- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
вам Нужна Магистерская работа ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Теоретические основы развития социальных компетенций выпускников ДОУ
- Готовые работы
- Магистерская работа
- Дошкольная педагогика
Магистерская работа
Хотите заказать работу на тему " Теоретические основы развития социальных компетенций выпускников ДОУ"?43 страницы
28 источников
Добавлена 07.07.2021
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития социальных компетенций выпускников ДОУ 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста 7
1.2. Понятия «социальная компетенция» и «социальная компетентность» 16
1.3. Требования ФГОС по развитию социальных компетенций выпускников ДОУ 24
1.4. Направления и формы развития социальных компетенций выпускников ДОУ 33
Выводы по главе 40
Литература 41
Фрагмент для ознакомления 2
Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождения его в социальный мир взрослых.
По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальной компетентности – способности оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими. Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей.
В новой редакции «Федерального Закона об образовании» сказано, что образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста для успешного их включения в социальную среду, что невозможно без всестороннего овладения специфическими компетенциями.
Развитие разноплановых компетенций ребёнка дошкольного возраста в ФГОС ДО выделено как важнейшая образовательная область. Компетентностное развитие ребенка, ориентированное на его социализацию, способствует расширению горизонтов во всех сферах интересов личности, а не только в процессе дошкольного образования, оно напрямую влияет на социальное благополучие ребенка, его умение познавать мир, общаться, устанавливать контакты и воспринимать новую информацию.
Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее – к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.
Социализация ребенка определяется множеством факторов, среди них его собственная компетентность в социальном взаимодействии, внешняя социальная среда, круг общения, индивидуальные особенности психики и возрастные особенности, общие для всех детей на различных этапах развития.
В работах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной отмечается огромная роль социума в развитии личности, которая не может развиваться и проявлять себя автономно, а напрямую подчиняется воздействию среды, воспитательных технологий, педагогических условий обучения.
Таким образом, вопрос о выборе методов развития социальных компетенций ребенка – один из актуальнейших вопросов современного образования, имеющий исключительно прикладное значение в жизни общества.
В условиях социально-экономических изменений перед образованием поставлена задача не просто дать воспитанникам определенный уровень знаний, умений и навыков по основным направлениям развития, но и обеспечить способность и готовность жить в современном обществе, достигать социально-значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.
Компетентность, в широком ее понимании, позиционируется как обладание некими знаниями и умение применить их на практике (А. П. Журавлев, А. К. Маркова, Л. А. Петровская, Н. Ф. Талызина, Б. И. Хасан, Р. К. Шакуров, А. И. Щербаков и др.). В более узком смысле, социальная компетентность выступает, как качество личности, заключенное в усвоении социальных норм и законов взаимодействия, а так же умения гибко им следовать. Она подразумевает ряд частных компетенций, освещающих разные нюансы социального взаимодействия: активность вступления в социальные контакты, творческий подход к выстраиванию отношений, усвоение этических норм, формирование внутренней социальной позиции и способность регулировать межличностные отношения.
Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время развитие социальной компетентности становится необходимой задачей образовательной программы, призванной подготовить ребенка к активному взаимодействию с социумом и самореализации в нем.
Цель: Разработать комплекс учебных занятий по развитию социальных компетенций выпускников дошкольных образовательных учреждений.
Исходя из вышесказанного можно сформулировать противоречие между необходимостью развития социальной компетентности выпускников ДОУ и недостаточной методической разработанностью материалов по развитию отдельных социальных компетенций.
Проблема исследования: в настоящее время существует необходимость методически обосновать развитие частных социальных компетенций у выпускников ДОУ в соответствии с ФГОС.
Объект исследования: социальная компетентность выпускников детских образовательных учреждений.
Предмет исследования: развитие частных социальных компетенций у выпускников детских образовательных учреждений в рамках формирования их социальной компетентности.
Задачи исследования:
1) Дать психолого-педагогическую характеристику старшего дошкольного возраста;
2) Определить понятие «социальная компетенция»;
3) Рассмотреть требования ФГОС дошкольного образования в сфере формирования социальной компетентности ребенка;
4) Выделить направления и формы развития социальных компетенций;
5) Проанализировать сложившуюся практику в деле формирования различных социальных компетенций у старших дошкольников;
6) Разработать практические рекомендации по формированию социальных компетенций и апробировать их в практике работы с дошкольниками.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав и семи параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Глава I. Теоретические основы развития социальных компетенций выпускников ДОУ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст – наиболее благоприятен для социального развития личности ребенка. В этом возрасте уже на высоком уровне сформированы речевые навыки, потому ребенок активно выстраивает взаимодействие со взрослыми и со сверстниками. Он вступает в разнообразные социальные контакты и задача взрослого, педагога, здесь – научить дошкольника нормам такого взаимодействия, которые обеспечат его успешность в общении и самореализации.
Психическое развитие в старшем дошкольном возрасте строится на следующих ключевых моментах. Достижения в психическом и личностном развитии ребенка являются закономерным результатом, которого он достигает в период дошкольного детства, служат необходимой основой перехода к следующему этапу детства — школьному. Как подчеркивал выдающийся детский психолог академик А. В. Запорожец, дошкольное детство играет «особую роль в общем процессе формирования человеческого мышления и человеческой личности в целом».
Изменения происходят главным образом внутри видов деятельности, характерных для дошкольного возраста, в системе имеющихся в этом возрасте взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками и при соответствующих формах воспитания и обучения в детском саду и семье.
В значительной мере развитие ребенка происходит в игровой деятельности, где он отображает взаимоотношения и действия взрослых людей. В игре дети осознают их социальную ценность.
В развитии ребенка выделяют сензитивные периоды, когда психика предрасположена к восприятию информации по определенному каналу, и эти особенности возраста используют в педагогике для воздействия на обучающихся. Проблемами сензитивности возраста занимались М. М. Кольцова, Д. Б. Эльконин, Б. Г. Ананьев и др.
Дошкольное детство сензитивно для овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
Старший дошкольный возраст – это возраст, когда ребенок уже успешно преодолел кризис трех лет и воспринимает себя как отдельную самостоятельную личность с собственными взглядами и желаниями, потому готов по своей инициативе ступать во взаимодействие с другими людьми и предъявлять к социальному взаимодействию свои специфические требования.
Дошкольный возраст сензитивен для развития самосознания (по Л. С. Выготскому) и эго-идентичности (по Э. Эриксону) и усвоения социальных паттернов поведения. Дошкольник стремится самоутвердиться в обществе сверстников, получить особую индивидуальную роль в игре, которая отличала бы его от остальных участников, привлечь внимание взрослого к своим рисункам, поделкам, другим творческим достижениям, поделиться своими индивидуальными эмоциями.
В старшем дошкольном возрасте происходит физиологическое развитие организма, уже не такое бурное, как в младенчестве, но все еще достаточно значимое для индивида. Утомляемость ребенка в этот период довольно высока, его внимание еще в стадии формирования, произвольность внимания невелика, что может стать причиной плохого контроля над поведением, пренебрежения дисциплиной, излишне эмоциональных реакций, обидчивости.
Слабо осознаются мотивы собственных действий. От педагогов и родителей требуется готовность снисходительно отнестись к противоречиям в поведении дошкольника, и продолжать работу по формированию его волевой сферы, которая будет напрямую задействована в школьном обучении.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, водителя, пирата — и образцы его действий. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью.
Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка.
В этот период высока мотивация учения, что объясняется увеличением познавательного интереса к окружающему миру, а также восприятием школьной деятельности, как новой ситуации, таящей новые возможности. Ребенок с энтузиазмом относится к подготовке к поступлению в начальные классы.
С другой стороны, у него еще не формируются зрелые формы учебной мотивации, не раскрывается смысл учебы как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию. Учеба воспринимается дошкольником как возможность вызвать внимание к своим интеллектуальным достижениям, вступить во взаимодействие, вести диалог со взрослым, пережить ситуацию успеха. Эмоциональный компонент здесь задействован сильнее, чем знаниевый.
Для ребенка важно найти социальную нишу, примерить разные социальные статусы (что он активно делает в ролевой игре и инсценировках), понять свой собственный статус, он мечтает о самовыражении, о признании и похвале со стороны взрослого и соучеников.
Дошкольник ориентирован на межличностное общение со сверстниками, оно является основой для получения опыта социального взаимодействия, ограничение в таком общении (например, когда ребенок не посещает ДОУ или часто болеет) негативно сказывается на всем развитии ребенка, неудачи в общении сильно угнетают его, могут являться причиной подавленного состояния, иногда даже психосоматических заболеваний, заикания.
Дошкольник довольно конформно относится к мнению взрослого и группы сверстников, поскольку у него еще не сформированы собственные ценности, и он учится взаимодействию на примере окружающих. Если общество демонстрирует ребенку неправильные паттерны поведения (ругань и конфликты в семье), то он усваивает их как должное, не умея оценить их и отказаться от них, а затем сам реализует эти паттерны в общении.
Влияние родителей в старшем дошкольном возрасте еще достаточно велико, ребенок во многом ориентирован на восприятие их ценностей, родители являются для него наиболее значимыми фигурами и мерилом социального взаимодействия. Острый период взаимодействия со взрослым (кризис трех лет) уже позади и до подросткового возраста у ребенка сохраняются достаточно близкие и доверительные отношения с родными.
Благоприятно воздействует на социальное развитие дошкольника та семья, где родители не препятствуют социальным контактам ребенка, где дети вместе с товарищами участвуют в общих со взрослыми делах, в развлечениях, походах, спектаклях, где ребенок постоянно ощущает поддержку и одобрение взрослых.
Дошкольное детство – это период, когда память ребенка легко воспринимает огромные объемы информации, в том числе социальной, создавая основные поведенческие модели, которые будут использованы и в дальнейшие возрастные периоды. Кроме того, усвоение социальных навыков здесь происходит органично, без дополнительного усилия, в игре, общении, в деятельности, которая продиктована собственным интересом ребенка, его познавательной инициативой. Ребенок 5-7 лет не просто активно овладевает социальным пространством — он творчески осваивает окружающую действительность, не только накапливая информационный материал о социальных отношениях механически, но интуитивно усваивая правила поведения.
Социальное взаимодействие дошкольника ценно не только само по себе – оно служит активному развитию всех психических процессов, в частности мышления, речи, воображения, восприятия, оно является показателем общего психического развития дошкольника и его готовности вступить в школьную жизнь с ее систематическим обучением и более твердым регламентов поведения, чем в ДОУ.
Формируясь у ребёнка по мере овладения языком, социализация проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов. Социальная картина мира ребёнка формируется под влиянием взрослых и в огромной степени зависит от количества общения и его качественных характеристик, эмоционального наполнения взаимодействия, инициативы всех участников общения, правильно сформированного окружения и от целенаправленного воспитания социальной культуры.
В процессе взаимодействия с коллективом сверстников у ребенка появляются острые вопросы о его социальной роли: справляется ли он с заданиями, хотят ли сверстники с ним играть, вызывает ли его творчество и идеи одобрение окружающих.
Потребность занимать уважаемое положение среди товарищей вызывает у ребенка потребность в самопрезентации собственной личности, потому дошкольники любят проявлять себя в выступлениях, чтении стихов, охотно демонстрируют свои поделки.
Особое внимание дошкольник уделяет своим недостаткам, но представление о них формирует только со слов взрослого, потому что его самооценка еще не позволяет взглянуть на себя со стороны.
В дошкольный период закладывается база в суждениях ребенка о себе, но говорить об адекватной и постоянной самооценке еще рано – этот процесс продлится весь период обучения в младшей школе.
Изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений.
Дошкольник часто прибегает к копированию внешних проявлений – одежды, каких-то ярких поведенческих стереотипов. Потому дошкольницы активно интересуются материнским макияжем, любят рассматривать инструменты для макияжа, делать себе различные прически, играть в парикмахерскую. Мальчики по-своему проявляют этот процесс, подражая взрослым, например, в одежде, или манере поведения.
Такая хаотически инициируемая ролевая игра помогает ребенку понять мир взаимоотношений взрослых людей. При внимательном отношении к дошкольнику и помощи ему в выборе заимствуемые социальных черт, педагог может оказать большое положительное влияние на развитие подопечного: например, вместо интереса к макияжу в таком раннем возрасте воспитать стремление к опрятности.
Нередко дошкольник в процессе своей социализации приобретает девиации как негативного, так и позитивного характера: например, драчливость или слишком мягкий характер, не позволяющий постоять за себя. Учитывая значимость семьи на этом этапе, имеет смысл утверждать, что и на девиацию индивида она оказывает существенное влияние, прямое или косвенное, потому работа с родителями является для педагога ДОУ немаловажным направлением деятельности.
Плохие условия проживания и низкое материальное положение могут стать фактором отставания ребенка в психическом развитии. Для дошкольника огромное развивающее значение имеет предметная среда, наглядные пособия, возможность получать разные тактильные ощущения, знакомиться с новыми предметами, совершенствовать мелкую моторику рук в работе с предметами, что напрямую связано с успешностью формирования уверенной речи. При условиях проживания, не соответствующих норме, ребенок не получает достаточно внешних стимулов для гармоничного развития, что закономерно вызывает замедление роста психических характеристик.
Воспитание ребенка в неполной семье (без участия матери или отца), как правило, оставляет отпечаток на его личности в дальнейшем. Нарушается половая идентичность, а также возникают другие психические отклонения, способные повлиять на жизнь взрослого индивида в обществе. Зачастую важен дефицит воспитания и внимания, когда единственный родитель работает.
Важным фактором является и многодетность семьи. Дети в таких семьях с меньшей вероятностью могут стать эгоистами, а также они учатся делиться, жить со сверстниками, их навыки общения и взаимодействия формируются быстрее. Но всегда возникает риск того, что ребенку не будет уделено достаточно внимания, особенно если он старший из детей, а также многодетным семьям часто не свойственно хорошее материальное положение.
Семьи, в которых есть усыновленные дети, выполняют важнейшую социальную функцию – адаптация и социализация сирот и детей, чьи родители утратили родительские права. Но в таких семьях всегда остро стоит вопрос переживания детьми своей «оставленности», если ему пришлось пережить период в детском доме, что может вылиться в заниженную самооценку. Часто помощи психолога требует процесс установления доверительных отношений ребенка и опекуна.
Можно выделить некоторые наиболее часто встречающиеся негативные отклонения в семьях, которые оказывают влияние на поведение дошкольника:
1. Физическое насилие (провоцирует уже самого ребенка проявлять агрессию к окружающим, а так же замыкаться от социального взаимодействия),
2. Вседозволенность (мешает адекватно определить границы нравственности поступков, развести понятия «хорошо», «плохо», «можно», «нельзя»),
3. Отсутствие контроля, эпизодический контроль со стороны родителей (ребенок предоставлен сам себе и его социальное развитие не происходит полноценно),
4. Чрезмерный контроль (мешает развитию самостоятельности, самореализации, как правило, провоцирует заниженную самооценку),
5. Проблемы внутрисемейных отношений (при негативных отношениях между членами семьи дошкольник реализует в своих отношениях тот же поведенческий шаблон: если родители склонны выяснять отношения криком, то он поступает так же),
6. Личностные особенности родителей (ребенок часто неосознанно заимствует какие-то черты у родителей, например, склонность к ипохондрии, склонность к тревоге или излишне нервозному поведению, плаксивость).
Ведущие мотивы обучения в ДОУ и подготовки к школе: интерес к самому пребыванию в обществе сверстников, к первым результатам учебного труда, общий интерес к учению как общественно значимой деятельности, желание поощрения, стремление сравнивать свои результаты с чужими.
В дошкольном возрасте дети воспринимают на веру все суждения и рассуждения педагога в любой предметной области, заучивая их механически, а не осмысливая преподаваемый материал. А они пока не стремятся иметь свою точку зрения, но с удовольствием пересказывают информацию, полученную от учителя: и самому педагогу, и родителям, и друг другу.
Плодотворное направление работы в этом возрасте – попытка построить взаимосвязь обучающей и игровой деятельности так, чтобы они не конкурировали за время дошкольника, и не существовали одна в ущерб другой, а качественно взаимодополняли друг друга.
Стоит показать дошкольнику, что те знания, и способы получения знаний, которые он осваивает игровой деятельности, он может творчески применить и в обучении.
1.2. Понятия «социальная компетенция» и «социальная компетентность»
Дошкольный возраст для развития личности ребенка является важнейшим этапом, когда происходит накопление большей части опыта для дальнейшего социального взаимодействия.
Здесь ребенок вступает в общество, впервые переживает процесс социализации в большом коллективе, вне семьи. Благодаря педагогам дошкольного образования он познает мир культуры, языка, участвует в предметной и общественной деятельности.
Познание ребенком мира в этот период своеобразно и неповторимо, и идет с большой интенсивностью, которая уже не будет достигнута даже в подростковом возрасте с его острым интересом к социальным отношениям.
Потому задачей ДОУ становится создать для ребенка комфортное пространство, где он сможет участвовать в социальном взаимодействии, вступать в контакт со сверстниками и доброжелательно настроенным взрослым, примерять на себя различные роли в игре, проявлять свои интересы и способности.
Накопление ребенком под руководством взрослого ценного социального опыта – вот путь, который способствует, во-первых, раскрытию личностного потенциала дошкольника и, во-вторых, успешному вступлению во взрослую жизнь. Личностный потенциал – не только дошкольника, но и человека в целом – не может реализоваться полноценно без наличия у него социальной компетентности на том уровне взаимодействия, который продиктован его возрастом и положением в социуме.
К личности дошкольника в этом смысле предъявляются менее строгие требования, чем к детям старшего возраста или ко взрослому. Уровень социальных обязанностей дошкольника сосредоточен вокруг обучения и развития, а так же способности выстроить бесконфликтные продуктивные отношения со сверстниками.
Именно по этим критериям определяется уровень социальной зрелости дошкольника, особенно старшего дошкольника: умеет ли он разрешить конфликт с соучеником, проявляет ли инициативу во взаимодействии с другими, свойственны ли ему творческие решения в социальном поведении, демонстрирует ли он познавательную мотивацию и интерес к окружающему миру.
Отставание в развитии у ребенка этого возраста зачастую проявляется не только в снижении интеллектуального уровня по сравнению с уровнем сверстников, но и в деформации социального поведения: повышенной агрессии, отказе вступать в отношения и т. д.
В развитии дошкольника остро стоит вопрос о формировании у него социальной компетентности.
Социальная компетентность – система знаний о социальной действительности и себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях.
Социальная компетентность предполагает взаимозависимость ребенка и социума, где оба компонента этого взаимодействия предъявляют друг к другу определенные требования. Ребенок не может быть исключительно продуктом социального воздействия, он имеет специфические социальные потребности, и отправляет обществу свой запрос на их удовлетворение: это потребность в общении, в совместной игре, обмене знаниями, эмоциональном взаимодействии и ощущении эмоциональной общности.
Аналогично общество предъявляет к ребенку требования по соблюдению устоявшихся в культуре норм поведения, что подразумевает овладение этими нормами, их отработку в игре, накопление знаний о культурных традициях социума, получение личного опыта социального взаимодействия.
Высокий уровень социальной компетентности предполагает способность человека взаимодействовать с обществом, не допуская серьезных ошибок, поддерживая в оптимальном состоянии свои эмоциональные структуры, не вступая в отношения деструктивного противостояния с другими членами социума.
В самом общем виде социальная компетентность может быть представлена как понимание отношений «я» - «общество», умение выбрать правильные социальные ориентиры и организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами, или как социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.
В составе социальной компетентности выделяют частные социальные компетентности, освещающие получение личностью знаний в разнообразных отдельных сферах социального взаимодействия. Таким образом, понятия социальной компетентности и компетенций соотносятся так: компетенция — это сфера владения неким социальным навыком, а компетентность — это уровень овладения социальным взаимодействием в целом.
По сути своей социальная компетентность представляет собой адаптационное явление. Она подразумевает приспособление ребенка к среде развития и ответное приспособление среды к некоторым потребностям самого ребенка. Очевидно, что адаптация, социализация предполагает изучение ребенком общества методом проб и ошибок, и для этого ДОУ предоставляет ему комфортную среду, педагог дает подсказки в сложных социальных ситуациях.
Чем больше опыт социального взаимодействия ребенка, тем большее количество ситуаций охвачено его памятью, потому ему легче вступать в общественные отношения, если он уверен, что для большинства вариантов развития событий он имеет шаблон поведения и опыт разрешения ситуации.
Дошкольник, который в силу внешних причин (например, не обучаясь в ДОУ) не накопил достаточного опыта взаимодействия в разноплановых ситуациях, будет не уверен в социальном взаимодействии, его инициатива в социальных отношениях и отклик на чужую инициативу будут слабы, поскольку ребенок, не имея опыта, не знает, чего ожидать от общения и потому испытывает стресс.
Особенно травматичны эти переживания могут быть, если происходят не в адаптированном под нужды ребенка пространстве ДОУ, а в ситуациях обычной жизни, которые гораздо более непредсказуемы, чем организованная среда.
В. Н. Куницына выделяет в составе социальной компетентности шесть компонентов:
1. коммуникативную компетентность,
2. вербальную,
3. социально-психологическую компетентность,
4. межличностную ориентацию,
5. эго-компетентность,
6. собственно социальную компетентность.
Социальная компетентность состоит из нескольких компонентов:
- мотивационного, включающего отношение к другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;
- когнитивного, который связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника, способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т. д.);
- поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.
Под социальной компетентностью дошкольника понимается качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоения ребёнком этих этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений.
Накопление социального опыта в старшем дошкольном возрасте во многом связано с подготовкой ребенка к вступлению в школьную жизнь, с ее специфическими требованиями. Школа предъявляет к ребенку особые требования в сфере соблюдения социальных норм, умения общаться в коллективе, усваивать знания, соблюдать правила школьного обучения.
ДОУ ставит перед собой задачу в упрощенной форме познакомить ребенка с этой формой социальной жизни. С детьми старшего дошкольного возраста практикуются мини-уроки по типу школьных, детей обучают поднимать руку для ответа на вопрос, они заучивают стихи, овладевают основами математики.
Такая форма работы, направленная не только на обучение дошкольника, но и на формирование у него навыков учебного взаимодействия, помогает ребенку подготовиться к школьной жизни. Она является своеобразной роевой игрой, в которую включен педагог.
Таким образом, социальная компетентность дошкольника предполагает знания, умения, навыки ребёнка, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду.
Компетентностный подход в образовании в последнее десятилетие рассматривается как один из ключевых подходов в современных образовательных системах на уровнях общего и профессионального образования.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Акулинина И.А. Особенности формирования этнокультурной компетенции детей старшего дошкольного возраста // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №7. С.229-232
2. Балалиева О. В. Социальное партнерство как организационная инновация дошкольного образовательного учреждения // Научные исследования в образовании. 2009. №5. С.16-19
3. Баширова Т.Б. Справочник по социальной компетентности выпускника специальной (коррекционной) школы. Учебно-методическое пособие. — Иркутск: ИПКРО, 2014. — 56 с.
4. Белоусова Г.Е. Психологическая и педагогическая сущность понятия «Социальная компетенция детей дошкольного возраста» // Челябинский гуманитарий. 2014. №2 (27). С.14-21
5. Беляева Т.Б. Модель социальной компетентности // Вестник новгородского государственного университета, 2005 – №31 – С. 8-12
6. Берберян А.С., Дорошина И.Г. Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия. Пенза – Шадринск – Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. – 322 с.
7. Блинов Л.В., Карпенко В.Л. Межкультурное взаимодействие - концепт социальной компетентности личности. 2-е изд., испр. и доп. — Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2016. — 155 с.
8. Богомягкова О. Н. Системный семейный подход в обеспечении психологического здоровья ребенка // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. №1. С.137-150
9. Дугарова Т. Ц. Государственно-общественное управление в дошкольной образовательной организации: формирование духовно-нравственных компетенций дошкольников // Вестник ТГПУ. 2015. №11 (164). С.9-13
10. Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5—7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 64 с.
11. Калинина Н.В., Лукьянова М.И. Психологические аспекты развития социальной компетентности школьников. Монография. — Ульяновск: УИПКПРО, 2002. – 208 с.
12. Кудрявцев В.Т. Ребенок на пороге ученичества: воображение как условие развития общения старших дошкольников // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2015. №2. С.87-98
13. Кудрявцев В.Т., Фаттахова Д.И. Ученичество как позиция в новой социальной ситуации развития: роль воображения в ее освоении // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. С.72-72
14. Кузнецова Г.Н. Подготовка педагогов ДОУ к педагогическому сопровождению социального развития ребенка дошкольного возраста // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2015. №4 (25). С.103-107
15. Николаева А.Г. Образовательное пространство современного дошкольного учреждения как средство развития социальной активности старших дошкольников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2011. №129.
16. Романова Е. А. Формирование социальных и личностных компетенций детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательной среде // Проблемы современного образования. 2010. №2. С.90-92
17. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности дошкольников в гетерогенной социальной среде // СДО. 2017. №9 (81). С.10-20
18. Сафонова Т. В., Волкова О. В. Реализация задач патриотического воспитания дошкольников в условиях внедрения национально-регионального компонента // Интеграция образования. 2008. №4. С.53-55
19. Сидорова А.В. Креативная образовательная среда предшкольного образования: вопросы преемственности // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. С.897-899
20. Скворцова С. А. Модель коммуникативной компетенции // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. №2. С.277-280
21. Содномова Н.Б. Особенности формирования социальных компетенций у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Теория и практика общественного развития. 2013. №12. С.44
22. Титова О.В. Терминологическое пространство проблемы формирования позитивных социальных компетенций у детей дошкольного возраста // Челябинский гуманитарий. 2017. №1 (38). С.74-80
23. Трубайчук Л. В. Формирование общекультурных умений у детей дошкольного возраста // Вестник БГУ. 2014. №4-1. С.41-45
24. Учурова С.А. Развитие социальной компетентности в образовательном процессе. Екатеринбург: УрФУ, 2011. — 196 с.
25. Федеральный государственный стандарт образования для дошкольных учреждений. Электронный ресурс. Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html Дата обращения: 19.02.18
26. Финогенова Н.В. Использование подвижных игр в формирование социальных компетенций детей дошкольного возраста // Концепт. 2013. №S8. С.41-45
27. Ялова Л.Н. Формирование социализованности мальчиков и девочек в дошкольной образовательной организации // Челябинский гуманитарий. 2013. №4 (25). С.89-99
28. Ярулина Л.П. Организация развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения как фактор готовности ребёнка к школе // Вестник ЧГПУ. 2009. №11-1. С.189-200
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней