Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. Теодицея и учение об апокатастасисе в православной религиозно-философской традиции.
1.1. Теодицея как религиозно-философская проблема
Вопрос о справедливости решений Бога с давних времен интересовал ученых и философов. Так появилась теодицея – богословское учение, которое стремилось оправдать Господа, невзирая на существование Зла. Приводились разные версии, выдвигались всевозможные гипотезы, но окончательно точки над «ё» еще не расставлены .
Существует несколько определений этого понятия, основными остаются два. Теодицея это:
Оправдание, справедливость.
Комплекс духовно-мировоззренческих теорий, которые призваны оправдать руководство миром со стороны Бога.
Первым ввел этот термин Лейбниц в 18 веке, хотя до него к этой доктрине обращались и материалисты, и стоики, и христиане, и буддисты, и мусульмане. Но только Лейбниц трактовал Зло в теодицее, как благо для людей, поскольку воспитывает смирение и готовность это зло преодолевать. Известный философ Кант считал, что теодицея - защита высшей мудрости Бога от обвинений человеческого разума. Ориген же вывел свою теорию, которая звучит так: Бог дал человеку свободу, но человек этим даром злоупотребил, что и стало источником Зла.
Что такое теодицея в философии? Такое название получили духовно-мировоззренческие научные труды, которые ставили цель любой ценой оправдать разногласие между верой в милостивого Бога и существованием в мире несправедливости. Теодицея в философии – это :
Свобода в выборе своего пути, жизненного и духовного.
Отрасль общефилософской литературы, которая появилась в 17-18 веках.
Религиозно-философская теория, которая доказывала, что существование зла не может подорвать веру в Бога.
Теодицея в православии.
Теодицея в христианстве приобрела черты учения, которое доказывало логику Нового Завета. На вопрос: «Почему зло творится именем Бога?» святой Августин отвечал так: «Зло происходит из выбора человека, когда он отказывается от добра». А святой Антоний был уверен, что личность делает выбор в сторону зла, поддаваясь искушениям бесов, посему в этом нет вины Бога. Потому, спрашивая: «Кто наказывает за грехи?», получаем ответ: сам человек, своим неправильным выбором .
В христианстве возникло несколько постулатов теодицеи:
Религия не романтизирует зло;
Человек живет в падшем мире, поэтому зло стало частью его переживаний;
Истинный бог тот, кому велит поклоняться государь, а ему – духовники. А их воля уже является волей самого Бога.
Бог и человек - проблема теодицеи.
Проблема теодицеи формулировалась не один год разными учеными и философами, все они выдвигали свои постулаты. Самые известные из них:
сострадание помогает лечить и объединять души людей.
человек ищет свободу в богатстве и статусе, а она – внутри личности, найти ее можно только с помощью веры.
если кто-то в беде, ему нужно помочь для достижения справедливости.
В чем заключается проблема теодицеи? Суть ее в том, как соединить наличие в мире зла со всепрощением, которое исповедует Бог? Почему Господь допускает гибель детей и невинных людей? Отчего самоубийство считается смертным грехом? Позиции были разные, но суть их сводилась к таким ответам:
Бог дает каждому испытание по силам.
Самоубийство – прерывание жизни против воли Господа, только Ему решать, сколько, кому жить в этом мире.
Теодицея в современном мире.
Философы искали оправдания Бога столетиями, но актуальна ли проблема теодицеи в современном мире? Более распространенные 2 позиции :
Модернисты уверены, что теодицея, с учетом проявления того зла, которое несет и технический прогресс, и социальное развитие людей, призвано подтолкнуть общество к общим усилиям в утверждении важных ценностей.
Эзотерики считают, что логической теодицеи быть не может, потому что свобода выбора сама по себе включает возможность морального зла, это заранее предопределено свыше.
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство людей знает, что такое философия и теология. При этом совсем немногим известно толкование термина «теодицея». Это же, между тем, весьма важное философское учение, над некоторыми идеями которого, сами того не зная, каждый размышлял хоть раз в жизни.
Данный термин пришел из древнегреческого. Он образован от слов theos («Бог») и dike («справедливость»).
Когда и кем именно впервые он был использован – не выявлено. Однако задолго до того, как теодицея стала применяться в качестве особого термина, слово фигурировало в отдельных сочинениях многих мыслителей и философов.
Рассмотрев, что значит изучаемое существительное, будет легче понять его значение. Ведь именно в этом названии и кроется суть теодицеи, которая означает совокупность религиозно-философских доктрин, направленных на оправдание наличия зла в мире, при условии, что вселенной управляет всемогущий и добрый Всевышний.
Довольно часто теодицею именуют «богооправданием», хотя на протяжении ее существования некоторые философы и теологи спорили о целесообразности попыток судить поступки Создателя вселенной. Тот же, кто решался рассуждать о причинах страданий людей, всегда должен был строить свои доводы с учетом 4 принципов :
1. Бог существует.
2. Он всеблаг (добр).
3. Всемогущ.
4. Зло реально существует.
Получалось, что сам по себе каждый принцип теодицеи не противоречил другому. Однако если рассматривать их все одновременно, возникали противоречия, объяснить которые пытаются и по сей день.
Данный термин был введен в употребление известным немецким философом, логиком и математиком Готфридом Вильгельмом Лейбницем. Этот человек был поистине универсальным гением. Именно он разработал основы двоичной системы исчисления, без которой не смогла бы существовать информатика.
Помимо этого Лейбниц стал отцом науки комбинаторики и параллельно с Ньютоном разработал дифференциальное и интегральное исчисления. Среди других достижений Готфрида Лейбница – открытие закона сохранения энергии и изобретение первой механической счетной машины, которая умела не только слагать и отнимать, но и умножать, и делить.
Помимо активного увлечения точными науками, Готфрид Вильгельм Лейбниц также занимался философией и теологией. Будучи ученым, он при этом оставался искренне верующим человеком. Причем придерживался мнения, что наука и христианская религия, не враги, а союзники.
Как всякий разумный человек с прекрасно развитым логическим мышлением, Лейбниц не мог не замечать некоторых противоречий в христианских догмах о доброте Всевышнего и всемирном зле. Чтобы как-то уладить этот негласный «конфликт», в 1710 г. ученый опубликовал трактат «Опыт теодицеи о благости Бога, свободе человека и происхождении зла».
Данное произведение стало весьма популярным и дало стимул к окончательному формированию учения о теодицее. Это стало весьма популярной темой для полемики не только в философии, но и в литературе.
Попытки объяснить, почему Творец допускает страдания и несправедливость, были еще в древние времена. Однако в эпоху политеизма (многобожия) этот вопрос рассматривался несколько в другом ключе. Поскольку каждое из божеств имело свою сферу влияния, всегда можно было найти на кого «свалить» вину за проблемы человечества .
Но и в это время мыслители уже задумывались о корне зла в принципе и попустительском отношении к нему высших сил.
Так, одно из первых рассуждений на эту тему принадлежит Эпикуру Самосскому. Он высказал 4 логических объяснения, как добрая высшая сила способна допускать зло.
1. Бог хочет избавить мир от страданий, но это не в Его силах.
2. Бог может спасти мир от зла, но не желает.
3. Бог не может и не хочет избавлять мир от страданий.
4. Бог может и желает спасти мир от страданий, но не делает этого.
Помимо Эпикура, об этом размышляли и другие античные мыслители. Так что уже в те времена было весьма ощутимое проявление теодицеи в философии. Это характерно для трудов Лукиана (диалоге «Зевс уличаемый») и Платона (утверждал, что существование зла не является надежным аргументом против существования Всевышнего и его доброго нрава).
Именно они в дальнейшем были использованы христианским теологами для формирования собственной доктрины. То, что Эпикур, Лукиан, Платон и другие античные философы размышляли над парадоксом существования страданий и божественной доброты еще в эпоху политеизма, говорит о том, что проблема теодицеи старше многих современных религий.
После того как христианство окончательно оформилось как религия и даже приобрело воинствующую форму, несколько столетий философы и теологи не могли позволить себе даже озвучивать мысли о несовершенстве мира. Ведь инквизиция была на страже, готовая лишить жизни, любого, кто посмеет только размышлять о недостатках христианства. А их было немало, причем и светские, и религиозные власти не стеснялись угнетать простых людей, прикрывая свои поступки божественной волей .
Дошло до того, что в Европе стали потихоньку изымать Священное Писание из рук обычных людей, лишая их возможности проверить, правду ли говорят священники и правители. По этим причинам в Средневековье теодицея находилась в подполье. Среди тех немногих, кто хоть как-то касался данной темы, можно назвать легендарного церковного деятеля и философа Августина Аврелия (Блаженный Августин).
В своих трудах он придерживался мысли, что на Боге нет вины за существующее в мире зло, поскольку оно является следствием человеческой греховности. подобная доктрина, кстати, и сегодня используется во многих христианских деноминациях.
В более поздние века (когда церковь утратила свое влияние на общество) довольно модно стало хулить догмы религии. В этом ключе многие размышляли о теодицее. Это стало так же популярно, как в Средневековье сочинять религиозные трактаты.
В ответ на труд Лейбница, который Вольтер считал чрезмерно оптимистичным, этот автор написал собственную философскую повесть «Кандид» (1759). В ней он довольно едко прошелся по многим современным ему реалиях и высказал мысль о бессмысленности страданий. Таким образом отрицая теодицеическую идею, что Бог допускает зло во имя определенной цели.
П.А. Гольбах смог более планомерно раскритиковать все идеи Лейбница. Он высказал мысль о том, что нет места для теодицеи в философии. Это было сделано в «Системе природы» (1770) .
Среди других критично настроенных особ – Ф.М. Достоевский. В своем романе «Братья Карамазовы» он высказывает отрицание растворения мук или вины одной личности в гармонии мирового целого.
Кроме Достоевского, об этом вопросе размышлял Л.Н. Толстой в произведении «Столп и утверждение Истины».
В большинстве современных цивилизованных стран навязывание собственных религиозных взглядов ушло в прошлое и даже карается законом. Таким образом, человек имеет возможность сам выбирать, как ему верить в Бога и верить ли вообще.
Подобная ситуация способствовала возникновению новых аргументов в пользу теодицеи. Это в первую очередь связано с результатами многочисленных экспериментов, которые доказали, что для формирования личности человека и его постоянного развития, ему время от времени необходимы определенные стрессы, от соприкосновения
Показать больше