- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
вам Нужна Магистерская работа ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
« Целесообразность и возможность раскрытия информации в пояснениях к бухгалтерской отчетности малыми предприятиями»
- Готовые работы
- Магистерская работа
- Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Магистерская работа
Хотите заказать работу на тему " « Целесообразность и возможность раскрытия информации в пояснениях к бухгалтерской отчетности малыми предприятиями» "?88 страниц
42 источника
Добавлена 30.06.2021
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНЕНИЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 6
1.1.Принципы организации и особенности бухгалтерского учета малых предприятий 6
1.2.Состав и основное содержание пояснений к бухгалтерской отчетности 12
1.3.Формы пояснений к бухгалтерской отчетности малых предприятий 20
1.4. Международные стандарты финансовой отчетности и адаптация к ним РСБУ 24
2.АНАЛИЗ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ В ПОЯСНЕНИЯХ К БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ООО «ГАЗЭНЕРГОИНФОРМ» 35
2.1.Краткая характеристика деятельности ООО «Газэнергоинформ» 35
Организация процесса закупок в компании имеет следующие этапы: 35
2.2.Организация документооборота и учетная политика компании 39
2.3.Особенности раскрытия информации в пояснениях к бухгалтерской отчетности ООО «Газэнергоинформ» 52
3. ПРОБЛЕМЫ СОСТАВЛЕНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 64
3.1. Пути совершенствованию бухгалтерской отчетности малых предприятий 64
3.2.Международные стандарты финансовой отчетности 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84
Фрагмент для ознакомления 2
Бухгалтерский учет в России – система информационного порядка, выражающая положение, движение активов ЮЛ, расчетные операции, долговые обязательства, финансовые результаты экономического субъекта. Бухгалтерский учет отражает количественную сторону хозяйственных операций. Он имеет неразрывную связь с документальной стороной фиксации проводимых операций в натуральных показателях, в денежном выражении. Механизм регулирования деятельности по бухгалтерскому учету установлен государством, выражается в нормативных актах высшей юридической силы.
Главной функцией бухгалтерского учета выступает информирование директора компании информацией для принятия точных решений в управлении, формирования данных для экономического анализа, исследования финансово-хозяйственной деятельности предприятия, расчета базы налогов на примере большинства из них. Исходя из этого, вырисовывается такая ситуация: для дальнейшего движения вперед, необходимо четко представлять для себя не только конечную цель, но и понимать, какие проблемы мешают достичь ее.
В настоящее время немало предприятий малого бизнеса ежегодно сталкиваются с вопросом о необходимости составления Пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах по итогам года.
По своей сути, Пояснения к бухгалтерскому балансу — это подробные и более раскрытые сведения о ряде активов и обязательств компании, которые уже нашли отражение в подаваемом балансе, а также в доходной с расходной частях отчета о финансовых результатах. Пояснения даются на откуп главному бухгалтеру, который сам решает, какие сведения нужно более детально отразить, чтобы налоговые инспекторы смогли корректно оценить финансовое состояние компании (п. 6 ПБУ 4/99).
Актуальность темы заключается в том, что пояснительная записка к бухгалтерскому балансу необходима всем пользователям финансовой отчетности организации для получения более полной дополнительной информации о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица. Такую информацию, как правило, невозможно привести в других отчетных формах, но она является важной и представляет интерес, как для учредителей или кредиторов фирмы, так и для контролирующих органов. Кроме фактов и цифр, в пояснительной записке приветствуется анализ финансовых показателей организации. Такая информация, в первую очередь, интересует учредителей, акционеров и инвесторов, но и налоговым специалистам эти данные расскажут о многом. В частности, информация о деловой активности организации и ее положении на рынке, послужит на пользу при обращении за вычетами по НДС или при открытии внешнеэкономической деятельности.
Объектом работы выступает организация бухгалтерского учета в предприятиях малого бизнеса.
Предмет работы – содержание и состав пояснений к бухгалтерской отчетности малых предприятий.
Целью работы является комплексный анализ состава, содержания и порядка оформления пояснений к бухгалтерской отчетности предприятий для более точного отражения информации об их деятельности.
В связи с этой целью ставятся задачи:
Описать принципы организации и особенности бухгалтерского учета малых предприятий
Изучить состав и основное содержание пояснений к бухгалтерской отчетности
Выявить формы пояснений к бухгалтерской отчетности малых предприятий
Рассмотреть международные стандарты финансовой отчетности и адаптация к ним РСБУ
проанализировать целесообразность раскрытия информации в пояснениях к бухгалтерской отчетности ООО «Газэнергоинформ»
описать организацию документооборота и учетную политику компании
выявить особенности раскрытия информации в пояснениях к бухгалтерской отчетности ООО «Газэнергоинформ»
осветить проблемы составления и пути совершенствования бухгалтерской отчетности
найти пути совершенствованию бухгалтерской отчетности малых предприятий.
Работа состоит из трех основных частей, в которых рассматриваются теоретические аспекты пояснений к бухгалтерской отчетности, анализируется целесообразность их включения в отчетность ООО «Газэнергоинформ», а также выявляются проблемы составления и пути совершенствования бухгалтерской отчетности.
Для раскрытия темы были использованы нормативно-правовые акты в области бухгалтерского учета, учебные пособия, статьи и ресурсы Интернет.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНЕНИЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1.Принципы организации и особенности бухгалтерского учета малых предприятий
Бухгалтерский учет является звеном денежно-хозяйственных отношений. Его ведут юридические лица (далее ЮЛ), работающие в России. Рассмотрим, какая история развития бухучета, тенденции и перспективы есть в стране. В компаниях любой организационной формы бухгалтерский учет выступает в качестве:
• управленческого звена, гарантирующего устойчивую связь между высшим менеджментом ЮЛ и персоналом;
• уникальным финансовым средством, посредством которого выражается вид, суть экономической деятельности отдельно взятого ЮЛ.
С середины XX в. начинают разрабатываться основные принципа и направления бухгалтерского учета :
1) принципы объективной оценки имущественного и правового положения хозяйствующего субъекта;
2) отраслевая направленность в построении системы бухгалтерского учета;
3) расширение государственной регламентации бухгалтерского учета и отчетности.
История возникновения международных стандартов финансовой отчетности в России насчитывается еще с 1929 года, именно в этот год случился мировой кризис на фондовых рынках, который выявил недостатки системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Принципы составления финансовой отчетности значительно отличались в разных странах, а именно существенно отличалась отчетность в разных компаниях одной и той же страны.
С учетом глобализации появляются наиболее распространенные улучшения национальных систем бухгалтерского учета, а именно бухгалтерской отчетности. Поскольку Россия долгое время являлась страной с плановой экономикой, то бухгалтерский учет того времени выполнял функции, возложенные на него, главной из которых являлся контроль над сохранностью государственной собственности. С переходом к рыночной экономике прежняя система бухгалтерского учета перестала отвечать поставленным перед ней «новым» требованиям, ключевым из которых является информирование о финансово-хозяйственной деятельности организаций.
Внедрение международных стандартов финансовой отчетности в России началось в 1992 г. Именно тогда была принята государственная программа перехода России на систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития экономики.
Бухгалтерский учет малых предприятий в России – система информационного порядка, выражающая положение, движение активов ЮЛ, расчетные операции, долговые обязательства, финансовые результаты экономического субъекта. Бухгалтерский учет отражает количественную сторону хозяйственных операций. Он имеет неразрывную связь с документальной стороной фиксации проводимых операций в натуральных показателях, в денежном выражении. Механизм регулирования деятельности по бухгалтерскому учету установлен государством, выражается в нормативных актах высшей юридической силы. В частности, они устанавливают :
• основы бухгалтерского дела;
• правила публикации и сдачи отчетности;
• компетенцию, ответственность контролирующих органов;
• меры, которые обеспечивают сохранность всей системы бухгалтерского учета, ее защиту от противоправных посягательств.
Все субъекты обязаны вести бухгалтерский учет, включая обособленные подразделения.
Выделим несколько основных функций бухгалтерского учета:
1. Контрольная.
2. Информационная.
3. Обратная связь.
4. Исследовательская.
Сущность бухгалтерского учета состоит в системе наблюдения за порядком осуществления хозяйственной жизни предприятия, организации. Система реализуется посредством использования показателей, как количественных, так и стоимостных на основе постоянной, документально зафиксированной взаимосвязи осуществляемых хозяйственных операций.
Задачами бухгалтерского учета выступают :
• формирование верной, полной отчетности, связанной с работой ЮЛ, о его имущественном состоянии, необходимой должностным лицам внутри компании, а также субъектам внешней среды;
• обеспечение необходимыми данными внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности в целях надзора за соблюдением российских законов при ведении общих экономических операций, их актуальности, при наличии, движении имущества, трудовых, финансовых ресурсов организации в соответствии со сметами, положениями, требованиями законов;
• предупреждение и пресечение негативных результатов экономической деятельности предприятия, выявление внутренних резервов предприятии при обеспечении его финансовой устойчивости.
Деньги — это собранные в денежной форме активы ЮЛ, которые находятся в его кассе в виде наличности и денежной документации на счетах в кредитном учреждении, в депозитах, чековых книжках, переводах и т.д. Объем денег, которым обладает компания, в качестве средства платежа по обязательствам, выступает одной из главных характеристик оценки материального положения ЮЛ. Денежные средства находятся в неизменном потоке. Ими рассчитываются с поставщиками, иными контрагентами, покупателями и т.д. Платежеспособные — это ЮЛ, которые имеют достаточный объем денег, чтобы расплатиться по всем имеющимся финансовым обязательствам. Основными направлениями деятельности бухгалтерского дела по учету денежных средств ЮЛ выступает обеспечение надзора за соблюдением бухгалтерской дисциплины, результативности в применении личных и кредитных средств ЮЛ, защита наличности, находящейся в кассе.
Из направлений деятельности в сфере учета денежных средств формируются задачи:
• контроль оформления бухгалтерской документации, надзор за операциями с безналичным, наличным расчетом, актуальностью отражения операций в учете;
• защита денежных средств в кассе, правильное хранение бухгалтерских документов, постоянное осуществление инвентаризации, обнаружение недостачи, взимание недостачи с виновных лиц;
• обеспечение требований достоверности расчетных операций по наличным, безналичным платежам, поступлениям, погашения долгов кредиторам.
Изменения, происходящие в организации бухгалтерского учета, направлены на создание массивов данных о материальном положении и одноименных результатах деятельности ЮЛ, необходимых для пользователей. В качестве главного института изменения бухгалтерского учета и отчетности были введены в действие Международные стандарты отчетности (далее МСФО). Согласно им в бухгалтерской отчетности отражаются следующие данные:
• аффинированные лица;
• события, происходящие после отчетной даты;
• факты условного характера, отражающие хозяйственную деятельность;
• факты обесценивания активов.
Главной целью субъектов бухгалтерского учета выступает формирование объемных и достоверных данных об имущественном состоянии ЮЛ. За последнее время директора организаций и сотрудники с этими целями энергично внедряли в жизнь перевод отечественной системы бухгалтерского учета на шаблоны финансовой отчетности международного уровня.
Мнение о том, что имеющиеся стандарты в корне способны полностью заменить российские правила осуществления бухгалтерского учета, до конца не смог рассеять известный финансовый кризис последнего периода, кроме того, показательной явилась несостоятельность зарубежных компаний. В этих компаниях бухгалтерский учет осуществлялся в точном соответствии с мировыми стандартами. Таким образом, необходимо сказать о том, что МСФО не могут являться панацеей от всех бед, решением стоящих под бухгалтерской деятельностью задач. Значение, роль бухгалтерского учета не может быть ограничены потребностями, обусловленными формированием финансовой отчетности предприятия. Круг проблем намного шире.
Функцией бухгалтерского учета выступает информирование директора компании информацией для принятия точных решений в управлении, формирования данных для экономического анализа, исследования финансово-хозяйственной деятельности предприятия, расчета базы налогов на примере большинства из них. Исходя из этого, вырисовывается такая ситуация: для дальнейшего движения вперед, необходимо четко представлять для себя не только конечную цель, но и понимать, какие проблемы мешают достичь ее. В настоящий период в перспективном плане развития бухгалтерского учета, выделяют 5 основных преград :
• снижение качества методологии аналитического бухгалтерского учета, как итог этого процесса — снижение полноты отчетных данных, их актуальности;
• упрощение процессов, связанных с учетом затрат на производство;
• снижение методологического потенциала отечественной школы учета, отсутствие научных кадров МСФО, недоверие к потребностям учета в ЮЛ;
• изменение отношения к учету в целом не к как категории управления, а как к восприятию ее в качестве самостоятельного элемента, обслуживающего рынок;
• понижение дисциплины исполнителей, некоторые стандарты бухгалтерского учета не выполнятся в работе, приобретая характер декларации.
В целях решения настоящих и новых задач бухгалтерского учета, к которым относится противодействие коррупции, борьба с инфляцией, уклонением от уплаты налогов, нельзя следовать исключительно мировым стандартам. Нужно приводить в порядок отечественную школу методологии бухгалтерского учета в качестве выхода из кризиса, опираясь на собственные силы. Стратегическая часть бухгалтерского учета РФ сильно нуждается в совершенствовании, но вносимые корректировки не должны пошатнуть устоявшейся гарантированности, единства системы бухгалтерского учета. Исходя из этого, последующее совершенствование бухгалтерского учета нужно осуществлять по строго определенным направлениям, среди которых выделяются:
• рост качества информационных данных в отчетности;
• увеличение надзора за качеством сдаваемых отчетностей;
• повышение квалификационных знаний сотрудников, занятых бухгалтерским учетом, аудитом.
Таким образом, бухгалтерский учет в РФ обязан вырабатываться в качестве совокупной системы учета, отчетности, включающей в себя математический и оперативно-технический учет и первичный учет, который служит для накопления, структуризации информации, систематизации и обобщения данных.
1.2.Состав и основное содержание пояснений к бухгалтерской отчетности
В состав годовой бухгалтерской отчетности организаций входит пояснительная записка к бухгалтерскому балансу. Эта форма не является обязательной и составляется в произвольной форме. В ней бухгалтер описывает наиболее важные изменения, произошедшие за отчетный период и характеризует финансовое положение на конец года. Никаких особых требований к этому документу не предъявляется, но, составить его желательно без ошибок. Ведь, при несоответствии данных с указанными в самом отчете, у налоговой службы могут возникнуть вопросы.
Немало предприятий малого бизнеса ежегодно сталкиваются с вопросом о необходимости составления Пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах по итогам года. Разберем ряд особенностей и правил составления этих сведений.
Пояснения подготавливаются всеми компаниями, ведущими бухгалтерский учет. Поскольку большинство субъектов малого бизнеса имеют право не вести бухучет, соответственно, ни годовой баланс, ни пояснения к нему им составлять не нужно (п. 6 приказа Минфина РФ от 02.07.2010 №66н, ч. 4 и 5 ст. 6 Закона от 06.12.2011 №402-ФЗ). Исключением являются малые предприятия, подлежащие обязательному аудиту (ст. 5 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).
По своей сути, Пояснения к бухгалтерскому балансу — это подробные и более раскрытые сведения о ряде активов и обязательств компании, которые уже нашли отражение в подаваемом балансе, а также в доходной с расходной частях отчета о финансовых результатах . Пояснения даются на откуп главному бухгалтеру, который сам решает, какие сведения нужно более детально отразить, чтобы налоговые инспекторы смогли корректно оценить финансовое состояние компании (п. 6 ПБУ 4/99). Проще говоря, все сведения из Пояснений ранее отражались в форме №5 Приложения к бухгалтерскому балансу и пояснительной записке. С отчетного периода за 2011 год пояснительная записка и форма №5 были отменены.
В настоящее время действующим законодательством не предусмотрено обязательное предоставление пояснительной записки к бухгалтерскому балансу в составе годовой отчетности. Однако, в большинстве случаев без нее не обойтись.
Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу не заменяет собой пояснения к бухгалтерскому балансу. В силу ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», последнее понятие, по сути, расшифровывает отдельные отчетные формы: отчет об изменениях капитала; отчет о движении денежных средств; другие отчетные формы и приложения в составе бухгалтерской отчетности. Тогда, как записка представляет собой произвольную расшифровку всей финансовой ситуации в организации. В ней могут быть, как общие сведения, так и подробные разъяснения по строкам баланса и отчета о финансовых результатах.
Согласно статье 14 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пункта 4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н этот документ входит в состав годовой бухгалтерской отчетности. В частности, пунктом 28 ПБУ 4/99 предусмотрено, что хозяйствующие субъекты обязаны оформить пояснения к балансу и форме № 2, в виде отдельных отчетных форм и общей пояснительной записки. Хотя никаких определенных требований к форме и содержанию этого документа не выдвигают, сдавать с балансом пояснительную записку необходимо всем организациям. Исключением из общего правила являются представители малого бизнеса, которые имеют право составлять и сдавать бухгалтерские отчеты в упрощенном виде. Они обязательно должны предоставить всего две обязательных формы: баланс и отчет о финансовых результатах. Расшифровывать значения и описывать свое финансовое положение им, при этом, не обязательно. Однако, если возникнет такое желание, составить этот документ не возбраняется.
Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу необходима всем пользователям финансовой отчетности организации для получения более полной дополнительной информации о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица. Такую информацию, как правило, невозможно привести в других отчетных формах, но она является важной и представляет интерес, как для учредителей или кредиторов фирмы, так и для контролирующих органов. Данные в этот документ можно включать исходя из конкретных пожеланий, например, совета директоров, а также исходя из особенностей сложившейся на предприятии экономической ситуации к концу года. К примеру, если налог на прибыль за отчетный период оказался значительно ниже предыдущего, имеет смысл описать причины этого в пояснительной записке, так как налоговый орган, получив такие данные, все равно попросит их объяснить. Предвосхитив это желание, можно избежать не только лишних вопросов со стороны налоговиков и вызовов на «ковер» в инспекцию, но и выездной проверки, которая может быть назначена в рамках камеральной.
Порядок оформления, содержание и состав Пояснений содержится в Разделе 4 ПБУ 4/99, применяемом на данный момент в части, не противоречащей Закону от 06.12.2011 №402-ФЗ. Количественные показатели лучше отражать в виде таблиц. Не нужно составлять Пояснения раздельно в разрезе бух. баланса и отчета о фин. результатах, это общий документ к обоим отчетам, потому следует использовать в нем сквозную нумерацию. Стоит понимать, что Пояснения — это не самостоятельный отчет, связь баланса и отчета о фин. результатах с Пояснениями к ним определяется нумерацией Пояснений. Номер Пояснений следует отразить в графе 1 («Пояснения») и бух. баланса, и отчета о фин. результатах. В бух. балансе не отражаются данные о забалансовых счетах, потому при наличии таковых, следует включить их именно в Пояснения .
Если говорить конкретно об отчете о фин. результатах, то следует отметить, что Минфин РФ не дает конкретных разъяснений о порядке и характере составления Пояснений к отчету о финансовых результатах. Потому на вооружение следует взять регламенты пунктов 18.1, 19 – 21 ПБУ 9/99 (доходы) и пунктов 21.1, 22 ПБУ 10/99 (расходы). Если при составлении Пояснений можно воспользоваться рекомендованными Министерством финансов РФ, то нужно будет заполнить такие разделы :
Раздел 1 — НИОКР.
Раздел 2 — Основные средства.
Раздел 3 — Финансовые вложения.
Раздел 4 — Запасы.
Раздел 5 — Дебиторская и кредиторская задолженность.
Раздел 6 — Затраты на производство.
Раздел 7 — Оценочные обязательства.
Раздел 8 — Обеспечение обязательств.
Раздел 9 — Гос. помощь. Если информация по статьям бух.баланса отсутствует — разделы по ним не нужно заполнять и включать в Пояснения.
Пояснения являются частью бухгалтерской отчетности компании, а значит, на них распространяются те же штрафные санкции, что и за непредставление или просроченность подачи бух. баланса и отчета о фин. результатах. В частности, за опоздание в подаче Пояснений предусмотрен штраф 200 рублей. Штраф будет назначен по факту неподачи данных до истечения сроков представления. Уведомление с требованием уплатить штраф налоговики могут направить компании в течение 3-х месяцев с момента обнаружения отсутствия части данных. Кроме того, в судебном порядке по иску Налоговой инспекции взыскать штраф могут и с должностного лица (например, руководителя компании) в размере от 300 до 500 рублей. Поскольку Пояснения имеют свободную форму представления, то ответственность за то, по какой форме и в каком виде были поданы эти данные, не предусмотрена.
Законодательные требования к содержанию пояснительной записки к балансу отсутствуют. Каждый бухгалтер самостоятельно определяет не только состав и полноту данных в ней, но и то, в каком виде их удобнее представить: простого текста, диаграмм, таблиц, схем или графиков.
Существует общий план этого документа, на его основе можно получить представление о том, какую информацию целесообразно привести. Наиболее полная записка может содержать, в частности, такие разделы :
- общие данные организации (адрес, среднегодовая численность работников, виды экономической деятельности, руководящий состав и т.д);
- общие данные о применяемой учетной политике;
- анализ текущих финансовых показателей деятельности организации;
- текстовые и табличные пояснения к бухгалтерской отчетности.
Для того, чтобы у проверяющих возникало как можно меньше вопросов, в документе следует обязательно указать хотя бы краткую информацию о методах учета. Особенно это касается таких сфер, как оценка товаров, производственных запасов и готовой продукции; оценка незавершенного производства; амортизация основных средств; признание выручки от реализации.
Кроме того, если в учетную политику организации были внесены изменения, нужно не просто сообщить об этом в записке, но и обосновать их причины и необходимость. Обязательно должна присутствовать оценка результата изменений в денежном выражении, а именно, величина, на которую изменилась оценка статей финансовой отчетности в связи со сменой способа бухгалтерского учета.
Если в планах на текущий год есть действия, влияющие на факты хозяйственной деятельности организации или ее непрерывность, например, предстоящая ликвидация организации, то об этом нужно обязательно написать в записке.
В виде таблиц желательно привести расшифровки строк баланса и формы 2, в частности :
-данные об изменениях в капитале организации (уставном, резервном, добавочном и пр.);
-о составе и движении резервов предстоящих расходов и платежей;
-оценочные резервы организации;
-изменения в структуре и объеме нематериальных активов и основных средств;
-данные об арендованном имуществе организации;
-сведения о финансовых вложениях, дебиторской и кредиторской задолженности;
-состав затрат на производство и прочих расходов;
-объемы реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности организации и рынкам сбыта;
-данные об обеспечении обязательств организации;
-все чрезвычайные факты хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде и их последствия.
Кроме фактов и цифр, в пояснительной записке приветствуется анализ финансовых показателей организации. Такая информация, в первую очередь, интересует учредителей, акционеров и инвесторов, но и налоговым специалистам эти данные расскажут о многом. В частности, информация о деловой активности организации и ее положении на рынке, послужит на пользу при обращении за вычетами по НДС или при открытии внешнеэкономической деятельности. Если работа идет не так спешно, как хотелось и результатами деятельности за год являются убытки, грамотно составленная пояснительная записка с подробным анализом всех факторов поможет избежать подозрений со стороны налоговых органов в применении незаконных методов снижения налогов. Если в документе можно будет найти ответы на все интересующие налоговиков вопросы, то и избежать дополнительных методов надзора окажется легче.
Налогоплательщик, применяющий УСН, может составлять бухгалтерскую отчетность как в полном виде с приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, так и в упрощенном.
Если «упрощенец» решил представлять упрощенную форму отчетности, то в состав упрощенной бухгалтерской отчетности включаются только две формы: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах (ОФР). Данные документы составляются по упрощенным формам, утвержденным приказом Минфина РФ № 66н (п.п. 6, 6.1 приказа Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н, п. 27 Информации Минфина РФ № ПЗ-3/2016). Никакие другие документы в этом случае подавать в налоговый орган не обязательно.
Рассмотрим основной смысл представления малым бизнесом пояснительной записки к бухгалтерскому балансу.
Во-первых, в пояснительной записке содержится информация, которая адресована заинтересованным пользователям отчетности (акционерам, кредиторам, инвесторам, в том числе потенциальным, и т. д.). Например, если мы хотим продать бизнес и показать потенциальному покупателю важные аспекты ведения бизнеса, такие как регистрация товарного знака, приобретение основных средств, обновление техники, то это возможно сделать именно путем подготовки пояснительной записки.
Во-вторых, при проведении реорганизации разработка пояснительной записки необходима. Если между датой составления указанных документов и датой завершения реорганизации произошли изменения в имуществе или обязательствах, то их нужно отразить в уточнениях к передаточному акту либо в пояснительной записке к заключительной бухгалтерской отчетности (п. 10 Методических указаний № 44н).
Имущество отражается у него во вступительной бухгалтерской отчетности по стоимости, которую согласовали учредители в решении о реорганизации. Имущество может быть передано (п. 7 Методических указаний № 44н):
• по остаточной стоимости;
• по текущей рыночной стоимости;
• по иной стоимости.
В-третьих, пояснительную записку многие компании готовят для того, чтобы опередить дополнительные запросы налогового органа, соответственно отражая в пояснительной записке:
• причину убытков;
• случаи, когда компания выступает налоговым агентом по НДС;
• случаи, когда в компании заработная плата ниже общеотраслевых показателей;
• выплату дивидендов;
• сделки со взаимозависимыми лицами и другую важную информацию.
В-четвертых, нужно сделать пояснительную записку, если существуют существенные способы ведения учета и отчетности.
Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации.
В случае представления промежуточной бухгалтерской отчетности она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика (п. 24 приказа Минфина России от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету»).
Пятым аргументом является случай ведения отдельных видов деятельности. Если у вас малое предприятие, но при этом оно является микрофинансовой организацией, либо ваша бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту, то придется составлять все формы бухотчетности, в том числе пояснительную записку.
Таким образом, пояснения к бухгалтерскому балансу необходимы всем пользователям финансовой отчетности организаций для получения более полной дополнительной информации о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица.
1.3.Формы пояснений к бухгалтерской отчетности малых предприятий
Обязательные пояснения к бухгалтерскому балансу допускается оформлять в табличном и/или текстовом формате на усмотрение самой организации. Унифицированной формы Пояснений нет, не регламентированы Законом ни названия разделов, ни нумерация документа, ни другие нюансы. Но компании могут применять формы, которые были разработаны Министерством финансов РФ (Приложение № 3 к Приказу Минфина от 02.07.2010 № 66н), а также использовать собственные.
Тем не менее, согласно положениям пунктов 14 и 17 ПБУ 4/99 любая бухгалтерская отчетность, в том числе и Пояснения к балансу и отчету о фин. результатах, должны иметь в составе такие сведения :
-указание наименования отчета;
-отражение отчетного периода;
-указание наименования компании с ее организационно-правовой формой;
-обозначение формата отражения числовых показателей (в тыс. руб. либо млн. руб.);
-указание даты подписания отчета (баланса);
-подпись руководителя компании.
Как и бухгалтерский баланс с отчетом о финансовых результатах Пояснения к ним можно подать налоговым органам и в бумажном формате (принести лично, через доверенное лицо или направить почтой), и в электронном формате по ТКС (в виде Excel или Word документа).
Какую именно информацию указывать в Пояснениях, бухгалтер решает самостоятельно. На его усмотрение остается вопрос и о форме ее подачи — в виде текста, таблиц, схем, диаграмм и т. п.
На практике в Пояснения включают следующие формы:
• общие сведения об организации (о видах деятельности, адресе, численности работников, руководстве и т. п.);
• информацию о применяемой учетной политике;
• расшифровки и текстовые пояснения к формам бухгалтерской отчетности;
• анализ финансовых показателей деятельности организации и основные факторы, которые на них повлияли.
Рассмотрим подробнее, что именно следует отразить в перечисленных разделах Пояснений.
Общие сведения об организации. Как минимум пояснительная записка должна включать:
• юридический адрес организации;
• основные виды ее деятельности;
• среднегодовую численность работающих за отчетный период (или их количество на отчетную дату);
• фамилии и должности руководства (членов исполнительных и контрольных органов организации).
Информация о применяемой учетной политике. Вы можете привести в Пояснениях информацию о применяемых методах учета. В частности, указать способы:
• амортизации основных средств и нематериальных активов;
• оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;
• признания выручки от продажи продукции (товаров, работ).
Если компания планирует поменять учетную политику, недостаточно просто сообщить об этом в Пояснениях. Нужно еще и обосновать необходимость этих изменений и оценить их результат в денежном выражении. То есть указать величину, на которую изменится оценка статей бухгалтерской отчетности в связи со сменой способов учета.
Кроме того, нужно помнить, что законодательство требует формировать учетную политику с учетом определенных допущений: об обособленном учете имущества организации, о непрерывности ее деятельности, о последовательном применении учетной политики, о временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Если эти допущения не соблюдаются, об этом также надо проинформировать в Пояснениях. Например, в ней следует сообщить о предстоящей ликвидации организации (нарушается допущение о непрерывной деятельности).
Расшифровки и текстовые пояснения. В Пояснениях можно также подробно рассказать :
• об изменениях в объемах и структуре основных средств, нематериальных активов, арендованного имущества, финансовых вложений, дебиторской и кредиторской задолженности, затрат на производство (издержек обращения), прочих доходов и расходов и т. п.;
• составе и движении резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов;
• изменениях в капитале (уставном, резервном, добавочном и др.);
• объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта (деятельности);
• любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей;
• чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности и их последствиях.
Акционерным обществам имеет смысл привести данные о количестве акций, которые:
• выпущены и полностью оплачены;
• выпущены, но не оплачены или оплачены частично.
Кроме того, ценность могут представлять данные о номинальной стоимости акций общества (а также дочерних и зависимых организаций) и о прибыли, приходящейся на одну акцию.
Анализ финансовых показателей. Речь идет о любых показателях, которые традиционно применяются в финансовом анализе. Объем информации об этих показателях зависит, прежде всего, от требований собственников компании. В частности, в Пояснениях можно привести сведения о рентабельности активов и продаж, доле собственных оборотных средств, текущей ликвидности, наличии денежных средств на счетах в банках, просроченной дебиторской и кредиторской задолженности.
Кроме того, можно проанализировать структуру источников средств и степень зависимости организации от внешних инвесторов и кредиторов. Важной может оказаться и информация о деловой активности организации (широте рынков сбыта, репутации и т. п.) и о ее положении на рынке ценных бумаг. Данные экономические показатели целесообразно проанализировать в динамике за несколько лет.
Информация о финансовых показателях может быть полезной не только для учредителей и кредиторов, но и для налоговых инспекторов. Ведь убытки в отчетности привлекают их пристальное внимание. В частности, отсутствие прибыли в течение двух и более лет налоговики считают признаком того, что компания применяет незаконные методы снижения налогов. Убыточные компании налоговики включают в план выездных проверок, а их руководство и главбухов вызывают на «профилактические» комиссии.
Таким образом, избежать подобных нежелательных явлений можно. Для этого составьте отчетность так, чтобы пояснительная записка за 2016 год отвечала на все интересующие налоговиков вопросы. Подробно расскажите о причинах возникших убытков. В условиях экономического кризиса это может быть уменьшение стоимости принадлежащих компании акций, а также финансовые проблемы у постоянных контрагентов.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете». Правовая система Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=198265#0
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016) Правовая система Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=198941#0
3. Постановление СФ ФС РФ от 10.07.2013 № 337-СФ «Об основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»
4. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению». Правовая система Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=107972#0
5. Азнабаева Г.Х., Ираева Н.Г., Калимуллина Э.Р. Основные способы сблизить налоговый и бухгалтерский учет. // В сборнике: Наука сегодня: теория и практика. Сборник научных трудов Международной заочной научно-практической конференции. Уфимский государственный университет экономики и сервиса. - 2015. - С. 4-8.
6. Азыдова А.Ч., Павленко О.В. Сближение бухгалтерского и налогового учета. // В сборнике: Новейшие достижения и успехи развития экономики и менеджмента сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 50-52.
7. Акулова А.С. Налоговый учет в России: проблемы и направления совершенствования. // В сборнике: Проблемы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Международная научно-практическая студенческая конференция: сборник научных трудов. Ставропольский государственный аграрный университет; Гродненский государственный аграрный университет (Беларусь); Полтавская государственная аграрная академия (Украина). - 2015. - С. 7-9.
8. Бабаев Ю.А., Петров А.М. Теория бухгалтерского учета. – М.: Проспект, 2012.– 240с.
9. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет. – М.: Рид Групп, 2011. – 608с.
10. Гаджиев Г.М., Магомедова П.Б. Налоговый учет: основные направления. // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 7 (60). - С. 650-655.
11. Гаджиев Г.М., Магомедова П.Б. Сущность налогового учета. // В сборнике: Актуальные вопросы модернизации российского образования. Материалы Международного электронного Симпозиума. - 2015. - С. 94-98.
12. Гомола А.И., Кириллов В.Е., Кириллов С.В. Бухгалтерский учет. – М.: Академия, 2011.–432с.
13. Диркова Е.Ю. Перспективы развития бухгалтерского учета в России// Налоговая политика и практика. - 2011. - № 7. - С. 51-55.
14. Еленевская Е.А., Усатова Л.В., Иванов Е.А. и др. Бухгалтерский финансовый учет: учеб. пособие. 3-е изд. / Ред. Е.А. Еленевская – М.: «Дашков и К»., 2010. – 522 с.
15. Ефремова Е.А. Налоговый учет на предприятии. // Наука и Мир. - 2016. - Т. 2. - № 7 (35). С. 8-11.
16. Зеленская А.В. Бухгалтерский учет в рыночной экономике. // В сборнике: АНАЛИТИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ. Сборник научных трудов по материалам 81-й ежегодной научно-практической конференции молодых ученых. - 2016. - С. 91-95.
17. Казарян А.Б. Налоговый учет в России: проблемы и направления совершенствования. // Экономика и социум. - 2015. -№ 2-2 (15). - С. 818-821.
18. Казарян К.В., Кирюшкина Е.С. Трансформация бухгалтерского учета в условиях внешних вызовов. // В сборнике: Актуальные вопросы экономического развития регионов сборник материалов V Всероссийской заочной научно-практической конференции. - 2016. - С. 17-19.
19. Калимуллина А.М., Хайретдинова А.О. Налоговый учет. // Экономика и социум. - 2015. - № 2-2 (15). - С. 835-837.
20. Касьянова Г.Ю. Главная книга бухгалтера. – М.: АБАК, 2013. – 864 с.
21. Колесник Н.Ф., Учамбрина И.Г. Проблемы взаимодействия систем бухгалтерского и налогового учета. // Контентус. - 2015. - № 11. - С. 59-66.
22. Кропачева А.Е., Мирошниченко Т.Е. Бухгалтерский учет и его место в рыночной экономике. // Экономика и социум. 2016. - № 6-1 (25). - С. 1172-1175.
23. Кругляк З.И., Калинская М.В. Налоговый учет и отчетность в современных условиях: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2013. — 352 с.
24. Куликова Е.В. Бухгалтерский учет и налоговый учет: возможные пути сближения. // Налоговая политика и практика. - 2016. - № 3 (159). - С. 54-57.
25. Леевик Ю.С. Бухгалтерский финансовый учет: учеб. пособие. – СПб. : Питер, 2010. – 384 с.
26. Магомедова П.Б., Гаджиев Г.М. Перспективы развития системы российского налогового и бухгалтерского учета. // В сборнике: Актуальные вопросы и перспективы развития современных гуманитарных и общественных наук. Материалы Международного электронного Симпозиума. - 2015. - С. 171-175.
27. Мельникова, Л.А. Бухгалтерский учет: Учебник для бакалавров / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров, Л.А. Мельникова; Под ред. Ю.А. Бабаев. - М.: Проспект, 2013. - 432 c.
28. Михалева О.Л., Бойчук И.И. Проблемы взаимодействия систем бухгалтерского и налогового учета. // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. Сборник статей 4-ой Международной научно-практической конференции: в 4-х томах. Юго-Западный государственный университет; председатель редколлегии Вертакова Ю.В. - 2014. - С. 178-185.
29. Наконечникова Л.А., Логвина А.В. Общепринятые принципы бухгалтерского учета. // Поиск (Волгоград). - 2016. - № 2 (4). - С. 38-40.
30. Нечеухина Н.С. Бухгалтерский учет. // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 12-1. - С. 117-118.
31. Никифорова О.В. Амортизация основных средств: бухгалтерский и налоговый учет. // Ученые записки ИСГЗ. - 2015. - № 2 (13). - С. 187-192.
32. Никулина А.И. История возникновения и развития бухгалтерского учета. // В сборнике: В МИРЕ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. - 2016. - С. 147-152.
33. Официальный сайт компании ОАО «Фирма Медполимер» [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.medp.spb.ru/
34. Петров А.С. Проблемы согласованности налогового и финансового учета при определении финансовых результатов. // Таврический научный обозреватель. - № 5 (10). – 2016. – с. 1-3
35. Поляк Г. Б. Налоги и налогообложение. - Юрайт, - 2013 -345 с.
36. Романова А. Н. Налоги и налогообложение.-М.: Юнити-Дана, - 2012. -400 с.
37. Сайдулаев Д.Д., Курбанов С.А. Налоговый учет: актуальные проблемы теории и практики. // Science Time. - 2015. - №9 (21). - С. 260-274.
38. Смагина М.Н. Налоговый учет. – Тамбов: издательство ТГТУ [Электронный ресурс]. Режим доступа http://window.edu.ru/resource/400/68400/files/Smagina-l.pdf
39. Теория бухгалтерского учета; Под общ. ред. проф. Е.А.Мизиковского и проф. М.В.Мельник.- М: Магистр, 2011. – 382 с.
40. Учет и анализ в коммерческой организации. Учебное пособие/Кибиткин А.И., Дрождинина А.И., Мухомедзянова Е.В., Скотаренко О.В. – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2012. – 368 с.
41. Хахонова Н.Н., Хахонова И.И. Классификация потребителей информации, формируемой в бухгалтерском учете. // Символ науки. - 2016. - № 3-1. - С. 211-213.
42. Шинкарева Л.И. Развитие бухгалтерского учета в РФ с ориентацией на МСФО. // В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования в области экономики и финансов. Материалы и доклады. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Орловский филиал);/ Под общей редакцией О.А. Строевой. - 2016. - С. 301-303.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней