Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, язык великой русской литературы.
Русский язык является одним из рабочих языков в Организации Объединённых Наций (ООН) и в других международных организациях. Положение русского языка в России и в современном мире определяет значение предмета «Русский язык» в школе.
Период обучения в школе — самый значимый для формирования у человека собственного отношения к языку. Чтобы у школьников складывалось по-настоящему ценностное отношение к изучаемым языкам, и в первую очередь - к родному, необходимо повысить уровень внутренней мотивации изучения языка, сформировать потребность в языковой рефлексии, сделать сам процесс изучения языка важнейшим источником личностного развития.
По нашему мнению, чтобы учащиеся стали воспринимать уроки родного языка с интересом, чтобы эти уроки формировали лингвистическое мировоззрение ребенка, способствовали его интеллектуальному развитию, необходимо дополнить обучение языку специальным компонентом, соединяющим в себе научно-популярные сведения о развитии языка человека, межъязыковой сопоставительный материал, информацию о связях языков мира с жизнью и традициями говорящих на них народов. Языковые явления в этом выделенном компоненте должны быть представлены не столько с нормативной точки зрения, сколько с познавательной: возможные пути и необходимость появления тех или иных классов слов, грамматических категорий и т. д., особенности их функционирования.
Формирование лингвистической компетенции школьников обусловлено пониманием особой роли предмета «русский язык», необходимостью обогащения школьников знаниями об истории языка, месте и роли языка в современном обществе, его функциях, исследованиях в области русистики.
Понятие языковой компетенции было введено в научный обиход в 1960-х годах американским лингвистом Н. М. Хомским, предпринявшим одну из первых попыток определения понятия «владение языком». Он рассматривал её как полное знание о родном языке, которое позволяет «говорящему-слушающему» судить о правильности и осмысленности высказываний. Это знание описывается грамматикой, которая включает в себя набор правил, а также описание грамматических отношений в самих предложениях и между ними.
В теории и практике преподавания русского языка выделяются следующие компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая (лингвострановедческая, этнокультуроведческая, социокультурная). Трактовка этих понятий, понимание их содержания и структуры, интерпретация их соотношения далеко не однозначны в современной лингводидактике.
В нормативных документах в области образования данное понятие впервые появилось наряду с языковой и коммуникативной компетенцией в Проекте федерального базового компонента образования по русскому языку в средней школе, созданном под руководством Н. М. Шанского и В. И. Капинос; лингвистическая компетенция не только была выделена в самостоятельную компетенцию и определена в качестве одной из целей обучения русскому языку в средней школе, но и представлена содержательно. В нее включены «знания о русском языке как общественном явлении и развивающейся системе; необходимые сведения о русистике».
Таким образом, формирование лингвистической компетенции наряду с коммуникативной – одно из требований к современной методике, это отражено и в Федеральном государственном образовательном основного общего образования и среднего общего образования.
Методисты, лингвисты признают, что формирование лингвистической компетенции и лингвистического мировоззрения является важнейшим аспектом работы на уроке русского языка, направленный на воспитание языковой личности. Между тем, несмотря на имеющиеся исследования и устойчивый интерес ученых к данной проблеме, формирование лингвистической компетенции не получило должного воплощения в практике преподавания русского языка, в связи с чем предпринятое нами исследование является актуальным.
Как известно, школьные учебники, учебные пособия не дают достаточной информации о языке, его возникновении и развитии, о вкладе в его изучении ученых-лингвистов, а учителя не имеют необходимые для решения этой задачи методические пособия. В связи с чем, требования государственных программных документов по русскому языку не могут быть выполнены в полной мере, поэтому проблема формирования лингвистической компетенции остается не решенной в наши дни.
Цель исследования: разработать систему упражнений, направленных на формирование лингвистической компетенции учащихся 10-го класса, и экспериментально обосновать ее эффективность.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить понятия лингвистического мировоззрения и лингвистической компетенции;
• Определить многообразие путей формирования лингвистической компетенции;
• Провести исследование исходного уровня лингвистической компетенции учащихся;
• Разработать программу опытного обучения учащихся старших классов;
• Выявить эффективность разработанной программы.
Объектом исследования является процесс формирования лингвистического мировоззрения как одного из компонентов компетентностного подхода в школьном образовании.
Предмет исследования: формирование лингвистического мировоззрения (лингвистической компетенции) на уроке русского языка учащихся 10 класса.
Методологической основой стали труды Н.М. Шанского, Е.А. Быстровой, В.И. Капинос, А.В. Хуторского и др.
Методы исследования: нами были использованы как теоретические (анализ, синтез, обобщение, сравнение), так и эмпирические методы исследования (опрос, наблюдение, констатирующий, формирующий эксперименты, контрольный срез).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования лингвистического мировоззрения учащихся
1.1. Понятие лингвистического мировоззрения и лингвистической компетенции
Изучение закономерностей и структуры (уровней) языка, всей его системы в ее развитии формирует лингвистическое мировоззрение и развивает логическое мышление учащихся.
Задача формирования лингвистического мышления учащихся в процессе обучения русскому языку неразрывно связана с задачей формирования у школьников лингвистического мировоззрения, предполагающего, что «учащиеся должны быть вооружены кругом знаний о роли языка в жизни общества и причинах его появления, о постоянном развитии языка и факторах, вызывающих изменения в нем, о системном характере языка, о многообразии языков и месте русского языка среди них».
Мировоззрение - это система взглядов на окружающий мир, в том числе на язык как объективную часть этого мира. Он служит средством коммуникации ныне живущим людям, служил им и в далеком прошлом. Язык является средством познания жизни ушедших поколений через оставленные ими памятники письменности. Взгляд на язык как на объективно существующую коммуникативную систему людей есть лингвистическое мировоззрение. Его формирование - одна из важнейших задач преподавания русского языка в современной школе. Учащиеся должны быть вооружены кругом знаний о роли языка в жизни общества и причинах его появления, о постоянном развитии языка и факторах, вызывающих изменения в нем, о системном характере языка, о многообразии языков и месте русского языка среди них, о функциях русского языка в современном мире.
Основными компонентами научно - лингвистического мировоззрения являются следующие его структурные элементы: роль языка в жизни общества и причины его появления; формы существования языка; развитие языка; системность языка; многообразие и равноправие языков мира; место русского языка среди других языков; современные функции русского языка; членение национального русского языка на части.
Идея развития лингвистического мировоззрения учащихся заложена в современной программе, в которую в самом начале учебного года включены темы о языке, а в IX классе - обобщающий раздел "Общие сведения о языке". Мировоззренческий аспект школьного курса русского языка обусловлен необходимостью постоянного (из года в год, из темы в тему) обращения к вопросам формирования материалистического взгляда на язык, так как развить его у учащихся за короткое время практически невозможно.
Каждый из структурных элементов лингвистического мировоззрения имеет особенности в содержании и требует применения специфических приемов работы.
Программный материал каждого класса позволяет сообщить ученикам несложные сведения об изменениях, происходивших в языке в прошлом.
В школьном стандарте используется понятие «лингвистическая компетенция». Оно еще не получило однозначного толкования, но применительно к школе стало использоваться значительно раньше появления документа как синоним к понятию «лингвистическое мировоззрение». Еще в 70-годы М.Т.Баранов обратил внимание на это понятие, рассмотрев его в статье «Формирование лингвистического мировоззрения на уроках русского языка в 4-8 классах», опубликованной в журнале «Русский язык в школе» .
В методической литературе нет единого понимания лингвистической компетенции, недостаточно выявлены ее отличия от языковой и их соотношение.
Лингвистическая компетенция и процесс ее формирования у школьников изучались в различных аспектах многими исследователями. Выделяли лингвистическую компетенцию как одну из ведущих при обучении родному языку Е. А. Быстрова, А. И. Власенко, Т. К. Донская, М. Р. Львов и другие. Эти исследователи указывали, что лингвистическая компетенция является основой для внутреннего интеллектуального развития детей.
Е. С. Антонова, В. В. Бабайцева, А. В. Дудников, С. И. Львова, Н. М. Шанский лингвистическую компетенцию выделяли как одну из целей обучения родному языку и разрабатывали, исходя из этой цели, новые пути, методы и приемы ее формирования.
Цели, задачи, аспекты и направления, содержание, методы и приѐмы работы при формировании лингвистической компетенции рассмотрены в различных лингводидактических концепциях под авторством Е. С. Антоновой, В. В. Бабайцевой, Т. А. Ладыженской, В. М. Шаталовой и других.
В психолого-педагогической науке последнего времени активно внедряется понятие «компетентность», «компетенция» в качестве основополагающих. При этом единого мнения по поводу их определения и соотношения в науке не существует. В Федеральном государственном стандарте основного общего образования компетентность определяется как «совокупность знаний, умений и навыков, формирующихся в процессе обучения русскому языку как учебному предмету и обеспечивающих владение ими в устной и письменной речи» .
Самое первое определение понятия «компетенция» было дано А. В. Хуторским, согласно которому компетенция определяется в качестве совокупности взаимосвязанных знаний, умений, навыков, способов деятельности, которые задаются по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимы для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним .
В.С. Лазаревым было детализировано содержание компетенции через деятельностный подход. Ученый определяет компетенцию в качестве интегративного психического образования, в которое включаются знания, используемые при решении задач определенного типа. В трактовке И. А. Зимней содержание компетенции дополняет также ценностно-отношенческая составляющая.
Проведя сравнительный анализ понятия «компетенция», можно вывести обобщенное определение компетенции, являющейся неким обезличенным образовательным содержанием, которое подлежит усвоению и приводит к компетентности человека как личностной характеристике усвоения этого содержания.
Американский языковед Н. Хомский в середине двадцатого века обозначил непосредственно понятие лингвистической компетенции как: «языковой компетенции, которая является способностью понимать и продуцировать неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых знаков и правил их соединения» .
Американским ученым Д. Хаймсом в понятие лингвистической компетенции, помимо языковой, было введено также понятие коммуникативной компетенции, которая, согласно его определению обозначает: «сумму языковых навыков и знаний говорящего/слушающего об использовании языка в изменяющихся ситуациях и условиях речи» .
Его взгляды разделял русский ученый А. Л. Бердичевский. В своих трудах изучал лингвистическую, лингвострановедческую и коммуникативную компетенции и их формирование.
Согласно его определению, лингвистическая компетенция является компонентом коммуникативной компетенции, также как и лингвострановедческая . По мнению Д. И. Изаренкова, лингвистическая компетенция – это «знание единиц языка всех уровней (фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического и синтаксического)» .
Также ученый отмечал, что помимо знания единиц языка необходимо уметь оперировать этими единицами, используя их для построения коммуникативных синтаксических единиц более высокого уровня. Помимо этого, лингвистическая компетенция подразумевает «формирование способности на основе строительного языкового материала и правил комбинирования единицами языка строить неограниченное число коммуникативных единиц определенной семантики» .
Таким образом, обобщая вышеуказанные определения лингвистической компетенции в зарубежной и отечественной науке, можно сказать, что лингвистическая компетенция признается исследователя
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М., 1999.
2. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5–9 кл. / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М. : Дрофа, 2012.
3. Бердичевский А. Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе / А.Л. Бердичевский. – М.: Высшая школа, 1989.
4. Божович Е.Д. Языковая компетенция как критерий готовности к школьному обучению [Текст] / Е.Д. Божович // Русский язык. - 2002. - №3. - С. 11-15.
5. Болотов В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика,- 2003. - №10. - С.23- 26.
6. Букатов В. М. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социоигровых технологий обучения школьников / В.М. Букатов, А. П. Ершов. – М.: Школьная лига, 2013.
7. Бунеев Р.Н. Русский язык. 10 кл. / Р.Н. Бунеева [и др.]. – М. : Баласс, 2013
8. Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос. – М.: Дрофа, 2014.
9. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка. [Текст] / Е.А. Быстрова // Русский язык в школе. -1996. - №7. - С. 3-8.
10. Быстрова Е.А. Новые тенденции в преподавании русского языка и школьный учебник. [Текст] / Е.А. Быстрова // Русская словесность. - 1996.-№4.-С. 39-43.
11. Быстрова Е.А. Филологическое образование в школе. Состояние перспективы развития. [Текст] / Е.А. Быстрова // Русская словесность. 1997.-№6.-С. 41-47.
12. Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках. [Текст] / Е.А. Быстрова // Русская словесность. - 2003. -№1. - С. 35-40.
13. Верещагин Е. М., Костомаров, В. Е. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного [Текст] / Е.М. Верещагин. - М.: Индрик, 2005. - 1038 с.
14. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6 т. [Текст] / Л.С. Выготский. -М.: Педагогика, 2002. - 361 с.
15. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10–11 кл. / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мещерина. – М. : Русское слово, 2011.
16. Драгун Е. Г. Проектная деятельность на уроках русского языка // Русский язык в школе. М., 2011. №12.
17. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. [Текст] / И.А. Зимняя. - №5.-2003.-С. 22-27.
18. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 219 с.
19. Зимняя И.А., Боденко Б.И., Кривченко, Т.А., Морозова, И.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. [Текст] / И.А. Зимняя, Б.И. Боденко, Т.А. Кривченко, И.А. Морозова. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, - 2006, - 67 с.
20. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании [Текст] / Д.А. Иванов. - М.: Чистые пруды, 2007. - 124 с.
21. Капинос В.И., Львова С.И. Об интегрированном курсе «Язык и речь» [Текст] / // Русская словесность. -1994. - № 4. - С. 54-60.
22. Куманькина О.В. Заседание круглого стола «Выдающиеся лингвисты России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/12/21/ vydayushchiesya-lingvisty-rossii
23. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии [Текст] / О.Е. Лебедев. - 2004 -. №5. - С.3-12.
24. Львов М. Г. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Г. Львов, В. К. Горецкий. – М.: Академия, 2012.
25. Макеева С.Г. Формирование языковой компетенции младших школьников в условиях реализации образовательных стандартов / С.Г. Макеева, В. И. Шуткин // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – №5.
26. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. М., 2003.
27. Образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://rus-lit.com/normativnye-dokumenty/73-obrazovatelnyjstandart-osnovnogo-obshchego-obrazovaniya-po-russkomu-yazyku
28. Панчешникова Л. М. Возможности использования активных форм и методов во внеклассной работе со школьниками. М., 2009
29. Примерная программа основного общего образования по русскому языку для образо вательных учреждений с русским языком обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://window.edu.ru/resource/174/37174/files/02-1-o.pdf
30. Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку. Профильный уровень [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://window.edu.ru/ resource/ 219/37219/files/02-2-s.pdf
31. Рабочая программа лингвистического кружка «Юный филолог» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://pandia.org/text/77/409/33478.php
32. Сергеев И.С., Блинов, В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности [Текст] / И.С. Сергеев, В.И. Блинов. - М. : АРКТИ, 2007. - 213 с.
33. Сергеева Е.А. Компетентность и компетенции в образовании / Е.А. Сергеев. - Владимир : Изд-во Владимирского гос. унта, - 2010. - 147 с.
34. Словари.ру: [Электронный ресурс]. URL: http://www.slovari.ru
35. Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? М., 2010.
36. Трофимова Е. Увлекательная русистика [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.ug.ru/method_article/191
37. Формирование лингвистического мировоззрения на уроках русского языка в 4-8 кл.// Рус. яз. в школе. – 1977. - № 3
38. Хаймс Д. Американская социолингвистика / Д. Хаймс // URL: do.gendocs.ru/docs/index112378.html?page=5
39. Хлебинская Г.Ф. Русский язык. 10 кл. – М. : ОЛМА-Учебник : ОЛМА Медиа Групп, 2010
40. Хомский Н. Аспекты теории лингвистики / Н. Хомский // URL: http://www.textfighter.org/raznoe/Linguist/homsk/homskii_n_aspekty_teorii_sintaksisa_lingvistiki.php
41. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А. В. Хуторский // Интернет – журнал «Эйдос» http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm // Педагогика. – 2013. – № 10.
42. Черепанова, Л.В. Формирование лингвистической компетенции в общеобразовательной школе [Текст] / Л.В. Черепанов . - М.: Наука,
43. Что значит знать язык и владеть им. // Под ред. Н.М. Шанского [Текст] -Л.: Просвещение. 1969. - 192 с.
44. Шанский Н.М. Методика преподавания русского языка: достижения и проблемы // Русское языкознание и лингводидактика. Сб. статей. [Текст] / Н.М. Шанский. - М.: 1985. - С. 194-218.
45. Шанский Н.М. Школьный курс русского языка / Актуальные проблемы и возможные решения [Текст] / Н.М. Шанский // Русский язык в школе. - 1993. - №2. - С. 3-8.
46. Шанский Н.М., Быстрова, Е.А. Методика преподавания русского языка в современных условиях. [Текст] / Н.М. Шанский, Е.А. Быстрова // Русский язык в национальной школе. - 1990. - №1. - С. 3- 10.
47. Янченко В.Д. Пути формирования лингвистической компетенции учащихся на уроках русского языка в средней школе : дис. ... канд. пед. наук [Электронный ресурс] – М., 1999. – 298 c. – Режим доступа : http:// www.dslib.net/teoria-vospitania/puti-formirovanijalingvisticheskoj-kompetencii-uchawihsja-na-urokah-russkogo-jazyka-v.html