Фрагмент для ознакомления
2
Сегодня детская психология и педагогика оперирует многообразием диагностических методик, которые помогают качественно исследовать и оценить уровень развития речи детей разных возрастов, в том числе и младшего школьного. Существуют и авторские методики, направленные на экспериментальное выявление недостатков в словоизменении и словообразовании детей. Анализ специальной литературы позволил нам систематизировать методики, предназначенные для обследования речевых процессов у детей в возрасте от шести до десяти лет. Опишем лишь те, которые можно использовать при работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи IV уровня.
1. «Методика исследования словообразования существительных, прилагательных и глаголов» Лалаевой Р.И.
2. «Методика словоизменения и словообразования» Филичевой Т.Б.
3. «Исследование способности словообразования» Алексеевой М.М. и Ляминой В.И.
4. «Тестовая методика диагностики устной речи» Фотековой Т.А. Данная методика объединяет в себе подход двух авторов: Р.И. Лалаевой и Т.А. Фотековой. Она включает в себя исследование всех сторон устной речи ребенка. В рамках настоящей работы выберем лишь те диагностические серии, которые направлены на изучение словоизменение и словообразование.
Для детей с ОНР IV уровня задания на словообразование достаточно сложны, при их выполнении отмечается инертность. Ребенок пытается давать стереотипные ответы: если салат из моркови, то он морковный, а суп из грибов – грибный. Довольно часто, не располагая правильными знаниями, ребенок прибегает к словотворчеству, которое при нормальном речевом развитии не используется в школьном возрасте. Итак, дадим подробное описание методики Фотековой Т.А.
1 блок. Составление предложений из слов в начальной форме.
Инструкция: я буду называть слова, а ты постарайся составить из них предложение.
1) Мальчик, открывать, дверь.
2) Девочка, читать, книжка.
3) Доктор, лечить, дети.
4) Рисовать, карандаш, девочка.
5) В, сад, расти, вишня.
6) Сидеть, синичка, на, ветка.
7) Груша, бабушка, внучка, давать.
8) Витя, косить, трава, кролики, для.
9) Миша, дать, собака, большая, кость.
10) Петя, купить, шар, красный, мама.
Слова предъявляются до первого ответа
Выставление баллов испытуемым производится согласно таблице 1.
Таблица 1. Оценка результатов диагностики.
Балл Вариант ответа испытуемого
1 блок 2 блок 3 блок 4 блок
1 Предложение составлено верно Правильный ответ Правильный ответ Правильный ответ
0,5 Нарушен порядок слов Замедленное послоговое воспроизведение Самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи Самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи
0,25 Пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности (например, предложение «Петя купил шар красный маме» построено без грубых нарушений грамматических правил, но не вполне адекватно по смыслу и с нехарактерным для русского языка порядком слов. Искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова) Неверно образованная форма Неверно образованная форма
0 Смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания Невоспроизведение Невоспроизведение Невоспроизведение
Максимальный балл за 1 блок – 10.
Уровень развития умения составлять предложения из слов в начальной форме для каждого испытуемого можно определить по таблице 2.
Таблица 2. Уровни развития речевых возможностей
балл Уровень
1 блок 2 блок 3 блок 4 блок
9-10 9-10 33-41 21-24 Высокий
6-8,5 6-8,5 22-32,5 14-20,5 Средний
3-5,5 3-5,5 11-21,5 7-13,5 Низкий
0-2,5 0-2,5 0-10,5 0-6,5 Очень низкий
2 блок. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах. Это задание вызывает большие трудности, дети часто плохо понимают инструкцию, поэтому мы используем картинки.
Инструкция: один – дом, если их много, то это дома.
Один стол, а много – это… Звезда –…
Стул – … Ухо – …
Окно – …
Инструкция: один – дом, а много чего? – домов.
Один стол, а много – это… Звезда –…
Стул – … Ухо – …
Окно – …
Оценка производится по таблице 1. Максимальный балл за 2 блок – 10. Уровень развития умения образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах можно установить каждому испытуемому согласно таблице 2.
3 блок. Исследование словаря и навыков словообразования.
1. Инструкция: у кошки – котята, а у…
Козы - Собаки -
Волка - Курицы -
Утки - Свиньи -
Лисы - Коровы -
Льва - Овцы -
2. Образование существительных в уменьшительной форме.
Инструкция: большой – мяч, а маленький – это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду перечислять:
Стол Снег
Стул Дерево
Дом
3. Образование прилагательных от существительных.
3.1. Относительных:
Инструкция: кукла из бумаги – бумажная.
Шляпка из соломы - Кисель из клюквы -
Горка изо льда - Салат из моркови -
Варенье из вишни - Суп из грибов -
Варенье из яблок - Лист дуба -
Варенье из сливы - Лист осины -
3.2. Качественных:
Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а если…
Волка за жадность - … Медведя за силу - …
Зайца за трусость - … Льва за смелость - …
Инструкция: если днем жара, то день – жаркий, а если…
Мороз - … Дождь - …
Солнце - … Ветер - …
Снег - … Холод - …
3.3. Притяжательных:
Инструкция: у собаки лапа собачья, а у…
Кошки - … Белки - …
Медведя - … Волка - …
Зайца - … Льва - …
Оценка результатов производится по таблице 1. Максимальный балл за 1 блок – 41. Уровень развития умения образовывать прилагательные от существительных можно присвоить каждому испытуемому согласно таблице 2.
4 блок. Исследование активного глагольного словаря.
4.1. Название слов-действий.
Инструкция: «Скажи, кто что делает?» Лошадь – (скачет), строитель – (строит).
Гусеница – (ползает) Продавец – (продает)
Врач – (лечит) Рыба – (плавает)
Птица – (летает) Повар – (варит)
Учитель (учит) Рыбак – (ловит рыбу)
4.2. Кто как подает голос.
Инструкция: «Скажи, кто как подает голос?»
Голубь – (воркует) Медведь – (рычит)
Курица – (кудахчет) Кукушка – (кукует)
Лягушка – (квакает) Ворона – (каркает)
Воробей – (чирикает) Волк – (воет)
4.3. Дополнение к глаголу.
Инструкция: «Назови как можно больше слов к слову. Например, «идет»: «идет человек, идет поезд, идет снег, идет дождь».
Плывет Умывается
Светит Летит
Стучит Лежит
Растет Бежит
Оценка результатов производится по таблице 1. Максимальный балл за 4 блок – 24. Уровень развития активного глагольного словаря у каждого испытуемого можно выявить согласно таблице 2.
После получения эмпирических данных можно определить уровень развития словоизменения и словообразования по таблице 3. Для этого следует вычислить суммарный балл по всем блокам методики для каждого испытуемого.
Таблица 3. Определение уровня словоизменения и словообразования
балл Уровень словоизменения и словообразования
66-85 Высокий
44-65,5 Средний
22-43,5 Низкий
0-21,5 Очень низкий
Результаты констатирующего эксперимента по представленной методике представим в следующем параграфе.
2.2. Результаты констатирующего эксперимента по выявлению начального уровня сформированности словоизменения и словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи
Цель эмпирического исследования: изучить сформированность словоизменения и словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня.
Задачи эмпирического исследования:
1) организовать обследование, сформировать экспериментальную группу 1 (ЭГ1) и экспериментальную группу 2 (ЭГ2);
2) провести констатирующий эксперимент по выявлению текущего уровня сформированности словоизменения и словообразования у испытуемых ЭГ1 и ЭГ2;
3) реализовать формирующий эксперимент, направленный на повышение уровня словоизменения и словообразования у испытуемых ЭГ1;
4) провести контрольный эксперимент, направленный на анализ динамики показателей развития словоизменения и словообразования после проведения формирующего эксперимента.
Для проведения исследования была скомплектована ЭГ1 из 25 человек ____ класса из детей с ОНР IV уровня. Так же собрана ЭГ2, в которую вошли 25 детей того же возраста с нормой онтогенетического развития, с правильно сформированной речью. Результаты констатирующего эксперимента дадут возможность охарактеризовать особенности развития словоизменения и словообразования у детей с ОНР IV уровня, по сравнению с детьми, имеющими речевую норму. В ЭГ1 будет проводиться формирующий эксперимент по развитию словоизменения и словообразования, а ЭГ2 будет заниматься по привычной программе. На контрольном этапе эксперимента сравним показатели ЭГ1 до и после формирующего воздействия. Результаты констатирующего эксперимента по методике Фотековой Т.А. и Лалаевой Р.И. представлены в таблице 4.
Показать больше