- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
вам Нужна Магистерская работа ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Коррекция негативного влияния тревожности на когнитивную сферу школьников
- Готовые работы
- Магистерская работа
- Психология и педагогика
Магистерская работа
Хотите заказать работу на тему "Коррекция негативного влияния тревожности на когнитивную сферу школьников"?60 страниц
92 источника
Добавлена 08.06.2021
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Понятие и специфика тревожности как психологического явления 7
1.2 Школьная тревожность как отдельный вид тревожности 13
1.3 Особенность когнитивной сферы 20
1.4 Влияние тревожности на когнитивную сферу школьников 31
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКОВ 44
2.1 База и методы исследования 44
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 48
Выводы по второй главе 64
ГЛАВА III ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА КОГНИТИВНУЮ СФЕРУ ШКОЛЬНИКОВ 66
3.1 Коррекционная программа по преодолению тревожности 66
3.2 Анализ и оценка эффективности коррекционной работы 72
Выводы по третьей главе 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 92
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена совокупностью следующих факторов.
Во-первых, в настоящее время одной из актуальных задач как современного учебного заведения, так и общества в целом выступает сохранение и укрепление психологического здоровья подрастающего поколения. Значимость решения данной проблемы возрастает, так как наблюдается стремительное увеличение числа подростков, которые переживают эмоциональное неблагополучие, непосредственно связанное с учебой. Это неизменно приводит к соматическому ослаблению учащихся и развитию у них неврозов.
Во-вторых, проблема высокой школьной тревожности, в качестве показателя эмоционального неблагополучия учеников, в подавляющем большинстве случаев накладывающего негативный отпечаток не только на состояние их психического и физического здоровья, но также и на успешность школьников, и на развитие их когнитивной сферы,
В-третьих, особую значимость приобретает изучение влияние тревожности на когнитивную сферу, так как это способствует разработке эффективной коррекционной программы по преодолению такого рода влияния. Все выше сказанное в своей совокупности делает рассмотрение темы «Коррекция негативного влияния тревожности на когнитивную сферу школьников» актуальной.
Целью данной работы является комплексное изучение данной проблемы и разработка коррекционной программы по преодолению негативного влияния тревожности на когнитивную сферу школьников.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и специфику тревожности как психологического явления;
- охарактеризовать школьную тревожность как отдельный вид тревожности;
- раскрыть особенность когнитивной сферы;
- изучить влияние тревожности на когнитивную сферу школьников;
- организовать эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности и когнитивной сферы школьников;
- выявить начальный уровень тревожности и когнитивной сферы школьников, проследить наличие межу ними связи;
- разработать и апробировать коррекционную программу по преодолению негативного влияния тревожности на когнитивную сферу школьников;
- диагностическим путем определить эффективности коррекционной работы.
Объект исследования – проблемы тревожности и развитие когнитивной сферы в школьном возрасте.
Предмет – коррекционная работа по преодолению негативного влияния тревожности на когнитивную сферу старших учащихся старшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: тревожность негативным образом оказывает влияние на когнитивную сферу учащихся старших классов. Коррекционная работы по преодолению негативного влияния тревожности на когнитивную сферу старших учащихся старшего школьного возраста должна вести с привлечением всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, специалистов и родителей).
Методы исследования:
1) теоретические: анализ документных источников, метод сравнения и сопоставления, метод табличного предоставления данных, синтез полученной информации;
2) эмпирические: методика диагностики школьной тревожности Филипса, методика «10 слов Лурия», проба на зрительно-пространственную память, тест Бурбона, таблицы Шульте, культурно-свободный тест на интеллект (CFIT), методика «Поиск закономерностей»;
3) Методы математической статистики (метод ранговой корреляции Спирмена и критерий углового преобразования Фишера.
Практическая значимость заключается в разработке коррекционной психолого-педагогической программы «Учимся жить без тревог», которая будет полезна всем участникам образовательного процесса при профилактике и преодолению тревожности, а также развития когнитивной сферы у учащихся старших классов.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли следующие исследователи: 1) Х. Айзенк, В.М. Астапов, Е.П. Ильин, Н.Д. Левитов, Р. Мэй, Ф. Перлз, А.М. Прихожан, Я. Рейковский, Е.И. Рогов, К.Н. Сидоров, В.Н. Соловьев и др., рассмотревшие тревожность как психологический феномен; 2) М.Г. Акиимова, К.Э. Изард, В.Т. Козлова, Б.В. Такман и др., раскрывшие психологические особенности старшеклассников; 3) Л.В. Басов, Е.Ю. Брель, О.Ю. Гроголева, Н.Г. Капустина, Б.И. Кочубей, А.В. Микляева, Е.В. Новикова, П.В. Румянцева, Л.Ф. Тихомирова, Е.М. Ушакова М.В. Шекашвили и др., сосредоточившие свое внимание на тревожности у школьников; 4) Дж. Брунер, П. Гринфилд, В.Н. Дружинин, Е.И. Комкова, Н.П. Локалова, А.Р. Лурия, С. Миллер, Р. Олвер, Е.А. Сергиенко, Р.Л. Солсо и др., объектом исследования которых стала когнитивная сфера; 5) А.Ф. Аллагуватова, О.Ю. Бачурова, В.С. Гончаров, А.К. Дусавицкий, Э.В. Зиновьева, Н.П. Морянова, Н.Б. Пасынкова, Р.А. Резяпова, И.Г. Швец и др. изучавшие влияние тревожности на когнитивную сферу.
Новизна исследования заключается в расширении теоретических сведений о негативном влиянии тревожности на когнитивную сферу дошкольников и возможности и возможностях его преодоления с помощью коррекционной работы.
Базой исследования стад лицей № 1 г. Иркутска. Общий объем выборки составил: 40 учащихся старшего школьного возраста – учащиеся 9 и 10 классов.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие и специфика тревожности как психологического явления
В психологический науке тревожность человека выступает в качестве особого феномена
В качестве одного из первых, кто попытался объяснить природу тревоги, являлся З. Фрейд. В соответствии с его учением, отдельные переживания в жизни человека, а именно: импульсы, действия, мысли либо воспоминания, – болезненные либо порождающие собой сильную тревогу из сознания вытесняются, при том, как силы, приведшие к вытеснению из памяти произошедшего, мобилизуются, препятствуя при этом их восстановлению в сознании [14, 317]. В этом случае действует физиологический механизм, который близок к механизму так называемого «охранительного» торможения, то есть когда при сверхсильном возбуждении торможение защищает кору от излишнего перевозбуждения, поэтому мучительный, резкие аффективные переживания, неприемлемые для индивида, активным образом тормозятся, своего рода «вытесняются» из сознания, и поэтому забываются субъектом [31, 97].
В том случае, когда вытесненные идеи могут перейти на сознательный уровень, тогда они вновь вызывают тревогу, и снова подавляются. В связи с этим индивид переживает нескончаемый подсознательный конфликт. Важно указать, что в основе вытеснения приоритетным значением обладает сильная тревога. Тревога – это эмоциональное состояние, похожее на то, которое человек переживает в случае, когда извне подвергается угрозе, являющейся функцией «Эго», и выполняющей роль предупреждения индивида о надвигающейся угрозе, которую необходимо избежать либо встретить. Тревога человеку позволяет адаптивным способом реагировать в угрожающих ситуациях [57, 126].
При этом вытеснение рассматривать можно в качестве первичного, исходного защитного механизма, избавляющего человека от мучительного переживания тревоги. Однако нередко вытесненные мысли, а также побуждения на подсознательном уровне не удается удержать, и наружу вместе с ними прорывается и тревога, связанная с ними. В результате этого начинают действовать разные дополнительные защитные механизмы, основная функция которых заключается в укрепление так называемой «плотины», сдерживающей запрещенные импульсы. В числе них – рационализация, замещение, реактивное образование, регрессия, проекция, а также сублимация и изоляция (интеллектуализация). При этом вытеснение напрямую зависит от наличия угрозы «Эго» (то есть основная угроза самооценке), а вовсе не от простой неприятности либо угрозы. Когда причина вытеснения (то есть угроза «Эго») исчезает, тогда вытесненное содержание в сознание возвращается. Если устранена угроза, то для вытесненного материала безопасным становится возвращение непосредственно на уровень осознания [57, 128].
Необходимо указать, что сегодня нет прочной эмпирической поддержки данным утверждения З. Фрейда относительно том, что вытеснение используется для борьбы с угрожающими либо неприятными переживаниями, и, следовательно, проверить наличие связи вытеснения с тревогой, проследить непростую сложную природу тревоги, а также ее происхождения непосредственно в рамках психоаналитического подхода нельзя.
Психолог А. Адлер в своей индивидуальной теории личности тревогу рассматривал как симптом невроза, а последний он понимал весьма широко, то есть как диагностически неоднозначный термин, который охватывает многочисленные поведенческие нарушения. С его точки зрения больные неврозами – это люди, которые выбрали неверный тиль жизни преимущественно по той причине, что в раннем детстве они либо переносили физические страдания, либо их излишне баловали и опекали, либо их отвергали. В такого рода условиях дети становятся излишне тревожными, они себя не чувствуют в безопасности и постепенно начинают развивать стратегию психологической защиты для того, чтобы справиться с имеющимся у них чувством неполноценности. Жизнь человека с неврозом связана с чувством постоянной угрозы самооценке, стойким ощущением неуверенности, а также повышенной чувствительности [51, 544].
В отличие от Фрейда исследователь К. Хорни не придерживалась позиции, что тревога выступает в качестве необходимого компонентом в психике индивида. Этиология тревоги в ее социокультурной теории личности заключается именно в отсутствии в межличностых отношениях чувства безопасности. То есть она считает, что все то, что разрушает у ребенка в отношениях с родителями ощущение безопасности, неизменно приводит к базальной тревоге, поэтому, происхождение невротического поведения необходимо искать именно в нарушенных отношениях между ребенком и его родителем. В том случае, если ребенок принятие себя, ощущает любовь, он чувствует себя в безопасности, то имеется большая вероятность, что и развиваться он будет нормально. Однако если ребенок себя не ощущает в безопасности, тогда у него происходит развитие враждебности относительно родителей, и данная враждебность в конечном итоге, трансформировавшись в тревогу, направленную на каждого. Интенсивность тревоги является пропорциональной тому смыслу, который для конкретного индивида имеет определенная ситуация [56, 256].
В современной психологии большее внимание уделяется именно беспокойству [29, 134]. Это своего рода узкое понимание тревоги. В состоянии тревоги напряжение у человека возбуждение блокируется, что свое выражение находит, в первую очередь в качестве дыхания индивида. То есть становится частым и поверхностным. Кроме этого, указываются и такие симптомы при тревожности, как учащение пульса и беспокойство. При этом качество тревожности напрямую зависит от того, какого рода возбуждение было заблокировано [40, 552].
В теории дифференцированных эмоций считается, что феномен тревожности весьма сложен и включает в себя преобладающие эмоции страха, взаимодействия страха с одной либо несколькими фундаментальными эмоциями – то есть гневом, страхом, стыдом, виной и интересом. Тревожность в себя включает потребностные состояния, а также биохимические факторы. Выделяют в зависимости от комбинации входящих в тревожность аффектов отдельные формы тревожности. У отдельных людей синдром тревожности может различаться, к примеру, страх - вина либо страх - стыд - вина, страх - гнев, страх - страдание, страх - страдание - гнев, но преобладающей эмоцией вступает во всех случаях именно страх [21, 276]. Обычно американские психологи в тревожности подчеркивают антиципацию возможностей неприятности и этим самым опасения, как бы она не случилась [29, 135].
Если характеризовать тревожность в качестве эмоционального состояния, то необходимо учитывать и особенности ситуаций, которые провоцируют данное состояние, и его внутреннее и внешние проявления, в их числе переживания, способные существенным образом влиять на поведение.
Четкое разграничение тревоги и страха основывается на критерии, который был в психиатрию введен К. Ясперсом. Согласно с данным критерием тревога ощущается именно вне связи со стимулом (своего рода «свободно плавающая тревога»), при том, как как страх неизменно соотносится с конкретными стимулом и объектом [23, 118]. Данный подход является наиболее распространенным.
А.М. Прихожан тревожность рассматривает в качестве переживания эмоционального дискомфорта, своего рода предчувствие грозящей опасности. С его точки зрения тревожность – это устойчивое личностное образование, которое на протяжении продолжительного времени сохраняется. Она обладает собственную побудительную силу и свои константные формы реализации в поведении индивида с доминированием защитных и компенсаторных проявлений. Возникновение и последующее закрепление тревожности напрямую связаны с неудовлетворением основных возрастных потребностей ребенка, приобретающих гипертрофированный характер. Тревожность вплоть до подросткового возраста выступает в качестве именно производной широкого круга имеющих место семейных нарушений. В свою очередь в подростковом возрасте тревожность приобретает форму весьма устойчивого личностного образования, при этом опосредуется спецификами «Я - концепции», а также отношения к себе. При этом механизм закрепления и последующего усиления тревожности – это своего рода «замкнутый психологический круг», который ведет к накоплению и заметному углублению отрицательного эмоционального опыта, порождающего в свою очередь у индивида негативные прогностические оценки и во многом определяя модальность актуальных переживаний, тем самым способствует сохранению и увеличению тревожности [41, 14].
Подчеркивается, что тревожность обладает ярко выраженно возрастной спецификой, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, а также формах проявления компенсации и защиты. А.М. Прихожан исследует возрастные специфики тревожности и выдвигает комплекс методик, ориентированных на измерение тревожности с обязательным учетом возраста детей [42, 87].
Тревога – это эмоциональное состояние острого мучительного бессодержательного беспокойства, которое в сознании индивида связываемого с прогнозированием неудачи, опасности либо же ожидания чего-либо существенного, важного для индивида непосредственно в условиях неопределенности, иными словами, тревога являет собой вероятностное переживание неудачи [23, 169].
Тревога выступает в качестве глубинным эмоциональным состоянием, возникающих в результате неудовлетворения важнейших потребностей и при этом определяется как некое устойчивое отрицательного характера переживание беспокойства, а также ожидания неблагополучия непосредственно со стороны окружающих.
Необходимо подчеркнуть, что в психологической литературе встречаются разные определения данного понятия, однако большинство исследователей все же сходятся во мнении, что тревожность следует рассматривать в качестве некоего дифференцированно–ситуативное явление, а также как личностную характеристику непосредственно с учётом переходного состояния и обязательным учетом его динамика [54, 99].
Например, А.М. Прихожан рассматривая данное понятие указывает, что тревожность представляет собой переживание эмоционального дискомфорта, которое связано с ожиданием неблагополучия, а также с предчувствие грозящей опасности. Данный исследователь различает тревожность как особое эмоциональное состояние, а также и как устойчивое свойство, особенность личности либо темперамента [43].
В соответствии с определением Н.П. Моряновой, тревожность представляет собой постоянно либо ситуативно проявляемое свойство индивида приходить в состояние повышенного беспокойства, а также испытывать тревогу и страх в отдельных специфических социальных ситуациях [36, 11]. С позиции В.М. Астапова, тревожностью можно назвать переживанием эмоционального неблагополучия, непосредственным образом связанное с предчувствием опасности либо неудачи [5, 45].
Таким образом, можно подчеркнуть, что психологами понятием «тревожность» принято обозначают состояние индивида, характеризующееся повышенной склонностью к опасениям, переживаниям, а также беспокойству, имеющей при этом отрицательную эмоциональную окраску.
Чаще всего выделяют два основных вида тревожности, а именно: 1) ситуативная тревожность, которая связана с определенной ситуацией, вызывающей у индивида беспокойство; 2) личностная тревожность, которая проявляется в постоянной склонности человека к переживаниям тревоги в самых разных жизненных ситуациях.
1.2 Школьная тревожность как отдельный вид тревожности
Школьная тревожность – это весьма широкое понятие, которое включает различные аспекты достаточно устойчивого школьного неблагополучия. Школьная тревожность выражается в повышенном беспокойстве и волнении в учебных ситуациях, в классе, в ожидании отрицательной оценки со стороны педагогов, плохого отношения к себе со стороны сверстников. Ученик практически постоянно ощущает свою неполноценность, он не уверен в верности своих решений и своего поведения.
При этом в школьном возрасте чувство тревоги практически неизбежно. Но интенсивность данного переживания не должна быть выше индивидуальной для каждого ученика так называемой «критической точки», после которой чувство тревоги начинает оказывать уже дезорганизующее, а вовсе не мобилизующее влияние. Весьма типично и предсказуемо появление школьной тревожности, напрямую связанной с
Фрагмент для ознакомления 3
1. Айзенк, X. Психологические теории тревожности / Х. Айзенк // Тревога и тревожность. – СПб.: Питер, 2016. – С.224 - 247.
2. Акимова, М.Г. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция / М.Г. Акиимова, В.Т. Козлова. – M.: Academia, 2017. – 160 с.
3. Арбузова, Е.Н. Эмоциональная напряженность младшего школьника: автореф. дис. .канд. психол. наук / Е.Н. Арбузова. – СПб., 1999. – 18 с.
4. Артемова, Т.А. Психологические и психофизиологические особенности высоко тревожных детей младшего школьного возраста / Т.А. Артемова, А.В. Ковалева // Шк. здоровья. – 2008. – Т. 5. – № 34. – С. 148-159.
5. Астапов, В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. – М.: Per Sе, 2018. – 160 с.
6. Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В.М. Астапов // Прикладная психология. – 2009 – № 1. – С. 47 – 52.
7. Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя / Б.Ц. Бацмаев. – М., 2016. – Кн. 2. – 298 с.
8. Басов, Л.В. Тревожность у детей школьного возраста / Л.В. Басов, Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Яросл. обл. ин-т усовершенствования. учителей, 2017. – 26 с.
9. Бачурова, О.Ю. Влияние внутренней мотивации на продуктивность деятельности тревожных школьников / О.Ю. Бачурова, И.Г. Швец // Проблемы культуры, языка, воспитания. – Архангельск: Изд-во Помор, междунар. пед. унта, 2016. – С. 84-89.
10. Брель, Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции: автореф. дис. .канд. психол. наук / Е.Ю. Брель. – Томск, 1996. – 23 с.
11. Брунер, Дж. Исследование развития познавательной деятельности / Дж. Брунер, Р. Олвер, П. Гринфилд. – М.: Педагогика, 2011. – 344 с.
12. Брунер, Дж. Психология познания / Дж. Брунер. – М.: Прогресс, 2007. – 414 с.
13. Бурланская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблема психологического развития детей / Г.В. Бурланская, О.А. Каробанова, А.Г. Лидерс. – М: МГУ, 2018. – 298 с.
14. Глейтман, Г. Основы психологии / Г. Глейтман, А. Фридлунд, Д. Райсберг. – СПб.: Речь, 2015. – 1247 с.
15. Гончаров, В.С. Психология проектирования когнитивного развития: монография / В.С. Гончаров. – Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2015. – 235 с.
16. Гроголева, О.Ю. Тревожность как проявление школьной дезадаптации школьников / О.Ю. Гроголева // Актуальные проблемы психологии. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2012. – С. 43 – 47.
17. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития: сборник / сост. А. Дубровина. – М.: Просвещение, 2016. – 218 с.
18. Дружинин, В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие / В.Н. Дружинин. – М.:ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН, 2011. – 224 с.
19. Дусавицкий, А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников / А.К. Дусавицкий // Вопр. психологии. – 1982. – №3. – С. 56-61.
20. Зиновьева, Э.В. Школьная тревожность и ее связь с когнитивными и личностными особенностями младших школьников / Э.В. Зиновьева. – М. 2015. – 260 с.
21. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 2009. – 322 с.
22. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология (возможности человека и свойства нервной системы) / Е.П. Ильин. – Челябинск, 2019. – 314 с.
23. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2015. С. – 228 с.
24. Когнитивная психология / под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2015. – 480 с.
25. Комкова, Е.И. Современные исследования когнитивно-личностного развития на разных этапах онтогенеза / Е.И. Комкова // Психология. – 2011. – Т. 8. – № 3. – С. 139–146.
26. Костина, Л.Н. Особенности эмоциональной сферы в учебном процессе детей младшего школьного возраста: автореф. дис. .канд. психол. наук / Л.Н. Костина. – СПб., 1992. – 25 с.
27. Котова, Т.Н. Роль намерения взрослого в эффекте чрезмерного подражания / Т.Н. Котова, А.Д. Преображенская // Психология. – 2013. – №2. – С. 37 - 40.
28. Кочубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б.И. Кочубей Е.В. Новикова // Психологическое консультирование в школе. – Пермь: Зан.-Урал. учеб. науч. центр, 2017. – С. 107-110.
29. Левитов, Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги / Н.Д. Левитов // Вопр. психологии. – 1969. – № 1. – С. 133 - 137.
30. Локалова, Н.П. Психологическое развитие как составляющая образования / Н.П. Локалова // Вопр. психологии. – 2003. – №1. – С. 27-40.
31. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2016. – 322 с.
32. Маркова, А.К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте / А.К. Маркова. – Петрозаводск, 1992. – 180 с.
33. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. – М.: Педагогика, 2016. – 244 с.
34. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2004. – 248 с.
35. Миллер, С. Психология развития: методы исследования / С. Миллер. – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.
36. Морянова, Н.П. Влияние учебно-познавательной мотивации на уровень тревожности у младших школьников в процессе их учебной деятельности: автореф. дис. .канд. психол. наук / Н.П. Морянова. – Тверь, 1999. – 24 с.
37. Мэй, Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности / Р. Мэй // Тревога и тревожность. – СПб.: Питер, 2011. – С. 215-224.
38. Паранчер, Н.Н. Моделирование авторской педагогической технологии / Н.Н. Паранчер // Шк. технологии. – 2002. – № 3. – С.76-86.
39. Пасынкова, Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности / Н.Б. Пасынкова // Психол. журн. – 1996. – Т. 17. – № 1. – С. 170-175.
40. Перлз, Ф. Превращение тревожности в возбуждение. Общая психология. Тексты / Ф. Перлз; под ред. В.В. Петухова. – М.: УМК «Психология»; Генезис, 2016. Т. 2, кн. 1. – 864 с.
41. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – 1998. – № 2. – С. 13-16.
42. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. – СПб.: Питер, 2017. – 232 с.
43. Прихожан, A.M. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М, Воронеж: «МОДЭК», 2018. – 304 с.
44. Резяпова, Р.А. Взаимосвязь школьной успеваемости и тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Р.А. Резяпова, А.Ф. Аллагуватова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 1611–1615. – URL: Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/86345.htm. – (дата обращения: 10.02.2021).
45. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский. – М.: Прогресс, 2009. – 398 с.
46. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: В 2 кн. Кн.1 / Е.И. Рогов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-Пресс, 2016. – 384 с.
47. Салмина, Н.Г. Психологическая диагностика развития / Н.Г. Салмина, О.Г. Филимонова. – М., МГППУ, 2016. – 210 с.
48. Сергиенко, Е.А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд / Е.А. Сергиенко. – М.: Ин-т психологии РАН, 2016. – 298 с.
49. Сидоров, К.Н. Тревожность как психологический феномен / К.Н. Сидоров // Вестн. Удмуртского ун-та. – 2013. – Вып. 2. С. 44-49.
50. Сидоров, К.Р. Исследование причин тревожности учащихся / К.Р. Сидоров // Новое образование. – 2013. – № 1. – С. 3-5.
51. Соловьев, В.Н. Адаптация, стресс, здоровье: учеб.-метод. пособие / В.Н. Соловьев. – Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2015. – 698 с.
52. Солсо, Р.Л. Когнитивная психология / Р.Л. Солсо. – М.: Тривола, 2016. – 600 с.
53. Такман, Б.В. Педагогическая психология: от теории к практике / Б.В. Такман. – М.: «Прогресс», 2015. – 572 с.
54. Ушакова, Е.М. Как избавить ребенка от тревожности / Е.М. Ушаков // Директор школы. – 2016. – № 7. – С. 99-101.
55. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – СПб.: Питер; М.: Смысл, 2016. – 598 с.
56. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К Хорни. – М.: Айрис-пресс, 2014. – 422 с.
57. Хьелл Л. Теории личности Л. Хьелл Д. Зиглер. – СПб.: Питер Ком, 2018. – 366 с.
58. Шекашвили, М.В. Влияние тревожности на познавательный интерес в младшем школьном возрасте / М.В. Шекашвили, Н.Г. Капустина // Проблемы развития практической психологии: В 2 ч. Ч.2. – Шадринск, 2017. – С. 99 - 104.
59. Щедровицкий, Г.П. Педагогика и логика / Г.П. Щедровский. – М.: Касталь, 2013. – 416 с.
60. Щедровицкий, П.Г. Искушение развитием / Г.П. Щедровский // Дискурс. – 1997. – № 3-4. – C. 25 - 27.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней