Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время выборы являются неотъемлемым институтом современного демократического государства. В Конституции Российской Федерации многонациональный народ объявлен единственным носителем суверенитета и единственным источником власти в стране. Это означает, что все конституционные полномочия органов государственной власти - государственной (законодательной, исполнительной, судебной) и местного самоуправления в Российской Федерации - основаны на людях через их свободно и прямо выраженную волю и волю их представителей в правительстве.
Данная форма прямой демократии независимо от специфики в разнообразных странах нуждается в определенных организационных усилиях и внедрения больших финансовых и материальных ресурсов. Из этого следует, что качественное и объективное проведение избирательной кампании может быть выполнено только в следующих моментах: создание определенных публично-правовых органов, которые будут независимы от государственного управления.
Избирательные комиссии занимают в структуре государственного аппарата особое правовое положение . Эти положения повышают способность гражданского общества контролировать правительство. Самым важным элементом этого контроля является то, что у общества есть реальная возможность смены правительства после результатов выборов, которая может быть реализована по-разному в зависимости от типа действующей избирательной системы и того, как она функционирует.
К тому же не определено на данный момент избирательные комиссии как институт демократического государства недостаточно определены в системе государственной власти. Данные комиссии по законодательству относятся к государственным органам, но и не может определить к какой из государственных властей его можно отнести, но также и определяет их государственно-властный характер.
Даже в научной литературе сегодня нет абсолютно четкого мнения о месте избирательных комиссий в системе государственной власти Российского государства. Так, А. Е. Постников отмечает, что «избирательные комиссии в Российской Федерации - это особый вид государственного органа, работающего на коллегиальной основе» . В.И. Лысенко рассматривает «Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в качестве государственного органа, на который законодательством возложена задача организации и проведения федеральных выборов и референдумов, координации работы избирательных комиссий в субъектах Федерации. Определение правовых форм регламентации статуса Центральной избирательной комиссии, по его мнению, связано с решением вопроса о правовых основаниях и порядке ее образования, положении в системе федеральных государственных органов» .
На наш взгляд, именно присвоение избирательным комиссиям статуса государственных или муниципальных органов влияет на неопределенность их места в системе разделения властей. В контексте рассмотрения данного вопроса изложение интереса состоит в том, что закрепление во внутреннем законодательстве статуса «государственного органа» для избирательных комиссий, по мнению российских ученых, «несет на себе явный отпечаток», вульгарно-линейный трактовка принципа разделения властей, правое мышление начала 90-х гг. XX века и активно использовался как легитимизирующий аргумент против власти. «В этом контексте в литературе отмечается, что реформа законодательства и политической системы, определенная либерализация партийного законодательства и необходимость пересмотреть роль и значение избирательных комиссий обновлены» .
И все же, несмотря на заявленную неопределенность правового статуса ЦИК России, можно констатировать, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является основным механизмом, призванным обеспечить управление избирательным процессом; поэтому их полномочия являются исключительными, другие органы не выполняют возложенные на них задачи, KEK действует на постоянной основе, но срок полномочий установлен в 5 лет. КЭК состоит из 15 членов, которые назначаются поровну палатами Федерального Собрания и Президентом Российской Федерации по 5 человек каждая.
Статус и полномочия ЦИК отражены в ст. 21 Федеральный закона от 12.06.2002 № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» , однако часть полномочий исходит из общих обязанностей по организации избирательного процесса.
ЦИК несет ответственность за решения о регистрации или аннулировании регистрации кандидата или федерального списка кандидатов, о финансовой поддержке в подготовке и проведении выборов и референдума в Российской Федерации, об определении результатов выборов и референдум в Российской Федерации, об упразднении нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума и комиссий субъектов Российской Федерации, представляющих в той же мере отчет о деятельности депутатских групп, утверждение директив и иных нормативных актов, носят подчиненный характер и регулируют, а также отменяют избирательный процесс, могут быть (полностью или частично, если они нарушают или могут нарушать избирательные права или избирательные права) право на участие в референдуме) только в суде, не могут быть отменены в административном порядке Президентом Российской Федерации или Правительством Республики Беларусь приостанавливается и подлежит сверх видение прокурора. ЦИК также влияет на формирование избирательных комиссий конституционных органов, по крайней мере две из которых назначаются на основе их предложений, по одной от законодательного органа конституционного органа и его старшего должностного лица.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
3. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Законодательные акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 16.03.2020. N 11. Ст. 1416.
2. Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 17.06.2002. N 24. Ст. 2253.
2. Научная литература
3. Актиева Л.Ф. Цели правового регулирования деятельности территориальных и участковых избирательных комиссий // Закономерности и тенденции инновационного развития общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 41-44.
4. Артемова О.Е. Особенности правового статуса члена центральной избирательной комиссии Российской Федерации// Наука. Общество. Государство. 2016. № 4. С. 33-44.
5. Бендюк А.В. К вопросу об отдельных категориях избирателей при проведении выборов в Российской Федерации // Актуальные проблемы правового, социального и политического развития России. 2018. С. 14-18.
6. Бормотов А.В. Система и статус избирательных комиссий в Российской Федерации // Молодой ученый. 2018. № 40 (226). С. 23-25.
7. Верзилина И.Г. Совмещение полномочий избирательными комиссиями разного уровня: как избежать дублирования? // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 9 (70). С. 7-10.
8. Демьянов Е.В. Избирательные комиссии в субъектах Российской Федерации: проблемы конституционно-правового статуса: автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.02. Ставрополь, 2017. 27 с.
9. Демьянов Е.В. Система избирательных комиссий Российской Федерации в механизме реализации народного суверенитета // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 1. С. 63-66.
10. Демьянов Е.В., Мухачев И.В. Система избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 11. С. 40-44.
11. Демьянов Е.В. Избирательные комиссии в субъектах Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты функционирования и взаимодействия. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. 12.00.02 – конституционное право; конституционный судебный процесс, муниципальное право. Северо-Кавказский федеральный университет. Ставрополь, 2018. 27 с.
12. Демьянов Е.В. Избирательные комиссии в субъектах Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты функционирования и взаимодействия. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. 12.00.02 – конституционное право; конституционный судебный процесс, муниципальное право. Северо-Кавказский федеральный университет. Ставрополь, 2018. 252 с.
13. Дзыбова С.Г., Васюра С.А. Проблемы правового статуса центральной избирательной комиссии России // Colloquium-journal. 2020. № 2-12 (54). С. 51-55.
14. Ермошин П.Ю. Конституционно-правовой статус членов центральной избирательной комиссии Российской Федерации // Вопросы российской юстиции. 2020. № 9. С. 70-77.
15. Ермошин П.Ю. Правовой статус Центральной избирательной комиссии Российской Федерации: монография / П. Ю. Ермошин. Казань: Бук, 2020. 202 с.
16. Жаворонкова Ю.В. Актуальные аспекты правового статуса избирательных комиссий в Российской Федерации // Взаимодействие науки и общества – путь к модернизации и инновационному развитию. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2020. С. 110-113.
17. Колюшин Е.И. Актуальные проблемы избирательного права России : учеб. пособие / Е.И. Колюшин. – М. : Проспект, 2019. – 224 с
18. Котельников А.Д. Актуальные вопросы регулирования правового статуса территориальных избирательных комиссий // Избирательное право. 2019. № 1 (39). С. 16-19.
19. Кочарян Н.Э. Правовой статус актов избирательных комиссий Российской Федерации // 25 лет конституционного развития России и проблемы государственного управления материалы межвузовской научно-практической конференции. 2018. С. 45-48.
20. Матюшенко Д.М. О законодательном регулировании понятия «Молодой ученый» // Современный юрист. 2020. № 1 (30). С. 10-17.
21. Митюшев Д.И. Избирательное право и процесс. Учебное пособие. Сыктывкар: Избирательная комиссия Республики Коми, 2019. 287 с.
22. Пигарева А.М. К вопросу о правовом закреплении статуса избирательных комиссий // Молодой исследователь: вызовы и перспективы. сборник статей по материалам CXLII международной научно-практической конференции. 2019. С. 97-100.
23. Постников А. Е. Эволюция института выборов в России в контексте реализации конституционных принципов / А. Е. Постников // Журнал российского права. 2019. № 6. С. 21-30
24. Реут Д.А. Конституционно – правовой статус избирательных комиссий в Российской Федерации // Российское право: Образование. Практика. Наука. 2017. № 1. С. 75-77.
25. Сараева Ю.А., Маринова С.Ш. Центральная избирательная комиссия как федеральный орган государственной власти // Конституционно-правовые основы обеспечения национальной безопасности сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 19-21.
26. Сержантова А.Г. Некоторые аспекты правового статуса избирательных комиссий как юридических лиц // В книге: Гражданин. Выборы. Власть. Избирательная система современной России: проблемы и перспективы. сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию избирательной комиссии Саратовской области. Сер. "Конституционное развитие России" Саратов, 2019. С. 130-134.
27. Ткач А.С. К вопросу о формировании и деятельности муниципальной избирательной комиссии // Вестник Костромского государственного университета. 2019. Т. 25. № 2. С. 7-11.
28. Шайхутдинова А.В., Лукьянова Л.В., Брижатюк К.П. Роль избирательной комиссии в избирательном процессе // Постулат. 2018. № 3 (29). С. 18-22.