Фрагмент для ознакомления
2
Цель тренинга – развитие коммуникативной компетентности, лидерских качеств, повышение конфликтоустойчивости и стрессоустойчивости личности.
Тренинговая программа представляет собой 7 занятий. По продолжительности занятия рассчитаны на 1,5 академических часа, регулярность занятий – 1 раз в день.
Количество участников в группе – 10 – 12 человек.
В основе программы лежат принципы системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, учета психологических и индивидуальных особенностей, комплексности методов психологического воздействия, опоры на разные уровни организации психических процессов.
В программе используются тренинговые задания и упражнения, направленные на развитие саморегуляции, самопознания, самопринятия. Используются методы групповой дискуссии, игровые методы, арт-терапевтические, релаксационные техники, а также рефлексия и обратная связь.
Занятия включают в себя следующие этапы:
1. Приветствие, знакомство – подразумевает включение в работу всех участников группы, наблюдение за ними.
2. Разогрев – здесь тренер следит за выполнением принятых групповых норм, а участники группы обучаются языку тренинга, подготавливаются к основной работе.
3. Основной этап – создание (введение) ориентировочных основ деятельности, акцентировка внимания на оптимальном поведении и взаимодействии, перевод импульсивного поведения на уровень более рационального, оптимального и естественно-приемлемого поведения, проработка полученных навыков.
4. Рефлексия – это получение обратной связи, разбор вопросов, подведение итогов, анализ достижений группы.
Содержание и продолжительность каждой фазы зависят от ситуации в группе, групповой динамики, целей и задач занятия и других параметров, которые тренер может отследить в процессе подготовки и проведения тренинга.
Содержание тренинга
Занятие 1
I. Вводная часть
Игра «Мяч» для знакомства.
Участники встают в круг, в руках у ведущего – мяч. Ведущий называет свое имя, добавляет еще несколько слов о себе и кидает мяч другому участнику. Участник называет свое имя, добавляет несколько слов о себе и кидает мяч следующему и т.д. Дополнительные условия: мяч передается в произвольном порядке, мяч должен побывать у каждого только один раз.
Введение правил тренинга:
1. Говорите от первого лица - участники могут говорить самостоятельно, без обобщений.
2. Принцип действия - каждый навык создается в многократных повторениях, и те участники, которые получают максимальную отдачу от обучения, являются наиболее эффективными. Тренировки - как шведский стол - каждый примет столько, сколько сможет.
3. Принцип положительной обратной связи (все участники могут рассказать друг другу, как они вели себя в ролевой игре, что они сделали хорошо и что можно сделать по-другому. Полезный навык - положительно комментировать положительные комментарии).
4. Правило сотового телефона (пожалуйста, выключите сотовые телефоны).
II. Основная часть
Упражнение «Ваше настроение» для установления контакта, снятия напряжения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Базарова К.Т. Социально-психологические факторы развития лидерских качеств руководителя. – М.: Рипол, 2013. – 26с.
2.Бендас Т. В. Психология лидерства: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 502 с.
3.Горбушина О. Психологический тренинг. Секреты поведения. – СПб.: Питер, 2014. – 240 с.
4.Кернберг, О. Ф. Конфликт, лидерство, идеология в группах и организациях. – М.: Класс, 2017. – 137 c.
5.Кларин М. В. Корпоративный тренинг, наставничество, коучинг: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт, 2019. – 288 с.
6.Коноваленко М.Ю. Психология общения: учебник и практикум для СПО. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 476 с.
7.Куртикова И., Лаврова К., Ли В. Тренинг: руководство к действию. Теория и практика. – М., 2015. – 240 с.
8.Макаров Ю.В. Технологический подход к психологическому тренингу // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2017. – Т. 19. – С. 48-58.
9.Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Вильямс, 2016. – 672 c.
10.Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. – СПб.: Речь, 2016. – 224 с.
11.Реньш М.А., Садовникова Н.О., Лопес Е.Г. Социально- психологический тренинг: Практикум. – Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2013. – 190 с.
12.Шелехов И.Л. Методы активного социально-психологического обучения: Учебно-методический комплекс / И. Л. Шелехов, Е. В. Гребенникова, П. В. Иваничко. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2014. – 264 с.