Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В начале XXI века общество открыло для себя новое явление - возрождение народов или этнический парадокс современности. Суть выше перечисленного явления заключается в возрождении интереса, именно:
- к этнической идентичности;
- к языку;
- к культуре;
- к обычаям;
- к традициям;
- к образу жизни.
Выше перечисленные аспекты происходят именно на фоне значительного повышения роли этнических групп в социальных процессах, а также усиления интернационализации экономической и общественно - политической жизни, в глобализации человеческой деятельности.
Пробуждение и всплеск этнических процессов затронули и коренные народы севера. В настоящее время Карелия представляет сложную и противоречивую картину, именно, как процесса интеграции, так и дезинтеграции между коренными народам, что в конечном итоге привело к нарушению духовности, ценностей и этнической идентичности коренных народов Севера.
Актуальность данной темы в магистерской диссертации определяется недостаточными теоретическими знаниями, а также отсутствием таких эмпирических данных, где нет чёткой разработанности подходов, средств, и методов психологической поддержки саамских детей. Выделяют наличие самых слабых связей с практикой северной национальной школы и её психологическими службами.
Современное состояние этнической идентичности детей, которое характеризуется нестабильностью и противоречиями, а также "размытостью" в этнических группах. Именно поэтому необходимы специальные исследования особенностей этнической идентичности саамских детей, а также необходимо изучить особенности детей с нарушениями этнической идентичности в национальных школах.
Так называемая этническая самоидентификация связана с этнической точки зрения - сознательным актом этнического самоопределения человека в контексте отнесения себя к определенной саамской общности. Обычно человек думает, что он принадлежит к той этнической группе, к которой принадлежат его кровные родственники или родители.
Однако, если представители разных этнических групп с разным социально-психологическим статусом проживают в одном и том же географическом пространстве, то самоидентификация этнической группы может привести ко многим социальным и психологическим проблемам. В данном случае возникает такая задача, при которой появляются нарушения этнической идентичности в группе населения, которая попала под социально-психологическую депривацию.
Общей методологической основой исследования является идея формирования этнической идентичности личности ребенка путем "присвоения материальной и духовной культуры общества", разработанная российской психологией.
В данном исследовании о формировании структуры самосознания личности через художественную литературу, а также художественное слово. Через концепцию С. В. Мухиной будет рассмотрено развитие этнической идентичности личности коренного населения севера.
С. В. Мухина в своей концепции описывает всё самосознание, как связь, которая составляет именно содержание основного личного опыта, как взаимосвязь с внутренним отношением к себе через окружающей мир.
Согласно данной концепции, самосознание человека, как личности содержит 5 основных аспектов:
1- Отождествление с индивидуальной духовной сущностью человека, замена образа тела, имени и местоимения "Я".
2 - Требования о признании.
3- Расстройство гендерной идентичности.
4- Психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее индивида).
5- Социальное пространство личности (права и обязанности).
Выше перечисленные самостоятельные именно сознательные связи можно обнаружить во всех этнических группах, которые независимо от содержания выше перечисленных связей, будут всегда принадлежать к разным этническим группам. Только данная принадлежность всегда будет зависеть именно от особенностей этнической среды, а также социальной ситуации развития.
Ценности, которые включаются в содержание структурного звена самосознания, будут переживаться человеком, как уникальные этнические личностные потребности.
Изучение этнической идентичности саамов традиционно является одним из методов изучения развития и формирования личности человека, образования, обучения и воспитания.
Основная задача этнической идентичности в зарубежных науках получила развитие в психологии и смежных науках. Это направление включает в себя широкий спектр школ и направлений: психоаналитическую теорию (фрейдистскую), теорию взаимодействия, когнитивно-генетическую теорию, антропологическую школу "Культура и личность".
У. Джеймс был одним из первых, кто исследовал именно природу идентичности саамов. Изучая психологию личности, он определил социальный фактор в самосознании человека и представил его как один из определяющих элементов. Эти идеи являются предшественниками объяснительного принципа принадлежности к социальной природе идентичности человека, в частности его этнической группы.
Этническая идентичность как предмет исследования была изучена З. Фрейдом. В его работе "Тотемы и табу" столкновение племенных отношений служит предвестником этнической идентификации. Поэтому идентификация З. Фрейда в психоанализе использовалась не только как механизм формирования личности, но и как механизм формирования общей сплоченности, общего самосознания.
Последователь направления психоанализа Эриксон разработал подробную теорию идентичности, он определил свою личность.:
1- Как внутренняя непрерывность и идентичность человека самому себе;
2- Исторический статус, как принадлежность саамов к своей этнической группе.
По мнению Э. Эриксона, процесс развития личности длится всю жизнь человека. В его понимании уникальности позиции влияет на глубокий процесс с этническими группами саамов в историческом развитии.
Следовательно, можно предположить, что знание детьми Кольского Заполярья поэтики саамского фольклора способствует развитию их словесного творчества, поскольку проведенные ранее педагогические и психологические исследования убеждают в перспективности и эффективности такой работы с дошкольниками.
В. И. Логинова подчеркивает ведущую роль педагогов в обучении словесному творчеству, но, не творческий процесс, а художественно-речевая деятельность.
Д. С. Выготский писал: "научить творческим художественным действиям невозможно, но, это не значит, что воспитатели не могут влиять на их воспитание и внешний вид".
Обучение дошкольников - саамов, которые проживают именно на севере, а также творчество художественных слов и основаны на произведениях саамского фольклора, будет определённо помогать им понимать ту особенность, как именно окружающий мир отражается в формировании этнической идентичности саамов [1].
Научная новизна рассматривается в мировоззрении и основных принципах визуализации, которые связаны, как с отображением мифологических и фольклорных образов, так и с такими понятиями, как Вселенная, другие миры, люди, боги, духи, природные объекты.
Целью данной магистерской работы является изучение художественного слова в формировании этнической идентичности детей в традиционном и современном саамском обществе.
Исходя из поставленной выше цели, задачи будут следующими:
1.Изучить основные образы, связанные с мировоззрением, положительными и отрицательными персонажами, гендерными идеалами поведения, знаниями фольклора вокруг саамов, а также формировании этнической идентичности детей в традиционном обществе саамов.
2.Проанализировать место и встречу ребенка с фольклором как слушателя и зрителя (в традиционном саамском обществе).
3. Выявить основные тенденции сохранения традиций саамской культуры в художественной литературе.
4. Рассмотреть педагогический потенциал художественной литературы в формировании саамской этнической идентичности учащихся учреждений среднего образования.
Глава 1 Теоретические аспекты художественного слово в формировании этнической идентичности детей
1.1 Основные образы, связанные с мировоззрением, положительного и отрицательного героев, гендерные идеалы поведения, знания об окружающем фольклоре саамов
Межлитературные саамско - русские отношения имеют свои особенности. Русским языком русские писатели владели свободно (и владеют до сих пор), воспитывались на традициях русской литературы, поскольку окончили школу-интернат или среднюю школу, в программу которых входило обязательное изучение произведений русских и советских писателей. Зачинатели саамской литературы - поэты Аскольд Бажанов и Октябрина Воронова - учились в институте народов Севера в Ленинграде, где также получили дипломы Александра Антонова, Ираиды Виноградовой. А. Бажанов некоторое время учился в Литературном институте имени Горького. Эльвира Галкина окончила Санкт-Петербургский педагогический институт, Катерина Коркина и Мария Медведева окончили Мурманский педагогический институт, Ольга Перепелица окончила Мурманское педагогическое училище, Надежда Большакова окончила Ленинградский институт культуры, Иван Матрехин окончил Ленинградский инженерно-строительный институт, Михаил Филиппов окончил Ленинградский педагогический институт., Виктор Чернышихин окончил Липецкий политехнический колледж. Их понимание русской литературы и ее традиций было на языке оригинала.
В то же время Аскольд Бажанов, Михаил Филиппов, Виктор Чернышихин, Надежда Большакова, Иван Матрехин, Надежда Фенина - русскоязычные саамские писатели. Традиции русской литературы были усвоены ими с детства.
В настоящее время традиции исполнения устных прозаических произведений саамского фольклора практически нет. Конечно, сказки также могут быть сказаны на саамском языке, например, представителями старшего поколения саамов, но проблема в том, что, во-первых, этот текст не является фольклором, а традиция воспроизводить лирические жанры песен, сохраняется и хорошо работает.
Импровизационный характер текстов и мелодий связан с основными трудностями написания саамских песен: когда одна песня исполняется несколько раз, ее текст меняется, мелодия также может меняться, особенно ее ритмическая сторона.
Проблемы фольклора саамов. Применение литературного термина "жанр" для теории фольклора, по мнению Б. Н. Путилова, оказалось не очень удачным [9].
Заимствование саамского сюжета у соседних народов наблюдалось в конце XIX века:
"Русские лопари сейчас более или менее часто общаются с русскими сказками, и некоторые из них, кажется, заимствованы у них лопари" [11]. Большинство сказок заимствованы у норвежцев, финнов, русских [8].
Задачи заимствования саамского фольклора (в основном произведения русского фольклора) тесно связана с проблемой сохранения национального языка. Саамская молодежь говорит на ломаном саамском языке, полном русских слов, и молодые саамы больше не знают саамских песен, сказок и даже пословиц. Русская молодежь поет русские песни или переводит текст русских песен на саамский язык "[13].
Подводя итог вышесказанному, можно отметить следующее:
С одной стороны, со второй половины XIX века собрана значительная часть фольклорных произведений саамов.
С другой стороны, один из способов сохранения и распространения саамского фольклорного наследия второй половины ХХ века, можно ли рассматривать его как целостный фольклор в связи с особенностями написания данного материала и подробностями его функций, а также систематическим его изучением? Это фольклорное издание в обработке для детей [13].
Изучение содержания сюжетного мотива словесного текста в прозе вызывает взгляд на фольклористику. Кольское саамское творчество имеет много общего с фольклором других народов, о чем свидетельствуют указания на различных сюжетных мотивов [13]).
Частично забытый географический и исторический метод саамской школы открывает новую перспективу, которая позволяет определить географическую группу Кольского саамского фольклора, изучить историю каждого основного тематического цикла, историю миграции языка.
Усиление глобализации привело к росту этнического самосознания малых народов, которые в своей истории пробудили интерес к этническим ценностям. Все это нашло отражение в мемуарно-автобиографической прозе писателя.
История русской саамской литературы в России отражает "процесс перехода художественного сознания от фольклорного мышления к литературному" [4], участие государства в фольклоре и мифологии, освоение традиций русской литературы.
Кроме того, модернизация художественного дискурса не характерна для саамских писателей. Большинство саамских художников были женщинами и могли говорить о "матриархальной природе" саамской литературы. Среди саамских писателей с разным уровнем владения родным языком остро стоит проблема двуязычия.
Т. Е. Виноградова, О. С. Якимович рассказали в своих работах о саамах. Их произведения отличаются вкладом в литературу и художественным уровнем произведения. Только стихи, рисунки - рукописи стихов Г. Н. Юшкова утеряны или находятся в личных архивах. Кроме того, ведется работа по выявлению дальнейшего проявления саамского научного процесса.
Своеобразие художественного мира и всего литературного процесса каждого саамского писателя определяет привлекательность государства для фольклора и мифологии, влияние традиций русской литературы.
Саамская литература характеризуется стремлением овладеть опытом русской литературы с многовековой историей. Влияние русской литературы можно наблюдать на жанровом уровне в создании гражданских мотивов рассказов, повестей, песен в фольклоре саамов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алымов В. К. Лопари Кольского полуострова. М.:Москва, 2018. 101с.
2. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие.М.:Москва, 2018-247 с.
3. Арутюнов С. А. Культурная антропология / С. А. Арутюнов, С. И. Рыжакова. М.:Москва, 2018. -216с.
4. Арутюнов С. А. Народы саамов. М. Москва, 2018. 213 с.
5. Байбурин А. К. Этнические стереотипы поведения. Наука. 1985. - С. 3-6.
6. Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. -Л., 1983.- 191 с.
7. Баранов Д. «Крестьянская» программа В. Н. Тенишева: текст и контекст // Антропологический форум. 2006. - № 4. г С. 176-187
8. Бартминьский Е. Языковой образ мира: очерки по этнолингвистике. -М., 2005.-528 с.
9. Белова О.В. Этнические стереотипы по данным языка и народной культуре славян. Автореферат. М., 2006. - 21 с.
10. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. - 323 с.
11. Бодрова О.А. Образ саамов в русской этнографической литературе второй половины XIX века. Апатиты, 2016. – 39с.
12. Бодрова О.А. Жанр этнографической литературы в русской письменной традиции второй половины XIX века // Сборник научных трудов КФ ПетрГУ / Отв.ред. В.А.Путилов. Апатиты, 2006. - Вып.2. -109с.
13. Бодрова О.А. Кроткий труженик полярных пустынь. Саамы. Кольский Север, начало XXI века. Апатиты, 2019.56с.
14. Бодрова О.А. Образ саамов в трудах М.А. Кастрена. Апатиты, 2007. -Вып. 6. 56с.
15. Бодрова О.А. Специфика описания культуры саамов в русской этнографической литературе второй половины XIX века Архангельск, 2008. - № 9. – 13с.
16. Бодрова О.А. Этнические стереотипы в этнографическом описании. Архангельск, 2008. -169с.
17. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. М.; СПб., 2005.-576 с.
18. Бурыкин А.А. К читателю // Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей (ХУП-нач.ХХ в.). М., 2019.19с.
19. Буслаев Ф. Сравнительное изучение народного быта и поэзии // Русский вестник. 1872. - Т. 101. - № 10. – 699с.
20. Буторин М.В. Фактор «этнической идентичности» в процессе межэтнического Петрозаводск, 2005. – 55с
21. Бовина О.П. Организация этнографического изучения народов России 17 с.
22. Волков Н.Н. Российские саамы. Историко-этнографические очерки. -Каутокейно; СПб., 1996. 106 с.
23. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М., 2003. -296 с.
24. . Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. - 312 с.
25. . Дубин Б.В. Очерки по социологии современной культуры. М., 2001. - 416 с.
26. Корюхина А. В. № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах». 2018.34с.
27. Кряжков В. А. Права малочисленных народов России (подходы и регулирование) // Homo juridicus. М.:Москва, 2019.45с.
28. Крупник И. И. Этническая ситуация.2018.45с.
29. Чешко С. В. Этнические меньшинства и национальная политика. № 24. М.:Москва. 2019.69с.
30. Кардинская С.В. Конструирование дискурса этнической идентичности. Ижевск, 2015. -269 с.
31. Киселев А.А., Киселева ТА. Советские саамы: история, экономика, культура. Мурманск, 1987. - 418 с.
32. Кошечкин Б.И. Очерки об исследованиях Кольского Севера. Мурманск, 2018. - 289 с.
33. Кошечкин Б.И. Открытие Лапландии. - Мурманск, 1983. 128 с.
34. Куропятник М.С. Формы социальной организации саамов Кольского полуострова в к. XIX н. XX в. Дис. на соиск. уч. степ, к.и.н. - JL, 1989. -25 с.
35. Лукьянченко Т.В. Материальная культура саамов (лопарей) Кольского полуострова в конце XIX-XX в. М., 1971. - 166 с.
36. Оганджанян Р.С. Некоторые вопросы формирования этнических стереотипов в мононациональной среде // Психологический журнал. -1989, январь-февраль. Т. 10. - № 1.'- С. 49-55
37. Aspid E. Lopari as a minority group in Finland // Ethnic minorities. Turku, 1993.
38. Asp E., Rantanen K., Mutter A. Lips and Lapland culture. Turku, 1980.
39. Henriksen J. Legal status of Sami Linda's rights in Finland, Russia, Norway and Sweden // Indigenous affairs. 1996. No.2
40. Lasko N. The importance of the influence of indigenous peoples on the decision-making system in the National State // Self-determination and indigenous peoples: Sami rights and prospects of the North /Document IWGIA 58. Copenhagen, 1987.
41. URL:https://yandex.ru/maps/10951/volzhskiy/search/Художественное%20слово%20в%20формировании%20этнической%20идентичности%20детей%20в%20традиционном%20и%20современном%20обществе%20саамов/?from=tabbar&ll=44.751867%2C48.786293&sll=44.751867% (дата обращения 21.01.2022)
42. URL: http://rl-online.ru/articles/3_4-01/203.html (дата обращения 11.01.2022)
43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36643826 (дата обращения 13.01.2022)
44. URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=472937 (дата обращения 21.01.2022)
45. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/307/14463 / (дата обращения 21.01.2022)
46. URL: https://www.dissercat.com/content/literatura-rossiiskikh-saamov-istoki-stanovlenie-sovremennoe-sostoyanie(дата обращения 13.01.2022)
47. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Саамская_литература (дата обращения 13.01.2022)
48. URL: https://runemagic.ru/istoriya/okno-v-traditsionnuyu-saamskuyu-kulturu-severnyj-olen-i-mirovozzrenie (дата обращения 21.01.2022)
49. URL: https://goarctic.ru/regions/k-saamam-s-pisatelem-topeliusom-i-khudozhnikom-minnekaevym / (дата обращения 23.01.2022)