- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
вам Нужна Магистерская работа ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Управление адаптацией в общеобразовательной учреждении (уровень основного общего образования)
- Готовые работы
- Магистерская работа
- Педагогика
Магистерская работа
Хотите заказать работу на тему "Управление адаптацией в общеобразовательной учреждении (уровень основного общего образования) "?80 страниц
83 источника
Добавлена 15.07.2022
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Глава 1. Теоретические основы изучения управлением адаптацией в общеобразовательной организации основного общего образования 9
1.1. Адаптация как психологическое понятие 9
1.2. Адаптация в общеобразовательной организации 13
1.3. Методология управления адаптацией учащихся в общеобразовательной организации основного общего образования 19
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по внедрению проекта управления адаптацией на базе МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №1 им. В. Крохина» 25
2.1. Организация и методы исследования, результаты констатирующей диагностики 25
2.2. Содержание проекта по управлению адаптацией учащихся при переходе в среднее звено общеобразовательной школы 38
2.3. Оценка эффективности экспериментальной работы, рекомендации по результатам исследования 54
Выводы по 2 главе 67
Заключение 68
Список литературы 71
Приложения
Фрагмент для ознакомления 2
Весьма трудным приходится момент адаптации обучения в 5-ом классе для выпускников начальной школы, так как они сталкиваются с большими трудностями, испытывая на себе необычные, порой не посильные нагрузки – новые учителя, с разными требованиями, занятия в различных кабинетах, значительно более высокая самостоятельность при обучении, чем в начальной школе. В такой момент есть высокая возможность проявления у учащихся школьной дезадаптации, которая может привести к понижению успеваемости и школьной мотивации, развитию тревожности и страхов, снижению самооценки и нарушению общения со сверсниками и взрослыми. Это всё приводит к ситуации дезадаптации, которая тем более вероятна, когда школьник менее к ней подготовлен.
Эффективность адаптации пятиклассников к обучению на уровне основного общего образования зависит от целого ряда факторов, и особая роль здесь принадлежит управленческому аспекту – разработке и применению эффективных методов, форм и средств достижения целей адаптации школьников при переходе на уровень основного общего образования, что должно осуществляться на основе достижений современного педагогического опыта, с учётом возрастных особенностей учащихся.
Проблема адаптации школьников рассматривается в работах Т.И. Бабаевой, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, Г.М. Гуткиной, И.В. Дубровиной, Е.Е. Кравцова, А.А. Люблинской, В.С. Мухиной, Н.В. Нижегородцевой, Н.Н. Поддъякова, К.Н. Поливановой, Е.О. Смирновой и др. Психологическим особенностям пятиклассников и их адаптации к условиям обучения в среднем звене образовательной организации посвящены исследования отечественных ученых Т.В. Драгуновой, Е.В. Новиковой, A.M. Прихожан, О.А. Сизовой, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина, Т.Н. Юферевой, Л.A. Ясюковой и др., которые и послужили методической базой исследования данной работы. В то же время, несмотря на значительное число теоретических и эмпирических исследований, проблема управления адаптацией школьников в образовательной организации при переходе на уровень основного общего образования до сих пор сохраняет свою актуальность и нуждается в теоретической и практической разработке.
Анализ научных исследований и образовательной практики выявили наличие противоречий между социальной и научной актуальностью вопросов управления адаптацией учащихся при переходе в среднее звено общеобразовательной школы и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории педагогической науки и практике.
В связи с вышесказанным можно так обозначить проблему исследования: каковы эффективные методы, формы и средства управления успешной адаптацией школьников при переходе в основную школу?
В качестве объекта исследования выступает процесс адаптации учащихся к обучению в среднем звене общеобразовательной школы.
Предмет исследования: управление процессом адаптации учащихся 5 классов к обучению на уровне основного общего образования.
Цель настоящего исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально апробировать проект системы адаптации учащихся в условиях современной общеобразовательной организации при переходе из начальной в основную школу.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
раскрыть теоретические основы изучения управлением адаптацией в общеобразовательном организации основного общего образования, изучив специальную научную литературу по исследуемой проблеме;
охарактеризовать методологические основы изучения управлением адаптацией в общеобразовательном организации основного общего образования;
разработать и апробировать на базе образовательной организации МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №1 им. В. Крохина» (307410, Курская область, Кореневский район, п. Коренево, ул. Школьная, д.1) программу по управлению адаптацией учащихся при переходе на уровень основного общего образования, оценить эффективность проведенной экспериментальной работы.
Методологической и теоретической основой исследования являются психолого-педагогическая теория деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев); принципы развития, детерминированности, единства сознания и деятельности (Б. Г. Ананьев и др.); положения современной психолого-педагогической науки о системно-деятельностном подходе к обучению (Л. С. Выготский и др.).
Для реализации целей и задач исследования использовался комплекс методов:
теоретические: анализ психолого-педагогической, методической и иной специальной литературы по теме исследования; систематизация научных данных, сравнение, анализ и обобщение опыта;
эмпирические: тестирование пятиклассников по методикам диагностики социально- психологической адаптации Карла Роджерса и Розалинд Даймонд (личностный опросник); проективный тест «Рисунок школы» (по Е.И. Захаровой); методика «Оценка уровня школьной мотивации» (по Н.Г. Лускановой), а также опрос учителей пятиклассников по разработанной нами анкете;
математические: статистическая проверка результатов диагностики с помощью Т-критерия Вилкоксона.
Исследование проводилось в 2019-2021 гг. и включало в себя два этапа. На первом этапе (проблемно - поисковом) (2019-2020 гг.) изучалось состояние проблемы, ее рассмотрение в философской, социологической, педагогической литературе, формировался понятийно-терминологический аппарат исследования, осуществлялось осмысление теоретических и методологических основ исследования. Также осуществлялась опытно-экспериментальная работа, в т.ч. отбор диагностических методик, апробация и внедрение проекта по управлению адаптацией учащихся при переходе в среднее звено общеобразовательной школы. На втором этапе (2020-2021 гг.) осуществлялись качественная и количественная обработка результатов исследования, их анализ, научная интерпретация эмпирического материала; формулировались положения, выносимые на защиту, определялась научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, оформлялся и редактировался текст выпускной квалификационной работы.
Опытно-экспериментальную базу исследования составило муниципальное казенное общеобразовательное учреждение МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №1 им. В. Крохина» (307410, Курская область, Кореневский район, п. Коренево, ул. Школьная, д.1). Всего исследовании приняли участие 52 пятиклассника и 12 учителей обозначенной школы).
Теоретическая значимость предлагаемой работы обусловлена ее новизной и заключается в постановке и решении важной для науки проблемы – методических основ управления адаптацией учащихся в общеобразовательной организации при переходе из начальной школы на уровень основного общего образования.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности применения его результатов, а также разработанной на их основе программы адаптации при переходе учащихся из младшего звена в среднее для решения задач практики организации управления адаптацией учащихся в условиях средней общеобразовательной школы.
Структура и объем ВКР обусловлены логикой проведенного научного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 5 приложений. Список литературы содержит 83 наименования. Объем ВКР 78 страниц текста, иллюстрированного 5 рисунками, 10 таблицами, 5 приложений.
Annotation
The research is devoted to the development, theoretical justification and experimental testing of the project of the system of adaptation of students in the conditions of a modern general education organization during the transition from primary to secondary school. The theoretical and methodological foundations of the study of adaptation management in the general educational organization of basic general education are disclosed. Developed and tested on the basis of the educational organization of the Moscow State Educational Institution «Korenevskaya Secondary School No. 1 named after V. Krokhina» program for managing the adaptation of students during the transition to the level of basic general education, the effectiveness of the experimental work has been proved.
Глава 1. Теоретические основы изучения управлением адаптацией в общеобразовательной организации основного общего образования
1.1. Адаптация как психологическое понятие
Впервые термин «адаптация» (от «adaptatio» - приспособление, прилаживание) был введен немецким физиологом Г. Обертом в 1865 году, позднее он стал употребляться в биологическом аспекте как «приспособление» живых организмов к окружающей среде [20, с. 21]. В настоящее время понятие адаптации используется в связи с определенными периодами развития личности человека и является предметом исследований многих ученых в различных областях науки.
Согласно отечественным ученым Б.Г. Ананьеву [5], Л.С. Выготскому [22], Д.Н. Узнадзе [72], А.А. Ухтомскому [74] и др., процесс адаптации в теоретическом осмыслении имеет четыре вида, а именно:
физиологическая (совокупность реакций, обусловливающих приспособление организма к модификации окружающих условий);
биологическая адаптация (изменение в функциях органов и обмене веществ соответственно жизненному значению воздействий);
психологическая (адаптация индивида к новым условиям и задачам на уровне состояний, процессов и свойств психики);
социальная, или социально-психологическая, представляющая собой приспособление личности к социальной сфере.
В Психологическом словаре понятие адаптации трактуется двояко: «1) постоянный процесс по активному приспособлению личности к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса» [13, с. 191]. При этом соотношение указанных компонентов определяет характер поведения индивида и зависит от того, какие у человека имеются цели и ценностные ориентации, каковы возможности их достижения в определенной социальной среде. Несмотря на непрерывный характер социальной адаптации, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения.
В зарубежной социальной психологии широко распространенным является необихевиористский подход к адаптации. Как отмечает С.В. Васильева, согласно бихевиоризму, любое животное или человек обладают врожденной потребностью в информации и активности, причем информация непосредственно связана с активностью: дефицит активности и информации порождают утомление и скуку, а влечения к информации и активности развивают энергичность и любопытство [16, с. 84]. Выработка целесообразной для индивида и социума активности, как отмечает А. А. Реан, осуществляется под влиянием конкретных внешних условий [60, с. 241]. Ученые, принадлежащие к бихевиористскому направлению, так определяют социальную адаптацию: это состояние, при котором актуальные потребности индивида, с одной стороны, и требования окружающей его социальной среды – с другой, полностью удовлетворены (то есть речь идет о состоянии гармонии между индивидом и окружающей его средой), а также это процесс, в ходе которого достигается вышеуказанное состояние [16, с. 44].
Согласно интеракционистской концепции адаптации при достижении эффективной адаптации индивид соответствует минимальным требованиям и ожиданиям общества. Представители интеракционизма называют адаптированным человека, не только усвоившего, принявшего и осуществляющего социальные нормы, но и принимающего на себя ответственность, ставящего и достигающего целей [79, с. 203].
Вопросы адаптации раскрываются Ж. Пиаже [56] в его теории когнитивного развития. Согласно указанной теории, организация умственной деятельности происходит в развитии от самых простых двигательных координаций до формирования абстрактно-логических рассуждений, и вырабатывание на этой основе гипотез обеспечивает решение проблем адаптации индивида.
Адаптацию, по Пиаже, представляют два важнейших механизма: это ассимиляция и аккомодация. Они вкупе способствуют адаптации индивида к условиям окружающей среды [56, с. 194]. Ассимиляция, по Ж. Пиаже, представляет собой набор интеллектуальных действий личности, направленных на включение экологических факторов в уже установленные когнитивные структуры личности, а аккомодация – это иным образом направленный процесс: здесь уже на индивида воздействует окружающая среда, когда тот направляет свою деятельность на изменение уже сформированных когнитивных структур, при этом субъект меняет действия и представления, согласуясь с новыми обстоятельствами. Исходя из этих факторов, Ж. Пиаже рассматривает адаптацию как равное соотношение указанных векторов интеллектуальной деятельности индивида [56, с. 230].
В наиболее общем понимании адаптация заключается в приспособлении человека как личности к оптимальному существованию в социуме, исходя из согласования общественных требований и собственных потребностей, личностных мотивов и интересов. Социальная адаптация происходит через процесс усвоения норм и ценностей, существующих в данном коллективе, группе, обществе в активном взаимодействии и деятельности индивида [50, с. 110].
В педагогических работах Ш.А. Амонашвили [4], И.П. Подласого [57], Е.А. Ямбурга [83] и других педагогов большое внимание уделяется вопросам социальной адаптации детей применительно к школе. Если психологическая наука преимущественно изучает адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы приспособления личности к социальной среде, то педагогику интересуют вопросы управления и педагогической поддержки социальной адаптации подрастающего поколения, поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации [57, с. 181].
Понятие социализации близко по смысловому наполнению к социально-психологической адаптации. Эти термины относятся к понятиям схожим, взаимообусловленным и взаимозависимым, но притом не идентичным. Социализация представляет собой двусторонний процесс: с одной стороны, имеет место процесс усвоения индивидуумом опыта социума, к которому сам он принадлежит, а с другой – активное воспроизведение и наращивание человеком систем социальных отношений и связей, в которых он развивается.
В концепции А.В. Петровского [55] адаптация разбирается как особый момент становления личности, от которого в большой степени зависит характер его дальнейшего развития. Успешная адаптация позволяет совмещать интегрированность ребенка в группе с его индивидуализацией и автономностью.
Ф. Б. Березин определяет адаптацию как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в процессе человеческой деятельности, что позволяет индивиду удовлетворять текущие потребности и осуществлять соответствующие важные цели (при сохранении психического и физического здоровья), в то же время, чтобы гарантировать, что умственная деятельность человека, его поведение отвечают требованиям среды жизнедеятельности [9, с. 84].
В целом, несмотря на многообразие подходов к трактовке адаптации, мы можем заметить, что все они так или иначе обладают общими чертами: внутри каждого наличествует вариативность определенных параметров, а процесс адаптации при этом подразумевает взаимодействие двух систем, которое исходно является непоследовательным, дисгармоничным, а в ходе благоприятной адаптации меняется, приводя к согласованности, гармонии, оптимуму.
Подводя итог вышеизложенному, можно заключить, что сущность понятия социально-психологической адаптации индивида заключается в оптимальной реализации индивидом его внутренних возможностей и личного потенциала в социально-значимой деятельности; в способности взаимодействовать с окружающим обществом в определенных условиях существования, при этом не утрачивая себя как личность. В ходе такой адаптации меняется и внутренний мир личности: возникают новые знания и представления о деятельности, в которой он участвует, и, как следствие, осуществляется самоидентификация.
Таким образом, под адаптацией в контексте нашего исследования мы будем понимать процесс взаимодействия личности с окружающей социальной средой, направленный на приспособление к изменяющимся условиям данной среды.
1.2. Адаптация в общеобразовательной организации
Начало обучения на уровне основного общего образования является важным этапом в развитии ребенка, а адаптация к нему – сложный процесс, который требует от школьника больших физических, эмоциональных и интеллектуальных затрат. Сам переход из начального звена в среднее является переломным, а нередко и кризисным периодом на данном этапе жизни школьника. Необходимо отметить, что синхронно с началом обучения в 5-м классе школы, ребенок вступает в качественно новый в психологическом плане средний школьный возраст и одновременно переходный к младшему подростковому возрастной этап, с сопровождающими данный переломный момент изменениями, касающимися учебной деятельности, новой социальной ситуации, а также возрастных физиологических и иных новообразований. Становление личности и социальной идентичности школьника в этот период связано с формированием чувства умелости, компетентности, полноценности (по Э. Эриксону), чему способствует успешная адаптация к школе [2, с. 54]. Рассматриваемый возрастной этап характеризуется постепенным получением чувства взрослости, усилением независимости детей от взрослых. Пятиклассникам как младшим подросткам становится присущ негативизм − тенденция противостоять любого рода влияниям взрослых, их суждениям и установкам [12, с. 117]. Осуществляется постепенная смена прежней ведущей деятельности – учебы на новую – общение, формирование доверительно-дружеских связей со сверстниками.
Социальные нормы поведения, установленные взрослыми, начинают отходить на второй план, в то время как приобретают важность внутригрупповые нормы поведения (референтной группы сверстников).
Адаптация в общеобразовательной организации имеет свои специфические особенности. Она характеризуется усвоением учащимися норм нового для них образовательного пространства, а также приспособлением к требованиям среды исходя из новых условий и целей деятельности.
А. Ребер в Большом толковом психологическом словаре дает следующее определение термина «адаптация к школьному обучению» – «это степень, в которой учащийся владеет необходимыми умениями и обладает способностью отвечать тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляются к нему школьным обучением, определяемая тем, насколько успешно он к данным условиям приспособился» [13, с. 243].
В.С. Мухина считает, что адаптация к средней школе включает в себя комплекс задач, стоящих перед пятиклассником, таких как освоение нового для него школьного пространства общеобразовательной организаций, новый режим обучения, множество новых правил поведения, необходимость устанавливать общение с новыми учителями (и нередко – с новыми одноклассниками). Автор отмечает комплектность процесса адаптации, который стимулирует развитие личностных, физических и интеллектуальных способностей ребенка [49, с. 120].
В современной научной литературе выделяют виды, или составные части, входящие в понятие адаптации в общеобразовательной организации: так, по
А.Ю. Коджаспирову и Е.Р. Куприяновой это физиологическая, психологическая (психическая), социальная и учебная [36, с. 30]. Все эти виды адаптации взаимосвязаны, и неразвитость любого из них приведёт к снижению успеваемости, самочувствия, его работоспособности и взаимодействию с окружающими людьми, в том числе с педагогом.
Так, физиологическая адаптация ребёнка к средней школе делится на несколько частей, которые имеют свою специфику и различаются степенью напряжения систем организма.
Первый этап данного вида адаптации является ориентировочным. Он характеризуется активной реакцией организма на большой спектр новых воздействий, обусловленных началом обучения в образовательной среде среднего звена школы [1, c. 62].
Второй этап – характеризуется неустойчивым приспособлением организма к новым условиям, т.е. нахождение адекватных вариантов решения проблем.
На первом этапе организм расходует все силы, без экономии ресурсов. Учитель должен понимать на сколько сложно проходит этот период у ребёнка. На втором этапе затраты снижаются.
Третий этап – является моментом равновесия, приспособления, организм определяет самые подходящие для него варианты реагирования на нагрузку, требующих меньших затрат. Вне зависимости от видов выполнения работ будь то умственная работа, статистическая или психологическая нагрузка, каждая система организма реагирует напряжением. Чем больше нагрузка тем больше организм задействует ресурсов. Стоит заметить, что резервы школьного организма не безграничны. Переутомление и долгое напряжение могут негативно сказаться на здоровье ребёнка [71, c.163].
Примерно 5-6 недель составляет продолжительность всех трёх фаз, наиболее трудными являются 1 и 4 неделя.
Социальная и психологическая адаптация оказывают влияние на уровень развития навыка устанавливать контакт с другими детьми, уметь строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, быть интересным и общительным. Т.е. эти виды адаптации влияет на уровень мотивации к учению и на уровень тревожности. Так, эмоциональное состояние ребёнка является маркером удовлетворенности в школе, связанное с результатами учебной деятельности, действующие на усвоение школьных требований поведения, на успешность контактов в социуме и в конечном счете на сформированность внутренней позиции ученика.
Адаптация в социальном аспекте подразумевает процесс приспособления индивида к проблемной социальной ситуации. Социальная адаптация, как приспособление в принципе, представляет из себя достижение единства объекта с системой и средой реализации его целей, в рассматриваемом случае – это достижение единства между индивидом и социальной средой. С одной стороны, здесь имеет место определенное формирование личности индивида, с другой стороны – создание среды.
Как отмечают ученые, в частности, А.В. Морозов, социальная адаптация при переходе обучающихся из начальных классов в основную школу тесно связана с приспособлением психологическим, понимаемым, как процесс установления соответствия психологических параметров, состояний и действий личности при её активности и окружающей среды. Помимо этого, А.В. Морозов отмечает, что этот процесс «дает возможность индивиду удовлетворять важнейшие его потребности и реализовывать связанные с ними важные цели, обеспечивая одновременно соответствие деятельности и поведения человека требованиям определенной среды» [48].
Социально-психологическая адаптация учеников 5-го класса может включать в себя избавление от чувства страха, ощущения одиночества либо сокращении сроков соц.научения, когда, делая упор на социальный либо групповой опыт, дети освобождаются от необходимости проб и каких-либо ошибок, сходу выбирая наиболее эффективную линию поведения [2, c.59].
Процесс общественно-психической адаптации младших школьников осуществляется через систему соц институтов, важнейший из которых – общеобразовательная школа, именно там социальные качества индивида развиваются и корректируются в согласовании с общественно важными ценностями.
Фрагмент для ознакомления 3
2. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах. 1, 5, 10 классы. Система работы с детьми, родителями, педагогами./ сост. Коробкина С.Н. М.: Учитель, 2015. 240с.
3. Алимбекова Ф.Б. Психолого-педагогическое сопровождение периода адаптации пятиклассников к обучению в средней школе // Наука и образование в XXI веке. сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2014. С. 12-14.
4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. 559 с.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
6. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2018. 363 с.
7. Безруких М.М. Трудности обучения в школе: причины, диагностика, комплексная помощь. М.: Эксмо, 2009. 172 с.
8. Белая Е.А. Формирование профессиональной готовности педагога к управлению социально-психологической адаптацией младшего школьника. Дисс. канд. пед. наук. Москва, 2001. 240 с.
9. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. П.: Книголюб, 2012. 270 с.
10. Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С. Общая психодиагностика. СПб.: Изд-во «Речь», 2011. 440 с.
11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практиче¬ской психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. 352 с.
12. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология. М.: ГУ ВШЭ, 2012. 528с.
13. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. 3-е изд. – М.: Прайм-Еврознак, 2016. 632 с.
14. Буланова Н.Б. Адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2012. № 5. С. 268-270.
15. Василенко М.А. Адаптация к новым социальным средам у детей с различными типами привязанности к матери // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы международной научно-практической конференции, 21 - 22 апреля 2011г.; Под общ. ред. Ю. П. Платонова.- СПб.: СПбГИПСР, 2011. С.43-47.
16. Васильева С.В. Структурные и динамические особенности студенческого адаптационного синдрома: дисс. канд психол. наук: Санкт-Петербург. 2000. 185 с.
17. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников и подростков / Акад. пед. наук РСФСР; Под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. – М.: Просвещение, 1967. - 360 с.
18. Волков Б.С. Психология младшего школьника. М.: Педагогическое общество России, 2017. 128с.
19. Володько Н.В. Личностно-ориентированный диалог в образовательном процессе и его роль в преодолении дезадаптации ребенка к школе. Н.Новгород Арзамас.: АГПИ, 2016. 147 с.
20. Волынская Л.Б. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла. СПб.: Флинта, 2012. 240с.
21. Воспитательная работа: содержание, организация, методика: учеб.-метод. пособие / сост. В. А. Копылов. – Красноярск: Сиб. Федер. Ун-т, 2018. 60 с.
22. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 479с.
23. Галкина Т. П. Социология управления: от группы к команде. М.: Финансы и статистика, 2003. 224 с.
24. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж НПО «МОДЭК», 2016. 256 с.
25. Гениатулина И. Ю. Помощь психолога в адаптации пятиклассников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/501832/ (дата обращения: 01.06.2021).
26. Граур М.В. Психологическое содержание понятия «школьная адаптация» // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 3 (19). С.211-214.
27. Гуткина Л Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2016. 96 с.
28. Дмитриева П.В. Диагностика социальной адаптации пятиклассников к изменившимся условиям обучения // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 784-786. 3
29. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого- педагогические технологии в начальной школе / монография. М.: Издательство Перо, 2015. 200 с.
30. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А. Диагностико-аналитическая деятельность психолога в сфере образования: Учебник. М.: Перо, 2016. 241 с.
31. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2016. 98 с.
32. Журавлев Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу// Народное Образование, 2012. № 8. С. 99-105
33. Иванова Е.И. Оценка уровня адаптации учащихся 5 класса в МБОУ «2- Жемконская СОШ» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 19. С. 284–288. URL: http://ekoncept.ru/2016/56302.htm. (дата обращения: 17.05.2021).
34. Казанская В.Н. Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей. СПб.: Питер, 2018. 230 с.
35. Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: программа адаптации детей к средней школе. М.: Генезис, 2017. 122 с.
36. Коджаспиров А.Ю., Куприянова Е.Р. Комплексный подход к психологическому сопровождению пятиклассников в условиях адаптации к средней школе // Психология образования. 2016. № 5. С. 29-39.
37. Крайнова Ю. Н. Адаптация школьников к обучению в среднем звене, как психологическая проблема // Практ. психология и логопедия. 2019. № 1. С. 51-54.
38. Крупенникова Н.А. Психологическое сопровождение процесса адаптации пятиклассников // Актуальные вопросы развития науки. сборник статей Международной научно-практической конференции: в 6 частях. Ответственный редактор А.А. Сукиасян. 2014. С. 70-72. 0
39. Крыжановская Н. В., Буркова Е. В. Формирование мотивации к учебной деятельности как способ школьной адаптации среди младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 7. С. 11–15. URL: http://e-koncept.ru/2016/56080.htm. (дата обращения: 28.04.2021).
40. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитания / В.С. Кукушин. – Ростов н/Д Феникс, 2016. – 508 с.
41. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: Авторский сборник. М.: Смысл, 2011. 426 с.
42. Луговская Т.В., Терещенко Е.Б. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации пятиклассников // Альманах современной науки и образования. 2009. № 4-1. С. 111-113.
43. Лысенко Р. И. Педагогические условия адаптации младших школьников к обучению в основной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 2076–2080. URL: http://e- koncept.ru/2015/85416.htm. (дата обращения: 16.06.2021).
44. Малыхина Е.В. Проблема психолого-педагогического сопровождения деятельности классного руководителя по адаптации пятиклассников и пути решения // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2012. № 5. С. 270-272.
45. Матвеева О. А. Помощь в адаптации к средней школе: психолого- педагогическое сопровождение V-VI классов // Психолог. наука и образование, 2016. № 3. С.57-79.
46. Мескон, М. Основы менеджмента /пер. с англ. и ред. О.И. Медведь. М.: Вильямс, 2016. 665 с.
47. Монахина А.А., Кузьмин Д.Н. Модель управления адаптацией обучающихся начальной школы при переходе в основную школу // Педагогический журнал. 2019. № 5. С. 706-712.
48. Морозов А.В. Проблемы социально-психологической адаптации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.km.ru/referats/44A84593B0EC4C399A091289B8FA175C (дата обращения: 12.08.2021).
49. Мухина В.С. Детская психология: 2-е издание. М.: Книга по требованию, 2013. 272 с.
50. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация. М.: Эксмо, 2017. 368 с.
51. Немов Р.С. Психология. Учебник. М.: Изд-во «Юрайт», 2014. 639с.
52. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учебное пособие. М.: Академия. 2013. 448 с.
53. Организация воспитательного процесса в школе: проектирование и реализация воспитательных систем и программ: региональный опыт / сост. Т. И. Вороньжева. Оренбург: ООДТДМ, 2019. 64 с.
54. Перминова Ю.А. Психолого-педагогические условия адаптации пятиклассников при переходе в среднее звено // Молодой ученый. 2015. № 4 (84). С. 660-663.
55. Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spblib.ru/ru/catalog/-/books/10326322-lichnost-deyatel-nost-kollektiv (дата обращения: 15.07.2021).
56. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Междунар. Пед. Акад., 1994. 680 с.
57. Подласый И.П. Продуктивная педагогика: Кн. для учителя. М.: Народное образование, 2003. 494 с.
58. Подойницына Т.А. Адаптация пятиклассников в современных условиях обучения // Актуальные проблемы современного образования. Материалы III региональной заочной научно-практической конференции. 2015. С. 63-65.
59. Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы. Сборник научных статей . – Ярославль, 2017. – 142 с.
60. Реан А. А. Психология адаптации личности: анализ, теория, практика. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2016. 479 с.
61. Сергачева О. Система работы классного руководителя по адаптации пятиклассников// Нар. образование, 2017. № 6. С. 230-237.
62. Сериков Г.Н. Элементы теории системного управления образованием. Ч. 1. Системное ведение образования. Челябинск: ЧГТУ, 1994. 169 с.
63. Скобельцына Е.Г., Башлай Э.Х. Практико-ориентированная модель программно-целевого управления процессами адаптации и самореализации школьника в условиях специализированной образовательной организации для одаренных детей "Круги поддержки" // Каталог психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде. Методическое пособие для педагогов-психологов по материалам программ - лауреатов XIV Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде. 2018. С. 280-285.
64. Славутская Е.В. Факторный анализ психологических качеств, определяющих «дезаптационный синдром пятого класса»// Психология обучения, 2018. № 12. С. 103-112.
65. Смелков М.Ю. Теоретический анализ проблемы социальной адаптации в контексте социализации личности // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011. № 4. С. 16-21.
66. Сомько А.Н., Кафриева Ю.Г. Введение в школьную жизнь. Программа адаптационных занятий для пятиклассников// Школьный психолог, 2018. № 2. С 13–15.
67. Социальная адаптация учащихся. 5-9 классы. Программы, планирование, тематические занятия / сост. Родионова С.Г., Корепанова Т.Н. М.: Учитель, 2015. 268с.
68. Социологический словарь /Авт.-сост.: Осипов Г.В, Москвичев Л.Н., Чернощек О.Е. М.: «Норма», 2010. 608 с.
69. Справочник психолога средней школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. 3-е изд. Ростов н/Д.: Феникс, 2014. 512 с.
70. Степанов Е.Н. Программирование деятельности по созданию воспитательной системы класса. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psihdocs.ru/stepanov-e-n.html (дата обращения: 19.04.2021).
71. Томчук А. С. Психолого-педагогические условия успешной адаптации к школьному обучению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 10. С. 161–165.
72. Узнадзе Д. Н. Общая психология / Под ред. И. В. Имедадзе. М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. 413 с.
73. Ульянова Т.Л. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности в общении. Средняя школа, 2016. №7. С. 21–24.
74. Ухтомский А.А. Избранные труды / Под ред. акад. Е.М. Крепса. Л.: Наука. Ленингр. Отд., 1978. 358 с.
75. ФГОС основного общего образования с изменениями и дополнениями [Электронный ресурс]. URL: https://www.menobr.ru/article/60080-fgos-osnovnogo-obshchego-obrazovaniya-s-izmeneniyami-i-dopolneniyami-2018 (дата обращения: 25.05.2021).
76. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.05.2021).
77. Хапачева С.М. Психолого-педагогические особенности адаптации подростков ко второй ступени обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № S11. С. 31–35. URL: http://ekoncept.ru/2014/14635.htm. (дата обращения: 28.05.2021).
78. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. 2017. № 5. С. 19-31.
79. Шакурова М.В. Адаптация школьников как социально-педагогическая проблем // Психологические исследования, 2017. №5 С. 203-210
80. Шаяхметова В. К., Минх Г. Р. Уровень самооценки младших подростков в период адаптации при переходе из младшего школьного звена в среднее // «Концепт». 2015. № S1. С. 71–75.
81. Шобонов Н.А. Управление общеобразовательной организацией в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в РФ». Нижний Новгород: ННГУ, 2017. 118 с.
82. Щуркова Н.Е., Мухина М.И., Желаннова А.В. Новое воспитание в новой школе / Под общ. ред. Н.Е. Щурковой. М.: АРКТИ, 2016. 264 с.
83. Ямбург Е.А. Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации: практико-ориентированная монография / Е.А. Ямбург, С.Д. Забрамная. М.: Бослен, 2013. 254 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней