Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проекта. Экономика, политика и социальные реформы современного времени привели к «размыванию» культурных традиций, утрате нравственных ориентиров подрастающих поколений. В настоящее время на первый план выходит проблематика, направленная на созидание морально-нравственных опор личностного становления будущих граждан страны. В связи с этим особую актуальность приобретают психолого-педагогические исследования, направленные на позитивную социализацию детей, воспитание гуманных чувств, закладывание основ патриотизма, формирование этнического самосознания, поиска способов сохранения и трансляции культурного наследия народов нашей страны и тому подобные.
При решении насущных, острых проблем современное образование всё чаще обращается к универсальным принципам народной педагогики, традициям народной культуры, исторически обеспечивающим самосохранение и развитие общества. Воспитательный потенциал русской традиционной культуры, например, значение фольклора, в формировании личности ребёнка, его обучении способам взаимодействия с окружающим миром, сложно переоценить. Начиная с первого дня своего рождения ребенок окружается другими людьми. Момент рождения одновременно и момент включения человека в социальное взаимодействие.
Этот первый опыт, как правило, связан с матерью. Общение матери с младенцем происходит в форме физических и эмоциональных контактов и поддерживается с помощью речи. Одним из способов общения матери и младенца в традиционной культуре является колыбельная песня.
Современные исследования колыбельной песни связаны преимущественно с её изучением как фольклорного жанра, как музыкального произведения, с точки зрения лингвистики, а также с рассмотрением колыбельной в этнографических целях. Психолого-педагогические исследования колыбельной как пространства особого эмоционального контакта, усиливающего воспитательные речевые послания, напутствия матери ребёнку в современной научной литературе немногочисленны.
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте, отражённые в дошкольном стандарте (Приказ № 1155 Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года) ставят перед педагогами задачи обучения детей вербальной и невербальной коммуникации, умениям социального взаимодействия с взрослыми и сверстниками, развития стремления ребёнка к общению, формирования эмоционального отклика на произведения искусства. В качестве путей для решения поставленных задач в младенческом возрасте (от двух месяцев до одного года) стандарт называет деятельность непосредственного эмоционального общения с взрослым, восприятие музыки, детских песен и другие [56]. При этом анализ психолого-педагогических изданий позволяет утверждать, что современные методические материалы, рекомендации матерям детей младенческого и раннего возраста по использованию колыбельных песен в ходе взаимодействия с детьми весьма разрозненны.
Таким образом, очевидно противоречие между значительным психолого-педагогическим потенциалом колыбельной песни, на использование которого нацеливает стандарт дошкольного образования, и отсутствием современных научных исследований развития детей младенческого и раннего возраста с помощью народных колыбельных. Становится очевидной необходимость разработки комплекса психолого-педагогических рекомендаций родителям и педагогам по использованию колыбельной в процессе ранней социализации детей.
Выявленное противоречие обозначило проблему, стоящую перед разработчиками проекта: поиск путей позитивной социализации детей раннего возраста.
Объект проекта: процесс социализации в раннем детстве.
Предмет проекта: колыбельная песня как средство позитивной социализации в раннем детстве.
Цель проекта: теоретически обосновать и спроектировать комплекс психолого-педагогических рекомендаций для родителей и педагогов по использованию колыбельной песни как средства позитивной социализации в раннем детстве.
Задачи проекта:
1. Теоретически обосновать использование колыбельной песни как средства позитивной социализации в раннем детстве.
2. Изучить использование колыбельной песни матерями во взаимодействии с детьми младенческого и раннего возраста.
3. Спроектировать комплекс психолого-педагогических рекомендаций по позитивной социализации в младенческом и раннем возрасте средствами колыбельной песни.
Методологическую основу проекта составляют следующие положения.
1. Педагогическое определение процесса социализации Н. Ф. Головановой [16], С. А. Козловой [23], Г. М. Андреевой [3], А. К. Савиной [46], Ч. Х. Кули [25], Н. П. Лютовой [28]. В нашей работе, рассматривая процесс социализации, будем придерживаться факторно-институционального подхода. В рамках факторно-институционального подхода к социализации Я. Л. Морено процесс социализации человека находится под влиянием микрофакторов, мезофакторов, макрофакторов и мегафакторов. Процесс социализации не ограничен временными рамками, он занимает всю жизнь человека, от самого момента рождения, в связи с чем, на сегодняшний день в педагогике описано несколько видов социализации [35, с. 52]. В настоящем исследовании основополагающей типологией социализации является та, которая описывает результат социализации, а именно успешно она протекает или нет. По отношению к раннему детскому возрасту будем рассматривать позитивную социализацию личности ребенка.
2. Согласно периодизации психического развития Д. Б. Эльконина, к раннему детству относятся два периода жизни ребенка: младенчество – с момента рождения до одного года с одного года; ранний возраст – с одного года до трех лет [60, с. 27]. Следуя за позицией Р. Мэя, под позитивной социализацией будем понимать такую социализацию, при которой в полной мере реализуется индивидуальность человека и его способность эффективного общения. Процесс индивидуализации является неотъемлемой частью социализации с момента рождения ребенка [38, с. 69]. Т. Д. Марцынковская охарактеризовала позитивную социализацию ребенка, выделяя ряд важнейших явлений и качеств, сформированных у ребенка [33, с. 101]. Л. И. Божович, рассматривая особенности социализации ребенка в период раннего детства, говорит о том, что в предметах материальной и духовной культуры находят свое воплощение исторически возникшие формы психической деятельности людей. Взрослые люди, в первую очередь, родители, знакомят ребенка с окружающим миром, организуют восприятие ребенком окружающего мира, стараются создать правильную базу для конструктивного общения [8, с. 200].
А. Г. Асмолов, исследуя вопрос культурно-исторического понимания развития человека, обратил внимание на термин Дж. Шоттера и Дж. Ньюсона, которые называли диаду «мать-ребенок» «психологическим симбиозом» [6, с. 337]. Г. М. Андреева, рассматривая структуру позитивной социализации личности ребенка, говорит о трех основных сферах позитивной социализации: деятельность, общение и самосознание [3, с. 65]. Л. И. Новикова трактует воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности ребенка, не формирование определенной модели члена общества, производителя благ, а гуманистическое, личностно-ориентированное воспитание [39, с. 81]. Таким образом, воспитание является важным способом направленной позитивной социализации ребенка. Автор отмечает, что процесс воспитания не является суммой определенных способов воздействия, хотя, эти способы так же являются частью воспитательного процесса, но прежде всего, воспитание – это определенная организация жизнедеятельности ребенка, его отношения к действительности. Среди педагогических средств воспитательного воздействия на ребенка в раннем детстве можно выделить колыбельную песню.
3. Согласно Н. М. Мельникову, колыбельная песня – это мощный инструмент педагогического воздействия на ребенка. Непосредственно для ребенка колыбельная песня – это первичная форма освоения мира, улавливания взаимосвязей предметов в окружающем мире. Фольклор матери играет роль основного инструмента развития младенца в период грудного вскармливания и до момента вхождения ребёнка в детское сообщество [34]. А. Н. Мартынова, исследующая функции колыбельных песен, выделяет не только функцию усыпления, но и педагогическую и оздоровительную функции [32, с. 13].
Методы исследования
1. Для решения первой задачи: теоретически обосновать использование колыбельной песни как средства позитивной социализации в раннем детстве, использовались теоретические методы анализа и синтеза.
2. Для решения второй задачи: изучить использование колыбельной песни матерями и педагогами во взаимодействии с детьми младенческого и раннего возраста, использовался эмпирический метод опроса (анкетирование матерей и педагогов).
3. Для решения третьей задачи: спроектировать комплекс психолого-педагогических рекомендаций по позитивной социализации в младенческом и раннем возрасте средствами колыбельной песни, использовался эмпирический метод педагогического проектирования.
База проекта. Проект реализовывался на базе дошкольных групп кратковременного пребывания ГБОУ «Школа II» города Москвы. Проектом были охвачены 30 матерей детей в раннем детстве от 2,5 до 3 лет.
Новизна проекта заключается в уникальности эмпирического эксперимента и форме его проведения, а так же в систематизации психолого-педагогических рекомендаций по повышению уровня социализации в раннем детстве посредством колыбельной песни.
Практическая значимость проекта заключается в возможности практического использования матерями детей раннего возраста психолого-педагогических рекомендаций по повышению уровня социализации в раннем детстве посредством колыбельной песни.
Апробация результатов проекта осуществлялась в ходе выступлений с докладами на конференциях и круглых столах:
Публикации автора:
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения. Объём выпускной квалификационной работы представлен 100 страницами печатного текста компьютерного набора, 60 наименованиями списка литературы, 3 таблицами, 13 рисунками и 2 приложениями.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ КАК СРЕДСТВА ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ
1.1. Сущность понятия «социализация»
Понятие социализации чрезвычайно широкое и многогранное, поскольку в каждой культуре присутствуют оригинальные требования к умениям и качествам компетентного члена общества. Проблема социализации изучена с позиции социологии Э. Гидденсом [15], Н. Смелзером [47]. Сам термин «социализация», как принято считать, пришел в науки о человеке с «легкой руки» американского социолога Э. Гидденса.
В педагогике социализация рассматривается как предметная область и изучена применительно к различным категориям обучающихся. С педагогической точки зрения социализация рассматривается в ретроспективной работе А. С. Макаренко [30], и в более современном труде Н. Ф. Головановой [16]. Достаточно подробно процесс социализации изучается в области психологии такими авторами как Л. С. Выготский [14], А. Н. Леонтьев [26]. Систематизируем определения социализации вышеперечисленных авторов (таблица 1).
Таблица 1 - Систематизация определений термина «социализация» в различных областях научного знания
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Александрова В. В. Аспекты социализации личности в младенческом и раннем детском возрасте / В. В. Александрова // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. – 2018. – №14. – С. 10–16. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://homekid.ru/content/docs/izdaniya/serealnui_sbornik/vse-vupyski/v14/10-16.pdf
2) Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии / Б. Г. Ананьев. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2016. – 308 с.
3) Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М.: Педагогика. – 2019. – 379 с.
4) Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В. П. Аникин. – 2021. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.booksite.ru/fulltext/anikin/index.htm
5) Антонова Т. В. Этнокультурное воспитание дошкольников / Т. В. Антонова // Дошкольное воспитание. – 2021. – №12. – С. 2.
6) Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. – М.: Академия, 2007. – 528 с. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://iga.ru/book/asmolov-psihologiya-lichnosti.pdf
7) Баландина К. В. Колыбельная – инструмент формирования гендерных позитивных социальных компетенций у детей раннего возраста / К. В. Баландина // Челябинский гуманитарий. – 2015. – № 1. – С. 42-52.
8) Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2007. – 398 с.
9) Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – 2020 / Режим доступа: https://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p/
10) Блонский, П. П. Педология / П. П. Блонский. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 404 с. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/315531186_Pedologia
11) Варгасова Е. А. Зачем мамы поют колыбельные? / Е. А. Варгасова. [Электронный ресурс] / – 2007. – Режим доступа: https://www.shkolazhizni.ru/archive/0/n-3719/
12) Виноградов, Г. С. Этнография детства и русская народная культура в Сибири / Г. С. Виноградов. – М.: Восточная литература, 2019. – 207 с.
13) Волкова Е. Н. К определению понятия позитивной социализации молодежи / Е. Н. Волкова, Т. В. Вереитинова, И. В. Волкова, О. С. Михалюк // Вестник Мининского университета [Электронный ресурс] / – 2016. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-opredeleniyu-ponyatiya-pozitivnoy-sotsializatsii-molodezhi
14) Выготский, Л. С. Педология подростка. Психологическое и социальное развитие подростка / Л. С. Выготский. – СПб.: Мастра, 2021. – 202 с.
15) Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс [Электронный ресурс] / – 2020. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/gidd/
16) Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н. Ф. Голованова // Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Электронный ресурс] / – 2017. – Режим доступа: https://bib.convdocs.org/v40932/%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%BD.%D1%84._%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0
17) Головин, В. В. Колыбельные песни и приемы убаюкивания на Русском севере / В. В. Головин // Мир детства в традиционной культуре народов СССР. – 1991. – С. 91-100.
18) Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег. – СПб.: Питер, 2017. – 376 с.
19) Дубровина И. В. Семья и социализация ребенка / И. В. Дубровина // Мир психологии. – 1998. – № 1. – С. 54-57 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/14.php
20) Запорожец А. В. Проблемы психологических исследований дошкольного детства / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 4. – С. 11.
21) Зуева, Т. В. Русский фольклор / Т. В. Зуева. – М.: Просвещение, 2002. – 334 с.
22) Карабулатова И. С. Колыбельная песня Тюмени / И. С. Карабулатова, Л. В. Демина. – Тюмень.: Экспресс, 2004. – 160 с.
23) Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С. А. Козлова [Электронный ресурс] / – 2020. – Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/kozlova-sa-teoriya-i-metodika-oznakomleniya-doshkolnikov-s-socialnoy-deystvitelnostyu_74e1907638d.html
24) Коменский, Я. А. Материнская школа / Я. А. Коменский. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/komen/index.php
25) Кули, Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч. Х. Кули. – М.: Идея-Пресс, 2000. – 320 с.
26) Леонтьев, А. Н. Психология общения / А. Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 2017. – 507 с.
27) Локк, Дж. Мысли о воспитании / Дж. Локк. – М.: Педагогика, 2016. – 502 с.
28) Лютова Н. П. Сущностные и содержательные смыслы феномена социализации / Н. П. Лютова // Проблемы современного педагогического образования [Электронный ресурс] / – 2019. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnostnye-i-soderzhatelnye-smysly-fenomena-sotsializatsii
29) Мадлевская Е. Л. Колыбельная песня / Е. Л. Мадлевская // РД. – 2006. – С. 159-165.
30) Макаренко, А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко. – М.: Художественная литература, 2000. – 623 с.
31) Маликов Р. Ш. Народные песни как средство воспитания эстетики и здорового образа жизни / Р. Ш. Маликов, Р. Р. Галиев, Э. Р. Шарафетдинова // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-6. – С. 1371-1375 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35734
32) Мартынова, А. Н. Опыт классификации русских колыбельных песен / А. Н. Мартынова. – М.: Просвещение, 1974. – 115 с.
33) Марцынковская, Т. Д. Концепции социализации и индивидуализации в современной психологии / Т. Д. Марцынковская. – Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2010. – 284 с. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.pirao.ru/upload/iblock/6fc/koncepcii_socializacii_i_individualizacii.pdf
34) Мельников Н. М. Русский детский фольклор [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.studmed.ru/melnikov-m-n-russkiy-detskiy-folklor_ce84b984a5a.html
35) Морено, Я. Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе / Я. Л. Морено. – М.: Акад. Проект, 2015. – 384 с.
36) Мудрик, А. В. Социализация человека / А. В. Мудрик. – М.: Академия, 2019. – 324 с.
37) Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2020 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/muhina/
38) Мэй, Р. Человек в поисках себя / Р. Мэй. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2013. – 295 с.
39) Новикова, Л. И. Педагогика воспитания / Л. И. Новикова. – М.: Просвещение, 2009. – 349 с. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gpa.cfuv.ru/courses/os-ped-mast/Doc/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8%20%D0%B2%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%20(pdf)/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%9B.%D0%98.%20%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.PDF
40) Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина [Электронный ресурс] / Режим доступа: file:///C:/Users/Comp/Downloads/m.v.-osorina%20sekretnyy-mir-detey.pdf
41) Парсон, Т. Общетеоретические проблемы социологии / Т. Парсон. – М.: Афина, 2016. – 217 с.
42) Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. – М.: Педагогика, 2018. – 421 с.
43) Расумов В. Ш. Роль фольклора в формировании личности (на материале чеченского детского фольклора) / В. Ш. Расумов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 3-2(69). – С. 46-48.
44) Роменкова В. Р. Народная колыбельная песня как средство формирования образа мира ребенка / В. Р. Роменкова // Психолингвистика, 2015. – № 3. – С. 83-89.
45) Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании / Ж.-Ж. Руссо. – М.: Педагогика, 2000. – 312 с.
46) Савина А. К. Социализация как социально-педагогическая категория в исследованиях ведущих зарубежных ученых / А. К. Савина / Ценности и смысл, 2017 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-kak-sotsialno-pedagogicheskaya-kategoriya-v-issledovaniyah-veduschih-zarubezhnyh-uchenyh
47) Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. – Ростов.: Феникс, 2014. – 376 с.
48) Смирнова, Е. О. Социально-коммуникативное развитие детей / Е. О. Смирнова. – М.: Русское слово, 2019. – 80 с.
49) Спицына Е. И. Сохранение культурных традиций: фольклор как фактор воспитания / Е. И. Спицына // Общество: философия, история, культура. – 2016. – №5. – С. 112-115 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sohranenie-kulturnyh-traditsiy-folklor-kak-faktor-vospitaniya
50) Старовойтов А. М. Телесные аспекты ранней социализации ребенка в семье и причины его эмоционально-поведенческих дисфункций: психоаналитический подход / А. М. Старовойтов // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2015. – №2. – С. 138-145 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25849554
51) Сумин Н. Ф. Школа отцовства и материнства / Н. Ф. Сумин // Итоги. – 2006. – №1. – С. 5-9.
52) Теплова А. Б. Педагогический потенциал материнского фольклора и традиционной игрушки для становления картины мира современного ребенка. Автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Б. Теплова. – М., 2013. – 24 с.
53) Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой. – М.: Педагогика, 2018. – 289 с.
54) Тулегенова А. Г. Педагогическая ценность колыбельных песен как средства воспитания в раннем детстве (на материале турецкой этнопедагогики) / А. Г. Тулегенова, Ф. Р. Асанова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. – 2020 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-tsennost-kolybelnyh-pesen-kak-sredstva-vospitaniya-rebenka-v-rannem-detstve-na-materiale-turetskoy-etnopedagogiki
55) Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский. – М.: RUGRAM, 2021. – 413 с.
56) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ № 1155 Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ds8.tuk.obr55.ru/images/files/fgosdo.pdf
57) Хафизова, Л. Р. Колыбельные песни: структура и семантика (на русском материале) / Л. Р. Хафизова // Дипломная работа. – РГГУ. – М.: – 1998. – 64 с.
58) Чистов, К. В. Вопросы литературы и народного творчества / К. В. Чистов. – Петрозаводск. – 1962. – 145 с.
59) Щукина, И. Г. Технологии воспитательного процесса / И. Г. Щукина. – М.: Новая школа, 2007. – 96 с.
60) Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2018. – 396 с.