Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Молодёжная политика является важным направлением социально-экономического развития государства. Сегодня молодёжная проблематика становится одной из первых направлений внутренней политики государства, поскольку, во-первых, страна должна создать все необходимые условия для всестороннего развития молодого поколения – будущего страны. Во-вторых, социальная острота и количество нерешенных вопросов в молодёжной политики не позволяют полноценно развивать внутреннюю политику нашей страны, и в полном объёме осуществлять свои права молодому населению нашей страны. Руководство страны не без основания подвергается критике за отсутствие четкой, научно-обоснованной, рассчитанной на перспективу молодежной политики.
Все понимают важность данного вопроса, однако, конкретных решений и действий, относящихся к экономическому, социальному, политическому и культурному положению различных групп молодежи не наблюдается, а ситуация остаётся во власти стихийных событий рыночной экономики, что, как мы можем наблюдать, не положительно сказывается на молодежи. Участие молодых людей в общественной, культурной и политической жизни страны особо актуальный вопрос, поскольку именно от этого зависит темп и направление инновационной деятельности, творческого подхода к решению злободневных проблем.
Актуальность исследования обусловлена тем, что для эффективного использования потенциала молодёжи в будущем, государству необходимо создавать условия для формирования у молодых людей определённых жизненных ценностей. Участие молодых людей в общественной, культурной и политической жизни страны особо актуальный вопрос, поскольку именно от этого зависит темп и направление инновационной деятельности, творческого подхода к решению злободневных проблем.
В Санкт-Петербурге вопросы молодежи и молодежной политики находятся в ведении Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, созданного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25 ноября 2008 года № 1457 «О Комитете по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями».
Комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга - структурным подразделением Правительства Санкт-Петербурга, созданным для проведения государственной политики и осуществления государственного управления по двум основным направлениям:
- реализация основных направлений молодежной политики в Санкт-Петербурге
- взаимодействие с общественными организациями и объединениями, расположенными на территории Санкт-Петербурга.
Город Санкт-Петербург – один из крупнейших городов РФ, численность населения которого превысила 5 млн. человек, тогда как количество молодежи в данном мегаполисе составляет 22,1%. С одной стороны, этот город предоставляет молодежи значительные возможности для самореализации практически в любой профессиональной сфере деятельности. С другой стороны, жизнь в большом городе всегда сопряжена с проблемами, и молодежи в этом городе нужно уделять значительно больше внимания, чем в меньших по размеру городах, так как, во-первых, деятельность молодежи нуждается в серьезном контроле, во-вторых, для многих, а особенно, приезжих, большой город является испытанием, когда адаптация к новой социально-экономической среде влечет возникновение значительных проблемы.
Санкт-Петербург во многом отличается от всех остальных городов России, в частности культурным и образовательным уровнем развития населения, количеством культурных объектов и работающих здесь деятелей культуры. При этом, в то время, когда в России толком не существовало молодежной политики, в 90-е годы, Санкт-Петербург, как и многие города России всколыхнул всплеск уголовных преступлений, связанных с убийствами, грабежами и массовыми обманами. Одна из причин этого явления лежит в необходимости постоянного совершенствования молодежной политики в городе и во всей стране, поскольку, после уничтожения советского строя, когда маргинализация молодежи стала одним из признаков перестроечного периода нашей современной истории. Наличие этой и других проблем подтолкнуло Петербург к появлению в правительстве города такой структуры как Комитет по делам молодежи и общественных организаций. Данное решение было обусловлено высокой институтализацией петербургской молодежи и активностью гражданского общества в Санкт-Петербурге.
Анализируя опыт последних, прошедших с того времени лет, можно выделить основные проблемы государственной молодежной политики, активно реализуемой в Санкт-Петербурге, над решением которых работают, сегодня, органы исполнительной власти:
- трудности диалога со старшими поколениями, выросшими при советской системе ценностей. К сожалению, СССР и современная Россия – это абсолютно разные общества, которые мыслят абсолютно по-разному, имею разные ценности, разные проблемы и разную сферу интересов, что имеет под собой абсолютно объективную, по характеру возникновения, основу. Данная проблема может быть проявлена как на бытовом уровне, так и на уровне общественных отношений. Молодежь, как активная часть населения и российского общества в целом должна иметь и имеет своих представителей в различных организациях, в том числе и в органах законодательной и исполнительной власти на всех уровнях, для того, чтобы мнение именно этой социальной группы населения могло быть учтено при выработке и реализации государственных решений.
Недостаточный уровень политического сознания и политической грамотности молодого поколения. Необходимость выбирать из множества политических партий, разбираться в их программах и практике политической борьбы, отличать реальные обещания и действия от популизма, вступать в политические партии и, таким образом, отвечать за будущее страны – вот те немногие задачи, которые сегодня решает современная молодежь. Старшее поколение россиян воспитаны в ситуации, где были совершенно другие политические убеждения и одна единственная партия, мировоззрение которой население должно было принять без права выбора. Для формирования высокого уровня политической сознательности, и одновременно расширяя свою социальную базу политические партии проводят различные семинары и тренинги для формирования у молодых людей общего представления о политике, а также, другие разнообразные мероприятия для рекрутирования молодежи в ряды своих партии для достижения разнообразных целей, не всегда способствующих укреплению государственного строя.
Говоря об увеличении количества случаев социально опасного поведения, что имело место во всех постсоветских государствах в первые годы их существования и с меньшей интенсивностью имеют место и по сегодняшний день, необходимо отметить причины этого явления. Причина этого в том, что в кризисные времена молодежная политика поддерживалась только на бумаге и ее практически финансировалась государством. С распадом сильного советского государства у людей появилась, так называемая, относительная «свобода» от закона. Такой процесс является традиционным во времена кризиса, изменения законодательства, статуса страны, то есть, в то время, когда старая система уже не существует, а новая еще полностью не успела сформироваться. Это утверждение справедливо и для молодежной политики государства, когда молодые люди, особенно, младшей возрастной группы, стали предоставленными самим себе, а недостаточная эффективность деятельности правоохранительных органов стала благоприятным климатом для увеличения криминогенной статистики, в том числе и в Санкт-Петербурге. На сегодняшний день эта проблема решается путем совершенствования государственной молодежной политики, прежде всего в области мотивация для участия молодежи в общественно полезных мероприятиях, социально полезной и значимой для общества деятельности.
Не смотря на достижения последних лет, по-прежнему актуальной остается проблема здравоохранения и пропаганды здорового образа жизни среди современной молодежи. Особенно это важно, потому что молодежь – это репродуктивная часть населения, которое требует особого внимания со стороны медицины. К счастью в последние годы начало сокращаться употребление молодежью психоактивных и психотропных веществ, однако нельзя сказать, что кризис миновал. До сих пор большая часть патологий при рождении детей вызвана как раз «лихими» годами перестройки, когда выпущенная на «поругание свободой» и «вкусив гамбургера сладострастных утех», молодежь ринулась в ночные клубы, где о здоровье думать уже не приходилось.
В Петербурге существует, и проблема развития населения, когда у людей, имеющих таланты или склонность к социальной активности нет возможности заниматься любимым делом. Такая проблема на сегодняшний день острее строит в провинциальных городах, из-за чего, целеустремленное население стремится переехать в большие города для самореализации, удовлетворения своих социальных и культурных потребностей. Для Петербурга, приток учащейся и другой, по роду своих занятий молодежи, означает необходимость развития и наращивания социальной инфраструктуры.
Очевидно, что значительное количество молодых людей не в состоянии, сегодня, купить себе недвижимость для проживания в городе, так как, имеет низкий уровень заработка, а цены на недвижимость достаточно высоки. Такая ситуация существенно усложняет принятие решения о создании семьи и повышает процент разводов при заключении брака в молодежной среде. Безусловно, решение этой проблемы крайне важно для государства. Для этого, государством поддерживается льготное кредитование жилья для молодых семей, и входит неотъемлемой частью в молодежные программы правительства города и страны, создаваемые для социальной и экономической поддержки именно этой группы населения.
Нельзя не отметить не только серьезные проблемы материального самообеспечения, но и проблемы с трудоустройством молодежи. Низкий уровень заработка среди молодежи, особенно, не имеющей достаточного практического опыта, угроза, а часто и практика пополнения рядов безработных из-за того, что не смогли найти подходящее рабочее место приводит не только к маргинализации, но и расходованию ценной пассионарной энергии молодого поколения. Очевидно, что длительный характер в процессе существования подобных явлений ведет к серьезным негативным социальным последствиям.
Нынешние и перспективные направления государственной молодежной политики России и Санкт-Петербурга в частности, следует рассматривать как пути решения указанных выше проблем.
Объект исследования - молодежная политика субъекта РФ.
Предмет исследования – деятельность органов власти по реализации молодежной политики в г. Санкт-Петербурге.
Цель работы – анализ деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по реализации молодёжной политики в г. Санкт-Петербурге, выявление проблем и разработка на его основе направлений по её совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и направления государственной молодежной политики;
- изучить правовые основы государственной молодежной политики;
- рассмотреть систему и механизмы реализации государственной молодежной политики в субъекте РФ (на примере Санкт-Петербурга);
- осуществить анализ эффективности государственной молодежной политики в субъекте РФ (на примере Санкт-Петербурга);
- выявить проблемные аспекты реализации государственной молодежной политики в субъекте РФ (на примере Санкт-Петербурга);
- сформулировать предложения по совершенствованию и оптимизации механизма реализации государственной молодежной политики в субъекте РФ (на примере Санкт-Петербурга).
Теоретическое значение исследования подтверждается его результатами. В работе раскрыта сущность молодежной политики, описана её нормативно-правовая база, приведён опыт её организации, определены институциональные носители и основные направления реализации муниципальной молодежной политики в г. Санкт-Петербурге, выявлены её проблемы и предложены возможные направления совершенствования.
Практическое значение исследования состоит в том, что предложенные направления совершенствования молодежной политики могут быть применены органами власти для решения выявленных проблем и противоречий в реализации молодежной политики на территории Санкт-Петербурга.
Методологическая база: в работе базовым является системный подход к оценке функционирования рассматриваемой системы, использованы методы научного познания: статистический, сравнительный анализ и другие, однако основным методом при анализе является статистический.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, три главы, заключение, библиографический список.
Глава 1. Теоретико-правовые основы государственной молодежной политики Российской Федерации
1.1. Понятие и направления государственной молодежной политики
Социально-экономическое положение любой страны во многом зависит от социальной деятельности государства и его общественных институтов, от уровня государственной поддержки тех или иных социальных слоев населения и правовой урегулированности важных направлений и сфер социальной деятельности государства.
В условиях демократического правового государства и развитых рыночных отношений в России происходит обновление всех сфер общественной жизни, а вместе с ним идет формирование и нового законодательства, стремящегося отразить и максимально предусмотреть тенденции и потребности современного российского общества .
Одним из приоритетных направлений как федеральных, так и региональных органов государственной власти является грамотная и продуманная государственная молодежная политика, так как именно молодежь является основой будущего гражданского общества Российской Федерации, и к представителям государственной власти постепенно приходит понимание того, что инвестиции в «молодежь», это инвестиции в будущее России.
Сегодня как никогда ранее у молодежи появляется ощущение своей собственной причастности к становлению гражданского общества, прежде всего за счет того, что молодежная политика проводится не только для молодежи, но и с участием самой молодежи.
Государственная молодежная политика - это деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив .
Адресатами молодежной политики, согласно постановлению, являются граждане в возрасте от 14 до 30 лет; молодые семьи в первые три года после заключения брака; молодежные объединения.
Сегодня в категорию «молодежи» попадает 38 млн человек в возрасте от 14 до 30 лет. Это 27% населения России - наиболее динамичная и, к сожалению, наиболее уязвимая часть нашего общества. Она способна на многое, может сделать страну по-настоящему успешной и конкурентоспособной. Но при этом сама нуждается в поддержке, поощрении, надежных социальных гарантиях .
Основными направлениями молодежной политики считаются:
- обеспечение соблюдения прав, гарантий в сфере труда и занятости молодежи;
- содействие предпринимательской деятельности молодых;
- государственная поддержка семьи;
- предоставление социальных услуг;
- поддержка деятельности молодежных и детских объединений, талантливой молодежи.
Целями молодежной политики являются :
создание условий и гарантий для самореализации молодых граждан для привлечения работы в общественно-политическую, социальную и культурную жизнь общества;
содействие социальному, духовному, культурному и физическому развитию молодых граждан;
содействие в реализации общественно значимых инициатив молодежных и детских организаций;
использование потенциала молодежи для обеспечения стабильного развития государства и гражданского общества.
Основными задачами являются:
защита прав и законных интересов молодежи;
активизация института гражданского общества.
Основными направлениями и мерами реализации ГМП являются:
Поддержка общественно-значимых инициатив, формирование кадрового резерва:
активизация мер по поддержке общественных инициатив молодых граждан, молодежных и детских организаций;
стимулирование мер по поддержке общественных инициатив поп привлечению молодежи к экспертно-консультативной деятельности;
формирование молодежного кадрового резерва на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
участие российской молодежи и молодежных объединений в международных структурах и мероприятиях;
Кадровое обеспечение работы с молодежью:
разработка и утверждение номенклатуры должностей, профессиограмм специалистов, стандартов и моделей организации их деятельности, аттестации, социального обеспечения;
расширение перечня специальностей среднего и высшего профессионального образования для подготовки специалистов поработи с молодежью;
разработку и утверждение программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки кадров и преподавателей.
Содействие и поддержка молодых граждан в сфере образования, воспитания, культурного и творческого развития предполагает:
реализация мер по созданию благоприятных условий для получения доступного образования;
реализация мер по поддержке самоуправления в образовательных учреждениях;
вовлечение молодежи в программы патриотического воспитания;
разработка мер по приобщению молодежи к ценностям отечественной и мировой культуры;
реализация мер по вовлечению молодежи в сферу научно-технического творчества и стимулирование молодых учёных к участию в решении актуальных задач социально-экономического развития страны;
создание молодежных СМИ для привлечения молодых граждан в разработке социальной рекламы.
Содействие занятости и трудоустройству молодежи, реализации их трудовых прав:
разработка и осуществление долгосрочных мер по обеспечению занятости выпускников образовательных учреждений на основе целевой контрактной подготовки и квотирования рабочих мест для молодежи;
развитие интереса молодежи к предпринимательской деятельности.
Содействие и поддержка молодых граждан в области охраны их здоровья:
стимулирование мер по формированию культуры здорового образа жизни, развитие потребности в физической культуре, спорте и туризме;
формирование и развитие системы учреждений социального обслуживания молодежи (медико-психологическая поддержка, социальная адаптация)
активизация профилактических мер по предупреждению алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфекции в молодежной среде.
Поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации:
разработка и реализация мер по активизации социально-правовой, информационной и консультативной помощи молодым гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
проведение профилактической работы с лидерами и членами молодежных организаций.
Поддержка молодых семей: