Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Лабораторный практикум представляет собой комплексную сквозную задачу, охватывающую все основные участки учета.
Практические задания по дисциплине выполняются на примере деятельности условного предприятия за один месяц (январь 2022 года) и включает темы, предусмотренные рабочей программой:
- организация бухгалтерского учета;
- учет вложений во внеоборотные активы;
- учет основных средств;
- учет материально-производственных запасов;
- учет расчетов по оплате труда;
- учет расчетов с подотчетными лицами;
- учет затрат на производство продукции;
- учет готовой продукции и ее продажа;
- учет денежных средств;
- учет текущих обязательств и расчетов;
- учет собственного капитала;
- учет заемного капитала;
- учет финансовых результатов.
Содержание практических заданий:
1. На основании остатков по счетам составить учебный баланс на начало периода.
2. На основании справочной информации и исходных данных по теме:
-заполнить указанные первичные бухгалтерские документы;
-выполнить необходимые расчеты;
-составить журнал регистрации фактов хозяйственной жизни (ЖФХЖ)
3. По результатам выполненного задания по всем темам:
-составить оборотно-сальдовую ведомость (ОСВ);
-составить учебную форму бухгалтерского баланса на конец периода.
Исходные данные для выполнения практических заданий
Коды, регистрационные данные
Название организации: ООО «Гамма»
Дата регистрации организации: 04.02.2004 г.
ИНН 7817441122 КПП 781701001
КОДЫ: ОРГН 1027808111111 ОКПО 54217123
ОКВЭД 36.14: производство прочей мебели (8 класс ТС - 0,9%);
ОКОПФ (организационно-правовая форма) -12165;
ОКФС (форма собственности) -16;
регистрационный № 088-018-003322 в ПФР;
регистрационный № 7811006666 в ФСС (филиал №11);
Юридический адрес: 196655, Санкт-Петербург, Колпино, ул. Труда, д.1/7
МИ ФНС России № 20 по Санкт-Петербургу 7817
Расчетный счет 40702810720000001234
Наименование банка: ПАО «Банк «Санкт-Петербург»
БИК 044030790 кор.счет 30101810900000000790
Местонахождение банка: г. Санкт-Петербург
Среднесписочная численность работающих на 01.01.2021г. - 14 человек.
Ответственные лица:
Директор: Суворов Олег Петрович
Гл. бухгалтер: Алексеева Ирина Алексеевна
Кассир: Смирнова Анна Петровна
2 Структура организации
Основное производство: производственный цех (цех № 1), в котором производят и собирают мебель: столы, шкафы. Администрация. Склад материалов и готовой продукции (склад № 1).
3 Организация бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет ведется бухгалтерской службой, входящей в состав администрации и возглавляемой главным бухгалтером. Бухгалтерский учет ведется с применением программы автоматизированного учета.
Тема 1. Организация бухгалтерского учета
Утверждаю
Директор ООО «Гамма»
________________ Суворов О.П.
«30» декабря 2021 г.
Приказ № 1
Об учетной политике ООО «Гамма» на 2022 год
1. Общие положения
Основная нормативная база:
1. Федеральный закон №402-ФЗ от 06.12.2011 г. «О бухгалтерском учете»;
2.Приказ Минфина РФ №34н от 29.07.1998 года об утверждении «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ»
3.Приказ Минфина РФ №60н от 09.12.98 года об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации».
4.Налоговый Кодекс РФ. Часть 1 и 2.
Принятая учетная политика изменяется или дополняется, если:
• меняются нормы законодательства, регулирующего порядок ведения бухучета;
• организация внедряет новые способы ведения бухучета (например, переходит на компьютерную обработку данных);
• меняются условия работы организации (смена собственников, реорганизация, отказ от какой-либо деятельности, освоение новых видов бизнеса и т. д.).
Формирования данных финансовой отчетности производится исходя из концептуальных принципов:
• обеспечение полного и достоверного раскрытия информации о событиях финансово-хозяйственной деятельности, результатах деятельности, финансовом положении;
• непрерывности деятельности: организация ведет свою деятельность непрерывно и будет продолжать вести свою деятельность в обозримом будущем;
• уместности информации. Уместная информация влияет на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять прошлые оценки. При определении уместности (или нет) информации учитывается её характер и существенность;
• надежность информации. Надежная информация подразумевает отсутствие существенных ошибок и искажений, что включает в себя преобладание сущности информации над её формой, нейтральность, осмотрительность, полнота;
• непротиворечивость информации: тождество данных аналитического учета и синтетического учета;
• сопоставимость. Информация должна предоставляться таким образом, чтобы пользователи имели возможность сопоставить и сравнить финансовую отчетность организации за различные периоды, а также сравнить данные с данными других компаний;
• понятность. Информация должна быть доступной для понимания пользователей, которые обладают необходимыми знаниями в сфере деловой и экономической деятельности, бухгалтерского учета, а также желанием изучать предоставленную информацию;
• своевременность. Задержка отражения данных может привести к повышению их надежности, но при этом привести к потере их уместности;
• баланс между выгодами и затратами (рациональность). Выгоды, извлекаемые из информации должны превышать затраты на её получение.
Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря.
Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются:
• первичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции;
• расчеты бухгалтерии.
Основанием для формирования данных налогового учета являются:
• Первичные учетные документы (включая бухгалтерские справки);
• Аналитические регистры налогового учета;
• Аналитические документы бухгалтерского учета;
Бухгалтерский учёт осуществляется бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером. Все работники отдела подчиняются Главному бухгалтеру. Главный бухгалтер несёт ответственность за соблюдение общих методологических принципов бухгалтерского учёта. Внутренний контроль осуществляет Главный бухгалтер.
2. Технология обработки данных и форма бухгалтерского учета
Для ведения бухгалтерского и налогового учета на всех участках учёта и во всех обособленных подразделениях применяется автоматизированная форма (с помощью бухгалтерской компьютерной программы 1С: Предприятие 8.3). Журнально-ордерные регистры оформляются автоматизировано и распечатываются при необходимости.
3. Методика формирования учетной информации по объектам бухгалтерского наблюдения
Учет основных средств вести по ФСБУ 6/2020 «Основные средства».
Переход на ФСБУ 6/2020 осуществляется с 2022 года. В соответствии с п. 49 ФСБУ 6/2020, производится единовременная корректировка балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода, начиная с 2022 года. Для целей указанной корректировки, балансовой стоимостью основных средств считается их первоначальная стоимость, признанная до 2022 года, за вычетом накопленной амортизации. При этом накопленная амортизация рассчитывается в соответствии с ФСБУ 6/2020 исходя из указанной первоначальной стоимости, ликвидационной стоимости и соотношения истекшего и оставшегося срока полезного использования.
По каждому объекту основных средств для целей бухгалтерского учета организация устанавливает срок полезного использования в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.
Лимит стоимости активов для признания их в составе основных средств – 40000 руб.
Амортизация основных средств начисляется линейным способом. Амортизация начисляется с месяца, следующего за месяцем ввода основного средства в эксплуатацию, и прекращается с месяца, следующего за месяцем выбытия основного средства.
Переоценка основных средств организацией не производится, но ежегодно производится проверка обесценения основных средств.
Расходы на ремонт основных средств (за исключением затрат на ремонт, осуществляемых реже 12 месяцев, которые относятся в состав капитальных вложений по ФСБУ 26/2020) относятся единовременно на счета учета затрат (20,26,44 и др.) в том отчетном периоде, в котором они осуществлены
Учет основных средств ведется по инвентарному номеру в инвентарных карточках.
Учет нематериальных активов ведется организацией в порядке, предусмотренном ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов».
НМА стоимостью не более 100 000 рублей за единицу списываются единовременно на расходы в момент их получения (во избежание разниц с налоговым учетом) и в дальнейшем амортизации не подлежат.
Начисление амортизации по всем нематериальным активам производится линейным способом. НМА с неопределенным сроком полезного использования не амортизируются.
Переоценка НМА организацией не производится.
Учет МПЗ ведется организацией в порядке, предусмотренном ФСБУ 5/2019 «Запасы».
Объекты сроком использования более 12 мес. и стоимостью не более 40 000 рублей за единицу списываются единовременно на расходы по мере передачи в эксплуатацию и отражаются в учете на счете 10.21 «Малоценное оборудование и запасы». При поступлении таких объектов оформляется приходный ордер по форме №М-4, передача в эксплуатацию оформляется требованием-накладной по форме №М-11. При поступлении малоценного оборудования и запасов, учтенных на счете 10.21.1, в бухгалтерском учете их стоимость сразу же списывается на расходы.
Поступление МПЗ отражается в бухгалтерском учете на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости без использования счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Списание МПЗ осуществляется методом средней себестоимости.
Складской учет ведется автоматизированным способом. Информация о поступлении и выбытии ТМЦ хранится в регистрах бухгалтерского учета. Регистрами бухгалтерского учета по МПЗ являются оборотно-сальдовые ведомости и карточки по счетам бухгалтерского учета: 10, 41, 43.
Товары принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости без использования счета 42 «Торговая наценка».
Готовая продукция учитывается по фактическим затратам, связанным с ее изготовлением (по неполной фактической производственной себестоимости) без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».
Учет доходов и расходов вести по методу начисления.
Расходы организации делятся на прямые и косвенные.
Для учета расходов применяются счета бухгалтерского учета:
• 20 «Основное производство» для учета прямых расходов по основному цеху;
• 25 «Основное производство» для учета косвенных расходов по основному цеху;
• 26 «Общехозяйственные расходы» (ежемесячно закрывается на счет 90.08, применяется метод «директ-костинг»).
• 44 «Расходы на продажу» (ежемесячно закрывается на счет 90.07).
Прямые расходы подлежат распределению на остатки незавершенного производства и готовой продукции на складе; косвенные - уменьшают налоговую базу в периоде их осуществления.
Вести учет основных затрат на производство продукции первоначально в разрезе статей затрат без разделения по видам продукции; распределять материальные затраты по видам продукции пропорционально нормам расхода материалов, а трудовые затраты - пропорционально нормам затрат труда на изготовление единицы продукции; распределять косвенные общехозяйственные затраты по видам продукции пропорционально стоимости израсходованных основных материалов.
НЗП оценивается по методу прямых затрат путем инвентаризации.
Доходы и расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на: доходы и расходы по обычным видам деятельности; прочие доходы и расходы.
Доходы по предоставлению в аренду имущества – прочие доходы.
Учет полученных займов и кредитов. Перевод долгосрочной задолженности по полученным кредитам и займам в краткосрочную производится на основании ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» в момент, когда по условиям договора до даты возврата основной суммы долга остается 365 дней. Расходы по займам отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся. Расходы по кредитам и займам признаются прочими расходами, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива. В стоимость инвестиционного актива включаются проценты, причитающиеся к оплате займодавцу (кредитору), непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива.
Создание резервов
Резерв под снижение стоимости материально-производственных запасов организацией не создается. Прочие резервы (на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, на ремонт основных средств и т. д.) не создаются.
Резерв сомнительных долгов создается в размере 50% по задолженности от 45 до 90 дней и в сумме 100% по задолженности свыше 90 дней.
Расходы будущих периодов
Расходы, осуществленные обществом в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов»:
• лицензионное программное обеспечение (ПО) – списывать равномерными платежами в течение срока действия лицензионного договора;
• расходы на сертификацию продукции – списывать равномерными платежами в течение срока действия сертификата;
• расходы на добровольное медицинское страхование (ДМС) – списывать равномерными платежами в течение срока действия полиса ДМС.
Расчеты с подотчетными лицами.
Выдавать средства под отчет на срок не более 30 дней.
Рабочий план счетов представлен в Приложении №1 к учетной политике.
4. Документооборот
В качестве форм первичных учетных документов используются унифицированные формы первичной учетной документации. При проведении хозяйственных операций, для оформления которых не предусмотрены типовые формы первичных документов, используются самостоятельно разработанные формы с реквизитами, указанными в статье 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Право подписи первичных учетных документов предоставлено должностным лицам, которые уполномочены на это соответствующей должностной инструкцией.
Бухгалтерский учет ведется с использованием регистров бухгалтерского учета, оформляемых в учетной программе и распечатываемых из учетной программы.
Отчетным периодом для составления внутренней промежуточной бухгалтерской отчетности является календарный месяц. В состав внутренней промежуточной бухгалтерской отчетности входит бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.
График документооборота представлен в Приложении №2 к учетной политике.
5. Порядок проведения инвентаризации
Инвентаризация основных средств производится раз в год, не ранее 1 ноября отчетного года.
Для проведения инвентаризации на организации создаются рабочие инвентаризационные комиссии.
Включению в состав комиссии подлежат представители следующих служб:
Представители администрации;
Работники бухгалтерской службы;
Работники отдела продаж.
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации может считаться достаточным основанием для признания результатов проведения инвентаризации не действительными. Персональный состав рабочих инвентаризационных комиссий и комиссий, осуществляющих проверки и выборочные инвентаризации, утверждается руководителем организации.
Деятельность рабочей инвентаризационной комиссии оформляется протоколом, в котором отражаются результаты инвентаризации, проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Налоговый кодекс РФ (II часть). Федеральный закон от 05.08.2000г. N 117-ФЗ (ред. от 29 ноября 2021 г. N 383-ФЗ).
2. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 30 декабря 2021 г. N 443-ФЗ).
3. ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»: Приказ Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н (ред. от 7 февраля 2020 г. N 18н).
4. ФСБУ 5/2019 «Запасы»: Приказ Минфина России от 15 ноября
2019 г. № 180н (вступил в силу с 6 апреля 2020 г.).
5. ФСБУ 6/2020 «Основные средства»: Приказ Минфина России от 17 сентября 2020 г. № 204н.
6. ПБУ 9/99 «Доходы организации»: Приказ Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н (ред. от 27 ноября 2020 г. N 287н).
7. ПБУ 10/99 «Расходы организации»: Приказ Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н (ред. от 6 апреля 2015 г. N 57н).
8. Приказ Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н «План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению» (ред. от 8 ноября 2010 г. N 142н).
9. Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (ред. от 19 апреля 2019 г. N 61н).
10. Астахов, В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет в 2 ч. Ч. 1: учебник для бакалавриата и специалитета / В.П. Астахов. – М.: Юрайт, 2021. – 536 с. // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://biblio-online.ru/bcode/431443 (дата обращения: 25.03.2022).
11. Бухгалтерский учет [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.Р. Антышева, О.А. Банкаускене, Н.Л. Вещунова [и др.]; под ред. Н.Г. Викторовой. – Электрон. текстовые данные. – СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2019. – 251 c. // Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/83324.html (дата обращения: 25.03.2022).
12. Гахова, М.А. Бухгалтерский учет [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.А. Гахова. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2021. – 311 c. // Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/ 83806.html (дата обращения: 25.03.2022).
13. Дмитриева, И.М. Бухгалтерский учет и анализ: учебник для академического бакалавриата / И.М. Дмитриева, И.В. Захаров, О.Н. Калачева; под ред. И.М. Дмитриевой. – М.: Юрайт, 2021. – 358 с. // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://biblio-online.ru/bcode/431988 (дата обращения: 25.03.2022).
14. Фельдман, И.А. Бухгалтерский учет: учебник для вузов / И.А. Фельдман. – М.: Юрайт, 2021. – 287 с. // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://biblio-online.ru/bcode/426163 (дата обращения: 25.03.2022).
15. Шадрина, Г.В. Бухгалтерский учет и анализ: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Г.В. Шадрина, Л.И. Егорова. – М.: Юрайт, 2021. – 429 с. // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://biblio-online.ru/bcode/433074 (дата обращения: 25.03.2022).