Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие производственного, торгового и ссудного капитала являются одним из главных экономических показателей развития любой страны, поскольку производство, торговля и финансовый рынок – это движущие и определяющие силы любой экономики.
Регулирование экономического развития государства – это положительный признак уровня экономики в контексте расширенного производства и постепенного улучшения качества жизни населения, производительных сил и различных сфер жизни общества. Необходимость изучения экономического развития любой страны очевидна. Помимо этого, экономическое развитие представляет собой формирование отношений в обществе. Оно происходит в устоявшихся условиях системы экономики и процесса, при котором распределяются материальные блага.
За последние два десятилетия правительства различных стран мира приняли самые разнообразные меры по содействию экономическому развитию. Однако был достигнут незначительный прогресс в разработке четкой концепции общих стратегий, лежащих в основе этих программ, или в оценке их влияния на экономический рост.
Используя подтверждающий факторный анализ, авторы исследуют широкий спектр этих стратегий, находя доказательства трех общих подходов: предпринимательский подход, ориентированный на развитие новых фирм и технологий; стратегия промышленного найма с акцентом на финансовые стимулы для перемещения или расширения существующих предприятий; подход к дерегулированию, который сводит к минимуму государственный контроль над частными предприятиями. Данные подходы к экономическому развитию дополняют и расширяют другие попытки измерения стратегии экономического развития государства.
Актуальность темы исследования заключается в том, что программы экономического развития страны могут активизировать и поддерживать местную экономику. Должностное лицо штата или местного самоуправления сталкивается с многочисленными вариантами политики — и стратегии экономического развития будут иметь глубокие последствия для будущего мирового сообщества. Нужно уметь сделать стратегический выбор после того, как реально оценены сильные и слабые стороны государства. Инструменты, разнообразны, а компромиссы значительны.
Современные российско-китайские отношения планомерно развиваются в различных направлениях и отраслях хозяйствования. Страны заключают договора и осуществляют партнерство в разных сферах, имеют огромный потенциал, поэтому данное исследование является актуальным сегодня.
Поэтому изучение стратегией экономического развития России и Китая в разрезе их сотрудничества может быть очень актуальным в настоящее время.
Целью работы является анализ сходства и различия экономических стратегий развития Китая и России.
В связи с данной целью ставятся задачи:
- раскрыть сущность и основные элементы экономической стратегии страны,
- проанализировать экономическую стратегию России и Китая, сравнить их, найти общие черты и различия,
- выявить меры, которые могут дополнить экономические стратегии стран и улучшить их.
Объект работы – экономическая стратегия.
Предмет работы - экономическая стратегия России и Китая.
Степень научной разработанности темы: проблемам экономического развития России и Китая уделяется много времени. Также экономические отношения России и Китая нередко являются объектом исследований российских и зарубежных экономистов, однако их международно-правовые аспекты в актуальной периодике представлены довольно небольшим количеством работ – это научные статьи и диссертационные исследования, монографии.
Эмпирическая база исследования. Статистические данные министерств экономического развития России и Китая, данные международных организаций.
Теоретическая база исследования.
В работе были использованы работы таких авторов, как Ломакин В.К. Мировая экономика, Фурасов В.Д. Динамический анализ статистики социально-экономического развития, Шараев Ю.В. Теории экономического роста и др.
Структура работы. Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты экономических стратегий государства.
Во второй главе анализируется экономическое развитие России и Китая.
В третьей главе дается сравнение стратегией экономического развития двух государств.
Методы исследования. В работе применялся анализ, синтез, сравнение.
1. Понятие экономической стратегии, ее содержание
Стабильное состояние государства зависит от его экономического развития. Этот процесс многоплановый и охватывает множество систем. Каждая страна создает свою модель экономики, на которую опирается в усовершенствовании финансовой системы. Несмотря на собственные разработки, эти модели схожи и имеют общие закономерности.
Экономическое развитие – это положительный признак уровня экономики в контексте расширенного производства и постепенного улучшения качества, производительных сил и различных сфер общества. Помимо этого, экономическое развитие представляет собой формирование отношений в обществе. Оно происходит в устоявшихся условиях системы экономики и процесса, при котором распределяются материальные блага .
Впервые об экономическом развитии заговорили в 1911 году. Шумпетер написал книгу «Теория экономического развития», где помимо основных положений и классификаций, указал расхождение между понятиями «развитие» и «рост экономики». Рост экономики направлен на подъем количественных показателей, а вот развитие указывает на положительное движение в изменении качества, новшеств и производства.
Характер и динамика экономического развития страны являются предметом пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы и структурные изменения происходят в национальной экономике, зависит многое в жизни страны и ее перспективах.
Экономическое развитие — многоплановый процесс, охватывающий все сферы экономической деятельности. Показатели динамики экономического развития многочисленны, основным из них является ВВП/НД на душу населения.
В связи с трудностями измерения процесса экономического развития чаще всего анализируется экономический рост, т.е. изменение объема производимых в стране товаров и услуг, хотя это лишь один из критериев экономического развития.
Экономический рост означает количественное и качественное изменение результатов производства и производительности этих факторов. Экономический рост выражается через увеличение потенциального и реального валового национального продукта страны (ВНП), возрастание экономической мощи страны.
На рисунке 1 представлены факторы экономического роста страны.
Рисунок 1 - Факторы экономического роста страны
Факторы экономического роста являются важнейшей основой общественного воспроизводства в сложившихся условиях хозяйственной системы страны. Экономический рост предполагает как количественное, так и качественное совершенствование общественного продукта за определенный промежуток времени. Наличие экономического роста в стране означает, что экономикой решаются проблемы ограниченности основных ресурсов. К основным факторам обеспечения экономического роста является развитие и увеличение основных факторов производства в стране, к ним относятся трудовые ресурсы, земельные ресурсы и капитал.
К важнейшим ресурсам, обеспечивающим рост экономики, относятся увеличение капитала и развитие финансовых рынков в стране, повышение качества трудовых ресурсов, которые бы обеспечивали модернизацию и инновационный путь развития экономики и улучшение состояния и использования природных ресурсов за счет улучшения системы природопользования, перехода страны на альтернативные источники ресурсов, которые бы обеспечили экономический рост .
На рисунке 2 представлены типы экономического роста.
Рисунок 2 - Типы экономического роста
Развитие производственного, торгового и ссудного капитала являются одним из главных экономических показателей развития любой страны, поскольку производство, торговля и финансовый рынок – это движущие и определяющие силы любой экономики.
Социально-экономическое развитие подразумевает некую систему, которая включает в себя динамическое развитие процессов производства, обменов, распределений и потреблений материальных и других благ. Из-за того, что социально-экономическая система – это сложная и многофункциональная схема, она содержит множество свойств, учитывая которые, можно охарактеризовать и смоделировать её.
Социально-экономическое развитие включает в себя:
-изменения общественного сознания;
-смена традиций и привычек;
-развитие производства и дохода;
-изменение структуры общества с точки зрения институций, социума и администраций.
Процесс данного развития имеет следующие задачи :
1.Улучшение показателей уровня дохода, забота о здоровье населения, а также качественное образование.
2.Формирование условий, при которых повышается уровень самоуважения людей, благодаря созданию определенных систем (социальной, экономической, политической и т. д.).
3.Защита экономической свободы граждан.
Мир но своей социально-экономической природе крайне неоднороден. В 90-е годы прошлого века можно было выделить три группы стран: промышленно развитые страны с рыночной экономикой, образующие как бы каркас мирового хозяйства; развивающиеся страны (или страны третьего мира); страны с переходной экономикой, представленные в основном государствами Восточной Европы, а также Россией, находящимися на пути развития новых форм хозяйствования.
На рисунке 3 представлены основные типы стран согласно их экономическому развитию.
Развитые страны с рыночной экономикой составляют сердцевину, ядро мирового хозяйства, решающим образом определяют ход процессов на мировом рынке, в международном разделении труда, в международных валютно-кредитных отношениях, в научно-техническом прогрессе. Статистика ООН относит к этой группе почти все страны Западной Европы (кроме Мальты), США и Канаду, Японию, Израиль, Южно-Африканскую Республику, Австралию и Новую Зеландию. При всех различиях эти государства однотипны по своей экономической структуре, имеют высокий уровень экономического и социального развития.
Рисунок 3 - Подразделение стран в соответствии с экономическим развитием
Эту группу составляют 25 государств с населением 1,2 млрд. человек (23% всего населения мира). Они сосредоточивают около 70% мирового ВВП, дают 70-75% мирового промышленного производства. Валовой внутренний продукт на душу населения колеблется в этих странах от 10 до 25 тыс. долл. На них приходится около 70% мирового внешнеторгового оборота .
Промышленно развитые страны — главные производители промышленной и сельскохозяйственной продукции, несмотря на наметившуюся тенденцию к некоторому снижению их доли в мировом производстве.
В промышленно развитых странах происходит падение роли «нижних этажей» индустрии (традиционно добывающие отрасли) и одновременно наращивание производства в «верхних этажах» за счет развития отраслей высоких технологий. Передача «низкоквалифицированных» производств в развивающиеся страны и сохранение у себя только верхней части производственного комплекса — это не что иное, как своего рода инструмент конкурентной борьбы со странами с низким уровнем заработной платы, с импортом дешевых изделий из стран «новой индустриализации». Развитые государства — экспортеры не только промышленной продукции, но и капитала.
Развивающиеся государства и территории с рыночной экономикой — это крупнейшая, наиболее разнообразная и сложная группа в современном мировом хозяйстве. К ней статистика ООН относит большинство стран Азии, Африки, Океании, Латинскую Америку, Мальту и бывшую Югославию.
В странах с переходной экономикой осуществляются системные реформы, составляющими которых являются: либерализация хозяйственной жизни (снижение роли государства в экономике); институциональная трансформация (появление и развитие частной собственности, институтов частной собственности, институтов конкуренции); структурная трансформация (перелив финансовых и других ресурсов в те отрасли, которые в условиях конкуренции на внутреннем и внешних рынках приносят наибольшую прибыль); реформирование законодательства и социальной сферы.
Таким образом, процессы глобализации мирохозяйственных связей, получившие импульс для своего развития в конце XX в., существенно изменили подход к определению места национальной экономики в мировом хозяйстве. Не социалистические или капиталистические страны, не развитые индустриальные или развивающиеся страны, а центр и периферия мирового хозяйства — так стоит вопрос в начале XXI в.
Экономическая стратегия представляет собой совокупность мероприятий, которые планомерно реализует государство, направленных на развитие экономического потенциала страны, его улучшение путем наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов.
На рисунке 4 представлена сущность стратегии экономического развития государства.
Рисунок 4 - Структурная схема содержания стратегии экономического развития
Экономическая структура региона или страны постоянно меняется. Смещение экономик в глобальном масштабе, усиление конкуренции между регионами, а также развитие технологий и рынка труда в различных секторах экономики ускоряют эти изменения и ставят новые задачи перед директивными органами.
Таким образом, экономическое обновление и специально разработанная стратегия экономического развития необходимы регионам и городам для того, чтобы справиться со всеми этими вызовами. Ключевой отправной точкой для такой стратегии является глубокое понимание предстоящих изменений в зависимости от конкретных кластерных возможностей и качеств региона или города. Успешная стратегия экономического развития на местном или региональном уровнях состоит из комплекса мер политики.
Этот комплекс включает в себя улучшение экономической структуры (ключевые секторы и субъекты), развитие привлекательной деловой и жилой среды, создание (экологическая и энергетическая) устойчивости и развитие человеческого капитала (таланты и образование).
На рисунке 5 представлена классификация стратегией развития государства.
Рисунок 5 - Классификация стратегий государства
Понимание экономической структуры страны путем анализа тенденций и развития является важным шагом для определения исходных точек для разработки стратегии экономического развития государства. Экономический анализ может проводиться на различных уровнях, начиная с глобального уровня и заканчивая уровнем конкретного региона или города. Цель экономического анализа состоит в том, чтобы иметь четкое представление об экономическом профиле государства и его нынешних сильных и слабых сторонах. Анализ описывает экономическую структуру, которая функционирует как основа для дальнейшего экономического развития.
Далее можно выделить шесть групп тенденций, которые в будущем окажут влияние на экономические показатели:
-Экономическая структура
-Технология
-Демография
-Стиль жизни
-Политика и ценности общества
-Окружающая среда и экология
Стратегическое видение и программа действий.
В стратегии экономического развития страны крайне важно принимать решения в сложных условиях. Факторами успеха для достижения стратегических целей с согласованием всех заинтересованных сторон являются сочетание широкого опыта в рамках такого рода сложных процессов, практических знаний по конкретным экономическим, технологическим и кадровым вопросам, а также стремление оптимизировать рекомендуемые экономические действия (с помощью бизнес-кейсов и анализа затрат и выгод). Сочетание этих элементов является ключом к разработке и реализации реалистичных планов.
Сферы развития.
Бизнес-кейсы участвуют в большом количестве проектов развития территорий. Они варьируются от развития районов и развития зон рядом с инфраструктурой до реструктуризации устаревших бизнес-объектов и развития городского микрорайона (жилых и рабочих зон) в стране.
Работа по экономическому развитию страны идет на всех этапах развития городской территории: от стадии идеи (разработка генерального плана с явным вниманием к экономической целесообразности), через тщательную стратегию исполнения (соглашения с соответствующими владельцами для реализации разработанных планов) до реализации и фактической реализации планов.
Экономические программы в основном разрабатываются по поручению властей и муниципалитетов. Можно провести различие между разработкой стратегического видения и разработкой ориентированной на конкретные действия программы экономического развития.
Разработка городской и региональной стратегии включает в себя:
-Анализ экономического профиля и его текущих сильных и слабых сторон.
-Анализ актуальных тенденций: например, как инновационная политика может способствовать развитию кластеров и как реагировать на демографические сдвиги и изменения на рынке труда?
-Разработка сложного долгосрочного видения на ближайшие десять-пятнадцать лет, которое можно охарактеризовать как реалистичное и амбициозное.
-Установление конкретных целей и контрольных показателей.
Эта стратегия может быть преобразована в план экономических действий или дорожную карту, рассчитанную на следующие пять лет. Действия формулируются для каждой стратегической цели с акцентом, например, на:
-Укрепление экономической структуры и развитие кластеров на новый уровень
-Предоставление достаточного пространства нужного качества компаниям (бизнес-сайтам)
-Укрепление инновационных и технологических сетей
-Улучшение образовательных возможностей и рынка труда
-Продвижение и маркетинг
-Организационная структура и финансовое бюджетирование для экономической дорожной карты.
Проведение успешной пространственной экономической политики требует регулярного анализа того, что эта политика принесла или могла бы принести.
Часто страны проводят глубокую экспертизу (например, отраслевые и кластерные знания, недвижимость, маркетинг), разработку инновационных (риэлторских) концепций и использование аналитических инструментов, таких как анализ затрат и выгод и разработка бизнес-кейсов.
-Сочетание экономического, технологического кластера, риэлторской и маркетинговой экспертизы
-Углубленное изучение рынка
-Сильная сеть внутри национальных и региональных органов власти
-Анализ затрат и выгод и разработка бизнес-кейсов.
Рассмотрим этапы формирования экономической стратегии государства:
Рисунок 6 – Этапы формирования стратегии государства
Экономическая стратегия - это относительно новая и быстро развивающаяся область экономического консалтинга, предполагающая применение экономических принципов и методов для предоставления странам уникальной информации, направленной на решение конкретных вопросов/проблем и/или повышение их долгосрочной эффективности. Сравнительные преимущества в области консультирования по экономическим стратегиям могут повысить реальную ценность и предоставить новые идеи, выходящие за рамки традиционных управленческих консультаций. Консультирование по экономической стратегии часто включает в себя объединение других областей экономического консалтинга, таких как конкуренция и государственная политика, инновации.
Наглядные примеры, показывающие, как можно извлечь выгоду из выполнения заданий по развитию экономической стратегии, включают, но не ограничиваются ими, следующее:
Исследования экономического воздействия – страна может
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ
2. Бюджетный Кодекс РФ
3. Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2008 года №1662-р «О концепции долгосрочного социально – экономического развития РФ на период до 2020 года
4. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 года №537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»
5. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года
6. Стратегии экономического развития регионов РФ до 2020 года
7. Заключение Счетной Палаты РФ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016-2017 гг.»
8. Агаев И.А. Особенности концепции национальной безопасности в современных условиях// Российское предпринимательство. – 2016. - №13. – с. 114-123
9. Адмидин А.Г., Деваева Е.И. Международное экономическое сотрудничество в Восточной Азии: возможности для российского Дальнего Востока. 1998. – С. 213
10. Афанасьева С.А. Некоторые особенности организации и деятельности Счетной Палаты РФ// Юридические науки. - №3. – 2016. – с.44-51.
11. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учебник для бакалавров / [Л. Д. Андросова [и др.]; под ред. Г. Б. Поляка. - Москва: Проспект, 2016. - 438 с.
12. Ван Ивей. Сближение Китая и России даёт тройной стратегический эффект “Китай” -2014. - №3. – С. 53
13. Гафуров, И. Р. Инновационные кластеры и социально-экономическое развитие регионов. Анализ методических подходов / И.Р. Гафуров, В.Л. Васильев, Р.Р. Кашбиева. - М.: Анкил, 2016. - 292 c.
14. Дубовских А.А., Кандина П.Н., Кучмий Т.И. Анализ торгово-экономических взаимоотношений и перспектив развития России и Китая. Сборник научных статей II Международной научно-практической конференции. Юго-западный государственный университет; под редакцией: Бычковой Л.В., Кузьминой В.М.. 2015. – С. 14
15. Иванова Р.Г. К вопросу правового регулирования Счетной палаты Российской Федерации// Инновационная наука. - №1. – 2016 г.
16. Иноземцев В. Далеко идущий Восток // Огонек. 2012. No 46.
17. Клепацкий, Л.Н. Дилеммы российской внешней политики //Международная жизнь. 2018. No 7.
18. Кобзева С.В. Имидж России в мире: количественный и качественный анализ // Полис. 2018. No 5.
19. Лавров Е.И. Экономический рост: теории и проблемы. Доступ через http://producm.ru/books/economic_theory_books/book46/
20. Ломакин В.К. Мировая экономика. – М.: Экономика, 2017. – 350 с.
21. Лукин А.В. Китайская мечта Россия в глобальной политике 2010 г. – С. 254
22. Лу Наньцюань. На пороге XXI века: Китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество // Россия и АТР 2016. – С. 259
23. Марков М.А. Теоретический анализ особенностей инновационного развития России в условиях финансовой нестабильности. – М.: Дашков и К, 2016. – 226 с.
24. Пешкова, Х. В. Бюджетное устройство России [Электронный ресурс] : монография / Х. В. Пешкова. - Москва : ИНФРА-М, 2016. - 176 с. http://znanium.com/go.php?id=432578
25. Реальные перспективы развития российской экономики// ИГСУ– 2016. - №6. – с.32
26. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Доступ через http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/smit/smit_1.pdf
27. Сун Куй. 3 новых точки в китайско-российском торгово-экономическом сотрудничестве в XXI веке. 2010. – С.249
28. Фурасов, В.Д. Динамический анализ статистики социально-экономического развития. Пики-2008: моногр. / Фурасов Владислав Дмитриевич. - М.: Спутник+, 2015. - 407 c.
29. Шараев Ю.В. Теории экономического роста. – М: Инфра-М, 2016. – 427 с.
30. Pertsev, B. A. Russian-Chinese relations and their impact on national security of the Russian Federation: author. dis. ... candidate. watered. Sciences. M., 2018. 19 P
31. Volkov Y. V. Geopolitics and security in the modern world. Moscow: Military. Univ., 2018. 196 C.
32. Posticus Vladimir Geopolitical processes in Asia-Pacific region and their impact on the national security of the Russian Federation: author. dis. ... candidate. watered. Sciences. M., 2015. 193 C.
33. Zotov O. V. "TRANS-Caspian project". Moscow: Military. Univ., 2016. 10.
34. Deviatov A. Red dragon. China and Russia in the XXI century. M.: Algorithm, 2016. 288 p
35. Kegley Ch., Wittkopf E. American foreign policy. N.Y., 1996.
36. Renwick N. Americas word identity. The politics of exclusion. N.Y.,2000.
37. Ying Fan. Soft power: power of attraction or confusion? //Place Branding and Public Diplomacy vol. 4 2008,№.2 – С.98
38. Ma Yongtang. Recent Trends or International Migrants in China 2005. – P. 218
39. Wishnick E. Migration and economic security: Chinese labour migrants in the Russian Far East. 2015. – P. 368
40. Rozman G. Turning Fortresses into Free Economic Zones.- Rapprochement or Rivalry? 2000. – P. 25
41. http://www.gks.ru/ - федеральная служба государственной статистики РФ
42. http://statistika.ru/ - гос. статистика
43. http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/concept/ - минэкономразвития РФ
44. http://www.m-economy.ru – проблемы современной экономики
45. http://minpromtorg.gov.ru/ - Министерство промышленности и торговли РФ
46. http://www.ved.gov.ru/ - Портал внешнеэкономической информации России
47. http://www.weforum.org/ - Всемирный экономический форум
48. http://institutiones.com/ - Экономический портал
49. http://pravo.gov.ru/ - государственная система правовой информации
50. http://www.who.int/ru/ - ВОЗ