Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В статье 26 Всеобщей декларации прав человека указывается, что образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами [1]. Исходя из этого, решение Совета глав государств СНГ об объявлении 2016 года Годом образования в СНГ актуализирует важность решения задач воспитания культуры межнационального общения средствами образования.
В Российской Федерации целевые и организационно-содержательные основы формирования национальных и этнических духовных ценностей определены в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [2].
Отмечается, что у современного младшего школьника стала чаще проявляться агрессивность, что приводит к серьёзным изменениям личностного развития и межличностным конфликтам, нетерпимости к сверстникам, представителям других национальностей. В то же время обучающиеся начальных классов отличаются исключительной доверчивостью к тем нормам и правилам, у них не развита оценочная деятельность, поэтому мнение педагога для них авторитетно, нормы поведения у него переходят во внутреннее требование к себе.
Таким образом, младший школьный возраст является сензитивным для усвоения норм и правил культуры межнационального общения.
Важным условием в контексте нашего проекта, считаем умение учителя применять научно обоснованную систему педагогических форм, методов и средств воспитания культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста на основе проектирования. Педагогическое проектирование – это педагогическая деятельность, характеризующая высокий уровень творческого развития педагога, обусловливающее совершенствование образовательного процесса, создание принципиально нового решения актуальных учебно-воспитательных задач.
Степень изученности. Вопросам развития культуры межнациональных отношений посвящены диссертации, монографии, статьи многих отечественных исследователей (В.Х. Абэлян, И.А. Дадов, А.Н. Жолудова, И.В. Жуковский, Т.Н. Бартенева и др.). Так, например, А.Н. Жолудова в диссертации отмечает, что культура народов воплощается на практике в виде обмена традициями и межнационального общения, «диалог культур» выступает условием развития отношений, а через сопоставление с другой культурой проявляется национальное самосознание. Авторы пособия «Толерантность и культура межнационального общения» подчеркивают роль культуры межнациональных отношений в предотвращении межэтнических конфликтов .
Проблема культуры межнационального общения у подрастающего поколения освещалась еще в трудах великих педагогов прошлого: К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского. В настоящее время особенности межличностного общения у детей изучали и изучают современные исследователи: Е.П. Ильин, В.А. Казанцева, М.И. Лисина, О.В. Сушкова и другие.
Для решения проблем, связанных с формированием культуры межнациональных отношений в образовательном процессе, ученые выдвигают ряд задач: воспитание уважения к людям разных национальностей, культивирование бережного отношения к их языкам, социальным ценностям; ориентация на нравственные общечеловеческие ценности, стимулирование непримиримого отношения к проявлениям национализма и расизма, воспитание в духе веротерпимости к религиозным чувствам людей.
Цель исследования - отобрать оптимальную совокупность средств, способствующих формированию культуры межнациональных отношений у младших школьников в условиях полиэтнической образовательной среды.
Объект исследования - образовательный процесс, способствующий формированию культуры межнациональных отношений у младших школьников.
Предмет исследования - средства, способствующие формированию культуры межнациональных отношений младших школьников.
Гипотеза. Процесс формирования культуры межнациональных отношений у младших школьников будет эффективным, если.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущность и определение понятия «культура межнациональных отношений младших школьников», показатели сформированности культуры межнациональных отношений.
2. Отобрать и обосновать совокупность средств формирования культуры межнациональных отношений младших школьников.
3. по плану
4. по плану
Методы исследования. При подготовке работы были использованы теоретические методы (анализ научной психологической, педагогической, а также методической литературы); эмпирические методы (изучение педагогического опыта, беседа, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, метод математической статистической обработки данных.
Этапы исследования. Первый этап (декабрь 2020 – февраль 2021 гг.) был посвящен изучению и анализу научных источников, психолого- педагогической литературы по проблеме исследования. Уточнялись объект и предмет исследования, формулировалась гипотеза, определялись цель и задачи научного исследования и опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе (март 2021гг.) проводился констатирующий эксперимент, который заключался в изучении личностных качеств и умений младших школьников из полиэтнической среды строить межличностные отношения; осуществлена разработка программы по формированию культуры межнациональных отношений. Проведен формирующий эксперимент по формированию культуры межличностных и межнациональных отношений младших школьников.
Третий этап. Выявлен комплекс средств организации развивающей полиэтнической образовательной среды, эффективно влияющих на формирование культуры межнациональных отношений младших школьников.
Практическая значимость исследования. Разработанные программа и методические рекомендации могут быть использованы в школах для формирования культуры межнациональных отношений младших школьников. Материалы эксперимента могут использоваться в курсе «Теория и методика воспитания».
Структура работы.
ГЛАВА 1. Научно-теоретические основы проблемы формирования межнациональной культуры младших школьников
1.1. Сущность культуры межнационального общения. Проблема межнационального общения в современной России
Наряду с термином «межнациональное общение» в литературе можно встретить такие понятия, как «межэтнические отношения», «межкультурный диалог», «поликультурное образование».
В контексте данной работы считаем необходимым раскрыть данные понятия.
Исследователи выделяют два уровня межэтнических отношений:
1) институциональный и 2) межгрупповой и межличностный.
В соответствии с таким выделением межэтнические отношения трактуются как в широком, так и в узком смысле.
Межэтнические отношения в широком смысле рассматриваются как взаимодействие народов в разных сферах - политике, культуре и так далее. В узком - как межличностные отношения людей различных национальностей, которые также происходят в различных сферах общения - трудовой, семейно-бытовой, а также соседской, дружеской и других сферах неформального общения [33].
Для нашего исследования важен второй уровень - межгрупповой и межличностный, поскольку основной целью изучения межэтнических отно¬шений в данном контексте является их гармонизация, предотвращение ме¬жэтнических напряжений и конфликтов в многонациональном коллективе. В данном случае межнациональное общение выступает как форма организации межэтнических отношений на личностном уровне.
Что касается поликультурного образования, то в словарях по общест¬венным наукам оно рассматривается как процесс, заключающийся в создании условий для формирования у личности мировоззренческой установки на кон¬структивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, россий¬ской и мировой культурам.
Поликультурное образование призвано воспитывать в человеке идеи равенства возможностей и права на приобретение самоидентичности. Оно служит «искусству общения», основанному на толерантности, уважении че¬ловеческого достоинства, на учете своеобразия каждого человека и обучении видеть это разнообразие [5, с. 183].
В условиях глобализации современного мира все чаще звучит термин «межкультурный диалог». Он рассматривается исследователями как социокультурный фактор регуляции взаимоотношений между странами, способствующий установлению контактов, осознанию общечеловеческого «мы» и стремлению понять друг друга.
Для нашего же исследования важно раскрытие такого понятия, как межнациональное общение.
Положения об общении, содержащиеся в трудах философов, психоло¬гов, педагогов (Ананьева Б.Г., Андреевой Г.М., Агеева B.C., Асмолова А.Г, Бодалева А.А., Жукова Ю.М., Кона И.С., Когана М.С., Леонтьева А.А., Ло¬мова В.Ф., Мудрик А.В и др.), являются исходными и служат основой для понимания также и природы межнационального общения.
Однако следует отметить, что межнациональное общение как социаль¬но-психологическое явление имеет и свою, присущую ему специфику. В процессе межнационального общения, как отмечает Кадиева Р. И., человек приобщается к иной культуре, традициям, сближается с людьми других на¬циональностей. В процессе такого общения у него рождается сознание сход¬ства с представителями иной национальности. Это способствует преодоле¬нию негативных явлений в национальном самосознании [18, с.99].
Обратимся к понятию самого межнационального общения.
Нашему исследованию в большей степени отвечает определение З.Т.Гасанова. Автор рассматривает межнациональное общение как опреде¬ленные взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди различ¬ных этносов обмениваются опытом, ценностями, мыслями, чувствами, пере¬живаниями. В процессе межнационального общения проявляются не только личностные качества, но и особенности психологии, традиций, культуры народов, представителями которых являются общающиеся [10, с. 259].
Межнациональное общение, как отмечают исследователи, является разновидностью социального общения, в процессе которого люди преследу¬ют по отношению друг к другу определенные цели. Для достижения этих це¬лей, являющихся следствием определенных мотивов, люди различных этни¬ческих групп используют разнообразные способы поведения, которые у каж¬дого человека формируются по мере развития у него качеств объекта и субъ¬екта общения [6].
Такой содержательный анализ межнационального общения показывает, что оно является деятельностью, и его суть заключается во взаимодействии, взаимопонимании, взаимоотношении и взаимообогащении людей разных национальностей.
Иными словами, приведенные результаты исследований различных ав¬торов доказывают необходимость воспитания культуры межнационального общения, т. к. межнациональное общение дает человеку больше возможно¬стей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, способствует развитию межнационального понимания и формирова¬нию коммуникативных навыков [40].
Как показывает историко-научный анализ, понятие «культура межна-ционального общения» вошло в научный оборот в нашей стране сравнитель¬но недавно, со второй половины 80-х годов XX века. За эти годы в философ¬ской, педагогической и психологической литературе сформировался целый ряд определений данного понятия. Например, один из специалистов в облас¬ти педагогики культуры межнационального общения В. П. Комаров кратко сформулировал смысл культуры межнационального общения как «...многогранные социально-психологические свойства личности, представляющие интегративную характеристику со специфическим содержанием и разноуровневой степенью воспитанности» [21].
По определению другого автора, Н. А. Асиповой, культура межнационального общения представляет собой не что иное, как «систему характер¬ных для личности идей и представлений, способов, форм и видов специфиче¬ской культурной деятельности, осуществляемой для углубления процесса взаимодействия и взаимовлияния людей разных национальностей ...» [7].
С культурологических позиций культура межнационального общения является именно культурой, т. е. «степенью общественного, умственного и нравственного развития, присущая кому-либо» [36].
Остановимся на определении культуры межнационального общения, которое, на наш взгляд, наиболее полно отвечает задачам нашего исследова¬ния: «Культура межнационального общения - это уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, истории, национальному достоинству. Культура межнационального общения предпо¬лагает выполнение людьми правовых и морально-этнических норм в много¬национальной среде» [10].
Из данного определения следует, что любой человек является культур¬ным лишь в том случае, если он понимает и принимает иные культурные по¬зиции и ценности, умеет пойти на компромисс, понимает ценность не только своей независимости, но и чужой.
В реальной же жизни существует не мало примеров, когда представи¬тель какого-либо народа обладает поистине энциклопедическими знаниями о своих национальных корнях, но совершенно нетерпимо относится к чужим национальностям. У такого человека культура межнационального общения практически отсутствует.
Как отмечают исследователи, уже в начальных классах среди учащихся русской национальности встречаются проявления элементов неосознанного шовинизма, пренебрежения к нерусским ученикам. Явления наивного шовинизма среди какой-то части детей, как правило, развиваются в условиях от¬сутствия специальной воспитательной работы по их предупреждению и влиянию социально-психологического феномена преобладания чувства «толпы» [16].
Иногда нерусские учащиеся плохо владеют русским языком. Это за¬трудняет возможность их общения со сверстниками, препятствует взаимо¬действию с другими членами многонационального коллектива, социализа¬ции. Такие дети могут иметь низкую самооценку и испытывать чувство на¬циональной неполноценности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абаскалова Н.П. Модель мониторинга «Школы здоровья» с позиций системного подхода // Теоретические и методологические проблемы современных наук: матер. XVIII Междун. научно-практ. конф. – Новосибирск: ЦСРНИ, 2016.- 240 с.
2. Абдулатипов, Р.Г. Человек. Нация. Общество [Текст]/ Р.Г. Абдулатипов. - М., 2011. - 224 с.
3. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы [Текст]/ B.C. Агеев. - М.: Издательство Московского университета, 2010. - 240 с.
4. Алиева, Б.Ш. Народничество и этнические аспекты. Экологиче-ское воспитание 6-8 летних детей на педагогических традициях дагестанцев [Текст]/ Б.Ш. Алиева // Развитие личности в образовательных системах Южно - Российского ре¬гиона. Часть П. - Ростов Н / Д: Издательство РГПУ., 1997. - 406 с.
5. Амонашвили, Ш. Размышления о гуманной педагогике [Текст]/ Ш. Амонашвили. - М.: Из¬дательский Дом Шалвы Амонашвили, 2019. - 418 с.
6. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст]/ Б.Г. Ананьев. - М.: Педагоги¬ка, 2010. - 604 с.
7. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст]/ Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2013. - 217с.
8. Асипова, Н.А. Научно-педагогические основы формирования культуры межнационального общения школьников [Текст]/ Н.А. Асипова. - М, 2014. -108с.
9. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразова¬тельной школе [Текст]/ Ю. К. Бабанский. - М., 2019. - 526 с.
10. Беловолов В.А., Беловолова С.П., Ушакова Е.В. Формирование конкурентоспособного специалиста - приоритетное направление деятельности факультета начальных классов // Подготовка конкурентоспособного специалиста на факультете начальных классов: матер. научно-практ. конф. - Новосибирск, 2017. - С. 7-19.
11. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса [Текст]/ Ю.В. Бромлей. - М., 2013. - 483 с.
12. Бромлей, Ю.В. Этносоциологические процессы [Текст]/ Ю.В. Бромлей. - М.: Наука, 2011. - 512 с.
13. Введение в практическую социальную психологию [Текст]/ Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. - М.: Смысл, 2019. - 315 с.
14. Введение в этническую психологию [Текст]/ Под ред. Ю.П. Платонова. - СПб., 2010.-457 с.
15. Волков, Г.Н Воспитание учащихся национальной школы в духе дружбы народов. Воспитание в национальной школе [Текст]/ Г.Н. Волков. - М., 2019. - С.23-38.
16. Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Текст]/ Г.Н. Волков. - Чебоксары, 2014. - 168 с.
17. Гасанов, З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы наро¬дов, веротерпимости [Текст]/ З.Т. Гасанов // Педагогика. - 2011. - №4. - С.24-30.
18. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи: Материа-лы II Всерос. фестиваля молодеж. инициатив [Текст]/ Всерос. выставоч. центр; Ком. по делам семьи и молодежи Правительства Москвы. - М.: Логос, 2012. -83 с.
19. Гражданское образование и социальное проектирование. Пособие для преподавателей школ, учреждений дополнительного образования, орга¬низаторов воспитательной работы [Текст]. - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2013. -160 с.
20. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст]/ В.В. Давыдов. - М.: Педаго¬гика, 2019. - 239 с.
21. Джуринский, А.Н. Поликультурное воспитание в России и за ру¬бежом: сравнительный анализ. Монография [Текст]/ А.Н. Джуринский. - М.: Прометей, 2016. - 160 с.
22. Евмененко, Е.В. Психологические особенности формирования на¬ционального самосознания у детей младшего школьного возраста [Текст]/ Е.В. Евмененко. - Ставро¬поль, 2013. - 232 с.
23. Жириков, А. А. Этнические факторы политической стабильности [Текст]/ А. А. Жириков. - М.: «Славянский диалог», 2019. - 160 с.
24. Захарова, А. В. Общая характеристика младшего школьного воз¬раста как особого периода развития ребенка [Текст]/ А. В. Захарова// Психолого-педагогические особенности развития личности младшего школьника. Сборник научных трудов. - М., 2019. - С.23 - 37.
25. Зверкова А.Ю. Здоровьеориентированный подход к конструированию учебного плана в дошкольной образовательной организации // Теоретические и методологические проблемы современных наук: матер. XVIII Междун. научно-практ. конф. - Новосибирск: ЦСРНИ, 2016. - 240 с.
26. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]/ И. А. Зимняя. - М., 2019. - 255 с.
27. Идентичность и толерантность [Текст]/ Под ред. Н.М. Лебедевой. - М., 2012. - 143 с.
28. Измайлов, А.Э. Народная педагогика: Педагогическое воззрение народов Средней Азии и Казахстана [Текст]/ А.Э. Измайлов. - М: Педагогика, 2011. -256 с.
29. Кадиева, Р.И. Межнациональное общение в учебных заведениях многонационального региона [Текст]/ Р.И. Кадиева. - М., 2012. - 153 с.
30. Кадиева, Р.И. Формирование культуры межнационального обще¬ния в учебных заведениях многонационального региона [Текст]/ Р.И. Кадиева // Развитие личности в образовательных системах Южно - Российского региона., часть II. - Ростов Н/Д: издательство РГПУ, 2017. - 412 с.
31. Касенова Н.Н. Особенности профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов в поликультурном пространстве // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 13.
32. Кукушкин, B.C., Столяренко, Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихо-логия [Текст]/ B.C. Кукушкин, Л.Д. Столяренко. - Ростов Н/Д: Феникс, 2012. - 448с.
33. Кулагина, С. Г. Поликультурное образование личности [Текст]/ С.Г. Кулагина // Меж¬культурная коммуникация: Материалы регион, науч. конф. / Омский гос. ун-т.-Омск, 2014. - С. 18-20.
34. Кураков, М. О. Культура межнационального общения [Текст]/ М.О. Кураков //Педагогика. - 2012. - № 7-8 .- С.27-32
35. Латышина, Д.И. Этнокультурное образование: содержание и пе-дагогические технологии [Текст]/ Д.И. Латышина// Профессиональное образование учителя началь¬ных классов (Сборник статей). - Самара - Москва, - 2015. - С.91-99
36. Лебедева, Н.М., Стефаненко, Т.Г., Лунева, О.В. Межкультурный диалог в школе. Кн. 2. Программа тренинга [Текст]/ Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, О.В. Лунева. - М.: Изд-во РУДН, 2013. - 300 с.
37. Лопуленко, Н.А. Использование фольклора в воспитании толе-рантности у школьников (на примере пословиц народов России) [Текст]/ Н.А. Лопуленко // Толерант¬ность и культурная традиция. / Под ред. М.Ю. Мартыновой. - М., 2012. - С.325-393.
38. Макеев, В.В., Малькова, З.А., Супрунова, Л.Л. Поликультурное об¬разование - актуальная проблема современной школы [Текст]/ В.В. Макеев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова// Педагогика. - 2015. -№4. - С.6.
39. Мардахаев Л.В. Основы общей, специальной и социальной педагогики учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов университетов. – М., Тула, 2017.
40.
41. На пути к толерантному сознанию [Текст]/ Отв. ред. А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2017.- 255 с.
42. Палаткина, Г.В. Формирование этнотолерантности у младших школьников [Текст]/ Г.В. Палаткина // Начальная школа. - 2013. - №11. - С. 65-72.
43. Педагогика межнационального общения: Учебное пособие [Текст]/ Под ред. Проф. Д.И. Латышиной. - М.: Гардарики, 2014. - 320 с.
44. Погодина, А.А. Толерантность: термин, смысл, позиция, про-грамма [Текст]/ А.А. Погодина // История. - 2012. - № 11. - С. 31-36.
45. Современные проблемы этничности. Сб. научн. статей [Текст]/ Под. ред. П.В. Романова. - Саратов, 2010. - 223 с.
46. Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности [Текст]/ Г.У. Солдатова. - М., - 2019. - С. 223-244.
47. Чудновский, В.Э. Нравственная устойчивость личности [Текст]/ В.Э. Чудновский. - М., 2011. - 207с.
48. Шалин, В. Образование и формирование культуры толерантности [Текст]/ В.Шалин // История. - 2012. -№11. С. 56-62.
49. Этническая толерантность в поликультурных регионах России [Текст]/ Под ред. Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко. - М.: РУДН, 2012. - 432 с.