Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Процесс определения таможенной стоимости (ТС) товаров, перемещаемых через таможенную границу, ввозимых участниками договоров франчайзинга, с целью определения подлежащих уплате таможенных платежей всегда являлся актуальной и непростой темой в таможенной практике. Помимо этого, ТС напрямую влияет и на порядок применения таможенных процедур, и на эффективность мер таможенно-тарифного регулирования (ТТР), а также является индикатором реального уровня тарифного обложения Установление конкретных правил определения ТС при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС) входит в круг интересов не только государства, но и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Зная все эти особенности, можно делать более точные прогнозы ожидаемой прибыли или убытков от ВЭД, что, безусловно, повышает эффективность деятельности коммерческих кругов в целом. Оценка стоимости ввозимого товара с целью определения размера таможенных пошлин, налогов (ТПН) является одной из самых непростых таможенных операций, поскольку используя различные способы определения ТС товара, можно существенно влиять на сумму подлежащих уплате таможенных платежей. А взимаемые таможенными органами (ТО) ТПН составляют значительную часть доходов федерального бюджета. Так, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС) России, за 2019 год сумма доходов федерального бюджета, администрируемых ТО составила 5728,96 млрд рублей. Это отражает первостепенное значение фискальной функции, которая возложена на ТО в соответствии со статьей 351 Таможенного кодекса ЕАЭС. Согласно оперативным (ежедневным) данным об исполнении бюджета РФ на 28.07.2020 доля доходов, администрируемых ФТС России составляет 2338,6 млрд.руб. в общем объеме поступлений [19]. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о значимости и важности правильного определения ТС товаров и заявления такой информации участниками ВЭД в ТО.
Цель исследования – изучить и проанализировать определение таможенной стоимости товаров, ввозимых участниками договоров франчайзинга.
Задачи исследования:
1) изучить таможенную стоимость как экономическую категорию;
2) рассмотреть товары, ввозимые участниками договоров франчайзинга;
3) проанализировать определение таможенной стоимости товаров, ввозимых участниками договоров франчайзинга.
Объект исследования – товары, ввозимые участниками договоров франчайзинга.
Предмет исследования – определение таможенной стоимости товаров.
Работа по структуре состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Экономическое содержание таможенной стоимости
В настоящее время прослеживается тенденция активного взаимодействия нашего государства с другими странами. Это связано с потребностью в улучшении политических взаимоотношений, в создании благоприятных условий для расширения экономического пространства и достижения иных социально-экономических целей. В этой связи набирает силу внешнеэкономическая деятельность государства, наблюдается увеличение потока товаров и транспортных средств, перемещаемых через государственную границу. Развитие международной торговли повлияло на создание унифицированной методологии определения таможенной стоимости товара. Таможенная стоимость считается одной из важнейших составляющих таможенного регулирования, поскольку служит основой для определения таможенных платежей, рассчитываемых по адвалорной ставке. Помимо этого, она составляет исходную величину для формирования информации о стоимостном объеме внешней торговли.
Информация о недостоверном декларировании таможенной стоимости является основанием для привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные гл. 16 КоАП РФ. Поэтому при расчете суммы таможенных пошлин необходимо правильно определить налоговую базу. Следует отметить, что в России определение таможенной стоимости является одной из самых насущных проблем как для участников внешнеэкономической деятельности при ввозе или вывозе товаров, так и для должностных лиц таможенных органов, которые контролируют определение таможенной стоимости.
В частности, манипуляция (занижение) таможенной стоимости импортируемых товаров приводит к дефициту платежей в государственный бюджет1. Поэтому изучение вопросов определения и контроля таможенной стоимости представляется актуальным. Определение таможенной стоимости представляет собой сложный и емкий процесс, требующий временных затрат и усилий для декларанта, а также для таможенных органов, осуществляющих контроль таможенной стоимости. Поэтому решение различных проблем, возникающих при осуществлении данного вида деятельности таможенных органов, имеет особую значимость для внешнеэкономической деятельности в целом.
Таможенная стоимость (ТС) - многоплановое понятие, и по своему значению в теории и практике таможенного дела может быть приравнено к правовой категории, поскольку его роль в таможенном законодательстве также велика, как и ряда других понятий, таких как: «таможенное регулирование», «таможенно-тарифное регулирование», «запреты и ограничения», «таможенные платежи» и др.
В то же время в таможенном законодательстве ЕврАзЭС и ЕАЭС указанный недостаток устранен, и в Соглашении от 25.01.2008 [7] содержится определение понятия ТС, хотя и тождественное по своему содержанию определению, имеющемуся в той части международного таможенного права, которым регламентированы вопросы определения ТС товаров.
Таможенный контроль за достоверностью определения таможенной стоимости остается одним из главных видов таможенного контроля. Так, согласно данным ФТС России, основной категорией решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела, обжалуемых как в судебном, так и в досудебном порядке, являются решения, связанные с определением, заявлением и контролем таможенной стоимости. На долю таких решений приходится 43,7% всех предъявленных к таможенным органам исков и 76,8% поданных жалоб [17].
В настоящее время значительная часть операций, осуществляемых участниками внешнеэкономической деятельности, тем или иным образом затрагивает вопросы определения таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость товаров играет существенную роль в области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: применяется в качестве основы для исчисления таможенных платежей (рассчитываемых по адвалорным ставкам); для иных таможенных целей, включая взыскание штрафов и применение иных санкций за таможенные правонарушения; служит начальной величиной для установления информации об объемах внешней торговли (определенных в стоимостном выражении). Следовательно, именно от правильности определения таможенной стоимости зависит полнота взимания таможенных платежей.
Таможенная стоимость ввозимых товаров — это стоимость товара на момент пересечения им границы ЕАЭС. Таможенная стоимость определяется в соответствии с 5 главой ТК ЕАЭС.
Согласно Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная стоимость товаров контролируется таможенными органами в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками.
Существуют разные методы ее установления. Согласно 39 статье ТК ЕАЭС, данный параметр определяет стоимость сделки, уплаченную при продаже продукции. Итоговую сумму можно представить как следующие виды затрат:
- закупочная стоимость;
- затраты на страхование и лицензирование
- транспортные расходы;
- дополнительные расходы, которые несет участник внешнеэкономической деятельности;
- услуги брокера.
В статье 2 ТК ЕАЭС под товаром подразумевается любое движимое имущество, а все налоговые сборы, в том числе акцизы, начисленные на таможенную стоимость и уплаченные собственником, идут в государственный бюджет.
Таможенная стоимость определяется декларантом. Правильность процедуры контролирует представитель таможенного органа. Он же может инициализировать процедуру корректировки или затребовать дополнительную документацию для подтверждения достоверности расчетов.
Таможенная стоимость устанавливается самим декларантом или же таможенным брокером по его поручительству. Чтобы определить вид таможенной стоимости и обосновать ее используют следующие документы:
- внешнеторговый контракт;
- инвойс;
- бумаги, удостоверяющие факт оплаты (чеки, платежки, квитанции, выписки с банковского счета);
- условия поставки товара;
- калькуляция за транспортировку;
- счет об оплате страховых взносов;
- прайс-листы от поставщика или компании-производителя;
- приложение к контракту с детальной спецификацией по товару с указанием реальных цен;
- официальная интернет-площадка продавца или производителя с указанием артикулов и цен (в некоторых случаях достаточно предоставить рабочую ссылку или же скриншоты страниц сайта);
- бумаги, удостоверяющие стоимость товара в стране производителя.
В большинстве случаев ТС формирует именно собственник, однако ряд ситуаций, предусмотренных законодательством РФ, предполагает участие инспектора таможни.
Расчет таможенной стоимости выполняется на основании документов, демонстрирующих ценность груза. Их предоставляет декларант. В ситуации, когда пакет бумаг по каким-то причинам недоступен, допускается отсрочка процедуры на конкретное время. ТС рассчитывается в ситуациях, когда товар пересекает границу впервые или впервые подпадает под таможенную процедуру. Не применяется для грузов, которые перемещаются транзитом.
В задачи декларанта или его представителя входят самостоятельная калькуляция платежей и их оплата.
Калькуляция параметра при импорте в Россию осуществляется в соответствии общепринятыми мировыми нормами. Существует 6 основных направлений, по которым производятся расчеты.
1. По стоимости сделки ввозимого товара. Данный метод определения таможенной стоимости товара относится к наиболее популярным и часто используемым. Для его реализации необходимо выполнение следующих условий:
- продукция импортируется на основании задокументированной сделки купли-продажи;
- взаиморасчеты между покупателем и продавцом количественно определены и отражены в ТС;
- составляющие ТС могут быть определены количественно и подтверждены документально;
- у декларанта нет ограничений прав как собственника, исключая ограничения, установленные географическим фактором и законом РФ
В цену сделки включается не только стоимость товара, но также расходы на транспортировку: выгрузку, погрузку, перегрузку, хранение на складе. Учитывается стоимость упаковочной тары и сопутствующих работ, оплата лицензий или других вариантов подтверждения интеллектуальной собственности. В расходы входят затраты на страхование, выплату комиссионных и посреднических вознаграждений.
Данный метод не актуален:
- если влияют факторы, не подлежащие учету, от которых зависит цена сделки;
- поставщик и покупатель – взаимозависимые персоны (исключение: ситуация не влияет на цену сделки, что требует документального подтверждения);
- сведения, которые использовал декларант для расчета ТС, не подтверждены документально;
- имеются ограничения прав импортера, установленные законодательством РФ.
2. По цене сделки с идентичными товарами. Расчет таможенной стоимости возможен в случае совпадения следующих параметров:
- качество продукции;
- рейтинг на потребительском рынке;
- страна производителя;
- целевое назначение;
- потребительские свойства;
- производитель.
ТС, определяемая данным методом, требует коррекции с учетом вариабельности расходов, размер которых должен быть подтвержден документально. Метод актуален, если груз ввозится одновременно с идентичным товаром или не позже, чем 90 дней. При этом соблюдены коммерческие условия и сопоставимы объемы партий.
3. По стоимости сделки с однородными товарами. Калькуляция аналогична предыдущей, однако в качестве ориентира берутся не идентичные, а похожие товары. Отличие – продукция не полностью одинакова, однако обладает схожими параметрами и характеристиками, для ее изготовления используются похожие компоненты.
4. Вычитание стоимости. За оценочную сумму принимается стоимость идентичной или однородной продукции, которая была импортирована максимальной партией в Россию. Важно сохранение товара в неизменном состоянии. Для подсчета итоговой стоимости из цены изымаются расходы, которые имеют место исключительно на внутреннем рынке (например, траты на транспортировку и т.д.).
5. Сложение стоимости. Предполагает суммирование издержек производства, прибыли и затрат, которые возникают при продаже оцениваемого товара.
6. Резервная стратегия. Таможенная стоимость определяется путем экспертных расчетов и оценок. Способ актуален, когда не работают пять предыдущих. Основой для показателя является цена ввезенных товаров, которые продаются в условиях большой конкуренции и при обычной торговле.
Методы, описанные выше, расположены по приоритетности. Если невозможно использование конкретного способа, выбирается следующий по списку. Равнозначными являются только методы 4 и 5, в зависимости от ситуации они могут меняться местами.
Понятие таможенной стоимости ввозимых товаров регламентируется рядом нормативных актов, которые в совокупности стали основой для принятия положений Таможенного Кодекса Евразийского Экономического Союза (далее ТК ЕАЭС). Согласно данному документу, таможенная стоимость товара определяется как «..цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза…» с учетом всех дополнений и условий определения, указанных в вышеупомянутом Кодексе [1]. На национальном уровне понятие таможенной стоимости было отражено в третьем разделе Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе», хотя положения, касающиеся таможенной стоимости на сегодняшний день, и утратили силу, особых изменений в научной литературе они не претерпели.
Как было сказано ранее, лица, перемещающие товары через таможенную границу, не всегда «благополучно» справляются с вопросами определения таможенной стоимости. В связи с этим можно выделить ряд наиболее проблемных вопросов, связанных с указанным процессом, это:
-недостоверное декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров;
-манипуляции с таможенной стоимостью.
- вопросы включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров.
Недостоверное декларирование таможенной стоимости является глобальной проблемой, приобретающей масштабный характер. Участники ВЭД неоднократно предпринимают попытки уклониться от уплаты таможенных платежей, предоставляя таможенному органу ложные сведения, касающиеся таможенной стоимости товара. Участились случаи так называемого «серого импорта»- то есть товаров, которые провозятся в страну с занижением тарифных платежей за счет недостоверного декларирования (что с точки зрения как ТК ЕАЭС, так и Уголовного кодексов приравнивается к контрабанде). Причиной этого может служить не только занижения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, но и различие в методологии учета разных стран. Затрагивая актуальный на сегодняшний день вопрос санкций, можно отметить, что пути обхода установленных мер привели к тому, что ввоз санкционных товаров в первой половине 2017 года по сравнению с тем же периодом 2016 года в стоимостном выражении возрос на 23,9 %. Рассмотрим следующую ситуацию манипуляции таможенной стоимостью, то есть ее занижение или, наоборот-завышение.
Занижение таможенной стоимости товара в последние годы -довольно распространенное явление. Данный прием участники внешнеэкономической деятельности используют для того, чтобы уплачивать меньшие суммы таможенных пошлин и налогов, так как тарифы по уплате устанавливаются в процентах от декларируемой таможенной стоимости. Однако, выбирая такой метод обхода уплаты налогов, лицо, импортирующее товары, рискует столкнуться с принудительной корректировкой таможенной стоимости и по ее результатам таможенные органы имеют право доначислить таможенные пошлины и пени, подлежащие обязательной уплате в установленный срок.
В случае завышения импортер оставляет основную часть прибыли за пределами страны (например в оффшоре- финансовой зоне, привлекающей иностранный капитал путем предоставления специальных налоговых и других льгот иностранным компаниям, зарегистрированным в стране расположения такой зоны),что означает, что такой товар будет реализовываться с минимальной наценкой или даже потерями ,что в свою очередь снизит налог на прибыль и НДС, способствуя при этом привлечению внимания со стороны налоговых органов [3]. Так или иначе, занижение/завышение таможенной стоимости - это недостоверно заявленная таможенная стоимость, которая неблагоприятно отражается на экономической ситуации страны в целом.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического Союза // СПС «Гарант».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.- . Ст. 1027.
3. Определения ВАС РФ от 08.04.2013 № ВАС-3422/13 по делу № А51-4947/2012
4. Определении ВС РФ от 26.08.2015 № 304-ЭС15-5828 по делу № А45-13334/2014
5. Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2016 № 16АП-3590/16
6. Определения ВАС РФ от 08.04.2013 № ВАС-3422/13 по делу № А51-4947/2012
7. Определении ВС РФ от 26.08.2015 № 304-ЭС15-5828 по делу № А45-13334/2014
8. Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2016 № 16АП-3590/16
9. Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза: соглашение правительств РФ, РБ и РК от 25.01.2008 // СЗ РФ. 2012. № 32. Ст. 4471.
10. Об утверждении порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 05.11.1992 № 856 // САПП. 1992. № 20. Ст. 1666; Рос. газета. 1992. 19 ноября, № 250.
11. О порядке декларирования, контроле и корректировке таможенной стоимости товаров: решение КТС от 20.09.2010 № 376 // Таможенный вестник. 2010. № 20-24.
12. О применении ст. VII ГАТТ: соглашение ВТО от 15.04.1994. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 18 от 12 мая 2016 года «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства».
14. Агамагомедова С. Административные процедуры контроля таможенной стоимости: проблемы правового регулирования // Хозяйство и право. 2018. № 11 (502). С.109–116.
15. Агапова А.В, Кулешов А.В. К вопросу о контроле таможенной стоимости ввозимых товаров в Евразийский Экономический Союз // Зеленый коридор. 2018. № 2 (4). С.32–36
16. Бондарева А.В., Николаенко Т.О. Применение системы управления рисками при контроле таможенной стоимости товаров //Актуальные вопросы развития современного общества. Cборник научных статей 9-ой Международной научно-практической конференции. – Курск, 2019. – С.53–56.
17. Витюк В. В. Методы определения таможенной стоимости товаров в период формирования таможенного законодательства Евразийского экономического союза: учеб.-практ. пособие. Новосибирск: ООО «Новосибирский полиграфический центр», 2016. 96 с.
18. Витюк В. В., Киприянова Д. В. Историография формирования в таможенном законодательстве постсоветского периода методологии определения таможенной стоимости товаров // Проблемы формирования правового социального государства в современной России: материалы XII Всерос. науч.-практ. конф. (27.10.2016). Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2016. С. 106-109.
19. Витюк В. В., Киприянова Д. В. О принципах определения таможенной стоимости товаров // От евразийской интеграции к дальневосточному вектору политико-экономических интересов России: сб. науч. тр. / под общ. ред. проф. В. И. Дьякова. Владивосток, 2015. С. 29-36.
20. Гражданское право (особенная часть) : учебное пособие / Коллектив авторов; отв. ред. О.И. Грейдин. – Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2019. – 368 с.
21. Грязнова А.Г. под ред., Юданов А.Ю. под ред. и др. Микроэкономика. Практический подход (Managerial Economics): учебник — Москва: КноРус, 2018. — 681 с.
22. Зыков А. А., Зыкова А. А. перспективы развития Евразийского экономического союза // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: Материалы II Международной научно-практической конференции в 2-х частях. – М., 2016. С. 813–822
23. Макарова Е.И. О необходимости контроля трансфертного ценообразования в таможенных целях в РФ в рамках ЕАЭС // Экономика. Право. Инновации. 2018. № 5 (2). С.17–21
24. Максимова Т.Г., Ризванова Э.Р. Расхождение в зеркальной статистике в международной торговле между Россией и скандинавскими странами // Экономика. Право. Инновации. 2016. № 2. С.17–21.
25. Мокров, Г.Г. Евразийский экономический союз. Единое таможенное регулирование // Г.Г. Мокров. – М. : Проспект, 2020.
26. Мокров, Г.Г. Евразийский экономический союз. Меры торговой защиты: антидемпинговые, компенсационные, специальные / Г.Г. Мокров. – М. : Проспект, 2019.
27. Мокров, Г.Г. Особые пошлины: антидемпинговые, компенсационные, специальные / Г.Г. Мокров. – СПб. : Интермедия, 2019.
28. Мокров, Г.Г. Евразийский экономический союз. Общий рынок: формирование, регулирование, защита / Г.Г. Мокров. – М. : Проспект, 2018.
29. Мокров, Г.Г. Евразийский экономический союз: таможенно-тарифное регулирование общего рынка / Г.Г. Мокров. – Спб. : Интермедия, 2018.
30. Мокров, Г.Г. Евразийский экономический союз: демпинговый импорт и антидемпинговые меры защиты внутреннего рынка / Г.Г. Мокров. – М. : Проспект, 2016.
31. Мокров, Г.Г. Евразийский экономический союз: инструменты защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции / Г.Г. Мокров. – М. : Проспект, 2016.
32. Стригунова Д. П. Договор франчайзинга в российском праве// Legal Concept- 2015 г.- №2 (27)
33. Таможенная служба Российской Федерации в 2017 году: Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. – М., 2017.
34. Европейская Федерация Франчайзинга [Электронный ресурс]. URL: http://www.eff-franchise.com/
35. Морсина Е. В. Франчайзинг как один из способов ведения бизнеса для начинающего предпринимателя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 4 (апрель). – С. 232–237. – URL: http://e-koncept.ru/2019/194027.htm.
36. Определение заявленной таможенной стоимости товара в зависимости от базисных условий поставки. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-zayavlennoy-tamozhennoy-stoimosti-tovara-v-zavisimosti-ot-bazisnyh-usloviy-postavki
37. Российская ассоциация франчайзинга – URL: http://www.russfranch.ru