Фрагмент для ознакомления
2
Задание № 1. Дайте определение следующим понятиям:
1. Дидактика - (др.-греч. διδακτικός «поучающий») -раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений, навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.
2. Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно- познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями, навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.
3. Образование –система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций
4. Педагогический процесс -направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы.
5. Знание-совокупность фактов, понятий, теорий и представлений, которыми обладает педагог и которые он передает своим ученикам.
6. Умения -освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков.
7. Навыки -это автоматизированные компоненты, которые вырабатываются в процессе выполнения сознательного действия.
8. Учитель -то педагог, который занимается обучением и воспитанием. Учитель передает ученикам знания по различным предметам, развивает их способности и интересы, формирует у них навыки и компетенции, необходимые для успешной жизни в обществе. Учитель также влияет на формирование личности ученика, его мировоззрения, ценностей и нравственности.
9. Ученик- субъект учебной деятельности.
Задание № 2. На основе анализа педагогической литературы , выделить основные категориальные характеристики каждой дидактической системы. Результаты исследования занести в таблицу.
Дидактические системы
Характеристики Традиционная Педоцентрическая Современная
Представители И. Ф. Гербарт, Я. Коменский, И. Пестолоцци Д. Дьюи, В. Лай, Л. Толстой Д. Эльконин, Л.В. Занков, В. Давыдов
Цель обучения Умственное развитие учащихся, формирование их интеллектуальных умений. Передаваемые знания увязывались с развитием чувств и воли учащихся, что выражалось в воспитывающем характере обучения Не передача знаний, а создание условий для развития врожденных способностей детей, обучение на основе их личного опыта. Обучение «путем делания». Особенность школы - практические занятия, воплощавшие концепцию учения через деятельность. Внешнюю учебную информацию ученик получал лишь тогда, когда она была ему необходима для решения практических задач Формирование системы знаний и обеспечение развитие личности обучаемого
Методы и формы организации обучения Систематическая передача учащимся знаний. Передаваемые знания увязывались с развитием чувств и воли учащихся, что выражалось в воспитывающем характере обучения Наряду с трудовыми процессами в данной методике большое место занимали игры,
импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность, домоводство В процессе обучения используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников.
Роль учителя Основная роль в обучении отводилась учителю. Активный учитель. Умение учителя занять ребенка Роль учителя сводилась к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их любознательности Задача учителя- поставить цель, проблему, он является активным помощником в поиске выхода из трудной образовательной ситуации.
Создать на уроке благоприятную психологическую обстановку, чтобы дети чувствовали себя спокойно и комфортно.
Роль обучающегося Углубление и осмысливание получаемых от учителя знаний. Ученики должны «сидеть тихо, быть внимательными и выполнять распоряжения учителей». Учитель-авторитет. Выполняя разнообразные виды труда и приобретая необходимые для трудовой деятельности
навыки, дети тем самым готовились к предстоящей жизни Самостоятельность учащихся, творческое постижение материала
Содержание образования Большая роль в обучении отводилась внешнему порядку, дисциплине, в частности таким средствам управления, как надзор, приказание, запрещение, наказания, в том числе телесные Ощущение трудности; обнаружение и определение трудности; формулировка гипотезы; формулировка выводов (проверка гипотезы); наблюдения и эксперименты Важной особенностью системы Л.В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».