- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
вам Нужна Магистерская работа ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Жанр авторской песни на рубеже 20- 21 веков: воспитательный потенциал и его использование во внеклассной работе с подростками
- Готовые работы
- Магистерская работа
- Педагогика
Магистерская работа
Хотите заказать работу на тему "Жанр авторской песни на рубеже 20- 21 веков: воспитательный потенциал и его использование во внеклассной работе с подростками"?80 страниц
77 источников
Добавлена 25.07.2023
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Глава 1. Теоретические предпосылки использования жанра современной авторской песни во внеклассной работе с подростками. 4
1.1 Исторический контекст возникновения и развития жанра авторской песни 4
1.2 Воспитательный потенциал содержания современной авторской песни (1990-2021гг.) 19
1.3 Психолого-педагогические особенности развития детей подросткового возраста 24
Глава 2. Исследование возможностей использования современной авторской песни во внеклассной работе с подростками. 33
2.1 Анализ музыкально-поэтического материала авторских песен 1990-2021гг. 33
2.2Возможности использования современных авторских песен во внеклассной работе с подростками 37
2.3 Методические рекомендации 64
Заключение 77
Список литературы 81
Приложения 89
Фрагмент для ознакомления 2
Тема данной работы «Жанр авторской песни на рубеже 20- 21 веков: воспитательный потенциал и его использование во внеклассной работе с подростками, особо актуальна на сегодняшний день в связи с тем, что одной из главных проблем, стоящих перед обществом, всегда являлась воспитание подростков.
Особенно актуально она встала на сегодняшний день. И, прежде всего, необходима достаточно универсальная форма для реализации творческого потенциала ребенка. Одной из таких форм является – авторская песня, а именно кружковая работа во внеклассной деятельности.
Сделать это проще и результативнее при условии, если ребёнок непосредственно принимает участие в творческом процессе, так как авторская песня – наиболее доступный вид искусства, не требующий особых музыкальных и вокальных данных.
При этом, она несёт в себе элементы высокого искусства: поэзии, музыки, театра, что в свою очередь, позволяет наиболее полно раскрыть творческие силы ребёнка. При всей доступности – авторская песня не примитивна и, ориентируясь на высшие духовные ценности человека и идеи гуманизма, формирует нравственное и духовное начало ребенка.
Предмет исследовании: авторская песня.
Объект исследования: авторская песня, во внеклассной деятельности в школе.
Цель работы: Рассмотреть жанр авторской песни на рубеже 20- 21 веков: воспитательный потенциал и его использование во внеклассной работе с подростками.
Задачи работы:
1. Рассмотреть исторический контекст возникновения и развития жанра авторской песни. .
2. Изучить воспитательный потенциал содержания современной авторской песни (1990-2021гг.).
3. Проанализировать психолого-педагогические особенности развития детей подросткового возраста.
4. Провести анализ музыкально-поэтического материала авторских песен 1990-2021гг.
5. Выделить возможности использования современных авторских песен во внеклассной работе с подростками.
6. Предложить методические рекомендации использования современных авторских песен во внеклассной работе с подростками.
Методологической основой исследования явились: положения психологии о структуре и функциях интереса (Б.Г.Ананьев, М.Ф.Беляев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.), выводы педагогической науки о сущности и значении интереса в обучении (Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина и др.), концептуальные исследования отечественных педагогов об особенностях подросткового возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С.Кон, Ф.С.Махов, Д.И.Фельдштейн) , основные положения музыкальной педагогики и психологии о значении музыкального воспитания подрастающего поколения (Э. Б.Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Д.Б. Кабалевский, В.И. Петрушин, А.А. Пиличяускас, Л.А. Рапацкая и ДР - ) .
На данном этапе нами использовался такой метод исследования: как, изучение и анализ педагогической литературы по проблеме исследования.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения списка и приложения. Названия основной части отображают ее содержание.
Глава 1. Теоретические предпосылки использования жанра современной авторской песни во внеклассной работе с подростками.
1.1 Исторический контекст возникновения и развития жанра авторской песни
История авторской песни неразрывно связана с историей нашей страны. Изучая бардовскую песню, мы постоянно обращаемся к истории, ведь без исторического фона, без понимания событий, происходивших в стране, невозможно понять творчество многих авторов.
Историей авторской песни занимались многие исследователи (Ю.А.Андреев, С.С.Бирюкова, М.В.Каманкина, А.П.Качалкин, Н.В.Протасова). Вместе с тем, указан¬ные исследования не показали сущность данного жанра в русской культуре. На основании проделанного анализа существующих работ и собственно авторской песни России мы пришли к выводу, что в нашей стране данный жанр является музыкальной формой поэзии и может быть рассмотрен как феномен русской культуры.
Этот вывод тесно связан с известными положениями отечественных исследова¬телей (И.В.Кондаков, Л.А.Рапацкая и др.) о приоритетной роли Слова в становлении всех видов российской цивилизации, как на ранних этапах ее развития (Древняя Русь), так и в современных условиях. В связи с приоритетной ролью Слова в авторской песне рассмотрим более подробно соотношение поэзии и музыки. Обратим¬ся к известным поэтам. М.И.Цветаева говорила: "Хорошие стихи всегда музыкальны". Вот как поэтесса фиксирует процесс рождения стихов: "Я не думаю, я слушаю. Потом ищу точного воплощения в слове". Очень интересный вывод она делает о связи поэзии и му¬зыки: "Чтобы вещь продлилась, надо, чтобы она стала песней. Годность или негодность вещи для песни может быть единственным непогрешимым мерилом ее уровня".
А.А. Ахматова писала в "Поэме без героя": "Все дело в музыкальной стихии, про¬никающей в словесную. Перенесенная в музыкальную стихию, поэти¬ческая речь начинает звучать заново, обретая вторую жизнь, по¬тому что это всегда трансформация, преображение".
По верному замечанию Б.А.Каца: "Музыкальное воплощение поэтиче¬ской речи - это инобытие стиха" [57, с. 17].
Б.В.Асафьев обра¬тил внимание на интонационную природу музыкального и поэтиче¬ского высказывания. Музыка и поэзия постоянно обмениваются своими интонационными находками. Музыка чутко реагирует на по¬этическую интонацию, растворяя ее в себе, подчиняется замыслу автора [16, с. 33].
Проследим развитие и становление данного жанра.
История авторской песни восходит к музыкальной культуре кельтских племен, населявших Британские острова с IV века. Певцов-сказителей, создателей песен, они называли бардами, что в переводе с кельтского означает "певец". В течение многих веков они были единственными носителями и хранителями народной музы¬кальной культуры. В средние века бардами называли профессио¬нальных поэтов при княжеских дворах в Ирландии, Уэльсе, Шотлан¬дии. Иногда они вели кочевой образ жизни. В Ирландии они объе¬динялись в Цеха, которые своим творчеством влияли на обществен¬ную жизнь. Самобытный опус бардов - национальное наследие кельтской культуры - сохранялся неизменным в течение пятнадцати веков.
Он включал в себя разнообразные жанры: боевые, религиоз¬ные, сатирические песни, эклоги, баллады. Обычно слушатели об¬ращались к певцу с просьбой рассказать песню, а не спеть. Рас¬сказывали их нараспев, под аккомпанемент. Эти песни исполнялись под звуки кроите или крота, очень похожего на лиру. К сожалению, до наших дней музыка не сохранилась, но о ее характере можно судить по поэтическим особенностям песен.
В средние века барды подвергались гонениям за патриотиче¬ские и политические песни. Сословие бардов исчезло вместе с разрушением феодально-патриархального строя в середине XVIII веке.
Последним бардом, их представителем считают Турлоу О.Кэролена (1670-1738). Во многих странах существовали свои ав¬торы-исполнители, во многом схожие с кельтскими бардами. В ран¬ней арабской культуре также сохранились сведения о древних по этах-певцах - шайрах, что означает "вещий".
Каждое племя имело своего шайра. Его песни считались пророческими, а ему самому приписывалась магическая сила. На Востоке существовали акыны и ашуги. В Европе широко известны были трубадуры, миннезингеры, труверы. Они даже участвовали в предвыборных кампаниях различ¬ных партий, встречались в клубах, где исполняли свои песни [7, с. 171].
Итак, мы видим, что уже в средневековье сформировались ос-новные характеристики авторской песни:
1)интеграция (синтез) деятельности композитора, поэта, певца в деятельности одного автора;
2)приоритетная роль поэзии, которая через музыку рас¬крывает замысел автора.
Приоритет Слова в храмовой культуре X-XVII вв. сохранился и на протяжении всего XVIII века. В светской музыке этого времени развиваются только те жанры, которые были связаны со Словом (канты, светская лирическая трехголосная песня и т.д.). Предшественниками авторской песни можно по праву счи¬тать древних слагателей былин, певцов-дружинников, гусляров, украинских лирников. Памятник древнерусской литературы "Слово о полку Игореве" (XII в.) можно также назвать одним из первых об¬разцов авторской песни, так как по некоторым данным этот текст пелся. Сам поэт называет свое произведение "песнью, словом, по¬вестью", а своим предшественником считает певца и поэта Бояна (Баяна).
В XV-XVI вв., в эпоху Предвозрождения, рождается русская народная лирическая песня, которая характеризуется тенденцией усиления психологической выразительности, правдивого воплощения человеческих чувств. В отличие от древних песен лирическая пес¬ня не служила каким-либо практическим целям и не зависела от жизненных обстоятельств. В лирической песне рождается кантиле¬на. Певец свободно изливает в ней свои чувства и поет ее тогда, когда испытывает внутреннюю потребность. Современные авторские песни тоже результат внутренних побуждений, желания расска¬зать, поделиться своими чувствами, мыслями. Во второй половине XVII века возникает жанр бытовой многоголосной песни, получив¬шей название кант. Она исполнялась в домашнем кругу в часы до-суга. Песни были разнообразны по тематике: религиозные, так на-зываемые псальмы, торжественно-панегирические, лирические, пат-риотические, шуточно-сатирические. Современная авторская песня тоже создается для личного потребления непрофессиональными ав¬торами в часы досуга и отличается тематическим разнообразием.
Новое в процессе становления стилистических черт исследуе¬мого жанра принес XVIII век. Корни современной авторской песни восходят именно к этому времени - эпохе развития светской куль¬туры и формирования городской песенной лирики. Образцы автор¬ской песни мы можем найти у философа Григория Сковороды, писав¬шего стихи и музыку. Его песни пели перехожие слепые певцы, тем самым давая песням статус народных. Первым "бардом" XVIII века можно назвать поэта А.П. Сумарокова, который опубликовал стихи с приложенными нотами. В 1759 году известный сановник, государст¬венный деятель, адъюнкт Академии наук Г.Н. Теплов выпускает пер¬вый в России авторский сборник "Между делом безделье или собра¬ние разных песен с приложенными тонами на три голоса", куда во¬шли песни на стихи поэтов XVIII века И.П. Елагина,
А.П. Сумарокова, В.К. Тредиаковского и других. До нас дошли ано¬нимные песни и песенные сборники, написанные музыкантами- любителями на стихи своих поэтов-современников. Эти песни отра¬жали думы, чаяния, настроения своей эпохи. В 1770-1774 гг. вы¬ходит первый текстовый сборник песен, составленный литератором М.Д. Чулковым "Собрание разных песен". На его стихи поют песни многие непрофессиональные композиторы. В 1776 году придворный музыкант В.Ф. Трутовский создает сборник "Собрание русских про¬стых песен с нотами".
В 1790 году чешский музыкант И.Г. Прач вместе с просветителем Н.А. Львовым опубликовывает сборник "Собрание народных русских песен с их голосами". Во всех пере¬численных сборниках кроме казачьих, городских, солдатских, кре¬стьянских песен имеются песни, написанные на стихи поэтов XVIII века (М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова, В.К. Тредиаковского, И.П. Елагина, В.В. Капниста). Особенно известны такие песни "Чем тебя я огорчила", "Помнишь ли меня, мой свет", "Как на дубчике два голубчика". Такая разновидность жанра получила название "книжная песня". Автором "книжной песни" считается поэт. "Книжная песня" успешно конкурировала с народной песней.
Большой популярностью пользовались песни на стихи поэтов- сентименталистов И.И. Дмитриева, Ю.А. Нелединского-Мелецкого, Мерзлякова, привлекающие своей искренностью лирического вы-сказывания, задушевностью, богатством разнообразных человече¬ских чувств. Их называли "российскими песнями" для того, чтобы отличить их от романсов, написанных на французском языке. Из¬вестными творителями российских песен считались Ф.М. Лубянский и О.А. Козловский. Например, "Стонет сизый голубочек" Ф.М. Лубян¬ский - И.И. Дмитриев, "Уже со тьмою нощи" Ф.М. Лубянский - В.Капнист, "Милая вечор сидела" О.А. Козловский - Ю.А.Неледин¬ский-Мелецкий, О.А. Козловский значительно расширяет жанровую сферу "российских" песен, у него встречаются и романсы-монологи драматического склада, и русская песня в народном духе, и свет¬лая пастораль. Такое жанровое разнообразие в XX веке мы встре¬чаем у А.Н. Вертинского, Ю.И. Визбора, В.С. Высоцкого.
С XVIII ве¬ка берет начало традиция литературно-музыкальных кружков и са¬лонов, расцвет которой придется на XIX век. Именно здесь дру¬зья-единомышленники - художники, поэты, музыканты - показывали друг другу результаты своего творчества. Известен был кружок Н.А.Львова, одного из самых образованных и талантливых людей своего времени. Именно у него поэт и драматург В.В.Капнист про¬читал свою новую комедию "Ябеда" (судебная тяжба), в результате чего весь Петербург заговорил о ее "неслыханной дерзости". Несмотря на то, что музыка комедии не сохранилась, по воспоминаниям современников она играла очень важную смысловую роль для раскрытия язвительно-сатирического характера комедии.
Именно с "Ябеды" началась в истории русской музыки традиция ав-торской политической песни-сатиры. Эту линию в XIX веке про¬должили декабристы и народники, а в XX веке - А. А. Галич. Таким образом, художественными предпосылками авторской песни в XVIII веке являются "книжная" и "российская" песни - прообраз город¬ского романса.
Проследим развитие авторской песни в XIX веке - времени расцвета городской песни и романса. В этот период, как было от¬мечено ранее, большое значение приобретает салонное литератур¬но-музыкальное общение и домашнее музицирование (Вечера в домах поэтов А.А.Дельвига, А.С.Грибоедова, кружок В.Ф.Одоевского, са¬лон просвещенного любителя музыки М.Ю.Виельгорского, дома З.А. Волконской и композитора И.А.Рупина. Здесь звучали песни и романсы братьев Н.А. и Н.С.Титовых, М.в.Виельгорского, М.Л.Яковлева).
Городская песня и романс XIX века были богаты по содержанию и разнообразны по жанрам. Их создатели чутко отзыва¬лись на все происходящие события русской действительности (Отечественная война 1812 года, восстание декабристов и т.д.). Песня стала зеркалом своего времени. Совершенно справедливы слова Б.В.Асафьева: "Опыт истории показывает, что музыкальные явления, казавшиеся сугубо личными, были в действительности зеркалом глубоких вод психической жизни страны и ее правдиво прочувствованных треволнений" [16, с. 67].
Эту традицию быть "зеркалом" времени продолжают сегодня песни, появившиеся после афганских и чеченских событий. Нельзя не отметить творчество декабристов. Велика заслуга К.Ф.Рылеева и Н.А.Бестужева. Осо¬бенно известны песни "Царь наш, немец прусский", "Ты скажи, го¬вори, как в России цари правят". Большое распространение получипа цыганская песня с ее свободомыслием и ярким темпераментом. Сегодня это направление мы можем встретить у современного авто¬ра -исполнителя А. С. Калмыкова. В XIX веке надо отметить два ав¬торских сборника "Народные русские песни, аранжированные с ак¬компанементом фортепиано и для хора" И.А. Рупина 1831-1833гг. и "Русские народные песни" Д.Н.Кашина 1833-1834гг. Здесь собраны распространенные песни городского быта - протяжные, лирические, обрядовые, хороводные.
Нельзя не отметить и разножанровые студенческие песни, в основе которых лежат народно-песенные традиции и романсовая го¬родская культура.
Для нашего исследования интересно вокальное творчество А.А. Алябьева, А.Е. Варламова, А.Л. Гурилева. С произведениями А.А. Алябьева в русскую музыку вошли свободолюбивые настроения русской поэзии, социальные темы русской литературы, образы про¬стого "маленького человека".
Эти образы найдут свое воплощение в произведениях А.Н. Вертинского ("То, что я должен сказать", "Маленькая балерина"). Широкое применение танцевальных ритмов, гитарный аккомпанемент, стремление к простоте, задушевности, правдивому воплощению человеческих чувств, миропонимания, миро¬восприятия жизни и природы своими современниками, интерес к психологии личности мы находим в романсах А.Е. Варламова и А.Л. Гурилева ("На заре ты ее не буди" А.Е. Варламова, "Домик- крошечка" А.Л. Гурилева). Лучшие песни и романсы этих композито¬ров написаны на слова известнейших поэтов того времени А.А. Дельвига, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, А.Н. Плещеева, А.С. Пушкина, А.А. Фета, Н.М. Языкова.
Велико значение городского романса XIX века. Этот жанр стал творческой лабораторией новых интонаций и форм для разви¬тия других музыкальных жанров. Для романса характерны доходчи¬вые элементы музыкальной речи, взятые из профессиональной музы¬ки, народных песен и танцев. Современная авторская песня также взяла многие стилистические черты городского фольклора: ведущая роль секстовой интонации, широкое использование мелодических задержаний, опевание основного тона, включение речитативных и декламационных оборотов как средства драматизации, преобладание гармонического минора, краткие отклонения в близкие тонально¬сти, сопоставление мажора и минора, а также, как возможность выделить разные настроения, скрытые в теме - танцевальные рит¬мы, внутрислоговые распевы, ниспадающие секунды и другие. Таким образом, художественными предпосылками авторской песни в XIX веке были песни городского быта, романсы русских композиторов А.А.Алябьева, А.Е.Варламова, А.Л.Гурилева, студенческий фольк¬лор, творчество декабристов, цыганское искусство.
XX век - эпоха становления жанра авторской песни, его ут-верждения в культурной жизни страны, включения в систему Массо¬вой музыкальной культуры (ММК). Уже в начале века в области во¬кальной камерной музыки в творчестве С.И.Танеева, Н.К.Метнера, С.С.Прокофьева, С.В.Рахманинова появляются произведения, полу¬чившие название "стихотворения с музыкой". Это свидетельствова¬ло о том, что музыкальное перевоплощение поэзии порождает не просто вокальную музыку, но своего рода "музыку о поэзии". На¬метилась общая тенденция лирилизации стиха и музыки, появились новые критерии восприятия звучащего стиха. Сам же вокальный стиль опирается на мелодику инструментального типа или разговорную интонацию. Исключительную популярность приобретает жанр мелодекламации. В это время появляется А.Н.Вертинский, творче¬ство которого все современные барды считают предтечей этого жанра. Его песни перекликаются со страстными монологами В.С.Высоцкого, философскими размышлениями А.И.Городницкого. Песня "Джимми-пират", например, положила начало романтической "капитанской" морской тематике.
Каждая его песня - законченная актерская миниатюра, рас-крывающая огромный разнообразный мир человеческих чувств, бо¬гатство внутреннего мира, выверенность каждого слова, неповто¬римую индивидуальность. Его песни - это театр жизни. Во второй половине XX века "театрализацию" жанра продолжают В.С.Высоцкий, Е.А.Камбурова, М.Н.Кочетков, Л.А.Сергеев.
"Интонационным" багажом для авторской песни явились рево-люционные молодежные песни 20-х годов, песни беспризорников, дворовые, блатные, тюремные песни, студенческий фольклор. Рево¬люция, Гражданская и Великая Отечественная войны, годы сталин¬ских репрессий сдерживали развитие этого жанра, хотя первые его образцы появились еще в конце 30-х годов. Это альпинистская "Холодная ночевка", написанная ленинградцем Л.А.Сена в 1937 го¬ду, "Бригантина" П.Д.Когана и Г.С.Лепского, первые песни М.Л.Анчарова перед Великой Отечественной войной, "Барбарисовый куст" и "Баксанская", написанная на Кавказе в 1943 году, "Глобус" М.Г.Львовского и м.А.Светлова, первые песни Б.Ш.Окуджавы (например, песня "Неистов и упрям").
Жанровое становление современной российской авторской пес¬ни относят к 50-60-м годам - времени "оттепели" в культурной жизни страны.
Первый этап формирования жанра авторской песни, который довольно часто называют романтическим, закончился в середине 60-х годов. На смену ему пришёл совершенно иной период. Наступало время «заморозков», а затем идеологической «зимы». Авторы самодеятельной песни смело обратились к острой критике действующего строя. Их протестные композиции не только сатирически трактовали окружающую жизнь, но и откровенно поддерживали диссидентов, то есть инакомыслящих членов общества, преследуемых официальными властями. Именно в эти годы самодеятельная песня, обретя зрелость и жанрово сформировавшись, стала настоящей авторской песней, которая собирала молодёжь в клубы и на многотысячные слёты - фестивали, где поруганные идеалы интеллектуалов-шестидесятников находили свое выражение[11].
В начале 80 – х годов, видя силу воздействия авторской песни на молодёжь, власти начали её преследование, тем не менее благодаря магнитофонным записям, народ продолжал слушать любимых исполнителей. Ситуация смягчилась в середине десятилетия, а к началу 90 – х совсем изменилась. Авторская песня перестала быть протестующей и поющих поэтов стали допускать в концертные программы на радио и ТВ, а также не ограничивать в записи и выпуске альбомов.
Духовную атмосферу этого времени также составляли настроения, связанные с так называемой «оттепелью». «Явление «оттепели» многогранно: это и надежды на обновление социализма, порожденные XX съездом КПСС, и стремление к творческой свободе, и жажда понять страну, в которой живешь, и романтическое увлечение ленинизмом, освобожденным от сталинских искажений, и попытки выйти за пределы привычного круга идей и стереотипов, и вера в то, что можно и нужно думать, жить, писать, творить честно, не дожидаясь указаний, не боясь окриков, не оглядываясь на авторитеты» [1].
Кинофильм М.К. Калатозова «Летят журавли» был триумфально показан на Каннском фестивале» [29]. Все это меняло атмосферу в обществе, делало ее более демократичной. Однако власть не собиралась сдавать свои позиции в деле управления культурными процессами, происходящими в стране, и считала руководство необходимым. Н.С. Хрущев активно «напоминал» авторам, о том, что сохранение идейной партийной линии – цель и задача творчества писателей и художников. Оставались недоступными для основной массы населения СССР такие шедевры мировой литературы, как «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, «Котлован» и «Чевенгур» А.П. Платонова.
Осуществлялись гонения на Б.Л. Пастернака за опубликованный на Западе роман «Доктор Живаго», удостоенный Нобелевской премии в области литературы. В литературе и искусстве продолжал действовать принцип партийности. Тем не менее наметились некоторые изменения в отношениях между властью и интеллигенцией. Выдвинулось новое поколение поэтов: Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский и др. Параллельно с ними появляется поэзия «бардов»: Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Александра Галича, Владимира Туриянского, Виктора Берковского, Сергея Никитина, Александра Городницкого, Александра Лобановского, Арона Круппа, Евгения Клячкина, Юрия Кукина, Александра Мирзаяна, Владимира Бережкова, Веры Матвеевой, Виктора Луферова, Петра Старчика, Александра Суханова, Вероники Долиной, Александра Дольского. Это была поэзия другого склада и формировала другую, отличную от идеологизированной, систему координат. Доминантой в творчестве «бардов» была идея свободы личности, творчества, самовыражения.
При этом власть, в лице Министерства культуры, должна способствовать этим процессам, то есть отнестись к этому более гуманно и демократично. Только за это «барды» попали в разряд «антисоветчиков». Власти преследовали их активную свободолюбивую творческую позицию, не давая возможности транслировать свое творчество.
Двери концертных организаций, издательств, радио- и телестудий перед поэтами-певцами были закрыты. Они становились изгоями в творческих союзах. Многим из них вообще пришлось покинуть страну. Однако все эти меры только способствовали росту популярности «бардовской песни». В это время появляется несколько вариантов обозначений для данного вида творчества: «авторская песня», «авторская песня», «самодеятельная песня».
Исследователем культуры бардов И.А. Соколовой дается следующее определение авторской песни: Авторская песня… – это тип песни, который сформировался в среде интеллигенции, в годы так называемой оттепели и отчетливо противопоставил себя песням других типов. В этом виде творчества один человек сочетает в себе (как правило) автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Доминантой при этом является стихотворный текст, ему подчинены и музыкальная сторона, и манера исполнения. В качестве дополнительных значимых характеристик выступают такие, как личностное начало, собственная оригинальная традиция, эстетика, стилистика, поэтика авторской песни [49].
Историко-литературный исследователь второй половины ХХ в. В.А. Зайцев характеризует ее как «…взаимодействие, синтез разных видов искусств на основе словесного искусства, поэзии» [45].
Практически до 80-х гг. ХХ в. в Советском Союзе масштабного научного осмысления авторской песни как художественного явления не предпринималось. Несмотря на то, что на данный момент термин «авторская песня» достаточно хорошо разработан в общем терминологическом смысле – авторская песня подразделяется на: «самодеятельную», «студенческую», «туристическую». Ее сложно как-либо позиционировать с литературной и музыкальной точки зрения. Терминологически наиболее точными являются, на наш взгляд, суждения А.В. Кулагина и В.И. Новикова об авторской песне как наджанровом поэтическом явлении.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Авдеева А.А. Авторская песня как средство развития познавательных интересов школьников-подростков на уроках музыки : автореф. дис. … канд. пед. наук / Авдеева Алла Алексеевна. – Москва, 2000. – 24 с.
2. Авдеева А.А. Авторская песня как средство развития познавательных интересов школьников-подростков на уроках музыки /Дис. канд. пед. наук: М., 1999 206 c.
3. Адорно Т. Избранное: Социология музыки. М.; СПб. : Университетская книга, 1998. – 445 с. 84
4. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманитарноиздательский центр Владос, 2000.
5. Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки: метод, пособие для учителей пения общеобразоват. шк. / Ю. Б. Алиев. М.: Просвещение, 2018. - 175 с
6. Андреев Ю.А. Наша авторская: история, теория и современное состояние самодеятельной песни / Ю. А. Андреев. – М. : Мол. гвардия, 1991. – 270 с.
7. Анчаров М.Л. Мысли вслух об авторской песне // Неделя. 1988. № 24. С. 16. 214
8. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. – М., 2015.
9. Бабакова П.Н. Проблемы модификации жанра отечественной авторской песни в рамках постмодернистских реалий XXI столетия / П.Н. Бабакова, А.А. Конотопченко // STUDENT RESEARCH : сб. ст. VII Междунар. науч.-практ. конкурса. – Пенза, 2019. – С. 69–71.
10. Бардовское движение в эпоху «оттепели» // Искусство в эпоху надлома империи: религиозные, национальные и философско-эстетические аспекты / Материалы Международной конференции (17-19 мая 2010 года). – М.: ГИИ, 2010. С. 535-537.
11. Беленький Л.П. Авторская песня – явление отечественной культуры // Воспитательный потенциал авторской песни / Под ред. В.А. Болотова. М.: Учреждение Российской академии образования «Институт семьи и вoспитания», 2010. 168 с.
12. Бойко С.С. Поэзия Булата Окуджавы как целостная художественная система : автореф. дис. ... канд. фил. наук. 1999. 10. Гопко В.В. Воля в массовой культуре: автореф. дис. ... канд. филос. наук. – Омск, 2006.
13. Бойко С.С. Поэзия Булата Окуджавы как целостная художественная система. Канд. дисс. М., МГУ, 1999.
14. Брылин Б. А. Педагогические основы музыкально–творческого развития учащихся старших классов в современных формах досуга. Дис.… д–ра пед. наук: 13.00.01 / Б. А. Брылин. - Винница: Винницкий государственный педагогический институт, 1997. - 450 с. 59
15. Все о гитаре. Все об акустической, классической шестиструнной и электрогитаре. Сайт: http://www.re-minor.ru.
16. Горина Ю.Н. Психолого-педагогические аспекты формирования ценностных ориентаций у подростков средствами авторской песни // Воспитательный потенциал авторской песни / сост. Н.А. Беленькая и др.; под общ. ред. В.А. Болотова. М.: Учреждение Российской академии образования «Институт семьи и вoспитания», 2010. С. 22–23.
17. Горина Ю.Н. Психолого-педагогические аспекты формирования ценностных ориентаций у подростков средствами авторской песни // Воспитательный потенциал авторской песни / Под ред. В.А. Болотова. М.: Учреждение Российской академии образования «Институт семьи и вoспитания», 2010. 168 с.
18. Грачёв А.П. Наследие авторской песни и песенная поэзия восхождения. Челябинск: Рекпол, 2004. - 12 с.
19. Дьякова Л.Н. Русская авторская песня в лингвистическом и коммуникативном аспектах [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://cheloveknauka.com/russkaya-avtorskaya-pesnya-v-lingvisticheskom-i-kommunikativnom-aspektah#ixzz3vXqdQiPX
20. Жеребовска А.И. Авторская песня в восприятии критики (60-80-е годы): дис. … д-ра филол. наук. – М., 1994.
21. К вопросу об авторской песне в современной ситуации [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.bard.ru/article/53/15.htm
22. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / Д.Б.Кабалевский. - М.: Просвещение, 1984г.
23. Каманкина М. В. Самодеятельная авторская песня 1950-2010-х годов (к проблеме типологии и эволюции жанра): Дисс. - канд. искусствоведения. - М.: ВНИИ искусствознания, 1989.
24. Каманкина М.В. Самодеятельная авторская песня 1950-70-х гг. (К проблеме типологии и эволюции жанра) : автореф. дис. … канд. искусств / ВНИИ искусствознания. – М., 1989
25. Киласония Э.Н. Авторская песня как важная художественная составляющая XX века // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 64/3. – С. 154–157.
26. Крылов А., Новиков В. «Владимир Высоцкий. Поэзия и проза» М., «Книжная палата», 1989
27. Крылов А.Е. Слова – как ястребы ночные: о крылатых выражениях из авторской песни. – М. : Булат, 2011.
28. Кузьмина И.С. Феномен современной фестивальной авторской песни // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. – № 17 (198). Филология. Искусствоведение. Вып. 44. – С. 60–63.
29. Кузьмина И.С. Фестиваль бардовской песни как средство массовой коммуникации - Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 17 (155). Филология. Искусствоведение. Вып. 32. С. 49–51.
30. Кулагин А.В. Барды и филологи (Авторская песня в исследованиях последних лет) // Новое литературное обозрение. 2012. №2. (вып.54). С.354
31. Курилов Д.Н. Авторская песня, как жанр русской поэзии советской эпохи (60-е - 70-е гг.): дис. ... канд. филол. наук / Д.Н. Курилов. – М., 1999.
32. Ланцберг В.И. О потоках в авторской песне [Интернет-портал] // Русский журнал. 2002. URL: http://altruism.ru/sengine.cgi/5/15/8
33. Ланцберг В.И. О потоках в авторской песне. URL: http://altruism.ru/sengine.cgi/5/15/8
34. Ланцберг В.И. Условный знак.// Авторская песня .Изд.: Аргус 1996
35. Ланцберг В.И., Кордонский М.Б. Технология группы (сокращенный вариант) // Сельская школа со всех сторон .- 2011.- №20. -12 с.
36. Левина Л.А. Авторская песня как явление русской поэзии второй половины XX века (эстетика, поэтика, жанры): дис. … д-ра филол. наук. – М., 2006.
37. Лорес Ю. Место авторской песни в системе искусств [Электронный ресурс]. // Режим доступа: URL: http://www.ksp-msk.ru/page_38.html
38. Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против». – М. : «Гуманитарий» Академии гуманитарных исследований, 2003.
39. Международный портал авторской песни bards.ru [Интернет-портал]: А.З. Мирзаян «В начале была песня». URL: http://www.bards.ru/press/press_ show.php?id=218&page=14&topic=6
40. Милюгина Е.Г. Современная авторская песня: синкретизм или синтез искусств? / Е. Г. Милюгина, Т. А. Степанова // Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве : сб. науч. тр. / под ред. Е.Г. Милюгиной. – Тверь, 2019. – С. 56–63.
41. Мирзаян А.З. В начале была песня. URL: http://www.bards.ru/press/press_show.php?id=218&page=14&topic=6
42. Михайловская А.Г. Российская авторская (авторская) песня (Историкоэтнологическое исследование): дис. … канд. истор. наук. – М., 2006. – 368 с.
43. Моисеева В.В. Особенности работы в классе вокального ансамбля младших классов «Бусинки» // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - №2 (8): сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. - Чебоксары: Интерактив Плюс, 2016.
44. Моисеева В.В. Распевание - основа совершенствования детского певческого голоса. Работа над музыкальной фразой, стилем и художественным образом в произведениях малых форм разных эпох // Вопросы педагогики и психологии. - .№9 (54): сборник статей по материалам LIV Международной научно-практической конференции. - М.: Интернаука, 2016.
45. Моль А. Социодинамика культуры. М. : Прогресс, 2013.
46. Ничипоров И.Б. Авторская песня в русской поэзии 1950-2010-х гг.: творческие индивидуальности, жанрово-стилевые поиски, литературные связи. М.: МАКС Пресс, 2006. С. 140-141.
47. Ничипоров И.Б. Авторская песня в русской поэзии 1950-2010-х гг.: творческие индивидуальности, жанрово-стилевые поиски, литературные связи. М.: МАКС Пресс, 2006. 201 с.
48. Ничипоров И.Б. Авторская песня в школьном изучении - источник: http://www.portalslovo.ru/philology/40943.php
49. Ничипоров И.Б. Авторская песня как предмет литературоведческого, лингвистического и междисциплинарного изучения [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.portalslovo.ru/philology/37237.php?ELEMENT_ID=37237&SHOWALL_1=1
50. О сериалах, сатире и свободе: интервью Семена Слепакова // Meduza. – 22 декабря 2015 [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://meduza.io/feature/2015/12/22/rossiya-eto-odno-sploshnoe-fargovechnaya-zima-i-marazm
51. Окуджава Б.Ш. Музыка души // Наполним музыкой сердца: Антология авторской песни. М.: Сов. композитор, 1989. С.3.
52. Окуджава Б.Ш. Наполним музыкой сердца: Антология авторской песни. М.: Сов. композитор, 1989. 247 c.
53. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. – М.: Радуга, 1991. 33.
54. Патракеева Е.Б. Авторская песня как песенный текст, ее особенности и классификация // Концепт. – 2014. – Спецвып. № 13. – С. 1–6.
55. Пекерская Е.М. Вокальный букварь. - М., 1996.
56. Психологические особенности подростка - https://infourok.ru/iz-opita-pedagogicheskoyraboti-psihologicheskie-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta-problemi-i-puti-resheniya-god3629320.html
57. Психологические проблемы подросткового возраста -http://psy- therapist.ru/content.php?r=356-psyhologicheskie_problemy_podrostkov
58. Распутина С.П. Социально-ценностное и мотивационное своеобразие советского бардового движения 1960-1980-х годов : автореф. дис. … канд. социол. Наук / Кафедра политологии и социологии МИГУ. – М., 1997. 35.
59. Рябенко М. А. «Звучащая поэзия»: о синкретической природе жанра авторской песни // Вестник науки и образования. – 2018. – Т. 2, № 6 (42). – С. 84–87.
60. Савченко Б.А. Авторская песня // Подписная научно-популярная серия «Искусство». – М.: Знание, 1987. – № 7. – 52 с.
61. Самодеятельная (авторская) песня в СССР. Клубы самодеятельной песни (КСП)./ Краткий конспект. Версия Д.Соколова) Москва, сентябрь 1999. Сайт: http://www.progressor.ru/stas/aboutksp.htm
62. Самушенок Д.В. Роль неофициальной музыкально-песенной культуры в формировании социально-политических ориентаций советской молодёжи 1960-х-1980-х годов: дис. ... канд. философ, наук. – Тверь, 2004. 87
63. Свитова Т.В. Реализация системы эвристических методов в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя: учебно-методическое пособие. - Самара: Инсомы-пресс, 2014.
64. Соколова И.А. Авторская песня: от экзотики к утопии // Вопросы литературы 2012. № 1. С. 139–156.
65. Соколова И.А. Формирование авторской песни в русской поэзии (1950- 1960-е гг.) [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.bard.ru/article/53/15.htm
66. Соколова И.А. Формирование авторской песни в русской поэзии, 1950-1960-е гг. : дисс ... канд.филол.наук - М., 2010.- 178 с. 60
67. Сонки С.М. История постановки голоса. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2016. - 184 с.
68. Сорокин П. Социальная и культурная динамика / пер с англ., комментарии и статья В.В. Сапова. – СПб. : РХГИ, 2000. 41. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики. – Л., 1980-1983.
69. Сухарев Д. Авторская песня / Антология. – Екатеринбург, 2004. 43. Теплиц К.Т. Всё для всех. Массовая культура и современный человек / К. Т. Теплиц. – М. : ИНИОН РАН, 2012.
70. Уколова Л.И. Культурологический анализ феномена авторской песни (история и современное состояние) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств 2017 №6, с.187-190.
71. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии). - М.: Первая Образцовая типография имени А.А. Жданова Главполиграфиздата при Совете Министров СССР, 1950.
72. Филатова Е.В. Молодежный фестиваль бардовской песни как культурно-образовательный проект / Е.В. Филатова, В.А. Карнаухова // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 67/3. – С. 237–240.
73. Холопов Ю.Н., Музыкально-теоретические системы / Ю.Н. Холопов, Л. Кириллина, Т. Кюрегян. - М.: Композитор, 2006.
74. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений: учебное пособие. - 2-е изд., испр. - СПб: Лань, 2001. - 496 с.
75. Чердиченко Т.В. Типология советской массовой культуры: «между Брежневым и Пугачёвой». М.: РИК «Культура», 1999. 355 с.
76. «Bards.ru». Публикации об авторской песне: сведения о творческих союзах бардов, тексты песен, авторская песня на радио, фотогалерея. Сайт: http://www.bards.ru.
77. «Guitar-master.ru». Уроки игры на гитаре. Советы профессионалов. Сайт: http://www.guitar-master.ru.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней