Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
То, что происходит сейчас в нашем обществе, разнообразные трансформации, к примеру, курс на инновационное формирование и модернизацию - определяют надобность в пересмотре и совершенствовании теоретической парадигмы, в том числе и юридической. Потребность в обогащении и структурировании научных знаний в сфере нормотворческой правовой техники говорит о все более динамичной значимости нормативных юридических регуляторов в мировом обществе. Правовые акты современной формации, которые обеспечивают регламентирование нынешних общественных отношений, обязаны отвечать большим юридико-техническим запросам. Исходя из этого, освежение юридического массива на базе сочетания теоретического подхода и запросов правовой практики выступают актуальной задачей.
Актуальность настоящей курсовой работы определена темой исследования. Отметим, что нормативные положения федеральных органов исполнительной власти берут значительное место в системе юридического регламентирования. Они являются основной формой регулирования общественных отношений, принимаются для решения насущных управленческих задач государства. Поэтому издание правового акта должно соответствовать задачам и функциям органов исполнительной власти на современном этапе политических и социально-экономических преобразований. Помимо правотворческой деятельности в процессе реализации правотворческой функции органам исполнительной власти и их должностным лицам предоставляется право усмотрения.
На всю вышеизложенную деятельность органов исполнительной власти, бесспорно, оказывает влияние Конституционный Суд России.
Существенной целью является изучение Конституционного суда России и особенности организации конституционного контроля.
Достижением поставленной цели обуславливается постановка и разрешение следующих задач:
- изучить понятие и сущности конституционного контроля;
- обозначить особенности защиты конституционных прав и свобод человека;
- рассмотреть заимствование моделей конституционного контроля в правовой системе России;
- выделить особенности проверки конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров, осуществляемой по трем видам запросов и жалоб.
В целях достижения вышеуказанной цели были использованы традиционные положения диалектического способа научного познания, метод логического анализа и синтеза, системный метод, нормативно-логический анализ, метод сравнительного правоведения, правового моделирования и прогнозирования.
Теоретическая база курсовой работы включает в себя труды и отечественных в сфере теории государства и права, истории государства и права, конституционного права, сравнительного правоведения.
Нормативной основой являются Конституция Российской Федерации, кодифицированные акты России, федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты.
Объектом курсовой работы выступает комплекс правоотношений, складывающихся при реализации конституционного контроля и надзора.
Предмет курсовой работы составляют теоретические и практические аспекты реализации конституционного контроля и надзора в современный период, их содержательная и нормативная основа.
Курсовая работа представлена введением, двумя главами, которые включают в себя четыре параграфа, заключением, списком нормативных актов и специальной юридической литературы, непосредственно использованных в процессе работы над указанной тематикой.
1 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ
1.1. Понятие и сущность конституционного контроля
В основном, правоведы в перечень элементов юридической охраны конституции внедряют конституционный контроль и надзор .
Полномочия Конституционного суда Российской Федерации как органа осуществляющего судебную функцию в сфере конституционного контроля, автономно и независимо выполняющего судебную власть посредством конституционного судопроизводства, нацелены на обеспечение верховенства и непосредственного действия Конституции России на всей территории государства с целью охраны базовых основ конституционного строя, а также неотъемлемых прав и свобод личности .
В нашем мире есть две главные системы судебной защиты как конституции, так и конституционного режима, которые выделены на базе субъективного критерия. Данная защита может выполняться посредством системы общих судов, составляя одну из функций всех либо отдельных из них. Кроме того, она может быть доверена определенному органу - Конституционному Суду, который не входит в систему общих судов. Следовательно, отличаются и определения: судебного контроля за конституционностью, которое характерно для Соединенных Штатов Америки и иных государств, и конституционного правосудия как независимой ветви судебной власти. Данное звено типично для государств Западной Европы.
Определенное назначение конституционного контроля заключается в выявлении юридических положений и действий госорганов либо должностных лиц, которые вступают в противоречие с конституционным предписаниям, а также в обеспечении мер по устранению обнаруженных отклонений.
С практической точки зрения, конституционный контроль появился тогда, когда образовались законы, называемые конституциями. Им требовались гарантии их настоящего исполнения на территории этой страны так же, как и все иные законодательные нормы.
Роль конституционного контроля впервые была отдана судам в Соединенным Штатам Америки. В 1803 году Верховный суд Соединенных Штатов Америки подтвердил, что у него существует правомочие объявлять вступающие в противовес Конституции Соединенных Штатов Америки всякие законодательные акты, которые принимаются органами законодательной власти в государстве. Данное признание говорило, что объявленный вступающим в противоречие с конституцией всякий закон не имеет права применяться, и в первую очередь - судами. Суды стали дополнять то, что осуществлялось органами законодательной и исполнительной властей .
В нашей стране, вопросы развития конституционного контроля появились после создания СССР, когда нужно было преодолеть хаос в законодательных нормах союзных республик. Деятельность по контролю за выполнением Конституции СССР была отдана на созданный в 1924 году Верховный Суд СССР. На основании ст. 43 Конституции СССР Верховный Суд приобрел функции конституционного контроля (надзор).
Исключительно это полномочие вводилось в строгие границы - оно могло быть осуществлено исключительно в виде подачи резюме о законности тех либо других постановлений союзных республик с конституционной точки зрения, которые давались исключительно по требованию высшего представительного органа тех лет - ЦИК СССР. В принятых почти одновременно с Конституцией СССР (1924 г.) Положении о Верховном Суде СССР и Наказе Верховному Суду СССР рамки полномочий Суда расширились.
В 30-х годах XX столетия активность Верховного Суда СССР в области конституционного контроля (надзора) значительно снизилась, а затем и вовсе исчезла. В тексте Конституции СССР 1936 года уже нет упоминания о конституционном контроле, осуществляемом судами.
На сегодняшний день, Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» был подписан Президентом РФ 21 июля 1994 года. Конституционный суд Российской Федерации выступил судебным органом конституционного контроля, автономно и независимо выполняющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Контроль, взявший свое происхождение от французского слова «controle» характеризуется как «проверка», то есть - наблюдение в целях проверки кого-либо либо чего-либо . Наиболее коротко конституционный контроль рассматривают как проверку корреспонденции законодательных норм положениям Конституции. Присутствуют, конечно, и иные его определения, например, конституционный контроль выступает как процедура контроля над соответствием главному закону государства актов, которые издаются госорганами и частными лицами, как системы отношений между органами публичной власти, при которой контролирующий орган может отменять нормы подконтрольного органа, как функционирование, которое заключается в ограничении власти и разрешении споров, или как процедуру проверки актов и действий органов и учреждений публичной власти (в отдельных случаях и
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 25.07.1994. - № 13. - Ст. 1447.
3. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 20.11.1995. - № 47. - Ст. 4472.
4. Приказ Генпрокуратуры России от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс (документ официально оупбликован не был). Дата обращения 23.03.2016.
Учебная и научная литература
5. Автономов А.С. Секретариат Конституционного Суда России: фильтр для отсеивания необоснованных жалоб или тормоз конституционного правосудия? // Журнал конституционного правосудия. 2019. № 5. С. 26 - 30.
6. Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М.: Инфра-М, 2017. - С.632.
7. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. - М.: Книжный мир, 2011. – С. 260.
8. Белов С.А., Кудряшова О.А. Заимствование моделей конституционного контроля в правовой системе России // Журнал конституционного правосудия. 2017. № 6. С. 25 - 38.
9. Блохин П.Д. Деятельность Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации по рассмотрению жалоб граждан и их объединений: проблемы компетенции // Журнал конституционного правосудия. 2017. № 1(25). С. 14 – 22.
10. Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991 - 2001 гг.): Очерки теории и практики. - М.: Городец-издат, 2015. – С. 71.
11. Гаджиев Г.А. Общие принципы судебного нормоконтроля. – М.: ООО «Новая правовая культура», 2015. - С. 11.
12. Грачева (Перчаткина) С.А. Конституционное правосудие и реализация решений Европейского суда по правам человека: научно-практическое пособие. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, КОНТРАКТ, 2017. - 240 с.
13. Лукашевич В.З., Комарова Н.А. Конституционный Суд Российской Федерации не может и не должен подменять законодателя // Правоведение. 2017. № 2. С. 53 - 63.
14. Мелехин А.В. Судебная власть Российской Федерации: курс лекций // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. 2015.
15. Мельников Н.В. О соотношении специализированного конституционного контроля и неспециализированного конституционного надзора в России // Журнал конституционного правосудия. 2014. № 3. С. 11 - 18.
16. Мельников Н.В. Прокурорская власть и личность: Правовые средства обеспечения конституционных прав и свобод граждан России. - М., 2013. - С. 152.
17. Митюков М.А., Станских С.Н. Письменное разбирательство в конституционном производстве: Россия и опыт зарубежных стран // Государство и право. 2015. № 10. С. 5.
18. Остапович И.Ю. Специализированный конституционный контроль и надзор // Российский юридический журнал. 2018. № 3. С. 22 - 23.
19. Павликов С.Г. Власть Конституции в правовом государстве и судебный конституционный контроль // Современный юрист. 2013. № 2(3). С. 44 - 59.
20. Павликов С.Г. Власть Конституции в правовом государстве и судебный конституционный контроль // Современный юрист. 2013. № 2(3). С. 44 - 59.
21. Сивицкий В.А. О некоторых аспектах рассмотрения обращений в адрес Конституционного Суда Российской Федерации в предварительном порядке его Секретариатом // Журнал конституционного правосудия. 2017. № 1(25). С. 23 - 28.
22. Татаринов С.А. К вопросу о содержании судебного конституционного контроля в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. 2018. № 3. С. 9 - 10.
23. Юдин Ю.А. Модели конституционного правосудия // Сравнительное конституционное право / Отв. ред. В.Е. Чиркин. - М., 2015. - С. 158 - 160.
24. Якушев А.В. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Приор-Издат, 2014. – С. 51.
Судебная практика
25. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2005 г. № 36-О // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2005. № 3.
26. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.03.2007 № 3-П // Собрание законодательства Российской Федерации. - 02.04.2007. - № 14. - Ст. 1741.
27. Решение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. // http://www.ksrf.ru/ru/Info/Maintenance/InformationKS/Pages/ExecutionKS.aspx.