- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
вам Нужна Магистерская работа ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Католикос-Патриарх Грузии Амвросий Хелая (1861-1927)
- Готовые работы
- Магистерская работа
- История религии
Магистерская работа
Хотите заказать работу на тему "Католикос-Патриарх Грузии Амвросий Хелая (1861-1927)"?122 страницы
50 источников
Добавлена 25.07.2023
4960 ₽
9920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КАТАЛИКОСЫ-ПАТРИАРХИ ПОСЛЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ АВТОКЕФАЛИИ 9
1.1. Понятие о каталикосах 9
1.2. Понятие об автокефалии 18
1.3. Институт каталикосов-патриархов после восстановления автокефалии 39
Выводы по первой главе 65
ГЛАВА 2. БИОГРАФИЯ КАТОЛИКОС-ПАТРИАРХА ГРУЗИИ АМВРОСИЯ ХЕЛАЯ 67
2.1 Детство и юность 67
2.2. Учеба Амвросия Хелая и влияние Грузинской Православной церкви на его становление и развитие 80
2.3. Деятельность Амвросия Хелая 112
Выводы по второй главе 119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 124
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной магистерской диссертации, связана с тем, что современные источники дают разную, порой, противоречивую трактовку значения автокефалии Грузинской Православной Церкви. Одни исследователи считают, что автокефалия стала причиной укрепления грузинского общества, другие видят в ней повод для излишней обособленности Грузинской Православной Церкви от других представителей православия, а также от государства и общества в целом.
Изучение данной темы представляет интерес также потому, что личность католикоса-патриарха Грузии Амвросия Хелая во многом остается загадочной для истории религии. Многие ученые не могут определиться в позитивности или негативности его вклада в развитие Грузинской Православной Церкви, несмотря на то, что сама Церковь признала его и обнародовала его великие заслуги.
Автор диссертации не вправе утверждать собственное мнение относительно значимости деятельности католикоса-патриарха Грузии Амвросия Хелая в истории Грузинской Православной Церкви, однако может сделать предположение о том, что подобные исторические фигуры необходимо изучать, чтобы составить полное представление о развитии Грузинской Православной Церкви в конце XIX – начале XX века, а также грузинского общества в целом и его взаимодействия с Россией и другими странами, которые оказывали на Грузию серьезное влияние.
Степень изученности проблемы. Сущность и содержание понятия «католикос», а также функции и основное значение католикосов для православной церкви изучали в своих исследованиях такие авторы как: А.П. Лопухин, протеирей А. Ухтомский, К. Колкунова, Л.А. Андреева, Е.Г. Балагушкин, С.В. Санников и др.
Ряд ученых посвятил свои научные труды проблеме автокефалии, среди них: А. Кырлежаев, К.Е. Скурат, А. Шишков, П. Даровский, Д. Горевой, Л.А. Астраханец и др.
Изучением жизни и деятельности католикоса-патриарха Грузии Амвросия Хелая занимались такие исследователи как митрополит Мануил Лемешевский, протоирей Захария, З. Абашидзе, А. Колодин, М. Сараджишвили. Также некоторое количество информации о святом можно найти в различных православных энциклопедиях, но надо отметить, что эти данные обрывочны и недостаточны для проведения масштабного исследования.
Ряд исследователей рассматривал в своих работах проблемы изучения истории Грузинской Православной Церкви, которая оказала огромное влияние на Амвросия Хелая. В частности, это М. Тюренков, А. Чхартишвили, Т. Панджикидзе, М. Какушадзе, М. Кирчанов, Э. Бубулашвили и др.
Цель исследования – охарактеризовать и проанализировать основные этапы жизни и деятельности католикоса-патриарха Грузии Амвросия Хелая.
Объект исследования – католикос-патриарх Грузии Амвросий Хелая.
Предмет исследования – основные этапы жизни и деятельности католикоса-патриарха Грузии Амвросия Хелая.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Представить понятие о католикосах.
2. Рассмотреть понятие автокефалии.
3. Проанализировать деятельность института каталикосов-патриархов после восстановления автокефалии.
4. Изучить детство и юность Амвросия Хелая.
5. Дать характеристику учебы Амвросия Хелая и определить влияние Грузинской Православной церкви на его становление и развитие.
6. Раскрыть и оценить деятельность Амвросия Хелая.
Хронологические рамки исследования: 1861–1927 годы.
Теоретико-методологической базой исследования стала работа И.Е. Мельниковой «Попытка восстановления евхаристического общения между Русской (Российской) и Грузинской Православными Церквами при Каталикосе-Патриархе Всея Грузии Амвросии (Хелая)», а также исследования А.Н. Лещинского.
Гипотеза исследования: предполагается, что католикос-патриарх Грузии Амвросий Хелая является важной фигурой для Грузинской Православной Церкви, поскольку вся его деятельность была направлена на автокефалию и повышение значимости Грузинской Православной Церкви среди других представителей православия и на государственном уровне.
Методы исследования: анализ научной литературы, архивный, исторический, историографический, биографический, классификация, обобщение, сравнительный, хронологический, моделирование.
Теоретическая значимость исследования связана с изучением большого количества источников, посвященных жизни и деятельности католикоса-патриарха Грузии Амвросий Хелая, а также его взаимовлиянию с Грузинской Православной Церковью. В работе рассматриваются основные причины автокефалии православных церквей, сущность деятельности католикосов и сравнительная характеристика их работы в Армении и Грузии.
Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения научной работы в данном направлении. Также магистерская диссертация может быть теоретической основой для проведения более углубленных исследований жизни и деятельности католикоса-патриарха Грузии Амвросия Хелая.
Научная новизна исследования заключается в том, что в магистерской диссертации определена роль католикоса-патриарха Грузии Амвросия Хелая в автокефалии Грузинской Православной Церкви, а также в общественной жизни Грузии в период прихода к власти большевиков.
Структура исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка источников и литературы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Институт каталикоса можно назвать параллельным институту партиархата. Согласно древним историческим летописям оба звания появились в терминологии православных церквей одновременно, т.е. около V века. Оба термина обозначали высшую церковную власть в данном регионе. В этом отношении уместно напомнить, что православная церковь на территории будущей Российской империи длительное время не была единой. Собственно говоря, после крещения Руси существовала русская церковь, затем появилась армянская церковь и грузинская церковь.
2. Автокефалия возможна только с разрешения Поместной Церкви, к которой относится часть, желающая самостоятельности. При этом все Поместные Церкви должны признать автокефалию. Автокефалия дает право самостоятельно избирать епископов. Другие Поместные Церкви не действуют на территории автокефальной Церкви. Все вопросы внутрицерковного порядка решаются без участия матери-Церкви, также могут быть изданы собственные уставы. Такая практика «самостоятельности» присутствовала с апостольских времен. Епископы обладали в своих городах и местностях всей полнотой церковной власти.
3. 15 января 1906 года первые публикации, посвященные проблемам автокефалии, появляются на страницах Духовного вестника Грузинского экзархата и к середине 1906 года их количество достигает максимума. Именно в этих публикациях, авторами которых были миряне и священники Грузинского экзархата (как правило, грузины по национальности) был сформулирован терминологический аппарат и логика рассуждения сторонников автокефалии.
4. После восстановления автокефалии главой ГПЦ во всех смыслах стал институт каталикосов. Однако при этом следует отметить, что обе церкви еще на рубеже 1917 года отмечали, что получение ГПЦ автокефалии связано с необходимостью объединения паствы на Кавказе. К сожалению, институт экзархата себя не оправдал. Церковные ставленники из Петербурга не могли разобраться в особенностях взаимоотношений кавказских народов.
5. Несмотря на тяжелые испытания, Каталикос Амвросий Хилай сохранил самые искренние и теплые чувства к России. Он сам и его современники отмечали, что Амвросий вел свою борьбу сначала за автокефалию грузинской православной церкви, а затем за независимость Грузии по причине убежденности, что так будет лучше для его народа и церкви.
6. В своих трудах и выступлениях Амвросий отмечал, что нельзя судить обо всей русской православной церкви по деятельности отдельных не разумных чиновников. РПЦ и ГПЦ – это две родственные друг другу церкви. Автокефалия необходима ГПЦ именно в силу того, что из Санкт-Петербурга трудно управлять всеми процессами, происходящими в Тбилиси. Кроме того Кавказ есть Кавказ. Здесь перепилось множество религий, языков и культур. Именно поэтому руководить ГПЦ должен свой каталикос, а не назначаемый из Санкт-Петербурга экзарх.
7. Амвросий Хелая вел активную научную и религиозную деятельность. Будучи активным и любознательным человеком, а так же большим патриотом своей родины Амвросий активно прививал малым народам любовь к грузинской культуре, искусству и языку. Амвросий первым доказывал необходимость восстановления автокефалии. Однако в тоже время он не одобрял разгула бандитизма в Грузии.
8. Амвросий Хелая вложил много сил и энергии в сбор и реставрацию древних рукописей монастыря Челиши. Однажды, прогуливаясь по двору монастыря, он заметил, как эхом отдаются его шаги, указывая на то, что он находится под пустотой. Он начал раскопки в том месте и обнаружил древнюю рукопись Святого Евангелия. Так было найдено знаменитое грузинское святилище – Подвальное Евангелие – рукопись IX–X века.
9. Высказывания католикоса-патриарха Грузии Амвросия Хелая ясно свидетельствуют, как он противостоял попыткам внешних сил посеять распри в Абхазии, прибегал ко всем усилиям, чтобы воспрепятствовать искусственно созданной агрессии в отношении грузинского языка и богословия. Произнесенные святым первосвященником проповеди и письма (материал хранится в Национальном центре рукописей), касающиеся отношений грузин и абхазов, являются важными и современными и сегодня.
ГЛАВА 1. КАТАЛИКОСЫ-ПАТРИАРХИ ПОСЛЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ АВТОКЕФАЛИИ
1.1. Понятие о каталикосах
В церковной истории и в современное время мы слышим слово «Католикос», прилагаемое к Главам Грузинской Православной Церкви и Армянской Апостольской Церкви. Рассмотрим происхождение этого титула и его значение. Рассмотрим полномочия Католикосов и наличие или отсутствие связи данного термина с католичеством .
Термин «католикос» (от греч.καθ'– «в, на, по» и ὃλος – «целый, цельный, полный») на славянский язык переводится как «соборный» и указывает на солидарность, единомыслие, единство, в данном случае в вере. Католикосами в древней Церкви именовали Предстоятелей христианских Церквей, находившихся за государственными пределами Византии. Таких Католикосов было и остается несколько: Ассирийский, Армянский, Грузинский, Кавказской Албании (до упразднения в 1836 г.), Древней Церкви Востока (отделилась от Ассирийской Церкви Востока в 1972 г.), Маланкарский, Сиро-Яковитский и Абхазский (до упразднения в 1795 г.). Титул Католикос равен титулу Патриарх и составляет двуединый титул, Католикос-Патриарх .
Первое упоминание о Католикосе относится к 410 г. и прилагается к имени епископа города Селевкии-Ктесифона в Междуречье. Этот епископ возглавлял христиан Персии и находился в подчинении Антиохийскому архиепископу, имея достаточно широкие права, ввиду трудностей связи между Антиохией и Селевкией из-за военных действий между Персией и Византией.
Понятие Католикос появляется в V веке и развивается параллельно с титулом Патриарх. Титулом Патриарх именовали Предстоятелей крупнейший кафедр в Византии (Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим), в то время как Католикосами называли Предстоятелей крупных кафедр за пределами Византии. С разрывом отношений Византии и Ассирийской Церкви Востока, ее Католикос обрел высшие церковные права, идентичные правам Патриарха в Поместных Церквях .
Предстоятель христиан Армянский Апостольской Церкви с 363 г. также именуется Католикосом. Этим термином именовали и других духовных лиц. Так, в Армении Католикосом именовали епископа Евсевия Кесарийского. Впервые официально титул Католикос применительно к Главе Армянской Апостольской Церкви встречается в документах Двинского собора 555 года.
Этот титул стал высшим должностным и церковным иерархическим титулом в Армянской Церкви. Сегодня Католикос избирается Церковно-национальным Собором Армянской Церкви пожизненно и помазуется 12 епископами .
Грузинский Предстоятель, архиепископ Мцхетский также получил титул Католикоса в 475 г. от Антиохийского Патриарха, во время правления грузинского царя святого Вахтанга, который реорганизовал Церковь. В VI в. при императоре Юстиниане Грузинская Церковь получила право избирать Католикосов из представителей грузинской иерархии.
С VIII века Церковь Грузии вышла из юрисдикции Антиохийского архиепископа, став самостоятельной Церковью. В XI–X вв. произошло обособление и становление западногрузинских кафедр, бывших в подчинении Константинопольского Патриархата и отныне составлявших независимый Абхазский Католикосат .
Католикос-Патриарх обладал высшей церковной властью в Грузинской Православной Церкви: собирал Синод, созывал Собор, посвящал западногрузинского Католикоса, помазывал на царство Правителя всея Грузии, совершал епископские хиротонии в Западногрузинской и Восточногрузинской Церкви. В 1811 году Грузинская Церковь вошла в состав Русской Церкви, Католикосат был упразднен; восстановлен с выходом Грузинской Церкви из состава Русской Церкви в 1917 году .
Албанскую Церковь в Закавказье с середины VI века также возглавляли Католикосы. Изначально Церковь была самостоятельна, но с VIII века находилась в подчинении от Армянской Апостольской Церкви. В 1815 году, с присоединением персидских ханств Восточного Закавказья к России, Албанский Католикосат Армянской Апостольской Церкви был преобразован Арцах-Шушинскую и Шемаханскую епархии Армянской Апостольской Церкви .
В Сиро-Яковитской Церкви титул Католикос применялся к мафриану Востока, епископу яковитских западносирийских кафедр. Мафриан-Католикос занимал второе место после Патриарха. В 1863 году титул Католикос был упразднен и в 1912 году возрожден для Главы сирояковитов Индии. После раскола индийских христиан-яковитов титул Католикос стал носить Глава независимой Сирийской Маланкарской Церкви и Глава Сирийской яковитской Церкви Индии, который признает власть Антиохийского яковитского Патриарха. С 2002 года – Католикос Индии .
Термин «католикос» имеет только филологическое сходство с термином «Католическая Церковь», хотя в Восточнокатолических Церквах до середины ХХ. века употреблялся титул Католикос. В Католическом Кодексе канонов Восточных Церквей этот титул отсутствует.
Таким образом, можно сделать вывод, что католикос (от греч. katholikós – вселенский, всеобщий) – титул высших духовных лиц в некоторых восточных церквях: в Армянской апостольской церкви, Грузинской православной церкви и др.
С IV века церковный титул епископа Селевкии-Ктесифона, одного из крупнейших городов древней Месопотамии, столица Парфии и царства Сасанидов. Титул главы армянской (с 363), грузинской (с 475) и албанской (с 552) церквей.
Титул Католикос носит глава монофиситской церкви. Монофиситы (от греч. mónos – один, единый, единственный и phýsis – природа, естество), сторонники христианского религиозно-философского учения, созданного в Византии (Восточной Римской империи) в V веке константинопольским архимандритом Евтихием. С завоеванием восточных провинций империи арабами Монофиситы потеряли базу в Византии, но утвердились в Армении, в Сирии (яковитская церковь), Египте и Эфиопии .
Термин «Монофиситы» встречается лишь с конца VII века. Монофиситы ставили вопрос о соединении божественной и человеческой природы в Христе; отвергая (в соответствии с принципами стоиков) возможность смешения двух природ, они трактовали соединение как поглощение человеческого начала в Христе божественным. То есть Он пострадал за человечество. По их учению, Христос – не богочеловек (утверждение ортодоксальных богословов), а Бог .
Вероучение монофиситов широко распространилось в восточных провинциях Византии (Египте, Сирии, Армении), где еще были живы традиции культа умирающего бога, и сделалось знаменем сепаратизма. В 449 году на Эфесском соборе монофиситы одержали верх, но в 451 году их учение было осуждено Халкидонским собором. Это привело к острой религиозно-политической борьбе.
В конце V века монофиситы заняли патриаршие престолы в Александрии, Антиохии, Иерусалиме. В VI веке их учение распространилось в Нубии и Аравии. В этот период чисто теологические споры отступили на второй план, между монофиситским вероучением и ортодоксальным христианством наметилось сближение, в то же время обнажилась политическая сторона движения – стремление восточных провинций отделиться от империи .
Рассмотрим армянский католикос. После слияния албанской церкви с армянской (705) остался только армянский Католикос, который носит титул «Верховный патриарх, Католикос всех армян». Резиденция католикоса расположена в Эчмиадзине (Армения). Ему подчиняются армянский Католикос Киликий и армянские патриархи Иерусалимский и Константинопольский, а до 1836 года – также и католикос Албании.
27 октября 1999 года, после смерти Католикоса Гарегина I, Национальный Церковный Собор (высший орган управления) Армянской Апостольской Церкви избрал архиепископа Гарегина (Нерсесяна) 132-м Патриархом и Католикосом всех армян .
У армян-католиков свой Католикос, который одновременно является кардиналом Ватикана. Его резиденция находится в Бейруте.
Также интересен для рассмотрения грузинский католикос. Глава грузинской православной церкви с 475 носил титул Католикос Картли, позже (с ХVII века) – Католикос «всея Грузии». В 1811–1917 годах Католикоса в Грузии не было. Восстановлен в 1917, его резиденция в Тбилиси.
Титул грузинского католикоса существовал с 475 по 1811 годы, когда после вхождения Грузии в состав России Грузинская православная церковь вошла в структуру Русской православной церкви. Титул был восстановлен в 1917 году. Резиденция грузинского католикоса находится в Тбилиси .
Архиепископ Мцхетский и Тбилисский Илия II, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии (Гудушаури-Шиолашвили Ираклий Георгиевич).
23 декабря 1977 года Илия II был избран Католикосом-Патриархом всея Грузии. Интронизация Илии II состоялась 25 декабря 1977 года.
Подводя итог написанному выше отметим следующие моменты.
Первым государством, официально узаконившим и принявшим христианство, была Армения. Только через насколько лет римский император Константин отказался от поклонения языческим богам и принял христианство. С этого времени Армянская Апостольская Церковь пишет свою историю. С этого времени главой церкви является первоиерарх, титул которого официально звучит так: Его Святейшество Верховный Патриарх и Католикос всех армян. Резиденция духовного вождя армянской нации находится в г. Эчмиадзин. Его паства составляет на сегодняшний день более 9 000 000 армян, живущих в Армении и за ее пределами .
Армянская Апостольская Церковь не признала решений Халкидонского Вселенского Собора о природе Иисуса Христа и ее места в Троице. Таким образом, ААЦ называют дохалкидонской церковью.
Духовный лидер армянского народа избирается Национальным Церковным собранием после смерти предыдущего католикоса. В работе Национального Церковного собрания принимают участие представители духовенства и мирян из всех общин, рассеянных в диаспоре. На последнем собрании такого ранга присутствовало около 400 делегатов .
Непременным условием для выдвижения в католикосы является епископское достоинство претендента. Процедура выборов разделена на 2 этапа. Результатом первого этапа должно стать избрание пяти претендентов-епископов. Национальное Церковное собрание голосует по каждой из предложенных кандидатур посредством тайного голосования. После формирования списка из пяти епископов, начинается второй этап .
Результатом второго этапа должен стать важнейший момент – оглашение имени нового католикоса, который избирается среди пяти епископов-претендентов.
Вновь избранный католикос получает традиционные знаки отличия :
• герб;
• печать;
• покрывало с изображенным Агнцем;
• хоругвь;
• два жезла – малый и большой;
• палица;
• трон;
• бриллиантовый крест для клобука;
• почетный караул, облачаемый в форму красного цвета и несущий в руках булавы.
Нынешний католикос Гарегин II является высшим духовным руководителем не только для ААЦ, но и для Грузинской Православной Церкви, Ассирийской Церкви Востока и Киликийского Католикосата. До 1795 года возглавлял Абхазский Католикосат и до 1836 г. Албанскую Церковь .
Грузинская Православная Церковь не подчинялась католикосу ААЦ с 1811 по 1917 год, со времени вхождения Грузии в состав Российской империи до восстановления автокефалии от Русской Православной Церкви в 1917 году. С 1917 года восстановлен титул грузинского католикоса и его резиденция находится в Тбилиси. Католикос Грузинской Православной Церкви подчиняется католикосу всех армян Гарегину II.
Таким образом, можно сделать вывод, что институт каталикоса можно назвать параллельным институту партиарха. Согласно древним историческим летописям оба звания появились в терминологии православных церквей одновременно, т.е. около V века .
Фрагмент для ознакомления 3
1. Абашидзе, З. Амвросий / З. Абашидзе // Христианское чтение Санкт-Петербургской духовной академии. – [Электронный ресурс] https://spbpda.ru/stati/mitropolit-shio/ (Дата обращения: 01.01.2022).
2. Автокефалия Русской Православной Церкви: этапы истории // Религия. Информационный портал. – [Электронный ресурс] https://religiya.temaretik.com/1201298662089559029/avtokefaliya-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi-etapy-istorii/ (Дата обращения: 02.01.2022).
3. Амвросий // Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. – [Электронный ресурс] https://www.pravenc.ru/text/114372.html (Дата обращения: 01.01.2022).
4. Амвросий Католикос, грузинский святой, житие // Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых. Каталог икон. – [Электронный ресурс] http://pravicon.com/info-1730 (Дата обращения: 29.12.2021).
5. Амвросий (Хелая) // Архиереи. – [Электронный ресурс] http://ortho-rus.tk/articles/arhierei-5955.html (Дата обращения: 01.01.2022).
6. Амвросий (Хелая) // Древо. Открытая православная энциклопедия. – [Электронный ресурс] https://drevo-info.ru/articles/11284.html (Дата обращения: 01.01.2022).
7. Амвросий Хелая: насколько свободна нация, настолько свободна и церковь // Живой журнал. Социальная сеть. – [Электронный ресурс] https://5nata5.livejournal.com/179954.html (Дата обращения: 02.01.2022).
8. Андреева, Л.А. Процесс дехристианизации России и возникновение квазирелигиозности в XX веке / Л.А. Андреева // Общественные науки и современность. – 2003. – С. 90–100.
9. Астраханец, Л.А. Исторические особенности автокефалии: причины и последствия / Л.А. Астраханец // Вестник Кубанского федерального университета. – 2019. – № 6. – С. 132–143.
10. Балагушкин, Е.Г. Новые религии как социокультурный и идеологический феномен / Е.Г. Балагушкин // Общественные науки и современность. – 1996 – №5. – С. 90–100.
11. Бубулашвили, Э. Грузинский экзархат Русской Православной Церкви / Э. Бубулашвили // Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. – [Электронный ресурс] https://www.pravenc.ru/text/168201.html (Дата обращения: 02.01.2022).
12. Виссарион Зосимович Хелая // Генеология. – [Электронный ресурс] https://www.geni.com/people/Виссарион-Хелая/6000000002299115715 (Дата обращения: 01.01.2022).
13. В окрестностях Тбилиси основан монастырь святого Католикоса-Патриарха Амвросия // Русская православная церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. – [Электронный ресурс] http://www.patriarchia.ru/db/text/598179.html (Дата обращения: 02.01.2022).
14. Горевой, Д. История автокефалий и параллели с Украиной / Д. Горевой // Живой журнал. Социальная сеть. – [Электронный ресурс] https://volnodum.livejournal.com/2619999.html (Дата обращения: 02.01.2022).
15. Грузинская Православная Церковь // Гид по Грузии. Туристический портал. – [Электронный ресурс] https://gruziyagid.ru/dostoprimechatelnosti/gruzinskaya-pravoslavnaya-tserkov#:~:text=История%20Грузинской%20Церкви%20насчитывает%20почти,Иберия)%2C%20западно-грузинское%20Эгриси%20(по-гречески%20Колхида) (Дата обращения: 01.01.2022).
16. Грузинская Православная Церковь // Православная энциклопедия. – [Электронный ресурс] https://www.pravenc.ru/text/638558.html (Дата обращения: 31.12.2021).
17. Даровский, П. Кто имеет право предоставлять церковные автокефалии / П. Даровский // Православие. – [Электронный ресурс] https://pravoslavie.ru/140462.html (Дата обращения: 27.12.2021).
18. Илатовская, Е.Н. Национальные особенности автокефалии православной церкви / Е.Н. Илатовская // Материалы научно-практической конференции «проблемы и перспективы развития духовной жизни общества». – Благовещенск: Благовещенский государственный университет, 2021. – С. 10–15.
19. Казаков, Д. Святые католикосы-патриархи Всея Грузии / Д. Казаков // Вконтакте. Социальная сеть. – [Электронный ресурс] https://vk.com/topic-41207365_35829070 (Дата обращения: 02.01.2022).
20. Какушадзе, М. Грузинская история в свете Православия / М. Какушадзе // Русская народная линия. Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба. – [Электронный ресурс] https://ruskline.ru/analitika/2010/02/10/gruzinskaya_istoriya_v_svete_pravoslaviya (Дата обращения: 01.01.2022).
21. Католикос // Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. – [Электронный ресурс] https://www.pravenc.ru/text/1683903.html (Дата обращения: 29.12.2021).
22. Колкунова, К. Методологические проблемы изучения квазирелигий / К. Колкунова // Академия. Научный портал. – [Электронный ресурс] https://www.academia.edu/4107759/Методологические_проблемы_исследования_квазирелигий (Дата обращения: 02.01.2022).
23. Колодин, А. Амвросий, Хелая Виссарион / А. Колодин // Культура веры. Путеводитель сомневающихся. – [Электронный ресурс] http://religiocivilis.ru/hristianstvo/christ-a/9515-mvrosij-khelaya-vissarion.html (Дата обращения: 31.12.2021).
24. Конституционное соглашение между Грузинским государством и Грузинской апостольской антикефальной православной Церковью // Поместные церкви. – [Электронный ресурс] https://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40230.htm (Дата обращения: 01.01.2022).
25. Кырлежаев, А. Мировое православие: типология автокефальных церквей / А. Кырлежаев // Всеправославный собор: подготовка, повестка, контекст. – [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/mirovoe-pravoslavie-tipologiya-avtokefalnyh-tserkvey/viewer (Дата обращения: 02.01.2022).
26. Лаевская, Г.В. Автокефалия: исторический очерк / Г.В. Лаевская. – Саратов: Круиз, 2021. – 236 с.
27. Лемешевский, М. митрополит Амвросий (Хелая Виссарион Засимович), Католикос-Патриарх всея Грузии и архиепископ Мцхетско-Тбилисский / Митрополит М. Лемешевский // Азбука веры. – [Электронный ресурс] https://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshevskij/russkie-pravoslavnye-ierarhi-perioda-s-1893-po-1965-gody-chast-1/67 (Дата обращения: 01.01.2022).
28. Лещинский, А.Н. Проблема единства Церкви / А.Н. Лещинский. 2-е изд. – М.: Издательский дом «Энциклопедист – максимум», 2015. – 366 с.
29. Лещинский, А.Н. Церковные разделения в православии: социальная обусловленность и типология: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д. философ. н. / А.Н. Лещинский. – СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2011. – 48 с.
30. Лопухин, А.П. Католикос / А.П. Лопухин // Православная богословская энциклопедия. – [Электронный ресурс] https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravoslavnaja-bogoslovskaja-entsiklopedija-ili-bogoslovskij-entsiklopedicheskij-slovar-tom-9-karmelity-koine/76 (Дата обращения: 30.12.2021).
31. Мачитадзе, З., протоирей Святой Амвросий Исповедник, католикос-патриарх Всей Грузии / З. Мачитадзе // Православие. – [Электронный ресурс] https://rusk.ru/st.php?idar=26449 (Дата обращения: 31.12.2021).
32. Мельникова, И.Е. Попытка восстановления евхаристического общения между Русской (Российской) и Грузинской Православными Церквами при Каталикосе-Патриархе Всея Грузии Амвросии (Хелая) / И.Е. Мельникова // Материалы ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2021. – С. 93–97.
33. «Мы преклоняемся перед ним»: Илия II рассказал о Святом Амвросии // Спутник Грузии. Новостной портал. – [Электронный ресурс] https://sputnik-georgia.ru/20191020/My-priklonyaemsya-pered-nim-Iliya-II-rasskazal-o-Svyatom-Amvrosii-246802991.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (Дата обращения: 31.12.2021).
34. Панджикидзе, Т. Христианство в грузино-российских отношениях: история и современность / Т. Панджикидзе // Центральная Азия и Кавказ. – 2005. – № 2(38). – С. 54–65.
35. Паршина, Е.Н., Хрусталева, О.А., Заврагина, И.М. Автокефалия как духовно-культурное явление: историографический анализ / Е.Н. паршина, О.А. Хрусталева, И.М. Заврагина // Русская мысль. Философский журнал. – 2021. – № 7. – С. 67–80.
36. Православные церкви: канонические и неканонические. Справочник. – [Электронный ресурс] http://holytrinitymission.org/books/russian/pravoslavnye_tzerkvi.htm (Дата обращения: 01.01.2022).
37. Санников, С.В. Доктринальные особенности православия / С.В. Санников // Русские баптисты. Духовный портал. – [Электронный ресурс] http://rusbaptist.stunda.org/doctrinpravoslav.htm (Дата обращения: 31.12.2021).
38. Сараджишвили, М. За Христа пострадавшие. Иверские страдальцы за Христа / М. Сараджашвили // Благовест. Портал православной газеты. – [Электронный ресурс] https://благовестсамара.рф/-public_page_9300 (Дата обращения: 30.12.2021).
39. Святой Амвросий Исповедник, Католикос-Патриарх Всей Грузии // Православие. – [Электронный ресурс] https://pravoslavie.ru/41420.html (Дата обращения: 01.01.2022).
40. Скурат, К.Е. История Поместных Православных Церквей / К.Е. Скурат. В 2-х т. Т. 1. – М.: Русские огни, 1994. – 390 с.
41. Тарновская, Ю.С. Религиозные расколы и автокефалия / Ю.С. Тарновская. – Воронеж: Смысл, 2018. – 490 с.
42. Темные времена Грузинской Церкви // Сова. Информационно-новостной портал. – [Электронный ресурс] https://sova.news/2019/10/31/temnye-vremena-gruzinskoj-tserkvi/ (Дата обращения: 02.01.2022).
43. Тюренков, М. Россия и Грузия: духовное единство и политическая рознь / М. Тюренков // Первый русский Царьград. – [Электронный ресурс] https://spb.tsargrad.tv/articles/rossija-i-gruzija-duhovnoe-edinstvo-i-politicheskaja-rozn_204931 (Дата обращения: 01.01.2022).
44. Ухтомский, А. протеирей Кто такой Католикос и что у него общего с католиками / Протеирей А. Ухтомский // Православная жизнь. Портал. – [Электронный ресурс] https://pravlife.org/ru/content/kto-takoy-katolikos-i-chto-u-nego-obshchego-s-katolikami (Дата обращения: 30.12.2021).
45. Что такое автокефалия церкви? // Православный портал. – [Электронный ресурс] https://omolitvah.ru/eto-interesno/chto-takoe-avtokefaliya-tserkvi/ (Дата обращения: 01.01.2022).
46. Чурсина, Е.А., Борисова, Н.А. Патриархи-католикосы Грузинской Православной церкви / Е.А. Чурсина, Н.А. Борисова. – Саратов: Зеркало, 2021. – 298 с.
47. Чхартишвили, А. История Грузинской Православной Церкви / А. Чхартишвили // Поместные церкви. Православный портал. – [Электронный ресурс] https://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39514.htm (Дата обращения: 01.01.2022).
48. Шапошникова, Е.Г. Автокефалия в православной церкви: обзор исторических источников / Е.Г. Шапошникова // Сборник статей Омского государственного университета. – 2020. – № 4. – С. 33–45.
49. Шишков, А. Церковная автокефалия через призму теории суверенитета Карла Шмита / А. Шишков // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2013. – № 3. – С. 197–224.
50. Machitadze, Z., archpriest Lives of the Georgian Saints / Archpriest Z. Machitadze // St. Herman of Alaska Brotherhood. 2006. Р. 131–135.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней