Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время немаловажное внимание уделяется социальной сфере, предоставляющей свои блага в виде услуг. В качестве основы социальной сферы выделяются социальные отношения, формируемые многочисленными социальными системами, связью, образующие социальную сферу жизни общества. Мировой финансовый кризис показал, что обществу необходимо стабильное функционирование отраслей социальной сферы на всех уровнях управления.
Одной из важнейших сфер жизни современного общества является жилищно-коммунальное хозяйство (далее – ЖКХ). Сегодня сфера ЖКХ является одной из ключевых социально-экономических сфер РФ. Развитая система ЖКХ страны является неотъемлемой составляющей высокого уровня и качества жизни населения.
Таким образом, вопросы управления социальной сферой имеют большую актуальность и важность. В то же время отрасль жилищно-коммунального хозяйства, на сегодняшний день, не вызывает большой заинтересованности у бизнес-сообщества ввиду имеющейся убыточности акторов в сфере ЖКХ, повышенным уровнем износа активов. Реализация механизма государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) является наиболее эффективным способом решения проблем в сфере ЖКХ.
Степень изученности проблемы. Специфика и сущность государственного управления сферой ЖКХ рассматривается в трудах отечественных и зарубежных ученых, в частности, Н.Н. Гриценко, С.Н. Авцинова, Ю.Л. Батлук. Данные авторы изложили результаты изучения проблем управления социальной сферой в РФ. Исследование механизма ГЧП провели Р.Г. Абдулатипов, Ю.Л. Батлук, С.И. Машкова и др. Вопросы развития механизма ГЧП в социальной сфере рассматривались в научных трудах отечественных авторов, таких, как А.И. Безлюдов, П.П. Бирюков, Ж. А. Захарова, С.А. Стрижев, И.П. Стукалова и др.
Объект исследования – процесс управления развитием ЖКХ на основе государственного частного партнерства.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы выступают организационно-экономические отношения, возникающие в процессе разработки и реализации проектов ГЧП в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Цель выпускной квалификационной работы – разработать основные направления совершенствования системы управления развитием ЖКХ на основе государственного частного партнерства в Московской области.
Достижение поставленной цели потребовало решение ее приоритетных задач:
1) Раскрыть основные методы и инструменты управления ЖКХ;
2) Раскрыть нормативное правовое регулирование государственно-частного партнерства и жилищно-коммунальной сферы;
3) Выявить особенности развития государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальной сфере России;
4) Провести анализ текущего состояния ЖКХ в Московской области;
5) Оценить результативность механизмов государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ региона;
6) Выявить проблемы государственного регулирования ЖКХ и реализации государственно-частного партнерства;
7) Разработать основные направления совершенствования системы управления государственно-частным партнерством в жилищно-коммунальной сфере;
8) Обосновать направления повышения социальной ответственности основных акторов ГЧП в сфере ЖКХ.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ научной и специальной литературы по проблеме исследования, обобщение и сравнение, анализ и синтез, дедукция и индукция, логический анализ, системно-структурный, графический метод.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выводы и материалы данной работы обширно и всесторонне освещают проблему исследования, дают возможность его продолжения по наиболее актуальным направлениям.
Практическая значимость исследования. Органы государственной, региональной и местной власти могут использовать рекомендации и выводы, содержащиеся в работе, для решения возникающих проблем, ввода коррективов в программы реформирования ЖКХ, совершенствования механизмов ГЧП, а также преподавателями ВУЗов на лекциях, семинарах. Информационные материалы могут быть востребованы при разработке учебно-методических материалов и чтении лекций по учебным курсам в ВУЗах.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена общей логикой исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка. Библиографический список включает 62 наименования.
Глава 1. Теоретические аспекты управления развитием ЖКХ на основе государственно-частного партнерства
1.1 Методы и инструменты управления жилищно-коммунальной сферой
Ключевая цель в области создания механизма ГЧП в сфере ЖКХ состоит в привлечении инвестиций, финансовых ресурсов частного бизнеса. Государство осуществляет различное взаимодействие с частными структурами, предпринимателями по вопросам развития ЖКХ-сектора. В то же время каждая форма взаимосвязи бизнеса и государства обладает рисками.
Государство в сфере реализации механизма ГЧП в ЖКХ обязуется (рисунок 1) :
Рисунок 1 – Обязанности государства в сфере реализации механизма ГЧП в ЖКХ
В рамках взаимодействия государства и бизнеса, последний должен производить какие-либо инновации, внедрять новые технологии, способы управления и реализации проектов, применять в практической деятельности успешный опыт зарубежных стран
Реализовать данные функции можно посредством реализации проектного управления. Инвестиции не должны в этом случае предоставляться банками, быть кредитными. Проектное финансирование позволяет гарантировать возврат инвестиционных средств из полученного дохода.
Реализуется политика ГЧП в РФ с применением ниже представленных инструментов :
1. Сервисные контракты. Данный инструмент представляет собой оформление договорных отношений между частной компанией, реализующей ГЧП-проект и государством. Реализация контрактов находится под регулированием БК РФ, ГК РФ, а также нормативно-правовых актов в сфере государственных и муниципальных закупок.
Заключая сервисные контракты в области ЖКХ, как правило, частные предприятия-участники ЖКХ-проектов обязаны выполнять достаточно простые работы в области содержания зданий, помещений, осуществлять ведение бухгалтерского и налогового учета. Договор может быть оформлен на достаточно длительный срок.
Имеется практика заключения сервисных контрактов в Ярославле, Сургуте, Вологде. В данных городах такого рода контракты заключались муниципальными унитарными предприятиями и муниципалитетами. Финансовое обеспечение проектов производил Европейский банк реконструкции и развития.
2. Договор доверительного управления имуществом. По данному договору доверительный управляющий не обладает какими-либо правами собственности на переданное имущество.
Согласно ст. 1013 ГК РФ, в состав имущества входят: «предприятия, имущественные комплексы, некоторые объекты недвижимого имущества». Исполнение контракта осуществляется сроком до 5 лет. Если стороны не хотят расторгнуть контракт, то он подлежит автоматическому продлению.
3. Концессионное соглашение. Представляет собой такую договорную форму, в рамках которой инвестор вправе эксплуатировать имущество, которое находится в государственной (муниципальной) собственности, с целью хозяйствования.
Договор предусматривает следующее (рисунок 2) :
Рисунок 2 – Основные положения договора
4. Контракт жизненного цикла. Данный инструмент состоит в том, что заключение контракта осуществляется на достаточно длительный срок. Цель контракта – практическая реализация строительных проектов в сфере ЖКХ. В основном, заключение таких проектов производится на срок не менее 25-30 лет. Срок равен сроку эксплуатации объекта.
Контроля за реализацией проектов осуществляют органы власти.
5. Долгосрочные инвестиционные соглашения. Подобные соглашения заключаются между РФ, субъектом и/или муниципалитетом и частным инвестором. В рамках исполнения соглашения, инвестор должен вкладывать средства в объект, который находится в собственности у государства. Вложения должны быть капитальными.
На сегодняшний день сложились три практики моделирования ГЧП в сфере ЖКХ :
− арендная модель. Такая модель в большей степени получила свое распространение в ЖКХ. Применяет ее большинство частных компаний, предоставляющих услуги в области ЖКХ. При такой модели формируется частная проектная организация. Впоследствии с данной организацией производится заключение арендного договора ЖКХ-объектов, которые находятся в собственности местного уровня власти.
Бизнес-структуры предпочитают заключать договора с администрацией города/района/села, та как при аренде имущества у МУП, они рискуют. Права муниципальных унитарных предприятий ограничивается законом, сделки могут подвергаться оспариванию достаточно легко, если МУП не сможет осуществлять деятельность, согласно своему уставу, по оказанию услуг ЖКХ.
Так как права собственника на имущество ограничиваются, передать объект в казну можно лишь по желанию самого муниципального унитарного предприятия, но в обязательном порядке должно произойти изменение объема уставной деятельности. Заключая договор на аренду систем коммунальной инфраструктуры на длительный период времени, имеются различного рода проблемы. Например, муниципальное образование не имеет возможности оформить арендуемое имущество к себе в собственность.
Так как бизнес имеет интересы в заключении долгосрочного договора, то следует для начала осуществить регистрацию прав муниципалитета на недвижимость определенных коммунальных систем. Сегодня только в собственности местного уровня власти может передаваться небольшая часть имущества ЖКХ. Хоть пошлина и небольшая по своему размер, но сложности состоят в осуществлении регистрации таких прав, что требует проведение дорогостоящих работ по техническому и кадастровому учету земли.
В сфере ЖКХ арендная модель применяется наиболее успешно в таких регионах, как: Тверская, Амурская, Ленинградская, Кировская области, Пермский, Алтайский края, Республика Карелия. Применяется арендная модель ГЧП в ЖКХ с 2003 года.
− приватизационно-инвестиционная схема. Реализация такой схемы осуществляется в два этапа и является одной из длительных. Модель, в целом, отличается своей устойчивостью, так как обладает богатым судебным опытом ее применения. Во многих случаях эксплуатацию коммунальных систем доверяют МУП. Коммунальные системы можно приватизировать путем преобразования в акционерные общества открытого типа. Средства инвесторов могут привлекаться в сферу ЖКХ различными путями. Например, посредством внесения акций в уставный капитал создаваемого АО, являющегося перспективным правопреемником МУП, который имеет свой опыт реализации .
Преимущества такой схемы состоят в том, что у сторон отсутствуют риски, которые актуальны для арендной модели. Такие риски состоят в получении лицензии, подборе персонала, с ликвидацией МУП, его банкротством, так как формируемая частная организация − правопреемник МУП. Существующей нормативно-правовой базой запрещено оформлять соглашения между бизнес-структурами и органами власти, что приводит, в свою очередь, к рискам тарифного регулирования.
Необходимо отметить, что только незначительная часть муниципальных образований приватизировала МУП. Данная модель применяется такими организациями, как: ОАО «Водоканал» г. Чебоксары, ОАО «Нижегородский водоканал», ОАО «Ярославльводоканал», ОАО «Водоканал-Чита», ОАО «Теплосеть» и др.
− концессионное соглашение. Представленная модель все больше распространяется в сфере ЖКХ России. Следует акцентировать внимание на препятствии в ее применении: нехватка квалифицированных человеческих ресурсов для практической реализации закона. Среди проблем реализации такой модели отметим, что предприятие, принимающее участие в ГЧП, которое принимает участие в соглашении, формирует новое юридическое лицо, то она такие же риски несет себе, что и в процессе модели аренды, в частности: получение лицензии, трудоустройство персонала, оформление функций сбыта, регулирование тарифов, банкротство МУП.
Свести такие риски до минимума можно, введя, так называемый, «переходный период» заключения концессии и начала деятельности концессионера. Для окончания такого периода важно, чтобы он: получил лицензии и разрешения, нанял сотрудников для имущественного обслуживания, заключил договоры с потребителями, утвердил тариф. Помимо всего прочего, заключая концессии, стороны могут регулировать на базе договоров порядок установления тарифов и надбавок в соответствии с заключенным соглашением.
Такая возможность − актуальная в области ЖКХ, но ее применение ограничивается в законодательном уровне. Механизм привлечения инвестиций со стороны концедента, подобен модели контрактов жизненного цикла.
Заключение соглашения способствует снижению риска параллельного инвестирования в объекты коммунальной инфраструктуры. Необходимо выделить риски, которые имеет связь с несогласованностью концессионного законодательства с иными. Для снижения рисков, следует изменять нормативно-правовые нормы.
Таким образом, реализуется государственная политика в сфере ЖКХ и в области ГЧП посредством различных методов и инструментов. Ключевым инструментом управления и регулирования социальной сферы является разработка и принятие различных нормативно-правовых актов в данной сфере деятельности. Такой институт, как государственно-частное партнерство активно развивается в Российской Федерации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 36. – Ст. 1475.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 12. – Ст. 3841.
3. Жилищный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2004 № 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 4. – Ст. 4187.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ (ред. от 12.11.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 3. – Ст. 2844.
5. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 26. – Ст. 1478.
6. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 18. – Ст.3542.
7. О концессионных соглашениях: федеральный закон от 27 июня 2005 № 115-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 16. – Ст. 2698.
8. Об электроэнергетике: федеральный закон от 26 марта 2003 № 35-ФЗ (ред. от 25.08.2019) // СЗ РФ. – 2003. – № 10. – Ст. 2457.
9. О газоснабжении в Российской Федерации: федеральный закон от 31 марта1999 № 69-ФЗ (ред. от 05.06.2017). Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 9. – Ст. 2147.
10. Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования: постановление Правительства от 11 октября 2014 г. № 1044 // Консультант Плюс
11. Об участии Московской области в государственно-частном партнерстве: Закон Московской области от 22 июня 2013 года №64/2013-ОЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mosoblduma.ru/Zakoni/Zakonoprecti_Moskovskoj_oblasti/item/6921/(дата обращения: 24.01.2022)
12. Об утверждении Региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Московской области на период 2020-2024 гг.: постановление Правительства Московской области от 30.12.2020 № 1069/43 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minenergo.mosreg.ru/dokumenty (дата обращения: 24.01.2022)
13. Об утверждении государственной программы Московской области «Развитие инженерной инфраструктуры и энергоэффективности» на 2018-2024 годы и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Московской области: постановление Правительства Московской области от 17 октября 2017 года № 863/38[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minenergo.mosreg.ru/dokumenty (дата обращения: 24.01.2022)
14. Об утверждении государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 гг. (ред. от 5 октября 2021 г.): постановление Правительства Московской области от 25 октября 2016 года № 790/39 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/456027431 (дата обращения: 24.01.2022)
15. Об утверждении региональной программы Московской области «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014-2038 годы: постановление Правительства Московской области от 27.12.2013 № 1188/58 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/456027431 (дата обращения: 24.01.2022)
16. Абдулатипов, Р. Г. Социальная политика государства / Р.Г. Абдулатипов // Теория социального обеспечения. - М., 2019. - 235 с.
17. Авцинова, Г. И. Социальное обеспечение и обслуживание/Г.И. Авценова//Молодой ученый. – 2018. – № 7. – С. 36-39.
18. Баглай, М.В. Социальная политика в России/М.В. Баглай//Право социального обеспечения. – 2017. – № 9. – С. 12-18.
19. Балыхин, Л.А. Управление развитием социальной сферы/Л.А. Балыхин. М., 2018. - 218 с.
20. Батлук, Ю.Л. Социальное обеспечение органами государственной власти / Ю.Л. Балтук // Теория социального обеспечения. – 2018. – № 2. – С. 25-29.
21. Безлюдов, А.И. Государственно-частное партнерство в сфере ЖКХ / А.И. Безлюдов. – 2018. – № 3. – С. 30-36.
22. Бирюков, П.П. ГЧП в России / П.П.Бирюков. – М., 2019. – 636 с.
23. Васильчиков, В.М. Правовое обеспечение социальной работы: учебное пособие. М.: Академия, 2018. – 336 с.
24. Гонтмахер, Е.Ш. Социальная политика в России: уроки 90-х. М.:Гелиос–АРВ, 2017. – 348 с.
25. Гончаров, П. К. Социальная политика и практика/П.К. Гончаров//Молодой ученый. – 2019. – № 1. – С. 3-9.
26. Государственная политика и управление: учебник / Л. В. Сморгунов. - М.: Издательство Юрайт, 2018. – 395 с.
27. Государственная и муниципальная служба: учебник / Ю. Н. Туганов. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 286 с.
28. Григорьева, И. А. Социальная политика / И.А. Григорьева. – С-Пб.: Наука, 2017. – 247 с.
29. Гриценко, Н.Н. Социальная политика России / Н.Н. Гриценко. – М., 2018. – 262 с.
30. Долженкова, Г.Д. Политика ГЧП / Г.Д. Долженкова. – М.: Юрайт-Издат, 2018. – 318 с.
31. Зубарев, С.М. Социальная политика России. – М., 2017. – 254 с.
32. Иванова, Р. И. Модели управления ГЧП в ЖКХ / Р. И. Иванова, Т. Е. Платонова. М.: Издательство Юрайт, 2017. – 447 с.
33. Кощеев, С. В. Инновационно-ориентированная подготовка персонала для сферы обслуживания / С.В. Кощеев // Молодой ученый. – 2020. - № 7. - С. 12-16.
34. Кузнецова, Е.М. Особенности социальной защиты населения / Е.М. Кузнецова, В. А. Филатов: конспект лекций. – Омск, 2015. – 312 с.
35. Левашов, В. К. Социальная политика и особенности ее реализации / В.К. Левашов // Региональная экономика и управление. – 2018. – № 6. – С. 25-29.
36. Магура, М. И. Обучение персонала как конкурентное преимущество / М.И. Магура // Государственное и муниципальное управление. – 2016. – № 2. – С. 20-25.
37. Марков, В.П. Социальная защита населения. Опыт организационно-административной работы. – М.: «МарТ», 2015. – 455 с.
38. Машкова, С.И. Применение механизма государственно-частного партнерства в сфере жилищного коммунального хозяйства // Начало в науке. – 2017. – № 6. – С. 91-94.
39. Микульский, К. И. Социальная политика / К.И. Микульский. – М., 2017. - 312 с.
40. Митрошенков, О.А. Государственное и муниципальное управление / О.А. Митрошеков. – М., 2016. – 310 с.
41. Михеев, В.А. Социальная политика государства. – М.:РАГС, 2015. – 201 с.
42. Стукалова, И.Б. Опыт развития жилищно-коммунальных услуг на основе государственного частного партнерства / И.Б. Стукалова // Вестник НГИЭИ. – 2018. – № 1 (80). – С. 76-88.
43. Яков, В.В. Социальная политика государства / В.В. Яков. – С-Пб.: Дело, 2018. - 122 с.
44. Архангельская область готова к реализации проектов ГЧП в социальной сфере. - 2021. - 04 октября. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.msp29.ru/ru/press/news/arkhangelskaya-oblast-gotova-k-realizatsii-proektov-gchp-v-sotsialnoy-sfere (дата обращения: 24.01.2022)
45. Более 30 ГЧП-проектов в Подмосковье находятся на стадии обсуждения 2022. – 21 января. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/13487585 (дата обращения: 24.01.2022)
46. В Государственной думе отметили положительный опыт модернизации ЖКХ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fkr-kaluga.ru/obshchestvennost/28-mass-media/novosti/1456-v-gosudarstvennoj-dume-otmetili-opyt-kaluzhskoj-oblasti-po-modernizatsii-zhilogo-fonda (дата обращения: 07.12.2021)
47. В Московской области прошло обучение по ГЧП в сфере ЖКХ и благоустройства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pppcenter.ru/press-tsentr/novosti/v-moskovskoy-oblasti-proshlo-obuchenie-po-gchp-v-sfere-zhkkh-i-blagoustroystva/ (дата обращения: 24.01.2022)
48. Всемирный банк. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.vsemirnyjbank.org/ (дата обращения: 05.12.2021)
49. ВЦИОМ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vciom.ru/ (дата обращения: 05.12.2021)
50. Годовой отчет Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области за 2021 год // сайт Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mgkh.mosreg.ru/dokumenty (дата обращения: 24.01.2022)
51. Делегацию из Липецка заинтересовал тюменский опыт реализации ГЧП в ЖКХ // Официальный портал органов государственной власти Тюменской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://economy.admtyumen.ru/OIGV/economy/news/more_news.htm?id=11895777@egNews (дата обращения: 24.01.2022)
52. ЕИС закупки. Московская область. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zakupki.gov.ru/epz/order/ (дата обращения: 24.01.2022)
53. Информационная система жилищно-коммунального хозяйства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gis-zkh.ru/upravlaushie-kompanii-rossii/tverskaya_oblast/g_tver/ (дата обращения: 10.03.2020)
54. Итоги года: ЖКХ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tumentoday.ru/2017/12/15/itogi-goda-zhkh/ (дата обращения: 05.03.2020).
55. Министр ЖКХ Московской области рассказал о ходе реализации программы «Мой подъезд» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ruzaregion.ru/news/kartina_dnya/34905 (дата обращения: 24.01.2022)
56. Московская область заняла первое место в рейтинге ГЧП. – 2021. – 25 августа. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mii.mosreg.ru/sobytiya/novosti-ministerstva/25-08-2021-13-12-43-moskovskaya-oblast-zanyala-pervoe-mesto-v-reytinge(дата обращения: 24.01.2022)
57. Подмосковье будет использовать инфраструктурные облигации ДОМ.РФ для реализации ГЧП-проектов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/press_releases/2022/01/24/podmoskove-budet-ispolzovat-infrastrukturnie-obligatsii-domrf-dlya-realizatsii-gchp-proektov(дата обращения: 24.01.2022)
58. Портал ЖКХ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zhkh.su/news/vserossijskij_centr_izuchenija_obwestvennogo_mnenija_provel_sociologicheskoe_issledovanie_po_vazhnejshim_aspektam_23746/ (дата обращения: 01.03.2020)
59. Региональный проект «Чистая вода» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mgkh.mosreg.ru/download/document/8914774 (дата обращения: 24.01.2022)
60. Свыше 237 тыс. проблем в сфере ЖКХ решили в Подмосковье // Правительство Московской области. – 2021. – 4 октября. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/svyshe-237-tys-problem-v-sfere-zhkkh-reshili-v-podmoskove (дата обращения: 24.01.2022)
61. Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Москве и Московской области. Жилищные условия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mosstat.gks.ru/folder/64517 (дата обращения: 24.01.2022)
62. Частные инвестиции в инфраструктуру Московской области – партнерство в действии. Текущее состояние и перспективы применения механизмов государственно-частного партнерства в Московской области» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». – М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2021. – 30 с.
63. Чекменева Е.В., Михайлова В.М. Повышение уровня корпоративной ответственности в условиях пандемии // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 1. – С. 159-178.