Фрагмент для ознакомления
2
Введение
По мнению Ф. Батцевич, «Тип коммуникативной деятельности, интерактивное явление; речь, имеющая разные формы выражения (устная, письменная, паралингвальная), происходят в конкретном канале общения, и регулируются стратегиями и тактиками участников общения; синтезом когнитивных, языковых и экстралингвистических (социальных, психологических) факторов »[Батцевич, 2004: 138].
Понятие "онлайн - обучение" возникло, очевидно, благодаря типу коммуникативной деятельности - общению в режиме реального времени.
Во время онлайн-обучения учащийся смотрит лекции в видеозаписи или в прямой трансляции, проходит интерактивные тесты, обменивается файлами с тьютором, общается с одногруппниками и преподавателями в чатах, проходит квесты и пр.
Ситуация с пандемией коронавируса привела к тому, что многие очные формы обучения стали переходить в дистанционные формы, а также в режим онлайн, в связи с чем данная тема, получившая новый импульс, очень востребована.
Онлайн лекции имеют свои особенности и в контенте, и в форме, и при этом они должны иметь классическую специфику доказательства, рассуждения, объяснения, в связи с чем исследование, цель которого - анализ речевой специфики объяснения как типа текста онлайн-лекции: коммуникативно прагматический аспект, является актуальным.
Объектом исследования в данной работе является речевая специфика объяснения, а предметом – онлайн-лекция.
Для достижения ; цели в исследовании были сформулированы следующие задачи:
-охарактеризовать онлайн-лекцию как жанр научно-популярного стиля;
- сформулировать речевые особенности научно-популярной лекции;
- проанализировать онлайн-лекцию с точки зрения ее композиционной структуры, а также дать характеристику презентации как как структурной части онлайн-лекции;
- исследовать типы текстов, участвующие в речевой организации онлайн-лекции;
- охарактеризовать как функционально-семантический тип речи коммуникативно-семантические типы объяснения; стратегии и тактики объяснения; проанализировать поликодовый тип текста-объяснения.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты, полученные в процессе анализа речевой специфики объяснения онлайн-лекции, может быть применен в исследованиях по теории обучения в формате онлайн.
Материалами исследования послужили записи учебных и научно-популярных онлайн-лекция.
Источниками исследования послужили работы по речевым тактикам и коммуникативному повелению О. С. Иссерс, А. П. Сковородникова И А. Стерникова и др, а также по особенностям ведения онлайн лекции Е. Б. Нагиевой, А. А. Таланино и др.
Методами исследования послужили методы наблбдения и аналища.
Структура работы состоит из введения, двух шлав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования онлайн-лекции в коммуникативно-прагматическом аспекте.
1.1. Онлайн-лекция: коммуникативно-речевой статус, основные
характеристики и подходы к изучению
1.1.1. Онлайн-лекция как жанр научно-популярного стиля.
В соответствии с Толковым словарем Ожегова, «лекция — это устное изложение учебного предмета или какой-нибудь темы, а также запись этого изложения» [Толковой словарь Ожегова].
Е.Б. Нагиева отметила, что «лекция (от лат. lectio — чтение вслух) является цельнооформленным речевым произведением на научную тему. Как и любой другой жанр, она обладает своими устойчивыми и воспроизводимыми признаками, первый и главный из которых — монологичность. Лекция сохраняет все черты монологической речи: предварительный отбор материала, обдумывание предмета и хода речи, последовательное изложение мыслей, отсутствие смены речевых ролей» [Нагиева 2016: 157 ].
Если обратиться к рис.1, становится ясно, что лекция, как форма обучения, имеет ряд специфических особенностей. В частности, лекция может быть очной т. е. публичной и рассчитанной на физическую аудиторию, а также дистанционной, т.е. в формате онлайн.
Пример типов лекции:
I. Научно-учебная лекция. Пример - Лекция Надежды Шиловой «Поведенческая экономика — от анекдота к Нобелевской премии» в Медиалофте [Лекция Петра Авена, 2018].
Лекция составлена в интерактивной форме. Преподаватель читает и комментирует текст на слайдах, где жестко закреплены основные элементы лекции. Студенты пишут необходимые данные в своем конспекте.
Преподаватель ведет лекцию в интерактивной форме, обращаясь к студентам и ожидая их ответ.
45:57
говорите да-нет нужно сказать да или нет
46:00
а дальше вас просто такая ваша оценка
Лектор использует элементы юмора, стараясь разрядить обстановку.
II. Публичная лекция в аудитории ее примером может быть лекция Петра Авена [Лекция Петра Авена, 2018].
Ее структура задана самим лектором с самого начала. Если обратиться к транслиту лекции, то видно, что лектор обозначает структуру так:
01:52
я на самом деле действительно
01:54
расскажу о том что происходило в конце
01:57
пятидесятых 90 годах пишется в экономике
02:00
а потом просто буду отвечать на любые
02:02
ваши вопросы
Лектор говорит без написанного текста, иногда посматривая на лист на кафедре, где, очевидно, написаны какие-то статистические данные. Он говорит, в свободной форме, по памяти, приводя цифры в соответствии с темой беседы. Также, лектор использует пару шуток в перво половине, чтобы вернуть внимание аудитории к теме:
И каждый может прийти дать рубли
20:39
получить доллары я говорю да
20:42
это же сумасшедший я говорю почему он ответил
20:46
не понимаете долларов не хватит
После получасовой лекции слушатели начинают задавать вопросы.
III. Онлайн-лекция для специалистов можно рассмотреть на примере лекции Натальи Васильевны Зубаревич [Лекция Зубаревич, 2020].
Как видно, лекция для специалистов содержит большое количество статистической информации и много анализа.
Онлайн-лекция для неспециалистов
12:56
сервисный бизнес это тоже драйвер
12:59
развитие теперь смотрим сюда и вот мы
13:02
здесь находим республику башкортостан
13:04
смотрите где она был раньше
13:07
качества управления вот оно пройдено и
13:11
преимущество которое было в конце 90-х
При этом лекция также содержит элементы юмора для того, чтобы разгрузить слушателя после большого количества специальной информации.
13:15
но потом благодаря специфическому стили
13:17
управления так очень вежливо называя
13:20
времена господина трофимов команда она
13:25
полста башкортостан полз и полз вниз и
13:28
сейчас он середняк
IV. Онлайн-лекция для неспециалистов
Примером этой лекции является лекция Economics crash course in 14 minutes [Лекция Economics, 2020].
С самого начала лекция настраивает на то, что она должна быть понятна и неспециалистам: Порой можно заметить, что многие люди не понимают элементарных экономических вещей и требуют очень странные меры. Это неудивительно: основные экономические вещи у нас совсем не преподают в школах, поэтому такое и происходит.
За неимением возможности интерактивного общения лектор активно использует интонацию и ритм (невербальная коммуникация, что буде анализироваться далее).
Благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) между публичной лекцией и онлайн-лекцией много общего.
Информационно-коммуникационные технологии относятся к технологиям, которые обеспечивают доступ к информации через телекоммуникацию. Они похожи на информационные технологии (ИТ), но фокусируются в основном на коммуникационных технологиях, которые включают в себя Интернет, беспроводные сети, мобильные телефоны и другие средства связи для передачи информации на значительное расстояние.
Информационно-коммуникационные технологии в целом - это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).
Все средства ИКТ (информационные и коммуникационные технологии) применяемые в системе образования можно разделить на два типа: аппаратные и программные.
К аппаратным средства относятся:
- Компьютер
-Принтер
-Телекоммуникационный блок
-Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами
-Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации
-Устройства регистрации данных
-Управляемые компьютером устройства
-Внутри классная и внутришкольная сети
-Аудио- видео средства
К программным средства относятся:
- Программные средства общего назначения
- Источники информации
-Виртуальные конструкторы
- Тренажеры
-Тестовые среды
-Комплексные обучающие пакеты
-Информационные системы убавления
- Экспертные системы
При этом для формата онлайн – лекции возможно применение следующих средства коммуникации (на примере составления онлайн-лекций ВШЭ [Онлайн обучение ВШЭ]) рис.1:
1. интерактивные лекции
Инструменты для трансляции интерактивных лекций, консультаций Webinar.ru
MS Teams
Zoom
Форматы работы Из дома или из оборудованной для вебинаров аудитории в кампусе с тех.поддержкой университета
Организация работы Время трансляций (когда вы в сети и студенты тоже) должно быть согласовано с учебным офисом, чтобы избежать накладок в расписании
2) видеозаписи онлайн-лекций
Инструменты для самостоятельной записи лекций и инструкций Bandicam,
CamStudio
Видеокамера телефона
Правила размещения самостоятельно записанных лекций и инструкций Видео размещается на youtube или VK
Рисунок 1 Пример инструментов для проведения онлайн-лекций
Если же говорить о лекциях с точки зрения формы обучения, то их можно разделить на следующие, как это показано на рис.2.
Рисунок 2. Разновидности лекции с точки зрения формы обучения
Лекция, семинар, тренинг — отличия и особенности [Электронный ресурс]
http://point-v.ru/stati/vebinar-seminar-trening-otlichiya-i-osobennosti.html
За последние несколько десятилетий информационные и коммуникационные технологии предоставили обществу широкий спектр новых коммуникационных возможностей. Например, люди могут общаться в режиме реального времени с другими людьми в разных странах, используя такие технологии, как обмен мгновенными сообщениями, передача голоса по IP (VoIP) и видеоконференции.
Новая стратегия в образовании подразумевает новые тактические действия. Ученик самостоятельно добывает знания, инструмент-компьютерные технологии. Учитель при этом является менеджером образовательного процесса, медиатор обучения. Цель педагога – создать условия для активизации познавательной деятельности обучающихся.
По данным исследований в памяти остается 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
Онлайн-лекция позволяет быть на линии со всеми и с каждым из учащихся и если при публичной лекции интерактивность не высока, так как даже если что-то остается неясным, учащиеся часто стесняются задать вопрос в аудитории, как и лектор на публичной лекции не в состоянии установить одинаковый интерактивный контакт со всеми учащимися, то при онлайн-лекции заинтересованные ученики могут задать вопрос в режиме чата, а те, кто не смог присутствовать на онлайн-лекции могут прослушать ее, как и вопросы и ответы, имевшие место на лекции, в режиме записи, что невозможно в случае лекции публичной. А.А. Таланина отметил, «специфика жанра лекции в научно-учебном дискурсе или в научно-популярном дискурсе определяется ее базовой функцией в процессе обучения, которая реализуется в непосредственном диалоге с аудиторией» [Таланина 2020: 72]. Однако аудитория виртуальная также может быть частью диалога, так как «по способу общения различают информативный содержательный и фактический, серьезный и несерьезный и т. п., по каналу общения - устный и письменный, контактный и дистанционный, виртуальный и реальный типы дискурса» [Макаров, 2003:76], а дискурс, как известно, это коммуникация, т. е. общение и диалог [Толковый словарь Ожегова].
Также онлайн-лекции, созданные преподавателем, могут положительно повлиять на отношение студентов к своему опыту обучения. Студенты могут полагать, что они лучше понимают содержание, потому что слышат голос своего преподавателя. Студенты также считают, что они могут работать в своем собственном темпе из-за способности воспроизводить записанное видео в удобное для них время [Guerrero, 2013: 173]. Онлайн лекции активно используются
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баженова Е. А., Котюрова М. П. Текст // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. / Под ред. М.Н. Кожиной. – М.: Флинта, Наука, 2006. – С. 528–533.
2. Batsevych, Fedir. 2004. Osnovi Komunіkativnoji Lіngvіstiki. Kyiv: Akademіja
3. Василина, В.Н. Понятия стратегии и тактики в прагмалингвистике / В.Н. Василина // Вестник МГЛУ. Серия 1. Филология. – 2006. – № 1 (21). – С. 28–37
4. Вейзе А.А. Чтение, реферирование и аннотирование иностранного текста: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1985., 176с.
5. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Москва, 1934.
6. Гальперин П. Я. Введение в психологию / П. Я. Галаперин. – Москва, 1976. – 119 с.Глухов В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. – М.: Астрель, 2005. – 46 с.
7. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 208 с.
8. Данилова, Н. В. Средства выражения авторского мнения в научно-популярном дискурсе / Н. В. Данилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 438-441
9. Демидов И.В. Логика: Учебное пособие для юридических вузов / Под ред. доктора философских наук, проф. Б.И. Каверина. - М.: Юриспруденция, 2000. - 208 с.
10. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. – Москва, 1982.
11. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. – Москва, 2001.
12. Золотова Г. А. Текст как главный объект лингвистики и обучения языку // Русское слова в мировой культуре: материалы Х конгресса МАПРЯЛ. Пленарное заседание: об. докладов. – СПб.: Политехника, 2003. – С. 101-109.
13. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – М.: КомКнига,2006., 225с.
14. Карасик В. И. О типах дискурса / В. И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. – Волгоград: Перемена, 2000. – С. 5-20.
15. Кибрик, А. А. Модус, жанр и другие параметры классификации дискурсов / А. А. Кибрик // Вопросы языкознания. — 2009. – № 2. – С. 3-21.
16. Клюев Е. В. Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия / Е. В. Клюев. – М.: Рипол Классик, 2002. – 18 с.
17. Ковалева М. А. и др., Практические рекомендации по подготовке и проведению презентаций. Учебное пособие – М.: Мир науки, 2019.
18. Ковшиков, В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / В. А. Ковшиков, В. П. Глухов. — Москва: АСТ: Астрель, 2007. — 318, [2] с. — (Высшая школа).
19. Кожина М.Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими. – Пермь, 1972., 225с.
20. Колесниченко В. Л. К вопросу об особенностях вербального и невербального коммуникативного поведения представителей английской и испанской лингвокультур // Труды Международ. науч.-практич. интернет-конференции ≪Преподаватель высшей школы в XXI веке≫. Сб. 7. Ростов н/Д., 2009. – С. 169–174.
21. Лемяскина Н. А., Стернин И. А. Коммуникативное поведение младшего школьника / Н. А. Лемяскина, И. А. Стернин. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2000. – 9 с.
22. Макаров М. Л. Основы теории дискурса/ М. Л. Макаров. – М.: Гнозис, 2003. – 280 с.
23. Мальчевская Т.П. Специфика научных текстов и принципы их классификации // Особенности стиля научного изложения. Отв. ред. Е.С. Троянская. – М., 1976., с.211.
24. Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвистические основы обучения русскому языку студентов-нефилоло гов. – М., 1983., 214с.
25. Нагиева Е. Б. Особенности речевой организации публичной лекции в формате массмедиа / Е. Б. Нагиева // Университетский научный журнал. — 2016. – № 23. – 155-162 с.
26. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи. – Улан-Удэ, 1974., 176 с.
27. Онипенко Н.К. Синтаксическое поле русского предложения и модель субъектной перспективы текста // Коммуникативно смысловые параметры грамматики и текста / К юбилею Г.А. Золотовой. – М., 2002. – С.178-189.
28.
29. Прокошенкова Л. П., Генкина И. Б. Дискурсивный анализ и его роль в современной лингвистике / Л. П. Прокошенкова, И. Б. Генкина // Вестник Чувашского университета: Гумнитарные науки. — 2004. – № 4. – С. 451-456.
30. Романов А. А., Белоус Н. А. Дискурс в научной парадигме лингвистики / А. А. Романов, Н. А. Белоус // Мир Лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. — 2000. – № 19. – С. 110-124.
31. Салихов А. Ю. Типология дискурса. Дискурс Ток-Шоу / А. Ю. Салихов. — 2014. – № 5(51). – С. 44.
32. Сковородников А. П. О необходимости разграничения понятий «риторический прием», «стилистическая фигура», «речевая тактика», «речевой жанр» в практике терминологической лексикографии / А. П. Сковородников // Риторика – Лингвистика: Сб. Статей.– Смоленск: СГПУ. — 2004. – №5. – С. 5-11.
33. Стернин И. А. О понятии коммуникативного поведения // Kommunikativ-funktionale Sprachbetrachtung. Halle, 1989. – С. 279-282.
34. Стернин, И. А. Основы речевого воздействия. Изд. 2, испр. Воронеж: Истоки, 2012. – 178 с.
35. Таланина А. А. Логико-композиционная организация лекции (на материале лекции из серии «Лекции о Прусте» М. Мамардашвили) // Вестн. Сев. федер. ун-та. Сер: Гуманит. и соц. науки. — 2020. – № 6. – С. 72-81.
36. Торсуева И. «Интонация и смысл высказывания.» М., 1979, 234 с.
37. Троянская Е.С. К вопросу о лингвистических признаках функциональных стилей // Стиль научной речи / Отв. ред. Е.С. Троянская. – М., 1978., с.98.
38. Ухова, Л. В. Современный публичный диалог: структура и коммуникативные типы // Риторическая культура в современном обществе: тез. IV междунар. конф. по риторике. – М., 2000. – 103 с.
39. Функционально-смысловые единицы речи: типология, исходные модели и принципы развертывания/ Под.ред. К.А.Роговой. СПб.: Златоуст, 2017–320 с.
40. Шелякин М. А. Язык и человек : к проблеме мотивированности языковой системы : учеб. пособие / М. А. Шелякин. - М. : Флинта : Наука, 2005. – 289с.
41. Шумарин С. И., Шумарина М. Р. Теория и практика научной речи / С. И. Шумарин, М. Р. Шумарина. – Балашов, 2008, 408c.
42. Guerrero, S., Baumgartel, D. & Zobott, M.. The use of screencasting to transform traditional pedagogy in a preservice mathematics content course. Journal of Computers in Mathematics and Science Teaching, 32(2), 2013, pp. 173-193.
43. Heath, S. B. 2000. “Seeing our Way into Learning”. Cambridge Journal of Education 30(1): 121–131.
44. Hoffmann, Michael. 2004. “Zeichenklassen und Zeichenrelationen bei der Verknüpfung von Text und Bild. Ein Beitrag zur semiotischen Semantik”. Stabilität und Flexibilität in der Semantik. Strukturelle, kognitive, pragmatische und historische Perspektiven: 357–386 Hrsg. Inge Pohl und Klaus-Peter Konerding. Frankfurt am Main: Peter Lang
45. Holly, Werner. 2009. “Der Wort-Bild-Reißverschluss: Über die performative Dynamik audiovisueller Transkriptivität.” Oberfläche und Performanz. Untersuchungen zur Sprache als dynamische Gestalt: 389–406 Hrsg. Angelika Linke, Helmuth Feilke. Tübingen.
46. Liu, Jing. 2016. “Visual Images Interpretive Strategies in Multimodal Texts.” Journal of Language Teaching and Researc. 4.6: 1259–263.
47. Schröder, Hartmut. 1993. “Semiotische Aspekte multimodaler Texte”. Fachtextpragmatik, 189–21. Hrsg. Hartmut Stöckl. Tübingen: Narr.
Список словарей
48. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Большая Рос. энцикл. ; СПб. : Норинт, 2004. – 1456 с. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева – М. : Сов. Энциклопедия, 1990. – 136 с.
49. Лингвистический энциклопедический словарь / [Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. энцикл.", Ин-т языкознания АН СССР]; Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М.: Сов. энцикл., 1990. - 682,[3] с.
50. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] https://slovarozhegova.ru/
Список онлайн-источников
51. Анохина В. С. Стратегии и тактики коммуникативного поведения в малой социальной группе [Электронный ресурс] https://www.elibrary.ru/download/elibrary_11658115_85067880.pdfЛекция миллиардера из Forbes Петра Авена (Альфа-банк): Современная экономика России [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch?v=yG9NXJCEnLs
52. Ковригина Л. В. Понятие и структура речевой деятельности [Электронный ресурс] https://prepod.nspu.ru/mod/page/view.php?id=20178
53. Лекция Надежды Шиловой «Поведенческая экономика — от анекдота к Нобелевской премии» в Медиалофте [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch?v=88fH_3FRfo8&t=2724s
54. Лекция, семинар, тренинг — отличия и особенности [Электронный ресурс]http://point-v.ru/stati/vebinar-seminar-trening-otlichiya-i-osobennosti.html
55. Методические рекомендации, 2016] по подготовке и проведению лекционных занятий по дисциплинам, закрепленным за кафедрой "Экономика и предпринимательство" [Электронный ресурс] https://mgou.ru/wp-content/uploads/2018/05/Metodicheskie-rekomendatsii-po-podgotovke-i-provedeniyu-lektsionnyh-zanyatij-po-distsiplinam-zakreplennym-za-kaf-EiP.pdf
56. Лурия А. Р. Язык и сознание [Электронный ресурс] http://pedlib.ru/Books/1/0170/index.shtml
57. Научный стиль [Электронный ресурс] https://smpmetodika.ugdome.lt/wp-content/uploads/2014/12/mokslinis_stilius.pdf
58. Онлайн обучение ВШЭ [Электронный ресурс] https://www.hse.ru/studyspravka/distancelearning_online
59. Онлайн vs офлайн: как преподавателям найти контакт со студентами [Электронный ресурс] https://news.itmo.ru/ru/education/trend/news/9367/
60. Открытие проекта/Онлайн-лекция Натальи Васильевны Зубаревич [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch?v=RIEDWfkiTnk
61. Усманов Р. А. Функционально-смысловые типы речи в текстах публичного характера [Электронный ресурс] https://vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/1438
62. Chafe W. Toward a Thought-Based Linguistics [Электронный ресурс] https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/9783110285321.107/html
63. Economics crash course in 14 minutes [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch?v=kLneSBFZZJs
64. Flipped Learning [Электронный ресурс] https://www.wmsde.org/programs/middleschool/flipped
65. Professional Online Lectures [Электронный ресурс] https://courses.lumenlearning.com/virtuallearningdesigndelivery/chapter/7-professional-online-lectures/
66. Semeniuk T., Gordienko Y., FROM TEXT TO POLYCODE TEXT: SEMIOTIC CHANGES IN TEXT [Электронный ресурс] https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&ved=2ahUKEwiwkfDOrfvvAhWqk4sKHcrCALEQFjAFegQICRAD&url=https%3A%2F%2Frtmll.vnu.edu.ua%2Findex.php%2Ffgh%2Farticle%2Fdownload%2F24%2F9%2F&usg=AOvVaw1tPKIgji67TbZmVVhI8_jf
67. Types of Communication Behavior [Электронный ресурс] https://oureverydaylife.com/types-communication-behavior-8075513.html