Фрагмент для ознакомления
2
Несмотря на то обстоятельство, что каждый автор телевизионной программы о путешествиях старается сделать свои эфиры авторскими, зачастую он следует стандартной структуре, наполняя ее лишь некоторыми оригинальными компонентами .
Для создания телевизионной программы о путешествиях создается специальная группа, которая состоит из автора (ведущего), оператора, менеджера, режиссера и отправляется по определенному маршруту, который заложен в концепции программы .
Каждый сюжет создается на определенной территории, где съемочная группа часто проживает в простых домах и полностью вникает в традиции и культурные и бытовые особенности того или иного места, о котором будет рассказывать выпуск программы .
Очень «важным аспектом создания телевизионной программы о путешествиях является подготовка сценария интервью или любой другой формы взаимодействия с людьми, проживающими на описываемой в выпуске территории» .
Автор программы должен очень тщательно продумать поведение участников съемочной группы, изучить традиции и этические нормы народа, понять основные особенности жизни людей в конкретном регионе или стране, чтобы задавать правильные вопросы и конструктивно вести разговор .
Кроме того, при создании программ подобного типа очень важное значение уделяется видеоряду. Оператору необходимо снимать максимальное количество сюжетов, которые впоследствии выбираются и обрабатываются .
С технологической точки зрения, существуют обязательные этапы, которые невозможно игнорировать даже в самом глубоком творческом процессе, который важен для формирования уникальной концепции телевизионной программы о путешествиях и обеспечения гарантированного интереса со стороны целевой аудитории. Эти этапы в рамках данного исследования представлены на рисунке 1.2 .
Рисунок 1.2. – Обязательные этапы создания современной телевизионной программы о путешествиях
Этап разработки идеи и концепции телевизионной программы о путешествиях представляет собой размышления автора и режиссера программы относительно актуальности той темы, которую они хотят предложить своему зрителю, а также о «технологических аспектах, которые придется учитывать в соответствии с возможностями разработчиков» .
Сбор материала для телевизионной программы о путешествиях характеризуется тем, что он осуществляется как до начала создания программы о путешествиях, так и на протяжении всего времени ее выхода. На данном этапе создатели программы о путешествиях подробно изучают научную и популярную литературу, осуществляют поиск информации в интернете и «живых» источниках .
Сценарий телевизионной программы о путешествиях представляет собой его литературную версию, в которой каждый эпизод программы должен быть прописан максимально подробно, с учетом всех технических особенностей и технологических задумок режиссеров и операторов .
«Обычно сценарий пишется на несколько выпусков вперед и, таким образом, формируется определенный алгоритм, который впоследствии упрощает построение каждого выпуска программы, ведь все выпуски должны быть оформлены и наполнены содержанием примерно в одном стиле» .
Организация съемок программы о путешествиях – процесс коммуникативный, он состоит из формирования списка участников съемок и процесса взаимодействия с различными контрагентами, которые необходимо привлечь для работы. На данном этапе отснимается материал, который впоследствии должен быть обработан, сокращен, откорректирован посредством различных компьютерных программ .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, И.И., Смелова, Н.А. Современные принципы создания телевизионной программы / И.И. Александрова, Н.А. Смелова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного телевидения: российский и зарубежный опыт». – Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2023. – С. 70–82.
2. Аскералиева, Ш.С. Особенности создания «картины мира» в трэвел-программах (на примере телепрограммы «Орел и решка») / Ш.С. Аскералиева // Материалы IX международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2017. – URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017033252?ysclid=lul7ro6psz361650066 (дата обращения: 02.04.2024).
3. Гегелова, Н.С. Трэвел-журналистика на российском телевидении / Н.С. Гегелова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Литературоведение. Журналистика». – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trevel-zhurnalistika-na-rossiyskom-televidenii?ysclid=lul7kpg4gl147811990 (дата обращения: 02.04.2024).
4. Голованова, Г.С., Николаева, О.С., Мичурина, Д.А. Технологические аспекты создания программы о путешествиях на современном телевидении / Г.С. Голованова, О.С. Николаева, Д.А. Мичурина // Вопросы изучения массовых коммуникаций. – 2023. – № 6. – С. 90–101.
5. Демидова, А.С. Трэвел-журналистика в современном медиапространстве / А.С. Демидова. – Оренбург: Статут, 2023. – 288 с.
6. Заврагина, И.М., Петренко, А.А. Теория и практика массовых коммуникаций в современной России / И.М. Заврагина, А.А. Петренко. – Владикавказ: Перспектива, 2021. – 690 с.
7. Коршунова, И.М. Трэвел-журналистика / И.М. Коршунова. – М.: Приоритет, 2023. – 460 с.
8. Марачева, А.В., Силаева, А.А. Особенности современной тревэл-журналистики / А.В. Марачева, А.А. Силаева // Аспект. – 2023. – URL: https://na-journal.ru/10-2023-jurnalistika/6624-osobennosti-sovremennoi-televizionnoi-trevel-zhurnalistiki?ysclid=lul7usnbha986406417 (дата обращения: 02.04.2024).
9. Мир наизнанку. Тревэл-шоу // Youtube. Блог-платформа. – 2024. – URL: https://www.youtube.com/channel/UCdIp4tcWOGihEQKYxzSlFaQ (дата обращения: 02.04.2024).
10. Орел и решка. Трэвел-шоу. Официальная группа // Вконтакте. Социальная сеть. – 2024. – URL: https://vk.com/orelireshka?ysclid=lul77jbd5f333479664 (дата обращения: 02.04.2024).
11. Ревенко, А.А. Программы о страноведении на центральном телевидении: исторический аспект / А.А. Ревенко // Материалы III международной научной конференции «Филологические науки в России и за рубежом». – 2015. – URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/138/8516/?ysclid=lul7nvqiez220932627 (дата обращения: 02.04.2024).
12. Ревенко, А.А. Тематическая направленность и целевое назначение программ о путешествиях и туризме на современном телевидении / А.А. Ревенко // Таврический научный обозреватель. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tematicheskaya-napravlennost-i-tselevoe-naznachenie-programm-o-puteshestviyah-i-turizme-na-otechestvennom-televidenii?ysclid=lul6s1pnax664991012 (дата обращения: 02.04.2024).
13. Салтыкова, Е.Н., Маринина, Г.В., Щенникова, А.М. Технологии и этапы создания телевизионной программы о путешествиях / Е.Н. Салыткова, Г.В. Маринина, А.М. Щенникова // Известия Самарского государственного университета. – 2023. – № 5 (126). – С. 98–117.
14. Троценко, Л.А. Типологические и формально-содержательные особенности программ о путешествиях на российском телевидении / Л.А. Троценко // Ученые заметки Тихоокеанского государственного университета. – 2017. – Т. 8. № 1.– URL: https://ejournal.pnu.edu.ru/ejournal/pub/articles/1607/ (дата обращения: 02.04.2024).
15. Феоктистова, А.П., Маврина, Г.А., Суворина, Е.Е. Практические аспекты создания телевизионной программы в современном медиапространстве: проблемы и перспективы исследования / А.П. Феоктистова, Г.А. Маврина, Е.Е, Суворина // Сборник статей Красноярского государственного университета. Вып. 3. Теория и практика массовых коммуникаций. – Красноярск: Издательство Красноярского государственного университета, 2023. – С. 65–79.
16. Шарабрина, А.В. Современное телевидение: проблемы и перспективы развития / А.В. Шарабрина. – Томск: Авангард, 2022. – 358 с.
17. Яковлева, Т.А., Паранина, С.И., Щукина, В.В. Телевизионная программа как предмет научного исследования / Т.А. Яковлева, С.И. Паранина, В.В. Щукина // Вестник Дальневосточного федерального университета. – 2023. – № 10. – С. 107–120.