Фрагмент для ознакомления
2
Рисунок 7 Классификация средств ИКТ в методической области
Как видно из приведенной структуры, видео формат может быть применен в пределах каждого из приведенных средств ИКТ.
На рис.8, по одной из классификаций уроков по видео-формату показано, что видео формат может быть интегрирован в урок с применением целого ряда технологий.
Рисунок 8 Популярный видео форматы, реализуемые средствами ИКТ
При этом становится очевидным, что видео формат подразумевает и от учеников и от учителя необходимого уровня цифровой грамотности (таб.1).
Таблица 1 Основные элементы цифровой грамотности
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
элементы Определения Умения
Доступ
Знание и умение собирать и / или получать информацию.
Поиск, поиск и извлечение информации в цифровой среде.
Управление
Применение существующей организационной или классификационной схемы.
Проведение элементарной и предварительной организации доступной информации для поиска и последующего применения.
Интегрирование
Интерпретация и представление информации - обобщение, сравнение и противопоставление.
Интерпретировать и представлять информацию с помощью инструментов ИКТ для синтеза, обобщения, сравнения и сопоставления информации из нескольких источников.
Оценка Делать суждения о качестве, актуальности, полезности или эффективности информации.
Оценка уместности и адекватности информации и источников информации для конкретной цели (включая определение полномочий, предвзятости и сроков материалов).
Создание
Генерация информации путем адаптации, применения, проектирования, изобретения или создания информации.
Адаптация, применение, проектирование или создание информации в среде ИКТ (для описания события, выражения мнения или поддержки основного аргумента, точки зрения или позиции).
Коммуникация Передача информации в убедительной форме, чтобы удовлетворить потребности различных аудиторий с помощью соответствующего средства. Коммуникация, адаптация и представление информации должным образом в ее контексте (аудитория, средства массовой информации) в среде ИКТ.
В свою очередь эффективное применение цифровой технологии в целом и виде=технологии в частности, :
- Использование технологии как инструмент для исследования, организации, оценки и передачи информации.
- Использование цифровых технологий (компьютеров, КПК, медиаплееров, GPS и т. Д.), Средств связи / сетей и социальных сетей для доступа, управления, интеграции, оценки и создания информации для успешного функционирования в экономике знаний.
- Применение фундаментального понимания этических / правовых вопросов, связанных с доступом и использованием информационных технологий.
Владея цифровой грамотностью, учащиеся могут строить вместе с учителями различных предметов, и, прежде всего, интересующего нас в данном исследовании английского языка, отдельные элементы их курсов с ИКТ-поддержкой. Учащиеся могут реализовывать различные сервисные функции, в том числе – обслуживать технику и консультировать пользователей (прежде всего – учителей). Это может войти в их индивидуальное образовательное планирование и портфолио учащихся.
Наглядно- образные компоненты мышления играют ведущую роль в запоминании и воспроизведении информации, они особенно важны в научном образовании (в частности, при изучении иностранного языка), когда общее невозможно без частного, а многообразие велико и где можно легко запутаться.
Функции компьютерных технологий в образовании приведены на рис.9. а составляющими компьютерной ИКТ компетенции учащихся -на рис.10.
При этом надо отметить, что презентации позволяют:
- сочетать научность и доступность;
- создавать проблемные ситуации на уроке;
- эффективнее использовать время урока.
Рисунок 9 Функции компьютерных технологий в образовательном процессе
Необходимые условия для начала постоянно расширяющейся сферы реализации ФГОС в части применения ИКТ в образовательном процессе объединяются понятием школы информатизации . В свою очередь использование внутришкольного образовательного ресурса позволяет обучающимся получить новые знания из опыта предыдущих учеников. С каждым годом учитель пополняет свою «педагогическую копилку» из творческих работ учеников.
Рисунок 10 Общие составляющие ИКТ компетенции учащихся
В случае же, когда речь идет о конкретных предметах, таких как иностранный язык, рассматриваемый в данном исследовании, то список компетенций будет более широким и будет подразумевать языковые компетенции.
Таким образом, для внедрения видеоформата в образовательный процесс требуется наличие минимального оснащения образовательного учреждения, информационной среды, необходимых сервисов и профессионально ИКТ-компетентных кадров.
При этом следует отметить, что ИКТ-компетентность всех педагогов достигается постепенно, исходно в школе информатизации она не предполагается. Для каждого из учителей создается собственная индивидуальная программа формирования ИКТ-компетентности, как часть программы профессионального развития, повышения квалификации и переподготовки. Эта программа начинается с ознакомления с возможностями ИКТ в школьном образовании и конкретном школьном предмете (группе предметов). За этим следует этап повышения квалификации или модулей переподготовки, в ходе которого педагог осваивает ИКТ в применении к своей профессиональной деятельности и параллельно планирует это применение в информационной среде с тем, чтобы быть способным самостоятельно создавать обучающий цифровой контент, который позволит реализовать, в том числе, и интерактивный метод обучения, который охватывает и уроки с привлечением видеоформата.
В настоящее время понятие «интерактивные методы обучения» наполняется новым содержанием, приоритетная роль в нём отводится: взаимодействию; развитию навыков личности; развитию и осуществлению социального опыта людей; учебно-педагогическому сотрудничеству между участниками образовательного процесса. Интерактивные методы обучения имеют ряд особенностей, которые следует учитывать в реальной учебной деятельности .
Во-первых, активное взаимодействие участников образовательного процесса в учебной деятельности. В данном случае взаимодействие понимается как «отношение между людьми, когда они в процессе решения общих для них задач, влияя один на другого, дополняют друг друга, успешно решают эти задачи». При этом «происходят изменения и в каждом из субъектов, и в тех объектах, на которое направлено взаимодействие». Интерактивные методы обучения основаны на взаимодействии, реализующемся в трёх средах: «ученик – учитель – ученик», «ученик – компьютер – учитель», «ученик – учебник – учебное пособие». Причем учителю отводится роль фасилитатора, помощника, уступая при этом место активности учащихся. Во-вторых, использование интерактивных методов обучения предполагает следующую логику учебной деятельности: мотивация – формирование нового опыта – его осмысление через применение – рефлексия. Причем формирование нового опыта осуществляется с учетом имеющегося опыта, создания проблемных диалогических ситуаций, образующихся на основе возникающих противоречий, рождения новых познавательных мотивов и интересов. В-третьих, интерактивные методы обучения характеризует обязательная работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества. В-четвертых, интерактивные методы обучения основаны на игровых формах обучения, чему способствует и интеграция в обучение видеоформата, при которых проявляется активность учащихся, осуществляется аккумуляция и передача социального опыта, создаются условия для более полной самореализации личности учащихся.
Выводы к Главе 1
В данной главе проведен анализ позиции иностранного языка в современном образовании. Показано, что современные тенденции в обучении иностранным языкам предусматривают тесную взаимосвязь прагматического и культурологического аспектов содержания и решения учебно-воспитательных задач в процессе развития иноязычных речевых коммуникативных навыков. В то же время растет потребность в таких мероприятиях, которые выводят использование английского языка за рамки урока, расширяют возможности овладения языковыми и речевыми навыками в смоделированных коммуникативных ситуациях и отражают жизнь современных детей.
В главе показано, что видео формат реализуется при помощи ИКТ, а именно, посредством средств визуализации
В главе анализируются возможные средства визуализации, в том числе, для реализации видеоформата.
Приведена классификация средств ИКТ, применяемых в методической области. В частности, отмечено, что
Анализируемый в данном исследовании видео формат позволяет откроить новые и улучшить имеющиеся возможности при изучении английского языка.
Кроме того, в главе отмечено, что при изучении иностранного языка формируется ряд важных компетенций и, прежде всего, языковых. Однако языковые компетенции – не являются единственно важными.
Отмечена, что при изучении иностранного, и, в частности, английского языка, внимание должно уделяться и коммуникативной, особенно социокультурной компетенции, подразумевающей совокупность знаний о реалиях страны изучаемого языка, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка; умение применять эти знания в практике общения и соблюдать специфические обычаи, нормы этикета, правила и стереотипы поведения.
Наглядно- образные компоненты мышления играют ведущую роль в запоминании и воспроизведении информации, они особенно важны в научном образовании (в частности, при изучении иностранного языка), когда общее невозможно без частного, а многообразие велико и где можно легко запутаться. В связи с этим показана важная роль применения в обучении иностранному языку ИКТ в целом и средств с применением видео формата, в частности.
Глава 2 Способы интеграции "видео формата" в уроке иностранного языка
2.1 Формат онлайн-лекции
Говоря о видео формате, следует отметить, что, говоря об онлайн-лекции речь идет о лекции, передаваемой по видеоканалам связи. При этом лекция может быть как онлайн, так и в записи. В связи с этим в данном параграфе рассмотрим первую версию – лекцию онлайн, а во втором параграфе – лекцию офлайн (в записи) в форме подкаста.
В соответствии с Толковым словарем Ожегова, «лекция — это устное изложение учебного предмета или какой-нибудь темы, а также запись этого изложения» .
Е.Б. Нагиева отметила, что «лекция (от лат. lectio — чтение вслух) является цельнооформленным речевым произведением на научную тему. Как и любой другой жанр, она обладает своими устойчивыми и воспроизводимыми признаками, первый и главный из которых — монологичность. Лекция сохраняет все черты монологической речи: предварительный отбор материала, обдумывание предмета и хода речи, последовательное изложение мыслей, отсутствие смены речевых ролей» .
Если обратиться к рис.1, становится ясно, что лекция, как форма обучения, имеет ряд специфических особенностей. В частности, лекция может быть очной т. е. публичной и рассчитанной на физическую аудиторию, а также дистанционной, т.е. в формате онлайн.
Благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий между публичной лекцией и онлайн-лекцией много общего.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Будакова О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка // Педагогическое мастерство : материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М. : Буки-Веди, 2012. – С. 152–154. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2161/
Cambridge Assessment English [Электронный ресурс] https://www.cambridgeenglish.org/exams-and-tests/advanced/
Test of English as a Foreign Language [Электронный ресурс] https://www.ets.org/toefl
Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] https://fgos.ru/
Сысоев П.В. Формирование учебно-познавательной компетенции в целях обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2015. № 10. С. 15-24.
Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. – Москва, 2001.
Баранников А.В. Содержание общего образования: Компетентностный подход. М., 2002.
Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Департамент по языковой политике, Страсбург. 2001. Перевод под общ. ред. проф. Ирисхановой К. М. М.: МГЛУ, 2005. 248 с.
Юрина С.И. О роли лингвострановедческого аспекта в изучении иностранных языков // Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 29 мая 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 94-97.
Акинина Н.В., Ряполова Н.В. Формирование социокультурной компетенции обучающихся на основе английского юмора как фактора отражения ментальности британцев // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4.;
Шестакова И. Г. К вопросу о значении ИКТ в современном мире [Электронный ресурс] https://elibrary.ru/download/elibrary_25421780_79784829.pdf
Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова – М.: Просвещение, 1991. – 351 с.
Пименов А. В. Управление собственным речевым действием в диалоге. дис…канд. филол. наук. – М.: 1971. – 220 с.
Online Mind Mapping [Электронный ресурс] https://www.mindmeister.com/
How to Learn a Second Language Fast – with Mind Maps[Электронный ресурс] https://www.mindmeister.com/blog/learn-a-second-language-with-mind-maps/
Создаём видеокурс: 7 форматов обучающих видео [Электонный ресурс] https://blog.teachmeplease.ru/posts/sozdaem-videokurs-7-formatov-video
Tatur U.G. (2004). Competence in the structure of training quality model // Higher education today . 3, pp. 27-31.
Фомичева И.Д. Мультимедийность: новые возможности для решения старых проблем // Журналистика в 2003 г.: обретения и потери. Стратегии развития. М., 2004
Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] https://slovarozhegova.ru/
Нагиева Е. Б. Особенности речевой организации публичной лекции в формате массмедиа / Е. Б. Нагиева // Университетский научный журнал. — 2016. – № 23. – 155-162 с.
Лекция, семинар, тренинг — отличия и особенности [Электронный ресурс]
http://point-v.ru/stati/vebinar-seminar-trening-otlichiya-i-osobennosti.html
Таланина А. А. Логико-композиционная организация лекции (на материале лекции из серии «Лекции о Прусте» М. Мамардашвили) // Вестн. Сев. федер. ун-та. Сер: Гуманит. и соц. науки. — 2020. – № 6. – С. 72-81.
Макаров М. Л. Основы теории дискурса/ М. Л. Макаров. – М.: Гнозис, 2003. – 280 с.
Guerrero, S., Baumgartel, D. & Zobott, M.. The use of screencasting to transform traditional pedagogy in a preservice mathematics content course. Journal of Computers in Mathematics and Science Teaching, 32(2), 2013, pp. 173-193.
Стернин, И. А. Основы речевого воздействия. Изд. 2, испр. Воронеж: Истоки, 2012. – 178 с.
Ухова, Л. В. Современный публичный диалог: структура и коммуникативные типы // Риторическая культура в современном обществе: тез. IV междунар. конф. по риторике. – М., 2000. – 103 с.
Лурия А. Р. Язык и сознание [Электронный ресурс] http://pedlib.ru/Books/1/0170/index.shtml
Колесниченко В. Л. К вопросу об особенностях вербального и невербального коммуникативного поведения представителей английской и испанской лингвокультур // Труды Международ. науч.-практич. интернет-конференции ≪Преподаватель высшей школы в XXI веке≫. Сб. 7. Ростов н/Д., 2009. – С. 169–174
Онлайн vs офлайн: как преподавателям найти контакт со студентами [Электронный ресурс] https://news.itmo.ru/ru/education/trend/news/9367/
Лекция миллиардера из Forbes Петра Авена (Альфа-банк): Современная экономика России [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch?v=yG9NXJCEnLs
Professional Online Lectures [Электронный ресурс] https://courses.lumenlearning.com/virtuallearningdesigndelivery/chapter/7-professional-online-lectures/
Ковалева М. А. и др., Практические рекомендации по подготовке и проведению презентаций. Учебное пособие – М.: Мир науки, 2019.
Перевернутый класс: технология обучения XXI века [Электронный ресурс] https://www.ispring.ru/elearning-insights/
Конструктор электронных учебных курсов iSpring Suite [Электронный ресурс] https://www.ispring.ru/ispring-suite
BBC Learning English [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/user/bbclearningenglish/videos
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. Пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. Высш. Пед.учеб.заведений/ Д.Н Гальскова, Н.И. Гез // - 2-ое изд., испр. и доп.- М.: Издвтельский центра «Академия», 2005 — 336 с.
Гез, Н. И. О факторах, определяющих успешность аудирования иноязычной речи / Н. И. Гез // Иностранные языки в школе. — 1977. — № 5. — С. 35–41.
Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. – М.: Логос, 2009. – 336 с.
Аникина, Ж.С. Преимущества использования информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку в вузе [Текст] / Ж.С. Аникина // Герценовские чтения. Иностранные языки: материалы межвуз. науч. конф. (28-29 апр. 2010 г.). – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – С. 302-304.
Приходькина Н. Использование технологии «перевернутого обучения» в профессиональной деятельности преподавателей / Н.Приходькина // Научный вестник университета. Серия «Педагогика. Социальная работа». – 2020. - №30. – С.143.
Как педагогу перейти на дистанционное обучение [Эдектронный ресурс] https://kipk.ru/organization-of-distance-learning-teaching-materials
Аникина, Ж.С. Преимущества использования информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку в вузе / Ж.С. Аникина // Герценовские чтения. Иностранные языки: материалы межвуз. науч. конф. (28-29 апр. 2010 г.). – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – С. 302-304.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. Пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. Высш. Пед.учеб.заведений/ Д.Н Гальскова, Н.И. Гез // - 2-ое изд., испр. и доп.- М.: Издвтельский центра «Академия», 2005 — 336 с.