Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. К проблеме методики обучения детей элементам спортивных игр в условиях ДОУ подходили как со стороны психологической, педагогической наук, так и с точки зрения физиологии и медицины.
Большая часть современных исследований посвящена конкретным программам и методам интеграции физических нагрузок при помощи игры в условиях ДОУ. Так, Панкратович Татьяна Михайловна занималась проблемой создания физкультурно игровой среды в образовательном пространстве дошкольного учреждения и рассматривала его как условие эффективного воспитания координационных способностей детей 5-6 лет (статья опубликована в 2013 году в Оренбурге).
Пасмурова Л. Э. в 2008 году проводила исследование активизации двигательной деятельности детей дошкольного возраста посредством игр с элементами спорта. Гладских Л.А. в 2016 году опубликовала статью об организации физкультурно оздоровительной работы в ДОУ как одного из приоритетных направлений в системе современного дошкольного образования. В 2014 году Белоусова Ю.И. опубликовала статью о повышении уровня двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Также Тарасова И.В. занималась применением спортивных игр в развитии двигательных качеств у детей дошкольного возраста и опубликовала на эту тему статью в 2019 году. А Широкова Г.А. ставила задачей организацию оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.
ГЛАВА 1. Современное состояние проблемы использования элементов спортивных игр в ДОУ
1.1 Общая характеристика двигательной активности детей в ДОУ
В период дошкольного возраста происходит закладка основ крепкого здоровья, горманичного физического развития, высокого уровня работоспособности. В данный период времени происходит формирование двигательной деятельности, а помимо этого перначальное формирование физических качеств. Движения выступают в качестве средства познания окружающего мира, а помимо этого удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Следовательно, недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме.
Здоровье ребёнка зависит от ряда целого ряда факторов, среди которых наиболее важными являются биологические, экологические, социально-гигиенические. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет только 10% от контингента детей, поступающих в школу. Задача сохранения и укрепления здоровья детей является одной из ведущих в образовательном пространстве, что нашло отражение в федеральных государственных требованиях, посвященных вопросам здоровьесбережения. Решение этой задачи регламентируется Законом «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273, а также указом Президента России «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ» и другими нормативными документами.
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, фактор двигательной активности является ведущим. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и здоровья ребёнка. Под влиянием двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма. Выявлена зависимость между двигательным ритмом и умственной работоспособностью, а также развитием мелкой моторики ребёнка. Дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности и самым благоприятным для обеспечения здоровья в последующие годы .
По современным представлениям, двигательная активность ребенка обеспечивает реализацию генетической программы, направленной на развитие нервной и сенсорных систем. Исследованиями многих авторов показано, что недостаточная двигательная активность отрицательно влияет на организм ребенка, однако избыточная двигательная активность также может стать причиной функциональных изменений в организме ребенка.
Э.Я. Степаненкова указывает на двигательную активность как основу жизнеобеспечения детского организма и важный фактор роста, развития и работоспособности ребенка.
Двигательная активность М.А. Руновой и Э.Я. Степаненковой рассматривается как естественная биологическая потребность детей, при этом степень удовлетворения которой определяет дальнейшее структурное и функциональное развитие их организма. По их мнению, двигательная активность способствует полному развитию центральной нервной системы, совершенствованию памяти, образовательных процессов, улучшению сна, увеличению возможностей в умственной, физической работе .
Двигательная активность является разносторонним развитиям каждого ребенка в первые годы его жизни.
Стремление ребенка с рождения к движению, свидетельствует о его нормальном развитии. Обычно дети в играх удовлетворяют большую потребность в движении.
О.П. Бауэру отмечал, что именно двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является необходимым условием всестороннего развития и воспитания ребёнка .
М.А. Рунова считает, что в понятие «двигательная активность» включается сумма всех движений, которые выполняет человек в процессе своей жизнедеятельности .
Двигательная активность, отражающаяся в беге, прыжках, метании, лазании требует большой затраты энергии, увеличивает обмен веществ в организме, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка, укрепляя ее. Активные движения способствует получению бодрого настроения у детей, улучшает иммунную систему дошкольника к заболеваниям, так как вызывают привлечения защитных сил организма.
Двигательная активность улучшает питание тканей и существенно помогает формированию скелета и правильной осанки, в результате у детей совершенствуются основные движения (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье), так же развиваются такие качества характера, как инициативность, самостоятельность, уверенность и настойчивость.
У дошкольника появляется возможность играть и двигаться по своему собственному желанию. Следует отметить, что его действия зависят от условий, которые для него создают взрослые. При умелом руководстве двигательной активностью ребенка можно значительно оказать влияние на разнообразие игр и движений, но для достижения большего эффекта не нужно подавлять проявляемую инициативу, а наоборот стимулировать ее.
Настроение, характер и содержание игр, во многом зависит от состояния здоровья старшего дошкольника, а так же умения владеть собственными движениями, его ловкости, ориентировки и быстроты двигательной реакции. А в дальнейшем состояние его здоровья и двигательная активность будут влиять на достижения в учебной и трудовой деятельности.
Необходимое условие гармоничного развития личности младшего дошкольника – это достаточный уровень двигательной активности. В последнее время на основании высоких нагрузок и прочих причин у многих детей дошкольного возраста отмечают недостаточную двигательную активность, которая обусловлена появление гипокинезии, которая вызывает серьезные изменения в организме ребенка.
Двигательная активность является одним из основных факторов оздоровления детей. От степени удовлетворения двигательной активности, как естественной биологической потребности организма, зависит здоровье детей, их физическое и психическое развитие. При систематических занятиях физическими упражнениями происходит непрерывное совершенствование механизмов, регулирующих работу органов и систем организма. Именно в этом и заключается положительное влияние физических упражнений на укрепление здоровья. Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов ЦНС. Физические упражнения благотворно влияют на силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов, способствуют хорошей работе органов пищеварения, активируют переваривание и усвоение пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают функционирование желез внутренней секреции, стимулируют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение.
Небольшие по интенсивности и объему физические нагрузки предотвращают развитие патологических изменений в сердце, а также в других внутренних органах – печени, почках, легких. Чем больше движений совершает ребенок, тем лучше у него развивается кора головного мозга, управляющая всей жизненной деятельностью. Посредством движений человек познает окружающий мир, у него вырабатываются и совершенствуются двигательные навыки, формируется психика. Для общего развития и укрепления организма детей рекомендуется применять физические упражнения, которые благотворно действуют на центральную нервную систему. В результате их влияния у детей образуется много новых условных рефлексов, они становятся активнее, внимательнее, улучшается согласованность (координация) движений, создается бодрое, радостное настроение .
Двигательная активность, физические упражнения, игры развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка. Кости начинают хорошо расти и становятся более прочными; замещение хряща плотной костной тканью происходит без отклонений. Ежедневные физические упражнения предупреждают нарушения осанки и деформацию скелета (искривление позвоночника, уплощение грудной клетки, изменение формы ног), укрепляют организм в целом и повышают его сопротивляемость различным заболеваниям. Во время движения к мышцам поступает больше крови и лимфы, которые приносят питательные вещества. Под влиянием упражнений мышцы ребенка хорошо развиваются и укрепляются.
1.2 Использование элементов спортивных игр как средства обогащения развивающей среды и всестороннего воспитания дошкольников
Игра представляет собой исторически сложившееся средство физического воспитания. Содержание и форма игр непрерывно изменяются в зависимости от изменения условий жизни. Игру создает народ. В играх, как и в песнях, народ отражает свою жизнь, свои стремления.
С течением времени создаются подвижные игры, специально направленные на решение педагогических задач. Группу подвижных игр составляли в большей части, заимствованные из народных и несколько преобразованные для занятий с детьми. Детскую игру изучали многие философы, психологи, педагоги .
Отображение действительности в играх не есть простое подражание ребенка, всему, что он видит и слышит в окружающей его среде.
У ребенка процесс познания действительности носит активный творческий характер. Применяемые ребенком в играх способы и действия показывают степень его развития. Со временем педагог также изменяет содержание игр для того, чтобы повышением требований усилить и разнообразить их влияние на развитие детей.
Оценка игр передовыми русскими педагогами и другими деятелями XIX века.
Особый интерес к изучению игр появляется во второй половине XIX века, которая характеризуется в России подъемом передовой мысли .
К этому времени складывается новое направление в педагоге, 60-х годов изучение вопросов физического воспитания, в частности гимнастки и детской игры. К.Д.Ушинский говорил об игре: «Игра от части собственное создание ребенка». В игре ребенок пробует свои силы, распоряжается самостоятельно предметами, в то время в самостоятельной жизни он не может так действовать. Ушинский отмечал влияние окружающей среды на содержание детских игр. Жизнь дает детям материал более разнообразный и действительный, чем тот который представляет игрушечный мир. Игры не проходят бесследно для будущей жизни, содействуют формированию личности. Ребенок в играх непассивен, он стремится воздействовать на действительность, преобразовывать ее.
Спортивные игры, как проявление активной деятельности ребенка привлекли внимание Лесгафта. Он рассматривал игры, как средство физического воспитания. На уроках для учащихся младших классов игре отводилась половина урока. Он наиболее полно разработал методику школьных игр .
Под руководством Лесгафта его ученицы преподавали в гимназиях. Они же работали на многочисленных курсах, семинарах для школьных педагогов, делали доклады об играх .
Дальнейшая разработка и подлинно - научное обоснование осуществлялось после революции.
Неоценимая заслуга принадлежит А.С.Макаренко. Он говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, тоже какое у взрослого имеет общественная деятельность, работа». Каков ребенок в игре, таков он будет и в жизни, когда вырастит .
Н.К.Крупская предавала большое значение детской игре, в системе воспитания детей 6-7 лет. Дети во время игры получают знания, в которых они учатся организовываться, учат узнавать жизнь. У детей развивается сила «тверже становится рука», «вернее глаз», развивается сообразительность, находчивость с помощью игр .
Крупская настаивала на том, чтобы в играх были обеспечены все условия для развития самостоятельности и творческой инициативы.
В системе обучения Макаренко использовал самые разнообразные игры, различные по правилам, содержанию, их влиянию на развитие личности.
С каждым годом все шире организуется изучение игры представителями теорий физического воспитания: педагоги, психологи.
Научное обоснование сущности игры и ее методики, накопленные методические материалы, а также большой опыт дошкольных и школьных учреждений знаменуют собой новый этап в развитии теории и методики игры.
1.3 Методические подходы к решению проблемы использования элементов спортивных игр в процессе занятий физической культурой
На занятиях физической культурой с дошкольниками игровой метод физического воспитания применяется главным образом в форме подвижных и спортивных игр. Игры следует подбирать такие, которые воспитывают у детей высокие морально-волевые качества и укрепляют здоровье, оказывают содействие правильному физическому развитию и формированию жизненно важных двигательных навыков и умений. Недопустимо в процессе игры унижать человеческое достоинство, допускать грубость .
Таким образом, подвижные и спортивные игры играют большую роль в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры. Организованное проведение игры во многом зависит от того, как дети усвоили ее правила. В процессе игр у детей формируются понятие о нормах общественного поведения, а также воспитываются определенные культурные привычки. Однако игра приносит пользу только тогда, когда учитель хорошо ознакомлен с педагогическими задачами (воспитательным, оздоровительным и образовательными), которые решаются во время игры, с анатомо-физическими и психологическими особенностями учеников, с методикой проведения игр, заботится о создании и соблюдении соответствующих санитарных условий.
Спортивные игр имеет широкий возрастной диапазон: они доступные детям разных возрастных групп. Наибольшая близость той или другой игры определенному возрасту предопределяется степенью ее доступности .
В физическом воспитании дошкольников основной формой организации учебного процесса является занятие физической культурой, содержание которого определяется государственной программой. Однако в дошкольном возрасте игры могут являться основным содержанием занятия. Содержание игр должно соответствовать частям занятия и их основным задачам.
Для детей дошкольного возраста при подборе спортивных игр необходимо исходить из необходимости постепенного перехода от простых игр к более сложным. Применение конкретной игры зависит, прежде всего, от задач, поставленных педагогом. Чтобы игра прошла более успешно, необходимо своевременно выбрать помощников, провести комплектование команд, следить за активностью играющих и уровнем физических и эмоциональных нагрузок, осуществлять объективное судейство, определять продолжительность игры и своевременно предупреждать об ее окончании.
В программе обучения спортивным играм выделяют оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи. Программа состоит из двух разделов:
I раздел - особенности реализации программы для обучения детей спортивным играм
1.1. цели и задачи программы.
1.2. формы, методы и приемы работы с детьми.
1.3. краткая характеристика спортивных игр в жизни детей дошкольного возраста.
II раздел - содержание задач и упражнений, методические рекомендации для обучения детей спортивным играм.
2.1. содержание блоков программы: 1. Футбол; 2. Хоккей; 3. Баскетбол; 4. Бадминтон.
2.2. методические рекомендации по каждой спортивной игре.
2.3. примерные сроки реализации блоков на год обучения.
Программный материал предусматривает расширение индивидуального двигательного опыта ребенка через последовательное обучение элементам спортивных игр в естественных природных условиях на специально организованных занятиях т.к. спортивные игры, подвижные и специальные игры подобраны с учетом климатических условий, имеющегося спортивного оборудования и инвентаря. Большинство занятий проводится на воздухе и лишь некоторые в зале.
В процессе теоретических и практических занятий разработаны и апробированы методы и приемы обучения элементам спортивной игры (футбол, хоккей, баскетбол, бадминтон). Для каждой спортивной игры определены задачи, подобраны упражнения, специальные и подвижные игры, разработаны занятия. Основной целью занятий по обучению элементам спортивных игр является ознакомление детей со спортивными играми с их историей возникновения, особенностями игры, закладывание азов правильной техники, развитие двигательных способностей, спортивных наклонностей и повышение интереса к ним.
Показать больше