Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и ста-новление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи - чте-ния и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка.
Роль развития речи ребенка в дошкольном возрасте трудно переоце-нить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мыш-ления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ре-бенка. В психологических, лингвистических, психолингвистических исследо-ваниях детской речи таких ученых как Выготский Л.С., Запорожец А.В., Ли-сина М.И., Шахнарович А.М., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей.
В современном дошкольном образовательном учреждении уделяется немало внимания развитию речи детей. Для речевого развития старших до-школьников характерен довольно большой и разнообразный словарный за-пас, который продолжает расширяться, большинство детей правильно про-износят звуки родного языка, завершается в основном этап усвоения грам-матической системы языка. Задачами развития речи продолжают являться обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, вос-питание звуковой культуры речи, развитие связной речи. Все эти задачи до-статочно успешно реализуются в ДОУ. Но конечная цель это овладение ре-чью как средством общения.
По данным исследований дети старшего дошкольного возраста до-стигают сравнительно высокого уровня развития связной речи. Формирова-ние связной речи позволяет дошкольникам успешно вступать в разные фор-мы общения (деловое, познавательное, личностное) Но все это может быть реализовано вследствие организации эффективных форм, методов и прие-мов, вследствие использования наиболее рациональных средств обучения. Однако для построения правильной и эффективной работы, прежде всего, необходимо выявить нарушения и недостатки в речевом развитии ребенка, что проводится в процессе диагностического исследования. Коррекционно-профилактическую работу необходимо начинать с диагностики, которая является начальным этапом работы.
Диагностика речевого развития дошкольников предполагает подбор инструментария и методик, по которым возможна объективная оценка рече-вых возможностей детей дошкольного возраста.
Проблемы диагностики развития речи дошкольников рассматривались в исследованиях П. Давидович, О.С. Ушаковой, А.И. Максаковой, Г.В. Чиркиной и др.
Объект исследования –
Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы развития связной речи у дошкольников
1.1. Психолого-педагогический аспект изучения связной речи у детей дошкольного возраста
Как известно, развитие речи самым тесным образом связано с разви-тием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи, являются образные средства, точнее, модельные представления. Доказательство этому – многолетние ис-следования, проведенные под руководством Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова. Эффективным способом решения про-блемы развития интеллекта и речи ребенка является прием моделирования. Благодаря моделированию дети учатся обобщенно представлять существен-ные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Личность, обладающая представлениями о связях и отношениях в реальной действительности, владеющая средствами определения и воспроизводства этих связей и отношений, необходима сегодня обществу, в сознании которо-го происходят существенные изменения. Общество пытается осмыслить и переосмыслить действительность, для чего нужны определенные умения и определенные средства, в том числе умения смоделировать действитель-ность.
Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном воз-расте
Фрагмент для ознакомления
3
Библиография
1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – М, 2003. - с.27-43.
2. Белкина В.Н. Детская психология. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1994.
3. Венгер Л.А. Диагностика умственного развития дошкольников, М., 1998.
4. Вопросы порождения речи и обучения языку / Под ред. А.А. Леонтьева и Т.В. Рябова. – М.: МГУ, 1967.
5. Ворошнина Л.В. Особенности построения описательных рассказов детьми 5-го года жизни // Проблемы изучения речи дошкольников: Сб. научн. трудов / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Изд. РАО, 1994. – С. 104–108.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. – Т. 2. – М., 1986.
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1991.
8. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. М.: Просвещение, 1993.
9. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 9. - с. 28-34.
10. Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. – Москва, 1998.
11. Гризик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет. – М.:Просвещение,2007.
12. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венгера, В.М. Хомловской. - М.: Педагогика, 2005.
13. Ерастов Н.П. Процессы мышления и речевой деятельности (Психолого-дидактический аспект): Автореф. дис. … д-ра психол. наук. – М., 1971.
14. Ёлкина Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2006.
15. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М., 1986.
16. Леонтьев А.А. Слово о речевой деятельности. – М.: Наука, 1965.
17. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., доп. – М., 2003.
18. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). – Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1984.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. АПН СССР. – М.: Педагогика, 1989.
20. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – С. 202–206.
21. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1992.
22. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. – Санкт-Петербург, 1999.
23. Ушакова О.С. «Диагностика речевого развития дошкольников». –М.: РАО. Исследовательский Центр семьи и детства, 1997.
24. Ушакова О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве (развитие связной речи): Автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 1996. – 40 с.
25. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1984.
26. Фотекова Т.А. , Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов. – М., 2002.
27. Якубинский Л.П. О диалогической речи // Язык и его функционирование. – М.: Наука, 1986. – С. 17–58.