Фрагмент для ознакомления
2
В соответствии с общеустановленной системой налогообложения НДС, отчисления в ФСС и обеспечения, налог на имущество организаций, налог на прибыль относятся к налогам и сборам, которые являются обязательными к уплате. При уплате НДФЛ организации выступают в качестве налоговых агентов. Если рассматривать данное количество налоговых платежей, подлежащих уплате, налоговая нагрузка на уровне хозяйствующего субъекта будет минимальной. Но таким образом могут работать торговые фирмы небольших размеров.
Крупным же торговым и производственным организациям, в случае возникновения объекта налогообложения необходимо будет дополнительно к вышеупомянутым налогам и сборам начислять к уплате другие соответствующие налоговые платежи. Например, если организация занимается производством подакцизных товаров, то она автоматически становится еще и налогоплательщиком акцизов; если у организации в собственности есть транспортное средство, то она должна уплачивать транспортный налог и т. п. В таком случае вид деятельности хозяйствующего субъекта и количество налогов и сборов, подлежащих к уплате, будут определять его налоговую нагрузку .
Работающие и неработающие граждане имеют разные источники возмещения налогов и платежей. Так, для первых источником возмещения являются доход (заработная плата, дивиденды) и чистый доход (доход за минусом НДФЛ), а для вторых только чистый доход в виде пенсий, социальных пособий и др.
Из приведенных сведений вытекает следующее:
1. Бухгалтерский учет расчетов по налогам и сборам затрудняет процесс разработки общего показателя налоговой нагрузки на уровне хозяйствующего субъекта, который сопоставим с аналогичными показателями на государственном уровне.
2. Прямые налоги, которые подлежат уплате в бюджет, попадают под косвенное налогообложение в связи с тем, что организации через отнесение на себестоимость включают их в цены товаров (работ, услуг).
3. Поставщики в ходе взаимоотношений с покупателями выполняют функцию сборщика налогов, а не их плательщиков. Исключением являются налоговые платежи, для которых источником возмещения будет финансовый результат деятельности организации. К таким платежам относят пени, налоги на имущество и налоги на прибыль организаций .
Таким образом, методологические аспекты учета расчетов с бюджетом по налоговым платежам в Российской Федерации не соответствуют теоретическим основам налогообложения.
Деятельность гостиниц регулируют правила предоставления гостиничных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490. Любой отель предназначен, прежде всего, для проживания. Однако постояльцам могут быть предложены и дополнительные услуги. Например, химчистка, питание в ресторане или даже услуги салонов красоты, трансфер. Разберемся, как отразить в учете некоторые моменты комплексного сервиса. Действуем по разрешению Перечень лицензируемых видов деятельности представлен в статье 17 Закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
Непосредственно на оказание услуг по проживанию лицензия не требуется. Однако на некоторые дополнительные услуги гостиницам необходимо получить разрешение. Например, на транспортные или медицинские. Отдельный вопрос – лицензирование деятельности ресторана. Согласно Закону, ведение такой деятельности не требует лицензии. Но ресторан фактически торгует алкогольной и спиртосодержащей продукцией. Значит, лицензия потребуется (ст. 18 Закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ). Учет крыши над головой Основное предназначение гостиницы – предоставление клиентам номеров для проживания. Деньги, которые поступают от постояльцев в счет оплаты за проживание, формируют в бухучете отеля доходы от обычной деятельности (п. 5 ПБУ 9/99). В учетной политике гостиницы может быть предусмотрено, что услуга по проживанию считается оказанной ежедневно. Тогда отражение выручки в бухучете тоже должно производиться ежедневно. Если же услуга считается оказанной в момент выезда гостя, то отражение выручки производится соответственно в этот момент. В налоговом учете плата за проживание считается выручкой от реализации (ст. 249 НК РФ).
Помимо проживания, гостиницы предоставляют и такую услугу как бронирование номеров. Бронирование номеров в отеле должно происходить на основании заявки. Ее форма утверждена приказом Минфина России от 13 декабря 1993 г. № 121. Налоговый режим С 2006 года расширен перечень видов деятельности, в отношении которых может уплачиваться ЕНВД. Теперь к ним относятся и услуги по временному размещению и проживанию (подп. 12 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Однако возможность перейти на «вмененку» есть далеко не у всех отелей. Дело в том, что законодатели установили ограничение. Платить единый налог могут только гостиницы с общей площадью спальных помещений не более 500 кв. метров. Что касается бронирования, то, по мнению Минфина, оно является дополнительной услугой, оказываемой в гостинице (письмо от 4 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/148). А значит, есть риск того, что плату за бронь контролеры признают выручкой от дополнительной деятельности, облагаемой общими налогами.
Сегодня сложно представить отель, не имеющий собственного ресторана. Ведь его наличие - это не столько требование моды, сколько забота о престиже и поддержании репутации. Основные требования, предъявляемые к ресторанам, определены в постановлении Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания». Сотрудники. Обратите внимание, работники ресторана должны проходить обязательные медицинские осмотры (ст. 213 ТК РФ). Такие медосмотры осуществляются за счет работодателя. На время их прохождения за работниками сохраняется средний заработок по месту работы (ст. 185 ТК РФ). В бухучете гостиницы затраты на медосмотр учитывают в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). В налоговом учете такие затраты отражают в составе прочих расходов (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такого мнения придерживается и Минфин (письмо от 7 ноября 2005 г. № 03-03-04/1/340). А затраты на оплату неотработанного времени, связанного с прохождением медосмостров включают в расходы на оплату труда (подп. 7 п. 1 ст. 255 НК РФ). Доходы и расходы. Выручку от оказания услуг общественного питания гостиница по своему выбору может учитывать либо в составе доходов от обычных видов деятельности, либо включать ее в прочие доходы. Такое право предоставлено ей пунктом 4 ПБУ 9/99. Важно только прописать выбранный порядок в учетной политике. Многие предпочитают отражать доходы ресторана в составе «Прочих доходов». Поскольку это позволяет оценить рентабельность как основной деятельности (предоставление номеров для проживания), так и дополнительных услуг .
В отношении ресторана бухгалтер гостиницы может выбрать, каким образом он будет отражать в учете затраты, связанные с производством продукции. При этом он имеет возможность учитывать на счете 20 «Основное производство» только стоимость израсходованного сырья, а остальные затраты отражать на счете 44 «Расходы на продажу». Другой способ: отражать все затраты, связанные с производством продукции, на счете 20 «Основное производство». Используемый вариант необходимо закрепить в учетной политике.
Если специально оборудованная площадь зала ресторана не превышает установленного для ЕНВД лимита 150 кв. метров, гостиница может платить ЕНВД и в отношении ресторана. Естественно, когда спецрежим в отношении такой деятельности введен региональными властями (346.26 НК РФ). Под специально оборудованными понимаются только те помещения, в которых обслуживаются посетители. В их число не входят производственные, административно-бытовые и подсобные помещения, места раздачи и подогрева готовой продукции и место кассира (письмо Минфина России от 2 мая 2006 г. № 03-11-04/3/229). Информацию о площади всех помещений, на которых оказываются услуги общественного питания, следует взять из инвентаризационных и правоустанавливающих документов. Ими могут быть технический паспорт на помещение, планы и другие подтверждающие бумаги (письмо Минфина России от 12 августа 2005 г. № 03-11-05/32). При этом если используются несколько залов обслуживания посетителей, то они должны быть разделены в инвентаризационных документах. В противном случае их следует рассматривать как один объект и при определении площади зала обслуживания брать суммарную площадь всех помещений (письмо Минфина России от 26 июля 2005 г. № 03-11-04/3/34).
Помимо ресторана в гостиницах оказывают и такие услуги, как стирка, глажка, прокат автомобилей. Все эти услуги отнесены к бытовым, согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (утвержден постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. № 163). И по решению местных властей такая деятельность может быть переведена на уплату ЕНВД (письмо Минфина России от 25 ноября 2004 г. № 03-06-05-04/60). Спорным здесь является налогообложение саун. Такие услуги не поименованы в перечне бытовых услуг. Однако сауна является одним из видов специализированных бань, что дает право применять ЕНВД и в отношении нее. Вопросы могут возникнуть и в отношении услуг соляриев. Налоговики считают, что для уплаты ЕНВД, услуги солярия должны предоставляться в банях или саунах (письмо ФНС России от 2 июня 2005 г. № 22-2-14/993@). Сегодня во многих отелях распространено предоставление клиентам услуг мини-бара в каждом номере. Отметим, что оказание таких услуг в жилищно-гостиничном комплексе не попадает под ЕНВД. Ведь деятельность по предоставлению услуг мини-бара нельзя отнести к розничной торговле. Такого мнения придерживаются и сотрудники Минфина в письме от 14 июля 2006 г. № 03-11-04/3/346.
При расчетах с постояльцами пробивать чек по кассе не обязательно. Ведь, оказывая услуги населению, можно принимать наличные без применения ККТ, но при условии, что клиентам выдаются бланки строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). В отношении гостиниц подтверждают это и финансисты (письмо Минфина от 15 июня 2006 г. № 03-05-01-04/164). Отели вправе использовать формы документов строгой отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 13 декабря 1993 г. № 121. Согласно этому приказу, получая наличные деньги от граждан в уплату за проживание, надо использовать БСО по форме № 3-Г «Счет». Возвращая деньги гостю, досрочно выезжающему из гостиницы, администратор заполняет «Квитанцию на возврат денег «(форма № 8-Г). Использовать бланки строгой отчетности можно и при оказании гостиницей дополнительных услуг. Так, при предоставлении бытовых услуг применяются формы, утвержденные письмом Минфина России от 20 апреля 1995 г. № 16-00-30-33. В частности, отель может использовать БСО: при оказании парикмахерских услуг (письмо УМНС по г. Москве от 8 апреля 2005 г. № 22-12/23822); при прокате автомобилей (письмо УФНС по г. Москве от 21 сентября 2005 г. № 22-12/ 67260). Однако если наряду с гостиничными услугами осуществляется зрелищно-развлекательная деятельность (например, в гостинице проводятся дискотеки), то, по мнению Минфина, ККТ применяться должна, так как для данного вида деятельности бланк строгой отчетности не предусмотрен (письмо от 20 октября 2005 г. № 03-01-20/5-201). Обязательно применение кассы и в ресторане, поскольку для услуг общепита бланки строгой отчетности не предусмотрены .
Сегодня для поддержания имиджа работники многих гостиниц носят форменную одежду. Но дело не только в презентабельности: ведь, согласно системе классификации гостиниц, для определенных категорий отелей наличие формы просто обязательно (приказ Федерального агентства по туризму от 21 июля 2005 г. № 86). В частности, это требование
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (часть первая) (в ред. от 31.01.2016) //СПС Консультант Плюс.
2. Налоговый кодекс РФ от 17 июля 1998 г. № 146-ФЗ (часть первая) (в ред. от 26.04.2016) //СПС Консультант Плюс.
3. О бухгалтерском учёте. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (в ред. От 04.11.2014) //СПС Консультант Плюс.
4. «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ (ред. от 03.05.2012 г.), //СПС Консультант Плюс.
5. Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)») Документ применяется в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ (Информация Минфина России № ПЗ-10/2012)
6. Бухгалтерская отчётность организации. Положение по бухгалтерскому учёту. ПБУ 4/99. Приказ МФ РФ от 06.07.1999 № 43н (в ред. от 08.11.2010 № 115н) //СПС Консультант Плюс.
7. Баладыга Э.Г. Особенности внедрения системы бюджетирования малыми предприятиями //Сборник материалов конференции «Вопросы фундаментальной и прикладной науки». - Киров, 2015. - С. 123-130.
8. Бойчук И.И., Назаров М.А. Анализ и оптимизация налогооблагаемой базы при применении упрощенной системы налогообложения //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2014. - №2 (5).
9. Бочаров, В.В. Финансовое планирование и бюджетирование. - СПб: СПбГЭУ, 2013. - 90 с.
10. Головихин, С.А. Интеграционные отношения региональных промышленных предприятий с банками: управление рисками / Вестник Южно-Уральского профессионального института. - 2012. - Т. 7. - №1. - С. 95-105.
11. Головихин, С.А. Методологические основы исследования конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов // Известия Уральского государственного экономического университета. - №2(34). - С. 61-66.
12. Головихин, С.А. Проблема диагностики региональной конкурентоспособности // Фундаментальные исследования. - 2013. - №11-5. - С. 982-985.
13. Дробышевская Л.Н. Совершенствование системы учета субъектов малого предпринимательства для оценки их вклада в налоговый потенциал региона //Экономика и предпринимательство. - 2015. - №10-1 (63-1). - С. 465-471.
14. Малых, О.Е., Полянская, И.К. Трансакционные издержки, как отражение адаптации поведения экономических субъектов //Методологические проблемы моделирования социально-экономических процессов. Сборник статей II Всероссийской конференции с международным участием. - Уфа: 2014. - С. 51.
15. Наливкина В.В. Оценка основных направлений государственной финансовой поддержки предпринимательства //Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. - 2015. - №3. - С. 416-422.
16. Налоговые льготы. Теория и практика применения/ под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 487 с.
17. Неживенко, Е.А. Конкурентоспособность региона: к системному представлению явления // Социум и власть. - 2014. - №1(45). - С. 94-99.
18. Неживенко, Е.А. Конкурентоспособность региона: методологические проблемы исследования // Социум и власть. - №3(35). - С. 57-61.
19. Неживенко, Е.А. Системный подход к региональным исследованиям конкурентоспособности // Фундаментальные исследования. - 2013. - №11-5. - С. 1012-1016.
20. Одинцова, Е.Р., Головихин С.А. Риски при кредитовании юридических лиц. - В сборнике: Тенденции и перспективы развития российской экономики. - Челябинск: 2014. - С. 54-57.
21. Петровская А.В. Минимизация риска проведения налоговой проверки //Экономика и предпринимательство. - 2015. - №8-2 (61-2). - С. 570-575.
22. Петровская А.В. Налоговая политика в области малого бизнеса: путь к развитию или приговор? //Экономика, государство и общество в XXI веке. - М.: Изд-во РГТЭУ, 2012. - С. 149-155.
23. Экономика налоговых реформ /под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова, Л. Л. Тарангул. – М.: 2013.- 432 с.