Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) широко применяются во всех областях народного хозяйства и являются практически единственным источником энергии в автомобилях.
Первый поршневой ДВС был создан французским инженером Ленуаром. Этот двигатель работал по двухтактному циклу, имел золотниковое газораспределение, посторонний источник зажигания и потреблял в качестве топлива светильный газ.
Двигатель Ленуара представлял собой крайне несовершенную топливную установку, неконкурентоспособную даже с паровыми машинами того времени.
В 1870 г. немецким механиком Н. Отто был создан четырехтактный газовый двигатель, работавший по предложенному французским инженером Бо де Рошем циклом со сгоранием топлива при постоянном объеме. Этот двигатель и явился прообразом современных карбюраторных двигатель.
Бензиновый двигатель транспортного типа впервые в практике мирового двигателестроения был предложен русским инженером И.С. Костовичем. В двигателе было использовано электрическое зажигание.
В 90-х годах XIX века началось развитие дизелей. Немецким инженером Р.Дизелем был разработан рабочий цикл двигателя, а в 1897 г. Р.Дизель построил первый образец работоспособного стационарного компрессорного двигателя. Но он не получил широкого распространения из-за конструктивного несовершенства. Внеся ряд изменений в конструкцию двигателя Р.Дизеля, русские инженеры создали образцы двигателей, получивших признание в России и за рубежом.
Первые образцы бескомпрессорных дизелей были разработаны русским инженером Г.В. Тринклером и построены в России. Особое внимание привлекала конструкция бескомпрессорного дизеля для трактора, разработанная русским изобретателем Я.В. Маминым.
Дальнейшее развитие двигателестроения сопровождается непрерывным интенсивным улучшением их технико-экономических показателей, увеличением моторесурса и снижением их металлоемкости.
Поэтому, и в работе, будет выполнено совершенствование конструкций двигателя Д-245 оборудованного средствами облегчения пуска в зимних условиях.
1. Объект и задачи исследования
1.1. Воздействие отрицательной температуры на двигатель при холодном запуске
Холодное время года является самым сложным периодом для эксплуатантов автомобильной и тракторной техники. И дело не только в том, что ухудшаются дорожные условия из-за гололеда и снега, намного больше неприятностей приносят минусовые температуры, поскольку являются причиной повышенного износа для всех узлов и агрегатов двигателя [1, 2].
Для успешного прохождения сезона необходимо заранее подготовить автомобильные и тракторные транспортные средства, чтобы адаптация двигателя к запуску в холодном климате прошла как можно безболезненней. Грамотная подготовка включает в себя целый комплекс проведенных работ, таких, как: подбор специального сезонного масла (для мотора и трансмиссии), жидкости в гидравлический усилитель руля, антифриза, проверка состояния аккумуляторной батареи и др. [3-5]
Холодный запуск двигателя, даже если температура окружающего воздуха понизилась незначительно, запуск двигателя в холодную погоду однозначно происходит хуже [1, 6]. А при сильном похолодании, даже если двигатель в прекрасном техническом состоянии будет испытывать определенные трудности.
Одним из примеров [7], может быть графическое представление расхода топлива двигателя автомобиля «Фольксваген-Паллас» в зависимости от подогрева перед выездом (рис. 1.1).
Также, в соответствии с [8], можно привести зависимость потерь топлива (рис. 1.2), которое необходимо в процессе прогрева двигателя от его первоначального состояния.
Рисунок 1.1 – Расход топлива двигателем автомобиля «Фольксваген-Паллас» в зависимости от подогрева перед выездом: 1 – без обогрева; 2 – обогрев 1час; 3 – обогрев 2часа; 4 – двигатель прогрет в движении автомобиля [7]
Рисунок 1.2 – Зависимость потерь топлива, которое необходимо в процессе прогрева двигателя от его первоначального состояния [8]
Отрицательные температуры пагубно влияют на все компоненты, от которых зависит, как работает силовая установка. Масло, как моторное, так и трансмиссионное становится значительно гуще, аккумуляторная батарея теряет свою ёмкость, дизельное топливо становится вязким, а бензин перестает хорошо испаряться [7-9].
Кроме того, мороз оказывает пагубное влияние на металл, из которого сделан двигатель. Сжимаясь, он увеличивает зазоры между деталями, тем самым уменьшая компрессию и усложняя воспламенение рабочей смеси.
В результате того, что масло сильно густеет, оно плохо проходит по системе подачи и при заводе, первое время мотор работает без смазки. Эксплуатация на сухую сильно изнашивает детали, самое большое трение испытывают: поршень, кольца, цилиндры, шейки коленчатого вала, вкладыши [10, 11]. Именно поэтому принято считать, что один пуск двигателя при низких температурах приравнивается к нескольким сотням километров пробега.
При плохой компрессии для запуска требуется больше топлива. Поступая в цилиндр на холодном двигателе, рабочая смесь проходит в увеличенные зазоры между поршневыми кольцами и оказывается в поддоне картера [1, 12].
Смешиваясь с маслом, топливо значительно ухудшает его свойства. При большом увеличении концентрации топлива (бензин или солярка) в масле, материал уже не способен полностью уберечь мотор от износа. Как следствие, мотор не только быстро изнашивается и глохнет, но и может полностью выйти из строя [1, 4].
В период зимней эксплуатации от низких температур страдают уплотнители, прокладки, сальники, все изделия, выполненные из резины. Как правило, качественная резина без проблем выдерживает температуру до
-25°С, а вот при более низких температурах начинает твердеть и пропускать рабочие жидкости [1, 5].
Кроме того, негативное влияние на резину оказывают перепады температур. После того, как происходит холодный пуск, мотор быстро и неравномерно начинает нагреваться. Как результат резких температурных перепадов, трещины в резиновых изделиях и утечки жидкостей.
Так как повлиять на погодные условия мы не в состоянии, а эксплуатации силовой установки автомобильной и тракторной техники при низких температурах не избежать, основная задача, не полениться и провести все работы по подготовке двигателя к зиме. Как показывает практика, правильно выполненные действия способны помочь избежать большинства проблем, возникающих в морозную погоду [2, 5].
В регионах, где зимние условия соответствуют средним температурным показателям, при подготовке к сезону необходимо выполнить следующие виды работ.
Первое, что необходимо сделать, производя холодный запуск двигателя, привести в движение все детали цилиндропоршневой группы. Соответственно, необходимо убедиться в способности аккумулятора и стартера выполнять свою функцию. Эффективность работы стартера напрямую зависит от того, как работает батарея. Необходимо провести её техническое обслуживание: проверить наличие и состояние электролита, провести зарядку и т.п.
Исходя из условий эксплуатации, правильно подобрать и заменить моторное масло, учитывая его характеристики. Согласно технической документации и рекомендаций производителя, подобрать нужную вязкость. Стоит помнить, что жидкие смазки облегчают пуск, но менее надежны с точки зрения защиты мотора. Кроме того, ввиду своей повышенной текучести, могут протекать через резиновые уплотнения при смене температурных режимов [1, 6].
Зимой холодный двигатель плохо заводится в случае, когда появляются пропуски зажигания. Для устранения проблемы необходимо проверить и поменять свечи в бензиновых силовых установках, а форсунки – в дизельных. Кроме того, проверить надо и другие элементы, связанные с зажиганием, например, высоковольтные провода.
Перед эксплуатацией двигателя в холодное время года не лишним будет поменять фильтры: воздушный, масляный, топливный.
Чтобы не повредить мотор, во время резкого похолодания, необходимо проверить состояние и уровень антифриза. Наличие в нем большого количества воды чревато замерзанием и последующим разрывом рубашки охлаждения агрегата [12-17].
Залить в бак качественное топливо. Особенно это актуально для дизельных двигателей, чувствительных к содержанию парафина в солярке. Топливо должно соответствовать климатическим условиям эксплуатации, поскольку бывает зимним и летним. Зимнее топливо адаптируют под низкие температуры, у бензина повышают испаряемость, солярку делают более жидкой.
Перед поездкой двигатель заводится и обязательно прогревается. В зимний период это особенно важно, поскольку запустить и сразу нагрузить холодный мотор чревато еще большим износом [17, 18].
В случае, если температура понижается до -30°С и ниже, самым простым и в то же время правильным вариантом будет поставить автотракторную технику в отапливаемый гараж.
Провести утепление двигателя и капота, это позволит быстрей прогреть только что заведенный мотор и не даст ему быстро остыть при коротких остановках.
Если есть возможность, реализовать подогрев моторного масла в поддоне двигателя. Особенно актуально для районов с экстремально низкими температурами. На рынке существует большое количество различных приспособлений, подогревателей, которые значительно могут облегчить жизнь автомобилисту. Единственным их недостатком является цена.
Реализация всех этих решений потребует немалых затрат и времени, однако, все это стоит того, поскольку сохранит силовую установку в рабочем состоянии даже в самый лютый мороз, когда двигатель очень плохо заводится на холодную.
Благодаря проделанной работе двигатель автотракторной техники сможет легко завестись, ровно работать, меньше потреблять топлива при прогреве и не так быстро остывать.
1.2. Краткий обзор средств облегчения пуска дизельных двигателей
Большую неприспособленность к условиям зимней эксплуатации имеют дизельные двигатели. Это вызвано тем, что достичь самовоспламенения топлива внутри цилиндров холодного дизельного двигателя гораздо труднее, чем принудительного воспламенения топлива от искры – для карбюраторного двигателя. Так, чтобы обеспечить самовоспламенение топлива при температурах от нуля до минус 5 С, уже требуются минимальные пусковые обороты коленчатого вала значительно выше 50 мин-1, а при температурах ниже минус 15 С пуск дизеля без применения специальных средств облегчения пуска становится невозможным. Объясняется это тем, что с дальнейшим понижением температуры резко увеличивается величина необходимых минимальных пусковых оборотов двигателя. Именно в связи с этим, системы пуска многих дизельных двигателей тракторов до настоящего времени оснащаются специальными пусковыми бензиновыми двигателями, от которых раскручиваются коленчатые валы дизелей до нужной пусковой частоты вращения [11-15, 18-27].
На большинстве отечественных автомобильных дизельных двигателях, с целью снижения минимальных пусковых оборотов коленчатого вала и для достижения возможности использовать более дешевую и удобную в эксплуатации электростартерную систему пуска дизеля, используется электрофакельное (или аналогичное по назначению) устройство (ЭФУ), которое обеспечивает разогрев воздуха во впускном трубопроводе перед его поступлением в цилиндры двигателя. Благодаря такому устройству предельная температура пуска может снизиться до минус 25 С (конечно при условии использования зимнего дизельного топлива и соответствующего масла). Однако, в реальных условиях достичь этого оказалось возможностью также маловероятной, так как эксплуатация автомобильной техники с ЭФУ выявила их низкую надежность работы из-за частого засорения жиклеров и закоксовывания свечей накаливания, а также существенного потребления энергии аккумуляторных батарей на разогрев свечей (величина потребляемого тока ЭФУ достигает 24А, а время включения - не менее 45 сек.). Это особенно сказывается при разряде аккумуляторных батарей близкому к предельному (25%), для зимних условий эксплуатации. Кроме того, эффективное применение ЭФУ требует определенных знаний и навыков умелого обращения с ним [11, 28].
Для более качественного решения проблемы пуска двигателей в холодное время года, заводы-изготовители оснащают некоторые свои изделия (как правило, только по согласованию с заказчиком) автономными индивидуальными подогревателями, обеспечивающими разогрев двигателей перед их пуском. В последнее время появились подогреватели, обеспечивающие не только предварительный разогрев, но и автоматическое поддержание теплого состояния двигателя в заданном интервале температур и времени. Однако, из-за существенного увеличения стоимости готового изделия и отсутствия необходимости в таком устройстве в летний период времени, да и в зимнее время оно востребуется лишь периодически – широкомасштабного применения индивидуальные подогреватели пока не находят.
Для решения проблемы пуска холодных двигателей в крупных автотранспортных предприятиях используют различные стационарные установки для разогрева двигателей паром, горячим воздухом, применяют источники инфракрасного излучения, передвижные пусковые установки (тележки), монтируют теплоэлектронагреватели в систему охлаждения двигателей и т.п. В некоторых автохозяйствах выделяются на ночное время специальные люди, которые осуществляют периодические пуски двигателей не давая им остывать.
Понятно, что такие способы облегчения пуска двигателей и поддержания их в горячем состоянии требуют очень больших затрат, как на оснащение ими автотранспортных предприятий, так и на дальнейшую их эксплуатацию и содержание. Стоимость каждого такого пуска двигателя получается очень высокой.
Значительно уменьшить затраты времени и средств для пуска холодного двигателя позволяет применение пусковой жидкости (ПЖ), которая впрыскивается во впускной тракт двигателя в момент вращения стартером коленчатого вала двигателя. Эффект достигается за счет снижения минимальных пусковых оборотов, т.к. основу ПЖ составляет этиловый эфир, обладающий по сравнению с основным топливом, более низкой температурой самовоспламенения, очень большой летучестью (температура кипения 34,5 С) и широкими пределами принудительного воспламенения, что обеспечивает его сгорание в
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Микулин, Ю. В. Пуск холодных двигателей при низкой температуре [Текст] / Ю. В. Микулин, В. В. Карницкий, Б. А. Энглин. – М.: Машиностроение, 1971. – 216 с.
2. Лосавио Т.Е. Пуск автомобильных двигателей без подогрева. - М.: Транспорт, 1965. – 103 с.
3. Рубинштейн, С. Ф. Исследование низкотемпературных свойств масел. [Текст]: дис. … канд. техн. наук / С. Ф. Рубинштейн. – М., 1951.
4. Суранов, Г. И. Триботехника. Повышение долговечности транспортных двигателей [Текст]: монография / Г. И. Суранов. – Ухта: УГТУ, 2011.– 335 с.
5. Эксплуатация двигателей внутреннего сгорания: учебное пособие / Б. Л. Охотников. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 140 с.
6. Анискин Л.Г. Технико-экономические проблемы зимней эксплуатации автомобилей, исследование, разработка и внедрение системы воздушного обогрева: Автореф докг. техн. наук / Киевск. автомоб.-дор.ин-т.- Киев, 1982. – 52 с.
7. Kantele Iauten elektrolunen Suomaleinen (Helsinki) – Tecknical Maalma 1980, №8, p. 28-29.
8. Кутлин А.А. Определение потерь топлива, связанных с прогревом автомобиля после длительной стоянки //Проблемы адаптации авто- мобилей к суровым климатическим условиям Севера и Сибири: Межвузовский тематический сборник. Выпуск 63. – Тюмень: ТИИ, 1977. – 232 с.
9. Работа дизелей в условиях эксплуатации: Справочник / А.К.Костин, Б.П.Пугачев, Ю.Ю. Кочинев; Под общ. ред. А.К.Костина. – Л.: Машиностроение, 1989. – 284 с.
10. Теория двигателей внутреннего сгорания / Н.Х.Дьяченко, А.К.Костин, Б.П. Пугачев, Р.В. Русипов, Г.В. Мельников; Под общ. ред. Н.Х.Дьяченко. - Л.: Машиностроение, 1974. – 552 с.
11. Автомобильные двигатели / В.М.Архангельский, М.М. Вихерт. Под общ. ред. М.С. Ховаха. – М.: Машиностроение, 1977. – 591 с.
12. Белоусов И.С., Федюнин П.И. Пуск тракторных и автомобильных двигателей: учебное пособие / НГАУ ИИ. – Новосибирск 2006. – 312 с.
13. АвтоДела.Тест предпусковых двигателей http://catalog.autodela.ru/article/view/339
14. Автонаходка.Ру. Онлайн-энциклопедия об автомобилях. – http://autonahodka.ru
15. Теплостар авто. Предпусковые жидкостные подогреватели и автономные воздушные отопители. http://teplostar-auto.ru/
16. Все о предпусковых обогревателях и отопителях. – http://modernlib.ru/books/nayman_vladimir/vse_o_predpuskovih_obogrevatelyah_i_otopitelyah/read_6.
17. Белоусов И.С., Крохта Г.М. Пуск тракторных дизелей: учебное пособие / НГАУ ИИ. – Новосибирск, 2002. – 144 с.
18. Калимуллин Р.Ф. Эффективность предпускового подогрева автомобильного двигателя // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. – 2015. – №1. – С. 11-16.
19. Зеленцов В. В. Влияние теплового режима автомобильных двигателей на процессы их изнашивания: учеб. пособие / В.В. Зеленцов. – Горьков. полетехн. ин-т, 1979. – 145 с.
20. Антонец Д.А., Мелентьев Ю.K. Тепловой режим двигателя и тепловая подготовка заряда в процессе сжатия при низких температурах окружающего воздуха / Рабочие процессы двигателя внутреннего сгорания. Сб статей/ Иркут. полтиехн. ин-т. – Иркутск, 1975. – С 101-110.
21. Чухланцев Ю.П. Анализ рабочих циклов и особенностей использования двигателей на Тюменском Севере. Текст лекций / Тюмень. Гос. Ун-т. – Тюмень, 1988. – 71 с.
22. Мелентьев Ю.К. Бородин А.М., Ташкинов Г.А., Придорогин В.К. Особенности показателей рабочего процесса дизельных двигателей с воздушным охлаждением / Рабочие процессы двигателей внутреннего сгорания: Сб. статей Иркут.политехн. ин-т. – Иркутск, 1975. – С. 118-130.
23. Крамаренко Г.В., Николаев В.А., Шаталов А.И. Безгаражное хранение автомобилей при низких температурах. – М.: Транспорт, 1984. – 136 с.
24. Антонец Д.А. Исследование работы дизельного двигателя с непосредственными впрыском при эксплуатации в условиях низких температур окружающего воздуха: Автореф. … канд. техн. наук / Новосиб. С-х. ин-т. – Иркутск, 1973. – 26 с.
25. Шульгин В.В. Теория и практика применения в автотранспортных средствах тепловых аккумуляторов фазового перехода. СПБГУАиС, 2004. – 501 с.
26. Бурак B.C. Тепловой; аккумулятор на фазовом переходе для автомобильного транспорта: Автореф...канд. техн. наук / ПТМО. – Беларусь, Минск, 2001. – 22 с.
27. Резник Л. Г. Оценка топливной экономичности автомобилей в зимний период / Л. Г. Резник, Л. И. Виленский // Автомобильный транспорт: Сб. науч. тр. / ТюмИИ – Тюмень, 1974. – № 41. – С. 116-125.
28. Резник Л.Г. Основные направления, цели и задачи теории приспособленности автомобиля к суровым условиям эксплуатации / Л.Г. Резник, А.И. Петров // Проблемы эксплуатации машин в суровых условиях Сибири: Межвузовский сб. научн. тр. / ТюмИИ – Тюмень, 1991. – С. 3-4.
29. Хабатов Р.Ш. Эксплуатация машинно-тракторного парка / Р.Ш. Хабатов, М.М. Фирсов, В.Д. Игнатов и др.; Под общ. ред. д.т.н., профессора Р.Ш. Хабатова. – М.: "ИНФРА-М", 1999. – 208 с.
30. Сырбаков А.П., Корчуганова М.А. Исследование способов предпускового разогрева тракторных двигателей бензиновыми горелками // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.; / URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18873
31. Болдин А.П., Максимов В.А. Основы научных исследований и УНИРС/Учебное пособие. 2-е издание, перераб. и дополн. – М.: 2002. - 276 с.
32. Бутков П.П., Прокудин И.Н. Экономия топлив и смазочных материалов при эксплуатации автомобилей. - М.: Транспорт, 1976. - 136с.
33. Буянов Е. Особенности работы систем охлаждения автомобильных двигателей в условиях Крайнего Севера // Автомобильный транспорт. – 1973. - №10. – С. 22-24.
34. Васильева Л.С. Краткий справочник по автомобильным эксплуатационным материалам. – М.: Транспорт, 1992. – 120 с.
35. Виленский Л. И. Исследование влияния низких температур окружающего воздуха на эксплуатационную топливную экономичность автомобиля. – Дис. .. к. т. н. – Тюмень, 1979.
36. Виленский Л.И. Анализ системы потребления топлива // Приспособленность автомобилей, строительных и дорожных машин к суровым условиям эксплуатации: Межвузовский сборник научных трудов. – Тюмень: ТюмГНГУ, 1999. – 156 с.
37. Виленский Л.И., Кутлин А.А., Дедюкин В.В. Методика определения маршрутных норм расхода топлива. // Проблемы адаптпции автомобилей к суровым климатическим условиям Севера и Сибири (Межвузовский тематический сборник). - Тюмень: ТГУ, 1979. - С. 102-106.
38. Вопросы эксплуатации колесных и гусеничных машин в условиях Сибири и Дальнего Востока: Сборник научных трудов под общей редакцией к.т.н. В.Н. Гринцевича. – Красноярск: КГУ, 1976. – 108 с.
39. Высоцкий М.С., Беленький Ю.Ю., Московин В.В. Топливная экономичность автомобилей и автопоездов. – Мн.: Наука и техника, 1984. – 208 с.
40. Гилко И.Ф., Куцый Н.П., Примак П.А., Шевченко Е.Н. Новая технология подогрева автомобилей в зимнее время на открытой стоянке // Горн.ж. – 1992. - №9. – С. 53-54.
41. Говорущенко Н.Я. Экономия топлива и снижение токсичности на автомобильном транспорте. – М.: Транспорт, 1990. – 135 с.
42. Гольденштейн А., Барон С. Подогреватели «Малютка» с инфракрасными излучателями // Автомобильный транспорт. – 1972. - №2. – С. 25-27.
43. Горлатов В., Моте Г. Устройство для облегчения пуска холодных двигателей // Автомобильный транспорт. – 1992. - №10. – С. 23.
44. Евсеев П.П. О нормировании расхода топлива автомобилем // Автомобильная промышленность. – 2001. - №11. – С. 20-22.
45. Жегалин О.И., Лупачев П.Д. Снижение токсичности автомобильных двигателей. – М.: Транспорт, 1985. – 120 с.
46. Жигадло А.П. Повышение эксплуатационных качеств автомобильных двигателей путем применения ленточных электроподогревателей моторного масла: Автореф. дис. … канд. техн. наук. - Оренбург, 2001. - 14 с.
47. Захаров Н.С. Моделирование процессов изменения качества автомобилей. – Тюмень: ТюмГНГУ, 1999. – 127 с.
48. Кармин В. Им зима не страшна // Автомобильный транспорт. – 1997. - №2. – С. 56-57.
49. Карнаухов В.Н. Разработка методики определения режима работы и мощности электронагревателей двигателей при безгаражном хранении автомобилей зимой: Автореф. дис. … к.т.н. - Омск, 1994. - 20 с.
50. Карнаухов В.Н. Сбережение топливно-энергетических ресурсов при эксплуатации автомобильного транспорта в низкотемпературных условиях: Автореф. дис. … д-р техн. наук. - Тюмень, 2000. - 41 с.
51. Карнаухов В.Н., Резник Л.Г., Ромалис Г.М., Холявко В.Г. Эксплуатация автомобилей в особых условиях: Учебное пособие. – Тюмень: ТюмИИ, 1991. – 66 с.
52. Карнаухов Н.Н., Самойлова М.И., Шаруха А.В. Предпусковая подготовка двигателя за счет энергии выхлопных газов. // Сервис, техническая эксплуатация транспортных и технологических машин: Межвузовский сборник научных трудов. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2001. – C. 117-119.
53. Клевцов В., Волчегорская Ж. Предпусковая подготовка автомобилей в северных районах // Автомобильный транспорт. – 1985. - №8. – С. 34-35.
54. Козлов В. Оборудование для подогрева и пуска двигателей // Автомобильный транспорт. – 1970. - №7. – С. 26-28.
55. Копотилов В.И. Автомобили: Теоретические основы: Учебное пособие для вузов. – Тюмень: ТюмГНГУ, 1999. – 403 с.
56. Копотилов В.И. Межсменное хранение автомобилей в зимнее время: Учебное пособие. - Тюмень.: ТюмИИ, 1993. - 67 с.
57. Копотилов В.И. Нормирование эксплуатационного расхода автомобильного топлива // Грузовик &. – 2003. - №8. – С. 46-48.
58. Копотилов В.И. Расчет норм расхода топлива на транспортную работу АТС // Автомобильная промышленность. – 2003. - № 6,7. – С. 25- 26, С. 23-24.
59. Крамаренко Г.В., Николаев В.А., Шаталов А.И. Безгаражное хранение автомобилей при низких температурах. – М.: Транспорт, 1984. – 136 с.