Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время нефтяной сектор подвержен финансовым потрясениям, что вызвано пандемией коронавируса и невозможностью договоренности с Саудовской Аравией. Россия входит в пятерку лидеров по экспорту нефти и нефтепродуктов, при этом в 2020 году стагнация отрасли привнесла ощутимое финансовое потрясение как внутри отрасли, так и в сопутствующих отраслях. При этом экспорт нефти и нефтепродуктов сократился под воздействием снижения спроса на ресурсы, и в связи с снижением его стоимости. В условиях нестабильной экономики, как правило, вырастает риск фальсификации информации, предоставляемой в ФТС на контроль не только при импорте, но и при экспорте. И экспорт нефти и нефтепродуктов не исключение. При этом экспорт нефти и нефтепродуктов приносит ощутимую долю в доходы бюджета страны, тем самым на обеспечение таможенного контроля экспортных операций направлены основные мероприятия действующей политики в рамках обеспечения высокоэффективной внешнеэкономической деятельностью ФТС РФ. Нефтегазовая отрасль является наиболее капиталоёмкой по сравнению с другими отраслями, Нефтяная отрасль является системообразующей для российской экономики, обеспечивая при этом поступления в бюджет страны в размере 50% от всех доходов, а на долю ВВП приходится около 20%, до 25% таможенных и налоговых поступлений, при этом 1/3 составляет валютную выручку. Потенциал отрасли для дальнейшего эффективного развития обусловлен рентабельностью и способен приносить доход на протяжении многих лет.
Проблематика проводимого исследования обусловлена стремительным изменением на мировом рынке нефти, что в конечном итоге оказывает влияние не только на внешнюю политику государства, но и на внутреннее развитие экономики. Данная область малоисследована, что и обусловило выбор темы.
Цель проводимого исследования заключается в исследовании таможенного регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов из РФ. Исходя, из поставленной цели работы в исследуемой организации необходимо решить взаимосвязанный комплекс задач, позволяющие построить систему, построенную на основе системного подхода для взаимодействия ФТС РФ, Правительства и системообразующих компаний отрасли.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- представить общую характеристику нефтяного сектора России и перспективы его развития в условиях нестабильности,
- определить роль и место вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты в доходах федерального бюджета России,
- проанализировать нормативно-правовое регулирование экспорта нефти и нефтепродуктов в России,
- рассмотреть практику таможенного оформления нефти и нефтепродуктов,
- обобщить принципы формирования ставки экспортной таможенной пошлины в отношении вывозимой нефти и товаров, содержащих переработанную нефть,
- провести анализ случаев правонарушений при экспорте нефти и нефтепродуктов,
- разработать методы по устранению правонарушений в области экспорта нефти и нефтепродуктов.
Объект исследования – экспорт нефти и нефтепродуктов.
Предмет исследования – система таможенного контроля и таможенных платежей экспорта нефти и нефтепродуктов.
Методы исследования: анализ периодической литературы и нормативного регулирования по теме исследования, графический, экономический и т.д.
Теоретическая и практическая значимость определены обобщением нормативно-правовой базы экспортных операций нефти и нефтепродуктов и разработкой мер по разработке Стратегии, направленной на повышение эффективности таможенных платежей в области экспорта нефти и нефтепродуктов.
Для написания магистерской работы использованы международные и российские нормативные акты, труды российских экономистов и специалистов, ресурсы интернета, Указания и Инструкции ФТС России, и пр. материалы.
Магистерская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников литературы. В введении отражена актуальность проводимого исследования, цель, задачи, объект и субъект, теоретическая и практическая значимость, методы и источники, необходимые для исследования. В первой главе раскрыта характеристика нефтяного сектора России и перспективы его развития в условиях нестабильности, роль и место вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты в доходах федерального бюджета России. Во второй главе проанализировано нормативно-правовое регулирование экспорта нефти и нефтепродуктов в России, рассмотрена практика таможенного оформления нефти и нефтепродуктов, обобщены принципы формирования ставки экспортной таможенной пошлины в отношении вывозимой нефти и товаров, содержащих переработанную нефть. В третьей главе проведен анализ случаев правонарушений при экспорте нефти и нефтепродуктов, разработаны методы по устранению правонарушений в области экспорта нефти и нефтепродуктов. В заключении подведены итоги проведенного исследования.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ В РФ
1.1 Общая характеристика нефтяного сектора России и перспективы его развития в условиях нестабильности
Нефтяная промышленность представляет собой одну из важнейших в экономике России. Ее роль определена значимостью в формировании доходных статей бюджета в области поступлений по экспорту, а также взаимосвязана с большой кооперацией в других секторах и отраслях национальной экономики. вместе с тем, не маловажным фактором является конкурентность российской нефти на мировой рынке тем самым гарантируя высокий уровень загруженности российской экономики.
Основные процессы, из которых состоит нефтяная промышленность, следующее (рис.1).
Рисунок 1.1 – Основные процессы, из которых состоит нефтяная промышленность
В настоящее время нефтяной сектор подвержен финансовым потрясениям, что вызвано пандемией коронавируса и невозможностью договоренности с Саудовской Аравией.
В связи с тем, что запасы нефти иссякают, происходит добыча более тяжёлой нефти с высокой углеродёмкостью, при чем растут расходы на саму добычу и дальнейшую обработку, что не маловажно в эпоху нестабильности в нефтяном секторе. Стоит отметить, что в начале 2000 года нефтяной баланс нашей страны состоял на 83% из более легкой нефти, на 15% из тяжелой и на 2% из максимально тяжелой нефти (по консистенции как смола). К началу 2020 года баланс изменился, и доля легкой нефти составил уже 50%, тяжелой и максимально тяжелой соответственно 30% и 20%.
2020 год стал жестоким для нефтяной отрасли. Инвесторы потеряли миллиарды, поскольку сектор продолжает бороться с двузначным снижением спроса и глобального производства, которое угрожает вылить больше нефти на перенасыщенный рынок. Нефтяная промышленность сильно пострадала из-за коронавируса, но есть некоторые признаки того, что ситуация улучшается. Спрос и цены стабилизировались и улучшились за лето, проведя месяцы по ценам, превышающим уровень безубыточности для многих производителей.
Россия, США и Саудовская Аравия — три крупнейших нефтедобывающих страны на Земле. У всех в этом году резко упала добыча нефти. Разница в том, что в США права на недропользование на частной земле принадлежат частным лицам, а нефть в России и Саудовской Аравии контролируется государством. Их огромные запасы также, как правило, намного дешевле добывать, чем сланцевые ресурсы, которые разрабатывают американские производители. Между более низкой себестоимостью производства и тем фактом, что доходы от нефти определяют значительную часть экономики этих стран, продолжающийся спад спроса будет продолжать оказывать давление на цены, поскольку эти глобальные тяжеловесы борются за каждый нефтяной доллар, который они могут заработать. Учитывая, сколько своих финансовых резервов многие производители нефти США уже израсходовали в этом году, запас прочности меньше, а ценовая война — это не война, для которой производители нефти созданы для того, чтобы выиграть.
За последние пять лет производители нефти США увеличили добычу до рекордного уровня, сделав США крупнейшим производителем сырой нефти в мире. В тот же период на долю группы ОПЕК + во главе с Саудовской Аравией и Россией пришлось сдерживать мировое производство и, таким образом, стабилизировать цены.
ОПЕК + сыграла важную роль в стабилизации рынка нефти, в то время как производители сланца в США неуклонно занимали всё большую долю рынка в течение последних пяти лет. Я ожидаю, что до тех пор, пока мировой спрос на нефть остаётся ниже уровня 2019 года, Саудовская Аравия, Россия и их когорты в ОПЕК + будут действовать как стабилизирующая сила лишь в ограниченной степени. Для этих нефтяных государств просто слишком много поставлено на карту, и их ценовая политика — их лучшее оружие против производителей сланцевой нефти в США.
Поскольку мировой спрос всё ещё значительно ниже прежних уровней, мировые гиганты борются за каждый баррель рыночной доли. В начале сентября Саудовская Аравия снизила цены на нефть на двух крупнейших мировых рынках. Цены в Азию были снижены после снижения заказов на сырую нефть китайскими переработчиками, которые купили рекордные объемы сырой нефти во втором квартале по сниженным ценам. Эти заказы замедлились в течение лета, но Саудовская Аравия поглощает как можно большую долю рынка в этом быстрорастущем регионе.
При этом возрастает и экологический ущерб не только в России, но и в целом по всему миру. Следовательно, и цена нефти будет постепенно увеличиваться. В данном случае серьезным препятствием является отказ Саудовской Аравии от переговоров в международном контексте с целью стабилизации цен на нефть, так как ее руководство мало заинтересовано в сохранении экологического баланса и стабильности цен на нефть и пытается сегодня за счет добываемой нефти и наполненных нефтехранилищ получить доход в настоящее время, не думая о будущем своей страны и ее перспективном развитии, что негативно отражается на всех участниках нефтяного сектора. При этом и без того избыток добычи нефти на мировом рынке в высокой степени влиял на мировые цены, которые в течении последних лет стремительно упали, тем самым подрывая экономику всех стран без исключения. Только введение ограничительных мер на добычу нефти должно повлиять на развитие отношений участников ОПЕК+ и стабилизировать цены на нефть.
На рисунке 1.2 отражена динамика изменения цен на нефть, начиная с января 2020 года. Отрицательный цены были достигнуты в конце апреля 2020 года в связи с развалом ОПЕК+.
Рисунок 1.2 – Динамика цен на нефть в 2020 году, долл. за баррель, [2]
В условиях пандемии спрос на нефть сократился еще более быстрыми темпами, так как перестали летать самолеты, транспортное сообщение сократилось (рис.1.3).
В FracFocus предсказывают падение производства в четвертом квартале 2020 года на 15% по сравнению с третьим кварталом, а, значит, цифры будут сопоставимы с аналогичным периодом 2018 года.
Добыча нефти в России за 9 месяцев 2020 г. снизилась на 2,6%, газа - на 9,2%. Предварительная оценка добычи нефти в России в июне 2020 г. позволяет говорить о том, что Россия придерживается исполнения обязательств в рамках соглашения ОПЕК+. В переводе на среднесуточную добычу в баррелях с использованием коэффициента 7,33 эквивалентно это эквивалентно 9,388 млн. барр./сутки. Оценочно добыча нефти в России в сентябре 2020 г. составляла 8,488 млн. барр./сутки, что соответствует установленной для России квоте в 8,5 млн. барр./сутки в рамках соглашения ОПЕК+.
Рисунок 1.3 – Изменение спроса на нефть в 2020 году [2]
За 9 месяцев 2020 г. добыча нефти в России составила 226,479 млн т, что на 2,6% ниже по сравнению с показателем за аналогичный период 2019 г. [3].
Снижение объемов добычи за 9 месяцев 2020 г. фиксируется у всех крупнейших российских нефтяных компаний, за исключением Газпром нефти:
1.Роснефть снизила добычу на 4,2%, до 77,509 млн т (июнь - 13,609 млн т),
2.ЛУКОЙЛ показал снижение на 3,5%, до 32,818 млн т (июнь - 5,614 млн т),
3.Сургутнефтегаз снизил добычу на 1,6%, до 24,681 млн т (июнь - 4,234 млн т),
4.Газпром нефть увеличила добычу 1,5%, до 16,319 млн т (июнь - 2,989 млн т),
5. Татнефть снизила добычу на 8,2%, до 11,3 млн т (июнь - 2,026 млн т).
Операторы соглашений о разделе продукции (СРП) снизили добычу на 3,8%, до 8,117 млн т (июнь - 1,571 млн т). Первичная переработка нефтяного сырья на НПЗ в январе- сентябре 2020 г. выросла на 1,6%, до 118,112 млн т.
В сентябре 2020 г. первичная переработка составила 21,772 млн т. Россия сократила экспорт нефти в январе- сентябре 2020 г. на 4,1% в годовом сравнении, до 104,796 млн т, в сентябре 2020 г. показатель составил 18,486 млн т. Экспорт нефти в дальнее зарубежье за 9 месяцев 2020 г. сократился на 1% в годовом сравнении и составил 101,155 млн т. Поставки нефти в дальнее зарубежье, включая транзитные ресурсы, снизились в первом полугодии на 1,3%, до 108,914 млн т.
В сентябре 2020 г. экспорт нефти в дальнее зарубежье составил 17,36 млн т, а поставки с учетом транзитных ресурсов - 19,198 млн т.
Экспорт нефти в ближнее зарубежье за 9 месяцев 2020 г. снизился на 47,7% и составил 3,641 млн т, в июне 2020 г. показатель составил 1,126 млн т.
Существенное падение поставок по данному направлению обусловлен противоречиями по нефтяным вопросам с Белоруссией, которые были урегулированы лишь в конце марта 2020 г.
Прогнозы по развитию нефтяного сектора неоднозначны. В конце 2020-го и в 2021-м году по всему миру произойдет волна банкротств и распродаж малых и средних нефтяных компаний. Что уже можно наблюдать в отношении сланцевиков в США. Средняя цена безубыточности этих компаний около 50$/bbl и предпосылок для достижения такой цены в краткосрочной перспективе нет. Очевидно, что крупные, или просто более успешные игроки не замедлят воспользоваться возможностью нарастить свои активы за счет разорившихся.
В наиболее уязвимом положении находятся компании с высокой себестоимостью добычи, серьезной кредитной нагрузкой и без подушки ликвидности, которая помогла бы пережить тяжелый период.
Большинство компаний уже заявили о сокращении инвестиционных программ. ЛУКОЙЛ остановил бурение в Западной Сибири и заморозил новые проекты, Equinor, ENI, Total, PetroChina, Chevron, MOL Group и другие сокращают инвестиции 2020 г. на 30-40%. Кроме того, нефтяным компаниям впору начать работать над инструментами доступа к легкой ликвидности, в частности, открытию в банках кредитных линий, что позволяет быстро и без лишних трудозатрат пополнить запасы наличности и справиться с серьезным ценовым шоком или падением спроса.
Ограничения на экономическую активность, введенные практически всеми странами в рамках борьбы с пандемией, привели к наиболее серьезному обвалу спроса на нефть в современной истории.
По текущим оценкам Международного энергетического агентства, спрос на нефть в 4 квартале 2020 года сократится на 23% г/г. В апреле мировой спрос на нефть снизился на 24% за счет сокращения авиаперелетов на 80% (г/г), дорожный трафик – примерно на 25% (г/г), объем морских перевозок – на 20% (г/г). Наиболее заметно снизится спрос в странах ЕС, США и в Индии. В целом по году снижение спроса может составить 8-9%, в зависимости от скорости выхода стран из карантина и изменения поведения потребителей. Восстановление будет носить постепенный характер – ожидается, что даже в декабре спрос будет ниже на 2,5-3% ниже уровней 2019 года.
По прогнозам "Фридом Финанс" и "Велес Капитал" цены на нефть смогут восстановиться до $50 к концу 2020 года. Специалисты не исключают, что в условиях сокращения добычи с 2021 года на 6 млн баррелей в день, рост цен за 2020-2021 гг. может достигнуть границы в $100.
Таким образом нестабильность на мировой рынке не дает возможности оценить все возможные риски развития в нефтяном секторе нашей страны, в настоящее время влияние оказывают два фактора: это пандемия коронавируса и отсутствие договоренностей с Саудовской Аравией. При этом не стоит забывать, что нефтяной сектор - системообразующей для каждого государства, осуществляющего нефтедобычу, особенно для России, так как доходы отрасли составляют значительную часть бюджетных поступлений. Поэтому государство предпринииюнет все возможные меры для поддержания текущего состояния и недопущения кризиса по аналогии 2008 г. и 2016 г., то может привести к финансовому кризису всей экономики.
Руководству нашей страны совместно с крупными игроками нефтяного сектора следует выстраивать антикризисные системы и стратегии. В условиях состояния на мировой рынке на российских предприятиях нефтяного сектора следует идти по одному из трех следующим направлений (рис.1.4).
Показать больше