Фрагмент для ознакомления
2
Скорость реакции на корректировку смеси у ГБО 3 поколения не высокая и обусловлена скоростью работы шагового дозатора - распределителя. Поэтому с появлением экологических требований Евро-3 и систем бортовой диагностики 2 поколения OBD II и EOBD, спрос на ГБО 3 поколения упал, а учитывая их довольно высокую стоимость и появление ГБО 4 поколения практически исчез.
ГБО четвертого поколения.
Предназначено для использования в любых инжекторных автомобилях и совместимо с экологическими требованиями Евро-3, а так же системами бортовой диагностики OBD II и EOBD.
Системы ГБО 4 поколения называют «Фазированный распределённый впрыск». Они используют вычислительные мощности и топливные карты заложенные в штатный контроллер автомобиля, и вносят лишь необходимые поправки для адаптации газовой системы к бензиновой топливной карте.
ГБО 4 поколение характеризует наличие отдельных электромагнитных форсунок впрыска газа в каждый цилиндр т. е. полностью аналогично бензиновой системе. Фазу и дозировку впрыска определяет штатный бензиновый контроллер а/м.
Важным плюсом ГБО 3 и 4 поколения является функция автоматического перехода с газового топлива на бензиновое, по окончании газа или при невозможности использования газа на некоторых мощностных режимах. Как и в системе предыдущего поколения, газовые форсунки устанавливаются на коллекторе непосредственно у впускного клапана каждого цилиндра.
Схема ГБО 4 поколения IGS (injector gas system) для инжекторных автомобилей с катализатором приведена ниже, на рисунке 1.5
1 – баллон, 2 – мультиклапан, 3- выносное заправочное устройство, 4- электро-клапан, 5 – редуктор, 6 – газовые штуцеры, 7 – форсунки, 8 – ЭБУ, 9 –переключатель вида топлива
Рисунок 1.5 – Схема ГБО 4 поколения IGS (injector gas system)
Системы газобаллонного оборудования четвертого поколения отличаются тем, что газ подается непосредственно во впускной коллектор через специальные газовые форсунки. Они управляются собственным электронным блоком управления, который синхронизирует свою работу со штатным контроллером и одновременно выполняет функции эмулятора.
ГБО пятого поколения [32]
ГБО пятого поколения получило название «жидкий впрыск» - LPi (Liquid Propane injection). Его принципиальное отличие от всех предшествующих систем в том, что газ (только пропан-бутан) подается в цилиндры не в газообразном, а в жидком состоянии. Поэтому в конструкции отсутствует редуктор - испаритель и смеситель. Распределенный впрыск газа обеспечивается регулятором давления, газотопливными форсунками и газотопливным насосом, устанавливаемым в баллоне. Управляет работой всей системы штатный контроллер двигателя. Главные преимущества ГБО 5 поколения - "бензиновый" расход, отсутствие потери мощности, возможность запускать двигатель на газе даже при минусовых температурах. Однако есть и недостатки - высокая сложность, чувствительность к загрязненному газу, сложность ремонта. Эти обстоятельства весьма затрудняют использование такого ГБО на просторах стран СНГ. Схема ГБО 5 поколения LPi представлена на рисунке 1.6.
Рисунок 1.6 – Схема ГБО 5 поколения LPi
ГБО шестого поколения
Самое современное на сегодняшний день ГБО LPdi (Liquid Propane direct ingection), показанное схематически на рисунке 1.7, разработано специально для двигателей с непосредственным впрыском топлива. При этом газ в жидком состоянии впрыскивается через бензиновые форсунки. Аппаратура шестого поколения использует такой же баллон с насосом, который применяется в пятом поколении. Газовый насос создает небольшое давление, необходимое для подачи газа по топливопроводу. Как и в системах 5 поколения, газ подается в жидкой фазе. Чтобы избежать сгорания бензиновых форсунок при езде на газе, разработчики приняли решение через них подавать газ в двигатель, тем самым обеспечив постоянное охлаждение, как при работе на бензине. Основной компонент системы - FSU (узел выбора топлива). Представляет собой устройство, в которое подводятся и бензиновая (от бака), и газовая (от баллона, в баллоне установлен топливный насос) магистрали с так называемыми обратками (и для бензина и для газа, для возвращения лишнего топлива обратно в баллон и в бак). Жидкий газ или бензин поступают в модуль FSU (на рисунке 1.7 выделено красным), и оттуда выбранное топливо через насос высокого давления подается к форсункам.
Рисунок 1.7 – Схема ГБО 6 поколения
Двигатель может заводиться и работать только на газе. Бензин же может использоваться как вспомогательное топливо. Водитель всегда имеет возможность переключения между газом и бензином простым нажатием кнопки. Система LPdi имеет несколько преимуществ. Она требует минимум обслуживания, так как нет необходимости в фильтрации газа в жидкой фазе. Из-за отсутствия редуктора-испарителя отпадает необходимость вмешательства в систему охлаждения. Непосредственный впрыск снижает расход топлива и выбросы углекислого газа, сохраняя соответствие нормам Euro 5.
На «Газели» может устанавливаться 2-е, 3-е, 4-е поколения ГБО, в зависимости от модификации двигателя. 2-е поколение устанавливается на двигатели с карбюраторными топливными системами и инжекторными системами в составе со смесителем. 3-е поколение вообще не получило широкого применения, по причине сложной установки. Вместо третьего, принято устанавливать четвертое поколение, которое подходит на все современные модели легковых автомобилей, на чем и мы остановим свой выбор.
1.4 Анализ производственной деятельности предприятия
Автошкола "Калина-Авто" открылась 17.04.2007г., находится по основному посёлок Кольцово г. Екатеринбург ул. Спутников 7 автодром и место хранения транспортных средств проезд Горнистов 15г. С 1.12.2010 г. заработал филиал в г. Каменск-уральский Свердловской области. Обучение проводится на категории А, В, С, Д, Е. F , а также тракторные права
Автотранспортные средства, входящие в состав автошколы состоят из:
• для категории А мотоциклы Минск, Ммвз, Рейсер-форестер и один Велс 250
• для категории В больше всех автомобилей Лада - Гранта 7 шт., две Лада – Веста, Лада – Калина.
• для категории СЕ Прицепы ГКБ 817, МЗСА 8234
• лёгкие прицепы ССТ и МЗСА
• для категории С Зил 130 зил 4329, Газ Next
• для категории Д Газель – CITY, ПАЗ 4234
• тракторные права МТЗ-82, гусеничный трактор ДТ-75
Таблица 1.1 – Списочный состав подвижного состава на 01.01.2021 г.
Модели
автомобилей Инвентарное число автомобилей Количество автомобилей, имеющих пробег
с начала эксплуатации в долях
от нормативного ресурсного пробега
до 0,25 от 0,25 до 0,50 от 0,50 до 0,75 от 0,75 до 1,00 от 1,00 до 1,25 от 1,25 до 1,50 от 1,50 до 1,75 от 1,75 до 2,00 свы-ше 2,00
Газ Next
1 1 — — — — — — — —
Зил-4329 1 — — — — — — 1 — —
Лада - Гранта 7 — — — — — — 1 —
Лада – Веста 2 — — — — — 1 — — —
ГАЗель-CITY 1 — — — 1 — — — —
ПАЗ-4234 1 — — — 1 — — — —
Лада - Калина 1 — — — — 1 — — — —
ГКБ817, МЗСА 8234 2 — — — 1 — — — — —
Мотоциклы 4 — — — 1 — — — — —
ССТ и МЗСА 2 — — — 1 — — — — —
МТЗ-82, ДТ-75 3 — — — 1 — — — — —
Итого 8 9 1 1 2 1 1
Транспортный цех, где автомобили проходят техническое обслуживание и где осуществляется их ремонт, имеет входные двери и рольставни. На северной, восточной и южной сторонах бокса имеются большие оконные проёмы. При необходимости бокс освещается настенными лампами дневного света. Вентиляция помещения – естественная.
На производственной площади имеются свободные места, где можно организовать дополнительные зоны ТР, обеспечив их необходимым технологическим оборудованием, приспособлениями и инструментом.
В условиях производства важное значение имеют внешние формы оборудования, инструменты, конструкция помещения и художественное оформление. Цветовое оформление элементов производственных помещений и оборудования также влияет на работоспособность сотрудников предприятия.
Выводы
Рассмотренные в разделе теоретические обоснования и характеристики лягут в основу практического рассмотрения и планирования деятельности предприятия с разработкой дополнительной услуги по переводу, ТО и ТР , ТО и ТР легковых автомобилей Лада – Гранта, Лада – Веста на газовое топливо, т. к. данные марки автомобилей и категория «В» являются наиболее востребованными при обучении.
2 Технологическая часть
2.1 Технологические операции процесса перевода, ТО и ТР АТС для работы на ГСН
В целях обеспечения качества выполнения профилактических работ ТО суммарная трудоёмкость операций сопутствующего ТР не должна превышать 15…20% трудоёмкости соответствующего вида ТО при выполнении работ на поточных линиях и 30% - при выполнении работ на отдельных постах [5].
Минимальная суточная (сменная) программа, при которой целесообразен поточный метод ТО, рекомендована Положением и составляет 12…15 для ТО-1 и 5…6 – для ТО-2 технологически совместимых автомобилей. При меньшей программе ТО-1 и ТО-2 проводятся на отдельных специализированных и универсальных постах.
В транспортном цехе со списочным составом менее 150 технологически совместимых единиц автомобилей и при смешанном парке все виды диагностирования рекомендуется проводить на отдельном участке диагностирования, оснащённом комбинированным диагностическим стендом или совместно с ТО и ТР переносными приборами.
Специализация постов ТР производится на основе принципа технологической однородности работ, при достаточном числе постов регулировочных и разборочно-сборочных работ ТР (более пяти) и при загрузке поста не менее чем на 80% сменного времени.
В нашем случае предприятие имеет разномарочный подвижной состав. Поэтому целесообразно проводить техническое обслуживание ТО-1 и ТО-2 на универсальном посту. Работы по диагностике проводим на этом же посту, оснащённом комбинированными диагностическими приборами.
Посты ТР располагаются в общем помещении с местами для хранения автомобилей. Посты ТО и ТР на предприятии являются тупиковыми. Пост ЕО также имеет тупиковое расположение.
Все виды работ по ТО-1, ТО-2 и ТР выполняются самими водителями, за которыми закреплены отдельные группы автомобилей.
Функциональная схема выполнения работ по переводу, ТО и ТР АТС для работы на ГСН и испытаний газотопливных систем приведена на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 - Функциональная схема выполнения работ по переводу, ТО и ТР транспортного цеха для работы на ГБО и испытаниям газотопливных систем [6]
2.2 Технологический процесс монтажа ГБО
Установка всех агрегатов и узлов газобаллонного оборудования на АТС должна быть произведена в соответствии с требованиями ТУ 152-12-007-99 (изм. №1 от 2000 г.), ОСТ 37.001.653-99, другой действующей нормативной и технической документации, разработанной предприятием-изготовителем (разработчиком) комплекта ГБО.
Способ крепления газовых баллонов для КПГ и их размещение на ТС должно осуществляться с соблюдением требований стандартов ГОСТ Р 51753-2001 и ОСТ 37.001.653-99 и конструкторской документации предприятий-изготовителей газовых баллонов и комплектов ГБО.
Не допускается:
-крепление газовых баллонов с использованием стальных тросов;
-использовать сварку для присоединения крепежных деталей к корпусу баллона.
При установке газовых баллонов на крыше автобуса они должны быть закреплены в специальных ложементах и защищены специальным кожухом от прямых солнечных лучей и атмосферных осадков.
Запрещается устанавливать на транспортные средства баллоны для КПГ:
-не имеющие паспорта или с неразборчивыми паспортными данными, не соответствующие требованиям ГОСТ Р 51753-2001 или требованиям ПБ 10-115-96;
-с истекшим сроком периодического освидетельствования;
-с неисправной расходно – запорно - наполнительной и предохранительной аппаратурой;
-с поврежденным корпусом (трещины, вмятины, коррозия, измененная форма);
-не соответствующие требованиям окраски и надписей согласно правилам ПБ 10-115-96, ГОСТ Р 51753-2001 или ТУ предприятия-изготовителя.
Баллоны для КПГ, бывшие в аварии, допускаются к эксплуатации только после внеочередного освидетельствования. Ремонт баллонов или их самоосвидетельствование не допускается.
Размещение газопроводов, газотопливной аппаратуры (ГТА), ее отдельных агрегатов и узлов должно соответствовать требованиям ОСТ 37.001.653-99 и другой действующей нормативной документации.
Крепление агрегатов и узлов ГБО на ГБТС, включая и баллоны для КПГ, должно выдерживать перегрузки в соответствии с требованиями ОСТ 37.001.653-99 и другой действующей нормативной документации.
Заправочное устройство (ЗУ) должно размещаться на ГБТС таким образом, чтобы выполнялись следующие условия:
- подсоединение к ЗУ заправочного шланга заправочной колонки на газонаполнительной компрессорной станции либо от передвижного газозаправщика должно осуществляться за пределами транспортного средства;
- ЗУ не должно выступать за пределы кузова транспортного средства, на которое оно устанавливается, либо при ином размещении в конструкции должна быть предусмотрена эквивалентная защита ЗУ от повреждений;
- крепление ЗУ должно обеспечивать защиту от его проворачивания. [15].
Технологический процесс ТО и диагностики оформляется в виде операционно-технологической или технологической карты. Технологическая карта представляет собой технологический документ, в котором отражаются все необходимые операции с указанием технических условий и нормативов.
Операции записываются в карту в той последовательности, в которой они будут выполняться на автомобиле.
В графе «Технические требования и указания» приводятся все необходимые технические условия к выполнению операции, при необходимости приводятся рисунки, эскизы и т.д.
В графе «Норма времени» приводится норматив в человеко-минутах на весь объём работы, независимо от числа исполнителей. Изменение числа исполнителей не изменяет нормы времени.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. ГОСТ 27577-2000. Газ природный топливный компримированный для двигателей внутреннего сгорания.
2. ГОСТ Р 51753-2001. Баллоны высокого давления для сжатого природного газа, используемого в качестве моторного топлива на автомобильных транспортных средствах. Общие технические условия.
3. ГОСТ 21624-81 Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий. – М.: Издательство стандартов, 1982. – 14 с.
4. ОСТ 37.001.653-99. Газобаллонное оборудование для транспортных средств, использующих газ в качестве моторного топлива. Общие технические требования и методы испытаний.
5. ОСТ 37.001.657-99. Расходно-наполнительное и контрольно- измерительное оборудование. Общие технические требования и методы испытаний.
6. У 152-12-007-99 (с изм. №1 от 2000 г.). Автомобили. Установка на автомобили ГБО для работы на КПГ. Приемка и выпуск после установки. Испытания ГТС. Технические условия.
7. РД 03112194-1099-03. Руководство по организации и выполнению услуг и работ по переводу, ТО и ТР на компримированный природный газ автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации.
8. РД 3112199-1069-98. Требования пожарной безопасности для предприятий, эксплуатирующих автотранспортные средства на компримированном природном газе.
9. ПБ 10-115-96.Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.
10. ГН 2.2.5.686-98. Федеральные санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
11. ПОТ РМ-027-2003. Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте.
12. ПОТ Р М-027-2003 «Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте». Утверждены постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 12 мая 2003 г. № 28.
13. ПБ 10-115-96 «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением». Утверждены постановлением Гостехнадзора России от 18 апреля 1995 г. № 20.
14. РД 03112194-1098-03 «Руководство по организации и выполнения услуг и работ по переводу, ТО и ТР на газ сжиженный нефтяной автотранспортных средств.
15. ОНТП-01-91. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта – М.: Гипроавтотранс, 1991. – 184 с.
16. Автомобили ГАЗель. Руководство по ремонту и техническому обслуживанию. М.: РусьАвтокнига, 2005 г.-334с.:илл.
17. Аксенов В. А., Бабич А. В., Евсеев Д. Г. Проектирование предприятий и технологических процессов ремонта машин на железнодорожном транспорте. Учебное пособие. Новосибирск, 2004. 248 с.
18. Аросланкин Д.В. Автомобили семейства ГАЗель / Руководство по эксплуатации. Изд.4-е. 2012г. - 85.с.
19. Белов С.В., Ильницкая А.В., Козьяков А.Ф.Безопасность жизнедеятельности. М., 2000. 249 с.
20. Бугаевский В.В «Охрана труда» Под ред. Канарева Ф.М.- 2-е издание перераб. и доп.- Агропромиздат, 1988.-351с.: ил.