Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Китай является страной с многовековой историей. На протяжении всего своего существования в нем происходили разные сложные политические и социально-экономические процессы, но несмотря на это Китай сегодня демонстрирует потрясающие темпы экономического развития, колоссальные успехи в сфере социального управления. Во многом этот успех обусловлен сложившейся системой государственного управления.
Ко времени образования Китайской Народной Республики в 1949 г., Китай представлял из себя сугубо аграрную страну с невысокими экономическими показателями и фактически не был вовлечен в мировую финансово-экономическую систему.
В настоящее же время экономика КНР является второй в мире после США по номинальному объему ВВП и первой по паритету покупательной способности. За период экономических реформ, проведенных в КНР, ВВП на душу населения вырос в 30 раз. В то время как среднемировой показатель темпов промышленного производства находился на уровне 3-4%, Китай показывал результат в 10%.
В 2009 г. Китай стал мировым лидером по объёму экспорта, в 2011 г. - мировым лидером по размеру золотовалютных резервов, в 2012 г. вышел на первое место по обороту внешней торговли. Кроме того, КНР является ведущим торговым партнером более чем сотни стран и крупнейшей торговой державой. Вслед за экономическими достижениями усиленно стал развиваться ВПК, страна начала наращивать научно-технический и инновационный потенциал, а также «мягкую силу». Китайский юань входит в число ведущих мировых валют.
Великое возрождение китайской нации подразумевает под собой позиционирование современным Китаем статуса лидера мировой экономической системы. В связи с этим возникает необходимость в изучении тенденций, фиксирующих изменение роли Китая на международной экономической арене и перспектив его дальнейшего развития. Представляется важным изучение вопроса о том, что современный Китай может предложить миру на пути к переформированию миросистемы и экономическому лидерству.
Объект исследования – экономика Китая.
Предмет исследования - использования финансового рычага при народохозяйственном планировании.
Цель исследования – анализ проблемы использования финансового рычага при народохозяйственном планировании в Китае и пути ее решения.
Методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области экономического развития Китая. В ходе исследования применялся широкий диапазон методов. Так абстрактно-логический метод использовался при раскрытии сущности экономического развития Китая, предложении выводов. Оценка экономического развития Китая происходила на основе социологических методов.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили опубликованные данные службы государственной статистики, статистические сборники и информация, представленная в сети Internet на официальных сайтах, монографии, научные статьи российских и зарубежных ученых, материалы экономического развития Китая.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
1. Роль заемного капитала в повышении эффективности и финансовой устойчивости предприятия.
1.1. Сущность заемного капитала
Заемный капитал представляет собой правовые и хозяйственные обязательства предприятия перед третьими лицами. Сумма заемных средств характеризует будущие изъятия денежных средств (или других их эквивалентов) предприятия, основанных на ранее принятых обязательствах.
Финансовые средства компании всегда формируются за счет собственного и заемного капитала. Под капиталом буквально понимают основную сумму. Капитал – это имущество, активы, товары, которые используют для того, чтобы в дальнейшем обогатиться. В данной работе под словом капитал понимаются ресурсы, которые направлены на производство товаров и оказание услуг. Деятельность любой организации осуществляется за счет капитала, однако, нехватка собственных средств ведет к тому, что компания должна привлекать их из других источников. Эти привлеченные средства формируют заемный капитал [4, с. 22]
Большинство авторов понятие заемного капитала исследовали с разных сторон.
Ковалев В.В. и Волкова О.Н. под заемным капиталом понимают «Часть капитала, которую использует хозяйствующий субъект, не принадлежащая ему, но привлеченная на основе кредитов или эмиссионных займов на основе возвратности» [2, с. 56].
Борисов А.Б. писал, что «Заемный капитал – это капитал, который формируется за счет кредитов, выпуска, а также продажи облигаций и получения финансирования по ряду денежных обязательств».
Ермолович Л.Л. в своих работах говорит о том, что «Заемный капитал – это капитал, образованный за счет кредитов и средств, проданных облигаций» [4, с. 112].
Группа авторов, одной из книг, предлагает следующее определение заемного капитала: «Заемный капитал формируется за счет банковских кредитов и средств от облигаций и эмиссии акций».
Ивашкевич В.Б. считает, что «заемный капитал – это доля имущества предприятия, которую оно приобретает в кредит».
Все вышеуказанные определения имеют право на существование, они раскрывают сущность заемного капитала, дополняют его. Автор предлагает свое определение: «Заемный капитал – это ряд обязательств компании, которые формируются в результате получения денежных средств от кредитных или иных организаций на условиях ежемесячной платы за них и гарантированной возвратности, а также это могут быть средства, полученные в результате собственной деятельности, не выплаченные в срок использования для обеспечения хозяйственной деятельности предприятия».
Заемный капитал выражается за счет доли имущества компании, которая приобретается за счет обязательства возмещения его поставщику, банку или другой кредитной организации. Заемный капитал состоит из краткосрочных и долгосрочных обязательств, а также кредиторской задолженности.
Под долгосрочными обязательствами понимают займы и кредиты, которые организация получает на период от одного года. К ним относится задолженность по налоговому кредиту, выпущенным облигациям, а также финансовая помощь и банковские кредиты. Для того, чтобы финансировать имущество длительного использования привлекаются долгосрочные займы и кредиты.
Краткосрочными называются обязательства до одного года. К ним относится кредиторская задолженность, возникающая во время текущих расчетных операций. Источниками оборотных средств являются займы и кредиты краткосрочного характера, а также кредиторская задолженность.
Кредиторская задолженность является распространенной практикой, которая показывает успешную работу компании, способствующая быстрому преодолению дефицита финансовых ресурсов, доверию кредиторов, а также обеспечению повышения рентабельности собственных средств.
Активно заемные средства используют при наступательной финансовой политике. Эффективное использование заемного капитала, а также его размер – это важные характеристики для оценки эффективного управления компанией. Практика показывает, что организации, которые используют кредиты, имеют лучшее положение, чем организации, пользующиеся только собственным капиталом. Кредиты способствуют увеличению рентабельности компании.
Содержание и сущность собственного капитала, современный взгляд на собственные финансовые средства являются важным элементом для глубокого анализа и оценки эффективного его использования. Для увеличения качества анализа нужна достоверная и полная информация о реальном состоянии дел в компании, состоянии и движении капитала [4, с. 118].
Состав и сущность заемного капитала раскрывают, чтобы определить методы, подходы и показатели, необходимые для анализа источников финансирования хозяйственной деятельности. На рисунке 1 представлена структура заемного капитала.
Заемный капитал имеет ряд положительных особенностей:
1. Широкое привлечение финансовых средств;
2. Увеличение финансового потенциала компании;
3. Низкая стоимость по сравнению с собственным капиталом.
К основным недостаткам заемного капитала можно отнести то, что он:
1. Способствует формированию риска финансовой устойчивости, а также потери платежеспособности;
2. Формирует небольшую норму прибыли, которая влияет на снижение суммы выплачиваемой ставки процентов по всем его формам;
3. Влияет на конъюнктуру колебаний финансового рынка;
4. Имеет сложную процедуру привлечения его в больших размерах.
Компании, использующие заемный капитал, имеют высокий финансовый потенциал и возможность формировать финансовую рентабельность, в то же время он провоцирует создание финансового риска, ведет к банкротству.
Рис. 1. Структура заемного капитала
Предприятия, которые используют только собственный капитал, считаются самыми стабильными, однако, этот капитал удерживает развитие финансового роста, потому что отказ от заемных средств, при благоприятных условиях, ведет к снижению дополнительных источников финансовых активов для организации. Привлечение заемного капитала ведет к расширению объема хозяйственной деятельности компании, обеспечивает эффективное использование собственных средств, а также ускоряет формирование целевых финансовых фондов, увеличивая рыночную стоимость организации.
В связи с тем, что в экономике существует множество источников привлечения заемных средств исследователи заемное финансирование считают частью общей стратегии компании. Сам процесс такой стратегии должен проходить в несколько этапов, рассмотрим их подробнее.
На 1 этапе проводится анализ существующей практики формирования и использования заемных средств:
1. Проводится анализ привлеченных заемных средств, их динамика в общем объеме активов;
2. Осуществляется сравнительная характеристика темпов роста собственного и заемного капиталов;
3. Оценивается динамика использования различных форм привлечения заемных средств, их длительность использования;
4. Проводится мониторинг кредитного рынка, соответствия финансового и товарного рынков;
5. Оценивается использование заемного капитала с использованием различных показателей эффективности.
На 2 этапе определяют цели и планируемый период для привлечения заемного капитала:
1. Определяются источники для формирования объема необходимых ресурсов;
2. Регулярно пополняются оборотные активы;
3. Обеспечивается переменная часть оборотных активов;
4. Выделяются денежные средства на социальные программы;
5. Проводится обеспечение временных нужд.
На 3 этапе формируется оптимальный объем заимствований:
1. Определяется лимит для заемных средств компании;
2. Выявляется уровень для финансового рычага, который обеспечивает приемлемую норму заимствований.
На 4 этапе устанавливается стоимость привлеченных средств из различных источников:
1. Проводится оценка внутренних и внешних источников финансирования;
2. Определяется сумма средств, необходимая для желаемого уровня заимствований.
На 5 этапе формируется структура заемных источников для финансирования:
1. Выявляются средства, которые привлекают на долгосрочной и краткосрочной основе;
2. Создаются приемлемые условия для привлечения заемных средств.
На 6 этапе определяется форма привлечения заемного капитала. Эти формы имеют разный вид кредитования, который применяется для конкретного объекта хозяйствования. На выбор формы оказывает влияние особенности и цели корпоративной финансовой политики компании.
На 7 этапе формируется состав кредиторов, состоящий из постоянных поставщиков, коммерческих банков, других кредитных и не кредитных организаций.
На 8 этапе выбирают оптимальные условия для кредита. Условия могут быть следующими: срок кредита, процентная ставка, условия выплаты процентов и суммы кредита и другие условия, связанные с получением заемных средств.
На 9 этапе проводится эффективное использование заемных средств. Оценивают эффективность рентабельности и оборачиваемости заемного капитала.
На 10 этапе осуществляются своевременные расчеты по кредитам. Заемщики должны внимательно относится к привлеченным денежным средствам, которые они получают из внешних источников. На этом этапе основной упор делают на анализ заемных средств и эффективность их применения.
В вышеуказанном процессе важным для компании остается формирование оптимальной структуры капитала, минимизация затрат по его формированию, а также его эффективное использование в деятельности организации.
1.2. Основные виды заемного капитала
За последние несколько лет в кредитовании отечественных компаний принимают участие российские и зарубежные банки. Самый распространенный вид кредитования в нашей стране является банковский кредит, который предоставляется во временное пользование и возвратом денежных средств.
Для информативности все виды заемного капитала представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Виды заемного капитала
Определим самую удобную форму заемного капитала, рассмотренную на рисунке 2.
Вексель – это ценная бумага, которая содержит обязательство возврата денежных средств в определенный срок. Вексель делится на именной и ордерный, ещё бывает переводным и простым. Векселедатель – это сторонавыдающая вексель, следовательно, векселедержатель – это кредитор.
Простой вексель – это обязательство, которое должник должен выплатить в соответствии с условиями, прописанными на данном векселе. Это документ выписывает сам плательщик, он служит долговой распиской.
Переводной вексель оформляется в виде приказа от векселедателя должнику, где последний должен вернуть указанную сумму в соответствии с условиями данного документа векселедержателю.
Эмитенту привлекать денежные средства таким способом достаточно выгодно, он может оперативно погасить свои обязательства перед основным кредитором, поменяв их на вексельные обязательства, на которые наложены определенные варианты погашения. Вексель всегда выгоднее договорных отношений потому, что у него в несколько раз больше гарантий. Вексель обладает высокой ликвидностью, хорошо востребован на фондовом рынке.
Держатель векселя указывается в нем, его можно заменить с помощью передаточного индоссамента, в котором указывают нового держателя. Индоссамент может быть в виде бланка, а также «на предъявителя», в котором нельзя поменять ордер. Лицо,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Дудкин В.Е., Петров Ю.А. Индикативное планирование — механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой // Российский экономический журнал. — 1998. — № 6. — С. 38–58 (начало), № 7–8. — С. 43–71 (окончание).
2. Ермолович, Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник / Л.Л. Ермолович и др. — Мн.: Современная школа, 2018. — 800 с.
3. Иванов В.В., Финансовая система Китая [Электронный ресурс]: учебник / од ред. В.В. Иванова, Н.В. Покровской - М. : Проспект, 2019. - 352 с.
4. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учебник / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. — М. :Велби, 2018. — 420 с.
5. Лебедева Д.Д. Оценка эффективности макроэкономического планирования в Китае // Вопросы экономики и права. — 2016. — № 93. — С. 81–84.
6. Лин Лин, Исследование торговли и инвестиционного сотрудничества и развития Китая–АСЕАН // Dong Yue Tribune. – 2017 – No.1. – С. 150
7. Ли Синь Реформы в Китае: проблемы и дискуссии // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та.Сер. 5, Экономика. – 2014 - № 1 - С. 87-95.
8. Мельник Л. Г. Эколого-экономические механизмы управления хозяйственным развитием в Китае // Экономика природопользования. - 2015 - № 3 - С. 100-120.
9. Платонова М.А. Анализ зарубежного опыта стратегического планирования и этапов принятия эффективных стратегических решений // Экономика и предпринимательство. — 2014. — № 10 (51). — С. 752–756.
10. Симонова Л. М., Ефремова И. А. Пространственное стратегирование России // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. — 2016. — Т. 2. — № 4. — С. 161–174.
11. Фоменко О.О. Примеры государственного регулирования экономики во Франции // Менеджмент в России и за рубежом. — 2009. — № 5. — С. 101–106.
12. Томберг И. Р. Китай как структурообразующий элемент Рос. внешнеэконом. вестн. – 2018. - № 11 - С. 52-62.
13. Хуан Цицай. Текущее Азиатско-Тихоокеанское региональное сотрудничество и стратегический выбор Китая // Фуцзянь Академия социальных наук. – No.3 – 2014 –С. 23-28.
14. Швецов А.Н. Систематизация инструментов перспективного планирования территориального развития: настоятельная необходимость и конкретные предложения // Российский экономический журнал. — 2009. — №5. — С. 12 –47.
15. Юдашкина Е.Е., Никазаченко А.Л., Лебедев К.А. Стратегическое планирование социально-экономических процессов на основе когнитивного подхода // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 8–2 (85). — С. 1062–1065.
16. Якутин Ю.В. Об опыте, проблемах и путях совершенствования государственного стратегического планирования // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2013. — № 2. — С. 4–27.
17. Якутин Ю.В. Прогнозирование и стратегическое планирование в системе государственного и корпоративного управления // Российский экономический журнал. — 2014. — № 4. — С. 94–101.
18. Ян Ф., Сан Х., Джан В. Исследование оценки реализации генерального планирования в Китае // Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. Т.1. — Хабаровск: ТОГУ, 2015. — 385с
19. Xi stresses financial security // Xinhuanet. 2017. 26 April. URL: http://www. xinhuanet.com//english/2017-04/26/c_136238375.htm (дата обращения: 27.04.2020).
20. YaoK. China pledges to scrap financial sector ownership limits in 2020, one year early // Reuters. 2019. 2 July. URL: https://www.reuters.com/article/us-wef-china-eco nomy/china-to-push-forward-opening-up-of-financial-manufacturing-sectors-premier-li-id USKCN 1TX096 (дата обращения: 24.04.2020).
21. Yiping Huang, Tingting Ge. Could Chinaʼs financial repression be good for growth? // East Asia Forum. 2019. 23 July. URL: https://www.eastasiaforum.org/2019/ 07/23/could-chinas-financial-repression-be-good-for-growth/ (дата обращения: 19.04.2020).
22. Zheng (M.) Song, Wei Xiong. Risks in Chinaʼs Financial System // Annual Review of Financial Economics. 2017. November. URL: https://www.princeton.edu/~wxiong/pa pers/Risk.pdf (дата обращения: 27.04.2020).