Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
За различные периоды исторического развития современное мироустройство претерпевало многие коренные преобразования. Подобная модернизация была направлена на преобразования тех или иных политико-экономических оснований для существования различных государств всего мирового сообщества. В текущее время под воздействием процессов глобализации и видоизменения общемирового геополитического ландшафта в значительной степени происходит трансформация международных политико-правовых институтов, процессов и технологий. Как следствие этого, объективно необходимо признать, что также подвержено изменению поведенческо-мировоззренческих устоев как отдельных граждан, так и целых обществ различных государств. Данными уже накладывается свой отпечаток на взаимоотношения между различными поколениями людей, в том числе на процесс социализации молодого поколения в социуме, и предопределено ведущее место для молодежи как основного ресурса эффективного развития государств.
В настоящее время любая государственность всего мирового сообщества подвергается всеобщим глобальным процессам. Ведущую роль в глобализационном процессе XXI века предстоит отвести тем государствам, которыми будет создан весь комплекс различных необходимых условий для успеха в самореализации для молодого поколения. Молодежь сегодня несет за собой скрытый стратегический ресурс, от которого во многом зависит будущее развитие любого государства, в этом процессе исключением не является и наше государство - Российская Федерация. Именно молодежь являет собой реальную силу, которая способна непосредственно принять участие в строительстве политико-правового ландшафта и выступить в качестве основного индикатора того или иного экономического, социального, политического и иного процесса, осуществляемого в современном российском обществе.
В настоящее время следует признать то, что молодое поколение является достаточно разнородной общественно-политической общностью. Выявленная разнородность и определяет поведение указанной социальной группы — во-первых, конструктивное, когда молодыми людьми выдвигаются собственные инициативы в различных сферах общественно-государственной жизни и реализуются при поддержке властных механизмов государства, во-вторых, деконструктивного, когда молодое поколение является дестабилизирующей силой, рассматривается в качестве силы хаоса и беспорядка.
Молодым людям предстоит осуществить начатые в РФ реформы, развить последние до критерия системных социально- экономических новшеств, что совершенно невозможно без формирования прозрачного, открытого механизма управления, возникновения благоприятных предпосылок необходимых для полноценного хода социализации молодежи, привлечения последней к принятию значимых социальных решений, создания позитивных общественных коммуникаций, демократических стандартов реально работающих в предоставлении услуг для молодежи. Исходя из указанного, появляется объективная насущная необходимость научного изучения реализации существующей молодежной политики как значимого политико-управленческого инструмента, кроме того, нахождения действенных механизмов управления, нацеленных на разрешение проблем внедрения молодежи в социум.
Степень изученности проблемы. Отдельные аспекты молодежной политики в системе социальной политики в регионе исследовались в работах известных российских социологов, философов, политологов и др.
Особый научный интерес вызывают работы, которые вышли в последние годы. Исследователями дан анализ кардинально изменившейся по сравнению с советским периодом ситуации в молодежной среде. В работах последних лет дан анализ новых проблем, которые возникли в молодежной среде, предложены способы решения данных проблем. На настоящий момент опубликован ряд научных трудов, которые посвящены социальной защите населения в целом и его отдельных, в наибольшей мере незащищенных слоев. Большую часть молодежи по своему социально-экономическому положению необходимо обеспечить кардинальными мерами социальной защиты.
В существующих научных источниках есть множество подходов к изучению совершенствования молодежи, большое количество определении сущности понятия «молодежь». Стратификационный подход, непосредственно при котором последняя определяется как специфичная социально-демографическая общность, ограниченная определенными возрастными рамками, с специфическими ролями, статусом, социальными позициями. Также к указанному психофизиологический анализ, базирующийся на самом понятии «молодость» - обозначении временного отрезка совершенствования личности между происходящим половым созреванием и абсолютно полной зрелостью. Его развитие в социальной философии напрямую выделяют социально-психологический подход, непосредственно описывающий молодежь как лиц конкретного возраста (14-29 лет) со специфическими биологическими, психологическими отношениями.
Отдельной общностью представлены ролевой, а также субкультурный, конфликтологический подходы. Если определяет «молодость» как специфическую поведенческую фазу происходящую в жизни любого человека, непосредственно, когда он не играет роли ребенка, в такое время не считается полноправным носителем конкретных ролей взрослых. Конфликтологический подход опирается на термин «молодость» как временной интервал в жизни каждого человека имеющий стрессы, проблы, кроме того, конфликтов с собой, обществом, в указанном плане очень важный для любого человека. На таком фоне многие молодые люди являют собой особую общественную группу, обладающую специфическим отношением к жизни, а также стилем поведения, кроме того, культурными нормами, ценностями.
В многочисленных трудах в области молодежной политики не учитывалась характерная специфика внутреннего положения государственного управления всей молодежной политикой, имеющихся скрытых противоречий, детерминант совершенствования. На уровне субъектов РФ исследованием молодежной политики, всем многообразием форм, проявлений напрямую занимались А.А. Зеленин и М.В. Номоконов. Несмотря на научную, практическую значимость рассматриваемых исследований отечественных, зарубежных ученых, необходимо, заметить, что в их трудах недостаточное внимание было уделено комплексному исследованию механизмов осуществления государственного управления в области осуществления молодежной политики. Актуальность выявления конкретных средств управления, новых подходов, нацеленных на осуществление действенной молодежной политики страны, как непосредственно на федеральном, на уровнях субъектов РФ определила выбор темы настоящего исследования.
Существует необходимость обобщения теоретических и прикладных аспектов исследования молодежной политики
Объектом исследования является молодежная политика как направление внутренней политики государства.
Предметом исследования – теоретические и прикладные аспекты исследования и реализации молодежной политики в России.
Цель исследования выявить направления реализации и исследования молодежной политики в России.
Исходя из цели выделим следующие задачи исследования:
- рассмотреть молодежную политику как направление внутренней политики государства;
- исследовать категорию «молодежь» как особая социальная группа, объект и субъект молодежной политики;
- определить цель и основные направления современной молодежной политики в России;
- рассмотреть основные институты, механизмы и инструменты реализации государственной молодежной политики;
- исследовать проблемы разграничения полномочий при реализации государственной молодежной политики;
- наметить пути и формы активизации роли Президента России в разработке и реализации государственной молодежной политики;
- исследовать способы совершенствования нормативная правовая база реализации государственной молодежной политики;
- определить концептуальные подходы к долгосрочному развитию государственной молодёжной политики в России.
Методологической базой для изучения теоретических конструкций исследования проблем существующей государственной молодежной политики являются подходы, утвержденные в научных исследованиях отечественных, зарубежных ученых (С. Алещенок, Ю. Вишневский, И. Ильинский, В. Лисовский, В. Луков, В. Чупров и др.). Имеющие место проблемы, исторические факторы зарождения современной молодежной политики обозначены в трудах многих монографистов, исследователей в сфере изучения молодежи в субъектах РФ, а именно: Л.Н.Коган, Б.С. Павлов и остальные.
В ходе исследования реализовывались количественные методы получения информации, качественные методы. Количественные нацелены на исследование проблем, что возникают в ходе взаимодействия существующих социальных структур, а качественные — на приобретение качественных данных, что определяются нечисловым способом.
Эмпирическую базу настоящего исследования составили законодательные, нормативно-правовые акты России, итоги социологического исследования, осуществленного методом непосредственного анкетного опроса, проведенного в анонимной письменной форме. В настоящем исследовании было задействовано 120 респондентов из представителей молодежи. Число респондентов – мужского пола составило 42,5 %, женского 57,5 %.
Структура настоящего исследования. Магистерская работа включает введения, три раздела, заключение, список использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
1.1 Молодежная политика как направление внутренней политики государства
Одним из наиболее важных индикаторов состояния общества является положение молодежи, так как она представляет из себя особую и важную социальную и демографическую группу, с которой связаны реальные перспективы развития любого государства в обозримом будущем. Поколение тех, кому сейчас до 30 лет, по крайней мере в нашей стране, сформировалось в постсоветское время, наиболее отличается от других поколений [8]. Перспективы развития в значительной мере зависят от законодательного регулирования от государства, а также от той молодежной политики, которая действует в государстве.
С постепенным переходом на новый тренд развития, важным феноменом становится молодежь. Необходимо обратить внимание на то, что теория молодежной политики в полной мере окончательно не сформирована.
Молодежная политика в виде понятия появилась в общественной и политической литературе в 1950-1960-е гг. связано со становлением молодежи в качестве самостоятельной силы, её самоопределением в политическом пространстве [9].
К 70-м годам XXв. молодежная политика в большем количестве развитых государств становится самостоятельным вектором государственной политики [10].
Это имеет конкретное выражение в принятии ряда законодательных актов и специализированных программ, которые связаны с широкой реализацией всех прав молодежи в сфере трудоустройства и образования.
К началу XXв., согласно с данными ООН, в мире уже насчитывалось более 100 стран, которые приняты законодательные акты по вопросам развития и социальной защиты населения, в частности, именно молодежи [11]. Около 90 стран мира обладают на высшем государственном уровне органами и структурами, которые непосредственно вырабатывают и координируют государственную молодежную политику [12].
В зависимости, что признается вопросами молодежи, как утверждены задачи, границы регулирования таких процессов в том либо ином социуме, насколько дифференциация социума по возрастным составляющим отражает культурный пласт и соответствуют сложившимся в обществе нормам и ценностям, молодежная политика довольно существенно отличается и по концепции, и по тем методам, которые применяются на практике.
Социальная поддержка объявляется делом нескольких благотворительных организаций. Конструкция молодежной политики, является характерно для Германии, Швеции, Финляндии и некоторых других стран, базируется на роли государства, четкой регламентации мер поддержки молодежных организаций и молодых людей [13].
Процесс конкретного формирования, реализации политики в отечественных условиях предусматривает нахождение ответов о том, каким именно образом определить цели и задачи такой политики, каким должно быть её содержание, каковой будет система факторов, что будут оказывать влияние на этот процесс и многое другое.
Определяя молодежную политику с позиции социально-экономического базиса, её статуса в российском общества, указывается на то, что молодежная политика представляет из себя своего рода «молодежный срез» государственной, муниципальной и социально-экономической политики.
В практике накоплен значительный опыт разработки, реализации политики, можно выделить 4 распространенные модели, различающиеся относительно степени участия страны в разрешении проблем молодежи, характера существующего взаимодействия государственных, общественных институтов, специфики финансирования программ молодежи, комплексности существующего подхода к решению проблем:
– консервативная, предполагающая самое минимальное участие, основную роль организаций, программно-целевые аспекты, избирательную поддержку;
– государственно-социального партнерства (ограниченное участие, ведущим критерием регулирования политики считается муниципальный, на институциональном критерии осуществляется координация работы по решению существующих молодежных проблем, конкретный перечень векторов молодёжной политики весьма ограничен);
– социально-государственная (активная роль страны, специальные координирующие, регулирующие институты, кроме того, комплексность, финансирование, представители молодежи обладают правом на получение значительной государственной поддержки);
– коммунитарная модель (страна доминирующий фактор в области реализации политики, основных ее векторов централизована, финансирование государственное).
В некоторых странах формируются «смешанные конструкции» с учетом своих особенностей, имеющейся практики, представлений о конкретной роли молодежи, а также финансовых возможностей государства.
Сложившаяся в России конструкция молодежной политики имеет «смешанный характер»
Информационная составляющая политики в РФ существенно уступает конструкциям, которые имеют место в развитых государствах.
Новая модель молодежной политики нацелена на совершенствование капитала молодежи строится как:
- долгосрочная, до 2025 г.;
- комплексная, включающая все факторы, гарантирующие развитие человеческого капитала;
- межведомственная, включаются министерства, ведомства на федеральном, субъектов РФ, муниципальном уровнях, работа которых воздействует в определенной степени на молодежь;
- межрегиональная, развитие молодежи пространственно нацелено, распределено по территории РФ;
- многосубъектная, учитывающая интересы почти всех субъектов, сопряженных с реализацией политики;
- межпоколенческая, обусловленная интересами разных поколений граждан РФ.
Молодежная политика является системой мер по завоеванию, удержанию, а также поддержанию социального статуса группы молодежи, которая в силу каких-то конкретных причин оказалась [15].
Учитывая международный опыт, можно в завершение вывести наиболее общее определение молодежной политики.
Федеральное законодательство реализацию государственной молодежной политики практически не регулирует.
Ответственными за реализацию молодежной политики органами являются органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Можно выделить два уровня реализации молодежной политики: федеральный и региональный. В то же время государственная молодежная политика осуществляется по территориям, ведомствам, на федеральном уровне и уровне субъектов федерации, местного самоуправления.
Министерство образования и науки Российской Федерации определяет основные направления деятельности в области молодежной политики на каждом этапе, проводит научные исследования и социальные экспертизы молодежных проектов, разрабатывает и утверждает нормативы, стандарты, утверждает отраслевую систему оплаты труда, занимается
Показать больше