный стиль атрибуции и эмоциональная устойчи-вость. Финские психологи К. Яронен и П. Онстедт-Курки выделили следу-ющие социально-психологические факторы психологического благополу-чия:
- безопасность и комфортность домашней среды;
- атмосфера любви, характеризующаяся семейными радостями, бли-зостью и гармонией;
- открытость и доверительность межличностных взаимосвязей;
- родительский контроль и включенность в жизнь детей или подрост-ков;
- чувство значимости в семье;
- семейная поддержка отношений с людьми и видов деятельности де-тей за границами семьи [17].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста: учебное посо-бие для студентов высших учебных заведений. – М.: Юрайт, 2023. – 394с.
2. Бахарева Н.К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности: автореф. дис… канд. психол. наук. – Хаба-ровск: Изд-во Дальневосточного института психологии и психоана-лиза, 2004. – 26 с.
3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб: Питер, 2008. – 256 с.
4. Бородкина Е.В. Осмысленность жизни как фактор субъективного благополучия // Молодой ученый. – 2009. – № 2. – С. 90 – 93.
5. Бочарова Е.Е. Современные подходы в методологии исследования субъективного благополучия // Известия Саратовского университета. – 2013. – Т. 13. – С. 73 – 78.
6. Воронина А.В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологиче-ской службы: автореф. дис… канд. психол. наук. – Томск: ТГУ, 2002. – 26 с.
7. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл; Эксмо, 2003. – 1136 с.
8. Заусенко И.В. Психологическое благополучие педагога // Педагоги-ческое образование в России. – 2012. – №2. – С. 28 – 31.
9. Иванов Д.В. Межличностные отношения подростков // Самарский научный вестник. – 2013 – № 4(5). – С. 75 – 77.
10. Идобаева О.А. К вопросу о психолого-педагогической модели фор-мирования психологического благополучия личности // Вестник МГЛУ. – 2013. – Вып. 7 (667). – С. 93-101.
11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Владос, 2012. –749 с. 62
12. Карапетян Л.В. Теоретические подходы к пониманию субъективного благополучия // Известия Уральского федерального университета. – 2014. – № 1 (123). – С. 171 – 182.
13. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. – М.: Альфа, 2010. – 269 с.
14. Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика / ред. В. Ю. Большаков. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. – С. 476 – 510.
15. Лескова А.А. Психологические особенности младшего подростково-го возраста // Психолог в школе. – 2015. – 9 № 4 (16). – С . 9-13.
16. Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. – СПб: Питер, 2004. – 160 с.
17. Психологическое благополучие личности в современном образова-тельном пространстве: сб. статей / Составитель: Ю.В. Братчикова. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2013 – 146 с.
18. Пучкова Г.Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуали-зации личности: автореф. дис… канд. психол. наук. – Хабаровск: Изд-во Хабаровского гос. ун-та, 2003. – 24 с.
19. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского воз-раста. – СПб.: Питер, 2012. – 1213 с.
20. Ромицына Е.Е. Краткий очерк истории теорий развития и учения о подростках // Родители глазами подростка: Психологическая диагно-стика в медико-педагогической практике / Е.Е. Ромицына, Л.И. Вас-серман, И.А. Горьковая. – СПб: Речь, 2004. – С. 10 – 28.
21. Рубцова Н.Е., Леньков С.Л. Психологическое благополучие в проек-ции цифровой социализации // Психология человека в образовании. – 2020. – т.2, №2. – с. 143 – 149.
22. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психо-логия развития человека: Развитие субъективной реальности в онто-генезе / В.И. Слободчиков Е.И. Исаев. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с.
23. Шамионов Р.М. Самосознание и субъективное благополучие лично-сти // Проблемы социальной психологии личности / под ред. Р. М. Шамионова. – Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2008. – С. 36-41.
24. Эльконин Б.Д. Детская психология. – М.: Академия, 2007. – 384 с.
25. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб: Речь, 2000. – 416 с.
26. Bradburn N. The Structure of Psychological well-being. – Chicago: Aldene Pab, 1969. – 269 p.
27. Diener E. Most people are happy // Psychological Science. – 1996. – № 7. Р. – 181 – 185.
28. Masten A.S. Global perspectives on resilience in children and youth // Child Development. – 2014. – №85(1). – P. 6-20.
29. Ryff C.D., Singer B. The contours of positive human health // Psycholog-ical Inquiry. – 1998. – Vol. 9. – P. 1-28.
30. Seligman M.E. P., Peterson C. Positive Psychology Progress: Empirical Validation of Interventions // American Psychologist. – 2005. – Vol. 60. № 5. – P. 410-421.