- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
вам Нужна Магистерская работа ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Приобретение права собственности по договору (можно выбрать другую из предложенных в списке)
- Готовые работы
- Магистерская работа
- Юриспруденция
Магистерская работа
Хотите заказать работу на тему "Приобретение права собственности по договору (можно выбрать другую из предложенных в списке)"?80 страниц
24 источника
Добавлена 07.07.2021
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
Глава 1. Нормативно-правовые аспекты категории «собственность» в современной России 10
1.1 Понятие права собственности и его формы 10
1.2 Способы приобретения права собственности 26
Глава 2. Особенности перехода права собственности в отдельных обязательствах 32
2.1 Вопросы перехода права собственности на движимое и недвижимое имущество 32
2.2 Специфика приобретения права собственности по договору подрядного типа 43
2.3 Приобретение права собственности по договору организационного характера 47
Глава 3. Вопросы реализации и совершенствования правовых норм, регулирующих приобретение права собственности по договору 57
3.1 Анализ судебной практики по вопросам приобретения права собственности по договору 57
3.2 Актуальные проблемы приобретения и перехода права собственности по договору 67
3.3 Пути совершенствования правового регулирования института приобретения права собственности по договору 74
Заключение 76
Список использованных источников 78
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность темы исследования. В условиях современных неста-бильных политических и экономических отношений, приобретение недви-жимых и движимых имуществ увеличилось. Основаниями приобретения права собственности являются разные правопорождающие юридические факты, т. е. обстоятельства реальной жизни, которые в соответствии с дей-ствующим законодательством влекут за собой появление права собствен-ности на определенное имущество у конкретных лиц (своего рода титулы собственности), к примеру, право собственности, которое основывается на договоре купли-продажи вещи или на переходе ее в порядке наследования. При установленных законом условиях и фактическое владение может по-влечь определенные правовые последствия.
Титулы собственности могут быть приобретены разными методами, которые традиционно разделяются на первоначальные, т. е. не зависят от прав предшествующего собственника на конкретную вещь (включая и си-туации, когда ранее такого собственника вообще не было), и производные, при которых право собственности на вещь появляется по воле предше-ствующего собственника (зачастую, по договору с ним).
В условиях экономических преобразований, которые проводятся в РФ в настоящее время, гражданско-правовые институты прекращения и приобретения права собственности привлекают к себе все большее внима-ние представителей юридической практики и науки. Это обусловлено сле-дующими причинами. Рыночные отношения в российской экономике на современном этапе отличаются активным перераспределением собственно-сти и капиталов. Юридическими формами этого перераспределения, пра-вовыми инструментами выступают институты прекращения и приобрете-ния права собственности. Соответствующие проблемы актуализируются в связи с расширяющейся практикой применения норм права, что закрепле-но в главе 14 и главе 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (да-лее - ГК РФ).
Содержание законодательства в значительной степени изменилось. Ряд новелл можно обнаружить в законодательном регулировании перво-начальных методов появления права собственности. Вопросам прекраще-ния права собственности ГК РСФСР практически не уделял внимания. В теории гражданского права данное обстоятельство обычно объяснялось тем, что одни и те же юридические факты становятся основаниями и пре-кращения, и возникновения права собственности, потому что когда у од-ного лица право возникает, то у другого оно прекращается.
Признавая важность вклада исследователей в разработку теории ос-нований прекращения и приобретения права собственности, обеспечения их законности, необходимо отметить, что особенности отдельных основа-ний прекращения и приобретения права собственности требуют более глу-бокого исследования. Для этого нужны серьезные теоретические познания, которые касаются истории развития рассматриваемых институтов, их роли и места среди других гражданско-правовых категорий, опыта их примене-ния в правовых системах других государств. Актуальность темы в совре-менных условиях, важность ее разработки, сложность возникающих про-блем в судебной практике по применению отмеченных норм предопреде-лили задачи цели, и предмет исследования.
Степень научной разработанности проблемы.
Вопросам приобретения права собственности в правовой науке по-священо большое количество работ. Однако большая часть монографиче-ских исследований и диссертаций были написаны до введения в действие нового ГК РФ, который закрепил равенство всех форм собственности в экономике России. Среди работ, которые были написаны на основании но-вого законодательства по рассматриваемой теме, необходимо отметить диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук О. Ю. Кутепова «Приобретение и прекращение права собственности в граж-данском праве России», диссертацию на соискание ученой степени канди-дата юридических наук М.М. Попович «Приобретение права собственно-сти в гражданском праве России», монографию В.А.Тархова и В.А. Рыба-кова «Собственность и право собственности», в которых изучены теорети-ческие, общие проблемы приобретения права собственности и его прекра-щения. При этом вопросы специфики приобретения права собственности гражданами и исследование практики судов общей юрисдикции остались за пределами отмеченных исследований.
Последующее развитие института права собственности, совершен-ствование законодательства, которое регулирует приобретение права соб-ственности гражданами, и практика его применения обусловлены потреб-ностями социума в достойном существовании, поэтому назрела необходи-мость всесторонней разработки практических и теоретических проблем, которые связаны с приобретением права собственности.
Объектом исследования является приобретение права собственно-сти по договору.
Предметом диссертационного исследования в работе являются правовые и нормативные особенности регулирования механизма разгра-ничения полномочий в сфере управления приобретением права собствен-ности по договору.
Целью магистерской диссертации является исследование особенно-стей приобретения права собственности по договору.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд иссле-довательских задач, таких как:
рассмотреть понятие права собственности и его формы;
охарактеризовать способы приобретения права собственности;
изучить вопросы перехода права собственности на движимое и не-движимое имущество;
описать специфику приобретения права собственности по догово-ру подрядного типа;
проанализировать приобретение права собственности по договору организационного характера;
провести анализ судебной практики по вопросам приобретения права собственности по договору;
обосновать актуальные проблемы приобретения и перехода права собственности по договору;
предложить пути совершенствования правового регулирования института приобретения права собственности по договору.
Теоретическая и методологическая основа магистерской диссер-тации. Теоретической базой магистерской диссертации явились фундамен-тальные положения современной науки муниципального и конституцион-ного права, которые содержатся в работах Н.С. Бондаря, С.А. Авакьяна, В.И. Васильева, Т.М. Бялкиной, М.А. Краснова, И.В. Выдрина, О.Е. Ку-тафина, Е.И. Колюшина, И.И. Овчинникова, В.Д. Мазаева, Н.Л. Пешина, А.Н. Писарева и др.
Информационной базой послужили опубликованные и размещен-ные в электронных правовых системах правовые акты Российской Федера-ции, статистические и другие данные, отражающие развитие основ управ-ления собственностью, научная литература, опубликованная в средствах массовой информации.
Методологическая база диссертационного исследования представ-лена общенаучными, частными и специальными методами познания, в том числе диалектическим, историческим, сравнительно-правовым, системным подходами.
Любое исследование должно быть основано не только на общенауч-ных логико-философских методах, но н конкретных подходах, приемах к исследуемому предмету, авторских оценках исследуемого явления пред-шественниками. Именно по этой причине особенное внимание было уделе-но методологии исследования вопросов темы в трудах Мю М. Агаркова, М.И. Брагинского, А.В. Бенедиктова, О.С. Иоффе, B.IL Камышанского, О.А. Красавчикова, МИ. Кулагина, К.П. Победоносцева, Е.А. Суханова, В.А, Тархова, Б.Б. Черепахина, Г.Ф. Шершеневича, В.М. Хвостова и дру-гих ученых.
Научная новизна исследования состоит в том, что для исследова-ния проблемы применяли разные подходы — сравнительно-правовой и комплексный. В диссертации предпринята попытка изучения разных мето-дов приобретения права собственности с учетом выбора определенного критерия для деления их на производные и первоначальные.
Автор разработал следующие положения, которые выносятся на за-щиту:
1. Считается целесообразным подразделить методы приобретения права собственности на производные и первоначальные на уровне граж-данского законодательства - включить в гл.14 ГК РФ «Приобретение пра-ва собственности» следующие статьи: «Первоначальные способы приобре-тения права собственности», «Производные способы приобретения права собственности».
2. К договорам, которые изначально не направлены на переход пра-ва собственности, но, тем не менее, влекут за собой такое право, следует отнести: договор коммерческого найма с правом выкупа, договор аренды с правом выкупа, договор финансовой аренды (лизинга), договор подря-да, договор страхования, договор займа.
3. В Закон «О защите прав потребителей» можно внести соответ-ствующие изменения в отношении юридических лиц - покупателей. В част-ности: «Потребитель - гражданин, у которого есть намерение заказать или приобрести, или же заказать, приобрести или использовать товары (услу-ги, работы) исключительно для семейных, личных, домашних и других нужд, которые не связаны с осуществлением предпринимательской дея-тельности, а также юридическое лицо, которое имеет намерение приобре-сти или заказать или заказать ,приобрести или использовать товары (услуги, работы) исключительно для целей, которы ене связаны с осу-ществлением предпринимательской деятельности».
4. Во избежание споров между контрагентами, учитывая диспози-тивность ст.510 ГК РФ, следует при заключении договора поставки огова-ривать конкретно момент перехода права собственности, а именно: выбор-ка товара покупателем или сдача органам транспорта для доставки поку-пателю или вручение товаров покупателю в месте его нахождения.
5. Предлагается п.1 ст.551 ГК РФ изложить в следующей редакции: «Переход права собственности на недвижимость по договору продажи не-движимости к покупателю обусловлен фактической передачей вещи и под-лежит государственной регистрации».
Теоретическая значимость работы. Выводы и положения диссер-тационного исследования вносят существенный вклад в теоретическое уче-ние о права собственности и в нормативное регулирование приобретения гражданами права собственности.
Практическая значимость работы заключается в том, что положе-нии и выводы, которе содержатся в работе, могут использоваться: в зако-нотворческой деятельности в целяхустранения выявленных недостатков и пробелов в частности, при совершенствовании норм ГК РФ, которые по-священы отдельным основаниям приобретения права собственности; в бу-дущих научных исследованиях вопросов приобретения права собственно-сти вообще и физическими лицами в частности; в практической деятельно-сти субъектов соответствующих правовых отношений, правоохранитель-ных органов; при проведении семинарских занятий и чтении лекций по гражданскому праву.
Апробация магистерской диссертации. Главные положения дис-сертации, которые автор выносит на защиту, изложены в опубликованных по теме работы научных статьях, обсуждены на научно-практических кон-ференциях, а также использованы в учебном процессе.
Объем и структура работы обусловлена задачами и целью диссер-тационного исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Первая глава посвящена исследованию нормативно-правовой базы приобретения права собственности. Здесь рассматриваются различные подходы к определению понятия права собственности, а также способов его приобретения.
Во второй главе проанализированы особенности перехода права собственности в отдельных обязательствах, а именно: исследованы вопро-сы переходы права собственности на движимое и недвижимое имущество, специфика приобретения права собственности по договору подряда, а также по договору организационного характера.
В третьей главе диссертант исследует вопросы реализации и совер-шенствования правовых норм, регулирующих приобретение права соб-ственности по договору, проанализирована судебная практика, изучены проблемы и пути совершенствования действующего законодательства.
Глава 1. Нормативно-правовые аспекты категории «собственность» в современной России
1.1 Понятие права собственности и его формы
Прежде всего, рассмотрим предмет и метод земельного права как ос-новы приобретения права собственности на недвижимое имущество.
Предметом отрасли права, в том числе и земельного, является неко-торая группа общественных отношений, которую регулируют соответ-ствующие нормы права.
Определить правильно предмет правового регулирования необхо-димо для того, чтобы решить, какой именно нормативный правовой акт в данном случае применим. Ошибки в установлении предмета правового ре-гулирования приводят к существенным ошибкам в правоприменительной практике.
В области земельных отношений зачастую возникают сложности с определением предмета правового регулирования, когда они связаны с другими видами правоотношений, прежде всего гражданскими, поскольку в настоящее время в таких случаях зачастую нормы гражданского законо-дательства выходят на первое подобных. В данных случаях может приме-няться не только земельное законодательство, но и законодательство, со-ответствующее сложному составу регулируемых отношений в области пользования землей. Так, при решении вопроса о взыскании убытков, ко-торые могут возникнуть при изъятии земель, помимо норм земельного за-конодательства РФ применяются соответствующие нормы гражданского, гражданско-процессуального и иного права. Отношения платного исполь-зования земель устанавливают нормы земельного и финансового законо-дательства.
Имущественные отношения, которые возникают при распоряжении земельными участками, устанавливаются нормами гражданского права, если ЗК РФ не предусмотрено иное. Земельное право как отрасль собой представляет системно упорядоченную совокупность норм, которая направлена на регулирование общественных отношений относительно ра-ционального использования земель и сбережения земли как национального богатства.
Таким образом, предмет земельного права включает в себя элементы финансовых, имущественных, административных и иных отношений, что обусловлено спецификой объекта правового регулирования земельного права — землей.
Предметом отрасли земельного права является особенный круг об-щественных отношений по поводу земли (земельных отношений). Земель-ные отношения — это отношения между органами государственной вла-сти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, предприятиями, гражданами по поводу владения, пользования и распоря-жения земельными участками, землями, а также по поводу государствен-ного управления земельными отношениями.
Субъектами (или участниками) земельных отношений являются Рос-сия, ее субъекты, муниципальные образования, учреждения, организации, предприятия и граждане России. Иностранные граждане, лица без граж-данства и иностранные юридические лица могут выступать участниками земельных отношений, если это предусмотрено Земельным кодексом РФ.
Объекты земельных отношений - земельные участки и права на них.
Земельное законодательство определяет особенности правовых от-ношений по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, которые проживают на соответ-ствующей территории (земельные отношения).
К отношениям по использованию и охране недр, лесов, вод, живот-ного мира и других природных ресурсов, охране окружающей среды, особо охраняемых природных объектов территорий и, атмосферного воз-духа и объектов культурного наследия соответственно применяются зако-нодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране окружающей среды, атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объ-ектов культурного наследия народов Российской Федерации, другое осо-бое законодательство. К земельным отношениям данные виды законода-тельства могут применяться, если данные отношения не урегулированы земельным законодательством.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряже-нию земельными участками, а также по совершению сделок с ними регу-лируются гражданским законодательством, если иное не предусматривает земельное, лесное, водное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, специальные федеральные законы .
Выделим специфические особенности предмета земельного права:
1. В него входят лишь волевые общественные отношения, иными словами зависящие от воли людей и изменяемые ими. В качестве харак-терного примера можно привести проведение или непроведение работ по повышению плодородия почв, которое зависит от воли людей, а соответ-ственно, входит в предмет правового регулирования.
2. Предмет правового регулирования составляют волевые обще-ственные отношения, которые могут быть урегулированы правовыми нормами. Можно обязать исполнителей создать благоприятную окружа-ющую среду, хотя это зависит не только от их воли, но и от множества факторов: состояния очистных сооружений, для которых не всегда есть возможность приобретения необходимого оборудования; состояния окру-жающей среды соседних регионов, на которые не может распространяться юрисдикция органов этой административно-территориальной единицы; последствий деятельности предыдущих поколений и др. В такой связи зе-мельное законодательство устанавливает лишь цель землеустройства — улучшение (а не создание) природных ландшафтов.
3. Предметом правового регулирования также являются волевые и поддающиеся правовому регулированию общественные отношения, нуж-дающиеся (с позиций общества и государства) в урегулировании право-выми средствами. К примеру, невозможно не регулировать нормами пра-ва отношения по установлению нормативов предельно допустимых кон-центраций химических веществ, поэтому законодательство устанавливает обязанности для всех пользователей земли в интересах охраны плодоро-дия почв, охраны окружающей среды и здоровья человека.
4. В предмет правового регулирования включены не любые обще-ственные отношения, а только такие, которые могут быть урегулированы посредствами норм права. Данная допустимость регламентируется норма-ми международного права. К примеру, недопустимо применение россий-ского законодательства, если оно противоречит международным догово-рам РФ, или законодательный орган РФ не имеет право превышать свои полномочия, установленные Конституцией РФ.
5. В предмет правового регулирования входят только общественные отношения, попадающие под действие правовых, норм. К примеру, право-вой обязанностью всех пользователей землей выступает повышение пло-дородия почв, но они не обязаны создавать искусственно почвенный гу-мус, поддерживать необходимые условия для жизнедеятельности почвен-ных организмов, создавать какой-либо новый воздушный, тепловой, вод-ный, солевой и другое режим почв. Все это — средства, которые обеспе-чивают предусмотренный законодателем уровень плодородия почв, и во-прос о том, как данные средства применять, законодательством не регла-ментируется.
Таким образом, предметом правового регулирования земельного права являются волевые общественные отношения, которые необходимо, возможно и допустимо урегулировать нормами права и которые подпа-дают под действие правовых норм.
Предмет правового регулирования можно разделить на находящий-ся фактически в сфере правового регулирования и потенциальный. Первый в себя включает земельные отношения, предусмотренные в действующем законодательстве; второй — те общественные отношения, которые зако-ном не урегулированы, хотя и в этом остро нуждаются. К примеру, как считает ряд авторов, законодателю следовало бы урегулировать критерии мелиоративных мероприятий, ответственность за последствия неправиль-ных мелиоративных мероприятий и др.
Предмет потенциального регулирования обуславливается, как пра-вило, пробелами в законодательстве, отсутствием надлежащего опыта пра-вового регулирования в силу новизны общественных отношений, которые претерпевают постоянные изменения, усложняются, развиваются, а также политическими мотивами и иными причинами.
В отдельных случаях возможно применение механизмов преодоле-ния подобных пробелов в правовом регулировании: суд имеет право при-менять в сходных случаях аналогию закона (иными словами, применять закон, регулирующий сходные отношения), а иногда и аналогию права (иными словами, применять общие начала и смысл действующего законо-дательства).
Предмет потенциального правового регулирования находится не столько в сфере действия правовых норм, сколько в сфере практики их применения. К примеру, порядок возмещения убытков, которые возника-ют в результате нарушения земельного законодательства, осуществляется по аналогии с порядком возмещения убытков в сфере промышленного производства, хотя в земельных отношениях действуют объективные зако-ны природы, которые не присущи промышленному производству.
Таким образом, можно выделить следующие признаки предмета зе-мельного права:
1. Предметом земельного права являются общественные земельные отношения, обладающие своим экономическим содержанием.
2. Специфика рассматриваемых общественных отношений обуслав-ливается природными особенностями земли как уникального объекта об-щественных отношений.
3. Земельные отношения — это общественные отношения между ор-ганами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, предприятиями и гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землей, находящиеся в области действия преимущественно земельно-правовых и частично гражданско-правовых норм в тех случаях, когда данные отношения не регулируют нормы земельного права.
Земельное право имеет не только специфический предмет, но и метод. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует отрасль, то метод — как регулирует, иными словами метод собой представляет способ правового воздействия на общественные отношения, которые составляют предмет.
Метод — установленный законодательством способ воздействия на поведение и действия юридических и физических лиц, который вправе применять должностное лицо или орган в установленных ситуациях.
Земельное право является сложным образованием и обладает соб-ственным методом правового регулирования. Специфика его состоит в том, что он в себе черты сочетает властно-авторитарные (власти и подчи-нения) и автономные (юридического равенства), которые характерны для методов гражданского права. Тем самым он получает новое содержание, которое свойственно лишь земельному праву и отличает его от любой другой сферы российского права.
Метод земельного права собой представляет приемы и способы воз-действия на поведение людей, соответствующие природе и характеру зем-ли как уникального природного ресурса, жизненно необходимого всем гражданам.
Метод правового регулирования земельных отношений при учете природного происхождения земли и ее общечеловеческого значения про-является в прекращении «овеществления» отдельных природных ресурсов и окружающей среды в целом, отношения к ним не как к обычному иму-ществу, а как к собственности, которая принадлежит в силу неделимости и единства естественной среды всему многомиллионному народу страны; в последовательном осуществлении принципа целевого использования зе-мельных ресурсов, установления особенных правил при вовлечении зе-мель в гражданский оборот, ограничения распорядительных прав соб-ственников земли, имея в виду общечеловеческое его значение в интересах всего общества, введения полноценного земельного кадастра и мониторин-га земель и др. Метод земельно-правового регулирования, во-первых, в себя включает весь спектр правового воздействия на субъектов земельных правоотношений при учете их интересов, во-вторых, он обуславливается особенностями предмета правового регулирования и задачами, которые стоят перед государством и обществом в сфере земельных отношений.
Методы земельного права, с помощью которых регулируются зе-мельные правоотношения в Российской Федерации, представлены двумя вариантами – это административно-правовой метод и гражданско-правовой метод (метод дозволения):
административно-правового (организационного) воздействия – путем обязательных к исполнению запретов и предписаний. Характерными особенностями данного метода регулирования является проявление отно-шений в системе «власти и подчинения»; ·
гражданско-правовой (деспозитивный) – устанавливает рамки поведения участников земельных отношений, предоставляя им возможно-сти самостоятельно и свободно регулировать свои взаимоотношения в рамках данных границ.
Для административно-правового метода регулирования обществен-ных отношений является, таким образом, характерным проявление «вла-сти и подчинения». Участники данных отношений не обладают равнопра-вием, поскольку один дает обязательные для исполнения предписания, а другой обязан вовремя и точно их исполнять. Административно-правовым методом регулируется предоставление и изъятие (выкуп) земли для целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций, а также некоторые иные отношения (к примеру, в области государственного контроля за пра-вильным использованием земель); при регулировании отношений первич-ного и вторичного землепользования – в той части данных отношений, в которых присутствует общегосударственный интерес; при внутрихозяй-ственном и межхозяйственном землеустройстве – опять-таки в той части, в какой органы землеустройства обладают правомочиями давать обязатель-ные предписания землепользователям, при разрешении земельных споров и др.
Административно-правовой метод регулирования земельных отно-шений в особенности сильно проявляется в случаях обнаружения наруше-ний земельного законодательства и в случае необходимости их предупре-ждения.
В основе административно-правового метода регулирования земель-ных отношений присутствуют всегда экономические прогнозы и расчеты (государственный план, проект, в надлежащем порядке согласованный и утвержденный компетентным государственным органом, экономические нормативы, которые обосновывают принятие определенных решений).
Но при этом необходимо учитывать, что административно-правовой метод распространяется не на все виды земельных отношений. К примеру, на стадии предоставления государственной земли в пользование может применяться административный метод, но уже на следующей стадии – при внутрихозяйственном планировании использования земли – применение данного метода существенно ограничено, что можно увидеть на примере сельского хозяйства. С одной стороны, контроль за правильным исполь-зованием земли в сельскохозяйственных организациях, арендных коллек-тивах не может осуществляться при отсутствии у землеустроительной службы властных полномочий, с другой – данная служба не может руко-водствоваться в своей деятельности лишь методом администрирования, в том числе в сфере организации внутрихозяйственного использования зем-ли. Землепользователи самостоятельно, без чьего-либо принуждения и ад-министрирования имеют право решать вопросы технологии и культуры земледелия, севооборотов, агромелиоративных мероприятий.
В настоящее время законодательство расширило права всех земле-пользователей, запрещая вмешательство в их хозяйственную деятельность. В отличие от административно-правового метода здесь находит примене-ние метод дозволения (гражданско-правовой). Земельное право дает пра-вомочие землепользователю действовать свободно, в то время как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо реше-ний, которые ограничивают хозяйственную свободу землепользователя. И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внут-рихозяйственные дела землепользователей, то это возможно только в строго определенных в законе случаях, к примеру, при угрозе порчи зем-ли, при непринятии мер по борьбе с эрозией почв и др.
Наиболее частым в практике земельного права является смешанный метод, – в основном свободное дозволение и в ограниченных законом слу-чаях – администрирование. Примером сложного содержания метода зе-мельных отношений выступает предоставление государственной земли на условиях аренды. Иными словами, земля в таких случаях предоставляется на основании хозяйственного решения компетентного органа управления, потом заключается договор, устанавливающий полномочия участников арендных (договорных) отношений. При этом в случае нарушения аренда-тором земельного законодательства, к нему применяется метод граждан-ско-правового воздействия, не исключающий судебное рассмотрение воз-никшего конфликта.
Существуют различные подходы к толкованию термина «собствен-ность». Так, к примеру, понятие собственности может быть охарактеризо-вано как «исключительное, всеобъемлющее, абсолютное обладание веща-ми, другими благами, что выражается через соответствующие субъектив-ные права прямую связь («без посредников») человека с вещью, другим благом. Собственность относится к основе жизнедеятельности людей, во многом определяет саму основу и возможности развития социума, его мо-дернизацию, удовлетворение потребностей общества, интересов и прав людей».
Собственнику принадлежат права владения, распоряжения и пользо-вания своим имуществом.
В соответствии с действующей Конституцией РФ в России признают-ся и защищаются равнозначно государственная, частная, муниципальная и другие формы собственности .
В ГК РФ отмечены такие виды собственности, как государственная собственность РФ и субъектов РФ, муниципальная собственность, частная собственность и иные виды собственности (к примеру, собственность об-щественных организаций).
Право собственности представляет собой естественное и неотъемле-мое право человека и гражданина. Право собственности представляет со-бой разновидность вещных прав, которые закрепляют принадлежность вещей субъектам гражданских правоотношений. Право собственности и иные вещные права опосредуют отношения по присвоению материальных благ.
Право собственности в объективном смысле является совокупностью правовых норм, которые закрепляют и охраняют принадлежность матери-альных благ конкретным лицам (осуществление, возникновение, защиту, прекращение прав собственника, а также их возможность пользоваться, владеть и распоряжаться данными материальными благами. Институт права собственности опосредует «статику» отношений принадлежности материальных благ. «Динамик», т.е. переход материальных благ от одних лиц другим опосредует обязательственное право.
Право собственности в субъективном смысле представляет собой субъективные права собственника по осуществлению принадлежащим имуществом по своему усмотрению и в своем интересе полного хозяй-ственного господства, что включает в себя право пользования, владения и распоряжения.
Содержание права собственности отмечено в п. 1 ст. 209 ГК РФ и включает в себя:
1. Правомочие пользования,
2. Правомочие владения,
3. Правомочие распоряжения.
Правомочие владения – основанная на законе возможность иметь имущество в своем хозяйстве, обладать им фактически.
Правомочие пользования – основанная на законе возможность ис-пользования имущества посредством извлечения из него полезных свойств.
Правомочие распоряжения – основанная на законе возможность определять юридическую судьбу имущества посредством дарения, прода-жи и т.д. вплоть до уничтожения.
Собственник имеет право по своему усмотрению совершать в отно-шении принадлежащего ему имущества любые действия, которые не про-тиворечат закону и другим правовым актам и не нарушают охраняемые законом интересы и права иных лиц, в том числе отчуждать свое имуще-ство в собственность иным лицам, передавать им, оставаясь собственни-ком, права пользования, владения и распоряжения имуществом (дарить, продавать, сдавать в аренду, обменивать, передавать в качестве вклада в уставный капитал и т.д.), отдавать имущество в залог и обременять его иными методами, распоряжаться им другим образом.
Одним из правомочий по распоряжению имуществом является пере-дача имущества в доверительное управление иному лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не вле-чет переход права собственности к доверительному управляющему, кото-рый обязан осуществлять управление имуществом в интересах собствен-ника или указанного им третьего лица.
Собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имуще-ства, если иное не предусматривает закон или договор. К примеру, по до-говору аренды текущий ремонт имущества по общему правилу осуществ-ляет арендатор, при этом он не является собственником имущества.
Риск случайного повреждения или случайной гибели имущества несет его собственник, если иное не предусматривает закон или договор. К примеру, по договору продажи предприятия с момента подписания акта передачи предприятия до регистрации перехода права собственности риск случайно гибели несет покупатель, который не является собственником до регистрации перехода права собственности.
Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в России признаются равным образом защищенными государственная, частная, муниципальная и дру-гие формы собственности.
Различие в субъектном составе данных форм определяет виды права собственности. Частная собственность юридически оформляется в виде права собственности юридических лиц и граждан, государственная – в ви-де права собственности России (федеральная собственность) и права соб-ственности краев, республик, городов федерального значения, областей, автономной области, автономных округов (собственность субъектов Рф), муниципальная - в виде права собственности района, города, сельского поселения и другого муниципального образования.
Субъектами права частной собственности являются:
1. Физические лица:
Иностранные граждане,
Граждане,
Лица без гражданства.
2. Юридические лица:
некоммерческие
коммерческие организации
Субъектами права публичной собственности являются:
1. Российская Федерация, субъекты Федерации в отношении государ-ственной собственности.
2. Муниципальные образования в отношении муниципальной соб-ственности.
Права всех собственников в России защищаются равнозначно. Госу-дарство не имеет права произвольно устанавливать преимущества или ограничения в осуществлении того или другого вида права собственности. Виды имущества, которое может находиться только в муниципальной или государственной собственности, а также особенности прекращения или приобретения права собственности или его осуществления могут устанав-ливаться только законом (п. 3 ст. 212 ГК РФ). Например, в собственности физических и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое согласно закону, не может принадлежать юридическим лицам (к примеру, вещи, которые изъ-яты из гражданского оборота).
Фрагмент для ознакомления 3
1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993]. – режим доступа: [Консультант Плюс]. -Загл.с экрана.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федер. закон При-нят Государственной Думой 21 октября 1994 года; ред. от 30.09.2013] // CЗ РФ. – 1994
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 дек. 2004 г. № 188 ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2005. – № 1 (ч. 1). – Ст. 14.
4. Кодекс об административных правонарушениях Российской Фе-дерации [от 30.12.2001 г. №195-ФЗ (с изм. от 30.12.2015)] // Собрание за-конодательства Рос. Федерации. – 2001. – № 8. – Ст. 19.35-19.36. [Элек-тронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г.: Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года; в ред. 23.07.2013]. // СЗ РФ – 2001 №197.
6. Уголовный кодекс РФ: Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года; в ред. 21.10.2013. // СЗ РФ – 1996 - №63– ст. 145.
7. Постановление Пленума Высшего арбитражного Съезда Россий-ской Федерации от 25.02.98 т № 8. // Вестник высшего арбитражного суда 1998 г. № 10.
8. Абдраимов Б.Ж., Боголюбов С.А. Земельное право России и Ка-захстана: проблемы развития, процессуальные формы реализации. М.: Юрист, 2007. С. 446.
9. Ананьева А.А. Об организационных договорах, упорядочиваю-щих отношения между перевозчиками смешанного сообщения. // Сб. науч. трудов конференции «Право и бизнес: конвергенция частного и публично-го права в регулировании предпринимательской деятельности.-2015.-С. 728-735.
10. Козлова Е. Б. Организационные договоры: понятие и классифи-кация // Законы России: опыт, анализ, практика.-2011.-№ 5.-С. 3-9.
11. Люшня А.В. Правовая природа судебного признания права соб-ственности.
12. Морозов С. Ю. Система транспортных организационных дого-воров: автореферат дисс. ... доктора юридических наук.-Москва, 2011.-51 с.
13. Победоносцев К.П. Сочинения. СПб., 1996. С. 197), А.В. Люшня (см.: Люшня А.В. Правовая природа судебного признания права соб-ственности // Вестник ВАС РФ. 2007. N 5).
14. Потапенко С. В., Артамкина Е. В. О понятии, значении и право-вой природе корпоративного договора // Власть закона.-2014.-№ 3.-С. 51-61.
15. Пугинский Б. И. Коммерческое право России: учебник.-М.: Изд. Юрайт, 2010.-354 с.
16. Свит Ю. П. Об организационном характере договора управления многоквартирным домом // Гражданское право.-2013.-№ 3.-С. 18-21.
17. Соломин С. К. Теоретические проблемы гражданско-правового регулирования банковских кредитных отношений: дисс. … докт. юрид. наук.-М., 2010.-339 с.
18. Тюрина С. А. Договор как регулятор организационных отноше-ний в российском гражданском праве: дисс. …. канд. юрид. наук. ‒ М., 2012. ‒ 213 с.
19. Уколова Т. Н. О единообразном понимании организационных договоров. // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева.-2015.-№ 2.-С. 160-171.
20. Постановление ФАС СКО от 22 мая 1998 г. N Ф08-749/97 // СПС «КонсультантПлюс».
21. Апелляционное определение Верховного суда Республики Баш-кортостан от 29 ноября 2012 г. по делу N 33-13764/12; решение Корсаков-ского городского суда Сахалинской области от 15 февраля 2011 г. по делу N 2-71/11; Определение Ивановского областного суда от 27 мая 2013 г. по делу N 33-1119; Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 11 декабря 2012 г. по делу N 33-24845/12 // СПС «Консультант-Плюс».
22. Определение судебной коллегии по гражданским делам Москов-ского областного суда от 1 декабря 2011 г. по делу N 33-19495; Определе-ние Верховного суда Республики Мордовия от 17 января 2012 г. по делу N 33-79/24; Апелляционное определение Московского областного суда от 11 декабря 2012 г. по делу N 33-26045/2012 // СПС «КонсультантПлюс».
23. Определение Ленинградского областного суда от 27 марта 2013 г. N 33-1373/2013; Кассационное определение Верховного суда Республи-ки Мордовия от 17 января 2012 г. по делу N 33-79/24; Апелляционное определение Курского областного суда от 1 октября 2012 г. по делу N 33-2250-2012 // СПС «КонсультантПлюс».
24. Определение Верховного суда Республики Северная Осетия - Алания от 10 июля 2012 г. N 33-513/2012: Определением суда о разъясне-нии решения суда по делу об установлении юридического факта владения, пользования истцом земельным участком отменено, в удовлетворении за-явления отказано, поскольку суд вышел за пределы заявленных истцом требований и фактически принял новое решение о признании права на приватизацию земельного участка // СПС «КонсультантПлюс».
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней