- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
вам Нужна Магистерская работа ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Насилие как защита от эмоциональных расстройств в младшем школьном возрасте
- Готовые работы
- Магистерская работа
- Социальная психология
Магистерская работа
Хотите заказать работу на тему "Насилие как защита от эмоциональных расстройств в младшем школьном возрасте"?67 страниц
0 источников
Добавлена 07.07.2021
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения агрессивного поведения у младших школьников 7
1.1. Проблема насилия в исследованиях ученых 7
1.2. Уровень развития аффективной сферы личности как предпосылка насильственных форм поведения 14
1.3. Особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста 26
Выводы по главе 1 35
Глава 2 Программа экспериментального исследования и результаты ее реализации 37
2.1 Цель, задачи, описание программы исследования 37
2.2. Количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных 44
Выводы по главе 2. 44
Литература 45
Приложение 52
Фрагмент для ознакомления 2
Жестокое обращение с детьми и подростками сегодня, к сожалению, стало обычным явлением, с которым все свыклись, что само по себе ужасно.
Пренебрежение интересами детей и подростков не только наносит непоправимый вред их здоровью, но и влечет за собой тяжелые социальные последствия. До 10% детей и подростков – жертв насилия – погибает, а у большинства – появляются серьезные отклонения в психическом и физическом развитии, в эмоциональной сфере. Такие дети и подростки не могут быть полноценными членами общества, они нуждаются в лечении и уходе.
Жестокость по отношению к детям формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не способных трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы тоже могут стать насильниками.
Насилие над детьми - явление весьма распространенное в наше время. Во многих странах специалисты по юриспруденции и адвокаты, специализирующиеся на защите прав детей, считают, что домашнее насилие занимает одно из первых мест среди тех видов преступности, сведения о которых редко доходят до правоохранительных органов.
Причины проявления насилия над детьми многочисленны. Они определяются сочетанием различных факторов, ни на один из которых в отдельности нельзя возложить ответственность за данное явление, поэтому принято рассматривать причины и факторы насилия в целом.
Предметом широких исследований были и психологические факторы, способствующие и предрасполагающие к насилию над детьми. По данным исследователей, для родителей, истязающих своих детей, характерны депрессия, деспотичность, одержимость и патологическая ревность. В тоже время определенные характерные черты жертвы, такие как постоянные претензии и жалобы, также могут способствовать жестокости по отношению к ним со стороны родителей.
В психологии существует множество объяснений насилия над детьми. Например, психоанализ видит в нем перенесение индивидом примитивного влечения к смерти (которое Фрейд называл «инстинктом смерти») с самого себя на внешние объекты. Необихевиоризм считает насилие над детьми следствием фрустраций, претерпеваемых личностью в процессе социального научения (Дж. Доллард, Н. Миллер, А. Бандура). Интеракционизм – следствием объективного «конфликта интересов», «несовместимости целей» отдельных личностей и социальных групп (Д. Кэмпбелл, М. Шериф). Когнитивизм рассматривает насилие над детьми как результат «диссонансов» и «несоответствий» в познавательной сфере субъекта (Л. Фестингер, Г. Тэшфел).
Дети, которые испытали на себе домашний террор, имеют трудности в дальнейшем с социализацией. Ребенок замыкается в себе и, либо проявляет агрессию, либо становится апатичным ко всему. Необходимо сказать, что ученые (Herman Н., 1986, Ogata S., 1986, Bryer J. et al., 1987, Salzman J.P., 1988, Giles Th.R., 1993, Соколова E.T., 1994, 1995, 1998) объективно доказали, что нередко насильственные формы поведения тесно связаны с деформациями развития аффективной (эмоциональной) сферы субъекта.
Особенно это касается детей (в том числе, - и детей младшего школьного возраста), чьи эмоции отличаются легкой эмоциональной отзывчивостью на происходящие события и эмоциональной окрашенностью восприятия, воображения, мышления, умственной и физической деятельности, непосредственностью и откровенностью проявления своих эмоциональных переживаний: радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия, высокой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой эмоциональных состояний (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и интенсивным эмоциональным реакциям.
Учитывая выше изложенное, целью нашего исследования является изучение насилия как защиты от эмоциональных расстройств.
Исходя из поставленной цели, объектом исследования является насилие как защита от эмоциональных расстройств.
Предмет исследования насилие как защита от эмоциональных расстройств в младшем школьном возрасте.
Гипотеза: учитывая возрастную специфику аффективной сферы детей младшего школьного возраста (эмоциональную неустойчивость, частую смену настроения, склонность к кратковременным и бурным аффектам) эмоциональные деформации (расстройства) могут выступать в качестве форм защиты от насилия.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему насилия в исследованиях ученых
2. Выделить уровень развития аффективной сферы личности как предпосылка насильственных форм поведения
3. Рассмотреть особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста
4. Разработать программу экспериментального исследования и результаты ее реализации
Методы исследования: анализ литературы по вопросу исследования, опросники, анкетирование, наблюдение.
Методики исследования:
- Опросник Баса Дарки.
- Несуществующее животное
- Цветовой тест Люшера.
- Методика исследования эмоционального состояния Дорофеева Т.
Методологию нашего исследования составили Herman Н., 1986, Ogata S., 1986, Bryer J. et al., 1987, Salzman J.P., 1988, Giles Th.R., 1993, Соколова E.T., 1994, 1995, 1998.
Респондентами в данном исследовании стали ученики 3-4 классов, 10-11 лет, в количестве 100 человек, общеобразовательной школы.
Место проведения исследования - МБОУ СШ №30 и Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Центр семьи и детей.
Сроки проведения исследования – исследование проводилось с сентября 2016 года, по март 2018.
Структура исследования - В исследовании приняли участие младшие школьники, обучающиеся в 4 классе. В экспериментальную группу вошли 100 младших школьников, обучающиеся в общеобразовательной школе.
После проведенного исследования, был проведен формирующий эксперимент, построенный на основе полученных результатов, после чего был проведен контрольный срез и сделаны выводы.
Глава 1 Теоретические основы изучения агрессивного поведения у младших школьников
1.1. Проблема насилия в исследованиях ученых
Если мы обратимся к эволюционной теории Ч. Дарвина, то одной из основных идей данного ученого является мысль о том, что именно борьба за выживание является основным стимулом к эволюционному развитию, прогрессу [17, с. 283]
1. Не согласиться с данным заключением ученого невозможно. Но, известный американский психолог ХХ столетия Л. Конрад писал «насилие является открытым проявлением самой структуры бытия <…> пронизывает все бытие человека» [48, с. 265]. Не случайно проблема насилия является одной из проблем, привлекающих внимание представителей самых разных наук о человеке.
2. Если обратиться к краткой истории, можно отметить, что идеи о насилии, его месте и роли в развитии человеческого общества можно найти еще в трудах Платона, Аристотеля, Гераклита и т.д. Так, Гераклит именно борьбу считал главной характеристикой бытия человека. Однако это не исключало идей мыслителей и о необходимости выстраивать взаимоотношения между людьми на принципах гуманизма, равенства и свободы от какого-либо насилия, ориентируясь лишь только на духовность и нравственные основы в отношениях между людьми [59, с. 143].
3. Мысли о постоянной борьбе, разрушении, насилии, уничтожении как основе существования и человека, и общества высказывают также Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель и другие философы и мыслители. Например, Г. Гегель насилие характеризует как элемент позитивного права, как следствие природной воли [47, с. 283]. И, несмотря на то, что, как отмечает М.Ю. Агафонова [49, с. 214], влияние идей Г. Гегеля ощущается до сих пор, несмотря на то, что (а, с нашей точки зрения, - именно потому, что!!!) насилие проявляется практически во всех сферах жизни человека, является реальностью действительности «Марксова теория революции, Ницшевская критика морали, Фрейдовские концепции супер-эго - значимые вехи в дискуссии о роли насилия в развитии человеческого рода. Эти теории создали предпосылки для рассмотрения насилия как главной категории анализа общества и истории» [58, с. 65].
Если анализировать работы современных ученых, то, в первую очередь, обращаясь к проблеме насилия, они предпринимают попытку дать определение самому термину «насилие». Мы анализ подходов к трактовке данного понятия начнем с тех определений, которые предложены в самых разных словарях: [16, с. 251]
Оксфордский толковый словарь по психологии определяет насилие как насильственное нападение на человека. Обычно употребляется в отношении физических нападений, но фразы, подобные таким, как "вербальное нападение" и "психологическое нападение", встречаются все чаще.
Так же рассматривается определение: любая насильственная медицинская процедура, проведенная (незаконно) без предварительного согласия индивида. [46, с. 251]
Стюарт Я. Определяет насилие - пассивное поведение, при котором человек направляет свою разрушительную энергию наружу в попытке заставить окружающих решить за него его проблему.
Насилие — это такое действие, когда кто-то заставляет вас делать то, чего вы не хотите, в одних случаях при помощи угроз, в других с помощью физической силы.
Насилие — это жестокое обращение с кем-либо, при котором жертве наносятся физические повреждения, а также причиняется физическая и моральная боль. [26, с. 213-230]
Обобщив все нами приведенные (хотя, это далеко не все возможные варианты) подходы к трактовке понятия «насилие», мы делаем вывод о том, что под насилием следует понимать и далее дать свое определение этого понятия. [8, с. 153]
Наше определение насилия следующее: насилие – это стремление причинить вред или ущерб кому-либо с помощью силы, выраженной в той или иной форме. Цель этого стремления может быть разной, но она всегда связана, либо с защитой от кого-то или чего-то, либо с желанием что-то таким образом получить. Поясню смысл своего определения. В природе любое насилие связано с выживанием. Звери совершают насилие ради выживания – они либо защищаются от кого-то, либо нападают на жертву ради пропитания. [25, с. 17-20]
При этом ни один зверь не нападает на более сильного, щадя при этом слабого. Нападать на сильного, когда есть слабый, просто глупо. И только в исключительных случаях зверь может это сделать. Это указывает на то, что задача выживания в природе является основной. И все живые существа стремятся именно к этому, когда совершают насилие. При этом сила в природе, как и в человеческом обществе, может быть разной. Не всегда это именно физическая сила. [50, с. 231] Кто-то кусает и царапает, кто-то давит и душит, кто-то жалит, кто-то обманывает, кто-то изматывает. У всех живых существ есть свои сильные и слабые стороны. И как мы с вами знаем, некоторые живые существа выживают благодаря обману, а не благодаря физической силе. При этом их обман может причинить серьезный вред другому живому существу, в том числе и физически сильному. [28, с. 65]
Также анализ подходов ученых к определению термина «насилие» позволяет выделить сущностные характеристики насилия. Например, Г.А. Юрков [51, с. 24] качестве таковых называет:
- существование и проявление насилия как взаимодействия социальных субъектов, как взаимоотношения между ними; [7, с. 141]
- наличие количественных (наиболее часто – внешних) и качественных проявлений, характеристик, которые, как мы считаем, как раз и дают возможность говорить о том, или ином взаимодействии как насильственном воздействии; [15, с. 245]
- насилие всегда есть система воздействий против воли, желания субъекта.
Не менее значимой характеристикой насилия является и то, что оно нередко осуществляется вопреки закону, нарушая его.
В качестве еще одного признака насилия Г.А. Юрков [57, с. 143] выделяет то, что насилие, - это не только принуждение, но и подавление, вплоть до полного уничтожения объекта насилия.
Как отмечает автор, данные характеристики не только объективно раскрывают сущность насилия, но и актуализируют изучение проблемы насилия не просто как проблемы социальной, а как поликультурной и полинаучной. [27, с. 143]
Для того, чтоб будущее поколение окружало здоровое общество, необходимо полностью исключить насилие из повседневной жизни человека. Понятно, что это, к сожалению, утопия и разного рода насилие присутствует в жизни даже обычного человека ежедневно: мы смотрим телевизор, где показывают насилие, мы ежедневно проводим на улице некоторое время, где с легкостью сами можем подвергнуться насилию со стороны граждан из другой социальной категории. [6, с. 200]
К сожалению, неумолимая статистика сообщает нам о том, что это не такая уж и редкость во всех странах мира. В 70-е годы ХХ столетия этой проблеме уделили особое внимание. Проведенные исследования показали, что из тысячи детей пятеро подвергаются домашнему насилию. Согласно исследованиям стран Евросоюза, ежегодно около 60000 детей подвергается насилию. Эта цифра шокирует ум адекватного человека. [45, с. 245]
По данным российского исследователя доктора психологических наук Н. Ю. Синягина в России примерно 45 процентов семей используют в своих методах воспитания детей жестокость. Страшно даже представить, что из ста жертв физического насилия погибают двое. Остальные жертвы становятся морально искалеченными и еще с детства неполноценными членами общества. [24, с. 131]
Стоит отметить тот факт, что число случаев насилия над детьми заметно увеличилось за последние годы. При этом, выявленные случаи — это только верхушка ужасного айсберга, ведь часто о случаях насилия в семье над детьми никто из посторонних не знает и пресечь действия взрослых никто не может. Поэтому с учетом того, что на руках у исследователей нет точных данных о том, сколько детей страдают от жестокого обращения в семье, мы не можем даже представить глобальность данной проблемы. [5, с. 241-250]
Вообще термин «жестокое обращение» включает в себя много аспектов. Это не только физическое воздействие на здоровье ребенка или нарушение его половой неприкосновенности, но и ущемление его достоинства, запугивание угрозы, использование обидных прозвищ, использование ребенка как средство экономического торга при разводе и игнорирование мнения малыша. [52, с. 175] Если разобраться в данной ситуации, то практически во всех семьях есть так называемое «жестокое обращение» с детьми. Однако существует грань между воспитанием и жестоким обращением. И адекватные любящи родители, вполне в состоянии разделить эти два понятия. [23, с. 235]
Давайте проанализируем откуда берут начало такие методы воспитания. Помните пословицы, которые указывают на методы воспитания детей: «Воспитывать кнутом и пряником», «Больше тумаков – меньше дураков» и тд? Так вот, многовековые традиции, сохранившиеся и по сей день в некоторых патриархальных семьях, вынуждают родителей лупить свое чадо. Кроме того, в связи с распространением открытого доступа к информации разного рода посредством интернета, это влечет за собой культ жестокости в современном обществе, который, к сожалению, на спад не идет. Низкий уровень культурного развития общества тоже является немаловажной причиной жестокого обращения с детьми, так как в семьях пропагандируются ценности далекие от ценностей идеальной семьи. Ну и конечно существуют семьи, члены которых имеют неустойчивую психику или психологическую травму, это является угрозой для более слабого члена семьи. [31, с. 175]
Чаще всего домашнему насилию подвергаются малыши, родители которых не являются им родными. Так же под угрозой испытать домашнее насилие дети, родители которых импульсивные и имеют психические расстройства. Родители, которые сами подвергались в детстве насилию. Родители, которые обладают низким уровнем образования и социальным статусом. Родители, которые воспитывают ребенка без супруга или супруги. Родители склонные к употреблению алкоголя или наркотиков. Родители, имеющие большое количество детей или являющиеся молодыми и неопытными родителями и в силу этого не интересуются ребенком. В свою очередь есть и определенные категории детей, которые наиболее часто подвергаются насилию со стороны родителей или опекунов. К таким категориям относятся нежеланные дети, дети, которые рождены с осложнениями и первый год были разлучены с матерью, дети-погодки из многодетных семей, дети имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, гиперактивные дети. [53, с. 235] Часто дети из семей с низким социальным статусом более подвержены насилию, в силу того, что родители, которые лишены определенных благ цивилизации, вымещают зло на детях, при этом, в большинстве случаев, в таких семьях присутствует употребление алкоголя или наркотических средств. [4, с. 262]
К сожалению, последствия насилия над ребенком могут быть самыми разнообразными, вплоть до самоубийства жертвы. Кроме того, что травмированный ребенок страдает от своей ущербности и часто проявляет агрессию в поведении, существует более глобальный ущерб, который нанесен не конкретному малышу, а целому обществу, в котором этот маленький искалеченный человек будет расти и развиваться. Ведь часто, из-за того, что человек в детстве испытал жестокость и, в следствии этого, получил травму, происходит так, что он решает все свои жизненные вопросы только посредством противоправных действий и агрессии. Сначала ребенок, получивший травму «благодаря» неуравновешенным родителям вымещает свою обиду на детях помладше или животных, а потом превращается в такого же неуравновешенного взрослого, который террорит свою семью или нарушает другие нормы поведения. И, к сожалению, это замкнутый порочный круг. [13, с. 57]
Кроме того, дети, которые испытали на себе домашний террор, имеют трудности в дальнейшем с социализацией. Ребенок замыкается в себе и, либо проявляет агрессию, либо становится апатичным ко всему. Низкая самооценка, неспособность к развитию приводят к тому, что вновь образуется та самая низко-социальная прослойка населения, из-за которой чаще всего и происходят такие явления, как жестокое обращение с детьми в семье. [56, с. 213-230]
Как вывод необходимо сказать, что ученые (Herman Н., 1986, Ogata S., 1986, Bryer J. et al., 1987, Salzman J.P., 1988, Giles Th.R., 1993, Соколова E.T., 1994, 1995, 1998) объективно доказали, что нередко насильственные формы поведения тесно связаны с деформациями развития аффективной (эмоциональной) сферы субъекта. [60, с. 235]
Особенно это касается детей (в том числе, - и детей младшего школьного возраста), чьи эмоции отличаются легкой эмоциональной отзывчивостью на происходящие события и эмоциональной окрашенностью восприятия, воображения, мышления, умственной и физической деятельности, непосредственностью и откровенностью проявления своих эмоциональных переживаний: радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия, высокой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой эмоциональных состояний (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и интенсивным эмоциональным реакциям.
1.2. Уровень развития аффективной сферы личности как предпосылка насильственных форм поведения
Любая личность знакомится и постигает окружающую действительность благодаря средствам познания: внимания, ощущений, восприятия, мышления, воображения и памяти. Каждый субъект каким-то образом реагирует на происходящие события, ощущает какие-то эмоции, переживает чувства в адрес определенных предметов, людей, явлений. Субъективное отношение к ситуациям, фактам, объектам, персонам отражается в сознании личности в виде переживаний. Такие отношения, переживаемые во внутреннем мире, именуются «эмоциональное состояние». Это психофизиологический процесс, который мотивирует человека на выполнение каких-то действий, регулирует его поведение, влияет на мышление. [43, с. 57]
В научном сообществе не существует единого универсального определения, точно поясняющего, что являет собой эмоциональный феномен. Эмоциональное состояние – обобщающее понятие для всех переживаемых личностью отношений, которые возникли в ходе его жизнедеятельности. Удовлетворение требований и запросов человека, как и неудовлетворение потребностей личности, порождает разнообразные эмоциональные состояния. [3, с. 92]
Формирование эмоционально-волевого компонента является важным условием становления личности, опыт которой непрерывно обогащается.
Развитию эмоциональной сферы способствует семья, работа, обучение, круг общения, окружение. [54, с. 131] Эмоционально-волевая сфера считается центральным звеном психического развития личности. [22, с. 175]
Долгое время развитие эмоциональной сферы личности рассматривалось как один из проблемных вопросов психологии. До сих пор некоторые психологи полагают, что не существует целостной концепции в отношении данной темы. А есть лишь противоречивые мнения представителей разных психологических школ. [32, с. 264]
Ряд психологов, таких как X. Остер, П. Экман, К. Изард считают, что эмоциональная система дается человеку с момента рождения. А потому является самой зрелой в сравнении с другими психическими системами личности. [12, с. 15]
Другие же ученые утверждают, что человек рождается с абсолютно чистым, не содержащим никакой информации психоэмоциональным полем. Поэтому только в процессе взросления, общения, личного опыта это поле заполняется определенной информацией.
В отечественной науке классифицируют эмоциональные процессы на отдельные виды, каждый из которых наделен своими характеристиками и особенностями. [55, с. 17-20]
Эмоциональный мир личности представлен пятью компонентами:
эмоциями;
аффектами;
чувствами;
настроениями;
стрессами.
Все вышеуказанные составляющие эмоциональной сферы человека являются одними из главнейших регуляторов поведения субъекта, выступают источником познания действительности, выражают и определяют многообразие вариантов взаимодействия между людьми. Следует отметить, что один и тот же эмоциональный процесс может продолжаться от считанных секунд до нескольких часов. При этом каждый вид переживаний может выражаться с минимальной силой либо быть очень интенсивным.
Эмоция – это переживание субъекта в конкретный миг его жизни, передающее личностную оценку происходящего события, информирующее об его отношении к реально сложившему положению, к явлениям внутреннего мира и событиям внешней среды. Эмоции человека возникают мгновенно и могут меняться очень быстро. Наиболее значимой характеристикой эмоций является их субъективность. [33, с. 92]
Как и все иные психические процессы, все виды эмоциональных состояний выступают результатом активной работы головного мозга. Пусковым механизмом для зарождения эмоций выступают изменения, которые в настоящее мгновение происходят в окружающей реальности. Чем более важными и значимыми являются для субъекта протекающие изменения, тем более острым и ярким будет переживаемая им эмоция. [21, с. 24]
При возникновении эмоции образуется временный очаг возбуждения в коре головного мозга и далее в подкорковых центрах – скоплениях нервных клеток, расположенных под корой больших полушарий. Именно в этих сегментах головного мозга расположены главные отделы регуляции физиологической деятельности организма. Именно поэтому возникновение такого очага возбуждения приводит к усилению деятельности внутренних органов и систем. Что, в свою очередь, находит и заметное внешнее отражение. [42, с. 15]
Проиллюстрируем на примерах. От стыда мы краснеем. От страха мы бледнеем, и у нас замирает сердце. От тоски ноет сердце. От волнения мы задыхаемся, часто и неритмично делаем вдохи и выдохи.
Эмоции также характеризуются валентностью (направленностью). Они могут быть положительного или отрицательного окраса. Следует отметить, что практически у всех людей в нормальном состоянии количество эмоций отрицательного тона значительно превышает число переживаний положительного окраса. В ходе исследований установлено, что левое полушарие в большей мере является источником возникновения положительных эмоций, а правое полушарие больше поддерживает отрицательные переживания.
Во всех видах эмоциональных состояний прослеживается их полярность, то есть наличие эмоций со знаком «плюс» и со значением «минус». Например: гордость – досада; радость – огорчение. Также существуют и нейтральные эмоции, например: удивление. При этом вовсе не означает, что две полярные эмоции являются взаимоисключающими. В сложных чувствах человека часто обнаруживается сочетание противоречивых эмоций. [1, с. 175]
Также эмоции различаются по интенсивности – их силе. Например: злость, гнев и ярость, по сути, являются идентичными переживаниями, однако они проявляются с разной силой.
Эмоции также классифицируют на два типа: стенические (активные) и астенические (пассивные). Активные переживания мотивируют и побуждают человека к выполнению действий, пассивные эмоции расслабляют и лишают энергии. Например: от радости мы готовы перевернуть горы, а от страха у нас подкашиваются ноги. [10, с. 76-80]
Еще одной особенностью эмоций является тот факт, что хотя они осознаются человеком как переживания, невозможно в состоянии бодрствования повлиять на их возникновение. Все эмоциональные состояния зарождаются в глубинных хранилищах психики – подсознании. Доступ к ресурсам подсознательной сферы возможен при временном изменении сознания, достигаемом посредством гипноза.
Второй вид эмоциональных состояний – аффекты. Это кратковременное состояние, для которого характерна особая интенсивность и выразительность переживаний. Аффект – психофизиологический процесс, который стремительно овладевает субъектом и очень выразительно протекает. Он характеризуется значительными изменениями в сознании и нарушением контроля личности над своим поведением, потерей самообладания.
Аффект сопровождается выраженными внешними проявлениями и активной функциональной перестройкой работы внутренних систем. Особенностью этой разновидности эмоциональных состояний является привязка к ситуации настоящего. Аффект всегда возникает в ответ на уже существующее положение вещей, то есть он не может быть ориентирован на будущее и отражать переживания прошлого. [31, с. 175]
Аффект может развиться по различным причинам. Бурный эмоциональный процесс может быть вызван единичным психотравмирующим фактором, длительной стрессовой ситуацией, серьезным заболеванием человека. Примерами аффективных состояний служат следующие состояния. Восторг при выигрыше любимой команды, испытываемый страстным болельщиком. Гнев, возникший при обнаружении измены любимого человека. Паника, охватившая человека во время пожара. Эйфория, возникшая у ученого во время открытия после долгих лет упорной работы. [20, с. 231]
В своем развитии аффект проходит последовательно несколько стадий, для которых характерны свои особенности и переживания. В начальной фазе человек размышляет исключительно о предмете своих переживаний, невольно отвлекается от иных более важных явлений. Обычая картина старта аффективного состояния представлена энергичными и выразительными движениями. Слезы, истошные рыдания, громкий хохот, нелепые выкрики – характерные черты переживания аффекта.
От сильного нервного напряжения изменяется пульс и функция дыхания, нарушается моторика движений. Интенсивное действие стимулов, возбуждающих корковые структуры выше присущего им предела работоспособности, приводит к развитию запредельного (охранительного) торможения. Этот феномен вызывает дезорганизацию мышления человека: субъект испытывает упорную потребность поддаться переживаемой эмоции.
В этот момент аффективного состояния любой индивид может принять меры, чтобы не утратить контроль над собой и затормозить развитие каскада разрушающих реакций. Именно на этот феномен и оказывает влияние гипноз: в состоянии гипнотического транса в подсознание человека вживляются установки, позволяющие на инстинктивном уровне предотвратить нарастание аффекта в кризисный момент. То есть в результате внушения при гипнозе персона, не ведая того на сознательном уровне, обретает требуемые навыки для торможения развития негативного эмоционального состояния. [30, с. 235]
Если все же наступила последующая стадия аффекта, то субъект полностью утрачивает самоконтроль и способность управлять поведением. Он совершает безрассудные поступки, выполняет бесполезные действия, говорит нелепые фразы. Следует отметить, что такие проявления аффективной вспышки особа в дальнейшем припоминает с трудом. Такая ситуация возникает из-за того, что после чрезмерного возбуждения корковых структур наступает торможение, что прерывает сложившиеся системы временных связей. [41, с. 75]
Однако информация о поведении во время аффективной вспышки прочно откладывается в подсознательной сфере, напоминая о себе нечеткими и расплывчатыми переживаниями стыда за свершенные деяния. Такие нераспознаваемые полностью ощущения со временем становятся виновниками депрессивных состояний, потому что человек интуитивно чувствует свою вину, не осознавая при этом, в чем он провинился. Для распознания факторов, перемещенных в подсознание во время аффективной вспышки, необходимо целенаправленное временное отключение сознания посредством гипноза. [9, с. 101]
Подытоживая информацию, нужно указать: аффект сам по себе ни плох, и не хорош. Его тональность и последствия зависит от того, какие переживания испытывает человек – позитивные или негативные, и насколько он владеет собой при этом эмоциональном состоянии.
Третий вид эмоциональных состояний – чувства. Это более устойчивые психоэмоциональные состояния в сравнении с эмоциями и аффектом. Чувства – проявления субъективного отношения личности к реальным фактам или абстрактным объектам, определенным вещам или обобщенным понятиям. При этом такая оценка практически всегда является бессознательной. Зарождение и утверждение чувств являет собой процесс формирования устойчивого отношения человека к какому-то объекту или явлению, который основан на имеющемся у индивида опыте взаимодействия с таким объектом.
Особенность чувств – в отличие от эмоций они носят более или менее постоянный характер, это укоренившаяся особенность личности. Эмоция, в то же время, мимолетное переживание данной ситуации. Приведем пример. Чувством является любовь человека к музыке. Пребывая на хорошем концерте с отличным исполнением музыки, он испытывает активные позитивные эмоции – интерес и радость. Однако, когда этот же человек сталкивается с отвратительным исполнением произведения, он чувствует пассивные отрицательные эмоции – огорчение и отвращение. [19, с. 214]
Чувства напрямую связаны с особенностью личности, они отражают отношение человека к жизни, его мировоззрение, убеждения, взгляды. Чувство – сложная по своей структуре разновидность эмоциональных состояний. Приведем пример. Чувство зависти по своей сути есть переживания человека по поводу успехов другой особы. Зависть представляет собой сочетание нескольких эмоций, соединенных воедино: гнева, обиды, презрения.
Помимо валентности (окраса) существует и еще одна черта этого вида – интенсивность чувств. Чем сильнее и глубже чувство человека, тем более выраженные его внешние (физиологические) проявления, тем существенней его влияние на поведение субъекта.
Все отрицательные чувства выполняют крайне деструктивные функции, формируя болезненное мышление и приводя к нефункциональному поведению. Такие негативные эмоциональные состояния, укоренившиеся в подсознании человека, не только препятствуют нормальному взаимодействию персоны в обществе, но и становятся причиной психопатологических расстройств. [29, с. 143]
Помимо стенических чувств, которые мотивируют субъекта к действиям, имеются и астенические переживания. Это то эмоциональное состояние, который парализует волю человека и лишает его сил. Примером пассивного чувства выступает отчаяние, которое лежит в основе депрессивных состояний. [18, с. 265]
Чувства можно назвать промежуточным звеном между интенсивной эмоцией, испытанной в отношении какого-то объекта или ситуации, и невротическим или психотическим расстройством. И чтобы разрешить проблему человека, необходимо прервать эту порочную цепь. Для этого необходимо получение доступа к хранилищам подсознания, что требует временного устранения сознательной цензуры с помощью гипноза. Только установив первоначальный фактор, послуживший формированию отрицательного чувства, можно устранить очевидную проблему человека.
Настроение – достаточно длительное по времени эмоциональное состояние, окрашивающее все переживания человека и влияющее на его поведение. Особенности настроения – безотчетность, незначительность выраженности, относительная устойчивость. В случае если настроение приобретает значительную интенсивность, то оно оказывает существенное влияние на умственную деятельность человека, продуктивность его труда. Например, если особа пребывает в тоскливом настроении, то ей очень сложно сосредоточить внимание на выполняемом задании и проблемно довести начатое дело до финала.
Частая смена эмоциональных состояний, называемая лабильностью настроения, дает основание предполагать о наличии у субъекта аффективных расстройств. Быстрая смена эпизода хандры и состояния мания может быть признаком биполярной депрессии. [8, с. 153]
Еще одна черта этого эмоционального состояния – отсутствие привязанности к какому-то конкретному объекту. Настроение выражает общее отношение индивида к сложившемуся положению вещей в целом.
Термином «стресс» принято обозначать особые переживания чувств, которые подобны по своим характеристикам аффекту и аналогичны по своей продолжительности настроениям. Причины стресса разнообразны. Вызвать стрессовое состояние может однократное интенсивное экстремальное воздействие внешних факторов. Привести к стрессу могут и длительно воздействующие монотонные ситуации, в которых индивидуум ощущает угрозу или обиду. Например, женщина в силу обстоятельств вынуждена разделять жилье с супругом-алкоголиком, с которым ее связывают и общие дети, и совместно «заработанные» долги. Кардинально изменить ситуацию в один момент невозможно, да и необходимые на это внутренние силы у дамы отсутствует. Вот она и тянет свою жалкую ношу, ежедневно переживая массу негативных эмоций. Отсутствие перспективы на улучшение ситуации, невозможность восстановления прежних семейных отношений выступают почвой для стресса. [28, с. 65]
Нередко это эмоциональное состояния возникает у субъекта, если он длительный период ощущает нервное напряжение и переживает негативные эмоции. При этом он понимает, что изменение сложившегося положения в данный момент и ближайшее будущее невозможно. Примером такой ситуации выступает внезапная трагедия, в результате которой человек получает физические увечья и становится прикованным к инвалидному креслу. Осознание своей физической несостоятельности, понимание, что полное восстановление организма вряд ли возможно выступает для человека колоссальным стрессом, чреватым развитием глубоких депрессий. [29, с. 143]
Одним из видов насилия, привлекающим внимание специалистов разного профиля, является психологическое насилие. Воздействие психологического насилия на личность имеет самые серьёзные травмирующие последствия для ребёнка. [27, с. 143]
Фрагмент для ознакомления 3
1. Аавик Х. Профилактика девиантного поведения подростка // Мир науки и образования. – 2011. - № 11. – С. 110-113.
2. Аакер Д. Школьные исследования. - М.: Питер, 2014. - 840 с.
3. Абаев В. И. Противодействие школьной травле // Первое сентября. – 2009. - № 14.- С. 16-21.
4. Аверьянов А.И. Школьный буллинг как проблема в деятельности социального педагога // Социально-педагогическая поддержка ребенка в процессе социализации: Материалы Российской научно-практической конференции (6 ноября 2009 г., Москва). – М., 2009. – С.180-182
5. Акопян, Л.С. Детские страхи: теория, диагностика, коррекция : монография / Л.С. Акопян. – Самара : ПГСГА, 2010. – 164 с.
6. Акопян, Л.С. Многомерный подход к изучению эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов) / Л.С. Акопян // Телескоп : науч. альманах. – Вып. 23. – Самара, 2010. – С. 68–79.
7. Акопян, Л.С. Образование и эмоциональное здоровье современных школьников / Л.С. Акопян // Психология образования: Психологическое обеспечение «Новой школы» : мат-лы V Всероссийской науч.-практ. конф. (27–29 января 2010 г.). – М., 2008. – С. 187–188.
8. Акопян, Л.С. Эмоциональные состояния и их регуляция у детей (на материале детских страхов) : монография / Л.С. Акопян. – Самара : ПГСГА, 2011. – 218 с.
9. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку?: учеб.-метод. пособие. - 2-е изд. - СПб.: Речь, 2014.
10. Алексеева И. А., Новосельский И. Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013. 470 с.
11. Алексеева И. А., Новосельский И. Г. Реабилитационная работа с детьми, пережившими травму. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013. 238с.
12. Андреева, Л. С. Особенности личностного развития детей, подвергшихся жестокому обращению в замещающих семьях / Л. С. Андреева, В. А. Попов // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 508–509.
13. Бердышев И. Лекарство против ненависти / И. Бердышев, Е. Куценко // Первое сентября. — 2005. — № 18. — С. 3 — 7.
14. Богатырева А.Э. Психолого-педагогическая профилактика буллинга в начальной школе Наука - образованию, производству, экономике материалы ХХII (69) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов: в 2 томах. 2017. С. 132-133. 0
15. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - СПб.: Речь, 2014.
16. Васильева Е.Н. Стиль воспитательного воздействия родителей как «скрытое» эмоционально-психологическое насилие по отношению к ребенку Материалы международной конференции. Под общей редакцией З.Х. Саралиевой. 2013. С. 249-252. 0
17. Василькова, Ю.В. Социальный педагог: педагогический опыт и метод работы / Ю.В. Василькова. М.: Академия, 2010. - 208с
18. Волкова Т.Г. Особенности образа «Я» личности, считающей себя испытавшей насилие: дис. … канд. психол. наук. – Барнаул: Алтайский гос. ун-т, 2014. – 271 с.
19. Галич Г.О.Представления современных подростков пензенского региона о насилии Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2013. № 3 (27). С. 124-133.
20. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга / О.Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, 2009. — № 105. — С. 160 — 165.
21. Гришина Л.Н., Смиловенко В.В. Семейное насилие над детьми как нарушение прав ребенка Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация II Всероссийская научно-практическая конференция интернет-конференция. ответственный редактор Черная А. В.. 2014. С. 236-240. 0
22. Данченкова С.Н. Агрессивное поведение старших дошкольников как фактор дезадаптации младших школьников Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 261-263.
23. Дерябина В.В. Психологическая помощь детям, пережившим насилие в школе: дис. канд.психол.н. — М.: МГПУ, 2010. — 333 с.
24. Дети и насилие: Материалы международного семинара «Права ребенка: проблемы насилия над детьми». 02 дек. 2013 г. / МН.: МТС-Пресс, 2013. 428 с.
25. Долгова А. Г. Агрессия у детей младшего школьного. - М., 2015.
26. Жанцан H. К Проблеме формирования личностных качеств у младших школьников, переживших физическое насилие Образование. Наука. Научные кадры. 2011. № 2. С. 176-180.
27. Жанцан Н. Изучение психического темпа у детей, имеющих травматический опыт Молодой ученый. 2011. № 8-2. С. 79-81. 0
28. Жанцан Н.Влияние посттравматического стресса на психический темп у детей Преподаватель XXI век. 2011. Т. 1. № 4. С. 170-172. 0
29. И. А., Новосельский И. Г. Реабилитационная работа с детьми, пережившими травму. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013. 238с.
30. Ковалева Н.В. Признаки моббинга в среде младших школьников и их коррекция Наука: комплексные проблемы. 2015. № 2 (6). С. 65-71.
31. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа. – 2006. – № 11. – С. 15-18.
32. Кропалева Т.Н. Роль насилия в генезисе противоправного поведения подростков: дис. … канд. психол. наук. – М.: Университет российской академии образования, 2014. – 130 с.
33. Кузнецова Л. Э., Шеденко Е. Н. Личностные особенности детей, подвергшихся школьному насилию // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1366-1368. — URL https://moluch.ru/archive/114/29767/ (дата обращения: 06.02.2018).
34. Куликова Т. И., Нгуен З. Н. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте: результаты исследования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 7 (июль). – С. 55–59.
35. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе. — М.: Класс, 2015. – 592 с.
36. Маслова Т. Р. Наказание детей / Т. Р. Маслова, М. Л. Смагина // Социологические исследования. — 2011. — № 7. — С. 154–161.
37. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция. - СПб.: Речь, 2017.
38. Михайлина Е.В. Профилактика и преодоление девальвации нравственных ценностей, обусловленной влиянием компьютерных игр на младших школьников (педагогический потенциал русской народной сказки) Педагогика искусства. 2011. № 2. С. 178-185.
39. Можгинский Ю. Б. Агрессивность детей и подростков: распознание, лечение, профилактика. - М.: Когито-центр, 2016.
40. Мугаджирова А. М. Медико-социальные проблемы женщин и детей, подвергшихся насилию в семье / А. М. Мугаджирова, Г. Н. Дамаданова // Известия ДГПУ. — 2013. — С. 45–52.
41. Мюллер В.К. Bullying / В.К. Мюллер // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rambler.ru/dict/new-enru/00/55/78.shtml.
42. Нямаа Ж. Развитие интеллектуальных операций у младших школьников, переживших физическое насилие Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 4 (74). С. 67-70.
43. Островская Е.В., Живаева Ю.В. Коррекция проявлений агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал Материалы III-й Международной научно-практической конференции. гл. ред. И. О. Логинова. 2016. С. 389-393.
44. Пиаже Ж. Психология ребенка. - СПб.: Питер, 2013.
45. Плотников А.Д., Савельева И.Г. Влияние культуры супружеских отношений на воспитание и успеваемость младших школьников Научные труды Московского гуманитарного университета. 2016. № 6. С. 7.
46. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. -М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2014. - С. 234.
47. Пронина Е.Н. Детская жестокость: причины и следствия / Е.Н. Пронина // Психологическая служба. — 2008.- № 5. — С. 20 — 24.
48. Психологическая компетентность учителя начальных классов как критерий эмоционального здоровья младших школьников: монография / под общ. ред. Т. И. Куликовой. - Тула: Изд-во «Имидж Принт», 2012.
49. Пшихопова З.А., Балкизова Ф.Б. Исследование причин агрессивного поведения младших школьников и их коррекция Достижения вузовской науки. 2015. № 18. С. 50-54.
50. Саморокова Л.А. Особенности эмоциональной сферы у детей с детским церебральным параличом младшего школьного возраста // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 6.
51. Сангаджиева Л.А., Романко О.А. Влияние сми на формирование негативной модели поведения младших школьников Культура, наука, образование: проблемы и перспективы Материалы V Международной научно-практической конференции. Отв. ред. А.В. Коричко. 2016. С. 118-120. 0
52. Соловьев В.С. Криминологическая диагностика масштабов школьного насилия (по материалам анонимного интернет-опроса школьников) // Вестник ВГУ. – 2014. – № 4. – С. 220-231.
53. Тарасенко Н.Н., Слипчук Л.Н.Влияние видеопродукции, содержащей сцены жестокости и насилия на агрессивное поведение младших школьников Психология притеснения: Обидчики и обиженные Материалы четвертой Всероссийской научно-практической конференции. Российская академия образования; Коломенский государственный педагогический институт. 2004. С. 186-189.
54. Таусинова О. К. Влияние насилия в семье на психологическое развитие подростков // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 708-712.
55. Хвыля-Олинтер Н.А. Проблема насилия над детьми в оценках московских школьников // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 1. – С. 143-147.
56. Чирин А.С. Роль психолога в условиях современных общеобразовательных учреждений Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1711.
57. Шахова Р.М. Воспитательный потенциал правовой культуры в профилактике школьного насилия Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 259.
58. Яковлева М. А. Проблема консультирования подростков, подвергшихся физическому насилию в семье // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 917-919.
59. Яковлева М. А. Проблема консультирования подростков, подвергшихся физическому насилию в семье // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 917-919. — URL https://moluch.ru/archive/102/23141/ (дата обращения: 06.02.2018).
60. Яруллина Г.Р., Савина Н.Н. Актуальность проблемы профилактики школьного насилия среди обучающихся подросткового возраста // научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(9).
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней