Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сотрудники современных организаций испытывают давление рабочих требований при карьерных перемещениях, реорганизациях, подведении результатов деятельности, кризисном управлении, необходимости принимать рискованные решения при дефиците необходимой информации, быстро учиться новому, осваивать технические нововведения (и использовать их не только в пределах официального рабочего времени). Каждый сотрудник организации использует разные стратегии выживания в этих условиях и построения своей персональной траектории внутри и вне организации в зависимости от занимаемого уровня в организационной иерархии. Опираясь на личностные ресурсы, сотрудник не только способен выживать в организационной среде, но и испытывает такие позитивные состояния, как увлеченность работой и удовлетворенность трудом, характеризующие субъективное благополучие сотрудника в организационном контексте (Шауфелли, Бесккер, 2010).
Увлеченность работой является одним из центральных феноменов позитивной организационной психологии и представляет собой позитивное состояние человека на работе. Увлеченность работой достаточно хорошо описана в трудах зарубежных исследователей, но при этом наблюдается дефицит исследований данного феномена в русскоязычной психологической академической литературе (Мандрикова, 2012), причем зачастую увлеченность работой смешивают с понятием «вовлеченность в работу».
Подчеркивается также связь увлеченности работой с продуктивностью и эффективностью деятельности, а также с организационной лояльностью, текучестью кадров и удовлетворенностью трудом (Беккер, 2010).
Одной из наиболее широко распространенных теоретических моделей, интегрирующих представления о внутренних и внешних факторах, определяющих увлеченность работой и связанные с ней феномены, является интегративная модель увлеченности работой, предложенная в контексте подхода соотношения ресурсов и требований (Шафуелли, Саланова, 2007). В этой модели описывается роль персональных ресурсов, а также рабочих требований для увлеченности работой, а также общей продуктивности человека на работе и его удовлетворенности своим трудом. (Шауфелли, Бесккер 2010), которые помогают редуцировать рабочие требования, связанные с высокой психофизиологической и психологической «ценой» (например, решение конфликтных ситуаций, стрессы, сверхурочная работа, тяжелый физический труд, многочисленные перелеты и т.п.); достигать поставленных рабочих целей, а также стимулируют личностный рост, обучение и развитие.
Всем вышесказанным определяется актуальность исследования.
Проблема исследования заключается в неразрабьотанности темы взаимосвязи персональных ресурсов сотрудников и их увлечённости работой.
Предметом исследования является взаимосвязь между феноменами увлеченности работой и персональными ресурсами.
Целью исследования является изучение особенностей взаимосвязи увлеченности работой и персональными ресурсами у представителей сферы обслуживания.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. провести теоретический анализ исследований увлеченности работой и персональными ресурсами, их взаимосвязей, факторов развития;
2. проанализировать и сопоставить содержание проявлений увлеченности и ресурсов;
3. Выявить взаимосвязи ресурсности сотрудников и их увлеченности работой
4. Сравнить уровень увлеченности работой у педагогических работников и сотрудников административного аппарата.
5. Разработать психологические рекомендации для сотрудников профессиональной сферы «человек-человек» с целью повышения уровня увлеченности работой и профилактики эмоционального выгорания.
Научная новизна. В работе проведен содержательный анализ и сопоставление проявлений увлеченности работой и персональными ресурсами, и результаты анализа обосновывают позицию о том, что рассматриваемые феномены не являются антагонистическими. Показано, что существуют как взаимоисключающие проявления увлеченности и ресурсами, так и аспекты, не являющиеся противоположными.
Теоретическая значимость проведенной работы состоит в углублении понимания содержания феноменов увлеченности работой и персональными ресурсами и особенностей взаимосвязи между ними.
Практическая значимость. Исследование взаимосвязей между феноменами увлеченности и ресурсами важно для разработки практических мер по оптимизации самочувствия работников, сохранению их внутренних ресурсов и повышению удовлетворенности от труда.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: положения системного и субъектно-деятельностного подходов в психологии (Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, А.Н. Леоньтев, К.А. Абульханова-Славская, Л.Г. Дикая, В.А. Бодров, Д.Н. Завалишина, А.А. Обознов, Е.А. Климов), концепции персональными ресурсами (Маслач, В.Е. Орел, Т.И. Ронгинская, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, В.В. Бойко, А.А. Рукавишников) и увлеченности работой (Вю Шафуелли, В. Беккер, Р. Саланова).
Глава 1 Теоретические проблемы взаимосвязи персональных ресурсов сотрудников и их увлечённости работой
1.1 Понятие персональных ресурсов в отечественной и зарубежной психологической науке
Тема ресурсов является очень важной не только в терапии, но и в повседневной жизни. Ресурсы прямо влияют на наши возможности, определяют, чего мы можем достичь в этом мире, а чего нет, от них зависит количество времени, которое прийдется затратить на достижение тех или иных целей. Каждому человеку важно не просто понимать, какие существуют ресурсы и какими из них он обладает, а какими нет, но и уметь ими пользоваться, распределять, правильно инвестировать, чтобы быть эффективным в достижении поставленных целей.
В современной психологии понятие ресурс, разрабатывают Бодров В.А., Водопьянова Н.Е., Муздыбаев К. На основании их аналитических работ, ресурс – это:
1. физические и духовные возможности человека, мобилизация которых купирует состояние стресса;
2. средства к существованию, жизненные ценности, образующие потенциал, для совладания с неблагоприятными жизненными ситуациями.
3. внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях: эмоциональные, мотивационно-волевые, поведенческие, когнитивные конструкты, актуализирующиеся в период адаптации к стрессогенным ситуациям.
В психологии современности понятие «ресурсы» рассматривалось в научных работах Бодрова В.А., Водопьяновой Н.Е., Муздыбаева К. и др.
Например, В.А. Бодров, в рамках разработки теории психологического стресса, подвергает рассмотрению понятие «ресурс» .обратимся к его определению понятие «резурсы»: «они являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способы (стратегии) поведения для предотвращения или купирования стресса» [3, с. 115-116].
К. Муздыбаев отмечает, что «психологические ресурсы» необходимо анализировать под практическим углом. Рассматривать их как некоторое средство жизни, возможность людей, как факторы которые человек использует, чтобы восполнить дефициты среды. Так же он рассматривает «психологические ресурсы» как жизненные ценности, которые образуют реальный потенциал для совладания с неблагоприятными жизненными событиями [11].
Как мы видим, понимание термина «психологический ресурс» представлено во многообразии психологических подходов. В данной работе, мы опираемся на трактовку термина «психологический ресурс» предложенную в работах Н.Е. Водопьяновой , Куликова Л.В. и С. Хобфолла, так как авторами наиболее полно раскрываются психологические компоненты ресурсов личности. При этом, компоненты и содержательные характеристики, выделенные авторами, можно рассматривать как систему. В исследованиях Иваницкого А.В. заключается, что «система психологических ресурсов личности актуализируется во взаимодействии человека с жизненной средой», это представляет собой непрерывный процесс раскрытия потенциала личности, определяющийся в ее деятельности, образе жизни, ценностно-смысловых подсистемах [16]. Одна из функций психологических ресурсов личности – защита от стресса, и адаптация к жизненным условиям.
С. Хобфолл добавляет, что в рамках ресурсного подхода, рассматривают как личностные, так и внешне-средовые ресурсы. В данной работе нас интересуют в первую очередь личностные ресурсы, в них автор включает «внутренние интраперсональные переменные (самоуважение, профессиональные умения, 21 оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований), психические и физические состояния, волевые, эмоциональные и энергические характеристики необходимые для сохранения здоровья.
Отечественные исследования Н .Е . Водопьяновой, Т.Ю . Ивановой, Т. О . Гордеевой, Д .А. Леонтьева, Е . И . Рассказовой, С.Л. Соловьевой и др. базируются на представлении о ресурсах как важных психологических феноменах, опосредующих связь между стрессогенными событиями и психологическим состоянием человека [4; 6; 8; 11; 15].
Согласно теории сохранения ресурсов С Хобфолла, под ресурсами понимается тот значимый капитал человека, который складывается из материальных объектов, факторов, связанных с социо-экономическим статусом человека, условий жизни человека, персональных и энергетических характеристик [18].
По мнению С. Хобфолла, человеку свойственно наращивать свой потенциал и создавать определённый запас ресурсов, что позволяет ему чувствовать себя защищённым перед лицом стрессов Нарушение баланса между приобретёнными и израсходованными ресурсами в пользу последних является ключевым моментом для возникновения вредоносного стресса. Важным моментом теории сохранения ресурсов является положение о том, что значимость потерь и приобретений ресурсов неоднозначна .
Также предложена значимая категоризация ресурсов Куликовым Л.В., по его мнению, в психологические ресурсы личности входят [21, 88]:
1. Сила Я-концепции, самоуважение, самооценка, ощущение собственной значимости, самодостаточность;
2. Активная жизненная установка;
3. Позитивность и рациональность мышления;
4. Эмоционально-волевые качества;
5. Физические ресурсы, отношение к здоровью, восприятие здоровья как ценности.
И.В. Дубровиной к этому списку добавляются: самодостаточность, интерес к жизни, свобода мысли и инициатива, увлеченность, активность и самостоятельность, ответственность и способность к риску, вера в себя, уважение других, способность к сильным чувствам и переживаниям, осознание своей индивидуальности, способность к творчеству [15, 110].
Зарубежным исследователем С. Мадди психологический ресурс приравнивается к жизнестойкости – психологической живучести, и эффективности человека, выступающих в качестве показателя психического здоровья человека [22, 88-101].
В жизнестойкость также входят: - вовлеченность в процесс жизни, - уверенность в подконтрольности жизненных событий и стремление их контролировать, - принятие вызова жизни, готовность к риску и способность изменяться в течении жизни. Не менее значимым компонентом жизнестойкости, является «смысл жизни»- данный компонент выделен в работах Л.А. Александровой. «Смысл жизни предопределяет вектор жизнестойкости, и жизни человека в целом» - пишет Л.А. Александрова [4, 83-84].
В исследовании Доренуэнда [51] установлены существенные связи между синдромом деморализации (приобретенная диспозиция, которую можно охарактеризовать ощущением сниженной самооценки, не состоятельности, безысходности, фаталистическим настроением, неясными страхами перед грядущим и вообще подавленным состоянием) и клинически выделяющимся симптомами.
Б. Бэк [19] отмечал, что недостаток персонального контроля над условиями собственной жизни усматривается как важная опосредующая переменная величина между низкой позицией слоя и болезнью. В слабо выраженном "чувстве контроля" предполагается наличие значимой причины для повышенной нормы заболеваемости и смертности нижнего социального слоя [14].
Г. Штайнкамп в своем труде "Смерть болезнь и социальное неравенство" отмечает, что: «все упомянутые признаки различной сложности сосредоточиваются на объективно данной или субъективно оцененную возможность личности контролировать релевантные условия и виды деятельности соответственно собственным целям, потребностям и интересам и уметь влиять на них. Из всех убеждений о себе и обществе, которые могут увеличить или уменьшить дистресс, чувство контроля над жизнью может наиболее важно» [18, с. 131].
В соответствии с качеством «персональных ресурсов», которые бывают в распоряжении личности, в различных жизненных трудностях выстраивается общая копинг-стратегия. «Персональные ресурсы» зависят от истории личности, её социальных связей, исходящих от них импульсов развития или наличия психологических травм. Вместе с тем не одинаково разделены не только нагрузки личности, в различных социальных положениях, но и имеющиеся у них ресурсы. Будущие исследования должны будут уточнить контрольный конструкт и более точно выявить его зависимость от социально-специфических варьирующихся условий жизни и труда.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1 Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Исаева Е.Р., Трифонова Е.А., ЩелковаО.Ю., Новожилова М.Ю., Вукс А.Я. Методика психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями. СПб.: Психоневрол. ин-т им.В.М. Бехтерева, 2009. 38 с.
2 Величковский Б.Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу // Вестник МГОУ. Сер. «Психологические науки». 2007. №3. С. 105–112.
3 Водопьянова Н. Е., Старченкова ЕС Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2005. 358 с.
4 Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. Серия "Практикум". СПб.: Питер, 2009. 336 с.
5 Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. // Т.3 Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
6 Гордеева Т.О. Оптимизм как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / под редакцией Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. C. 131-177.
7 Гордеева Т.О. Самоэффективность как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под редакцией Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. C. 241-266.
8 Доминяк В. Измерение лояльности: действующая модель // Персонал-Микс. 2004. №2. c.114-119 (начало). №3. C. 105-108 (окончание).
9 Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал. 1989. Т. 10, № 2. С.122-131.
10 Ильясов Ф.Н. Удовлетворенность трудом (анализ структуры, изменения, связь с производственным поведением) / под ред В. Г. Андреенкова. А.: Ылым, 1988. 100 с.
11 Калашникова О., Леонтьев Д.А., Рассказова Е. И., Черняева
М. Личностные ресурсы и суицидальная идеация в опосредствовании
суицидального поведения // Суицидология. 2010. № 1. С. 55-57.
12 Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. 368 с.
13 Кожевникова Е. Ю. Личностные ресурсы преодоления ситуации социально-экономической депривации: дис. … канд. психол. наук. Краснодар, 2006. 247 с.
14 Корнилова Т.В. Новый опросник толерантности — интолерантности к неопределенности // Психологический журнал. 2010. Т. 31, № 1. С. 74—86.
15 Корнилова Т.В., Чумакова М.А., Корнилов С.А., Новикова М.А. Психология неопределенности: единство интеллектуально-личностного потенциала человека. М.: Смысл, 2010. 328 с.
16 Кутузова Д.А. Организация деятельности и стиль саморегуляции как факторы профессионального ресурсами педагога-психолога: Автореф.дис. ... канд.психол.наук. М., 2006.- 21 с.
17 Мандрикова, Е.Ю. Увлеченность работой: основные подходы к определению и об- зор современных исследований. Психология в вузе,6. М., 2012. – 53 – 63с
18 Толочек В.А. Проблема стилей в психологии: историко-теоретический анализ. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. 320 с.
19 Толочек В.А. Социальная успешность человека: внесубъектные и интерсубъектные ресурсы // Изв. Сарат. ун-та. Нов сер. Сер Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т.4. вып. 2. Т. 14. С. 115 – 123.
20 Толочек В.А. Стили деятельности: ресурсный подход. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. 365 с.
21 Толочек В.А., Винокуров Л.В., Журавлева Н.И. Условия социальной среды как ресурсы профессиональной успешности субъектов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. № 4. С. 39-54.
22 Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
23 Хащенко В.А. Модель субъективного экономического благополучия // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 3 С. 38-50.
24 Чиксентмихайи М. В поисках потока. Психология включенности в повседнев- ность. М.: Альпина нон-фикшн, 2011. – 194 с.
25 Шауфели В., Дийкстра П., Иванова Т.Ю. Увлеченность работой: Как научиться любить свою работу и получать от неё удовольствие. М.: Когито-центр, 2015. c. 137.
26 Bakker A.B., Derks D. Positive Occupational Health Psychology// S. Leka, J. Houdmont (eds.) Occupational health psychology: A key text. Oxford: Wiley-Blackwell, 2010.
27 Demerouti E., Bakker A.B., Janssen P.P.M. & Schaufeli W.B. Burnout and engagement at work as a function of demands and control // Scandinavian J. of Work, Environment & Health. 2007. Vol. 27. P. 279–286.
28 González-Roma V., Schaufeli W.B., Bakker A.B, Lloret S. Burnout and work engagement: independent factors or opposite poles? // J. of Vocational Behavior. 2006. Vol. 68. P. 165– 174.
29 Kahn, William A. "Psychological Conditions of Personal Engagement and Disengagement at Work." Academy of Management Journal. Dec 1990; 33, 4; ProQuest pg. 692.
30 Maslach С., Leiter M.P. The truth about burnout. San Francisco, 1997.
31 Schaufeli W.B., Martinez I.M., Pinto A.M., Salanova M., Bakker A.B. Burnout and engagement in university students // J. of Cross-Cultural Psychology. 2002.Vol. 33. P. 464– 481.
32 Schaufeli, W. B., & Bakker, A. B. (2003). UWES: Utrecht Work Engagement Scale, Preliminary Manual. Utrecht, Netherlands: Utrecht University, Occupational Health Psychology Unit.