Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы заключается в том, что обеспечение качественного и полноценного образования подрастающего поколения во многом зависит от эффективности управления образовательной организацией, что является важнейшим направлением государственной политики. Образовательная организация является некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
На сегодняшний день в управлении образовательными организациями существует определенные проблемы: недостаточная культура удовлетворения запросов клиента; формализованность образовательных организаций со стороны государственных, местных и других контролирующих органов; слабое стратегическое мышление руководства, которое приводит к организационной пассивности; недостаточное использование современных методов и технологий управления. С одной стороны, изменения должны идти со стороны органов власти, в форме предоставления больших свобод в управлении образовательной организацией, но с другой стороны, изменения в системе управления образовательной организации необходимо начинать изнутри.
Степень разработанности проблемы исследования. Анализ современной научно-педагогической литературы по проблеме управления образованием позволяет выделить несколько направлений в области управления образовательными организациями рассматривается в трудах отечественных ученых таких как Конаржевского Ю.А., Краевского В.В., Кричевского В.Ю., Лазарева B.C., Орлова A.A., Поташника М.М., Сластенина В.А., Третьякова П.И., Шамовой Т.И. и др., в которых образовательное учреждение рассматривается как открытая педагогическая система, которая может работать в режиме функционирования и развития.
Объект исследования: управление современной образовательной организацией.
Предмет исследования: модель управления общеобразовательной организацией.
Гипотеза исследования: модель управления общеобразовательным учреждением будет эффективной, если ее основной целью и результатом будет оказание качественных образовательных услуг; в ее структуре будут присутствовать элементы матрицы с введением должности проектного менеджера, а также реализовано внутрифирменное обучение педагогов.
Цель исследования: определить и научно обосновать модель управления современной образовательной организацией, обеспечивающую высокую эффективность ее деятельности и качество образования.
В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
1. Рассмотреть ключевые особенности образовательной организации и основные факторы, способствующие повышению качества ее управления.
2. Изучить существующие в мировой практике модели управления организациями и проанализировать возможности их применения в общеобразовательной организации.
3. Определить критерии оценки эффективности модели управления образовательной организацией.
4. На основе существующих инновационных моделей разработать и апробировать модель управления общеобразовательной организацией.
Методы исследования определялись его целью, необходимостью разрешения методологических, теоретических и практических проблем.
Теоретические методы: анализ педагогической, философской, психологической и социологической литературы по проблеме исследования; анализ нормативных документов, регламентирующих управление образовательным учреждением; обобщение, систематизация и классификация отечественного и зарубежного опыта проектирования моделей управления; метод моделирования.
Эмпирические методы: психолого-педагогическое наблюдение; диагностические методы (социологические опросы, анкетирование, интервьюирование); метод системного анализа и экспертных оценок.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы.
Глава I Теоретические основы управления образовательным учреждением в условиях реализации основной образовательной программы
1.1. Теоретический анализ проблемы управления образовательным учреждением в условиях реализации основной образовательной программы
В современном мире образование является одним из основных механизмов прогресса, как научно-технического, так и социального. Поэтому интерес к деятельности образовательных учреждений, требования к их работе в последние годы резко возросли. Причем, не только со стороны государства, но, в первую очередь, со стороны граждан. И это понятно, так как уровень образования, профессиональная компетентность во многом определяют благополучие личности, его социальный статус.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон «Об образовании»), в систему образования входят: федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС), образовательные программы различного вида; организации, которые осуществляют образовательную деятельность, всех участников образовательного процесса; педагогических работников, обучающихся и родителей; федеральные органы государственного управления и органы местного самоуправления в образовании, а также, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы; организации, обеспечивающие образовательную деятельность и оценку его качества; различные объединения, действующие в сфере образования.
Важнейшим элементом этой системы являются образовательные организации, где основным, ключевым процессом деятельности выступает образовательный процесс. Понятие образования как единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, являющегося общественно значимым благом и осуществляемого в интересах человека, семьи, общества и государства сформулировано в Законе «Об образовании». Там же дано определение образовательной организации, как некоммерческой организации, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Важнейшим признаком, который позволяет идентифицировать организацию организующую обучение, является наличие обучения сотрудников.
Соответственно, основными признаками образовательной организации, являются: цель и направление деятельности – реализация образовательных программ; ведение образовательной деятельности на основе лицензии; статус некоммерческой организации – организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Образовательная организация может организовываться в любой форме, в соответствии с гражданским законодательством. В соответствии с образовательной программой, выделяются типы образовательных организаций: дошкольная; общеобразовательная; профессиональная; высшего образования; дополнительного образования; дополнительного профессионального образования. В названии каждого типа отражена цель создания конкретной образовательной организации. Ее тип определяется при ее создании и указывается в уставе образовательной организации .
Общеобразовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования. Общеобразовательная организация может реализовывать образовательные программы дошкольного образования; дополнительные общеобразовательные программы; программы профессионального обучения.
В соответствии с Письмом Минобрнауки России от 10.06.2013 N ДЛ-151/17 «О наименовании образовательных учреждений» переименование образовательных учреждений связано с приведением его типа в соответствие с Законом «Об образовании». Если в отношении образовательного учреждения тип не меняется, то его переименование в рамках Федерального закона об образовании не потребуется. Понятие «образовательная организация» используется в связи с тем, что образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждения. Следовательно, в наименовании образовательных учреждений слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация».
Среди государственных и муниципальных образовательных учреждений существуют разновидности: казенные, бюджетные, автономные. Выбор происходит при их создании. Различия между казенными, бюджетными и автономными учреждениями зависят от гражданско-правового статуса образовательной организации и прослеживаются по нескольким основным критериям.
1. Осуществление приносящей доход деятельности и распоряжение полученными от нее средствами. Казенные учреждения имеют право заниматься деятельностью, приносящей доход, если это зафиксировано в их учредительных документах, при этом доходы поступают в бюджетную систему РФ. Бюджетные и автономные учреждения осуществляют приносящую доход деятельность в соответствии с целями этих учреждений. В этом случае доходы от этой деятельности поступают в распоряжение учреждений.
2. Имущество учреждения. Казенное учреждение не может отчуждать имущество, закрепленное за собственником или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных собственником. Бюджетное и автономное учреждения имеют право распоряжаться имуществом, за исключением недвижимого и ценного движимого имущества, распоряжение которым осуществляется с согласия собственника. Заключение крупных сделок в казенных и бюджетных учреждениях возможно с согласия учредителя, а в автономном учреждении – с предварительного одобрения наблюдательного совета учреждения.
3. Ответственность учреждения по обязательствам. Казенное учреждение отвечает по обязательствам только своими денежными средствами, при недостаточности которых ответственность несет учредитель – собственник имущества казенного учреждения. Бюджетные и автономные учреждения отвечают по своим обязательствам имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного.
4. Финансирование деятельности учреждения. В казенном учреждение финансирование проходит посредством утверждения бюджетных смет, а бюджетные и автономные учреждения через государственное (муниципальное) задание.
5. Осуществление расчетов. Казенные и бюджетные учреждения проводят свои расчеты только через лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства. Для автономных учреждений, помимо этого предусмотрена возможность осуществления расчетов через счета, открытые в кредитных организациях .
В компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности находятся: разработка и принятие локальных нормативных актов; материально-техническое обеспечение образовательной деятельности; предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств и результатах самообследования; установление штатного расписания; прием на работу работников, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников; разработка и утверждение образовательных программ; разработка программы развития образовательной организации; прием обучающихся; определение списка учебно-методического комплекта (далее УМК); организация текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся; индивидуальный учет результатов освоения образовательных программ; использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения; проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации; создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом; содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей; организация научно-методической работы; обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации .
В.А. Сластенин в своих монографиях доказывает, что педагогической организации присущи определенные особенности: зависимость поведения от специфики профессиональной деятельности, связанной с обучением, воспитанием; тесное взаимодействие с различными коллективами; многофункциональность педагогической работы; большая степень самоуправляемости; коллективный характер труда и коллективная ответственность за его результаты; отсутствие четких и строгих временных рамок труда; преимущественно женский коллектив сотрудников; недостаточная социальная защищенность; приблизительно равный образовательный уровень; высокая эмоционально-психологическая и умственная напряженность труда.
Следовательно, педагогический персонал образовательного учреждения можно считать организованной частью трудового коллектива общеобразовательной организации, включенную в процесс реализации осуществляемых им педагогических функций и представленную учителями, социальными педагогами и педагогами-психологами, воспитателями, классными руководителями, педагогами дополнительного образования, другими педагогическими специалистами, а также самой администрацией школы .
В условиях кардинальных изменений всей системы образования особое внимание уделяется сельским общеобразовательным школам, большой процент из которых являются малокомплектными. Малокомплектная сельская школа – это общеобразовательное учреждение начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, укомплектованное классами с неполным составом учащихся или классами-комплектами, без параллельных классов, с общим числом учащихся в начальной общеобразовательной школе до 30 человек, в основной общеобразовательной школе до 70 человек, в средней (полной) общеобразовательной школе до 100 человек.
Сельская малокомплектная школа (СМКШ) является составной частью общегосударственной системы образования. Это главный резерв пополнения кадров для сельскохозяйственного производства. Её состояние и уровень работы оказывает огромное влияние на социально-экономическое развитие села, на культурно-образовательный уровень населения, решение демографических проблем.
В работах Авдеева Ф.С., Зайкина М.И., Суворовой Г.Ф., Цирульникова А.М. и других исследователей выделены следующие особенности СМКШ: отсутствие параллелей классов; отсутствие одного или нескольких классов; объединение некоторых классов в один комплект; разобщенность территории школьного микрорайона; безальтернативность образовательного пространства; недоукомплектованность образовательной организации необходимым оборудованием; малый педагогический состав; многофункциональность сельского педагога; особые социальные условия СМШК обуславливают необходимость многочисленных социально-педагогических функций; слитность с природным окружением; малочисленный родительский коллектив; низкий образовательный ценз родителей; «педагогическое одиночество»; большая значимость трудового воспитания; взаимосвязь процесса обучения и воспитания с народными традициями.
Несмотря на многочисленные проблемы у обучения в СМКШ есть большие плюсы: осуществление индивидуального подхода к учащимся; большие возможности в реализации личностно-ориентированного подхода; практическая направленность учебной деятельности учащихся; максимальные возможности для осуществления нравственного, патриотического воспитания учащихся; высокий уровень практико- ориентированных знаний выпускников.
Важной особенностью современных малокомплектных школ является их тесная взаимосвязь с детскими дошкольными учреждениями. Чаще всего это объединенный комплекс «школа-детский сад», который имеет определенные преимущества: учебно-воспитательный процесс реализуется по единому плану; оптимальные условия для диагностики развития детей и эффективного управления данным процессом; разновозрастные детские объединения, где старшие помогают младшим; экономия материальных средств и ресурсов; хорошие условия для медицинского контроля и профилактики заболеваемости; не проблемы адаптации при переходе ребенка из детского сада в школу. Комплекс «школа-детский сад» способствует объединению не только всех участников образовательного процесса, но всех жителей села: организуются общие собрания, лекции, праздничные мероприятия, выставки, соревнования, конкурсы .
В конце 20 века учеными-практиками Бондеровской Е.В., Ивановым А.Ф., Цирульниковым А.М. были предложены достаточно перспективные проекты развития сельских вариативных образовательных программ: гимназии, лицеи, «школы крестьянского хозяйства», национальные школы и др. В настоящее время существует объективная необходимость в создании новых основ организации сельской малокомплектной школы, что предполагает принципиальное изменение концептуальных подходов в области образования – проектирование развивающихся, вариативных, культуросообразных сельских школ. Это потребует создания специальных технологий вариативной организации и самоорганизации сельской школы, выявления методик диагностики, изучения и управления развитием сельских школ, в особенности инновационного типа, культурных процедур педагогических решений в области сельского образования. Миссия СМКШ состоит в вооружении ребенка видением, способами, идеологией качественной жизни на селе.
Чтобы сохранить село, образование в сельской местности должносоответствовать социальным ожиданиям людей, социально- ценностному заказу сельского сообщества, каждой семьи и конкретного человека.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ) // Собрание Законодательства РФ. – 1993. – 18 декабря.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53 (часть I). - ст. 7598.
1. Авершин, В.И. Стандартизация образования на региональном уровне / В.И. Авершин, П.Л. Галаев. - М.: ИНФА, 2016. – 186 с.
2. Антропова, Т.Ю. Закон об образовании - что нового? / Т.Ю. Антропова // Руководитель бюджетной организации. – 2017. - № 4. – С. 15.
3. Аюшеева, А.О. Роль и значение системы образования в развитии экономики региона / А.Ю. Аюшеева, Н.Э. Хардаев, О.Д. Дагбаева, Е.С. Соктоева // Новая наука: опыт, традиции, инновации. - 2017. - № 4-1 (77). - С. 19-23.
4. Бадина, В.В. Система образования региона как объект управления / В.В. Бадина, М.В. Гаврилова, М.В. Гаврилова // В сборнике. Экономика и управление в контексте реиндустриализации: теория и практика. – Чебоксары, 2017. - С. 36–41.
5. Балыкин, Г.А. Тенденции развития управления системой регионального образования / Г.А. Балыкин, Ю.В. Федотова. - СПб.: Питер, 2016. - 224 с.
6. Беляев, А. Корпоративное многоступенчатое образование - современная концепция управления развитием человеческих ресурсов / А. Беляев, Л. Воробьева, О. Воробьева // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2016 - № 9. – С. 15-17.
7. Беляков, С.А. Системные аспекты образовательной политики и управления образованием / С.А. Беляков, В.Д. Куклин // Народное образование. – М.: ИЭ РАН, 2017. – 122 с.
8. Воробьева, Е.А. Развитие региональных образовательных систем как фактор инвестиционной привлекательности территорий / Е.А. Воробьева // Экономика и управление. - 2018. - № 7 (81). - С. 146-151.
9. Воробьева, С.В. Основы управления образовательными системами / С.В. Воробьева. - М.: Академия, 2017. - 208 с.
10. Гаврилов, Е. Образование в регионах по новым правилам / Е. Гаврилов // эж-ЮРИСТ. - 2017. - № 33. – С. 10-12.
11. Гаврилова, М.В. Управление системой образования региона / М.В. Гаврилова, Н.В. Данилова // Вестник Российского Университета Кооперации / Российский университет кооперации. – Мытищи, 2017. – №1. – С. 35 – 41.
12. Герман, В. Ступени познания. Современная модель учебного заведения непрерывного профессионального образования / В. Герман, М. Герман // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2019. - № 7. - С. 8-10.
13. Головина, А.Д. Раздельный учет в сфере образования / А.Д. Головина // Советник в сфере образования. – 2017. - № 2. – С. 6-12.
14. Горбунова, И.Б. Разработка системы оценивания качества деятельности преподавателей вуза / И.Б. Горбунова, М.А. Лямзин, А.С. Кузнецова // Врач скорой помощи. – 2017. - № 8. – С. 18-20.
15. Горовой, А.А. Пространственное распределение образовательной системы в условиях кризисной экономики: региональные аспекты / А.А. Горовой. – СПб.: Астерион, 2017. – 136 с.
16. Дубовикова, Е.Ю. Место и роль системы образования в хозяйственном развитии региона / Е.Ю. Дубовикова // В сборнике: народный поиск модели хозяйственного развития России (к 250–летию вольного экономического общества России) материалы Международной научно–практической конференции. - 2017. - С. 64-68.
17. Зернова, И. Основные направления государственного регулирования образовательной деятельности / И. Зернова // Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2017. - № 1. – С. 13-16.
18. Канашина, Г.А. Федеральные государственные образовательные стандарты как вектор обновления перехода на новые образовательные стандарты / Г.А. Канашина, Т.В. Деревянных // Сборник научно – методических статей. - Йошкар–Ола, 2017. – №1. – С. 13 – 20.
19. Кураков, А.Л. Основные принципы организации системы планирования и прогнозирования при управлении региональной системой образования / А.Л. Кураков // Вестник Чувашского Университета. – Чебоксары, 2018. – №1. – С. 93 – 96.
20. Мотова, Г.Н. Методология управления региональной системой образования. / Г.Н. Мотова, И.В. Гуськова. – Н. Новгород: НИМБ, 2017. – 352 с.
21. Мухаметзянова, Г.В. Образование: системный взгляд на проблему / Г.В. Мухаметзянова. – Казань: Идел–пресс, 2018. – 608 с.
22. Никандров, Н.Д. Перспективы развития образования в регионах России / Н.Д. Никандров, В.А. Зернова. – СПб.: СПбГУП, 2018. – 280 с.
23. Никитин, Э.М. Оптимизация региональных структур управления / Э.М. Никитин, Б.С. Одегов // Университетское управление: практика и анализ. – М.: Знание, 2017. – 144 с.
24. Новиков, Д.А. Модели и механизмы управления развитием региональных образовательных систем / Д.А. Новиков. – М.: Современник, 2017. – 83 с.
25. Пастухов, А.Л. Моделирование системы управления образованием в регионе / А.Л. Пастухов // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2018. – № 3 (17). – С. 11–14.
26. Поташник, М.М. Управление качеством образования / М.М. Поташник. – СПб.: Педагогическое общество России, 2017. – 448 с.
27. Растворцева, С.Н. Конкурентоспособность региона в условиях глобализации / С.Н. Растворцева, Н.А. Гринева. – Белгород.: Константа, 2017. – 187 с.
28. Скаткин, М.Н. Совершенствование системы управления / М.Н. Скаткин, Г.Ф. Гребенщиков. – М.: Колос, 2017. – 256 с.
29. Соболева, E.H. Экономический механизм использования проектного инвестирования в повышение конкурентоспособности образования / Е.Н. Соболева. – СПб.: ГАМАЮН, 2018. – 261 с.
30. Филиппов, В.М. Новая динамика развития образования в мире и российская школа / В.М. Филиппов. – М: ЭКСМО, 2017. – 168 с.
31. Юрченко, В.В. Экономические методы управления в сфере образования / В.В. Юрченко. – М.: Амипринт, 2018. – 156 с.
32. Федеральная служба государственной статистики. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
33. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Минобрнауки.рф.