Фрагмент для ознакомления
2
Известно, что запасы необходимы для обеспечения стабильной деятельности любого предприятия. Наличие достаточного количества запасов и складов для их хранения необходимо для организации непрерывного функционирования организации. Излишек запасов и складов ведет к росту расходов, а если запасов мало из-за нерациональной организации складского пространства, то это тоже отрицательно складывается на деятельности фирмы, поскольку при любом скачке спроса торговая компания не сможет обеспечить своих покупателей всем что им нужно. Однако, с другой стороны, для формирования запасов оно должно отвлекать из оборота часто довольно значительные средства.
Эффективное управление производственными запасами в цепях поставок – необходимое условие повышения рентабельности бизнеса, создания, развития и реализации его конкурентных преимуществ.
Ряд негативных факторов, таких, как инфляция, низкий уровень платежеспособности и т.д. способствуют изменению политики многих предприятий по отношению к производственным запасам, обосновывают необходимость поиска новых источников пополнения, изучения проблемы эффективности их использования, в связи с чем для большинства отечественных предприятий различные способы рационального использования имеющихся ресурсов средств, одно из которых – определение оптимальной величины производственных запасов, - приобретают все большую значимость. При этом закупка комплектующих изделий для самолета любого авиапредприятия является ответственным вопросом, так как многие комплектующие производятся за рубежом, в связи с чем возникают дополнительные риски задержки или недопоставки важных элементов, без которых авиационная техника не сможет функционирования, в связи с чем работа, цель которой – анализ управления запасами в логистической системе; логистика складирования товаров, оптимальная организация поставок покупных комплектующих изделий на самолет ИЛ 76МД-90А на предприятии АО «Авиастар-СП», является актуальной.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- определить понятие запасов в логистике: сущность, классификация, цели создания;
- привести методы и модели управления запасами промышленного предприятия;
- исследовать методы анализа систем управления запасами.
- привести обзор и анализ процессов организации поставок покупных комплектующих изделий
- привести организационно-экономическую характеристику АО «Авиастар-СП»;
- проанализировать систему управления запасами на предприятии АО «Авиастар-СП»;
- проанализировать существующую организацию поставок покупных комплектующих изделий на самолет ИЛ 76МД-90А на предприятии АО «Авиастар-СП»;
- выявить проблемы в организации управления запасами на предприятии АО «Авиастар-СП»;
- разработать мероприятия по эффективному управлению запасами покупных комплектующих изделий на самолет ИЛ 76МД-90А на предприятии АО «Авиастар-СП».
Объектом исследования в работе являются запасы и логистика складирования, а предметом - авиастроительное предприятие АО "Авиастар-СП", производящее самолет ИЛ 76МД-90А
Материалами исследования послужили материалы по теме логистики складирования товаров таких исследователей, как И.Г. Смирнова, Л.Б., Миротиной, Е. Гараниной, Питеркин, Ф. Хенссменн и др., по закупке комплектующих изделий в целом С. С. Кудрявцевой, А. И. Шинкевич, М. Линдерс, С.В., а также, по специфике закупок в авиационном бизнесе.
Методами исследования послужили метод анализа и интегральный метод, который позволяет на основании отдельно взятых выводов сделать общее заключение по проблематике исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в теории логистики запасов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть применены в практике закупки комплектующих изделий для авиационной промышленности.
Структура исследования состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1 Теоретические основы управления запасами в цепях поставок
1.1. Запасы в логистике: понятие, сущность, классификация, цели создания
Логистика – это научная и практическая деятельность субъектов хозяйствования, которая представляет собой организацию, управление и оптимизацию движения материальных, информационных и финансовых потоков предприятий различных отраслей экономики .
Логистика может быть представлена в виде системы, цель которой заключается в доведении продукта или услуги компании до потребителя в заданном месте, в нужном количестве и ассортименте при заданном уровне затрат компании.
Логистическая система представляет собой адаптивную систему с обратной связью, которая выполняет логистические функции и логистические операции, состоит из нескольких подсистем и имеет связь с внешней средой (Рис. 1).
Логистическая система предприятия служит продвижению материальных потоков, осуществляющееся квалифицированным персоналом с помощью техник и технологий.
Отличительными признаками логистической деятельности являются:
наличие потокового процесса;
определенная системная целостность логистической деятельности.
Рисунок 1. Понятие логистической системы
Логистическая система представляет собой целостную совокупность составляющих элементов, которые взаимодействуют друг с другом (например, подразделения внутри предприятия).
Можно выделить следующие составляющие компоненты логистической деятельности и их основные функции :
закупка обеспечивает поступление материального, информационного и финансового потоков в логистическую систему;
склад временно размещает и хранит материальные запасы, которые потом преобразуются в материальные потоки;
запасы материалов позволяют логистической системе быстро реагировать на изменение спроса на рынке, они обеспечивают равномерность функционирования транспортных средств,
транспорт включает в себя материально-техническую базу предприятия, с помощью которой транспортируются различные грузы, а также инфраструктура, обеспечивающую такое функционирование;
информация обеспечивает информационную связь между другими подсистемами логистической системы, контролируя при этом исполнение различных логистических операций;
кадры или персонал организации занят непосредственным исполнением логистических операций;
сбыт фиксирует выбытие материального потока из логистической системы.
Рисунок 2. Элементы логистической системы
Любая логистическая деятельность обладает рядом отличительных особенностей от других систем, но конкретизированным непосредственно к задачам логистики (Таб.1) .
Таблица 1 Особенности логистической деятельности
Особенность Содержание
Целостность Все элементы логистической системы должны работать как единая система, преследующая конечную цель – доведение услуги до потребителя
Взаимосвязанность элементов Между элементами логистики существуют обязательные организационные, технологические и производственные связи
Интеграция системы элементов логистики Логистическая система обладает такими качествами, которые ее отдельные элементы (информационные и материальные потоки) не обладают
Сложность Наличие в логистической системе множества необходимых звеньев, многофакторного характера взаимодействия между ними
Иерархичность Подчиненность элементов низшего уровня звеньям высшего уровня в линейно-функциональном логистическом управлении
Для логистической деятельности важным фактором является то, что она быстро реагирует на изменения рынка и учитывает различные факторы внешней среды.
Так, например, логистика учитывает изменение спроса и предложения на товар или услугу компании, изменение автомобильных и железнодорожных перевозных тарифов, выход из строя различных транспортных каналов предприятия или изменение ставок по банковским кредитам.
В процессе управления материальными, информационными или производственными потоками логистика решает такие задачи, как:
1. прогнозирование объёмов перевозок;
2. определение оптимальных объёмов и направлений материальных, информационных потоков;
3. организация складирования;
4. организация упаковки и транспортировки.
Рисунок 3.Главные задачи логистики
Цель логистических систем формируется исходя из системного подхода, учета затрат цепи, создания современных трудовых условий.
Задачи, которые стоят перед логистической системой, реализуются через логистическую стратегию.
Логистическая стратегия предприятия направлена на совершенствование системы управления материальными потоками . При это логистическая стратегия также должна быть ориентирована на потребителей. Поэтому главной целью логистики является доставка продукции при условии минимальных затрат на снабжение, производство, сбыт и транспортировку.
Главная цель логистики для ее реализации декомпозируется (дробится) на следующие подцели:
создать эффективную систему контроля затрат;
реорганизовать организационную структуру предприятия;
организовать логистический менеджмент на предприятии.
Таким образом, характер выполняемых логистикой функций и задач изменяются под воздействием изменения внешних условий или конъюнктуры рынка. Однако можно определить все же несколько основных функций логистики :
Установление хозяйственных связей между поставками товара или предоставления услуги, их функциональное развитие, корректировка и рационализация
Определение объёмов и направлений материальных, информационных и производственных потоков
Прогноз потребности в осуществлении перевозок
Определение последовательности передвижение товара или услуги через основные элементы логистической системы
Организация, развитие и размещение складов
Управление запасами в сфере обращения
Осуществление перевозок, а также всех необходимых операций в пути передвижения груза или услуги к потребителям
Выполнение различных операций, непосредственно связанных с перевозкой товаров (упаковка, маркировка, погрузка, отправление)
Управление складскими операциями (хранение, приёмка, организация доставки продукта).
Рисунок 4. Основные функции логистики
Таким образом, вся эта группа логистических функций может быть объединена в три главных аспекта: управление материалами, производством и распределением продукции или услуги.
Таким образом, организация логистики на предприятии имеет большое экономическое значение, поскольку фактически обеспечивает сохранность и доставку продукта до потребителей. Поэтому роль логистики может быть проявлена через три основных аспекта логистики :
1. интеграция – формирует процессы движения товара или услуги как единой целостной системы;
2. организация – обеспечивает взаимодействие и согласование всех стадий и действий участников логистической деятельности;
3. управление – поддерживает параметры элементы функционирования логистической системы.
Следует отметить, что управление логистикой в компании представляет собой управленческую деятельность, которая обеспечивает организацию и обеспечение выполнения логистических проектов при соблюдении заданной параметров (сроки и смета расходов).
Субъектом управления являются участники логистической деятельности, которые принимают участие в разработке и принятии управленческих решений.
Объект управления – это непосредственно сам проект, его элементы и основные характеристики.
Таким образом, в целом система управления логистикой предприятия включает в себя следующие элементы :
методология организации,
бизнес-процессы,
регламентная база,
организационная структура
программное обеспечение (IT).
Можно выделить системы начального, среднего и высшего уровня информационного управления логистической деятельностью предприятия. Рассмотрим содержание и сферу применения каждой из них.
Система начального уровня широко распространена среди предприятий небольшого размера, успешно использующие информационные системы управления в своей текущей ежедневной деятельности. Отличительной чертой таких информационных систем является ограниченный охват бизнес-процессов предприятия.
Программные информационные продукты данного уровня могут сильно отличаться друг от друга, тем не менее, эти системы имеют невысокую требовательность к обеспечивающим работу ресурсам.
Системы данного уровня могут работать под управлением современных промышленных СУБД, однако также эксплуатируются и на небольших предприятиях.
Однако сегодня разработчики стремятся делать такие программы, имеющими большое количество возможностей, что позволяет внедрить такие системы вместе с другими системами более высокого уровня.
Системы среднего уровня управления логистикой обусловлены потребностью предприятий в программном продукте с более широкими возможностями, нежели системы начального уровня.
Несмотря на возможности таких систем функционировать практически по всем направлениям деятельности предприятия, некоторые подсистемы реализованы только наполовину. У таких систем есть также недостаток, который заключается в их высокой стоимости, что делает их практически недоступными для небольших предприятий. Также успех внедрения систем среднего уровня зависит от качества исполнения анализа деятельности предприятия.
Современные системы высшего уровня обеспечивают функции планирования и управления всеми ресурсами предприятия. Стоимость внедрения подобных систем также возрастает.
Отметим основные недостатки подобных систем для предприятий:
Необходимость получения консультаций по внедрению системы, что значительно увеличит ее затраты;
Требование некоторой реорганизации деятельности компании;
Наличие специального подразделения на предприятии, которое бы адаптировало систему под требования бизнеса.
С другой стороны, руководители организации и ее персонал получают великолепный инструмент, позволяющий планировать и управлять производством.
Показать больше