Фрагмент для ознакомления
2
Ключевой характеристикой компетентности В.В. Башев называет возможность переносить способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность изначально возникла.
А.М. Аронов рассматривает компетентность в качестве готовности специалиста включиться в определенную деятельность. Непосредственно в образовании компетентность выступает как определенная связь двух видов деятельности (настоящей - образовательной и будущей - практической).
Б.И. Хасан считает, что компетенции - это цели, а компетентности - это результаты (поставленные перед человеком цели или пределы), а мера их достижения - это и есть показатели компетентности. Но поскольку эти определения заимствованы из права, они имеют ограниченное употребление. Педагогика и образование всегда были ориентированы только на один тип ограниченной рамками конкретного предмета компетенции. Поэтому должен понимать ограничения предмета учитель, который хочет, чтобы ученик приобретал компетентность и выходил за рамки предмета.
На сегодня четко определяется разрыв между теорией и практикой в общеобразовательных школах, в том смысле, что более подробно компетентностный подход рассмотрен в сфере профессионального образования. В связи с чем, преподаватели общеобразовательных дисциплин в школах, в частности, учителя информатики, не всегда представляют, как в ходе обучения можно реализовывать компетентностный подход.
Сейчас уже появились крупные научно-теоретические и научно-методические работы, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетентностей, например, монография А.В. Хуторского «Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения», книга «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решений», написанная группой авторов под редакцией А.Г. Каспржака и Л.Ф. Ивановой.
Ххарактеризующий смысл компетентностного подхода в образовании понятийный аппарат ещё не устоялся.
В образовании компетентностный подход основывается на следующих принципах.
- Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.
- Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.
- Разнообразные формы организации осмысленной самостоятельной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.
- Матричная система управления, привлечение родителей, учащихся и людей «извне» к управлению ОУ и оценке его деятельности, делегирование полномочий.
- Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно в различных сферах и видах деятельности решать проблемы на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
- Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения мировоззренческих, познавательных, нравственных, политических и иных проблем.
- Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения составляющих содержание образования познавательных, организационных, коммуникативных, нравственных и иных проблем.
- Оценка образовательных результатов основана на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.
Лебедев О.Е. приводит следующее сравнение традиционного и компетентностного подходов в образовании.
Под образовательными целями при традиционном подходе понимаются личностные новообразования, которые формируются у школьников. Цели обычно формулируются в терминах, которые описывают эти новообразования: ученики должны освоить такие-то сведения, понятия, правила, умения, у них необходимо сформировать такие-то качества, взгляды и т.д. Такой подход к постановке образовательных целей достаточно продуктивен, особенно по сравнению с распространённой практикой отождествления педагогических целей и педагогических задач, когда цели формулируются в описывающих действия учителя (раскрыть, объяснить, рассказать и т.п.) терминах.
Однако определение через описание личностных новообразований учащихся образовательных целей вступает в противоречие с новыми социальными ожиданиями в сфере образования. Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на сохранение экстенсивного пути развития школы. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности.
Но особенно в современных условиях уровень образованности не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. Уровень образованности определяется с позиций компетентностного подхода способностью решать на основе имеющихся знаний проблемы различной сложности. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Цели образования описываются при таком подходе в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала. В первом случае цели образования моделируют результат, который можно описать, ответив на вопрос: что нового узнает ученик в школе? Во втором случае предполагается ответ на вопрос, чему научится ученик за годы обучения в школе.
В качестве «конечных» результатов образования и в первом, и во втором случаях рассматривается развитие определённых личностных качеств, прежде всего, нравственных, формирование системы ценностей. Могут существовать различные взгляды на то, какие нужно формировать у современных школьников качества личности и какие ценностные ориентации, но эти различия с подходом к определению целей образования не имеют тесной связи. Различия в этих подходах связаны с различиями представлений о путях формирования ценностных ориентации и личностных качеств учащихся. При традиционном подходе к определению целей исходят из того, что личностных результатов можно достичь за счёт приобретения необходимых знаний. Во втором случае в качестве основного пути рассматривается получение опыта самостоятельного решения проблем. В первом случае решение проблем рассматривается как способ закрепления знаний, во втором - как смысл образовательной деятельности.
При традиционном подходе к определению целей образования на практике педагогические цели концентрируются на непосредственных результатах обучения - усвоении сведений, понятий и т.д. Эти результаты могут и не иметь для учеников особой ценности, поэтому их цели могут концентрироваться на достижении некоторых формальных показателей (медаль, отметка, способность сдать экзамен и т.д.).
Компетентностный подход к определению целей школьного образования даёт возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых. Определение с позиций компетентностного подхода целей школьного образования означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности.
Сторонники традиционного подхода к школьному образованию, который часто называют «знаниевым», заявляют о том, что в современных дискуссиях проявляется ироническое отношение к необходимому базису образования, каковым, с их точки зрения, является объём обретённых учащимися знаний. Надо заметить, что совсем не отрицает значения знаний компетентностный подход к решению проблем школьного образования. Но при этом надо учитывать, что знания могут иметь различную ценность и что не означает повышения уровня образованности увеличение объёма знаний.
Более того, в ряде случаев повышение уровня образованности может быть достигнуто лишь при уменьшении объёма знаний, который обязаны усвоить школьники.
Школьное образование в этом смысле можно сравнить с процессом строительства: нужны строительные материалы и умение строить. «Знаниевый» подход ориентирован на накопление строительных материалов. В результате мы получаем склад таких материалов и кладовщиков, способных отпустить нужные материалы по требованию.
Компетентностный подход ориентирован на строительство дома, на развитие умения эффективно использовать строительные материалы. В результате мы получаем способных построить дом строителей. Конечно, это сравнение можно считать некорректным, но оно отражает существенные различия в постановке целей образования.
Компетентностный подход к определению целей школьного образования соответствует и объективным потребностям учеников. Вместе с тем он соответствует и направлениям творческих поисков учителей. Эти поиски были связаны с реализацией идей педагогики сотрудничества, проблемного обучения, личностно ориентированного образования. Все эти идеи отражают попытки создать модель «учения с увлечением», решить проблему мотивации учебной деятельности школьников. Компетентностный подход позволяет избежать неизбежных при обучении с принуждением конфликтов между учениками и педагогами.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
2. Структура цифровой компетенции для преподавателей [электронный ресурс ]https://ec.europa.eu/jrc/en/digcompedu
3. Авдеева И.Л. Головина Т.А., Парахина Л.В. Развитие цифровых технологий в экономике и управлении: российский и зарубежный опыт // Вопросы управления. - 2017. - №2. - с. 50-56.
4. Бершадский, М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе [Текст] / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. - 2009. - №4. - С. 89-94.
5. Богданова, В.А. Формирование информационно-функциональной компетентности школьников в процессе реализации личностно ориентированной модели педагогического процесса [Электронный ресурс] / В.А. Богданова - Педсовет.org. - 2007. - 31 августа. - Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option, com_mtree/task, viewlink/link_id, 3843/Itemid, 118/, свободный.
6. Бортвик A. Цифровая грамотность в педагогическом образовании: компетентны ли учителя? / A. Бортвик, Р. Хансен // Журнал цифрового обучения в педагогическом образовании. -2017. - № 33: 2. - С. 46-48.
7. Бочарникова, М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации [Текст] / М.А. Бочарникова // Начальная школа. - 2009. - №3. - С. 86-92.
8. Веденина, В. Деловая игра и ее возможности [Электронный ресурс] / В. Веденина // HR-Portal. Сообщество профессионалов. - Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/delovaya-igra-i-ee-vozmozhnosti, свободный.
9. Гайдамак, Е.С. Реализация компетентностного подхода в процессе обучения студентов информатике и информационным технологиям на основе применения кейс-метода [Электронный ресурс] / Е.С. Гайдамак // Информационные технологии в образовании - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2003/II/3/II-3-2577.html, свободный.
10. Дахин, А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? [Текст] / А.Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - №2. - С. 42-47.
11. Дэниелс Дж. Цифровые медиатехнологии в повседневной жизни [Электронный ресурс] / Дж. Дэниелс, А. Уильямс, Ш. Баггс. - 2017. -Режим доступа: https://www.tandfonline.com/ doi/full/10.1080/1369118X.2017.1307435 (дата обращения: 02.05.2018).
12. Зайцев, В. Формирование ключевых компетенций учащихся [Текст] / В. Зайцев // Сельская школа. - 2009. - №5. - С. 28-35.
13. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
14. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стадии. / Под редакцией Г.Н. Прозументовой [Текст] - Томск - 2003. - C. 56.
15. Камалеева, А.Р. Компетентность как результат образовательного процесса [Текст] / А.Р. Камалеева // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2009. - №5. - С. 6-18.
16. Кауфман Н.Ю. Трансформация управления знаниями в условиях развития цифровой экономики. - Москва : Креативная экономика, 2018. -с.401-405.
17. Комлева Н.В. Профессиональная компетентность личности в условиях Smart-общества // Открытое образования. - 2017. - №51. - с. 7-33.
18. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р.
19. Кроксмарк Т. Преподавательская компетентность в цифровом времени [Электронный ресурс] / Т. Кроксмарк // Образовательный запрос. - 2015. - Т. 6. - № 1. - С. 24013. - Режим доступа: https: //www .tandfonline.com/doi/full/
20. Кьяландер С. Проекты для обучения в расширенной цифровой среде: тематические исследования социального взаимодействия в классе социальных наук : дис. ... д-ра наук [Электронный ресурс] / Сюзанна Кьяландер. -Стокгольм : Стокгольмский университет, 2011. - 185 с. - Режим доступа: http://www.diva-portal.org/smash/get/diva2:402495/FULLTEXT01. pdf (дата обращения: 02.05.2018).
21. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Электронный ресурс] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - №5.-С. 3-12. - Режим доступа: http://www.orenipk.ru/seminar/lebedev.htm, свободный.
22. Лысак И.В. Новые образовательные технологии как средство преодоления цифрового разрыва // Современные наукоемкие технологии. - 2017. -№2. - с. 129-135.
23. Макнайт K. Обучение в эпоху цифровых технологий: как педагоги используют технологии для улучшения обучения студентов / K. Макнайт, К. О'Мэлли, Р. Рузич, М. К. Хорсли, Дж. Фрайни, К. Бассетт // Журнал исследований технологий в образовании. - 2016. -Т. 48. - № 3. - С. 194-211.
24. Мейерс Э. М. Цифровая грамотность и неформальная среда обучения: введение [Электронный ресурс] / Э. М. Мейерс, И. Эриксон, Р. В. Малый // Обучение, медиа и технологии. -2013. - Т. 38. - № 4. - С. 355-367. - Режим доступа: https://www .tandfonline. com/doi/full/10. 1080/17439884.2013.783597 (дата обращения: 02.05.2018).
25. Михайлова, Е.И. Кейс и кейс-метод: общие понятия. [Текст] / Е.И. Михайлова // Маркетинг - 1999. - №1. - C. 12-13.
26. Нагибина Н.И. HR-Digital: цифровые технологии в управлении человеческими ресурсами // Науковедение. - 2017. - №58. - 72-78.
27. Новикова, Е.А. Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математики: http://vrogdchasty.ucoz.ru/publ/5-1-0-12 / <19.12.2008>.
28. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет к III Международной конференции «Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки», Корпоративный университет Сбербанка. — М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018 — 122 с.
29. Окно в ситуационную методику обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.casemethod.ru, свободный.
30. Редекер К. Европейские рамки цифровой компетентности педагогов: DigCompEdu [Электронный ресурс] / К. Редекер, Я. Пуние. -Брюссель: Объединенный исследовательский центр, Европейский Союз, 2017. - Режим доступа: https://ec.europa.eu/jrc/en/digcompedu (дата обращения: 02.05.2018).
31. Россия 2025: от кадров к талантам[электрон-ный ресурс] http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_üutline_web_tcm26-175469.pdf
32. Сименс Ж. Совместимость: теория обучения в эпоху цифровых технологий / Ж Сименс // Международный журнал учебной технологии и дистанционного обучения (ITDL). -2005. - № 1. - C. 1-8.
33. Скворцова, Г. Компетентностный подход: правила постановки учебных целей [Текст] / Г. Скворцова // Первое сентября. - 2008. - №4. - С. 10.
34. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под редакцией Д.Н. Ушакова. М., 1935-1940.
35. Харламова, Т. Компетентное обсуждение [Текст] / Т. Харламова // Школьный психолог. - 2002. - №20. - С. 57-62.
36. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002.-23 апреля. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm, свободный.
37. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - №2. - С. 58-64.
38. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 12 декабря. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm, свободный.
39. Целевая модель компетенций 2025[электронный ресурс] http://image-src.bcg.com/Images/BCG_Review_November-2017_tcm27-178366.pdf.
40. Шарп Р. Институциональные стратегии поддержки учащихся в эпоху цифровых технологий [Электронный ресурс] / Р. Шарп, Г. Бен-филд // Совершенствование обучения в социальных науках. - 2012. - Т. 4. - № 2. - С. 1-17. -Режим доступа: https://www.tandfonline. com/doi/full/10.11120/elss.2012.04020004 (дата обращения: 02.05.2018).
41. Шишкина, Л.П. Инновационный опыт. Организация деятельности учащихся на основе компетентностного подхода [Электронный ресурс] / Л.П. Шишкина. - Муниципальное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа №72 с углублённым изучением отдельных предметов. - Режим доступа: http://education.simcat.ru/school72/info/6, свободный.
42. Щерабакова, В.В. Формирование ключевых компетенций как средство развития личности [Текст] / В.В. Щербакова // Высшее образование сегодня. - 2008. - №10. - С. 39-41.
43. Янке И. Цифровая дидактика: строительные леса - новая нормальность обучения / И. Янке, А. Норберг // Открытое образование 2030. Высшее образование. - 2013 . - С. 129-137.
44. Ярбро Дж. и др. Цифровые обучающие стратегии и их роль в обучении в классе / Дж. Ярбро // Журнал исследований технологии в образовании. - 2016. - Т. 48. - № 4. - С. 274-289.
45. Юдина М.А. Индустрия 4.0: перспективы и вызовы для общества // Государственное управление. Электронный вестник. - 2017. - №22. - 197-215.
46. European Union - "DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use", 2017.