Фрагмент для ознакомления
2
В соответствии со статьей 2 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Россий¬ской Федерации», направленность (профиль) образования определяет предмет¬но-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обу¬чающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.
В технологическом профиле изучение химии может служить фундамен¬том для формирования специальных знаний, связанных с использованием ве¬ществ в материальном производстве. Элективный курс «Биохимия», предло¬женный в примерном учебном плане ООП СОО, вряд ли сможет выполнить указанную задачу. В связи с этим кажется целесообразным выделение химии в отдельный предмет, который (в зависимости, например, от социальных запро¬сов при открытии технологического профиля) может быть по уровню изучения как профильным, так и базовым. Во втором случае возможно расширение до 2 часов в неделю (в идеальном варианте). Повышение уровня химической подго¬товки обучающихся можно достичь и за счет элективных курсов (ЭК).
Поскольку к технологическому профилю можно отнести большинство профессий, в которых есть понятие «технологический процесс», нам представ¬ляется логичным профессии химико-технологических специальностей отнести к именно этому профилю одним из его направлений. Возможен и такой вари¬ант, что некоторые общеобразовательные организации решат указанные специ¬альности отнести к естественно-научному профилю - это также допустимо, но тогда наряду с углубленным изучением химии для некоторых специальностей будет необходимо изучение на том же уровне физики.
Естественнонаучный профиль ориентирует на такие сферы деятельно¬сти как медицина, фармацевтика, биотехнологии, сельское хозяйство и др. В данном профиле предлагается выбирать для изучения на углуб¬ленном уровне те же учебные предметы, что были рекомендованы на техноло¬гическом профиле, т.е. преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки», а также элективные курсы.
В естественнонаучном профиле химия, как правило, занимает место цен¬трального профильного предмета - она формирует научное мировоззрение на основе знакомства с формами и методами научного познания, изучения основ¬ных химических теорий, формирования навыков самостоятельной исследова¬тельской деятельности, раскрытия роли химии как производительной силы об¬щества[8].
Поэтому предметные результаты углубленного уровня изучения химии существенно отличаются от таковых базового и выражаются в следующих по¬казателях:
1. сформированность системы знаний об общих химических закономер¬ностях, законах, теориях;
2. сформированность умений исследовать свойства неорганических и ор¬ганических веществ, объяснять закономерности протекания химических реак¬ций, прогнозировать возможность их осуществления;
3. владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний о составе, строении вещества и основных химических законах, проверять их эксперимен¬тально, формулируя цель исследования;
4. владение методами самостоятельного планирования и проведения хи¬мических экспериментов с соблюдением правил безопасной работы с вещест¬вами и лабораторным оборудованием; сформированность умений описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;
5. сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать с позиций экологической безопасности последствия бытовой и производствен¬ной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
Указанные предметные результаты, однако, достаточно абстрактны и требуют уточнения, конкретизации, но делать это нужно не отдельным учите¬лям или школам, а во всем химическом образовательном пространстве страны.
Именно поэтому авторы «Проекта концепции преподавания учебного предмета «химия» в РФ» (коллектив под руководством президента химического факуль¬тета МГУ им. М.В. Ломоносова, академика РАН, профессора В.В. Лунина) пер¬вым пунктом документа указали следующее: «внести изменения в ФГОС ос¬новного общего и среднего общего образования в части определения требова¬ний к предметным результатам обучения с целью их детализации, заключаю¬щейся в указании конкретных теорий, законов, понятий, типов учебных задач, экспериментальных умений и других элементов содержания...». Безусловно, де¬тализация необходима также для метапредметных и личностных результатов.
Поскольку рассматриваемые в естественно¬научном профиле направления (медицина, фармацевтика, сельское хозяйство) достаточно сильно различаются с точки зрения содержания и условий деятель¬ности, требований к личностным качествам, важным элементом химической подготовки и самоопределения обучающихся необходимо признать профессио¬нальные пробы на предприятиях и в организациях перечисленных направлений. В современных условиях значительно меняется содержание среднего химического образования, утверждены многочисленные альтернативные учебные программы и учебники по химии для средней школы, появились школы, гимназии, лицеи с различным уровнем изучения отдельных предметов или циклов учебных дисциплин. В связи с переходом системы полного среднего образования на профильное обучение в учебные планы включаются различные элективные курсы.
С одной стороны, содержание этих курсов призвано углубить и расширить знания и умения, учащихся по определенным предметам. С другой стороны, элективные курсы должны максимально реализовать как межпредметные связи и связь с жизнью, так и возможности выхода школьника на будущую профессию.
Знания, получаемые учащимися при изучении школьного курса химии и других дисциплин, вполне достаточны для усвоения данного элективного курса. Для более осознанного усвоения материала в учебники включены краткие словари необходимых химических и медицинских терминов. Расширяя и углубляя знания, умения и навыки, полученные ранее, учащиеся овладевают элементами фармацевтической химии и медицинских знаний.
В задачи курса входит более детальное ознакомление учащихся с техникой и правилами лабораторных работ с химическими реактивами, лабораторным оборудованием и химической посудой, как общего, так и специального назначения.
Учащиеся приобретают устойчивые навыки работы с нагревательными приборами, весами, мерной посудой и реактивами, изучают состав и свойства целого ряда лекарств, учатся самостоятельно проделывать фармацевтические анализы некоторых лекарственных препаратов. Учащиеся смогут оценивать результаты анализов, сравнивая их с величинами, соответствующими требованиям Государственной фармакопеи. В качестве объектов исследования отобраны известные лекарственные средства, химическое строение и свойства которых легко анализируются на основе школьного курса химии.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Пономарев С.Ю. Химия - Углубленный уровень 10кл. М.:Дрофа, 2019г.
2. Журин. Химия. 10-11 классы. Базовый уровень. Учебник. Учебник для общеобразовательных учреждений – М, Просвещение, 2019 г.
3. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия: 8,9,10,11 класс: учеб. учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2019. г
4. Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2019 года. Химия : методи¬ческие рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым отве¬том. / авт.-сост.: А. А. Каверина, М. Г. Снастина. — М : ФИПИ, 2020. — 34 с. https://fipi.rU/ege/dlva-predmetnyh-komissiy-subektov-rf#l/tab/173729394-4.
5. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года. Химия / авт.-сост.: Д. Ю. Добротин, Н. В. Свириденкова, М. Г. Снастина. — М.: ФИПИ, 2020. — 34 с. https://fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialv#!/tab/173737686-4.
6. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2020 N 249 «О внесении из-менений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345».
7. Примерная программа по учебному предмету «Химия» для образова-тельных организаций, реализующих программы основного общего образования /Примерная основная образовательная программа основного общего образова¬ния: одобрена 8 апреля 2015. Протокол от №1/15 //Реестр примерных основных общеобразовательных программ. — Режим доступа: http://fgosreestr.ru/wp- content/uploads/2015/06/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma- osnovogo-obshchego-obrazovaniia■pdf
8. Примерная программа по учебному предмету «Химия» для образова-тельных организаций, реализующих программы среднего общего образования / Примерная основная образовательная программа среднего общего образования: одобрена 28 июня 2016. Протокол от №2/16 // Реестр примерных основных об¬щеобразовательных программ. — Режим доступа : http://fgosreestr.ru/wp- content/uploads/2015/07/Primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma- srednego-obshhego-obrazovaniya.pdf
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2018.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России № 413 от 17 мая 2012 года) с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декаб¬ря 2015 г.
11. Химия. 8,9.10,11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Ерёмин, Н.Е. Кузьменко, А.А. Дроздов, В.В. Лунин. – М.: Дрофа, 2016.
12. Химия» 10кл. Габриелян. Учебник (базовый уровень). ВЕРТИКАЛЬ.М.: Дрофа, 2017г.,