Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы склонности к саморазрушающему поведению подростков в условиях СОШ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей подросткового возраста
Подростковым возрастом является возрастной этап от 11 до 15 лет. Этот период характеризуется бурной перестройкой всего организма и половым созреванием. Учёные говорят о раннем подростковом периоде и о старшем, который приравнивается к юности субъекта [8]. В этот период происходит развитие психических познавательных процессов.
Идёт интенсивное формирование личности и происходит трансформация интересов. Автор А.А. Реан отмечает, что у подростков усиленно развивается теоретическое и абстрактно-логическое мышление и существенно изменяется монологическая речь. В подростковом возрасте происходит бурное развитие эмоций. Именно это характеризует резкую смену настроений подростков и влечёт за собой повышенную возбудимость и импульсивность [11].
В мотивационной структуре также происходят значительные перемены. Практически теряют актуальность отношения с родителями и педагогами. Первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками. Подростки становятся эмоционально неустойчивыми и ранимыми. Те дети, которые склонны к самоанализу, не могут принять себя в новом качестве и стесняются своего нового облика.
Учёный Э. Эриксон считал, что многие подростки испытывают жизненный кризис, в ходе которого становятся слишком импульсивными. Он называл это кризисом идентичности, или периодом внутреннего беспорядка, в течение которого подростки принимают решение относительно ролей в жизни и своих внутренних ценностей [20].
Процесс формирования «образа Я» и взглядов на мир, у подростка сопровождается сильными аффективными переживаниями и стремлением к эмансипации. У подростков быстро развивается эмоциональный компонент самооценки. Это приводит к тому, что представители подросткового возраста убеждаются в том, что они не похожи на других людей. В чём выражается эта непохожесть они и сами не всегда понимают, но именно в этот период они сильно стремятся подражать многим взрослым. Подобные умозаключения являются благоприятным фоном для проявления повышенной тревожности и обостренного чувства одиночества.
Другой особенностью мотивационной сферы представителей подросткового возраста является возникновение потребностей и мотивов, обуславливающих поведенческие отклонения. Сложности подросткового возраста являются серьезной проблемой на основании значительных различий между требованиями, предъявляемыми обществом и различиями реальных обязанностей и прав.
Подростку приходится в относительно короткий период осваивать взрослую жизнь во всей ее сложности. У многих из них к этому возрасту накапливается множество дефектов воспитания, таких как безответственность, недостаточная уверенность в себе, повышенная тревожность и др. Подростковый возраст рассматривается исследователями как особый период становления и развития личности и как один их наиболее опасных для формирования личностного развития [17].
Д.И. Фельдштейн считал, что самоутверждение подростка может иметь социально-полярные основания – от подвига до правонарушения. Очень многое здесь зависит от характера и темперамента подростка. Стремление к лидерству и престижности как поиск самоутверждения, могут нанести серьезный урон самосознанию, порождая неадекватную самооценку и противоречивость во взаимоотношении с социальным окружением.
Автор А.Е. Личко отмечает, что в подростковом возрасте, в период полового созревания, поведение в значительной степени определяется характерными для этого периода жизни реакциями эмансипации. Прежде всего – это группирование со сверстниками, хобби и увлечения, а также формирование сексуального влечения. Данный период является переходным этапом от зависимости детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Он предполагает завершение физического, в частности полового созревания, а с другой – достижение социальной зрелости [5].
Одной из важных потребностей данного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки. Подростки начинают по-новому оценивать свои внутрисемейные отношения. Гораздо чаще они выстраивают межличностное общение в среде своих сверстников. Подросток жаждет не просто внимания, а понимания и доверия значимых взрослых.
Очень часто в жизни они играют роль, иногда не понятную даже им самим. Из-за этого часто возникают психологические барьеры, преодоление которых влечет к агрессивным формам поведения. Агрессивное поведение подростков имеет сложную природу и обусловлено разнообразными факторами. К ним можно отнести биологические, психологические и социальные факторы [9].
Автор М.Э. Паатова считает, что в основе поведения подростковых правонарушений лежат три направления личностного развития. Это:
-аморальная направленность;
-антисоциальная направленность;
-преступная направленность.
Для несовершеннолетних правонарушителей характерны четыре типа личностных отношений:
1. Негативно-пренебрежительное отношение к человеческой личности.
2. Корыстно - частно собственническое отношение.
3. Индивидуалистически - архаичное отношение.
4. Легкомысленно-безответственное отношение.
В связи с чем, можно с уверенностью говорить о том, что агрессивное поведение подростов является следствием негативного формирования личности под воздействием индивидуально-личностных и психологических факторов формирования личности в подростковый период. Под агрессивным поведением подростков будем понимать поведение, отклоняющееся от морально-нравственных, правовых норм человеческого общества и проявляющееся в различных формах социальной патологии.
На основе сформированных автором Е.В. Змановской критериев, было выделено три основные группы агрессивного поведения:
1. Антисоциальное поведение.
2. Аморальное поведение.
3.Саморазрушающее поведение.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алексеев, С.Л. Профилактика девиантного поведения молодежи:
психолого-правовой аспект [Текст] / С.Л. Алексеев // Казанский педагогический журнал. – 2012. – No3. – С. 94-102.
2. Арцимович, И.В. Характеристика субъективности подростков-
девиантнов [Текст] / И.В. Арцимович // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и
психология». – 2016. – No1. – С. 36-46.
3. Ахвердова, О.А. К вопросу исследования самосознания у
подростков с девиантным стереотипом поведения [Текст] / О. А. Ахвередова,
И.Н. Польшакова // Наука. Инновации. Технологии. – 2011. – No73. – С. 128-
132.
4. Ахметшина, И.А. Педагогика и психология девиантного поведения: учебное пособие [Текст] / И.А. Ахметшина. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2018. –141 с.
5. Вахремеева, О.А. Меры по профилактике девиантного поведения
детей-сирот [Электронный ресурс] / О.А. Вахремеева. – URL:
http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-4-35.pdf (дата обращения:
18.03.2024).
6. Воронцова, М. В. Теория деструктивности [Текст] / М. В. Воронцова,
В. Н. Макаров, Т. В. Бюндюгова. – Таганрог: Издатель А.Н. Ступин, 2014. –
360 с.
7. Губина, Н. В. Социология: норма, девиация, контроль [Текст] /
Н. В. Губина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Нижнекамск: Нижнекамский
химико-технологический институт ФГБОУ ВПО «КНИТ», 2017. – 170 с.
8. Данилова, И.А. Социология и психология управления [Текст] /
И.А. Данилова, Р.Н. Нуриева. – 2-е изд., стереот. – М.: Окей-книга, 2012. –
112 с.
9. Денисов, И.Г. Организация социально-психологического тренинга
профилактики асоциального поведения подростков [Текст] / И. Г. Денисов // Вестник ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – No4 (26). – С. 133-136.
10. Дикусар, Я.С. Влияние семьи на формирование девиантного
поведения несовершеннолетних [Текст] / Я.С. Дискусар // Вестник Южно-
Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета/ –
2017/ – No4. – С. 28-33.
11. Картушина, Л.С. Предупреждение девиантного поведения
младших школьников посредством арт-педагогических технологий [Текст] /
Л.С. Картушина // Проблемы современного педагогического образования. –
2016. – No4 (50). – С. 157-163.
12. Книжникова, С.В. Девиантология для педагогов и психологов [Текст] / С.В. Книжникова. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 363 с.
13. Ковальчук, М.А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция,
реабилитация [Текст] / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова; отв. ред.
Г.Л. Стольникова. – М.: Владос, 2014. – 286 с.
14. Колесникова, Г.И. Девиантология – наука о девиантном поведении
детей, подростков, взрослых: учебное пособие [Текст] / Г. И. Колесникова. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 235 с.
15. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология.
Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И. Ю. Кулагина,
В. Н. Колюцкий. – М.: Академический проект, 2018. – 420 с.
16. Макартычева, Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги
для подростков и их родителей [Текст] / Г.И. Макартычева. – СПб.: Речь, 2007. –368 с.
17. Минин, А.Я. Актуальные проблемы девиантного поведения
несовершеннолетних и молодежи [Текст] / А. Я. Минин, О. Ю. Краев. – М.:
Прометей, 2016. – 140 с.
18. Организация мероприятий по раннему выявлению случаев
употребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях.
Методические рекомендации [Электронный ресурс] / ФГБУ «Национальный научный центрнаркологии» Минздрава России. – Москва, 2013. – URL:
https://калейдоскоп.екатеринбург.рф/file/0429dab94604bfe464ae18aba9e84008 (дата обращения: 18.03.2024).
19. Опросник суицидального риска (модификация Т. Н. Разуваевой) [Электронный ресурс] /URL: http://кппт.рф/psix_kabinet/diagnostika_suicidalnogo_riska.pdf (дата обращения:
18.03.2024).
20. Паатова, М.Э. Теоретико-методологический анализ
социальнопедагогических феноменов «Девиантное поведение» и
«Делинквентное поведение» подростков [Текст] / М.Э. Паатова, С.Н. Бегидова, Н.Х. Хакунов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2012. – No1. – С. 96-104.
21. Пантелеева, И.Т. Комплексная программа по профилактике
правонарушений среди учащихся школы [Электронный ресурс] / И. Т. Пантелеева. – СПб., 2018. –URL: http://www.kirov.spb.ru/sc/504/docs/kpr%20po%20prof.pdf (дата обращения:
18.03.2024).
22. Сысоева, Л.С. Амбивалентность фрейдистской концепции человека
и культуры в контексте девиантного поведения [Текст] / Л. С. Сысоева // Бюллетень сибирской медицины. – 2011. – No3 (10). – С. 171-177.
23. Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии [Текст] /Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова, Н.Б. Трофимова, Т.Ф. Пушкина. – СПб.: Питер, 2010. – 304 с.
24. Шемякина, О.О. Психолого-педагогическая деятельность по
профилактике девиантного поведения подростков [Электронный ресурс] / О. О. Шемякина //Психология и право. – 2012. – No4. – URL:
https://psyjournals.ru/files/49305/psyandlaw_2011_4_Shemyakina.pdf (дата обращения:
18.03.2024).
25. Шутова, Н.В. Поверь в себя. Программа профилактики
девиантного поведения подростков в возрасте от 10 до 18 лет, в условиях
проживания в отделении для несовершеннолетних «Социальный приют для
детей» [Электронный ресурс] / Н.В. Шутова. – Белоярский, 2018. – URL:
http://methodcentr.ru/Bank/bank/296.pdf (дата обращения: 18.03.2024).