Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. НАРКОТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ И АНАЛИЗ 5
1.1. Проблема распространения наркотической и алкогольной зависимости среди обучающейся молодежи 5
1.2. Анализ существующих практик реабилитационных процессов в стране и мире 18
1.3. Проблема обучения в процессе реабилитации 31
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НАРКОЗАВИСИМОЙ МОЛОДЕЖИ 36
2.1. Реабилитационные центры ХМАО 36
2.2. Анализ деятельности реабилитационного центра «Гармония» 49
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НАРКОЗАВИСИМОЙ МОЛОДЕЖИ В РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что в настоящее время подростковая наркомания за последние 5 лет стремительно увеличивается. Возраст наркозависимых со «стартовых» 17 лет снизился до 12 лет. Эта острая медицинская и социальная проблема затрагивает практически все слои в обществе. По этой причине реабилитация наркозависимых подростков все чаще включается в перечень услуг наркологических центров.
В наше время проблема такого явления как наркомания приобрела масштабный характер. Широкое распространение наркотизма в России охватывает огромные слои населения, и как бы это ни печально звучало, под влияние наркотических средств попадают не только взрослые, но и несовершеннолетние.
Наркомания - это болезнь, в ходе которой происходит постепенное прогрессирующее изменение личности в сторону деградации, вызванное употреблением наркотических веществ.
На данный момент применение наркотиков не связано с религией, национальностью и другими факторами. Это признак духовно и нравственно больного общества. Как говорят представители Русской православной Церкви: «Определяющим фактором употребления наркотических веществ является потеря смысла жизни, духовная опустошенность, потеря нравственных ориентиров. Это своего рода возмездие за потребительское отношение к жизни, за бездуховность и утрату подлинных идеалов». Распространение наркотиков это крупнейший оборот денег, связанный со сбытом. Вся сложность и загвоздка явления наркомании заключается в том, что данная проблема должна рассматриваться и решаться не только в сферах медицины и правоохранительных органах, но и в сфере образования, психологии и иных сферах.
Импульсом употребления наркотических средств могут быть всевозможные личностные факторы, такие как: внутриличностный конфликт, психические и физические расстройства и так далее.
Высокая доступность наркотических веществ - безусловно одна из главных и центральных причин развития такого явления как наркомания.
Наркотики доступны любому человеку, даже ребенку. Их можно приобрести через специализированные сайты, наркоторговцы создают аккаунты в разных социальных сетях, с целью поиска «постоянных клиентов». Спрос на наркотики рождает их предложение.
Явление наркомании среди подростков стремительно омолаживается, на данный момент возраст ребят, употребляющих наркотики, упал до 12 лет, такой спад возрастной категории употребляющих наркотические вещества приводит к социальной дезадаптации подростков.
Пристрастие к наркотикам в подростковом возрасте в большинстве случаев присуще людям: склонным к раздражительности, психически неустойчивым индивидуумам и др.
Исходя из нравственных, социальных, правовых и медицинских последствий наркомании поднимается вопрос о потребности в создании специализированных программ по предостережению и предупреждению данного явления и вторичной социализации (ресоциализация) наркозависимых.
На данном этапе развития общества появляются структуры, в деятельность которых входит разработка путей решения этой проблемы (Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков). Создаются целевые программы по борьбе с наркотическими средствами и их незаконному обороту. Но на данный момент существующие программы по борьбе с наркотизмом малоэффективны. Следует также не забывать, что все дети, в том числе и наркозависимые, обладают правом на получение образования. Поэтому важным является процесс организации обучения детей и подростков в условиях реабилитационных центров.
Весьма важна социальная потребность в создании эффективной и продуктивной профилактической программы и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних наркозависимых, участие в которых должны принимать всевозможные государственные учреждения и ведомства. В этом заключается актуальность проблемы.
Объектом данного исследования является социальная адаптация наркозависимых в современных условиях.
Предмет исследования: организация обучения несовершеннолетних наркозависимых в условиях реабилитационных центров.
Цель исследования: выявить особенности и возможности обучение наркозависимых в учреждениях, в которых они проходят лечение от зависимости и предложить рекомендации для организации эффективного обучения и социализации подростков в реабилитационных центрах.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. Изучить проблему распространения наркотической и алкогольной зависимости среди обучающейся молодежи.
2. Провести анализ существующих практик реабилитационных процессов в стране и мире.
3. Выявить проблемы обучения в процессе реабилитации.
4. Проанализировать деятельность реабилитационного центра «Гармония».
5. Разработать рекомендации по организации обучения наркозависимой молодежи в реабилитационном центре.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. НАРКОТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ И АНАЛИЗ
1.1. Проблема распространения наркотической и алкогольной зависимости среди обучающейся молодежи
Наркомания и алкоголизм подростков – проблемы, которые хорошо знакомы современному обществу. У каждого появляются индивидуальные причины, по которым он встает на эту скользкую дорожку, но результат всегда один – зависимость, которая ведет к проблемам со здоровьем, социальным бедам.
Употребление алкоголя и наркотиков – это зависимость. Зависимое поведение – это серьезная социальная проблема, в результате люди, подверженные зависимостям утрачивают работоспособность, у них возникают конфликты с окружающими их людьми, а также совершаются различного рода преступления [24].
В исследованиях различных авторов выявляется, тесная взаимосвязь зависимого поведения с злоупотреблениями со стороны личности какими-либо веществами, а также с нарушениями ее потребностей. Специальная литература дает еще одно определение проблемы, которая рассматривается в данной работе – аддиктивное поведение.
На сегодняшний день психологическая литература не дает нам какого-то определенного понятия психологической зависимости. Понятия «зависимость», «аддикция» сравнительно новые в отечественной науке. В словаре, который составили А.Е. Личко, Н.Я. Иванов «Словарь современной американской психиатрической терминологии с ее отличиями от принятой в России» впервые около пятнадцати лет назад появляются эти понятия [30].
Отечественные исследователи в своих работах в основном рассматривают зависимость от химических веществ. Хотя все чаще встает вопрос о поведенческих зависимостях [45].
Понятие «зависимость» объясняется по-разному, но все сходятся во мнении, что это все, что постоянно делает человек, для избегания реальности, которая ему неприятна. Зависимое поведение характеризуется защитно-оборонительным характером, а его формирование проходит при ограниченной свободе.
Прежде чем говорить об определении аддиктивного поведения, необходимо рассмотреть и развести такие понятия как: поведенческая норма, патология, девиантное поведение. Если у человека нет зависимостей, то его поведение находится в общепринятых рамках поведенческой нормы.
По мнению П.Б. Ганнушкина, поведенческая патология характеризуется наличием в поведении человека склонности к дезадаптации, стабильности, тотальности [16]. Дезадаптация понимается как шаблон поведения, который мешает человеку адаптироваться в обществе. Он характеризуется конфликтностью, неудовлетворенностью, противостоянием, противоборством реальности, а также социальной и психологической изоляцией. Тотальность говорит о том, что где бы ни оказывался человек, поведенческие стереотипы способствуют дезадаптации. В свою очередь, стабильность характеризуется длительностью проявлений дезадаптавных качеств.
Противоречащее поведение общепринятым правилам, называют девиантным поведением человека. Такое поведение характеризуется не адаптивностью, у человека наблюдается разбалансировка психических процессов, нарушен процесс самоактуализации, происходит избегание контроля с экстетической и нравственной точки зрения [36].
В нашем языке более распространено слово «пристрастие», оно созвучно слову «аддикция» и понимается как сильная страсть к чему-либо.
С одной стороны, в зарубежных исследованиях аддикция понимается как зависимость, следовательно, и аддиктивное поведение – это зависимое поведение. С другой стороны, отечественные исследования считают, что аддиктивное поведение – это болезнь, но еще находится на стадии несформированности.
Необходимо отметить, что такие авторы как П.Б. Ганнушкин, И.С. Додонов считают, что аддиктивное поведение – это поведение, при котором происходит формирование стойкого психического состояния, которое направлено на уход от реальности. Для этого человек принимает различные вещества внутрь или же вызывает сильные эмоции.
В психологической, медицинской литературе можно найти достаточно большое количество видов зависимого поведения. Наряду с химическими формами существует нехимические. Алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение – все это химические формы зависимости, то есть связанные с приемом внутрь каких-либо веществ.
На сегодняшний день более детально изучена проблема, связанная с алкогольной аддикцией. Эта аддикция является одной из самых трудноразрешимых проблем, как с медицинской, психологической, так и с психотерапевтической точки зрения. Алкоголизм развивается и становится хронической психической болезнью на фоне продолжительного приема напитков, содержащих спирт. В ходе развития заболевания, все чаще возникают психозы.
При употреблении алкоголя возникает желаемое ощущение и, следовательно, возникает психологическая зависимость. Потому что человек, употребляя алкоголь, постоянно ищет этого состояния эйфории. В.Ю. Завьялов [22] в своем исследовании обращает внимание на дифференцированные эффекты алкоголя.
1. Алкоголь вызывает хорошее, повышенное настроение, то есть эффект эйфории.
2. Алкоголь вызывает состояние расслабления, происходит стимуляция воображения, отрыв от действительности, то есть транквилизирующий эффект.
Характеризуя физическую зависимость необходимо указать на следующие признаки:
• неконтролируемое влечение;
• полная потеря контроля;
• невозможность удержаться.
Пьянство и алкоголизм в подростковом возрасте имеют некоторые особенности в сравнении с пьянством и алкоголизмом взрослых. Это связано с физиологической и социальной незрелостью подростков, с их специфическим положением младших, несовершеннолетних, наконец, учащихся.
Причины подросткового алкоголизма заложены, главным образом, в психологии и наследственности и заключаются в следующем:
• попытка соблюдать традиции;
• стремление испытать новые ощущения;
• преодолеть застенчивость, стеснительность и другие комплексы в общении;
• найти взаимопонимание с другими людьми.
Подростки наивно считают, что употребление спиртного – это хороший способ раскрыться, а алкоголь – это некий возбудитель, от которого не будет вреда. Но при первом опыте выясняется, что из-за алкоголя возникает чувство горечи и жжения во рту, голова тяжелеет и начинает болеть.
В наиболее трудный момент подросток принимает решение больше никогда не употреблять алкоголя. Но с каждым последующим разом неприятные ощущения становятся менее интенсивными, к ним вырабатывается устойчивость.
Исследователи выделяют четыре группы причин подросткового алкоголизма:
1) биологические: в 30-40% случаев алкоголизм возникает из-за наследственной предрасположенности. Если один из родителей подростка алкоголик, то вероятность развития хронического алкоголизма у детей равняется 50%, если алкоголизмом страдают оба родителя, то данная вероятность увеличивается до 75% [3];
2) психологические: развитие алкоголизма во многом обусловлено тем или иным типом личности. Чаще всего алкоголизмом страдают слабохарактерные, пассивные люди. Причиной алкоголизма нередко становятся психогенные травмы, при которых человек не в состоянии самостоятельно справиться со своей бедой и ищет спасение в уходе от действительности.
3) социальные: следование определенным сложившимся в семье и обществе традициям, низкий уровень развития культуры (в том числе и культуры употребления алкогольных напитков), отсутствие содержательного интересного досуга, осознание человеком безвыходности своего социального положения [5];
4) социально-экономические: во всех государствах продажа спиртного приносит большие доходы [12].
Причины алкоголизма у подростков заложены в психологии, наследственности и прочих факторах. У подростков, начинающих пить спиртное, значимую роль играют механизмы подражания и просто любопытство. Существенное значение имеют при этом такие психологические качества, как повышенное стремление к индивидуальности, самоутверждению. Часто самым простым и легким способом удовлетворения этих потребностей подростку предоставляется принятие алкоголя [20].
При первом опыте употребления подростками алкоголя выясняется, что из-за него возникает горечь и жжение во рту, голова тяжелеет, начинаются боли.
В самое тяжелое время подросток может принять решение не употреблять алкоголь. Но с каждым разом негативные ощущения кажутся нормальными, к ним вырабатывается устойчивость.
Сложности алкоголизма связаны с большим числом поводов выпить. Даже у подростка, который не ведет активную жизнь, случаются поводы празднично отметить некоторые события в его жизни:
• окончание обучения в школе, поступление в колледж или вуз,
• устройство на подработку,
• дни рождения.
Из-за регулярного употребления алкоголя вырабатывается вредная привычка. Во взрослых буднях возникает ощущение скуки, и при неумении находить себе занятие, тратить энергию для полезных целей возникает место для так называемой второй группы мотивов, к которым относится и употребление алкоголя.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы алкоголизации в молодежной среде: состояние, тенденции, профилактика. – М.: УСП, 2015.
2. Асланова Л.М. Девиантное поведение подростков, злоупотребляющих наркотическими и токсическими веществами / Сб. "Проблемы контроля наркотических средств и профилактики наркоманий" Машанцева Н.В. (ред. Э.А. Бабаян) // М. - 1999
3. Ахмерова С.Г. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие для учителей / С.Г. Ахмерова, З.Ф. Мубинова, Э.А. Ижбулатова. – Уфа: Информреклама, 2015.
4. Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А. и др. Мой выбор: учеб.-метод. пособие для учителей средней школы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Учительская газета, 2001
5. Бабанян Э.А. Профилактика алкоголизма / Э.А. Бабанян, М.Д. Пятов. – М.: Медицина, 2011.
6. Бабаян Э.А., Гонпольский М.Х. Наркология. – М.: Медицина, 2001
7. Барабанова, Л.В. Факторы, влияющие на качество лечения и реабилитации больных наркоманией // Наркомания: причины, проблемы, последствия. Воронеж: изд-во Воронеж.ун-та. 2013. № 2. С.15
8. Барцалкина В.В., Гречаная Т.Б. Обзор эффективных стратегий профилактики употребления психоактивных веществ подростками и примеры профилактических программ // Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркомании среди обучающихся образовательных учреждений города Москвы. – Вып. 3. – Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве. – М., 2007
9. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного: Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: пособие для педагогов. – М.: Вентана-Граф, 2003
10. Березин С.В., Шапатина О.В. Комплексная методика ранней профилактики наркомании: метод. пособие. – Самара, 2004
11. Березин, С. В., Лисецкий, К. С., Назаров, Е. А. Психология наркотической зависимости и созависимости [Текст] / С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров. - М.: МПА, 2001
12. Бойко И.А. Подростковый алкоголизм как социальная проблема / И.А. Бойко // Развитие общественных наук российскими студентами. – 2017. – № 4.
13. Вислова А. Д. Модели формирования и профилактики наркозависимого поведения: моногр. – Нальчик: ГП КБР РПК, 2009
14. Воронин, Р.М. Социальная адаптация наркозависимых // Социальная ресоциализация наркозависимых. 2015. № 4
15. Вторичная и третичная профилактика зависимости. Концепция Комплексной Активной Профилактики и Реабилитации (КАПР). - М., 2000.
16. Ганнушкин, П. Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика [Текст] / П.Б. Ганнушкин. - Н.Новгород: Изд-во НГМД, 1998
17. Гречаная Т.Б., Иванова Л.Ю., Колесова Л.С. Полезные привычки: пособие для учителей. – М.: Project HOPE, 1998
18. Гречаная Т.Б., МакДональд Л., Барцалкина В.В., Дмитриева Н.Г. Современный подход к первичной профилактике употребления алкоголя и наркотиков, основанный на взаимодействии семьи и школы // Профилактическая медицина (Профилактика заболеваний и укрепление здоровья). – 2004. – № 3
19. Дмитрова, Е.А. Система реабилитации лиц, больных наркоманией. ДВИПК ФСКН России, 2013.
20. Дубина Н.Н. Специфика социально-педагогической работы с подростками, склонными к употреблению спиртных напитков / Н.Н. Дубина, И.А. Семкина // Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер: сб. науч. ст. – Витебск, 2016. – С. 47-50
21. Журавлева О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н. Программа «Путешествие во времени»: метод. реком. – М., 2000
22. Завьялов, В. Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости [Текст] / В.Ю. Завьялов. – Новосибирск: Наука, 1988
23. Зайцев Г.К. Школьная валеология. Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001
24. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) [Текст] / Е.В. Змановская. - М.: Издательский центр «Академия», 2004
25. Кабанов, М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. Спб.: Лениздат. 1998
26. Короленко, Ц. П., Дмитриева, Н. В. Социодинамическая психиатрия [Текст] / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - М.: «Академический проект», Екатеринбург: «Деловая книга», 2000
27. Латышев Г.В. Орлова М.В. Смотри по жизни вперед. Руководство по работе с подростками. – СПб.: Ars Longa, 2001
28. Легальные и нелегальные наркотики / под ред. В. А. Ананьева. – СПб.: ИМАТОН, 1996
29. Лисецкий, К.С., Литягина, Е.В. Наркомания: особенности и взаимосвязь отношения к болезни зависимых и созависимых // Наркомания: причины, проблемы, последствия. 2014. № 9. С.48.
30. Личко, А. Е., Иванов, Н. Я. Словарь современной американской психиатрической терминологии с ее отличиями от принятой в России [Текст] / А.Е. Личко, Н.Я. Иванов // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. – 1992. - № 4. - С. 63-84
31. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для класс. рук. / под ред. Н.П. Майровой. – СПб.: Образование-Культура, 2002
32. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: пособие для учителей младшей школы / под ред. М.М. Безруких. – СПб.: Образование-Культура, 1999
33. Максимова, Н. Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних [Текст] / Н.Ю. Максимова. – Ростов н/Д: Феникс, 2000
34. Малкина-Пых, И. Г. Психология поведения жертвы [Текст] / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2006.
35. Менделевич, В. Д. Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты) [Текст] / В.Д. Менделевич. – М.: МЕДпресс-информ, 2003
36. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения [Текст] / В.Д. Менделевич. – М.: Медпресс, 2001.
37. Наркология. Пер. с англ. - М.; СПб.: "Издательство Бином" - "Невский диалект", 1998
38. Николаева Л.П., Уроки профилактики наркомании в школе: пособие для учителя. – М.: Моск. психол.-соц. ин-та. – Воронеж: МОДЭК, 2003
39. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года No 299 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков»http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70544066
40. Прялухина А.В. Подростковая алкоголизация в теории и практике научной мысли / А.В. Прялухина, И.А. Синкевич // Казанский педагогический журнал. – 2017. – № 1 (120). – С. 168-174
41. Пятницкая, И. Н. Наркомания [Текст] / И.Н. Пятницкая. – Л.: Медицина, 1994
42. Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков: Учебно-методическое пособие; Inside Pocket Publishing Limited - Москва, 2011.
43. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Зыков О.В. и др. Программа профилактики злоупотребления наркотиками среди подростков и молодежи: метод. реком. – Гатчина: Латона, 2002
44. Указ Президента РФ от 9 июня 2010 года No 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до2020 года». Система ГАРАНТ:http://base.garant.ru/12176340
45. Шабалина, В. В. Когнитивная структура психической зависимости [Текст] / В.В. Шабалина // Наркология. – 2006. - № 9.
46. McDonald L. FAST team trainer manual: steps to certification. FAST Training and Evaluation Center. Edgewood College, Madison, WI 53711, 1992; revised 1998; revised 2000
47. National Institute on Drug Abuse. Drug Abuse Prevention Package (four manuscripts on prevention). NCADI #PREVPK. Rockville, MD: U.S. Department of Health and Human Services, National Institutes of Health, National Institute on Drug Abuse, 1997.
48. Perry, CL, Williams, CL, Komro, KA, Veblen-Mortenson, S., Stigler, MH, Munson, KA, Farbakhsh, K., Jones, RM, & Forster, JL (2002, February). Project Northland: Long-Term Outcomes of Community Action to Reduce Adolescent Alcohol Use // Health Education Research. – 17 (1). – 117–1132
49. Williams C.L., Grechanaia T., Romanova O. et al. Russian-American Partners for Prevention: Adaptation of a School-Based Parent-Child Program for Alcohol Use Prevention. Eur J Public Health 2001; 11: 3: 314-321
50. Windle, M. & Davies, P. (1999). Developmental theory and research. In K.E. Leonard & H.T. Blane (Eds.), Psychological theories of drinking and alcoholism, 2nd ed. Guilford Press: New York