- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
вам Нужна Магистерская работа ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
социально - психологические особенности молодежи с ВИЧ положительным и ВИЧ отрицательным статусом
- Готовые работы
- Магистерская работа
- Социальная психология
Магистерская работа
Хотите заказать работу на тему "социально - психологические особенности молодежи с ВИЧ положительным и ВИЧ отрицательным статусом"?157 страниц
62 источника
Добавлена 09.07.2021
4960 ₽
9920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение…………………………………………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические аспекты исследования социально – психологических особенностей молодежи с ВИЧ положительным и ВИЧ отрицательным статусом................................................................................................................................................................................. 8
1.1 Общее понятие социально – психологических особенностей…………………. 16
1.2 Социально – психологические особенности молодежи……………………………..16
1.3 Социально – психологические особенности молодежи с ВИЧ положительным статусом…………………………………………………………………………………….. 26
Глава 2 Методическое обеспечение эмпирического исследования социально – психологических особенностей молодежи с ВИЧ положительным и ВИЧ отрицательным статусом ………………………………………………………………………………………33
2.1 Постановка проблемы: цель, задачи, гипотеза исследования…………………. .33
2.2 Методика исследования………………………………………………………………………………… .34
2.3 Описание выборки испытуемых………………………………………………………………….. .38
2.4 Математико – статистические методы обработки данных……………………… 38
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение……………………………………… 39
3.1Социально – психологические особенности молодежи с ВИЧ положительным и ВИЧ отрицательным статусом…………………………………………… .39
3.2Социально – психологические ресурсы и копинг-стратегии молодежи с ВИЧ положительным и ВИЧ отрицательным статусом..................................................... 66
3.3 Специфика социально – психологического взаимодействия с молодежью с ВИЧ положительным и ВИЧ отрицательным статусом………………………………. 74
Выводы………………………………………………………………………………………………………………… 85
Заключение …………………………………………………………………………………………………………….87
Список использованных источников…………………………………………………………… 94
Приложения………………………………………………………………………………………………………… 101
Фрагмент для ознакомления 2
Проблема ВИЧ-инфекции для российского общества представляется настолько же острой, как и для других стран мирового сообщества.
По статистике, численность зарегистрированных людей с ВИЧ положительным статусом, по данным на начало 2017 г. составила 1 114 815 человек, в том числе дети до 15 лет – 2,1 млн. Учитывая, что реальное количество людей, с ВИЧ-положительным статусом в 4 раза больше, то есть не менее 1% населения в возрасте от 15 до 50 лет фактически имеют ВИЧ-положительный статус.
Проблема ВИЧ и СПИДа это проблема не только медицинская, но и во многом социально-психологическая, ибо заболевание меняет восприятие личности, отношения ВИЧ-инфицированных к самому себе и к окружающим. В обратном контексте, человек с ВИЧ-положительным статусом находится в определённых отношениях и испытывает воздействие со стороны социума. Наряду с личными проблемами повседневной жизни ВИЧ-положительные люди подвергаются стигматизации со стороны общества.
В целом, исследований социально-психологических проблем молодёжи с ВИЧ-положительным статусом в отечественной науке представляется крайне мало.
В исследованиях О.С. Ширяева проанализированы особенности психологического благополучия в условиях экстремальной жизнедеятельности.
Шаргородская О. В. исследовала особенности стресса и совладания у ВИЧ-инфицированных людей, Федотова Ю.А. представляет анализ депрессивных расстройств у ВИЧ-инфицированных и др.
Ориентируясь на отечественную традицию, данное исследование строится с опорой на понимание принятие идеи о том, социально-психологические характеристики являются определяющими отношения личности в том смысле, в котором их понимали А.Ф. Лазурский, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев, Н.И.Сарджвеладзе. Социально-психологически личностные аспекты являются одним из центральных образований в ее структуре, и имеют важное значение в личностном формировании и прогрессировании.
Личность не может быть определена вне контекста определённой социальной действительности, в которой происходит ее становление, развитие, выстраиваются взаимоотношения, носителями которых она является.
Важно понимать, что социально-психологические компоненты развития личности, сочетаются с параметрами, определяющими отношения человека с другими людьми, с миром и с самим собой, находятся в определённом соотношении. При определении внутренней модели благополучия личности, в ее связи с социально-психологическими аспектами может рассматриваться основная задача самой сущности реализации человека как личность. Процесс осуществления человека как субъекта социально-психологического взаимодействия помогает реализацииего полноценной жизни в мире, через достижение того психологическое состояния, при котором человек может ощущать весь собственный потенциал и свое душевное содержание.
В наибольшей степени основания этого положительного состояния закладывается для дальнейшего осуществления именно в молодости, когда с одной стороны, личность развивается и меняется, а с другой стороны, проявляются структурные связи личности. Большое количество специалистов, таких как зарубежных (К. Левин, Дж. Марсиа, К.Обуховский, Х. Ремшмидт,Э. Шпрангер, Э. Эриксон и др.), так и отечественных (Л.С. Выготский,М.Р. Гинзбург, К.Н. Поливанова, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин,Б.Д. Эльконин и др.). Переход в молодость во многом характеризуется тем, что в данный период жизни, значимо изменяется видение личностью окружающего мира и самовосприяие. Значимым становится выстраивание эмоционально близких отношений со значимыми людьми (А.К. Болотова, Б.С. Волков, И.С. Кон, В.С.Мухина,О.В. Хухлаева, Э. Эриксон), обретение эго-идентичности (Э.Эриксон), определение способности к сопереживанию, к этическим взаимоотношениям с окружающими и к себе (В.С.Мухина),способность к усвоению социальных норм и правил поведения, социальных ролей (В.С.Мухина, Э. Эриксон). Молодость определяется возрастными границами, если обобщить несколько подходов, от 16-17 лет до 24-25 лет(В.И. Слободчиков, О.В. Хухлаева). Как отмечает Л.И. Божович, именно в этот период происходит «обращение к себе, обращение к собственным личностным основаниям посредством собственных отношений»[22, с. 497].В период молодости, личности важно пройти процесс интеграции и самоидентификации, когда отдельные компоненты гармонично и логично включаются в целостную, эффективно работающую систему и модель. Так, в период молодости социально-психологические отношения личности становятся основной детерминантой личностного развития и проявляются в закономерностях, которые опосредуют особенности психологического благополучия. Таким образом, проблему исследования составляет поиск путей разрешения противоречий, возникающих на основе стремления личности в молодости к идентичности, установлению социальных отношений детерминирующих её развитие и опосредующих особенности психологического благополучия и, общественной стигматизацией, отчуждением, непринятием в социуме и на уровне самоидентичности, молодых людей с ВИЧ-положительным статусом. Вышесказанное определяет актуальность и выбор темы исследования.
Проблема ВИЧ – инфекции для российского общества является чрезвычайно острой. Россия занимает 3 место в мире по количеству официально зарегистрированных случаев.Численность людей с ВИЧ положительным статусом ежегодно растет. На начало 2017 года общее число случаев ВИЧ – инфекции среди граждан Росси достигло 1 114 815 человек (в мире – 36,7 миллионов ВИЧ – инфицированных, в том числе 2,1 миллионов детей)В литературе практически отсутствуют научные работы, посвященные исследованию социально – психологических особенностей.
Объект исследования: 60 человек (30 женщин с ВИЧ – положительным статусом и 30 женщин с ВИЧ – отрицательным статусом) в возрасте от 22 – 30 лет.
Предмет исследования: социально - психологические особенности молодежи с ВИЧ положительным и ВИЧ отрицательным статусом.
Гипотеза исследования:
1) Существуют различия в социально – психологических особенностях молодежи с ВИЧ положительным и ВИЧ отрицательным статусом, которые проявляются в личностных характеристиках, в особенностях самоотношения, доминирующем состоянии;
2) Женщины с ВИЧ положительным статусом могут отличаться по показателям социально – психологической адаптации, отношению к будущему, и способам совладающего поведения.
Цель исследования: изучение социально - психологических особенностей молодежи с ВИЧ положительным и ВИЧ отрицательным статусом.
Задачи исследования:
- определить общее понятие социально-психологических особенностей;
- рассмотреть социально-психологические особенности молодёжи;
- проанализировать социально - психологические особенности молодежи с ВИЧ-положительным статусом;
- описать методическое обеспечение эмпирического исследования социально - психологических особенностей молодежи с ВИЧ положительным и ВИЧ отрицательным статусом;
- выявить социально-психологические ресурсы молодежи с ВИЧ положительным и ВИЧ отрицательным статусом;
- определить специфику социально-психологического взаимодействия с молодёжью с ВИЧ положительным и ВИЧ отрицательным статусом.
Теоретическая новизна исследования заключается в том, что в данной работе осуществляется углубление понимания значимости социально-психологических особенностей развития в молодом возрасте, расширение и конкретизации научных представлений о социально-психологической детерминации развития личности, проведён анализ социально - психологических особенностей молодежи с ВИЧ положительным и ВИЧ отрицательным статусом.
Практическая значимость подтверждается наличием результатов эмпирического исследования социально - психологических особенностей молодежи с ВИЧ положительным и ВИЧ отрицательным статусом и разработкой рекомендаций по специфике индивидуальной и групповой работы с молодёжью с ВИЧ положительным статусом.
Полученные результаты исследования и рекомендации могут быть использованы в обучающей, консультативной и коррекционной работе.
Методы исследования: изучение литературы по теме исследования, наблюдение, тестирование, изучение и обобщение опыта, отечественной и зарубежной практики, сравнение, обобщение, систематизация.
Методики исследования: 16 факторный опросник Кетелла, методика определения доминирующего состояния Л. В. Куликова, опросник копинг-стратегии «WaysofCopingQuestionnaire» Р. Лазаруса, шкала безнадежности Бэка, опросник самоотношения Пантелеевой, диагностика социально - психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
Глава 1.Теоретические аспекты исследования социально - психологических особенностей молодежи с ВИЧ положительным и ВИЧ отрицательным статусом.
1.1. Общее понятие социально-психологических особенностей
В современных исследованиях, взросление является сложным процессом в силу ряда причин.
Б.Г.Ананьев указывал на уникальность пути каждого человека.
В настоящее время процесс осуществления выбора несколько сложнее, чем это было несколько десятилетий назад, что может приводить к инфантильности современной молодёжи, о которой говорится во многих научных социально-психологических и философских исследованиях.
Причины этих сложностей заключаются в расширении и появлении проблем в социально-исторической, социально-политической ситуации во всём мире в целом и в рамках нашего государства в частности.
Есть такая точка зрения, что взросление на сегодняшний день – это решение каждого отдельного человека. Возможность выбрать роль неблагополучия, как относительно привычную, также остается за человеком. Если раньше самоактуализация в обществе во многом поддерживалась типичными моделями и алгоритмами этапов взросления в нашей стране, в частности, в Советском обществе, сегодня в государственно-политической ситуации нет соответствующей идеологической поддержки.
Ценности и смыслы остаются относительно размытыми. Свобода выбора больше, но индивиду очень сложно, особенно в юношеском возрасте найти эти рамки своей идентификации, обрести идентичность и уверенность в себе. Большая свобода в установление личных связей, в снижении стереотипных установок об обществе, о семье, порождает, как будто больше возможностей в ситуации неопределенности, и в тоже время здесь происхолит потеря ценностно-смысловых ориентиров.
Для молодого поколения в социальном плане происходит некая анемия как было сказано Н.Н. Мамардашвили страница [33, с.71].
Сложно реализовывать такую интенсивную и полную жизнь и позитивное функционирование в существующих условиях. Представляется сложная экзистенциальная задача – стать личностью, субъектом взрослым и зрелым.
Необходимо рассматривать именно ту социальную ситуацию, в которой развивается и формируется личность на данный момент, поэтому учитывая актуальный социальный контекст развития личности и российского социума, а также исследования о психоэмоциональном благополучии современного молодого поколения [21, с.158-161].
Документальные данные отражают то, что за последние десятилетия повысился общий уровень тревожности подрастающего поколения на основе глубинных причин. Причины этого отечественные и зарубежные исследователи находят в деформации отношений личности к другим людям.
Весьма актуальным становится вопрос о психологической зрелости молодых людей, которые взрослеют в условиях социальной и эмоциональной депривации, в то время когда значимость межличностных отношений и не безразличного сформированного отношения к другому человеку рассматривается во многих отечественных и зарубежных исследованиях. Отношение к другому, являются центром психологического благополучия и предполагают включение в диалог, являются потребностью личности, которая имеет диалектичность природу.
Межличностные отношения – это реализация субъективных отношений людей друг к другу, которые изменяют их настроение, состояние и предполагают различные типы обмена и сотрудничества[24].
В.Б.Шумский указывает, на то, что личность находится в постоянном диалоге с миром и другими людьми и только в диалоге становится самой собой. Так, актуализация диалога необходима для структурирования личности. Ещё С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что не существует «Я» вне отношения к «Ты». Отношения, всегда построенные по типу презентации одного субъекта другому или другим[42].
Благополучие личности тесно связано с контекстом взаимосвязей и отношений с другими людьми, социума в целом и микросоциума. Особенно актуальными становятся эти проблемы в ситуации социального отделения и отчужденности людей друг от друга, при том что возраст молодости сензитивен для развития основных социальных побуждений и отношений личности (Б.Г.ААнаньев)[3].
В концепции С.Л.Рубинштейна, А.В.Брушлинского, прослеживается социальная взаимосвязь становления человека как субъекта как руководителя своего жизненного пути и источника развития, который целенаправленно меняет действительность, таким образом, изменяя себя.
Здесь подчёркивается диалогичность, которая выражается в совместной деятельности и взаимной событийности с другими людьми.
Личность формируется, рождается, живет в ситуации реальных, хотя и очень разных социальных связей, установлении со-бытийной общности, при условии постоянного общения, диалога, доверия и сопереживания друг другу[5].
Нельзя не упомянуть о социальной специфике современной ситуации развития с точки зрения эмоциональной и смысловой наполненности отношений, происходит сдвиг на формально-приемлемые отношения даже в семье. Отношения становятся такими, теряя эмоциональность и теплоту, снижается роль социальных институтов, как воспитывающей категории, при том, что отношение к себе начинает складываться в семье ещё с младенческого возраста. Позднее формируется отношение к окружающему миру, предметам, явлениям природы, объектам и т.д. В молодости возрасте сформированная система меняется и перестраивается под влиянием самосознания и рефлексии.
Закономерности развития системы отношений личности, которые воздействуют на процесс становления жизненого опыта и ранних детско-родительских отношений оказывают особое влияние.
Значимою роль в исследовании вышеуказанного направления сыграли психоаналитические исследования.
З.Фрейд указывал на то, что восприятие значимых других людей, неудачи, трудности в отношениях, предопределяют природу, характер и взаимодействие психических структур.
Многие психоаналитики последователи (Винникотт Д.В., О.Кернберг и др.) указывали на значимость раннего развития ребенка, которое зависит от особенностей эмоциональных, телесных связей с родителями, которые в следствии будут отражаться на личностном становлении и становлении базовой стратегии развития жизненного пути личности.
Весьма значимым рассматривались особенности ранних отношений матери и младенца, по многочисленным исследованиям, известно, что их нарушения приводят к нарушениям этических связей и патологии во взрослом возрасте.
В зарубежной психологии социальные отношения рассматриваются как основное средство достижения благополучия, как способ комбинирования купирования травматических ситуаций и как способ развития.
Отношения определяются как формирующие и создающие базу позитивного функционирования личности и реализацию полноценной концепции формирования личности.
А.Адлер говорил о том, что личность - часть социальной системы, связанная с другими неразрывно. Э.Фромм рассматривал человеческие взаимодействия как основу психического роста. К.Хорни рассматривала участие в отношениях, основанных на доверии, как цель психологического развития и указывала на то, что лишь в отношениях с другими могут быть реализованы базовые межличностные потребности, которые определяют особенности личности и создают тип личности.
Существуют три базовых межличностных потребности, которые присущи каждому человеку:
- это потребность в аффекте;
- потребности во включении;
- потребность в контроле.
Потребность во включении – потребность устанавливать и поддерживать отношения, приносящие позитивное удовлетворение с другими, включенным в группу.
Если рассмотреть отношения молодого человека и его межличностную ориентацию, она будет зависеть от того, насколько позитивными были ранние отношения, насколько дни были насыщены контактами, или же они были негативными и общения было сведено к минимуму.
Второй компонент - потребность в контроле создает базу для принятия на себя ответственности и готовности стать ведущим в социальных отношениях, если возникает такая необходимость.
В молодом возрасте эти особенности могут проявляться в поведении либо слишком дисциплинированном, либо в отсутствии дисциплины, предшествующие позитивные отношения между родителями и ребенком, снижают детскую тревожность, а слишком сильный контроль со стороны родителей ведет к защитным формам поведения.
В связи с этим, личность уже в юношеском и молодом возрасте снижает тревожность за счёт доминирования над другими, либо может попасть под контроль другого человека.
Потребность построения тесных эмоциональных связей наиболее активно развивается в молодости и выражается в потребности нравится и быть любимым. Уровень удовлетворения и реализации её подготавливает позитивное развитие личности, неудовлетворение влечёт к неблагополучию.
В.Шутц выделял закон относительной преемственности и непрерывности, когда межличностные отношения взрослого рассматриваются как следствие опыта ребенка в детстве со значимыми взрослыми.
Для гармоничного здорового развития ребенка, важен определённый тип взаимодействия со средой, когда значимые взрослые дают возможность свободного выбора и возможность решения задач без давления и жесткого ограничения. В дальнейшем, это создает основу для свободного и ответственного поведения взрослой личности.
В период молодости, для полноценного позитивного развития необходимо чтобы в детстве были предоставлены условия выбора для ребёнка и возможность быть автономным и приобретать позитивный опыт с другими людьми
На социально-психологическом уровне, личность имеет некую потребность и сильный устойчивый мотив деятельности, заинтересованность в осуществлении этой деятельности и, при таких условиях, в последующем, деятельность развиваются по следующему сценарию: от актуально переживаемого мотива к цели, затем к выбору средств и способов деятельности, выстраиванию плана действия и, наконец, к реализации деятельности. Такое поведение определяется как произвольное.
Произвольное поведение реализуется на основе сильного устойчивого мотива и не нуждается в волевой регуляции, но в то же время, не нуждается и в нравственной регуляции. Здесь работает принцип «если очень хочется, то можно».
Основным механизмом волевого поведения по предложению В.А.Иванникова, является формирование или выстраивание дополнительного смысла действия, когда деятельность осуществляется не только ради мотива, по которому она была изначально принята к осуществлению, но и ради личностных ценностей индивида, либо иных мотивов, которые были привлечены к заданному действию[8, с.88].
Волевая регуляция в своём развитии – это подключение не значимого для данной деятельности непосредственно, но обязательного для выполнения для данной личности действия к смысловой сфере сознания, формирование этого действия как личного соединения, требующего поведения с нравственными мотивами и ценностями [13, с.84].
Чем более нравственной представляется личность, тем легче осуществляется волевое действие. Так, чтобы оценить человека по критерию с развитой волей или слабовольный, на основе описанного механизма можно оценить, способна личность создавать дополнительные побуждения к действию через изменение смысла этого действия. Не так важно, более или менее высоким будет этот новый смысл, но волевым следует признать человека с прочными убеждениями, целостным мировоззрением и богатой смысловой сферой.
Важными является обращение к символам и ритуалам для укрепления действия, а также, соединение действия с другими более высокими смыслами (долг, честь, ответственность и др.). В рассматриваемых случаях, воля не связана со свободным выбором и ответственностью за него личность. Такую связь мы находим в представлении С.Л.Рубинштейна о сложном волевом акте [15, с.587-602].
Представляет он следующим образом – волевое действие является целенаправленным действием, кроме того, зачатки воли заключаются в потребностях, как исходных побуждение личности к действию. Потребность или испытываемая человеком нужда – есть состояние пассивно-активное, пассивная его сторона определяется тем, что в нём существует определенная зависимость личности от того, в чём она испытывать нужду. Активная сторона заключена в стремлении к ее удовлетворению и к тому, что может удовлетворить эту потребность.
В активной стороне проявляются основы воли, в зависимости от осознания стремления, она может выражаться как влечение, желание или хотение, этим определяется степень осознанности этой потребности.
Наименее осознанным является влечение, затем при его опредмечивании, влечение раскрывается как желание, а желания являются уже предпосылками волевого акта. Желание переходит в волевой акт, когда к знанию цели присоединяется установка на ее реализацию. Л.С. Рубинштейн обозначал данное проявление как хотение, устремление на предмет, на владение им, достижение своей цели. Здесь желанна не только цель, но и действие, которое приводит к достижению цели. Это и есть первый компонент воли[8, с.91].
Вторым компонентом здесь является тенденция долженствования, переживание чего-то как должного выходит вне рамок желаний и влечений. Воля предполагает способность к рефлексии своих влечений, осознание себя как личности.
Так, возникновение воли тесно сочетается с личностным становлением индивида, как субъекта, в свободе и произвольности выстраивающего своё поведение и способного отвечать за его проявления.
Социально-психологическое созревание рассматривается как развитие субъекта, который способен к самоопределению. Социально-психологические аспекты рассматриваются здесь как категории, которые существуют выше природных влечений, и включены в жизнь, где поведение людей основано на нравственности, в том смысле, что личное убеждение человека, проникаясь общественно значимым содержанием, становится в силу этого, судьей вопросов должного права и нравственности.
Дополнено вышесказанное может быть теорией Г.С.Саливана, где отражена мысль о том, что личностное развитие может осуществляться лишь в социуме, на основе здорового психического развития. В основе здорового психического развития лежит способность выстраивать близкие отношения с другими людьми (А.Маслоу и К.Роджерс как представители экзистенциально- гуманистического направления).
В современном западном подходе, целостная система личностного благополучия рассматривается посредством общественных отношений и межличностного взаимодействия. Благополучие личности рассматривается с точки зрения полноценности, конструктивности отношений личности.
1.2. Социально-психологические особенности молодёжи
Каждый индивид представляется как сложное, космо-био-психо-социокультурное существо. Личность является не однообразной субстанцией и ее существование реализуется через включенность в социальные отношения и возможность устанавливать отношения к внешнему миру и к самому (Сарджвеладзе Н.И.)[46]. Если рассматривать молодёжь с данной точки зрения, описывая её как социально-демографическую группу, необходимо указать возрастной период молодости.
Э.Эриксон рассматривал, период молодостикак особо сензитивный периодом к изменениям, которые связаны с социально-психологическими характеристиками. Молодость как этап является весьма важным с социально-психологической точки зрения, так как, с одной стороны, здесь усложняются особенности понимания эффективности окружающего мира и благополучия личности, с другой стороны,определенные достижения своей жизни личность воспринимает именно в молодости[59].
В основе центрального преобразования молодости лежит отношение личности к самой себе, то есть развитие самосознания, кроме того, на основе укрепления базовых положений, по отношению к миру, мировосприятия и мироощущения, а также за счет установления и максимально возможного раскрытия отношений с другими людьми (интимно-личностные взаимосвязии в целом отношение к обществу).
Всё это становится точкой преломления качественных изменений в личности. Отношения для молодого человека становятся ключевой детерминантой, которая опосредует уровень самореализации личности, возможности развития и потенциальное позитивное функционирование.
Бершедова Л.И. определяла ситуацию следующим образом: в молодости мы наблюдаем однообразие преобразований в полноценной модели отношения к социуму, к себе, к людям, на качественном уровне, которые обусловлены, в этот сложный период, кризисом процесса самоопределения, как явления, которое появляется впервые [5]. Аффективный центр социальной ситуации развития в период молодости также тесно взаимосвязан с поиском идентичности в это время[27, с.81]. Данный период определяется следующими рамками, в возрастном отношении – от 16-17 до 24-25 лет[24, 47]. Данный период является особенным в онтогенезе развитие личности, ибо он наполнен становлением индивида как субъекта развития своей индивидуальности. Субъект в рамках отечественной психологической школы – это достаточно близкое определение эффективно функционирующей, благополучной личности в интерпретации зарубежных авторов. Так субъект определяется Слободчиковым В.И., Абульхановой-Славской К.А., также определяется и благополучная личность у А.Маслоу, К.Роджерса. Нужно сказать, что гармоничность личности в молодом возрасте определяется психологическими новообразованиями, которые соответствуют этому возрасту и характерны для данного возраста. Ведущий вид деятельности, который специфичен для каждого периода, социальная ситуация развития, индивидуально-психологические особенности, аффективные состояния и механизмы защиты психики, психологическая гармония в юношеском возрасте, определяются через уровень сформированности главных новообразований данного периода. Главными новообразованиями является способность личности ороваться в собственной индивидуальности и умение строить жизненные планы в (Идобаева О.А.). Многие авторы, которые исследовали юношеский период (Л.С.Выготский К.Левин, К.К. Обуховский, К.Н.Поливанова, В.И.Слободчиков, Э.Эриксон и др.), согласны именно в том, что в данный период, развитие отношений имеет ключевую роль. Специфика перехода от подросткового возраста к молодости (16-17 лет) и определяется по большей степени тем, что в этот периодостро проявляются не только отношения человека к окружающему миру и к другим людям, но и его отношения к себе[41]. В связи с этим, для личности выстраивается дополнительный перечень значимых возрастных задач, в частности, личностное и профессиональное самоопределение, достижение общей социальной, активной, эмоциональной зрелости, отделение от родителей, идентификация образа «Я» и утверждение Я-концепции, а также концепции предстоящей жизни, установление значимых взаимосвязей с другими людьми. Б.С.Волков характеризуют юность, как ранний период молодости следующим образом: «здесь происходит установление актуального поиска собственного места в мире, происходит социальное и личностное, профессиональное самоопределение»[11]. Ведущим видом деятельности становится учебно-профессиональная, которая является основой для будущего определения в жизни. Мухина В.С. обосновывает мнение о том, что в этот период реализуется созревание человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь идентификации в онтогенезе, через уподобление другим людям, присваивает от них социально значимые свойства, способность к сопереживанию, выстраивает отношение к людям, к самому к себе, к окружающему социуму. Молодой человек приобретает также способность к усвоению социальных правил поведения, ролей, ожиданий. Важным на данном этапе является понимание того, что юноша, в отличие от подростка, включает себя во взрослую жизнь и уже начинают принимать в ней реальное участие. Молодой человек приобретает социальную зрелость, включается во все социальные действия и ситуации. Спецификой этого положения становится возможность выбора и принятия ответственности в таких вопросах как выбор будущей профессии, выбор партнёра в личностных отношениях и в браке, места жительства. Так, социальная зрелость предполагает, с одной стороны необходимость выполнения социальных обязанностей, но, в тоже время и принятие личной ответственности в отношении собственной жизни, решений и поступков. В контексте свободы выбора и ответственности может начать проходить самореализация собственного потенциала, проявляться самоактуализация личности. Реализация личностных способностей предполагает адекватное восприятие других людей, способность к объективной оценке социума, умеренную эмоциональность и рациональность и формирование собственной устойчивой нравственной и социальной позиции. Молодость – это этап создания и закрепления ценностных ориентаций и идеалов, период становления мировоззрения и социально-обусловленных качеств личности. Всё это становится основой для выстраивания и утверждения базового отношения личности к миру, к его устройству и к пониманию своего места в нём. Так, так О.В.Лишин отмечает, что ведущая деятельность в период молодости рассматривается как сочетание видов деятельности, которые не ограничены жестко, но объединены общим признаком – особым смыслом отношения к миру[31] . Многие исследования отношения к миру и ощущения гармонии, подтверждают существование базовых оптимистических и пессимистических оснований, а также наличии доверия или недоверия к миру (как основное разрешение кризиса первого года жизни по Э.Эриксону), которое закладывают в психоэмоциональный фундамент для формирования личности в последующем. В молодости, отношение к миру проявляется в быстро наполняющемся мировосприятии и, либо деструктивном, либо конструктивном отношении к окружающему социуму. Это отношение формирует внутренний уклад личности, готовность или неготовность реализовывать себя в социуме, ориентироватьсяв собственной индивидуальности иумение строить жизненные планы в (Идобаева О.А.).
Многие авторы, которые исследовали юношеский период (Л.С.Выготский К.Левин, К.К. Обуховский, К.Н.Поливанова, В.И.Слободчиков, Э.Эриксон и др.), сходятся именно в том, что в данный период, развитие отношений имеет ключевую роль.
Специфика перехода от подросткового возраста к молодости (16-17 лет) и определяется по большей степени тем, что в этот период резко проявляются не только отношения человека к окружающему миру и к другим людям, но и его отношения к себе[41].
В связи с этим, для личности выстраивается дополнительный спектр различных возрастных задач, в частности, личностное и профессиональное самоопределение, достижение общей социальной, активной, эмоциональной зрелости, отделение от родительского дома, идентификация образа «Я» и утверждение Я-концепции, а также концепции предстоящей жизни,установление значимых взаимосвязей с другими людьми.
Б.С.Волков характеризуют юность, как ранний период молодости следующим образом:«здесь происходит установление актуального поиска своего места в мире, происходит социальное и личностное, профессиональное самоопределение»[11].
Ведущим видом деятельности становится учебно-профессиональная, которая является основой для будущего определения в жизни. Мухина В.С. обосновывает мнение о том, что в этот период реализуется созревание человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь идентификации в онтогенезе, через уподобление другим людям, присваивает от них социально значимые свойства, способность к сопереживанию,выстраивает отношение к людям, к самому к себе, к окружающему социуму. Молодой человек приобретает также способность к усвоению ролей, норм, правил поведения в обществе. Важным на данном этапе является понимание того, что юноша, в отличие от подростка, включает себя во взрослую жизнь и уже начинают принимать в ней реальное участие.
Молодой человек приобретает социальную зрелость, включается во все социальные действия и ситуации. Спецификой этого положения становится возможность выбора и принятия ответственности в таких вопросах как выбор будущей профессии, выбор спутника жизни, места жительства.
Так, социальная зрелость предполагает, с одной стороны необходимость выполнения социальных обязанностей, но, в тоже время и принятие ответственности за собственную жизнь, за свои решения и поступки.
В контексте свободы выбора и ответственности может начать проходитьсамореализация собственного потенциала, проявляться самоактуализация личности.
Реализация личностных способностей предполагает адекватное восприятие других людей, способность к объективной оценке окружающей действительности, умеренную эмоциональность и рациональность и формирование собственной устойчивой нравственной и социальной позиции.
Молодость – это этап формирования и утверждения ценностных ориентаций и идеалов, период становления мировоззрения и социально-обусловленных качеств личности. Всё это становится основой для выстраивания и утверждения базового отношения личности к миру, к его устройству и к пониманию своего места в нём.
Так, так О.В.Лишин отмечает, что ведущая деятельность в период молодости рассматривается как сочетание видов деятельности, которые не ограничены жестко, но объединены общим признаком – специфическим смыслом отношения к миру[31] .
Многие исследования отношения к миру и ощущения счастья свидетельствуют о наличии базовых оптимистических и пессимистических оснований, а также наличии доверия или недоверия к миру (как главное разрешение кризиса первого года жизни по Э.Эриксону), которое закладывают в психоэмоциональный фундамент для дальнейшего развития личности.
В молодости, отношение к миру проявляется в быстро наполняющемсямировосприятии и, либо деструктивном, либо конструктивном отношении к окружающему социуму. Это отношение формирует внутренний уклад личности, готовность или неготовность выражать себя в социуме, ориентироваться на гуманистические ценности идеалы, либо пренебрегать ими, воспринимать окружающих ее людей и предметы как изначально хорошие, либо изначально плохие.
Дело в том, что в молодости отношение к миру проходит ряд изменений, происходит смена детского взгляда на более взрослый.
Если личность разносторонне развивается, происходит реализация опыта межличностных взаимодействий и прохождение через о решение определённых задач, в отношение к социуму включается ощущение собственной ответственности, либо радикально противоположная установка на долженствования по отношению к своей личности и нарушение социальной адаптации.
Данная установка, формируясь в юношеском возрасте, включается в основу базовой картины мира, мироощущение, которое впоследствии будет создавать или трудности или возможности для развития личности.
В молодости природа человеческой психики разворачивается в постоянный диалог с самим собой, реализуя рефлексивный и интроспективный свойства.
В.В.Столин указывает на то, что в самом сознании существует двойственность, диалогизм образа «Я». Возможность рефлексии создается через включение в различные системы и связи, которые и определяют возможности различных точек зрения субъекта на мир и на отношение к себе в том числе. Так, личность включается в определенный статус в системесоциальных отношений и формирует установки к социальному окружению, а также, особым образом формирует отношение к самому себе и моделирует новое образование – подструктуру самоотношения.
Самоотношение выступает как отдельная сторона самопознания, эмоционального отношения к себе, самоконтроля и саморегуляции, структурированного во времени и позволяет говорить о трех видах формирование образа «Я»:
1) Я- актуальное(«Я» здесь и теперь);
2) Я-ретроспективное(«Я» в прошлом);
3) Я-проспективное(«Я» в будущем)[41].
Таким образом, всё, что касается принятие себя, выражается в период молодости через уравновешивание психических процессов самосознания, самоощущение и, с другой стороны, создает основу для отношения личности к другим людям и миру в целом.
По К.Роджерсу, принятие себя – есть необходимое условие более основательного и искреннего принятия окружающих, здесь существует обратная зависимость принятия личности в социуме через принятие его другим человеком, приводит к актуальному и явному принятию себя.
Отношение к себе, основано на социальной природе и представляется как личностное образование и элемент самосознания, как единство рефлексии и самооценки и уровня притязаний. В период молодости формируется ощущение ограниченности своего «Я» от других, идентификация себя со сверстниками, включение в структуру «Я» качеств, которые характеризуют отношения с другими людьми, жизненные планы, убеждения, самооценку и т.д.
В молодости, самосознание, фактически сформировано и развито на высоком уровне. Отношения к себе разворачивается в сторону социальных взаимоотношений, заодно происходит соотношение себя с социальным обществом в целом и обострение потребности принадлежности к социальной группе или группам.
Еще один значимый элемент периода молодости – это актуализация и, в последующем, разрешение базовых экзистенциальных вопросов, которые затрагивают проблему будущей жизни и предстоящего бытия, определение своего призвания, выбора дальнейшего жизненного пути и изменений в системе отношений личности.
Идентичность своего я, предполагает переход из фазы самоотрицания к фазе самопринятия, но это должно быть отражено в содержании и эмоционально подкреплено истинным представлением молодого человека о себе и своей жизни. Так, этому может послужить отказ от материальных утилитарных ценностей в пользу экзистенциальных ценностей[13] .
Для возраста молодости весьма значимым является поиск своего места в обществе, построение значимых отношений с другими, но, в тоже время, существует потребность в поиске глубокого смысла происходящих событий, происходит поиск ответов на экзистенциальные вопросы: «Кто я?», «Для чего?», «В чём моё призвание?» и т.д.,
Личность осуществляет, с одной стороны, поиск альтернатив для ответа на эти вопросы, с другой стороны реализует постояннуюрефлексию, позволяющую оценить разные варианты чтобы ответить на эти вопросы.
Поиск места своей личности в мире реализуется также через окружающих, которые предоставляют возможность личности к поиску и осмыслению в самых разных направлениях.
Позитивным направлением разрешения кризиса идентичности является формирование целостной идентичности, а негативным –смещение ролей, смещение идентичности в сторону неустойчивости(по Э.Эриксону).
Смещение идентичности, может привести к формированию синдрома патологии идентичности. Идентичность, как таковая, может определяться как личное субъективное ощущение гармонии и целостности с окружающим миром, что в дальнейшем направлено на реализацию личностного потенциала и психологического благополучия.
Формирование идентичности, так или иначе, требует от индивида переосмысления своих связей с окружающим, рефлексии, принятия и осознания определённыхтравматичных моментов в детско-родительских отношениях и в собственном опыте.
Часто, особо значимым является перестройка отношений с родителями, ибо молодой человек приходит действительно обретает взрослость и не может восприниматься и находиться в социальной роли опекаемого и управляемого, как это было раньше, еще в подростковом и раннем юношеском возрасте.
Таким образом, молодому человеку за сжатый промежуток времени необходимо осуществить целую серию социальных индивидуально-личностных выборов для идентификации и самоопределения. Чаще всего, движение осуществляется от прежней идентификации, через ощущения своей уникальности и одиночества. Это путь к формированию и моделированию идентичности.
Идентичность тесно переплетается с идентификацией, индивидуализацией и осуществляется через межличностное взаимодействие в социуме в молодости .
Нужно отметить, что все формирующиеся в молодости компоненты предполагают логичный обмен в диалоге с окружающей действительностью, это обуславливает развитие личности в дальнейшем. И.С.Кон, указывает на то, что период молодости – это время реализации большей части ресурсов личности и его потенциала через открытие своего внутреннего мира.
С одной стороны это является позитивным событием, с другой стороны, естественно вызывает тревожность, которая связана с несовпадением внутреннего ощущения и внешнего поведения.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Акулова М.В. Факторы формирования ответственного родительства в семьях, затронутых эпидемией ВИЧ-инфекции М.В.Акулов/ Горизонты зрелости. Сборник тезисов участников Пятой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. – 643 с.
2. Антонова Н.А. Модель предотвращения генерализации эпидемии ВИЧ-инфекции с позиции психологии / Н. А.Антонова, К. Ю. Ерицян, О. С. Левина /Ананьевские чтения – 2012, психология образования в современном мире, Материалы научной конференции 16–18 октября 2012 года
3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания /Б.Г.Ананьев. - СПб.: Питер,2001. - 272 с.
4. Барабанщиков В.А. Системный подход в структуре психологического познания / В.А.Барабанщиков // Методология и история психологии. - 2007. Т. 2. № 1. - С. 86-99.
5. Бершедова Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов / Л.И.Бершедова. - Диссерт. доктора психол. наук. – М., 1999.- 314 с.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Л.И.Божович. - СПб.[и др.] : Питер, 2008. - 398 с.
7. Бузина Т.С. Психологические подходы к профилактике ВИЧ-инфекции при употреблении психоактивных веществ / Т.С.Бузина – М., 2009. — 172 с.
8. Быкова Д.В. Прокрастинация как проявление эмоционально-ориентированного и ориентированного на избегание стилей копинга//Психология стресса и совладающего поведения в современном Российском обществе/ Материалы II международной научно-практической конференции/Отв. ред.Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская. – Кострома., КГУим. Н.А. Некрасова , 2010.-С.194
9. ВИЧ-инфекция и СПИД [Электронный ресурс] : национальное руководство / под ред. акад. РАМН В.В. Покровского. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - http://old.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970424421.html
10. Верховцева Э.Ф. Родительские установки ВИЧ-инфицированных женщин, воспитывающих детей раннего возраста / Э.Ф.Верховцева / Вопросы психического здоровья детей и подростков – 2016 (16), №3
11. Волков Б.С. Психология юности и молодости / Волков Б.С. – М.: Академический проспект, 2006. - 255 с.
12. Власов В.В. Информированность студентов и старшеклассников о СПИДе / Власов, В.В.,Моррисон В.В., Тимофеев Д.А. // Социологические исследования.- 2001., №2, С. 96-98.
13. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е.Водопьянова. – Спб.: Питер, 2009. – 255 с.
14. Голубцова Н.А.Проблема стигматизации по отношению к ВИЧ-инфицированным и пути ее решения/ Н.А.Голубцова, Л.С. Егорова /Современные исследования социальных проблем: Сборник статей Общероссийской научно-практической конференции. Вып. 2 «Общественно-социальные и политические исследования» / Под общ.ред. сов. РАЕ Я.А. Максимова – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2009. – 226 с.
15. Гимаева Р.М. Особенности социально-психологической адаптации у ВИЧ-инфицированных лиц / Р.М. Гимаева, В.В. Карпункова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С.282–287.[URL: http://e-koncept.ru/2016/46234.htm].
16. Денисенко, М.Б. Сексуальное поведение российской молодежи / Денисенко, М.Б., Далла Зуанна, Ж.П. //Социологические исследования. – СПб., 2001. № 2. - С. 83-87.
17. Ефлова М.Ю. Социальная эксклюзия социально депривированных групп населения (на примере наркопотребителей и ВИЧ-инфицированных)/ М.Ю.Ефлова. - Казань: Казан. ун-т, 2012. – 164 с.
18. Жуков Б. А. Синдром беззащитности / Б. А. Жуков–М. 2007, №6 –с.30
19. Зобков В.А. Личность и деятельность в теории отношения В.Н.Мясищева / В.А.Зобков // Психологический журнал, 2013, № 4, Том 34. - С. 16-29
20. Зобков В.А. Творчество. Отношение. Деятельность. Теоретико-методологические аспекты / В.А.Зобков, Е.В. Пронина. - Владимир: Собор, 2010. - 164 с.
21. Идобаева О.А. Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности / О.А.Идобаева. - Автореф. дис. док. психол. наук. – М., 2013. - 24 с.
22. Квале С. Исследовательское интервью /С.Квале. - М.: Смысл, 2009. – 301 с.
23. Коттлер Д. Психотерапевтическое консультирование / Д.Коттлер, Р.Браун. - СПб.: Питер, 2001. – 464 с.
24. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М., 1989. - 256 с.
25. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: Монография / Т. Л. Крюкова. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. – 296 с.
26. Крюкова Т.Л. Социокультурный контекст копинга в ситуации болезни (ВИЧ-инфекции)/ Т.Л. Крюкова, О.В.Шаргородская // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2012. №4.- Т.18, С. 135-140
27. Крюкова Т.Л. Одиночество как барьер в совладании с болезнью (ВИЧ-инфекции)/ Т.Л. Крюкова, О.В.Шаргородская /Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова: - 2014г., Т. 20. - №3. - С. 152-156
28. Крюкова Т.Л. Одиночество ВИЧ-инфицированных людей как фактор, препятствующий совладанию с болезнью/ Т.Л. Крюкова, О.В.Шаргородская // Ярославский педагогический Вестник. – 2015. №3
29. Кленицкая Т.Б., Молодёжь против СПИДа / Т.Б. Кленицкая. – М., 2000. – с. 57
30. Ланга А. П. Индивидуально-психологические особенности ВИЧ-инфицированных. Дисс… канд. пс. н. / Ланга, А. П. - Ростов-На-Дону,2006. - 216 c.
31. Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания: учебное пособие для школьных психологов и педагогов / О.В. Лишин. - М., 1997. - 79 с.
32. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезней/ Р.А.Лурия – М.:Медицина, 1977. – С. 37-52.
33. Мамардашвили М. Сознание и цивилизация: Выступления и доклады / М.Мамардашвили. – СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2014. - 384 с.
34. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - 5-е изд., стереотип.- М., 2000. - 640 с.
35. Мэй Р. Экзистенциальная психология / Р. Мэй. - М.: Апрель Пресс &ЭКСМО-Пресс, 2001. - 149 с.
36. Мясищев В.Н. Психология отношений: избран. психолог. тр. / В.Н. Мясищев / под ред. А.А. Бодалева. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: Модек, 2003. - 363 с
37. Обозов, Н.Н. Возрастная психология: юность и зрелость ЛНПП «Облик»,2002. - 113 с.
38. Осухова Н.Г. Учебное пособие: «Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях»/ Н.Г. Осухова - М., Академия, 2005 – 343 с.
39. Петрова Е.А. К вопросу о понятии ресурсов совладания и критериях их эффективности// Психология стресса и совладающего поведения в современном Российском обществе/ Материалы II международной научно-практической конференции / Отв. ред.Т.Л.Крюкова, М.В. Сапоровская. – Кострома., КГУ им. Н.А. Некрасова , 2010. – С. 46.
40. Павлоцкая Я.И. Соотношение психологического благополучия и социально-психологических характеристик личности / Дисс.канд.психол.наук, Волгоград, 2015
41. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.
42. Рубинштейн С.Л. Человек и мир /С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2012. – 224 с.
43. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия / К.Роджерс. - Пер. с англ. М.: «Рефлбук», К.: «Ваклер», 1997. - 320 с.
44. Савельева И. Недзельский Н., Толмасова А., Группы взаимопомощи. ООБФ «Российский фонд «Имена», 1998.
45. Сазонова И.М. Страх перед невидимым / И.М. Сазонова - Казань, 2008. -
46. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И.Сарджвеладзе. - Тбилиси.:Мецниереба, 1989. - 206 с.
47. Селезнёва О.В. Динамика становления самосознания на протяжении подросткового и юношеского возрастов: автореф. дис. … канд. психол.наук. – Хабаровск, 2006. - 18 с.
48. Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия / Мартин Селигман; пер. с англ. Е. Межевич, С. Филина. –М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 440 с.
49. Смирнова Ю.С. Толерантность / интолерантность в отношении людей, живущих с ВИЧ / СПИДом/ Ананьевские чтения – 2011. Социальная психология и жизнь: Материалы научной конференции, 18–20 октября 2011 г., Санкт-Петербург / Отв. ред. А.Л. Свенцицкий. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. – 440 с.
50. Столин В.В. Самосознание личности / В.В.Столин. - М.: Издательство Московского Университета, 1983. - 288 с.
51. Улановский А.М. Феноменологическая психология: качественные исследования и работа с переживанием / А.М.Улановский. - М.: Смысл, 2012. – 264 с.
52. Федотова Ю.А. Депрессивные расстройства у ВИЧ-инфицированных / Ю.А.Федотова / Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - Часть 5. - Труды 5-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 25 – 27 ноября, 2010 г. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. - 491 с.
53. Чернов А.Ю. Качественный подход в психологическом исследовании / А.Ю. Чернов. - ГОУ ВПО «ВолГУ». - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. – 339 с.
54. Хазова С.А. Когнитивные ресурсы совладающего поведения: эмпирические исследования / С.А. Хазова - Кострома: КГУ им.Некрасова, 2010. – 149 с.
55. Шаргородская О. В. Особенности качественного исследования стресса и совладания у ВИЧ-инфицированных людей / О.В.Шаргородская //Психология стресса и совладающего поведения : материалы III междунар. науч.- практ. конф. Кострома, 26–28 сент. 2013 г. : в 2 т. / отв. ред.: Т.Л.Крюкова, Е.В.Куфтяк и др.– Кострома : КГУ им. Н.А.Некрасова, 2013. – т. 2. – 302 с.
56. Шаргородская О. В. ВИЧ-инфекция и профессиональное здоровье / О.В.Шаргородская / Ананьевские чтения – 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы научной конференции, 21–23 октября 2014 г. / отв. ред. Г.С. Никифоров. – СПб.: Скифия-принт, 2014. – 420 с. – С.29-31
57. Шаргородская О.В. Проблема открытости диагноза ВИЧ-инфекции как фактор совладания со стрессом болезни/Активность и ответственность личности в контексте жизнедеятельности [Электронный ресурс] : материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 300-летию г. Омска (Омск, 6–7 октября 2016 г.) / [редкол.: Л. И. Дементий (гл. ред.), А. Ю. Маленова (отв. ред.)и др.]. – Электрон. текст. дан. – Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2016. - С.152-154
58. Шаболтас А.В. Рискованное поведение как реакция на неконтролируемый стресс/ А.В. Шаболтас, Д.А. Жуков // Вестник СПбГУ. - Серия 12: педагогика, психология, социология, 2011, Вып.1, С.227-234
59. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: Прогресс,1996. - 344 с.
60. Ялтонский В.М., Сирота Н.А., Ялтонская А.В. Стигматизация, дискриминация и раскрытие диагноза зависимости от наркотиков и алкоголя, позитивного статуса ВИЧ – инфицированных как проблема третичной профилактики. / Руководство по наркологии / Под ред. Н.Н.Иванца. - М., МИА. 2008. - С. 795 – 801.
61. Lazarus, R.S. Coping theory and research: Past, present, and future / R.S. Lazarus // Psychosomatic Medicine. – 1993. – Vol. 55. – P. 234 – 247.
62. Lazarus, R.S., Folkman, S. Stress, Appraisal and Coping. / R.S.Lazarus. - N.Y: Springer Publishing House, 1984.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней