Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие малого предпринимательства является важным направлением деятельности всех развитых стран мира. Органы государственной власти придают большое значение и стараются оказывать поддержку в развитии малого бизнеса. В связи с этой задачей правительство разрабатывает специальные программы поддержки предпринимательства и системы льгот, предназначенных для этих компаний.
В развитых странах малое предпринимательство является стратегически важным направлением деятельности экономических субъектов, поскольку оно служит базой для поддержания стабильности всей экономики.
Таким образом, степень развития малого предпринимательства в стране является одним из важнейших показателей экономическо-социального развития общества. Оно играет заметную роль в создании занятости, производстве товаров и услуг, исследовательских и научно-производственных разработках.
Поддержка субъектов малого предпринимательства является деятельностью органов государственной власти, направленная на реализацию мер, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Помощь малому бизнесу и поддержка ИП формируются на федеральном и региональном уровнях по следующим направлениям:
1. Финансовая — выплата различных денежных сумм на развитие бизнеса или, наоборот, предоставление льгот по обязательным платежам, например, по налогам;
2. Имущественная — предоставление льготных возможностей получения недвижимости или земли, например, в аренду;
3. Нефинансовая (информационно-консультационная) — по всей стране создаются центры поддержки предпринимательства, которые консультируют по вопросам ведения бизнеса, обучают или позволяют обменяться опытом с другими предпринимателями, работающими в том же субъекте.
Государственная поддержка субъектов малого бизнеса в сфере сельского хозяйства осуществляется в особом режиме ввиду специфики отрасли.
Одной из основных мер поддержки предприятий малого бизнеса является кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях, которое осуществляется путем компенсации соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. Фонды могут компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы.
Актуальность данной темы заключается в исследовании существующего опыта и практики поддержки малого предпринимательства в Вологодской области, определить основные пути улучшения системы поддержки. Особенное значение система поддержки предпринимательства приобрела в условиях пандемии коронавируса и нарастающего экономического кризиса.
Совершенствование системы поддержки малого бизнеса требуется в связи с его текущей неэффективностью во многих субъектах РФ из-за проблем коррупции, устаревания законодательной базы и т.д.
Предметом работы выступает государственная поддержка малого предпринимательства в Вологодской области.
Целью данной работы является разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию государственной поддержки предпринимательской деятельности в Вологодской области.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
1. Изучить теоретические аспекты государственной поддержки предпринимательской деятельности.
2. Отразить современное состояние государственной поддержки малого бизнеса в Вологодской области.
3. Разработать предложения по совершенствованию поддержки малого предпринимательства.
Для раскрытия темы были использованы правовые акты и законы, монографии современных исследователей проблем предпринимательства, экономические порталы и основные сайты, посвященные развитию поддержки предпринимательства.
1.Теоретические аспекты осуществления государственной поддержки малого бизнеса
1.1.Понятие и сущность системы поддержки малого предпринимательства
Степень развития предпринимательства и степень государственной поддержки бизнеса в стране является одним из самых точных показателей экономического и социального развития государства.
Мелкие предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Они создают среду для предпринимательства, без которых невозможна рыночная экономика, обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Они способны быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, сравнительно быстро окупаться и создавать атмосферу конкуренции.
Чтобы, будучи предпринимателем, рассчитывать на государственную поддержку, важно понимать, какому бизнесу помогает государство — государственная помощь ориентирована, прежде всего, на малый и средний бизнес.
Субъектами малого и среднего предпринимательства являются организации и индивидуальные предприниматели, соответствующие критериям, описанным в ст. 4 Федерального закона №209-ФЗ от 24.07.2007. В числе таких критериев, например:
• среднесписочная численность работников: до ста человек для малого бизнеса и от 101 до 200 — для среднего;
• уровень дохода за календарный год: до 120 млн рублей — микропредприятие, до 800 млн рублей — малое, до 2 млрд — среднее.
В соответствии со ст. 4.1 209-ФЗ ведется единый реестр субъектов МСП. Реестр находится в ведении налоговой службы и содержит информацию обо всех организациях, подходящих под критерии МСП.
Государственная поддержка должна быть направлена на формирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, которая сориентирована на основные потребности в развитии бизнеса:
-банковская инфраструктура,
-биржи, присутствие на рынке аудиторских и страховых фирм,
-создание информационных центров, коммерческих центров по обеспечению материальными ресурсами субъектов предпринимательства и т.д.
Цели государства и предпринимательства часто совпадают, поскольку направлены на взаимное экономическое развитие. Эти взаимоотношения мы можем изобразить на следующем рисунке:
Рисунок 1 - Цели и взаимосвязь государства и бизнеса [7, c.56]
Государственная поддержка предпринимательства представляет собой политику правительства в отношении бизнеса по созданию экономических и правовых условий, которые бы могли стимулировать развитие предпринимательства в стране. Государственная поддержка также подразумевает финансирование бизнеса материальными и финансовыми ресурсами, предоставляемыми предпринимателю на льготных условиях, поскольку его деятельность способствует росту ВВП всей страны на международной арене.
Поддержка малого и среднего бизнеса — это меры помощи государства МСП и индивидуальным предпринимателям. Во время экономического подъема они стимулируют развитие предприятий и организаций, рост их численности и доли в ВВП. В периоды экономических кризисов и чрезвычайных ситуаций помощь состоит из прямых выплат, процентных и налоговых льгот и направлена на сохранение работников и бизнеса.
Государство, региональные и муниципальные власти должны быть заинтересованы в развитии малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей. Рост показателей их доли в валовом продукте территорий означает:
• открытие новых рабочих мест и улучшение показателей занятости;
• рост доходов домохозяйств и качества жизни населения;
• новое качество трудовых ресурсов;
• устойчивые и растущие налоговые поступления в бюджеты всех уровней;
• инвестиционную привлекательность региона для нового бизнеса.
В соответствии с законодательством государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим основным направлениям:
Во-первых, формирование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, которая сориентирована на основные потребности в развитии бизнеса: банковская инфраструктура, биржи, присутствие на рынке аудиторских и страховых фирм, создание информационных центров, коммерческих центров по обеспечению материальными ресурсами субъектов предпринимательства и т.д.
Во-вторых, создание и внедрение упрощённой системы регистрации субъектов малого и среднего предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, проверки предоставленной бухгалтерской и статистической отчётности.
В-третьих, создание льготных условий на использование субъектами предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий.
В-четвёртых, поддержка внешнеэкономической деятельности предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами.
В-пятых, организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для предприятий, поддержка по данному направлению осуществляется в виде:
• разработки примерных образовательных программ на основе государственных образовательных стандартов;
• создания условий для повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области малого предпринимательства;
• учебно-методологической, научно-методической помощи субъектам малого предпринимательства.
Государственная поддержка субъектов МСП в сфере сельского хозяйства осуществляется в особом режиме ввиду специфики отрасли.
Помощь предпринимательству в целом и поддержка бизнеса осуществляется по следующим основным направлениям.
Рисунок 2 – Структура системы поддержки малого бизнеса
Это могут быть финансовые льготы грантов и безвозмездных субсидий на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию.
Предоставляются малому бизнесу налоговые льготы (использование спецрежимов УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН).
Административные льготы — это такие послабления, как упрощенный бухучет и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры, наличие специальной квоты для МСП в госзакупках.
Содействие развитию кредитования малого бизнеса — это предоставление гарантий государственных гарантийных фондов, получение займов в региональных фондах микрофинансирования МСП и МСП-банке.
Субсидии малому бизнесу на компенсацию затрат, которые уже были произведены — предоставляются на конкурсной основе после анализа первичной бухгалтерской документации, подтверждающей произведенные затраты.
Речь также может идти о предоставлении государственного и муниципального недвижимого имущества в аренду на льготных условиях, предоставлении государственного и муниципального недвижимого имущества в собственность на льготных условиях.
Создание бизнес-инфраструктуры для развития предпринимательства также может быть важным направлением.
На условиях льготной аренды субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется недвижимое имущество, являющееся федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ, муниципальной собственностью.
Упрощение отчетности или освобождение от некоторых ее видов. Оказывается по двум основным направлениям:
• создание инфраструктуры консалтинга предпринимательства;
• создание информационной среды развития предпринимательства.
В рамках создания инфраструктуры консалтинга государство создает и развивает сеть специализированных организаций, оказывающих консультационную помощь малому бизнесу.
В период распространения коронавирусной инфекции речь идет об экономическом выживании многих представителей МСП и ИП.
Принадлежность к пострадавшим отраслям определяют по основному виду деятельности, указанному в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. В соответствии с законодательством государственная поддержка микропредприятий осуществляется согласно тем же НПА.
Кроме перечисленных, дополнительными направлениями государственной поддержки могут воспользоваться туроператоры:
• сфера включена в перечень пострадавших отраслей экономики;
• государство стимулирует банки реструктурировать и пролонгировать кредиты заемщикам отрасли.
Туроператорам также предоставляется поддержка малого бизнеса от государства, они получат субсидии на возмещение затрат, связанных:
• с возвратом денег туристам — гражданам в сфере выездного туризма по невозвратным тарифам авиаперевозчиков;
• с вывозом туристов из государств с неблагоприятной ситуацией в связи с коронавирусом.
Для этого правительство определило:
• перечень документов, подтверждающих затраты;
• критерии, которым должен соответствовать туроператор;
• расходы, не подлежащие компенсации;
• формулу расчета субсидии.
Таким образом, государственная поддержка бизнеса – это система, в рамках которой государство создает благоприятные условия для развития и процветания малого бизнеса. Необходимость поддержки малого предпринимательства обусловлена наличием в этой сфере многочисленных проблем, к числу которых можно отнести трудности в получении кредитов, несовершенство процедур контроля за текущей деятельностью предприятий, проблемы в области налогообложения и т.д. Поддержка малого бизнеса государством осуществляется по разным направлениям: например, через субсидии, кредитование, гранты, налогообложение и т.д.
1.2.Основные функции и принципы осуществления поддержки малого бизнеса
Свободный и честный бизнес — это основа государственной экономики: бизнес организует денежные потоки, производит блага, дает рабочие места — роль его сложно переоценить. Все государства, и Россия в том числе, стараются разрабатывать системы стимулирования бизнеса и поддержки предпринимателей.
Необходимость поддержки малого предпринимательства обусловлена
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно — правовые акты:
1. ФЗ № 209-ФЗ РФ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»
2. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»// Справочно-правовая система Консультант Плюс (СПС)
3. Конституция РФ ( ст. 8, 34-37, 74, 75 и др.)
4. Гражданский Кодекс РФ (ст. 1-5, 18, 23, 51, 67, Главы 4-7 и др.)
5. Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности»
Специальная литература:
6. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. – М.: Инфра-М, 2018. – 381 с.
7. Бабосов Е.М. Экономическая социология. – М.: Инфра-М, 2018. – 655 с.
8. Васьков, М.А. Экономическая социология: Уч. / М.А. Васьков, К.В. Воденко, С.И. Самыгин и др. - М.: Риор, 2018. - 288 c.
9. Верховин, В.И. Экономическая социология / В.И. Верховин. - М.: Академический проект, 2016. - 736 c.
10. Воденко, К.В. Экономическая социология: Учебное пособие / К.В. Воденко. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 640 c.
11. Девлетов О.У. История отечественного предпринимательства. – М.: ГЭИТИ, 2018. – 512 с.
12. Девятаева Н. В. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России [Текст] / Н. В. Девятаева, И. В. Трифонова // Молодой ученый. — 2018. — №6. — С. 317-320. Доступ через http://www.moluch.ru/archive/53/7082/
13. Зарубина, Н.Н. Экономическая социология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Н. Зарубина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 378 c.
14. Касумов, Т.К. Экономическая социология / Т.К. Касумов. - М.: Русайнс, 2016. - 256 c.
15. Кравченко, А.И. Экономическая социология (для бакалавров) / А.И. Кравченко. - М.: КноРус, 2018. - 64 c.
16. Крюков, Р.В. ВПС: Экономическая социология: Конспект лекций / Р.В. Крюков. - М.: Приор, 2016. - 208 c.
17. Ларионова И.К. Предпринимательство. – М.: Дашков и К, 2018. – 483 с.
18. Малый бизнес/ учебное пособие для вузов/ А.И. Базилевич. – М.: КНОРУС, 2017. – 336 с.
19. Малый бизнес Вологодской области: бюллетень. - Вологда, 2001.- 123c. (Вологодская область)
20. Мерзаканов, С.А. Экономическая социология: Учебное пособие / С.А. Мерзаканов. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 32 c.
21. Орлова В.С., Дубиничева Л.В. Инновации в развитие предприятий малого бизнеса туристского комплекса Вологодской области.- Вологда, 2010.- 165c.
22. Осипов Е.М. Институт социального партнерства как фактор развития малого бизнеса в России: монография.- М.: Изд-во Московского ун-та, 2012.- 208c. (Микроэкономика)
23. Переверзев М.П. Основы предпринимательства. – М.: Дашков и К, 2019. – 260 с.
24. Пилипенко В.В. Социология предпринимательства. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 305 с.
25. Радаев В.В. Экономическая социология. Режим доступа: http://socioline.ru/book/radaev-vv-ekonomicheskaya-sociologiya
26. Силласте, Г.Г. Экономическая социология: Учебное пособие / Г.Г. Силласте. - М.: Альфа-М, 2019. - 304 c.
27. Скворцова Т.А. Предпринимательское право. – М.: Юстицинформ, 2017. – 394 с.
28. Теребова С.В., Подолякин О.В., Усков В.С. Анализ факторов развития малого и среднего предпринимательства в регионе: отчет о НИР. - Вологда, 2010.- 23c.
29. Теребова С.В. Методика измерения предпринимательских способностей населения и оценки социального потенциала развития малого предпринимательства: заключительный отчет о НИР. - Вологда, 2013.- 165c. (Отчеты о НИР)
30. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. – М.: 2018, с.528
31. Фурсова В.В. Социология предпринимательства. – Казань: Изд-во Казанского университета, 2017. – 48 с.
32. Экономическая социология: Учебное пособие / Под ред. Самыгина С.И.. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 352 c.
Удаленные источники:
33. http://center-yf.ru – центр управления финансами
34. http://isfic.info – предпринимательское право РФ
35. http://www.gsom.spbu.ru/ - высшая школа менеджмента
36. http://www.erce.ru – центр экономических исследований
37. http://ria.ru/ - информационное агентство
38. http://smb.gov.ru/ - портал предпринимательства
39. http://start-business.ru/ - фонд поддержки предпринимательства
40. http://credit-fond.ru/- центр развития и поддержки предпринимательства
41. http://pmp.crpp.ru/ - портал малого и среднего предпринимательства
42. http://minpred.government-nnov.ru/ - министерство поддержки и развития МСП
43. http://www.giac.ru – глобальный информационно – аналитический центр
44. http://www.bibliofond.ru- зарубежный опыт поддержки предпринимательства
45. http://fondmodern.a5.ru – национальный фонд регионального предпринимательства России
46. https://vologdastat.gks.ru/folder/26799 - федеральная служба государственной статистики по Вологодской области
47. https://www.frp35.ru/ - Вологодский областной фонд государственной и муниципальной поддержки малого предпринимательства