Фрагмент для ознакомления
2
2 МЕТОДИКА АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И ЗАПАСА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
2.1 Особенности объектов экономического анализа и факторов формирования финансовых результатов организации сетевой розничной торговли
Построение методики анализа хозяйственной деятельности организации сетевой розничной торговли начинается с выбора товарных ассортиментных групп, которые характеризуются одинаковыми условиями формирования выручки и прибыли от продаж (т.е. товарных групп с одинаковой торговой наценкой).
В данном случае объектом для анализа выбрана организация ООО «Агроторг», которая представляет собой федеральную сеть магазинов с низкими ценами (магазинов-дискаунтеров) «Пятерочка» и является одной из первых современных продуктовых розничных сетей, созданных на российском рынке. Магазины сети удобно расположены и предлагают покупателям уникальный выбор более 4 500 наименований товаров по самым низким ценам и под собственной торговой маркой «Красная цена», а также привлекательные промоакции. Средняя торговая площадь магазина составляет 392 кв. м. на 31 декабря 2020 года.
Компания ООО «Агроторг» была основана 28 декабря 1998 года. Первый магазин «Пятерочка» был открыт в Санкт-Петербурге в феврале 1999 года. Учредителями компании являются ЗАО «Торговый дом «Перекресток» – 90,1% уставного капитала, Компания «Спик Глобал Лимитед» (Speak Global Limited) Кипр, – 9,9% уставного капитала. Основными документами, регламентирующими деятельность компании, являются учредительский договор и Устав.
В октябре 2014 года была запущена программа «Новая Пятерочка», цель которой – изменение позиционирования торговой сети и особенно внимательное отношение к покупателям. Новый корпоративный стиль и логотип отражают новую бизнес-философию сети, а также символизируют расширение ассортимента, повышение качества обслуживания покупателей, контроль качества и модернизацию планировки и дизайна магазинов.
В 2020 году чистая розничная выручка магазинов «Пятерочка» составила 1489,639 млрд. руб., что на 20,7% выше выручки 2019 года в рублевом эквиваленте. Рост обусловлен в основном результатами работы новых магазинов, открытых за 2019-2020 гг. Так, если на 31 декабря 2019 г. количество магазинов «Пятерочка» составляло 15354 ед., то на 31 декабря 2020 г. количество магазинов торговой сети увеличилось до 16709 ед. В то же время в соответствии со стратегией сбалансированного роста в 2019 году было открыто 1866 магазинов «Пятерочка», тогда как в 2020 году – только 1355 магазинов.
Как видно из графиков на рисунке 1, в ООО «Агроторг» в динамике наблюдается существенное увеличение выручки при одновременном небольшом увеличении прибыли от продаж в 2015-2020 гг. и ее снижении с 10,57 до 8,2 млрд. руб. в 2020 году. Это говорит о том, что увеличение объема продаж и расширение торговой сети магазинов «Пятерочка» не привело к существенному росту прибыли компании, что связано с невысоким уровнем доходности реализации отдельных товарных групп, а также с недостаточным уровнем покрытия условно-постоянных затрат на содержание магазинов торговой сети за счет маржинального дохода, формируемого за счет разницы между продажной и покупной стоимостью реализуемых товаров.
В целях анализа факторов формирования финансовых результатов в ООО «Агроторг», аналитические группы должны быть выделены таким образом, чтобы качественные факторы выручки и прибыли по выбранным товарным группам были нечувствительны к структурным сдвигам в реальном ассортименте реализации товаров и в составе покупателей. Вследствие ошибок в группировке данных о товарах в учете показатели выручки и прибыли будут формироваться по качественно неоднородным подмножествам. В результате вариация этих показателей будет определяться различием уровня торговой наценки. Это может затруднить принятие правильных решений о продажных ценах и ассортименте товаров в магазинах розничной торговой сети (чем, в частности, объясняется увеличение сложности управления товарным ассортиментом в организациях сетевой розничной торговли). При этом следует учитывать, что информация о структуре выручки по товарным группам в каждом из магазинов торговой сети «Пятерочка» разная, это зависит от возрастно-полового состава покупателей магазина и их покупательских предпочтений.
На основании данных рисунка 2 можно сделать вывод о том, что в структуре продаж магазина № 982 «Пятерочка» в 2020 г. преобладающее значение составили продажи следующих продовольственных товаров: молочные товары, фрукты и овощи, хлебобулочные изделия, бакалея, мясные деликатесы, что объясняется неизменностью спроса на продовольственные товары. Объем продажи непродовольственных товаров в 2020 году составил всего 9% от общего объема продаж.
2.2 Модель факторного анализа финансовых результатов, рентабельности продаж и запаса финансовой устойчивости для организации сетевой розничной торговли
Рассмотрим графическое и аналитическое описание схемы факторного разложения финансового результата и показателей эффективности хозяйственной деятельности магазинов торговой сети «Пятерочка» компании ООО «Агроторг», приведем методику разложения приращений этих показателей по факторам методом цепных подстановок.
Схема дефрагментации финансового результата от продаж товаров в организации сетевой розничной торговли, переменные затраты которой складываются из затрат на покупку товаров, реализуемых в магазинах торговой сети, а также затрат на содержание магазинов, показана на рисунке 4.
Исходя из предлагаемой модели в организации сетевой розничной торговли (абстрагируясь от возможного наличия тесной корреляционной связи продаж и цены на товары) факторную модель прибыли от продаж можно представить следующим образом:
ОР = n*(MP-КР/n) –УР, (1)
где OP – общая прибыль от продаж;
n – количество магазинов в торговой сети;
mp – маржинальный доход одного магазина торговой сети;
КРср – средние условно-постоянные затраты на содержание одного магазина торговой сети (коммерческие расходы в отчете о финансовых результатах в расчете на количество магазинов торговой сети);
УР – средние условно-постоянные расходы на содержание АУП (управленческие расходы в отчете о финансовых результатах).
Раскрыв значение маржинального дохода одного магазина торговой сети, получим следующую многофакторную модель:
, (2)
где Q – количество покупок в одном магазине торговой сети в течение анализируемого периода;
– средний чек на одну покупку (без НДС);
vc – средняя себестоимость одной покупки;
КР – условно-постоянные затраты на содержание магазинов торговой сети (коммерческие расходы в отчете о финансовых результатах);
УР – условно-постоянные расходы на содержание АУП (управленческие расходы в отчете о финансовых результатах).
Кроме оценки влияния факторов на размер прибыли, анализируются факторы, влияющие на рентабельность продаж, для этого возможно использование следующей модели:
, (3)
где n – количество магазинов в торговой сети;
– средний чек на одну покупку (без НДС);
vc – средняя себестоимость одной покупки.
Для оценки влияния факторов на запас финансовой устойчивости возможно использование следующей модели:
, (4)
где Z – запас финансовой устойчивости;
FC – условно-постоянные расходы на содержание магазинов торговой сети и АУП (КР+УР);
МР – маржинальный доход магазинов торговой сети.
Факторный анализ этих показателей по различным направлениям сопоставления (в динамике, в сопоставлении с планом и др.) можно проводить методом цепных подстановок, который предусматривает расчет «подстановочных» величин, показанных в таблице 2.
2.3 Пример факторного анализа финансовых результатов, рентабельности продаж и запаса финансовой устойчивости в ООО «Агроторг»
С использованием данных отчетности ООО «Агроторг» в системе связанных таблиц рассмотрим применение методики факторного анализа прибыли от продаж, рентабельности продаж и запаса финансовой устойчивости на динамику показателей эффективности деятельности выбранной организации сетевой розничной торговли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во второй главе дипломной работы были выявлены объекты факторного анализа прибыли от продаж, рентабельности продаж и запаса финансовой устойчивости применительно к организации сетевой розничной торговли, представлена краткая информация об особенностях формирования финансовых результатов деятельности компании ООО «Агроторг», зависящих от таких показателей, как количество магазинов торговой сети, количества покупок и среднего чека, уровня торговой наценки по разным товарным группам, соотношения поло-возрастного состава покупателей в каждом из магазинов торговой сети.
В целях уточнения оценки влияния факторов на динамику прибыли от продаж в организации сетевой розничной торговли была сформирована схема факторной модели, позволяющей оценить влияние факторов на динамику основных показателей хозяйственной деятельности организации сетевой розничной торговли, включающая следующие факторы: условно-постоянные затраты на содержание администрации торговой сети, количество магазинов торговой сети, условно-постоянные затраты на содержание одного магазина торговой сети, количество покупок в одном магазине торговой сети, средний чек на покупки в торговой сети, себестоимость реализуемых товаров,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019 г.). – М.: Проспект, 2020. – 112 с.
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 1 (ред. от 27.12.2019 г.) (с изм. от 01.01.2020 г.). – М.: Проспект, 2020. – 64 с.
3. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 2 (ред. от 27.12.2019 г.) (с изм. от 01.01.2020 г.). – М.: Проспект, 2020. – 72 с.
4. Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» №402 от 06.12.2011 г. (ред. от 26.07.2019 г.) (с изм. от 01.01.2020 г.) // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2020. – № 2.
5. Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ (ред. от 04.11.2019 г., с изм. от 07.04.2020 г.) «Об акционерных обществах // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2020. – № 24.
6. Приказ Минфина России от 06.05.1999 г. № 32н (ред. от 06.04.2015 г.) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 г. № 1791) // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2015. – № 4.
7. Приказ Минфина России от 06.05.1999 г. №33н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 г. № 1790) // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2015. – № 7.
8. Приказ Минфина России от 06.10.2008 г. № 106н (ред. от 28.04.2017 г.) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (ПБУ 1/2008) Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2017. – № 14.
9. Баженов, Ю.К. Розничная торговля в России: монография / Ю.К. Баженов. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 239 с.
10. Баженов Ю.К. Коммерческая деятельность: Учебник для бакалавров / Ю.К. Баженов, А.Ю. Баженов; Под ред. д.э.н., проф. Л.П. Дашкова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – 286 с.
11. Баженов, Ю.К. Розничная торговля в России: монография / Ю.К. Баженов. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 239 с.
12. Белый, Е.М. Экономика предприятия: учебник / Е.М. Белый. – М.: КноРус медиа, 2017. – 399 с.
13. Бугатин, В.Д. Экономика предприятия: учебник / В.Д. Бугатин. – М.: Проспект, 2018. – 395 с.
14. Бурлак, Е.В. Рентабельность, самый результативный показатель на предприятии / Е.В. Бурлака // Приоритетные направления развития образования и науки Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – 2017. – С. 139-141.
15. Грибов, В.Д. Экономика предприятия в схемах: учебное пособие / В.Д. Грибов, В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2017. – 412 с.
16. Дементьев, М.Ю. Резервы повышения прибыли и рентабельности на предприятии / М.Ю. Дементьев, Н.Н. Шульга // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей победителей III международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 74-77.
17. Ивашенцева, Т.А. Экономика предприятия: учебник / Т.А. Ивашенцева. – М.: КноРус, 2016. – 284 с.
18. Камдин, А.Н. Анализ финансовых результатов и оценка эффективности деятельности предприятия / А.Н. Камдин, Д.Т. Утешева // Экономика и социум. – 2015. – № 2-2 (11). – С. 405-413.
19. Клочкова, Е.Н. Экономика предприятия: учебник для прикладного бакалавриата / Е.Н. Клочкова, В.И. Кузнецов, Т.Е. Платонова; под редакцией Е. Н. Клочковой. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 447 с.
20. Колчева, Е.С. Управление прибылью и рентабельностью на предприятии / Е.С. Колчева // Экономика и социум. – 2018. – № 1 (44). – С. 428-430.
21. Магомедов, А.М. Экономика организаций торговли: учебное пособие / А.М. Магомедов. – Махачкала, 2019. – 239 с.
22. Мамонова, О.И. Теоретические основы организации финансового планирования предприятия / О.И. Мамонова // Тенденции и закономерности развития современного российского общества: экономика, политика, социально-культурная и правовая сферы материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2-х частях. – 2016. – С. 84-85.
23. Мельник, М.В. Теория экономического анализа: учебник для бакалавриата и магистратуры / М.В. Мельник, В.Л. Поздеев. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 636 с.
24. Мухина, И.А. Экономика организации (предприятия). Учебное пособие / И.А. Мухина. Флинта, Московский психолого–социальный институт (МПСИ), 2017. – 407 с.
25. Нечитайло, А.И. Экономика предприятия: Учебник для бакалавров / А.И. Нечитайло. – М.: Феникс, 2017. – 306 с.
26. Сагидова, Р.Н. Бюджетирование и его роль в процессе финансового планирования / Р.Н. Сагидова // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – Т. 11. – С. 2461-2465.
27. Саклакова, Е.В. Роль финансовых ресурсов в стратегии планирования и прогнозирования деятельности предприятия / Е.В. Саклакова // Вестник СевКавГТИ. – 2016. – № 3 (26). – С. 32-37.
28. Сидоров В. М. Моделирование финансовых результатов на основе факторного анализа / В. М. Сидоров // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2016. - № 2 (68). - С. 334-338.
29. Тахумова, О.В. Анализ финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности организации / О.В. Тахумова, А.А. Симоненко, А.М. Гредасов, О.А. Мартыненко, Т.Л. Маликова // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 5 (106). – С. 951–954.
30. Чайников, В.В. Экономика предприятия (организации): учебное пособие / В.В. Чайников, Д.Г. Лапин. – М.: Юнити, 2017. – 448 c.
31. Чалдаева, Л.А. Экономика организации: учебник и практикум для вузов / Л.А. Чалдаева, А. В. Шаркова. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 361 с.
32. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.